Конспект Нод по обучению грамоте “Что такое слово”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цели занятия: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_slovo.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
по обучению грамоте
«Что такое слово?»
Составитель: Кирсанова Г.В.
воспитатель гр. № 2
Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие».
Цели, задачи: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.
Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: «овощи», «предметы быта», 2 обруча (красного и синего цвета), рабочие тетради.
Предварительная работа: дидактические игры вне занятий.
Индивидуальная работа: выделение ударного звука в слове
Воспитатель: Здравствуйте! Садитесь.
- Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? (Здравствуйте)
- А что это значит? (Это значит поприветствовать, пожелать здоровья).
- Одно слово, как много оно значит!
- Какое слово я ещё сказала? (Садитесь).
- Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
- Всё, что нас окружает, имеет своё название и что – то обозначае ( имеет своё значение), поэтому мы и говорим: «Что означает слово?» – Слово звучит и называет все предметы вокруг нас, имена, животных, растения.
- Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей групповой комнате (Дети называют предметы мебели, игрушки, комнатные растения).
- Молодцы, сколько много слов назвали. Каждое из них обозначает предмет или группу предметов. (Стол для чего нужен – сидеть за ним, писать, обедать, читать. Кукла для чего нужна – играть.
- Давайте поиграем в игру: «Почему так называется?». Воспитатель выставляет на доску картинки: пылесос, холодильник, скакалка, самокат, мясорубка, соковыжималка. (Дети называют предмет и что обозначает это слово).
- Из этих слов понятно для чего нужны эти предметы.
- Ребята, какими могут быть слова? (длинными и короткими).
- А от чего это зависит? (от того сколько слогов в слове).
- Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если слово короткое – хлопайте в ладоши, а если длинное – подпрыгивайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
- Значит из чего состоят слова? ( из слогов).
- Да, слог – это часть слова.
- Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай на ощупь». (Дети берут по очереди один предмет, называют его, определяют сколько слогов в слове, слоги – прохлопывают). Предметы: Кук – ла, ма – ши – на, мяч, куб, ка – ран – даш, чаш – ка, та – рел – ка, руч – ка, мы – ло. (Молодцы!)
- Скажите мне, а из чего состоит слог? ( из звуков).
- Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть).
- Какой звук в слове ударный? На какой звук в слове падает ударение? (гласный).
- Мы с вами знаем, что осень – сбор урожая овощей. Давайте вспомним какие овощи собрали с полей и огородов. (Воспитатель выставляет картинки с изображением овощей, дети должны назвать овощ, разделить слово на слоги и сказать на какой звук падает ударение, на какой по счёту слог, часть). Овощи: кар – то – фель, лук, чес – нок, го – рох, ка – ба – чёк, тык – ва, ре – па, ка – пус – та, по – ми – дор. (Молодцы! Справились с заданине.)
- А, сейчас посмотрите на эти два обруча (домика) разного цвета (красного и синего) в них живут звуки. Вы подойдите к тому домику, в котором живёт первый звук авшего имени. (дети встают около обручей в зависимости от звуков).
- Игра: «Почему ты здесь встал(а)?» (потому что в этом домике живёт гласный звук А – первый в моём имени и т.д. Гласные звуки – красного цвета, а согласные – синего). Отвечают все дети, произносят первый звук своего имени. (Молодцы! Все знаете звуки, с которых начинается ваше имя.
- А теперь, выберите из этих карточек тот звук, на который начинается ваше имя, возьмите тот цвет карандаша, которым выделяется этот звук, обведите по контору, заштрихуйте слева – направо. (Дети выполняют задание).
- Помогите мне найти слова противоположные по смыслу в стихотворении Чиарди «Прощальная игра».
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной речевой группы. Тема: «Что такое слово»
Коррекционно-развивающие задачи :
- Обратить внимание детей на понятие «слово», раскрыть слово как смысловую единицу, показав, что она имеет смысл, значение.
- Показать детям, что наша речь состоит из слов, слова бывают разные.
- Продолжать учить детей подбирать рифму к данному слову.
- Продолжать учить детей подбирать определения к слову.
- Автоматизировать звуки с помощью фонетической ритмики.
- Развивать внимание, мышление, речь.
- Воспитывать чувства языка.
- Воспитывать личностные качества ребенка, активность, самостоятельность, творчество.
Наглядный материал : картинка с изображением Незнайки, собачки, мяч, фишки, картинки.
Предварительная работа : Знакомство детей с х/л Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
- Организационный момент.
- Беседа о Незнайке и Знайке.
- Фонетическая ритмика.
- Игра «Игра с мячом».
- Игра «Рифмовки».
- Подбор слов.
- Итог занятия.
Ход НОД:
I часть.
– В одном сказочном городе жили коротышки. Город назывался Цветочным и был очень красивым. На улице Колокольчиков жило 16 малышей — коротышек. Самым главным из них был малыш по имени Незнайка.
– Дети, как вы думаете, почему Знайка был самым главным малышом? (потому что он много знал.)
– Да верно. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали так за то, что… (Незнайка ничего не знал.)
– Ребята, а как вы думаете, за что его прозвали Незнайкой?
– Да, верно, за то, что он ничего не знал. Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые брюки, оранжевую рубашку. Он целый день слоняется по городу и распевает: плим, плим, плим, плим, плим, плим. Однажды Незнайка так увлекся, что не заметил, как наткнулся на Знайку. «Что ты говоришь?» — спрашивает Знайка. «Слова» — отвечает Незнайка. «Слова» — удивился Знайка, — но ведь они ничего не значат, не имеют смысла. Разве тебе понятно, о чем ты говоришь? (Ничего не понятно.)
– Нет, — говорит Незнайка, — мне не понятно. Может ребята мне подскажут, о чем я говорю.
– Дети, скажите Незнайке, о чем он говорит. Ребята, не знаете, о чем
говорит Незнайка, вам не понятно? Мне не понятно. Потому что то, о чем ты горишь, не имеет смысла, значения.
– Знайка, а разве есть другие слова? (Конечно, есть.)
– Ну конечно, есть, — отвечает Знайка. — Вот послушай, когда я говорю «ложка», — это ложка. Ложкой суп едят. «Кошка»
— это кошка. У кошки 7 котят. «Тряпка» — это тряпка. Тряпкой вытру стол. «Шапка» — это шапка. Оделся и пошел.
– А я придумал слово, смешное слово — плим.
– И повторяешь снова — плим, плим, плим.. Вот прыгает и скачет — плим, плим, плим… И ничего не значит — плим, плим, плим..
– А, понял, — говорит Незнайка. — Мы говорим словами, но слова бывают разные. Слова должны иметь смысл, значение.
II часть.
Фонетическая ритмика: отработать с детьми звуки – А, О, И, У, Э, П, Т, Х, Д.
– Дети, давайте играть в мяч, я буду кидать вам мяч, а вы называть разные слова. (Сначала Незнайка бросает мяч детям, потом наоборот). (Слова: яблоко, молоко, мама, дерево, кино, лист, лампа и т.д.)
– Спасибо ребята. Теперь я знаю много разных слов, я могу даже сочинять стихи. Про что захочу, про то и сочиню.
– Незнайка, но ведь стихи сочинять очень сложно.
– А мне ребята помогут. Они будут мне подсказывать нужные слова:
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой.. (ножке)
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка… (тоже)
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет)
Иней лег на ветки ели,
За ночь иглы… (побелели)
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный… (грыз)
Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он… (осел)
Таракан живет за печкой,
То-то теплое… (местечко)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах… (щёки)
– Спасибо, дети, вы очень хорошо помогли Незнайке.
III часть.
– Ребята, Незнайка что-то загрустил, у него пропала любимая собачка Булька. Вы можете помочь найти Бульку, если выполните следующие задания:
1. Надо сказать о собаке ласковые слова. (Милая, добрая, красивая, и т.д.)
2. Какой может быть собака. (Добрая, злая, смелая, пушистая и т.д.)
3. Что может делать собака. (Лаять, лакать, грызть, охранять и т.д.)
– Дети, посмотрите, а вот и Булька, нашлась. Вы правильно выполнили все задания и помогли Незнайке.
– Итак, сегодня мы узнали, что наша речь состоит из слов, что и мы говорим словами. Слова нужны, чтобы люди могли общаться о чем—то, разговаривать. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.
Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад №24,
г. Орел
НОД по теме Что такое слово
Автор: Ушакова Людмила Анатольевна
Организация: МБДОУ д/ с № 229
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей: старшая группа.
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: подгруппа.
Цель: ознакомление с термином «слово» как смысловой единицы.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с понятием «слово», оно имеет смысл, значение; упражнять в подборе определений, действий к предметам, дать понятие, что наша речь состоит из слов, какие, бывают слова и какую, роль в них играют звуки; закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку.
Развивающие: активизировать и обогащать словарь (слово, речь); поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний; развивать внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, культуру общения; развивать умение отстаивать свое мнение.
Оборудование и материалы: карточки с изображением предметов для д/и «Назови одним словом» на тему: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Птенцы»; мяч.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Приветствие «Здравствуй» (сопровождается движениями, дети стоят в кругу)
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю – кончиками, начиная с больших пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой.
2. Вхождение в тему.
– Ребята, сядет на свое место тот, кто назовет свою любимую игрушку.
-Молодцы, ребята! Как много игрушек вы назвали! Каждую игрушку мы называем словом. И сегодня мы познакомимся, что же такое «слово».
II. Основная часть.
1. Беседа
-Нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе, и все они имеют свое название. Посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы. За каждое слово, вы получаете фишку.
(Дети называют предметы)
– Все, что вы назвали – это слова. Послушайте стихотворение А. Шибаева.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Они слышны и здесь и там, на улице и дома,
Одно -давно привычного нам, другое не знакомо.
И это так прекрасно-
В огромном море, море слов,
– Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение, мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.
Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим».
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Вот прыгает и скачет
И ничего не значит
2. Д/и «Придумай слова»
-Ребята, придумайте сладкие слова, кислые, колючие, соленые, холодные слова.
3. Д/ и «Назови, одним словом».
– Словом мы можем обозначить не только один предмет, но и группу предметов. Ребята, обратите внимание, на столе разложены картинки с изображением предметов. Ваша задача выбрать те предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом.
4. Д/и «Расскажи какой»
-С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предмет, а вы должны подобрать слова, которые отвечают на вопрос,: какой предмет? и передать друг другу мяч.
(Воспитатель называет слова обозначающие предмет, дети подбирают признаки этого предмета.)
5. Д/и «Расскажи, что умеет делать 9 или что с ним можно делать)
-А теперь, ребята, на мое предложенное слово вы должны подобрать слова, отвевающие на вопрос: что делает этот предмет?
(Воспитатель называет слово, обозначающее предмет, а дети подбирают к нему слова, отвечающие на вопрос: что умеет делать этот предмет? или что с ним можно делать?)
6. Физкультминутка.
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево поклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
7. Беседа.
-Слово- это домик для звуков. Бывают слова маленькие, короткие, в них живет мало звуков: соль, кит, рот, дом, бывают большие, длинные, в них живет много разных звуков: воробей, листопад, крокодил.
Все слова звучат по- разному.
-Послушайте, как я скажу слово «звонок» (четко произносит слово, выделяя каждый звук). Его можно сказать звонко, весело, послушайте: «звонок»! давайте скажем его все вместе: звонок! Это слово делает таким звонким звук з. Давайте произнесем все вместе з-з-з-з.
-А вот другое слово: мишка. Она звучит иначе: м-и-ш-к-а (медленно, плавно произносит).
-Давайте все вместе скажем это слово: мишка. Похоже на то, как шуршит под ногами листья в лесу осенью: ш-ш-ш. давайте еще раз вместе скажем и послушаем, как это слово шуршит: ми-ш-шка. В слове мишка шуршит звук ш.
-А теперь послушайте, как можно сказать слово жук: ж-ж-жук. Что вы слышите в этом слове? Слышно, как жук жужжит. В этом слове есть звук ж.
8. Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире.
-Послушайте, как рассказал мальчик содержание фильма своей младшей сестренке.
Чтение стихотворения А.Барто «Сильное кино».
– Знаете, что ответила сестра после такого рассказа?
Нет, видно, я еще мало,
Я ничего не поняла.
-Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?
-Чтобы тебе слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
«Хорошую речь приятно слушать»
«Хорошая речь слаще меда».
И так, для общения и передачи информации мы используем слова. Слова – строительный материал- кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай.
III. Заключительная часть.
1. Вопросы к детям:
– Какая тема образовательной деятельности?
-Что нового узнали?
-Что больше всего запомнилось?
2. Игра «Круг друзей».
Дети, стоя в кругу, берутся, за руки жмут, их и смотрят по очереди на всех.
3. Рефлексия
-Ребята, у кого хорошее настроения после нашей образовательной деятельности, тот собирает красный цветок, у кого настроение не очень хорошее, грустное, тот с обирает желтый цветок.
ООД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа). Тема: “Знакомство со словом”
Содержимое публикации
ООД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа). Тема: “Знакомство со словом”
Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно-смысловой единице речи.
Образовательные:
Закреплять представления детей о словах.
Формировать понимание слов- антонимов.
Учить связывать существительные с соответствующими глаголами.
Развивающие:
Развивать слуховое внимание, память, мышление.
Продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова
Развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательные :
Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно.
Воспитывать любознательность, творческую активность,
Воспитание навыка самостоятельной деятельности,
Воспитывать у детей умения: работать в коллективе,
Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: кубик с точками на гранях; стол, ширма, ложка, тряпка, шапка, игрушка «кошка»; аквариум с рыбками и ракушками, кастрюля с овощами для борща: мячь.
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: Давайте поиграем, я предлагаю вам хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике. Прохлопать ритмический рисунок.
Основная часть
Воспитатель:Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет)
Воспитатель:А что я произнесла? (это звуки)
Воспитатель:Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Давайте каждый из вас назовет по одному слову.( дети называют)
Воспитатель:Каждое слово должно что-то обозначать. Прослушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим».
(воспитатель открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)
Ложка – это ложка, А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,
Шапка – это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
Вы поняли, что такое «Плим»? (Нет)
Воспитатель:Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте еще раз назовем эти предметы – каждый предмет отдельным словом ( кошка, ложка, тряпка, шапка.)
Дидактическая игра «Достанем слова»:
Воспитатель: Каким словом называется этот предмет? – (Аквариум.)
Воспитатель:– «Достанем» слова из аквариума? (дети называют слова: рыбки, вода, камни, ракушки, улитки, водоросли, песок).
( Затем воспитатель просит одного из детей: повтори все слова, которые мы назвали.)
Воспитатель:– А теперь «достанем» слова из борща. Если вы правильно назовете слово, я достану из кастрюли предмет. (Дети называют слова, а воспитатель достает овощи: свёкла, морковь, лук, капуста, картофель).
Воспитатель:Как, одним словом назвать эти предметы? –(Это овощи)
( Воспитатель подводит итог: вы назвали много разных слов.)
Дидактическая игра «Подскажи словечко»:
Воспитатель:Очень часть так бывает, что словечка не хватает.
Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает, слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,
Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко:
Наша Таня громко плачет, Серый волк в густом лесу
Уронила в речку … мячик. Встретил рыжую … лису.
Дидактическая игра «Какое слово добавилось?»
Воспитатель:– Я назову слово: Помидор. Какое слово я назвала? Повторите его. Теперь я добавлю одно слово: помидор, картофель. Какое слово я добавила? (картофель) Добавлю еще одно слово: помидор, картофель, огурец. Какое слово я добавила? (огурец).
Воспитатель:Молодцы, хорошо получается! – Устали? Отдохнем?
Игра «Что делает предмет?»(проводится на ковре)
Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
пила – пилити т. д
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с словами.
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Заключительная часть
– Что нового узнали на занятии и о чём расскажете дома? (Ответы детей)
– Что учились делать? (Ответы детей)
– Что вам больше понравилось на занятии? (Ответы детей)
Конспект НОД по обучению грамоте в средней группе. Короткие и длинные слова
(Воспитатель рассаживает детей на стульчиках полукругом)
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придет. Мне кажется, я уже слышу , что гости приближаются. Закрывайте глазки. (Дети закрывают глазки, воспитатель достает игрушечных собачку и слона, озвучивает каждое животное)
Воспитатель:
Ой, ребятки, я заметила, что собачка грустная, давайте спросим, что у неё случилось? (дети спрашивают)
Собачка:
Меня слон называет маленькой
Слон:
Да, собачка маленькая, а я большой. Собачка маленькая, а я большой
(Собачка плачет)
Воспитатель:
Не плачь, собачка и не расстраивайся. Я тебе открою маленький секрет. Хоть ты и маленькая по размеру, но если произнести слово «Собачка», оно будет длинней, чем слово «слон». Вот послушайте, я произнесу это слово медленно, по частям «Со-бач-ка», а теперь я произнесу слово «Слон». Какое слово прозвучало длиннее? (дети отвечают, что слово «собачка» длиннее, чем слово «слон»)
Воспитатель:
Оказывается, слова бывают длинные и короткие. Это можно проверить с помощью хлопков. Любое слово можно прохлопать. Давайте попробуем прохлопать слово «Со-бач-ка». Хлопать будем на каждую часть в слове. «Со» (хлопок), «бач» (хлопок), «ка» (хлопок). Ребята, сколько мы раз хлопнули? (Три), а теперь давайте прохлопаем слово «Слон» (хлопок). Сколько раз хлопнули? (один). Какое слово длиннее? (Собачка), а какое короче? (слон)
Собачка (радуется):
Ура , моё слово оказалось длиннее, хоть слон такой большой.
Слон:
Спасибо, ребята, что нас помирили. Мы хотим с вами поиграть в игру «Доскажи словечко»
Собачка:
Если вы отгадаете, появится картинка.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
вот какая это крошка
Это девица… («матрёшка»)
(появляется картинка матрёшки)
В темноте летает кто-то
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский (жук)
(появляется картинка матрёшки)
Что за чудо там стоит:
Человек из снега,
Нос-морковка, а глаза
Два премилых уголька.
Кто же там такой стоит?
Ну конечно … (Снеговик)
(появляется картинка снеговика)
Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-… (Кит)
(появляется картинка кита)
Воспитатель: какие вы молодцы! Посмотрите еще раз на картинки , давайте произнесём их название и определим, какие слова длинные, а какие короткие. Как мы это сможем сделать ?(прохлопать)
(воспитатель произносит каждое слово по слогам(частям), дети прохлопывают вместе с воспитателем каждый слог ,а чтобы было легче определить количество слогов в слове, чертит под каждой картинкой горизонтальные полоски)
Собачка: Вы большие молодцы, давайте отдохнём и поиграем в нашу любимую игру :
Физминутка «Как у бабушки Маланьи»
Как у бабушки Маланьи (дети шагают на месте)
Было семеро внучат
Вот с такими глазами (показывают пальцами «колечки» вокруг глаз)
Вот с такими ушами (круговые движения руками вокруг ушей)
Вот с такой головой (руки смыкаются над головой, образуя круг)
Вот с такой бородой (наклоны вниз, смыкая руки на уровне колен)
И все они не ели, не пили (взмахи поочерёдно руками, то в правую, то в левую сторону)
А лишь на бабушку Маланью
и делали вот так: (показ любого упражнения)
(игра повторяется 2-3 раза, упражнения каждый раз меняются)
(пока дети рассаживаются на места, воспитатель в обруч (это магазин) на полу выкладывает следующие предметы: маленькую коробочку сока, машинку, мяч, шар, лошадку, кастрюлю)
Воспитатель:
Собачка и слон, я хочу вас попросить сходить в магазин, вот вам каждому по корзинке. В обруче находится магазин. Ты слон, будешь покупать только те предметы, названия которых короткие и имеют всего одну часть(слог), если прохлопать, а ты, собачка будешь покупать предметы, название которых длинное. А ребята нам помогут разобраться с покупками
(воспитатель поочерёдно берёт предмет, произносит по слогам, вместе с детьми прохлопывает его название ,и определяют какому персонажу он достанется.)
Рефлексия
Воспитатель:
Молодцы , ребята, сегодня мы с вами помирили собачку и слона, узнали , что слова бывают длинные и короткие, научились прохлопывать слова. Давайте попрощаемся с нашими героями.
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
Комендантова Елена Владимировна
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
Занятие №1
Цель: практическое усвоение слов, обозначающих предмет.
Задачи:
1. Знакомство с термином «слово»;
2. Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении;
3. Развивать представление о многообразии слов;
4. Воспитывать интерес к началам грамоты.
Предварительная работа: чтение стихотворения «Какие бывают слова».
Материал: игрушки по количеству детей, фишки-игрушки, сухой аквариум, кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста, следы.
Ход НОД
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.
Воспитатель (в дальнейшем В.): Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?
Дети (в дальнейшем Д.): Следы.
В. : А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
2. Поисково-практический этап.
Заходим в группу и видим на столе игрушки.
В. : Дети, что это?
Д. : Игрушки (если дети называют каждую игрушку по отдельности, то просим назвать их одним словом).
В. : Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.
Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.
В. : Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?
Д. : Всё, что нас окружает имеет название.
В. : Верно. Молодцы!
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку).
Давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть слово колючее — ёжик,
Есть слово промокшее — дождик,
Есть книжное слово — страница,
Есть слово лесное — синица,
Есть слово пушистое — снег,
Есть слово весёлое — смех.
Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку-игрушку). Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.
Физкультминутка «Поднимаем ручки выше».
Поднимаем ручки выше, Поднять руки вверх, потом
Опускаем руки вниз. Присесть и коснуться руками пол.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись.
Выполняем три наклона, Наклоны вперёд.
Наклоняемся до пола,
А потом прогнёмся сразу Наклоны назад.
Глубоко назад три раза.
Выполним рывки руками- Рывки руками.
А теперь мы приседаем, Приседания.
Чтоб сильней и крепче стать.
Вверх потянемся потом. Потягивание-руки вверх.
Шире руки разведём. Руки в стороны.
Мы размялись от души
И на место все спешим. Садимся на свои места.
В. : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Достань слово».
На столе стоит сухой аквариум.
Каким словом называется этот предмет?
Д. : Аквариум.
В. : «Достанем» слова из аквариума?
Дети называют слова: рыбки, ракушки, водоросли и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку.
Молодцы! А теперь мы будем «доставать» слова из борща (берём в руки заранее приготовленную кастрюлю с бутафорскими овощами).
-Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).
-Как назвать одним словом все эти предметы?
Д. : Овощи.
В. : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
3. Рефлексивно-оценочный этап.
В. : Вам понравилось занятие?
-А что понравилось больше всего?
-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали фишки. Давайте посмотрим, у кого фишек больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз)
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» Дидактическая игра.
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» в старшей группа по программе «Детство» Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку.
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» (старшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа Цель: развитие музыкальных и.
«Будь всегда достоин имени своего». Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа) Цель: Обобщить знания детей об этимологии имени фамилий, их значении; показать, как отражаются имена людей в фольклоре; способствовать развитию.
Конспект НОД по развитию произношения и основам грамоты для подготовительной логопедической группы «Звук [Г] буква «Г» Конспект занятия по развитию произношения и основам грамоты Подготовила учитель-логопед Авдеева Евгения Александровна МДОУ д/с 29 г. Копейск.
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Часть 1» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста “Знакомство с элементами музыкальной грамоты” Тема 1: «Знакомство со звуками. Звуки-шумы.
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Часть 2» Тема 2: «Дом для нот» Конспект ОД в рамках проекта “В ритме детства”, направленного на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного.
«Такие разные мальчики и девочки». НОД в области «Познавательное развитие» (старшая группа) НОД в области «Познавательное развитие» «Такие разные мальчики и девочки» (старшая группа) МАДОУ «Детский сад № 25» г. Печора, Республика.
Конспект занятия «Знакомство детей со звучащим словом, термином «слово» Цель: закрепление звука «к»; дать представление о многообразии слов; ознакомить с термином «слово». Ход занятия. 1. Ритуал начала занятия.
Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ
Автор: учитель-логопед Трашенкова Л.В.
Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
– развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.
Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.
Можно выделить следующие зоны:
- Зона коррекции звукопроизношения;
- Рабочая зона учителя-логопеда;
- Учебно-образовательная зона;
- Зона игрового сопровождения;
- Зона развития мелкой моторики;
- Зона хранения дидактического и методического материала;
- Консультативно-информационная зона.
1. Зона коррекции звукопроизношения.
Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой), тренажёрами для кончика языка, массажёром для языка « Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями, игрушками и тренажёрами для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, одноразовыми стерильными салфетками, одноразовыми перчатками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.
2. Учебно-образовательная зона
Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.
3. Зона наглядно – методического сопровождения
Данная зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека речевого материала по автоматизации звуков, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека) В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: СD-диски с записью логоритмических упражнений и пятиминуток; «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.
4. Зона игрового сопровождения
Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки,игры на автоматзацию звуков и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.)
5. Зона развития мелкой моторики
Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)
6. Консультативно-информационная зона
представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы.
Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).
7. Рабочая зона учителя-логопед
Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.
В логопедический кабинет приобретена современная компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии «ВиЭль». Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.
Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.
Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.
Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.