НОД по теме: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект занятия по автоматизации звука л.

Скачать:

Вложение Размер
tema_avtomatizatsiya_zvuka_l.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах.

  • Коррекционно-образовательные :
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах;
  • закрепить умение согласовывать сущ. ед.чис. с числительным, употреблять сущ. ед. числа в род. падеже;
  • упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
  • Коррекционно-развивающие :
  • развитие интонационной окраски речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
  • Коррекционно-воспитательные :
  • воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
  • символ согласного, твердого, звонкого звука;
  • мячи: обычный резиновый, мягкий малый, массажный;
  • шарф;
  • магнитная доска;
  • картинки;
  • воздушные шары, на которых изображены разные эмоции (грусть, злость, удивление, обычное, радость);
  • шнурок;
  • бусы;
  • клубок ниток.

Логопед. Посмотри сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше занятие и послушать, как красиво и правильно ты говоришь. Поздоровайся со всеми. Сегодня на занятие я принесла много разных мячей. Со всеми мы будем играть, закрепляя правильное произношение звука [Л].
Давай вспомним, как правильно произносить звук [Л] (губы открыты, зубы разомкнуты, язык наверху, ощущается теплый поток воздуха).
Характеристика звука [Л] (согласный, твердый, звонкий).

Логопед. Давай вспомним, какую артикуляционную гимнастику мы делали, чтобы научится правильно говорить этот звук:

  • блинчик
  • маляр
  • часики
  • качели
  • болтушка
  • индюки
  • пароход гудит (Ы Ы Ы)
  • парус

Логопед. Сейчас мы поиграем с большим мячом. Ты будешь кидать мяч об пол и ловить его, при этом произносить четко звук [Л] в слогах (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ).
Ребенок выполняет.

Игра «Посчитай слово»

Логопед. Мы будем бросать большой мячик друг другу, и считать слово (лодка). Ребенок в процессе игры изменяет слово (лодка) в соответствии с числительным.

Игра «Чего не стало»

Логопед. Сейчас мы поиграем с другим мячиком. Возьми маленький мягкий мячик. Нужно попасть этим мячиком в картинки, прикрепленные на доске, назвать их и сказать, чего не стало. Ребенок кидает мячик в картинку и называет, чего не стало, при этом правильно проговаривает окончание называемого слова в родительном падеже.(картинки на звук [Л]).

Игра «Назови с разной интонацией»

Логопед. Посмотри, какие у нас красивые воздушные шары. Мы сейчас с ними поиграем. Возьми шарик, посмотри какое настроение у этого шарика, с таким настроением ты скажешь слово (лук). Ребенок берет шарик и проговаривает слово (лук) грустно, обычно, зло, удивленно, радостно.

Проговаривание звука [Л] в чистоговорках

Логопед. Мы с тобой сейчас возьмем другой мячик, массажный. Давай сядем за стол и будем катать его друг другу так, чтобы он не упал на пол, но при этом мы будем проговаривать чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА – у меня пила
ЛО-ЛО-ЛО – все бело
ЛУ-ЛУ-ЛУ – я ем лук
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – нет пилы
АЛ-АЛ-АЛ – пенал упал
ОЛ-ОЛ-ОЛ – я забил гол
УЛ-УЛ-УЛ – пенал упал на стул
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – Павел пенал дома забыл.

Логопед проговаривает первую часть чистоговорки, ребенок – вторую часть.

Логопед. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в нашу игру «Я знаю…». Берем шарф за противоположные концы. Кладем мяч на середину шарфа и начинаем перекатывать его, при этом ребенок придумывает имена со звуком [Л]. (Лана, Анжела, Милана, Алан, Володя, Слава, Элона, Луиза, Лада, Лариса, Луша, Лука, и т.д.).

Игра «Собери бусы»

Логопед. Посмотри, мои бусы такие красивые, как маленькие мячики. Но они рассыпались, как и рассыпались слова в предложениях. Их нужно собрать. Ребенок правильно составляет из предложенных слов фразу, при этом нанизывает бусы на шнурок. (Взяла лопатку Луша. Ладони Володя мыл. Салат Мила ела. Лук Лада полола.)

Игра «Намотай клубок»

Логопед. Посмотри, какой интересный у нас есть мячик. Это клубок из ниток. Я его размотаю, а ты снова намотаешь нитки на клубок, чтобы получился мячик, и будешь рассказывать при этом стихотворение, которое мы с тобой начали учить.

Белок видел я в лесу,
Лапки – с коготками
Шоколадку им несу –
Малышу и маме.

Логопед. Молодец. Мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какое задание для тебя было трудным? Что тебе понравилось на занятии? Я дарю тебе воздушные шарики, чтобы вы с ребятками в группе поиграли.

НОД по автоматизации звука Л в словах, в слогах, в словах и в предложениях «Помощники Айболита»

Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи.

  • Учить четкому произношению и правильному употреблению звука Л в словах, во фразах, в закрытых и в стечениях с согласными слогах.
  • Формировать умение детей согласовывать числительное с существительным.
  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки символы для артикуляционной гимнастики, фигурки животных – белка, лось, лошадка, слон; массажный коврик, колокольчик, шаблон слона, лист и карандаш.

I. Организационный момент

– Сегодня к нам за помощью обратился доктор Айболит. К нему приходят лечиться разные животные, птицы, рыбы, но он не может им помочь один и просит у нас помощи.

Ребенок: давайте тогда поможем ему.

– Хорошо! Айболит живет на острове. На чем же мы туда доберемся?

Ребенок: на самолете.

– Хорошо! Давай пройдем на наши места в самолете и отправимся в полет. А пока летим, чтобы нам не скучать, давай выполним артикуляционную гимнастику.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

«Чистим верхние зубки»

– Наш самолет летит Л-Л-Л.

Зубки улыбаются, язык между зубок. Звук Л согласный, твердый, звонкий.

2. Автоматизация звука Л в слогах.

– Ну, вот прилетели мы на остров к Айболиту. Но что – то его не видно. А впереди болото. Пройдем его по кочкам, проговаривая слоговые цепочки и выполняя определенные действия.

– Желтая кочка – ЛА –ЛА – ЛА (руки наверху, хлопают).

– Зеленая кочка – ЛО – ЛО – ЛО (топаем ногами).

– Синяя кочка – ЛУ-ЛУ-ЛУ (наклоны вперед).

– Красная кочка – ЛЫ-ЛЫ- ЛЫ (повороты с пружинкой).

Появляется доктор Айболит, здороваемся и предлагаем свою помощь.

Обращаю внимание на очередь из животных (ЛОСЬ, БЕЛКА, ЛОШАДЬ.)

Предлагаю ребенку выбрать пациентов по очереди.

Когда пациент белка, после игры, пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

3. Развитие фонематического слуха.

– А вот и первые пациент________

– У _____ пропал слух. Мы поможем _____, будем его ушами, определять есть ли в словах звук Л. Если в слове есть звук Л, звеним в колокольчик.

– Лавка, дом, мыло, мел, венок, булавка, мех, стол, клоун.

– Молодец! С заданием справились, помогли.

4. Автоматизация Л в словах, во фразах и предложениях.

– Кто будет следующий?

– У ________ заболела лапка, и пока доктор Айболит будет ее лечить, давай ей поможет справиться по хозяйству, (посчитаем сколько у нее вилок и скалок ).

Игра «Посчитай» (согласование числительного с существительным)

Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок.

Одна скалка, две скалки, три скалки, четыре скалки, пять скалок.

– Следующий пациент ______, у него пропал голос. Мы поможем ему проговорить фразы, но фразы с ошибками. И нам нужно исправить там ошибки.

Игра «Исправь ошибку»

Халат надел маму. (Мама надела халат)

На белке сидит елка.

Стол поставили на лампу.

У голубого платья есть кукла.

Ладони вымыли Аллу мылом.

-Молодец! Справились и с этим заданием.

– Вот всех пациентов мы помогли принять доктору Айболиту, но кажется кто – то к нему еще проситься. Это слон. У него пропала тень.

6. Развитие мелкой моторики.

– У слона пропала тень, давай его обведем и нарисуем ему новую тень.

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: Закрепить моторный и слуховой образ звука [Л]. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

1. Активизировать словарь по теме «Инструменты».
2. Развивать фонематическое восприятие и слух.
3. Развивать зрительное восприятие, используя методику наложенных картинок.
4. Развивать мелкую моторику, используя физминутку.
5. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
6. Воспитывать уважение к труду, терпеливость, усидчивость.

1. Организационный момент.

(Дети отвечают логопеду, выполняя движения)

Как живешь? – Дети: Вот так! (показывают большой палец)
Как идешь?- Вот так! (имитируют ходьбу)
Как даешь? – Вот так!
Как берешь? –Вот так!
Как бежишь?- Вот так!
А как спишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!

Дети садятся на стульчики перед зеркалом, на столах картинки разбросаны.

Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре.
Смело, четко говорим, потому что не спешим.

2. Посмотрите, здесь побывала Сюсюкалка, все вещи побросала в кучу. Что здесь лежит? Посмотрите на картинки и назовите (контуры картин наложены друг на друга – молоток, метла, лом, пила, лопата). Как их одним словом назвать? (Инструменты)

3. Сообщение темы:

– Сегодня мы с вами побываем в мастерской города Красивой речи.

– Определите звук, который встречается во всех перечисленных словах, и вы узнаете, какому звуку принадлежит эта мастерская.

Молоток, лом, лопата, пила, метла.

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: Улыбнемся мы лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
Зубы: за заборчик мы пройдем,
Зубы быстро разомкнем.
Язык: На «качелях» мы качались,
Все друг другу улыбались.
Тут пришел индюк надутый, болтал целую минуту:
«Бл-бл-бл»…
Разве что тут разберешь?
Ничего тут не поймешь.

Упражнения: «Улыбка — хоботок», «Лопатка», «Чашка», «Грибок», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок», «Пароход».

5. Артикуляция звука [Л].

На букву «Л» посмотрите,
Все о звуке расскажите:
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык за верхними зубами кончик прижат к зубам.
Воздушная струя идет через боковые края языка.
[Л]- согласный, звонкий, твердый звук.

6. Развитие дыхания.

«Бабочку поймать хотели,
Но они все улетели» (дети сдувают бабочку с цветка с высунутым языком)

7. Развитие фонематического слуха.

– Возьмите колокольчики со стола и послушайте задание: «Как услышим звук [Л], колокольчиком звоним».

М-п-л-а-р-л-н-г-н-л
Ла-ма-па-гу-лу-пу-бы-лы-ны
Лампа — мама — лошадь — нога – кукушка – гусь – лужа

Развитие мелкой моторики.

– Пальчиками нарисуем букву «Л» в воздухе.

– А теперь поставьте пальчики как буква «Л». Побежали пальчики до края стола и обратно.

8. Физминутка (имитируем руками движения)

Работа в мастерской во всю идёт:
Молоток стучит,
Лом долбит,
Пила пилит,
Лопата гребет
Метла мусор убирает.

9. Автоматизация звука [Л] в слогах и в словах и предложениях.

Забежим в гости к гласным,
Повторите за мной
Ла-Ло-Лы, Лэ–Ло-Лу.

Ал – ал — бал (мал, зал,)
Ел – ел — мел, (пел, сел)
Ул – ул – мул (стул)
Ол — ол – стол (кол)

ла – ла — лак, (лапа, лампа, лайка)
ло — ло – лом, (лось, лодка)
лу — лу – луна, (лужа, лупа)
лы – лы – лыжи (лыжник)

– Запомни и повтори:

Пенал – бокал – вокзал – канал
Лакомка – лампочка – лайка — ландыш
Белка – палка – скакалка – волк

Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.

– Составьте о каждом инструменте предложение:

Папа забивает гвозди молотком.
Папа пилит доску пилой.
Я подмел пол метлой
Папа сверлил стену сверлом.
Папа долбил доску долотом.

10. Итог занятия.

Путешествовали долго,
Мы идем сейчас домой!
Но не бойся — вместе скоро
Мы придем сюда с тобой.

– О каком звуке мы сегодня говорили?

– Кому расскажешь о своих успехах?

– У тебя все получилось?

– Что сегодня было особенно интересно?

– Что тебе показалось трудным?

– Молодцы ребята, всё вы успели, всё сумели, выполнили все задания, показали свои знания.

Харина Альфия Салимзяновна,
учитель-логопед,
МАДОУ »Центр развития ребенка-детский сад №268″,
г. Пермь

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Марина Свинолупова
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ»

Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах.

Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать качественные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи-образование антонимов, совершенствование звукового анализа слов, обогащение словаря.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, фонематический слух, звуковой анализ, зрительное восприятие, мышление, умение произносить звук Л в словах.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.

Оборудование: Трубочка с шариком для дыхательных упражнений, картинки с изображением предметов со звуком Л, артикуляционный профиль звук Л, слоговая таблица, карточки со словами на Л в начале слова, карточки со словами с Л в конце слова, карточки со словами с Л в середине слова, карточки с изображением дома и животных.

Ход работы:

I. Организационный момент.

Л: Здравствуй, Никита! Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю тебе определить, какое у тебя сегодня настроение.

(Ребенок выбирает смайлик, характеризующий его настроение)

II. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.

Л: Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки подниманием

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем

III. Работа над дыханием.

Л: А теперь подуем в трубочку, струя воздуха должна быть непрерывной и длительной, чтобы шарик высоко и долго летал в воздухе.

IV. Артикуляционная гимнастика.

1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

2. «Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

3. «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя»,а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

4. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

5. «Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

6. «Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

7. «Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

V. Сообщение темы занятия.

Л: Никита, ты узнаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать,если отгадаешь мою загадку:

Ох, опять промокли ноги!

Разлилась по всей дороге

Прямо на моём пути,

Не проехать, не пройти!

Мне “спасатель – мама” нужен!

На пути большая. !

Л: Молодец, скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове ЛУЖА?

Н: Звук Л.

Л: Правильно, сегодня мы будем с тобой учиться произносить звук Л в слогах и словах.

VI. Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: Давай расскажем про него. Когда мы произносим звук Л, у нас Губы открыты – Зубы разомкнуты – Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка – Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.

Л: Давай вспомним, звук Л гласный или согласный?

Л: Мягкий или твердый?

Л: Глухой или звонкий?

VII. Введение звука в слоги, слова.

1. Работа с буквой Л.

Л: Сегодня мы с тобой учимся произносить звук Л, этот звук соответствует букве Л. Скажи, пожалуйста, чем звук отличается от буквы?

Н: Букву мы видим и пишем, а звук слышим и говорим.

Л: Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.

2. Работа со слоговой таблицей.

Л: Прочитай слоги

3. Автоматизация звука Л в начале слова.

Л: А теперь давай представим, что мы с тобой хотим отправиться в путешествие и нам нужно собрать рюкзак. Посмотри внимательно на картинки и возьми с собой только те вещи, которые начинаются на звук Л.

Н: Ложка, Лампа, Лупа

4. Автоматизация звука Л в конце слова. Игра «Догадки»

Л: Молодец, ты хорошо справился с заданием, а теперь давай поиграем в игру, которая называется «Догадки». Я сейчас буду описывать предмет, а ты догадайся, про какую картинку я говорю.

Л: Цветной, хрупкий, твердый…

Л: Упрямый, ушастый, веселый …

Л: Удобный, прочный, розовый …

Л: Стеклянный, прозрачный, красивый…

Л: Яркий, розовый, школьный…

5. Гимнастика для глаз

Л: Прежде чем продолжить занятие, давай дадим отдохнуть нашим глазкам и сделаем гимнастику.

Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивился – что такое? И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.

Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров!

6. Автоматизация звука Л в середине слова. Игра «Скажи наоборот».

Л: Молодец, вот мы и отдохнули, продолжим. Следующая игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть тебе картинки, и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот.Например: молоко бывает теплым, а бывает холодным.

Л: Волк бывает сытый, а бывает.

Л: Лошадь бывает черная, а бывает.

Л: Бокал бывает пустой, а бывает.

Л: Волосы бывают темные, а бывают.

Л: Человек бывает пожилой, а бывает.

VIII. Работа над формированием фонематического слуха и звукового анализа.

Л: Давай представим, что мы с тобой строители и нам нужно построить дом. Дом построили, теперь нам нужно заселить туда жителей. Рассели наших животных и птиц. На первом этаже будут жить те, в названии которых звук Л первый, на втором этаже будут жить те, у которых звук Л второй, и на последнем те, у которых звук Л последний.

(Ребенок расселяет животных по этажам)

IX.Подведение итогов занятия.

Л: Молодец, ты сегодня очень хорошо поработал, скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?

Н: Звук Л.

Л: Давай вспомним, звук Л согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

Н: Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Л: А какое задание тебе понравилось больше всего? Почему?

Л: Дома тебе будет задание разгадать кроссворд. Тебе нужно будет вписать в кроссворд слова, которые заканчиваются на звук Л, а картинки раскрасить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом» Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом (у воспитанника с ЗПР подготовительной группы). Задачи: – закрепить артикуляцию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: – закрепление правильного произношения звука [Ш]; – обучение определять наличие и место звука [Ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука «л» в слогах, словах, предложениях» Конспект занятия Тема: «Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, предложениях» Цель: Закрепление правильного произношения звука /Л/ в.

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами песочной терапии. Автоматизация звука [с] в словах. Программные задачи: Коррекционно – образовательная: закреплять навык автоматизации звука [с] в словах, упражнять в классификации предметов.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального занятия доя детей с ОНР III уровня «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Цель: – Автоматизация звука [ш] в словах и словах; – Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задачи: 1. Проводить.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука Т в прямых слогах, словах» Тема: Автоматизация звука Т в прямых слогах, словах. «В гостях у Тони» Задачи: укреплять мышцы артикуляционного аппарата; закреплять навык.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Автоматизация звука р в слогах, словах и предложениях». Цели занятия: -упражнять детей в правильном произнесении звука р в слогах, словах и предложениях; -закреплять умение определять наличие.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях» Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях. Цель: 1) Закрепить умение.

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная группа) Тема: «Автоматизация звука [Л] словах, предложениях»

Разделы: Логопедия

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
  • обогащение и расширение словарного запаса;

Коррекционные:

  • развивать внимание, фонематический слух;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование: зеркало, чудесный мешочек, Су-Джо мяч и кольцо, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай, загадку и попробуй догадаться кто это?

Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки всё грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это – … (Белка)

Логопед: Правильно, это Белка. Произнеси слово Белка ласково.

Ребенок: Белочка.

Белочка очень любит собирать орешки и грибы. Белка пришла послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

“Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Качели», «Часики», «Вкусный мед».

– Молодец, Белочке понравилось.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах

Логопед: Давай покажем Белочке как может гудеть пароход.

Песенка звука [Л] – «Пароход гудит» л-л-л-л.

Артикуляция звука: губы в «улыбке», язычок смотрит вверх и упирается в верхние зубки.

Логопед: Белочка любит петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел (а) для нее. А поможет тебе пирамидка. (ребенок произносит слог на каждое кольцо).

ла-ла-ла-ла ала-ала-ала-ала
лу-лу-лу-лу улу-улу-улу-улу
лы-лы-лы-лы ылы-ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло-ло оло-оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах

Логопед: Белочка принесла картинки. Назови картинки, в названии которых есть звук [Л].

Игра: «Чудесный мешочек»

(ребенок называет картинки на слайде)

5. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариком и кольцом

Логопед: Ты хорошо справился с заданием давай поиграем с Су-Джок шариком и кольцом.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец),
Лисичке-сестричке (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец),
Воробью, синичке (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец),
Мишке толстопятому (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец),
Заиньке усатому (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

6. Игра «Где спрятался звук»

Логопед: Посмотри на картинки и определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. А поможет тебе «Звуковой домик» (игра с картинками)

7. Игра «Посчитай»

Логопед: Ты хорошо умеешь считать. Давай посчитаем картинки при этом ты будешь отчетливо произносить звук [Л].

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях

– Белочка решила картинки и схемы предложения, и хочет посмотреть, как ты можешь составлять предложения.

9. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Белочкой. Ей пора возвращаться домой в лес. Ты молодец, справился со всеми заданиями. Твой язычок правильно проговаривал звука [Л]. Какая игра тебе понравилась больше всего?

НОД по теме: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: Закрепить моторный и слуховой образ звука [Л]. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

1. Активизировать словарь по теме «Инструменты».

2. Развивать фонематическое восприятие и слух.

3. Развивать зрительное восприятие, используя методику наложенных картинок.

4. Развивать мелкую моторику, используя физминутку.

5. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

6. Воспитывать уважение к труду, терпеливость, усидчивость.

1. Организационный момент. (Дети отвечают логопеду, выполняя движения)

Как живешь? – Дети: Вот так! (показывают большой палец)

Как идешь?- Вот так! (имитируют ходьбу)

Как даешь? – Вот так! ( имитация по тексту)

Как берешь? –Вот так!

Как бежишь?- Вот так!

А как спишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

Дети садятся на стульчики перед зеркалом, на столах картинки разбросаны.

Логопед: Каждый день всегда везде,

на занятиях, в игре.

Смело, четко говорим,

потому что не спешим.

2. Посмотрите, здесь побывала Сюсюкалка, все вещи побросала в кучу. Что здесь лежит? Посмотрите на картинки и назовите (контуры картин наложены друг на друга – молоток, метла, лом, пила, лопата). Как их одним словом назвать? (Инструменты)

3. Сообщение темы: – Сегодня мы с вами побываем в мастерской города Красивой речи. – Определите звук, который встречается во всех перечисленных словах, и вы узнаете, какому звуку принадлежит эта мастерская.

Молоток, лом, лопата, пила, метла, долото – Звуку [Л].

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: Улыбнемся мы лягушкам,

Губы тянем прямо к ушкам.

Зубы: за заборчик мы пройдем,

Зубы быстро разомкнем.

Язык: На «качелях» мы качались,

Все друг другу улыбались.

Тут пришел индюк надутый, болтал целую минуту: «Бл-бл-бл»… Разве что тут разберешь? Ничего тут не поймешь.

Упражнения: «Улыбка — хоботок», «Лопатка», «Чашка», «Грибок», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок», «Пароход».

5. Артикуляция звука [Л].

На букву «Л» посмотрите,

Все о звуке расскажите:

Язык за верхними зубами кончик прижат к зубам.

Воздушная струя идет через боковые края языка.

[Л]- согласный, звонкий, твердый звук.

6. Развитие дыхания. «Бабочку поймать хотели, Но они все улетели» (дети сдувают бабочку с цветка с высунутым языком)

7. Развитие фонематического слуха.

– Возьмите колокольчики со стола и послушайте задание: «Как услышим звук [Л], колокольчиком звоним».

Лампа — мама — лошадь — нога – кукушка – гусь – лужа

8. Развитие мелкой моторики.

– Пальчиками нарисуем букву «Л» в воздухе.

– А теперь поставьте пальчики как буква «Л». Побежали пальчики до края стола и обратно.

9. Физминутка (имитируем руками движения)

Работа в мастерской во всю идёт:

Метла мусор убирает.

10. Автоматизация звука [Л] в слогах и в словах и предложениях.

Забежим в гости к гласным:

Повторите за мной

Ал – ал — бал (мал, зал,)

Ел – ел — мел, (пел, сел)

Ул – ул – мул (стул)

Ол — ол – стол (кол)

ла – ла — лак, (лапа, лампа, лайка)

ло — ло – лом, (лось, лодка)

лу — лу – луна, (лужа, лупа)

лы – лы – лыжи (лыжник)

Запомни и повтори:

Пенал – бокал – вокзал – канал

Лакомка – лампочка – лайка — ландыш

Белка – палка – скакалка – волк.

– Ослик был сегодня зол, Он узнал, что он осёл.

Составьте о каждом инструменте предложение:

Папа забивает гвозди молотком.

Папа пилит доску пилой.

Я подмел пол метлой.

Папа сверлил стену сверлом.

Папа долбил доску долотом.

11. Итог занятия.

Мы идем сейчас домой!

Но не бойся — вместе скоро.

Мы придем сюда с тобой.

Выполнили все задания,

Показали свои знания!

, учитель-логопед,

МАДОУ »Центр развития ребенка – детский сад № 000″, г. Пермь

Читайте также:
Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: