НОД по теме Автоматизация звука (Л)

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: Закрепить моторный и слуховой образ звука [Л]. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

1. Активизировать словарь по теме «Инструменты».
2. Развивать фонематическое восприятие и слух.
3. Развивать зрительное восприятие, используя методику наложенных картинок.
4. Развивать мелкую моторику, используя физминутку.
5. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
6. Воспитывать уважение к труду, терпеливость, усидчивость.

1. Организационный момент.

(Дети отвечают логопеду, выполняя движения)

Как живешь? – Дети: Вот так! (показывают большой палец)
Как идешь?- Вот так! (имитируют ходьбу)
Как даешь? – Вот так!
Как берешь? –Вот так!
Как бежишь?- Вот так!
А как спишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!

Дети садятся на стульчики перед зеркалом, на столах картинки разбросаны.

Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре.
Смело, четко говорим, потому что не спешим.

2. Посмотрите, здесь побывала Сюсюкалка, все вещи побросала в кучу. Что здесь лежит? Посмотрите на картинки и назовите (контуры картин наложены друг на друга – молоток, метла, лом, пила, лопата). Как их одним словом назвать? (Инструменты)

3. Сообщение темы:

– Сегодня мы с вами побываем в мастерской города Красивой речи.

– Определите звук, который встречается во всех перечисленных словах, и вы узнаете, какому звуку принадлежит эта мастерская.

Молоток, лом, лопата, пила, метла.

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: Улыбнемся мы лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
Зубы: за заборчик мы пройдем,
Зубы быстро разомкнем.
Язык: На «качелях» мы качались,
Все друг другу улыбались.
Тут пришел индюк надутый, болтал целую минуту:
«Бл-бл-бл»…
Разве что тут разберешь?
Ничего тут не поймешь.

Упражнения: «Улыбка — хоботок», «Лопатка», «Чашка», «Грибок», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок», «Пароход».

5. Артикуляция звука [Л].

На букву «Л» посмотрите,
Все о звуке расскажите:
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык за верхними зубами кончик прижат к зубам.
Воздушная струя идет через боковые края языка.
[Л]- согласный, звонкий, твердый звук.

6. Развитие дыхания.

«Бабочку поймать хотели,
Но они все улетели» (дети сдувают бабочку с цветка с высунутым языком)

7. Развитие фонематического слуха.

– Возьмите колокольчики со стола и послушайте задание: «Как услышим звук [Л], колокольчиком звоним».

М-п-л-а-р-л-н-г-н-л
Ла-ма-па-гу-лу-пу-бы-лы-ны
Лампа — мама — лошадь — нога – кукушка – гусь – лужа

Развитие мелкой моторики.

– Пальчиками нарисуем букву «Л» в воздухе.

– А теперь поставьте пальчики как буква «Л». Побежали пальчики до края стола и обратно.

8. Физминутка (имитируем руками движения)

Работа в мастерской во всю идёт:
Молоток стучит,
Лом долбит,
Пила пилит,
Лопата гребет
Метла мусор убирает.

9. Автоматизация звука [Л] в слогах и в словах и предложениях.

Забежим в гости к гласным,
Повторите за мной
Ла-Ло-Лы, Лэ–Ло-Лу.

Ал – ал — бал (мал, зал,)
Ел – ел — мел, (пел, сел)
Ул – ул – мул (стул)
Ол — ол – стол (кол)

Читайте также:
Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

ла – ла — лак, (лапа, лампа, лайка)
ло — ло – лом, (лось, лодка)
лу — лу – луна, (лужа, лупа)
лы – лы – лыжи (лыжник)

– Запомни и повтори:

Пенал – бокал – вокзал – канал
Лакомка – лампочка – лайка — ландыш
Белка – палка – скакалка – волк

Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.

– Составьте о каждом инструменте предложение:

Папа забивает гвозди молотком.
Папа пилит доску пилой.
Я подмел пол метлой
Папа сверлил стену сверлом.
Папа долбил доску долотом.

10. Итог занятия.

Путешествовали долго,
Мы идем сейчас домой!
Но не бойся — вместе скоро
Мы придем сюда с тобой.

– О каком звуке мы сегодня говорили?

– Кому расскажешь о своих успехах?

– У тебя все получилось?

– Что сегодня было особенно интересно?

– Что тебе показалось трудным?

– Молодцы ребята, всё вы успели, всё сумели, выполнили все задания, показали свои знания.

Харина Альфия Салимзяновна,
учитель-логопед,
МАДОУ »Центр развития ребенка-детский сад №268″,
г. Пермь

Конспект НОД на тему «Автоматизация звука «Л» в предложениях»

Цель НОД: Автоматизировать у ребёнка чёткое произношение звука «Л».

Моя личная цель: повысить уровень общепедагогической, коммуникативной и рефлексивной компетенции. Выявить свои слабые стороны с целью дальнейшего профессионального роста.

Самоанализ

Представленная НОД была выстроена с учетом требований ФГОС:

  • организация временного режима обучения — занятие было проведено в утренний отрезок времени;
  • дидактический материал отвечал образовательным потребностям.

Цель НОД была достигнута через решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.

При проведении психогимнастики «Щенок» и в дидактическом упражнении «Лодка» закреплялось изолированное произношение звука «Л», развивалась артикуляционная и мимическая мускулатура.

В упражнении на ленте и с мягким кубиком звук «Л» автоматизировался в слогах, развивалась общая моторика, умение координировать речь с действиями.

Нейропсихологическое сопровождение по методу С.Е.Большаковой было представлено в упражнении на ленте, в динамической паузе «Белочка» и при выполнении корректурной пробы «Смайлики». Это способствовало развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.

В словах звук «Л» автоматизировали через д/упр «Подскажи словечко» и «Украшение». Д/упр «Украшение» так же способствовало закреплению умения определять первый и последний звуки в слове, развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию фонематического слуха.

В словосочетаниях звук «Л» автоматизировали через д/упр «День-ночь» и «Разноцветные столбики». Геометрические фигуры были помещены в банку с ароматными зёрнами кофе. В д/упр «День-ночь» ребёнок так же упражнялся в изменении словосочетаний по падежам.

Автоматизация в предложениях проходила так же с использованием лапок, которые находились в сенсорной коробке .

Для развития ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации поставленного звука использовала такой метод мнемотехники, как рифмование.

В упражнении «Зажмурься-посмотри», через напряжение и расслабление тренировали мышцы глаз.

На протяжении всей НОД у ребёнка формировались навыки сотрудничества, взаимопонимания, самоконтроля; воспитывалось внимание к звуковой стороне речи, к изменению грамматических форм слова; воспитывались доброжелательность и эмпатия;

Читайте также:
Итоговое мероприятие по теме: Дары осени, урожай

Всё выше перечисленное способствовало формированию коммуникативной, информационной и здоровьесберегающей компетентности ребёнка;

Автор-составитель: Кравцова М.А.

НОД направлена на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей, включает закрепление правильного произношения звука «Л». Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут.

Тема: Автоматизация звука «Л». От отдельного звука к предложению

Цель: Автоматизировать чёткое произношение звука «Л»

Задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука «Л» изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
  • Упражнять в изменении словосочетаний по падежам;
  • Закреплять умение определять первый и последний звуки в слове.
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать фонематические процессы;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • Развивать различные каналы восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический (телесно-чувствительный).

Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе; плоскостные фигурки: лунтик, лужа,лопата,лыжи; атласная желтая лента, деревянные плоскостные лапки; кружка с молоком; мягкий кубик;

Гости дорогие, важные такие.

На стульчиках тихо сидят,

Строго так на нас глядят.

-Вглядимся в лица наши гостей, они действительно строгие? (Ответ ребёнка) А какие? (Ответ ребёнка)

НОД по теме Автоматизация звука (Л)

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Словообразование, Корень

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

Читайте также:
Конспект НОД по логоритмике

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект подгрупповой НОД по автоматизации звука [л]

Елена Васильева
Конспект подгрупповой НОД по автоматизации звука [л]

Конспект подгрупповой интегрированной НОД в подготовительной группе

Тема: На Луну за волшебником. Звук Л в словах и предложении.

Цель: Автоматизация звука Л в словах и предложении.

• Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

• Корригировать и развивать слуховое восприятие;

• Корригировать речевое дыхание;

• Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;

• Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;

• Развивать внимание, логическое мышление.

• Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;

• Формировать грамматические категории: согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе; образование притяжательных прилагательных

• Упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением; исправлять деформированные предложения.

• Воспитывать умение слушать ответы товарищей;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки;

• Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;

• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

• Следить за правильной посадкой ребенка;

• Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• Чередовать статические и динамические упражнения;

• Соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картинки с изображением облаков, звуковые символы, предметные картинки с изображением животных (слон, крокодил, волк, лошадь, лось, набор из «Дары Фребеля»; смайлики за верно выполненное задание; слайдовая презентация занятия.

Длительность: 30 минут

Количество детей: 3 человека

I. Организационный момент.

Жил был волшебник. Самый обычный. Иногда колдовал, вреда никому не причинял, но и добрых дел никто от него не видел, а все потому, что этот волшебник с детства не умел произносить звук Л, а логопеда в его владениях не было. Вот этот волшебник вырос, а звук произносить так и не научился. Поэтому и заклинания у него не получались. Он хотел наколдовать что-нибудь хорошее, а выходила какая-нибудь гадость. И вот однажды он собрался в гости к своим друзьям…

IIАктуализация имеющихся знаний, сообщение темы занятия

II.1 Артикуляционная гимнастика.

Он долго готовился, и улыбался (упражнение «лягушка»); думал, какие гостинцы приготовить для друзей (упражнение «слоник»); решил напечь блины (упражнение «блинчик»); накупил леденцов (упражнение «иголочка»); смастерил для них качели (упражнение «качели»); и уселся на диван, чтобы произнести заклинание (ведь волшебники передвигаются только колдовским способом).

Произнес заклинание, но вместо друзей оказался на Луне, и вернуться обратно не может. Его друзья беспокоятся и просят нас о помощи.

II.2 Закрепление произношения звука Л в слогах.

-Чтобы попасть на Луну необходимо произнести заклинание. Но сначала давайте вспомним, как произносится первый звук в слове «Луна» (Дети произносят звук Л, дают акустико-артикуляционную характеристику данного звука).

– Повторяйте заклинание вслед за мной:

II.3 Согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе. Автоматизация звука Л в словах и фразе. Дыхательная гимнастика.

Читайте также:
Осень, Деревья осенью - конспект

-Закрываем глаза, беремся за руки и летим на Луну, возвращать волшебника.

– Почувствуйте, какой здесь чистый воздух (Дыхательная гимнастика).

Но в небе очень много белых облаков. Поворот на Луну за 5ым белым облаком. Давайте посчитаем, чтобы не сбиться с курса:

Одно белое облако-два белых облака-…пять белых облаков.

II.4 Звуковой анализ и синтез слогов типа СГ, ГС, ГСГ

-Вот и нужный поворот к Луне. Но он заколдован. Чтобы снять заклятие нужно подобрать нужное заклинание. А помогут нам карточки подсказки (Перед детьми звуковые символы Ткаченко Т. А. : звуки А,У,И,Л; из которых они выкладывают схемы слогов АЛ,ЛУ, ИЛ, АЛУ).

-Молодцы! Мы справились. Дорога свободна. Вот мы и на Луне.

II.5 Развитие фонематического восприятия

– Но прямо перед нами глубокая и широкая яма. Чтобы через нее перейти, надо построить висячий мост (используется набор из «Дары Фребеля»). Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Л, нанизывайте на веревочку кубик (лак, мак, стол, стоп, дом, кол, лапа, вол, вор, лодка, ложка).

II.6 Образование притяжательных прилагательных. Автоматизация звука Л в предложении.

-Ой! Посмотрите, посмотрите! Что это?

(Картинки животных собранные из деталей разрезных картинок).

-Какие необычные животные! Но что с ними?

-Наверное, это наш волшебник неправильно наколдовал. Давайте поможем этим животным, и узнаем где нам искать волшебника.

– Скажите, чья это голова и чей хвост. Отвечайте полным предложением. Например: у этого животного змеиная голова и львиный хвост.

II.7 Динамическая пауза.

У волчища – желтые глазища («очки»,

У волчища – сильные лапищи («кулаки»,

У волчища – острые когтищи («цапки-царапки»,

У волчища- страшные зубищи («оскал»).

Волк прячется в темном урочище (присесть, руки над головой).

Кого ты, волчище, ждешь еще?

Вас! (потопать ногами).

II.8 Работа с деформированным предложением.

Они могут рассказать нам, что случилось с волшебником. Но они так торопятся и волнуются, что не могут правильно составить предложение. Придется снова им помочь.

Около волшебника сидела огромная лужа.

Лодка хотела переплыть волшебника на луже.

Но волшебная палочка сломала волшебника.

Голубые стрелки нарисовали волшебника.

– Ребята, а вы видите голубые стрелки?

– Давайте пойдем по ним и найдем волшебника.

II.9 Автоматизация звука Л в стихах, в связной речи. Развитие связной речи.

А вот и он. Но он не весел. Почему?

Сейчас узнаем. Я буду вам рассказывать, а вы повторяйте за мной:

Наш волшебник загрустил,

Так как звук Л не произносил.

Он не пил и не ел.

Целый день он молчал.

Книжек новых не читал.

-Давайте развеселим волшебника и расскажем ему, с самого начала, как мы здесь оказались и пообещаем научить его верно произносить звук Л.

III Итог занятия

– Пора возвращаться назад. Давайте закроем глазки и поделимся самыми приятными воспоминаниями о сегодняшнем происшествии. И подумаем о том, что мы сделали замечательно, а над чем еще можно поработать (Формирование навыка самоконтроля и самооценки).

Читайте также:
Конспект деловой игры для детей с родителями
Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-zanjatiyu-avtomatizacija-l_6f4kf.pptx | 1245,84 Кб

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [л] Звук «Л»: кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами, с включением голоса остаётся неподвижным, по бокам языка.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] Звук «Р»: кончик языка поднят к нёбу (альвеолам); боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; под напором выдыхаемого воздуха,.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [р’] Звук «Рь”: ставится по подражанию, при условии хорошего произношения твёрдого звука «Р» Занятие 1 1. Звук «Рь» – многократное произнесение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Цель: автоматизировать звук [р] в речи. Задачи : Коррекционно-образовательные • упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект НОД «Автоматизации звука [Ш]» ЦЕЛИ: 1. Коррекционно-обучающие: – автоматизация звука Ш в словах, словосочетаниях, предложениях; – развитие лексико-грамматического строя;.

«Путешествие к волшебным облакам». Конспект подгрупповой ННОД по автоматизации звука [л] в свободной речи «Путешествие к волшебным облакам» Цель: Автоматизация звука Л в свободной речи Задачи: 1. Закрепить четкое произношение звука Л в слогах,.

План-конспект занятия по автоматизации звука [р’] в слогах Тема: автоматизация звука [ р ] в слогах. Задачи: автоматизация звука [ р ] в слогах, закрепление правильной артикуляции звука [ р ] в слогах;.

КОНСПЕКТ НОД по звукопроизношению. Автоматизация звука Л.
учебно-методическое пособие

КОНСПЕКТ НОД по звукопроизношению

Автоматизация звука Л.

Тема: Автоматизация звука Л

Цель: правильно и четко произносить звук Л в словах и предложениях.

Задачи:

обучающие:

  • Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л;
  • Формировать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными;
  • Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

коррекционные:

  • Автоматизировать звук Л в словах и предложениях.

развивающие:

  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  • Развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда.

Методические приемы:

  • игровая мотивация;
  • подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  • игры;
  • поощрения.

Материалы и оборудование:

Методическое пособие кукла Мика, методическое пособие «Воздушные облака», предметные картинки.

предметные картинки, мяч.

Предварительная работа:

  • Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л.
  • Отработка упражнений на выработку воздушной струи.
  • Отработка опорных звуков.
  • Постановка звука Л.

Последующая работа:

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет на диван тот, кто придумает слова со звуком Л.

Слушайте меня внимательно, старайтесь правильно выполнять все задания.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» – «Рупор»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Пароход гудит».

Дети делают упражнения по инструкции логопеда.

2. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мика. Сегодня вместе с ней мы будем выполнять артикуляционную гимнастику, и повторять слова и предложения со звуком Л.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Логопед: Что делает язычок?

– Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л.

– Звук Л согласный, звонкий, твердый.

4. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

5. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Поднимите кружок, если услышите в слове звук Л.

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило, метла, кисть.

6. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мика пошла в магазин. Помоги Мике купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед: Молодцы, вы правильно выбрали. Мика довольна.

7. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Дети запоминают их, закрывают глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотрите, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

8. Физкультминутка.Определение положения звука Л в слове.

Ребенок встает напротив звуковой линейки, разложенной на полу.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова).

Ребенок встает на квадрат в начале звуковой линейки, в середине или в конце.

Слова: зал, лампа, малыш, лапа, полка, укол.

9. Игра «Много – один».

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

Логопед: Ребенок:

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Вы сегодня хорошо занимались. Мике тоже понравилось, как вы говорили, выполняли задания.

НОД по автоматизации звука Л в словах, в слогах, в словах и в предложениях «Помощники Айболита»

Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи.

  • Учить четкому произношению и правильному употреблению звука Л в словах, во фразах, в закрытых и в стечениях с согласными слогах.
  • Формировать умение детей согласовывать числительное с существительным.
  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки символы для артикуляционной гимнастики, фигурки животных – белка, лось, лошадка, слон; массажный коврик, колокольчик, шаблон слона, лист и карандаш.

Читайте также:
Структура логопедического занятия

I. Организационный момент

– Сегодня к нам за помощью обратился доктор Айболит. К нему приходят лечиться разные животные, птицы, рыбы, но он не может им помочь один и просит у нас помощи.

Ребенок: давайте тогда поможем ему.

– Хорошо! Айболит живет на острове. На чем же мы туда доберемся?

Ребенок: на самолете.

– Хорошо! Давай пройдем на наши места в самолете и отправимся в полет. А пока летим, чтобы нам не скучать, давай выполним артикуляционную гимнастику.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

«Чистим верхние зубки»

– Наш самолет летит Л-Л-Л.

Зубки улыбаются, язык между зубок. Звук Л согласный, твердый, звонкий.

2. Автоматизация звука Л в слогах.

– Ну, вот прилетели мы на остров к Айболиту. Но что – то его не видно. А впереди болото. Пройдем его по кочкам, проговаривая слоговые цепочки и выполняя определенные действия.

– Желтая кочка – ЛА –ЛА – ЛА (руки наверху, хлопают).

– Зеленая кочка – ЛО – ЛО – ЛО (топаем ногами).

– Синяя кочка – ЛУ-ЛУ-ЛУ (наклоны вперед).

– Красная кочка – ЛЫ-ЛЫ- ЛЫ (повороты с пружинкой).

Появляется доктор Айболит, здороваемся и предлагаем свою помощь.

Обращаю внимание на очередь из животных (ЛОСЬ, БЕЛКА, ЛОШАДЬ.)

Предлагаю ребенку выбрать пациентов по очереди.

Когда пациент белка, после игры, пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

3. Развитие фонематического слуха.

– А вот и первые пациент________

– У _____ пропал слух. Мы поможем _____, будем его ушами, определять есть ли в словах звук Л. Если в слове есть звук Л, звеним в колокольчик.

– Лавка, дом, мыло, мел, венок, булавка, мех, стол, клоун.

– Молодец! С заданием справились, помогли.

4. Автоматизация Л в словах, во фразах и предложениях.

– Кто будет следующий?

– У ________ заболела лапка, и пока доктор Айболит будет ее лечить, давай ей поможет справиться по хозяйству, (посчитаем сколько у нее вилок и скалок ).

Игра «Посчитай» (согласование числительного с существительным)

Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок.

Одна скалка, две скалки, три скалки, четыре скалки, пять скалок.

– Следующий пациент ______, у него пропал голос. Мы поможем ему проговорить фразы, но фразы с ошибками. И нам нужно исправить там ошибки.

Игра «Исправь ошибку»

Халат надел маму. (Мама надела халат)

На белке сидит елка.

Стол поставили на лампу.

У голубого платья есть кукла.

Ладони вымыли Аллу мылом.

-Молодец! Справились и с этим заданием.

– Вот всех пациентов мы помогли принять доктору Айболиту, но кажется кто – то к нему еще проситься. Это слон. У него пропала тень.

6. Развитие мелкой моторики.

– У слона пропала тень, давай его обведем и нарисуем ему новую тень.

НОД по теме Звуки (C, C’)

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата
Читайте также:
Овощи - конспект НОД

№ 4939 Конспект НОД: “Знакомство со звуком и буквой “С”.

Морозова Яна Сергеевна
Ленинградская область , г. Подпорожье
Воспитатель
Конспект НОД: “Знакомство со звуком и буквой “С”.

Звук [с ] и буква «Сс»

Цели:

1. Уточнение правильной артикуляции звука [С], закрепление произношения в слогах, словах, чистоговорках;

2. Развитие звукового анализа на основе определения места звука [С] в словах;

3. Развитие навыков фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

4. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

5. Воспитание умения работать в коллективе.

6. Воспитание речевой активности.

Оборудование: презентация со слайдами, картинки на звук [С],

Доброе утро ребята!

На занятии наши глазки смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, а вот голова – думает.

Ребята хотите отправиться в путешествие? А чтобы узнать, куда мы отправимся, надо отгадать загадку.

Давайте отгадаем загадку:

Елки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
(Лес)

Встал заснеженной стеной
Угрюмый, тёмный и глухой.
(Лес зимой)

Путешествие в зимний лес.

На чем мы с вами отправимся в лес? (На санках). Прежде чем сесть в волшебные санки нужно 3 раза повторить скороговорку: «По семеро в сани уселись сами». А теперь отправляемся в зимний лес.

Мы на саночки садимся,

И под горку быстро мчимся!

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали

И в снежки играть мы стали! (Имитация движений).

– Ребята мы с вами оказались в лесу.

Ребята, посмотрите, что – то опустилась мне на ладошку.

С неба падают зимой,

И кружатся над землей

В лесу падают на ладошки снежинки, мы видим с угробы с нега, приехали с вами на с анках. А что общего между этими словами. Какой первый звук в словах «сани, снег, снежинки, снежки»– правильно, звук «С», и сегодня на этом занятии мы познакомимся со звуком «С» и буквой С. Ребята. А чем отличаются звук от буквы? Звук мы слышим, произносим. А буквы видим, пишем и читаем.

2. Артикуляционная гимнастика. А давайте ребята, мы с Вами покажем, как мы с вами, выполняем артикуляционную гимнастику.

Давайте проговорим стихотворение про звук С.

-«Распластай язык пошире,

Кончик ─ к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс!─ синичка просвистела.

Ссс!─ свирель в лесу запела.

Ссс!─ в кустах свист соловьиный.

Ссс!─ свисток сирены сильный.

3.Знакомство со звуком

Скажите пожалуйста звук С гласный или согласный?

– А почему вы так думаете?

– Потому что когда произносим, есть преграда. Зубки мешают. Язычок в них упирается.

— Звук [с] — согласный. Обозначаем синим кружочком.

А какие еще мы знаем звуки? (Гласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Игра «Услышь звук». Хлопни в ладоши, если услышишь звук С в словах.

Снегирь сидит на ветках,

А дятел в ярко – красной

Вдали мелькают сойки –

И даже мухоловки

Лишь соловей, ребята,

Но кто про это судит ,

Тому он петь не будет.

Едим дальше по зимнему лесу. Как вы думаете, все птицы улетели на зиму в теплые края? Давайте прислушаемся.

Там, где пели зяблики,

Как розовые яблоки

На ветках ….(снегири).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши прячутся дрожа.

Очень уж суровы

Вспомните названия других птиц, в которых встречается звук с. (синица, скворец, сорока).

Сегодня познакомится с новым звуком «С» поможет нам сова.

Развитие фонематического слуха, определение наличия звука С в словах.

«Днем спит, ночью летает – прохожих пугает» (Сова).

(Сова, Лиса, Сом, Аист, Сорока, Собака, Слон, Волк, Медведь. Кто лишней?)

– – Волк и Медведь, потому что в их названии нет звука [С].

Определение места звука С в словах.

Сова хоть и умная птица, но все равно всего не знает, и нам с вами придется помочь ей выполнить задания. Поможем?

Вот конверт с карточками (место звука в слове). (в конверте задание). Вот картинки, определите, где в словах спрятался звук С. В начале, в конце, в середине.

(Слова: снег, подснежник, лес, сугроб, снежинка).

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Слоговой анализ.

Ребята нам надо разбить слова на слоги и определить сколько слогов в слове: (сова, лес, санки, подснежник)

Придумывание слова со звуком [С].

Физкультминутка « В лесу»

Задание: Послушай слова . Составь и проговори новое предложение, выделяя звук С.

Например: лес, сосна, растет, в. (В лесу растет сосна)

ИГРА: «Ответь полным предложением»

Ответь на вопросы полными предложениями.

Кто летает над лесом, глядя вниз с интересом? сова

Кто сидит на сосне, днем как будто во сне? сова

А чтобы нам лучше запомнить новый звук сова предлагает проговорить чистоговорку.

«Чистоговорка». Дети повторяют:

  • са-са-са – сладко спит лиса.
  • су-су-су – смотрим на лису.
  • сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.
  • се-се-се – знаем сказку о лисе.
  • са-са -са — убежала в лес лиса.
  • Какой звук повторяется в этих словах?

Знакомство с буквой «С». Выкладывание буквы С из веревочки.

Сова приготовила свой подарок. (в конверте буква «С», веревочка и записка: «Попробуйте сделать такой рогалик сами»)

– Ребята, а это правда – рогалик?

– А похожа буква «С» на рогалик?

– Сушку справа откусили, букву «С» мы получили.

– Давайте попробуем сделать букву «С» из веревочки. (выполняют).

8. Итог занятия. Ребята, вам понравилось занятие? С какой буквой и звуком мы познакомились?

Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: