НОД по ознакомлению с окружающим на тему ‘Во саду ли, в огороде’

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде» для детей с нарушениями интеллекта. Данная публикация может быть полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям групп компенсирующей направленности.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде». Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта

  • закреплять знания детей о фруктах и овощах: где они растут, какие на вкус;
  • продолжать учить называть фрукты во множественном числе.
  • развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, речь (повторение слов: кислый, сладкий, апельсин, морковь и другие названия овощей, фруктов ),
  • развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание
  • воспитывать терпение, организованность в работе, аккуратность, усидчивость.

Виды детской деятельности:

  • познавательно-образовательная деятельность,
  • игровая,
  • коммуникативная.

Материалы и оборудование:

  • кукла, картинки фруктов и овощей, картинки сада и огорода, разрезные картинки фруктов( 3-4 части), «Звуковая коробка», экран.

Содержание образовательной деятельности

I. Введение игрового момента:

приход куклы Маши.

– Знакомство с детьми:

– Здравствуйте, ребята! Я – Маша! А как вас зовут? (я – Кира, я – Рома…).

– Упражнение: «Что звенит?» (погремушка, дудочка, барабан).

Кукла принесла погремушку, дудочку, барабан. Послушайте, как звучит каждый инструмент. А теперь отгадайте, какой инструмент звенит (за экраном по очереди звучат инструменты, дети узнают, что звенит).

II. Основная часть:

Маша собирается в гости к бабушке, у которой есть фруктовый сад. Бабушка попросила Машу собрать фрукты, а какие – давайте узнаем.

1. Отгадывание загадок о фруктах (у доски):

– В шкурке желтый, кислый он,
Называется…..(лимон).

– Яркий, сладкий, налитой,
весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики,
а из далекой Африки. (апельсин).

– Красное, румяное,
я расту на ветке.
Любят меня взрослые
и маленькие детки. (яблоко).

2. Беседа:

Яблоко, апельсин, лимон, где растут? (на деревьях, в саду).

Как назовем одним словом, что это? (фрукты).

Какие вы еще знаете фрукты? (груши, бананы…).

Картинки-отгадки и картинка фруктового сада, и другие картинки фруктов выставляем на доску.

Дети садятся за столы.

Кукла Маша любит играть, поиграем с ней.

3. Дидактическое упражнение: «Один- много».

Мы с куклой будем называть фрукт, когда он один, а вы, когда-много (апельсин — апельсины, яблоко — яблоки, банан — бананы, груша — груши)

Педагог показывает по одной картинке, дети отвечают после образца взрослого и вместе.

Отдохнем с куколкой.

4. Физминутка:

Руки поднимаем,
яблоки снимаем,
Руки опускаем,
в корзину убираем,
А теперь, ребята, встать,
руки медленно поднять,
Пальцы сжать,
потом разжать,
Руки вниз и постоять. (2 раза выполняем)

Кукла Маша принесла разрезные картинки фруктов и не может их собрать, давайте ей поможем

5. Дидактическое упражнение: «Собери фрукт» (разрезные картинки фруктов).

Собираем за столами.

Что у тебя получилось?

Где растут груша, апельсин…?

Что это: фрукт или овощ?

III. Заключительная часть.

Кукла узнала, где растут фрукты, но у нее есть и картинки овощей, расскажем ей, где они растут, и поможем разложить картинки.

1. Дидактическое упражнение: «Сад- огород» (у доски)

У детей по две картинки: 1 овощ и 1 фрукт.

На доске картинка фруктового сада и картинка огорода.

– Что растет на деревьях в саду? (яблоки, груши..)

Что растет на грядке в огороде? (капуста, огурцы..)

К картинке сада кладем фрукты, а к картинке огорода овощи.

Дети по одному подходят к доске и раскладывают свои картинки: что, где растет.

Читайте также:
Роль детского русского фольклора в коррекции речи детей

Повторяем: что растет в саду (называем картинки). Что это: фрукты или овощи?

Что растет в огороде (называем). Что это: овощи или фрукты?

2 Итог занятия:

Кто к нам приходил? (кукла).

Что делали? (повторяли фрукты и овощи, собирали разрезные картинки фруктов…).

Теперь кукла будет знать, что растет в саду, а что растет в огороде.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе

Описание работы: материал может быть использован воспитателями для проведения ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе дошкольного возраста.

Программные задачи:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)
А сколько всего времен года? (4) Какое время года перед осенью, а после? Назовите время года между зимой и летом. Молодцы! Назовите признаки осени.

Стук в дверь. Входит Маша.
Воспитатель: -Здравствуй, Маша, ты почему такая грустная?
Маша: -Здравствуйте, ребята, у нас на огороде выросли какие-то странные овощи, мы не знаем съедобные они или нет. Что нам с ними делать?
Воспитатель: -Маша расскажи подробнее, что же случилось.
Маша читает стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи»

Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.

Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.

Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам.
Или съесть их просто сырыми!

Воспитатель: – Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же за овощи выросли на огороде. Я сейчас буду называть вам название нового удивительного сорта, а вы должны будете сказать из каких овощей он состоит. Например: спаржовник –спаржа и крыжовник. Готовы?
• Огурбуз –огурец и арбуз;
• помидыня – помидор и дыня;
• редисвёкла – редис и свёкла;
• чеслук –чеснок и лук;
• репуста – репа и капуста;
• сельдерошек –сельдерей и горошек;
• мортофель – морковь и картофель;
• баклачок –баклажан и кабачок.

Маша: -Спасибо вам, ребята, за помощь. А не подскажете мне, что можно приготовить из этих овощей? (суп, борщ, пюре, салат, сок, соус) Какие вы все умненькие, а хотите поиграть со мной?
– Все лето я собирала разные ягоды и готовила лакомства для своих друзей. Предлагаю вам угадать, какое варенье я сварила.

Проводится игра «Вкусный компот»
Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется компот из изображенной ягоды (фрукта).

Маша: -А хотите я вас научу варить компот? Тогда становитесь в круг.

Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. ( мешают ложкой)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – “много”)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (мешают ложкой)
Угостим честной народ. (руки в стороны)

Читайте также:
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука (С) изолированно, в слогах, словах

Воспитатель: -Ой, какой у вас получился компот. Я бы его хотела попробовать, но нельзя – он очень горячий. Как же мне попробовать ваш компот? Подскажите. (подуть, остудить при помощи вентилятора, поставить в холодильник, опустить чашку с компотом в холодную воду…)

Маша: -Ребята, давайте все вместе подуем и наш компот быстрее остынет. (Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»)

Воспитатель: -Спасибо вам, напоили вы меня вкусным и ароматным компотом. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы.

Воспитатель:– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью цветных восковых мелков превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. (Дети приступают к рисованию).

Маша: – Давайте поселим их в нашем домике.(макет) На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.
Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём.
Маша: -Спасибо вам, дорогие ребята. Но мне пора домой. До свидания!
Воспитатель:
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Все мы дружно занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познания» раздел: ознакомление с окружающим миром.

(подготовительная группа)

I. Образовательные.

1. Закрепить название овощей, фруктов и ягод.

2. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода.

3. Рассказать детям о пользе овощей, фруктов и ягод для человека.

II. Воспитательные.

1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

III. Развивающие.

1. Развивать умение составлять описательный рассказ по схеме об овощах и фруктах.

– план карта (приложение №1).

– карточки – схемы (горох, огурец, яблоня и т.д.)

– схемы для описания

– иллюстрации или муляжи (овощи, фрукты, ягоды)

– раскраски (овощи, фрукты и т.д.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, наше сегодня путешествие будет не совсем обычное. О чем мы будем сегодня разговаривать? Это вы сможете определить с помощью загадки.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Но не касаюсь сосен

И елочек я …(осень).

2. Основная часть.

Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны (стаи) улетающих птиц.

Но главная забота у людей осенью это уборка богатого урожая. Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Чтобы познакомиться с ними лучше, мы отправимся на дачу.

Для этого у нас есть, карта посмотрите на нее внимательно (дети садятся). Мы выезжаем из города, который на карте обозначен красным и синим прямоугольником это высокие городские дома. Сначала мы заедем в магазин за продуктами (зеленый прямоугольник). Потом проедем рядом с прудом (синий круг). Дальше двигаемся по желтой дорожке (длинный узкий прямоугольник). Затем едем мимо лиственного леса с осенними деревьями (желтые и красные круги), мимо хвойного леса (зеленые треугольники) и попадем, наконец, на дачу. Она обозначена желтым квадратом, имитирующим дачный домик.

Вот мы и добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим: как растут овощи?

Читайте также:
Систематизированная документация школьного логопеда

Игра «Что сначала, что потом».

Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей (огурец, горох и т.д.) момента посадки семян в землю до образования плода. Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по картинкам.

– А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим овощам и любым растениям для роста (солнечное тепло, свет, плодородная почва и влага).

– А какие овощи вы знаете? (морковь, редис, картошка и т.д.).

Ребята, давайте вспомним, как заготавливают овощи на зиму?

Дети: – Овощи можно сушить (лук, морковь, свекла, горох, фасоль).

– консервировать, солить, мариновать (огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, капуста).

– делать икру (кабачки, баклажаны).

– даже варить варенье (кабачки).

  • Игра «Один – много».
  • Игра «Назови сок».
  • Игра «Четвертый лишний».

Д/и «Узнай по описанию».

Д/и «Подскажи словечко».

Физкультминутка «Яблоко»

Дыхательное упражнение «Ароматы сада».

Ребята на даче растут не только овощи, но и фрукты. Как называется место, где выращивают фрукты?

Правильно фруктовый сад.

– А какие фрукты вы знаете?

  • И так, фрукты растут на фруктовых деревьях. Как вы думаете, а дерево живое существо?
  • Почему?

Кроме овощей и фруктов на даче еще растут и ягоды. Давайте вспомним какие ягоды вы знаете, и где они растут. (ответ детей (куст, деревья).

А теперь поговорим о том, какие вкусные блюда можно приготовить из фруктов и ягод, чтобы мы могли не только летом, но и зимой полакомиться разными заготовками из фруктов и ягод. Детям предлагается по схеме составить описательный рассказ.

  • Игра «Один – много».
  • Игра «Назови сок, варенье».

Ребята скажите, пожалуйста, как называются люди, которые работают на овощных полях – овощеводы.

А люди, которые выращивают фрукты в больших садах, как называются? – садоводы.

– Для чего нашему организму необходимы овощи и фрукты. Как вы думаете?

  • Овощи и фрукты нам нужны, чтобы у нас не болели желудоки живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.
  • В овощах и фруктах много витаминов, которые необходимы, чтобы быть здоровыми и хорошо расти.
  • Овощи и фрукты нужно есть, чтобы была хорошая фигура.
  • Чтобы зубы были здоровыми.
  • Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.

3. Итог занятия.

Ребята о чем мы сегодня беседовали?

Чем отличаются фрукты от овощей?

В какие игры играли?

Что вам больше всего запомнилось?

– А в подарок вам осень принесла раскраски. Дети благодарят осень.

Приложение №1.

План – карта «Дорога на дачу».


Список использованных источников.

  1. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).
  2. Галанова А.С. Игры, которые лечат. М., 2006.
  3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников. – Ярославль: «академия развития», 1997. – 240 с. илл.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой, – 3 – е изд., испр. и доп. – М – С., 2005 -208 с.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 1999.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли в огороде» в старшей группе

Хрипкова Наталья Васильевна
Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли в огороде» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

Читайте также:
Программа внеурочной деятельности по логопедии

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

познавательное развитие

«Во саду ли в огороде»

в старшей группе «Светлячки»

Цель: расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

Развивающие:

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

приобщать детей к словесному искусству;

развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу;

приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

воспитывать желание работать с друг другом.

Словарная работа: плантация, садоводы, овощеводы.

проведение дидактических игр по темам: “овощи”, “фрукты”, “ягоды”;

чтение произведений К. И. Чуковского, Д. Родари;

работа на огороде, сбор урожая овощей;

придумывание и отгадывание загадок;

рисование, лепка фруктов, ягод, овощей;

сюжетно-ролевая игра “магазин”;

беседа на тему «что мы выращиваем на огороде,а что в саду».

набор картинок о труде овощеводов и садоводов; муляжи овощей (огурец, помидор); картинки овощей, фруктов.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем –

И ладошки, и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки.

2. Классификация овощей и фруктов.

Воспитатель загадывает загадки:

– За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (морковь)

– Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)

Что это — морковь, огурцы? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

– Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидора, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

3. Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах?»

– Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах)

– А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей? Они называются — плантациями. Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

– Для чего выращивают овощи? (овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

– Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

– Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

– Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

4.Дидактическая игра: «Определи овощ на вкус»

– А сейчас мы с вами поиграем. Нужно определить с закрытыми глазами какие овощи вы едите.

– Расскажите об узнанном овоще: как его сажают, как за ним ухаживают, когда собирают (сажают семенами, получается рассада, рассаду высаживают).

– Для чего так много сажают овощей на плантациях? (потому что овощи нужны в детских садах, больницах, для городских жителей)

– Как же овощеводы управляются с выращиванием больших урожаев? (овощеводам в их работе помогают машины)

5. Рассматривание картинок и беседа по их содержанию.

Дети рассматривают, как трактор пашет землю, как сеют сеялками семена, рыхлят землю, пропалывают ее культиваторами, поливают специальными агрегатами, выращенный урожай грузят на машины, везут в магазины, больницы детские сады.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для воспитанников коррекционной школы

– Кто из вас, ребята, видел, как убирают овощи? (дети рассказывают о том, как и когда убирают овощи их родители, бабушки; куда убирают для хранения)

– Расскажите, в каком виде попадают овощи к нам на стол. (Овощи каждый день подают на стол: свежие (в салатах, вареные (в супах, борщах) и заготовленные впрок в банках (соленые, маринованные, консервированные).

– Почему овощи полезны? (В овощах много витаминов, которые нужны людям, чтобы они были здоровы. Овощи употребляют в пищу круглый год.)

5. Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем,насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол.

6. Игра «Где выращивают фрукты?»

– А вот очень интересная загадка. Послушайте, про что она?

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

– На сучках висят шары,

Посинели от жары. (слива)

Все эти загадки о чем? (о фруктах)

– Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

– Как называют людей которые выращивают фрукты и ягоды? (садоводы)

Рассматривание картинок о труде садоводов: какие ягоды и фрукты они выращивают, как выращивают, какие машины помогают им в их труде.

– Садоводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на различные предприятия. Как вы думаете куда? (заводы, фабрики)

– Правильно, есть такие предприятия, где из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

7. Игра «Повар»

– Ребята, давайте поиграем в игру «Повар».

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он находится в середине круга. Остальные дети договариваются, каким овощем или фруктом будет каждый из них. Ведущий-повар объявляет,что он будет готовить: салат или компот, затем поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают название и подходят к «повару» в том случае, если назван их фрукт или овощ. Игра заканчивается тогда, когда «блюдо» будет «приготовлено».

– Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

– Что нового вы узнали?

– Что понравилось больше всего?

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «История книги» .

Конспект НОД «Идем по следу» в старшей группе (образовательная область «Познавательное развитие») Цель: создание условий для формирования у детей представлений о диких животных нашей.

Конспект НОД познавательное развитие «Свойства дерева» в старшей группе Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6) лет по теме : «Свойства дерева». Занятие.

Конспект НОД в старшей группе ОО «Познавательное развитие» Тема «Профессии мамы и папы» Конспект НОД в старшей группе ОО «Познавательное развитие» Тема «Профессии мамы и папы» Педагогические задачи: Образовательная: расширять.

Конспект НОД в старшей группе «Во саду ли, в огороде». Конспект НОД в старшей группе «Во саду ли, в огороде…» Интеграция образовательных областей: – «социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Дать представление детям о роли воздуха через организацию опытов. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим,.

Конспект ООД в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Наша Родина — Россия» Программное содержание: познакомить детей с символами России – флагом, гербом, гимном. Расширять представления детей о родной стране. Формировать.

Читайте также:
Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспект ООД в старшей группе на тему: «На тонком льду» ОО «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29» Шатурского района, Московской области Конспект.

НОД в старшей группе «Город в котором я живу. Серпухов» О. О. Познавательное развитие, Речевое развитие Тема: «Город, в котором я живу» Программные задачи: Речевое развитие: Развивать умение связно выстраивать свое высказывание, побуждать использовать.

Конспект занятия в старшей группе на тему “Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы”

Программное содержание. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

Читайте также:
Пересказ рассказа 'Бабочка- красавица' - конспект

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

смородина – сделают желе и т.д.

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые.)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

Читайте также:
НОД по логоритмике 'Карлики и великаны'

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)

1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – М.: Детство-пресс, 2000. – 126 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.

3. Жихар О.П., Корзун А.В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2008. – 100 с.: ил.

4. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.: ил.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

Конспект ОУД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «В саду, на огороде»

Образовательная:

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания об использовании фруктов и овощей.

Развивающая:

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас словами «овощеводы», «садоводы», «плантация».

Воспитательная:

воспитывать у детей бережное отношение к фруктам и овощам, желание помогать взрослым.

Содержимое разработки

Конспект ОУД в средней группе по ОЗОМ

Тема: «В саду, на огороде»

Цель : расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

Задачи :

Образовательная :

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания об использовании фруктов и овощей.

Развивающая:

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас словами «овощеводы», «садоводы», «плантация».

Воспитательная :

воспитывать у детей бережное отношение к фруктам и овощам, желание помогать взрослым.

Словарная работа : плантация, садоводы, овощеводы.

Қос тілділік бөлшек: апельсин, лимон, яболоко – алма, груша – алмұрт, банан

картофель – қартоп, капуста – қырыққыбат, морковь – сәбіз, свекла – қызылша, орурец – қияр, лук – пияз, помидор – қызанақ.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем –

И ладошки, и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки.

Классификация овощей и фруктов.

– Дети, а какое сейчас время года? Как осень можно по-другому назвать? Верно это – щедрая пора года. А почему мы ее так называем? (…) Осень пришла к нам в группу и оставила свои подарки. Посмотрим, что же она положила в нашу корзину.

Воспитатель загадывает загадки :

Сладкая, оранжевая.
Растет, хрустит, пахнет.
Полезна для организма.
Овощ. (морковь)

Растет, пахнет, хрустит

Его солят на зиму

Овощ. (огурец)

– Молодцы! Догадались. Как можно назвать их одним словом? (овощи)

– Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидор, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах?»

– Где выращивают овощи? (на огородах , на дачах)

Читайте также:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

– А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки, где выращивают большой урожай овощей? Они называются — плантациями. Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

– А сейчас я хочу вас научить играть в новую игру, называется она «Назови овощь» . Встанем в круг и возьмемся за руки :

«Есть у нас огород , в нем капуста растет, вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой нижины. Огород , огород , что еще там растет? (морковь, картошка, свекла и т. д.) »

Воспитатель загадывает загадки о фруктах.

Растет, созревает, краснеет.

Растет, созревает, спеет

Его любят взрослые и дети

– Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

– Как, называются деревья, на которых растут фрукты? (Деревья, на которых растут фрукты, называются фруктовыми деревьями.)

– Назовите, место где растут фруктовые деревья? (Место, где растут фруктовые деревья, называется сад.)

– Как называется сад: где растут яблони – яблоневый; груши – грушевый; сливы – сливовый; виноград – виноградный. А все эти сады одним словом назовем – фруктовые.

– Как называют людей, которые выращивают фрукты и ягоды? (Садоводы)

Игра «Фрукты и овощи». Дети делят плоды на две корзинки фрукты и овощи.

– Ребята, вспомните правило, какой водой нужно мыть фрукты и овощи? (Овощи и фрукты нужно мыть в горячей воде; обязательно мыть в горячей воде).

– Правильно ребята, овощи и фрукты нужно мыть в горячей и проточной водой. Для чего нужно соблюдать это правило? (Чтобы не болеть; чтобы не болели животики; чтобы быть здоровыми; беречь свое здоровье).

Беседа . – Ребята расскажите, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов. (Из овощей можно приготовить овощной суп, салаты, нарезки. Из фруктов можно приготовить фруктовый салат. Солить огурцы и помидоры. Из фруктов готовить компот и варить варенье.

– Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Конспект занятия “Во саду ли, в огороде”

Конспект занятия “Во саду ли, в огороде”

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия “Во саду ли, в огороде”»

Конспект занятия в первой младшей группе: «Во саду ли, в огороде».

Предмет естествознание

Тема месяца: Фрукты и овощи

Тема занятия: «Во саду ли в огороде».

Цель: Учить узнавать овощи и фрукты по цвету, вкусу, форме, называть их.

Обогащать и активизировать словарь.

Оборудование и материалы: корзина с овощами и фруктами,

иллюстрации – банка, яблоко, апельсин, огурец, клей-карандаш.

Словарная работа: честной народ – уважаемый народ.

Билингвальный компонент:

Көкөністер – овощи : қияр – огурец, картоп – картошк, пияз – лу, бұрыш – перец, қызанақ – помидор.

Жемістер – фрукты: алма – яблоко, жүзім – виноград, анар – гранат, алмұрт – груша.

Ход занятия:

Воспитатель: Заношу в группу корзину с овощами и фруктами. Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла – эта корзина полна разных овощей и фруктов. Кто поможет мне достать их из корзины?

Дети берут по одному овощу или фрукту, показывают их ребятам, и называют его. Если ребенк затрудняется обращаюсь за помощью к остальным ребятам или называю сама, а ребенок повторяет.

Расматривая муляжи , обращаем внимание на цвет, форму, вкус и особенности фрукта либо же овоща ( у огурца есть шипы, у лука шелуха – одежка, у апельсина кожура – шероховатая, лимон – кислый и др.), выкладываем на стол.

Воспитатель: Сколько же много у нас на столе овощей и фруктов. А теперь давайте поиграем. Выберите и положите на блюдо то, что растет на грядке.

Читайте также:
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Дети раскладывают, а воспитатель спрашивает: «Что растет на грядке

Дети: огурец, перец, картошка, помидор, лук.

Воспитатель: Как можно один словом назвать все, что лежит у нас на блюде?

Дети. Овощи.

Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?

Дети: Суп, салат.

Воспитатель: Молодцы, правильно. А теперь выберите и положите на блюдо то, что растет на дереве.

Дети раскладывают, задаю вопрос: «Что растет на дереве

Дети: Яблоко, груша, виноград, гранат, апельсин.

Воспитатель: Как можно один словом назвать все, что лежит у нас на блюде?

Дети. Фрукты.

Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов?

Дети: Компот, фруктовый салат, варенье.

Мы по саду идем.

Фрукты с деревьев рвем.

Не вымыв, в рот не берем,

А в корзину кладем.

(Дети шагают, поднимают руки, грозят пальчиком, присаживаются, встают)

Воспитатель: А почему нельзя не мытые фрукты брать в рот?

Дети: Можно заболеть.

Воспитатель: Ребята, я подготовила вам сюрприз… Сегодня мы с вами хорошо потрудились, запомнили, что такое овощи и что такое фрукты. А теперь давайте дружно сварим компот для наших мам и пап.

Пальчиковая игра «Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот.

(«Варят» – мешают пальчиком на ладошке)

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить,

(ребром ладони стучат по другой ладошке)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок,

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ

Воспитатель: У нас лежат картинки, на которых нарисованы овощи и фрукты выберите только фрукты, чтобы приготовить на зиму компот. Сначала выложим шаблоны на заготовку банки. Затем приклеим.

Дети приступают к выполнению работы. Действия сопровождаются стихотворением.

Мы компот сварили сами.

Чашку – папе, чашку – маме.

– Кто ещё отведать хочет?

Налетай честной народ

На наваристый компот!

Прибежал мышонок в гости,

Намочи в кастрюльке хвостик.

Майский жук пришёл на пир

И знакомых пригласил-

Червяка и жужелицу,

Им налили в лужицу

В дверь вломился бегемот

-Где здесь раздают компот?

Я открою рот пошире,

Чтобы мимо не пролили.

Мошке – в крошечную ложку,

Черепахе в поварёшку.

В чайном блюдечке – ежам.

Не хватило только нам

– Почему нам не хватило?

И компота и гостей,

Всех размеров и мастей.

– Но откуда вдруг берутся

Чашки грязные и блюдца?

И откуда тут болото?

– Это всё из-за компота!

Мы компот варили сами,

Убирать прийдётся маме.

Нам от мамы попадёт

Но, зато, какой компот!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые получились фруктовые баночки.

Воспитатель: Что сегодня делали на занятии? Дети вспоминают, что они делали на занятии.

Мы с вами вспомнили, что нас делает здоровыми и крепкими.

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу на прощанье

Мы подарим доброе пожелание.

Дети говорят друг другу пожелания.

Ожидаемый результат.

Воспроизводят: Название фруктов и овощей глядя на муляжи.

Понимают: Классификацию фруктов и овощей.

Применяют: умение слушать воспитателя, вступать в речевое общение, полученные навыки в процессе деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: