НОД по формированию звукопроизношения у детей с ОНР 6 – 7 летнего возраста

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (подготовительная группа для детей с ОНР III уровня)

Погребнова Елена Владимировна
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (подготовительная группа для детей с ОНР III уровня)

Тема: «Звуки [Г] – [Г’]» (тема недели: «Дикие животные»)

Цель: учить различать звуки [Г] – [Г’].

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Г], [Г];

– формировать предикативный словарь;

коррекционно-развивающие:

– учить детей дифференцировать звуки [Г], [Г] в слогах, словах, предложениях и тексте;

– развивать координацию речи с движениями;

– развивать дыхание и голос;

– развивать мимические мышцы;

– расширять и уточнять словарь;

коррекционно-воспитательная:

– развивать у детей наблюдательность.

Оборудование: зеркала, разрезные азбуки, предметные картинки животных, детали к игре «Пирамида», цветные картинки-символы для артикуляционной гимнастики, О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет», альбом 2 (упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт детёнышей диких животных: медведя, зайца, лисы, оленя, лося, волка, ёжика, белки, бобра.

II. Основная часть.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед показывает картинку-символ, дети перед индивидуальными зеркалами выполняют данное упражнение.

1. «Худышка – толстячок»

4. «Вкусное варенье»

6. «Киска сердится»

2. Объявление темы. Игра «Чего не бывает?»

Для игры необходимы предметные картинки диких животных. Логопед убирает две картинки: горилла, гиена; просит выделить в слове горилла и гиена первый звук. Звуки [Г] и [Г’] мы будем учиться различать.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Сравнительная характеристика звуков.

Звук [Г] – согласный, твёрдый, звонкий.

Звук [Г] – согласный, мягкий, звонкий.

Почему звук [Г] – твёрдый, а звук [Г’] – мягкий?

Почему эти звуки согласные?

4. Связь звуков и букв.

Выкладывание буквы Г из счётных палочек.

Отыскивание её в разрезных азбуках.

5. Игра «Пирамида».

Дети делятся на две команды. Одна команда составляет «пирамиду» из слов со звуком [Г], а вторая – из слов со звуком [Г]. Логопед предлагает детям выбрать картинки с соответствующим звуком и «выстроить» пирамиду.

6. Физминутка.

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топчут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

7. Игра “Где спрятался звук [Г], а где [Г].

Логопед: «Посмотрите на доску у меня несколько картинок. Назовите, что нарисовано на картинках.

Коала, кенгуру, горилла, гепард, тигр, белка, волк, гиена.

В каких словах спрятался звук [Г’] – гиена, гепард

В каких словах спрятался звук [Г] – горилла, тигр.»

8. Работа в тетради.

О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет», альбом 2 (упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы).

Занятие 34 стр. 20 (задание 1, 2, 3).

9. Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом есть нора надёжный дом.

Не страшены зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём. (В. Пальчинскайте)

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.

10. Работа со звуковыми схемами: коты, горы, маки, гитара.

III. Заключительная часть.

Логопед: «Какие звуки мы сегодня учились различать? Подумайте и скажите, о каком звуке я говорю? (характеристика звуков [Г], [Г]). Каких диких животных вы знаете? Назовите их.»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения детей с ОНР.

Автор: Селюченко Е.В., учитель-логопед, МБДОУ № 26 «г. Александров».

Тема: «Звук и буква У».

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.

• уточнить произношение звука [у];

• определять позицию звука [у] в слове;

• познакомить с буквой У.

• учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развивать речевое внимание;

• развивать умение образовывать приставочные глаголы.

• воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование: Умка, медведица, коробочки с картинками, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, игрушки; картинки животных севера, (самолет, животные севера, африканские животные утка с утятами, утюг, удочка, макет севера, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия по теме Транспорт

1. Организационный момент

В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу…(Умка)

Вносится медвежонок Умка.

Логопед: Это — Умка.

Послушайте ребятя, что с ним произошло.

Приплыл по океану с Севера матрос,

– Малюточку – медведя в подарок мне привез.

Сидит он и тоскует весь вечер на пролет

– И мамочку любимую очень-очень ждет.

– Видите, ребята, какой грустный медвежонок?

Как вы думаете, почему?

Дети: заблудился, в чужом краю без мамы, скучает по снегу и т. д.

Логопед: – Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему?

Дети: поступил не правильно, нельзя отбирать детей от мамы, диких животных не дарят.

Логопед: – Как мы можем помочь Умке?

Дети: отправить обратно домой.

Логопед: – Какими путями можно отправить медвежонка к его маме?

Дети: по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу

2. Развитие общей моторики

Гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

2. Развитие артикуляционной моторики

По утрам Умка, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.

«Улыбка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

– Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» – Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

– Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

3. Развитие голоса

Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал, тихо (далеко отъехал).

4. Сообщение темы занятия

Логпед: Каким именем мы назвали медвежонка? (Умка.)

Какой первый звук вы услышали в слове Умка? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у]? Кто воет у-у-у? (ветер, волки.) Зимой ветер воет. (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.

Логопед: Север – это ледяная пустыня. Белый цвет – это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. два этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. – Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север?

Дети: на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.

5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам

Выставляется игрушка — самолет.

Логопед: – Ребята какой звук издает самолет при взлете? (У-у-у.) самолет гудит. (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.

Умка показывает, у какого окна полетит в самолете звук [у].

Сколько гласных звуков поселилось самолете ? (Два звука.)

Логопед: В первого окна путешествует.

Логопед: у второго окна.

Логопед: Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Читайте также:
Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»

7. Произношение звука [у] в словах. Словоизменение

Выставляется коробочка. Умка принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это. (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)

Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)

8. Развитие общей моторики

Где всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, погода – день

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей здесь ты почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый, словно иней

Хозяин ледяной пустыни.

Дети обнимают себя за плечи

Ладонями закрываю – открывают глаза

Поднимают руки над головой – «крыша»

Ладонями показывают льдины

Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны.

Делают махи руками

Подражают походке медведя

Логопед: – Ребята покажите, как ходят медведи (дети показывают).

В Полотняной стране

По реке Простыне

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Имитация работы с утюгом.

Чем ты гладишь? (Утюгом.)

9. Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».

Жи-жи-жи, ползут. (ужи).

Сы-сы-сы, у папы выросли. (усы).

В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)

Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)

У ужей нет. (ушей).

А у нас два. (уха).

Ха-ха-ха, из рыбы варится. (уха).

Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)

Послушайте, какие слова «заблудились».

Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)

Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку:

— Закинь-ка в реку уточку.

10. Игра Один — много. (образование существительного множественного числа):

Логопед: Умка спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]?

Дети: проговариваю слова

12. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой

Мы с Умкой будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:

улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;

утюг, мутюг, витюг, утюг.

Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

Демонстрируется звуковая линейка.

Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.

Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.

Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)

А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка, у-жи (два хлопка, уж (один хлопок, у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

Читайте также:
Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы

13. Знакомство с буквой У.

Сейчас Умка покажет вам свою любимую букву.

Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

На что похожа буква у?

Логопед: – Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю. Умка: – Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она? – Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.

На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний. – Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)

– Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь – житель Севера)

Умка: – Вот она моя мама!

Медведица: – Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома.

Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы изучили звук (У).

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей 5-7 лет «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»»

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»».

Цель: создание условий для автоматизации навыка произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

  • Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и акустический) образ звука «Р».
  • Закреплять умение произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи семантического поля слова «МОРОЗ».
  • Закреплять навык анализа артикуляционно-акустического образа звука «Р» с использованием моделирования.
  • Формирование и расширение семантического поля слова «МОРОЗ», развитие валентностей слов
  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.
  • Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Развитие фонематического слуха посредством упражнений авторской специализированной компьютерной логопедической программы «Сказочная страна».
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «МОРОЗ» и развитие валентностей слов.
  • Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустических признаков звука.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие памяти при заучивании стихотворения.
  • Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.
  • Расширение экологических знаний детей.
  • Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.

Оборудование:

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-III»

Авторская специализированная логопедическая программа «Сказочная страна»

Схемы артикуляционного и акустического анализа

Макет «Дерево родных слов» с карточками – рисунками однокоренных слов

Игра «Путаница» с карточками к словам-антонимам

Карточки, изображающие символы слов-синонимов и слов-антонимов

Сюжетная картина «Морж и кенгуру»

Предварительная работа:

подбор речевого материала и изготовление карточек, разучивание стихотворений и упражнений к пальчиковой гимнастике и динамической паузе, чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о морозе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Давай послушаем одну историю, которая произошла недавно:

Вот Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

– Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Давай скажем также грозно, как Мороз. (Логопед произносит первые две строчки стихотворения, ребенок – две последние строчки).

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ты так хорошо изобразил Мороз, что в кабинете стало очень холодно. К нам пришел дедушка, он так замерз, что даже забыл, как произносится звук Р. Как же ему помочь?

Ребенок: Давайте научим его говорить звук Р.

Логопед: Давай. Расскажи, как ты это будешь делать. (Предлагаем ребенку карточки- символы для составления плана работы над звуком. Ребенок, выбирая карточки составляет планирует свою работу)

Ребенок: Сначала научим выполнять артикуляционную гимнастику, затем расскажем, как правильно произносить звук Р, какой звук Р, поиграем в игры с компьютером, поиграем в игры “слова-родственники”, “слова-друзья”, “путаница”, придумаем предложения, выучим стихи.

Логопед: Мне кажется, наши язычки тоже никто не разбудил. Что нам нужно сделать, чтобы они проснулись и стали хорошо произносить звук «Р»?

Ребенок: Выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед: Ребята, выберите упражнения, которые нам необходимы для подготовки язычка к произношению звука «Р».

Дети выбирают карточки, с изображением необходимых артикуляционных упражнений и объясняют свой выбор.

3. Подготовительная работа.

Опосредованная артикуляционная гимнастика с использованием стихов выполняется перед зеркалом, стихи читает логопед, делая паузу на каждое упражнение 5-8 секунд)

«Язычок наш, просыпайся! (лопаточка)

И скорее улыбайся! (улыбаемся)

И не надо удивляться (губы в трубочку)

Читайте также:
Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Поскорей же умываться (облизать губы)

Потянулись (парус)

Подтянулись (грибок)

И нагнулись (блинчик)

И еще раз и вверх и вниз:

кто быстрей – получит приз! (качели)

Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)

Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)

И про брюки не забудь (за нижнюю губу)

Пояс надо застегнуть (провести языком от одного угла рта к другому)

Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)

И кровать бы застелить (за нижние)

Теперь можно пообедать (покусать язык)

Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)

Ну, а сахар – можно ложкой (чашечка)

Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),

хорошенько облизнулись (облизать губы)…

Ждут гулять скорей друзья –

нам опаздывать нельзя (маляр)

Но на улице – мороз (постучать языком за верхними зубами произнося за «д-д-

Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)

Ты теплее одевайся,

поскорее собирайся».

Логопед: На улице язычок увидел:

«сосульку» (Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении 8 сек).

«санки-ледянки» (Сделать язык «чашечкой»)

«Саночки». (Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов).

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.» (Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).

4. Анализ артикуляционно-аккустического образа звука «Р»

Логопед: Молодец! Гимнастику делать мы дедушку научили. Что теперь нужно сделать? (ребенок называет пункт своего плана.

Ребенок: Расскажем, как правильно говорить звук Р (рассказывает по схеме).

Ребенок: Чтобы правильно сказать звук «Р» надо открыть рот, язык поднять наверх, за верхние зубы, кончик языка дрожит; воздушная струя сильная, теплая.

Теперь надо рассказать о звуке Р. Какой он. Согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом. ( Ребенок дает характеристику звука по схеме акустического анализа звука).

Логопед: Давай предложим дедушке произнести звук. (логопед говорит за дедушку). получилось?

Ребенок: Да. Все правильно. Теперь надо поиграть в игры. Давайте начнем с компьютерных игр.

Логопед: Давай.

5. Изолированное произношение звука «Р»

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Фонологические упражнения. Точность воспроизведения фонемы. «Соломинка».

Логопед: Теперь потренируемся с дедушкой с помощью компьютера. Поможем девочке выпить сок. Правильно произноси звук «Р», тогда сок поднимется по соломинке и девочка выпьет его. Если будешь произносить звук неправильно, сок по соломинке подниматься не будет.

Ребенок 4-5 раз выполняет упражнение. (В случае затруднения логопед напоминает артикуляцию звука, предлагает ребенку воспользоваться зеркалом для контроля правильного положения органов артикуляции, подключает тактильно-вибрационный контроль, подражание артикуляции логопеда.)

6. Закрепление произношения звука «Р» в слоге.

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Базовые навыки. Включение голоса. «Медведь».

Логопед: Мишка любит кататься на машинке – это у него хорошо получается, при этом его машина очень громко поет «песенку мотора». А поет она по-разному и «ра-ра», и «ро-ро», и «ры-ры-ры», и «ру-ру-ру». Если будешь произносить слоги подряд, то машина поедет быстро, а если будешь выдерживать паузу, то машина будет ехать медленно. Давай сейчас вместе с мишкой поедем на машине. Произноси за мной (логопед произносит слоговые дорожки с заданным темпом, ребенок воспроизводит их):

ра – ра – ра-ра-ра; ра – ра – ра-ра-ра;

ро – ро – ро-ро-ро; ро – ро – ро-ро-ро;

ру-ру-ру – ру – ру; ру-ру-ру –ру – ру;

ры-ры-ры – ры – ры; ры-ры-ры –ры – ры.

Как хорошо у нас получилось петь «песенку мотора», ты доехал до конца пути и получил приз.

7. Развитие фонематического слуха

Работа с авторской специализированной логопедической программой «Сказочная страна»

Логопед: Мы приехали в «Сказочную страну». Какой герой сказки нуждается в нашей помощи?

Ребенок: Русалочка.

Логопед: Помоги Русалочке найти слова на звук «Р». Назови картинки и нажми мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Р». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой Р. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок выбирает картинки, в названии которых слышит звук «Р». Картинки закрываются буквой.

8. Закрепление произношения звука «Р» в словах семантического поля слова «МОРОЗ»

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

1. Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.

Логопед: Отгадай загадку:

– Сердит, – закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.

– Ударил как! – ворчал другой, поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:

– Ишь какой! Кусается, как пес.

И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.

В тот день и впрямь сердитым был – вы догадались – кто!

Ребенок: Мороз!

Логопед показывает картинку.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовь ладошку, говори слово и веди пальчиком от начала левой ладошки к кончикам пальцев. Определи, место звука «Р» в слове «Мороз» (в начале, середине или в конце слова)?

Ребенок: В слове «мороз» звук «Р» стоит в середине.

3. Подбор родственных слов.

Игра «Дерево родных слов»

Логопед: Я поставлю картинку с Морозом в корень нашего дерева, а ты назови слова, в которых тоже слышится слово «мороз». Помогут тебе в этом карточки.

Называй слова и размещай карточки на кроне дерева. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: Морозилка, мороженое.

Логопед: Если на улице мороз, то день какой?

Ребенок: Морозный.

Логопед: Когда у человека поднимается температура, его пробирает дрожь, то говорят как?

Ребенок: Морозит.

4.Подбор слов-синонимов.

Логопед: Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о морозе.

Давай подберем их. Как еще можно назвать мороз?

Ребенок: Холод.

Логопед: Раньше мороз называли «стужа», «стынь». Давай запомним эти слова, поиграем в игру «Поймай слово». Я кидаю тебе слово, а ты лови и повторяй его. Теперь подкидывай и лови слова сам. (Ребенок имитирует бросок вверх и ловлю в кулачок, произнося слова «стужа», «стынь» многократно»). Сложи слова в «Копилку новых слов», называя их. (Ребенок «кладет слово» в копилку и называет его).

5. Развитие общей моторики.

Логопед: Давай расскажем вместе стихотворение «Ты, мороз, мороз, мороз…», а чтобы не замерзнуть – покажем его:

Ой, мороз, мороз, мороз. (Руки к щекам, наклоны туловища в стороны)

Не показывай свой нос, (грозим пальцем)

Уходи скорей домой,(отталкивающие движения руками)

Стужу уводи с собой.(имитируем «ведем кого-то за собой»)

А мы саночки возьмем.(Наклон вперед)

Сядем в саночки-самокаточки. (приседания)

6. Подбор слов-антонимов.

Игра «Путаница»

Логопед: Здесь соединены слова, которые говорят «наоборот». Отгадайте их.

Ребенок распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.

Ребенок: Жара – мороз греет – морозит

Печка – морозилка растаяло – замерзло

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Давай потренируем наши пальчики:

Ребенок вместе с логопедом рассказывает стихотворение и выполняет движения пальчикам рук в соответствии с его содержанием

Мы во двор пойдем играть (указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)

Будем мы снежки лепить.(Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормить,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки будем мы кататься.(Вести указательным пальцем правой руки по левой ладони)

А еще в снегу валяться. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой придем,(Отряхивать ладошки.)

Съедим суп и спать пойдем. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

9. Закрепление произношения звука «Р» в предложении

Введение слова «Мороз» в различные ситуации

Логопед: Придумай предложения по картинкам. Вспомни рассказы, стихи и загадки, которые вы читали с воспитателем. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: «Мороз разукрасил окно. Мороз щиплет мальчику нос. Ударили морозы. Идут морозы за морозами, один другого злее. Мороз укутал елочку снегом. Мороз заморозил окно.»

Заучивание стихотворения «Морж» Б. Заходера

Логопед: Посмотри на картину. Кто на ней нарисован?

Ребенок: На картине нарисованы морж и кенгуру.

Логопед: Где они живут?

Ребенок: Морж живет на севере, а кенгуру на юге – в Австралии.

Логопед: Морж и кенгуру встретились в зоопарке. Послушай стихотворение «Морж» Б. Заходера и ты узнаешь, о чем они говорят.

Морж спросил у кенгуру:

– Как выносишь ты жару?

– От мороза я дрожу. –

Кенгуру сказал моржу.

Логопед: Давай выучим это стихотворение.

Стихотворение повторяется ребенком построчно, затем рассказывается вместе с логопедом по ролям, со сменой ролей, и, наконец, самостоятельно ребенком.

Читайте также:
Перспективный план работы логопеда с детьми, имеющими недостаточное развитие средств языка

10. Итог занятия:.

Логопед: Теперь дедушка научился говорить звук Р-Р-Р? Давай проверим, пусть он покажет, как замерз от мороза? Б-р-р-р. Правильно он сказал?

Ребенок: Б-р-р-р-р.

Логопед: Чему ты сегодня научился?

Ребенок: Правильно говорить звук «Р», «Б- р-р-р-р» вместе с дедушкой.

Логопед: Что нового узнал?

Ребенок: Родственные слова к слову «мороз» морозный, морозит, слова, которые говорят о морозе по-другому: стужа, стынь, выучил стихотворение «Морж и кенгуру».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.

Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство: Детство-Пресс, 2009.

Репина З.А., Васильева Т.В, Ведерникова А.Д. Поле речевых чудес. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения. Звук [д] в старшей группе с ОНР III уровня

Презентация к уроку

Цели рока:

  • Образовательная:Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
  • Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
  • Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.

Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.

2. Артикуляционная гимнастика

Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:

– “Барабанщик” (Слайд 1)

3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.

– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)

Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)

Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.

– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.

4. Анализ артикуляции звука Д.

– Произнесите звук: Д-Д-Д!

(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).

Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.

5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.

– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.

да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды

6. Выделение звука Д из слов на картинках

Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).

7. Звуковой анализ слова ДОМ

– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)

– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.

Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

8. Игра с мячом “Назови ласково”” по картинкам на панно:

– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок.

9. Игра “Чего не стало?”

(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.

– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)

10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.

Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.

11. Итог занятия.

– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)

А сейчас расскажем Башмачку:

– С каким звуком познакомились?

– Характеристика звука Д.

– Назвать слова со звуком Д.

Поощрение детей.

– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения

1.Организационный момент.
Логопед. Сегодня нас с тобой приглашает в гости, угадай кто?
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек,
ни головы, ни ножек,
Конечно, это (ежик)
2.Развитие мелкой моторики (массажные мячики-ежики)
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем)
Ёж в лесочек убежал, нам «спасибо» пропищал.
(сжимать ёжика, чтобы запищал)
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Ты уже догадалась, куда мы отправимся вслед за ежиком? ( В лес) Но прежде давай проведем и тренировку язычка
Упражнения «Заборчик» «Домик открыт» «Лопатка» «Маляр» «Лошадка»
4. Развитие дыхания.
Логопед. Покажи, какой язык – силач, как он крепко стоит на ветру (упр. «Парус», «Дрожит от ветра»)
5. Артикуляция и характеристика звука Р.
Логопед. Давай с собой возьмем и этот сильный звук. Расскажи, что ты о нем знаешь. Какой это звук?
Ребенок. Это согласный, твердый, звонкий звук.
6.Произношение звука в слогах.
Логопед. Давай скажем волшебные слова: «Раз, два, три повернись и в лесу очутись».
Ой, смотри, кто это шагает, шишки, веточки толкает и слоги повторяет:
Пра-про-пры Бро-бра-брэ
Гры-грэ-гро Тра-тру-тры
Кру-кро-кра Фрэ-фра—фро
Дро-дру-дрэ Вры-вро-вра
Мишутка очень грустит: он далеко ушел от своего дома, и ни знает дороги домой. Давай его догоним и поможем. Ты согласен?
7.Произношение звука в словах.
Логопед. Чтобы догнать мишку нужно пройти по длинной дорожке из картинок и правильно назвать слова.
8. Развитие фонематического восприятия.
Логопед. Мишка встретил белку и просит ее помочь найти дорогу до дома.
Белка не плохая, а …(хорошая)
Белка не злая, а …(добрая)
Не сердитая, а …(радостная)
Не ленивая, а … (трудолюбивая).
Поэтому она очень занята: собирает грибы. Давай ей поможем. Нужно выбрать среди грибов только со звуком [Р] и повесить их на веревочке по месту звука в слове.(Рисунок 1)
9.Физкультминутка.
У медведя дом большой
А у зайки маленький.
Наш медведь домой пошел.
Поскакал и заинька.

10.Произношение звука в словосочетаниях, предложениях.
Игра «Собери груши» (Рисунок 2)
Логопед. Мишка дальше шагает, а белка ему дорогу подсказывает. И встретили они на пути ежика. Просят его о помощи, ежик может им помочь, но сейчас он занят уборкой груш. Давай ему тоже поскорей поможем. Посчитай, сколько груш уже поспело: одна груша, и т.д. (ребенок считает и с дерева грушу вниз опускает)
Давай поможем ежику их собирать, и такое будем такое предложение повторять:
Я (ты, он, она, мы, вы, они) груши собираю и в корзинку их бросаю.
10.Произношение звука [Р] в чистоговорках.
Логопед. На лесной опушке лягушата устроили концерт, и пригласили они наших героев. Посади их так: медвежонка – на самый широкий пенек, ежика – на самый высокий пенек, а белку – между ними.
Ребенок рассказывает ранее выученную чистоговорку, сопровождая ее движениями, имитируя игру на инструментах.
Тара – тара – тара – ра – поднимайся детвора.
Поднимайся детвора, в детский сад идти пора! (стучим как на барабане)
Туру – туру – туру – ру – поднимаем детвору (трубим в трубу)
Тыры – тыры – тыры – ры – нету дома детворы (играем на гитаре).
11.Произношение звука в стихотворении.
Логопед. На помощь медвежонку летит ворона. Она согласна ему помочь – указать дорогу. Ворона рассказывает стихотворение, а ты клади на дорожку шишку, если слышишь звук Р. (Рисунок 3)
В небе гром, гроза
Закрывай глаза,
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Теперь двигаемся по дорожке вперед: слово со звуком [Р] повторяй, а шишку убирай.
Повторим все стихотворение.
12. Развитие пространственной ориентации. Предложения
Логопед. Ой, смотри, мы уже дошли до домика. А медведица-мама приготовила нашим героям и тебе угощение. Она положила угощение в шкаф. Будь внимателен: открой дверцу справа в нижнем углу (и т.д.) Что это? (Орехи, рыба, груша) Кому дашь? Придумай предложение со словами: белка – орехи, мишка-рыба, ежик-груша. Тебе за помощь тоже есть угощение: открой дверцу…(конфета)
13.Итог занятия.
Пора нам домой. Что тебе понравилось? Какой звук нам помогал?

Формирование звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Вы будете перенаправлены на Автор24

ОНР – это общее недоразвитие речи, проявляющееся в нарушении формирования всех сторон речи у детей с полноценным слухом и нормальным интеллектом.

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОНР

Начало речевого развития у детей, имеющих речевые нарушения общего характера+, в принципе, совпадает с началом говорения обычных детей. Единственным отличием может стать произношение не отдельных слов, а построение из них речевых конструкций т.е. фраз и предложений. Если ребенок долгое время не начинает формулировать предложения – в 4-6 лет, так и не научился строить их из слов, то нужно обратить на это внимание и отправится к специалисту, поскольку, это может быть одним из сигналов наличия у ребенка отклонений.

Специалисты в области речевого развития – дефектологи проводят анализ речевого развития ребенка. Они оценивают не произношение детей, а их восприятие речи. Ребенок может произносить только отдельные слова, но при этом, отлично понимать, что ему говорят. Постепенно, он начинает формировать свой словарный запас, произносить, хотя бы пытаться произносить, новые слова, которые он слышит. Если этого не происходит, то тут имеет место явное нарушение речевого развития ребенка.

Нарушение речевого развития – это неспособность ребенка воспринимать речь других людей, повторять слова и фразы.

Рисунок 1. Общее недоразвитие речи, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Дети с нарушениями речевого развития могут только повторять слова уже известные им, не запоминая новые. Такое нарушение может наблюдаться в течение разного временного промежутка: от нескольких месяцев до нескольких лет.

Проявлениями речевого нарушения могут быть следующие:

  • Сложности с построением предложений и фраз;
  • Неспособность восприятия и повторения предложений;
  • Укорачивание слов;
  • Замена букв местами;
  • Замена слогов местами;
  • Употребление слов в морфологически нерасчлененном виде т.е. в той форме, которая была услышана в речи окружающих без ее перестраивания под смысл собственного высказывания;
  • Избирательность к различным звукам и их приоритетное произношение;
  • Дезориентация в звуковой структуре слова.

Все эти проявления приводят к тому, что речь ребенка становится непонятной для окружающих.

Симптомы ОНР зависят от степени недоразвитости речевого аппарата ребенка и проявляются как в полном отсутствии речи, так и в отсутствии связной речи с верными фонематическими и грамматическими конструкциями.

Рисунок 2. Общее недоразвитие речи, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные методы формирования правильного звукового произношения у детей с ОНР

При наличии у ребенка нарушений в произношении, построении речевых конструкций следует обязательно прибегнуть к специализированной помощи, потому что, сами собой, данные нарушения не пройдут. С ростом ребенка, речевые нарушения могут занять фиксированные позиции и приобрести стойкий характер. Поэтому, исправлять их нужно своевременно, в дошкольном возрасте.

Основными направлениями работы по правильному произношению являются следующие:

  1. Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики.
  2. Усвоение фонематических основ языка. Детей обучают произношению гласных и согласных звуков, знакомят сих особенностями, формируют интонацию, обучают акустическим сторонам звука.
  3. Проведение профилактики и коррекции звукопроизношения.

Успешность коррекционной работы с дошкольниками зависит от привития им навыков верного повторения, услышанных звуков речи. В данном направлении акцент делается на двигательную активность ребенка, поскольку от нее зависит интенсивность речевого развития. Если ребенок обладает высокой подвижностью, он энергичен и стремится выплеснуть запасы своей энергии в движениях, то и его речь будет развиваться достаточно быстрыми темпами.

При проведении различной логопедической коррекции у детей с ОНР, ведущее место отводится развитию физической активности ребенка и выполнению логопедической ритмики. Логопедическая ритмика предполагает методику коррекции звукового произношения путем применения слов, музыки и движений. Такая методика ориентирована на развитие моторных функций ребенка, его речевой моторики. Дети учатся улавливать чувство ритма, выполнять движения под музыку, что улучшает их слуховое восприятие, формируя правильное повторение услышанного.

В современном обществе, формирование звукопроизношения базируется активном на применении информационных технологий. Происходит разработка компьютерных программ, создающих визуальные образы, произносимых звуков и слов. Они позволяют формировать правильную интонацию речи и дают возможность детям самостоятельно оценить свои недостатки в произношении, указывая на ошибки.

Стадии формирования звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста реализуется в три основные стадии:

  1. Подготовительная стадия. На данной стадии происходит подготовка речевого аппарата ребенка, органов слуха, двигательных и речевых анализаторов к восприятию звуков и их верному повторению. Здесь задействуется артикуляционный аппарат: проводится артикуляционная гимнастика или массаж органов артикуляции. Уделяется внимание развитию мелкой моторики ребенка, его фонематики, отрабатывается произношение отдельных, наиболее проблемных, звуков.
  2. Стадия развития первичного произношения. Ведется работа по формированию звука. Она связана с достижением верного произношения ребенком изолированных звуков. Происходит формирование артикуляционной базы для этих звуков, формирование воздушной струи и постановки голосового произношения. Далее идет отработка произношения звука. Его произношение должно быть доведено до автоматизма, а затем звук должен быть дифференцирован т.е. ребенок должен научиться отличать смешанные звуки и применять их в своей речи.
  3. Фиксирование звуков в речевом процессе. На данной стадии осуществляется выработка новых направлений использования звуков, посредством применения игровой деятельности и логопедических упражнений. Далее происходит обучение ребенка применению звуков речи в общении разной направленности.

НОД по формированию звукопроизношения у детей с ОНР 6 – 7 летнего возраста

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Методические рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Статья:

“Методические рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи”.

Новожилова Татьяна Алексеевна
ГБДОУ ЦРР детский сад № 24
Красносельского района Санкт-Петербурга

Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет координированная работа органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо. От того, как плавно и быстро происходит переключение с одного движения на другое, а также удержание заданной артикуляционной позы зависит звукопроизношение у детей.

Поэтому очень важно устранить эти нарушения и подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Это не происходит в один момент. Чтобы добиться у ребёнка правильных, полноценных движений артикуляционного аппарата логопед начинает свою работу с того, что сначала добивается правильного выполнения простых упражнений, а затем объединяет простые упражнения в сложные артикуляционные уклады требуемых звуков. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, артикуляционных упражнений. Упражнения могут быть динамические и статические. Необходимо следить при этом за тем, чтобы работали нужные мышцы артикуляционного аппарата. Важно качество проделываемых упражнений, а не их количество. Главные задачи артикуляционной гимнастики развить и укрепить органы артикуляции, добиться их свободной подвижности. Эта работа должна проводиться регулярно, систематически и в комплексе с другими видами логопедической работы. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке звуков, далее следует процесс вызывания звука (или постановка звука), затем автоматизация и дифференциация звука проходит по общепринятой схеме.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, желательно несколько раз в день по 3-5 минут. Лучше всего, если в этом объединятся логопед, воспитатели и родители дома.

2. Все упражнения выполняются сидя возле зеркала, так чтобы Ваше лицо и лицо Вашего ребёнка были видны в нём. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9х12 см)

3. Следите за соблюдением правильной осанки у детей.

4. Дыхание ребёнка должно быть ровным, спокойным. Тело расслаблено, плечи опущены вниз.

5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Все упражнения лучше всего проводить под счёт 1и, 2 и…

6. Занимаясь с ребёнком, не забывайте о том, что основной вид деятельности у ребёнка – игровой, все игровые упражнения артикуляционной гимнастики имеют своё «игровое название » и повышают у ребёнка интерес к данному виду логопедической работы. Выполняя важные задачи по развитию артикуляции, ребёнок играет!

7. Ребёнок должен выполнять артикуляционные упражнения с удовольствием. Как только Вы почувствуете, что ребёнок устал, или ему стало не интересно – прекратите выполнение упражнений.

8. Каждое упражнение выполняйте 7 -10 раз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

1. «Улыбка» при которой видны зубки.

2. «Хоботок» губы округлить и вытянуть вперёд

3. Переключения «улыбка» – «хоботок»

4. «Зайчик» поднять верхнюю губку, показать верхние зубки и опустить губу.

5. «Обида». Опустить только нижнюю губку, показать нижние зубки. Артикуляторная гимнастика для мышц языка.

Для свистящих звуков:

I- ая группа упражнений на распластывание и укрепление боковых краёв языка.

Для свистящих звуков.

1.Высунуть широкий язык «пошлёпать» по широкому языку «па-па-па» 2-3 раза.

2. « Пошлёпать» по широкому языку зубками «та- та –та»

3. «Песенка ослика» и- и- и. Губы в «улыбке» язык упирается в нижние зубки.

4. «Бабочка». Поём «И-И-И» «на улыбке» и «жуём» боковые края языка.

5. «Горка». Губы в «улыбке». Язык за нижними зубками.

6. «Горка сломалась». Язык спокойно лежит в ротовой полости. Поём гласный звук А-А-А.

7. Чередуем 5 и 6 упражнения.

8. «Тёрка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубки, верхними зубами «трём» язык вперёд и назад.

II- я группа упражнений на отработку центральной воздушной струи.

1. «Желобок» или «Лодочка». Боковые края языка приподнимаем, образуя «желобок». Подуть в получившуюся трубочку.

2. « Играем в лодочку». Язык в положении «лодочка», вдыхаем и выдыхаем воздух.

3. Игра « мыльные пузыри». Следим за тем, чтобы щёчки оставались «худенькими» и не раздувались.

III-я группа упражнений на подъём и укрепление мышц кончика языка и его передней части. Для шипящих звуков.

1. « Обними» верхнюю губку широким языком, подержи. Рот открыт.

2. « Лакание». Оближи языком верхнюю губку сверху вниз. Медленно.

3. «Ступеньки». Сначала держим широкий язык на верхней губке, на верхних зубках широким языком.

4. «Мартышка» и «бульдог». «Колёсико». Языком вращаем по кругу в ротовой полости.

5. «Покрась каждый зубик язычком». Рот открыт на «улыбке». Дотрагиваемся кончиком языка до каждого зубика по порядку и «красим» его язычком, «как кистью».

6. «Посчитай верхние зубки языком». Дотрагиваемся кончиком языка до каждого зуба по порядку.

7. Язычок в положении «Чашечка». Боковые края язычка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка не прижат к передним зубам. Держать 5секунд.

8. «Заводим моторчик». Губы « в улыбке». Зубы разомкнуты. Произносим на сильном выдохе «дын» и чуть помогаем соской. Слышим «др-р-р»

9. «Цокаем» как лошадка, быстро и медленно «на улыбке». Рот открыт.

10. «Маляры». Рот открыт. Языком медленно красим нёбо вперёд и назад.

11. «Грибок». Раскрыть рот. “Приклеить” язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

12.«Гармошка». Делаем исходное упражнение «грибок» и сильно оттягиваем вниз нижнюю челюсть, а затем возвращаемся в исходное положение.

Растягиваем подъязычную связку.

13. «Дятел». Рот открыт. Кончик языка упирается в верхние зубки, многократно произносить звук [д-д-д].

Упражнения артикуляционной гимнастики помогут сформировать у ребёнка требуемый звук.

1. Э. Я.Сизова. Курсы повышения квалификации. Лекции.

2. А. И. Богомолова «Нарушение звукопроизношения у детей». Пособие для логопедов.

3. «Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы». Сборник статей под ред. Л.С. Вакуленко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: