НОД по формированию фонематического восприятия

Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем»

Любовь Борисова
Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем»

Конспект НОД для детей старшей группы на развитие фонематического слуха

“Что мы знаем и умеем»

Тема: Дифференциация звуков В – Вь.

Цель: Дифференциация звуков В – Вь.

– Закрепить умение детей характеризовать звуки В – Вь по признаку твердости – мягкости;

– Упражнять в определении места звука в слове;

– Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Развивающие:

Развивать фонематические процессы;

Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

Развиватьпсихические процессы: внимание, память, мышление;

Развивать коммуникативную компетенцию;

Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

– Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

– Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

– Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.

Ход занятия

I. Вводная часть.

(Дети здороваются с гостями)

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

Садитесь на свои места.

2. Введение в игровую ситуацию

Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой мультфильма. Кто это (слайд Винни-Пуха)

Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая

Сова пригласила его на День рождения. (Слайд совы) и он не знает, что подарить Сове. И стал думать.

-Что в мультфильме Винни-Пух любил делать? (Сочинять различные дразнилки, сопелки, пыхтелки).

Так вот. Решил он Совена День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось. (слайд)

Давайте мы проговорим их, говорить надо чётко, проговаривая каждое слово. Сначала говорю я, а затем вы.

Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

Ва — ва — ва — вот летит сова.

Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

Воспитатель: Какие знакомые звуки здесь встречаются чаще всего?

Правильно! Звуки В и Вь.

Сегодня на занятии мы повторим эти звуки, закрепим умение их различать, находить в словах, определять их место в словах, будем делить слова на слоги.

II. Основная часть занятия.

Воспитатель: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитатель: (Можно использовать зеркало, посмотрите в него, улыбнитесь себе.)

“Улыбка ” – “Трубочка “. – Улыбнитесь друг другу.

Языком отодвиньте верхнюю губу, нижнюю.

Поднимите язык к верхним зубам, опустите к нижним.

Упритесь кончиком языка в левую щеку, в правую.

(слайд)2. Развитие мимических мышц.

Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы,

он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу.

Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся. (Улыбка) (слайд)

Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался. (Радость) (слайд)

Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил. (Грусть) (слайд)

От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела. (Восхищение) (слайд)

3. Работа над развитием дыхания и голоса.

А сейчас поработаем над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны,на выдохе – опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).

Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную,вопросительную и восклицательную интонацию:

Ветер воет. Ветер воет?Ветер воет! Молодцы!

(Слайд)Воспитатель: Винни-Пух передал картинки для вас с заданием,

какой повторяется звук в этих словах?

(слайд) 4. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Давайте с вами вспомним, звук «В» – не тянется, не поется –значит он (какой) согласный, может быть (каким) твёрдым и мягким.

Читайте также:
Развитие познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет

Звук В обозначим синим квадратом, звук Вь – зелёным квадратом.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку В, Вь.

Дети:Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

6. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какой слог лишний?»

Воспитатель: ва – во – ву – ви

Ответы детей: Лишний Ви.

Воспитатель: Почему лишний именно этот слог?

Ответы детей: Во всех слогах звук В, а в этом Вь.

Воспитатель: Правильно, слушайте дальше.

Ответы детей: Лишний Ва, т. к. во всех слогах звук Вь.

(слайд) 7. Дидактическая игра “Сигнальщики “.

У детей сигнальные квадраты зеленого и синего цвета.

Воспитатель: “Посигнальте ” квадратом синего цвета, когда в словах услышите звукВ, а квадратом зелёного цвета – когда услышите звук Вь.

Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.

8. Дидактическая игра “Замени звук “.

Воспитатель: замените первый звук в слове на звук В или Вь.

Пой – вой; Митя – Витя; мыть – выть; лесть – весть; голос – волос; пеликан – великан.

9. Динамическая пауза. (Выполнение движений по тексту).

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Как дул ветер? (Сильно)

Подуем сильно, как ветер.

А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

(слайд) 10. Звуковой анализ слов.

1. Звуковой анализ слова СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слова на слоги.

Сделаем звуковой анализ слова СОВА: (слайд)

1. Выделите голосом первый звук. Каким квадратиком обозначим?

СОВА– первый звук С – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком.

Давайте проверим (выскакивает на слайде синий квадрат).

2.Выделите голосом второй звук :

– второй звук О– онгласный – обозначим его красным квадратиком. (Проверка)

3.Выделите голосом третий звук:

– третий звук В – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком (Проверка)

4. Выделите голосом четвёртый звук:

– четвёртый звук А – он гласный – обозначим его красным квадратом (проверка).

Дети сравнивают свою получившуюся схему с той, что на экране.

Воспитатель: Сколько звуков в слове СОВА?

Дети: В слове СОВА 4 звука, 2 согласных и 2 гласных звука.

Воспитатель: Какие эти звуки?

Согласные звуки: С, В.

Гласные звуки: О, А.

Назовем звуки по порядку: СОВА

Воспитатель: А теперь поделите слово СОВА на слоги, подперев рукой бороду.

Воспитатель: Сколько получилось слогов? Положите столько жёлтых прямоугольников, сколько у вас получилось слогов.

Затем дети сравнивают с изображением на экране.

Дети: Получилось 2 слога.

2. Аналогично сделать звуковой анализ слова ВИКА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слова на слоги.

А сейчас давайте не много отдохнём. (слайд)

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за стол спокойно сесть.

11. Дидактическая игра “Дни недели ” (определение места звука в слове).

Воспитатель: А теперь мы будем определять место звука в слове. Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.

Ответы детей: вторник, четверг, воскресенье.

Воспитатель: где находятся звуки В-Вь в этих словах?

Ответы детей: в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь – в середине слова, в слове воскресенье звук В – в начале слова.

(слайд)Воспитатель:

1. Посмотрите на экран. Найдите место картинкам. Если в названии предметов звук В, относим к синему квадрату, со звуком Вь- к зелёному. 2. Найдите слова со звуком В и ВЬ. (слайд)

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?

Воспитатель: Дайте характеристику этим звукам.

Ответы детей: Звук В – согласный, твердый, обозначается квадратиком синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначается квадратиком зеленого цвета, звонкий.

Воспитатель: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять? (ответы детей)

2. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Как вы сегодня занимались? (ответы детей)

Кто был самым активным и больше всех отвечал? (ответы детей)

У кого что получилось? (ответы детей)

А что не получилось? (ответы детей)

(слайд) 3. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Винни –Пух дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям.

Читайте также:
Тест: Дефектолог — работа для вас?

Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Винни-Пуха.

Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста. Один.

Игры для развития фонематического слуха у детей. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Конспект НОД по развитию фонематического слуха в старшей группе для детей с ЗПР «Задания Снежной королевы». Конспект НОД по развитию фонематического слуха. Тема: Задания Снежной королевы. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить и расширить.

Конспект занятия по развитию речи. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников. ЗАДАЧИ: 1. Обучать работе со схемами, символами. 2. Развивать.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 “Мотылек” Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха в средней группе для детей с ОНР Цели Развитие подвижности органов артикуляции Развитие умения прислушиваться Развитие сукцессивной.

Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие фонематического слуха у дошкольников Развитие фонематического слуха у дошкольников В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей,.

Конспект занятия по формированию фонематического слуха в 1 классе “Наши друзья – волшебные слова”

Содержимое разработки

Конспект коррекционно-развивающего занятия

« Наши друзья – волшебные слова»

Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей;

развитие фонематического слуха и речевого внимания;

развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: наборы картинок со сходно звучащими словами, пособия для развития речевого дыхания (ватные диски, легкие шарики).

Ход занятия:

1.Организационный этап

Сегодня мы отправимся в страну волшебных слов, которые похожи друг на друга по звучанию, но разные по значению. Чтобы добраться до этой волшебной страны, мы должны будем выполнить разные задания.

2.Основная часть

1) Артикуляционная гимнастика (дети сидят за столами). Чтобы найти путь в страну волшебных слов нам нужно сделать гимнастику. Дыхательная гимнастика (загони мяч в ворота),(сдуй снежок с ладони).

2) «Найди ошибку»

1. Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась(шишка)

2.Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

3.Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят двери(звери).

4.Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама осы(косы).

3) Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.Ком – ком – кот -ком
Канава – канава – какао -канава
Утенок – утенок – утенок -котенок
Будка – буква – будка -буква
Винт – винт – бинт -винт
Минута – монета – минута -минута
Буфет – букет – буфет -буфет
4).Физкультминутка

Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово , похоже звучащее, например корзина.

Паучок-сверчок; елки-иголки; петрушка-игрушка; зверюшка-хлопушка; лесок-песок; свечка-печка; кузнец-удалец.

5)Съедобное-несъедобное

Найти только те предметы, которые съедобны.

-Картошка, ложка ,окрошка;

-Апельсин, клин, мандарин;

-Конфета, котлета, ракета.

6) Исправь ошибку

Письмо от Незнайки

1.Жучка будку (булку) не доела: не охота, надоело.

2.Улетела на три метра шляпа дядина из ветра (фетра).

3.На волке (полке) сметана, творог, молоко.

4.На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву.

5.Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей).

6.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

7.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами».

Читайте также:
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

8.Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку).

9.На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

10.На виду у детворы крысу (крышу)красят маляры.

11.Посмотрите-ка, ребятки, раки (маки) выросли на грядке.

12.Мы собирали васильки, на головах у нас щенки (венки).

13.Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

7) «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь(двери).

Мы собрали васильки,
На головах у нас (венки).

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети(книжки)

Пес козе принес букет,
Сытный будет ей (обед)

Мы выполнили все задания и очутились в стране волшебных слов. Теперь-то мы знаем, чем отличаются слова: мышка и мишка, кот-ток, рак-мак и т.д.

НОД по развитию фонематического слуха для преодоления дизграфии в старшей группе

Цели:

– Закреплять навыки различения и произношения изученных звуков в слогах, словах и предложениях;

– Закреплять представление детей о гласных и согласных звуках, учить выделять звуки из начала и конца слова;

– Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и фонематический слух;

– Упражнять в звуковом анализе сочетаний типа: ауои, обратных и прямых слогов;

– Развивать слуховую память, учить воспроизводить ряды, состоящие из трех прямых слогов;

– Учить вслушиваться в звучание слов, находить сходные и разные по звучанию слова, развивать чувство ритма и языковую реакцию.

– Развивать реакцию на интонацию. Воспитывать у детей интонационную выразительность речи.

Оборудование: карточки с ритмическим рисунком, символами звуков, для называния гласных звуков, пирамида из кубиков, два мяча, зеркальце, картинки клоунов, игра «звучащие картинки», веревочка с узлами, бумага, карандаши, ширма, игрушки – медведь, слон, лисица.

Дети, подойдите все ко мне и станьте в круг.

(Звучит спокойная музыка.)

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все месте. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, красоту и доброту. А выдохните через ротик обиды, огорчения и злобу.

(Дети делают вдох и выдох еще 2 раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. А поможет нам в этом маленький мячик. Какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

(Дети отвечают – зеленый.)

Мы будем передавать его правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком, вот так (показываю).

Дети передают друг другу мяч и желают доброго утра.

Например: «Доброе утро, Сашенька, доброе утро, Леночка и т.д.».

Дети, на какой планете мы с вами живем?

На планете Земля.

А сегодня я предлагаю вам отправиться на планету, которая называется «Детство».

На этой планете мы будем играть со звуками и словами, петь песни, рисовать и даже сочинять стихи.

На планету что б попасть,

Надо всем сначала встать.

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, потянуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Хором всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра!».

(Дети выполняют движения по ходу стихотворения.)

Итак, мы на веселой планете «Детство».

Здесь есть удивительный цирк. В нем выступает много всяких зверей и птиц. А вот наша мартышка в цирк не попала (показывает игрушку мартышки). Оказывается, чтобы выступать в цирке, надо очень много знать и уметь. А мартышке очень хочется стать циркачкой. Давайте ей в этом поможем.

1. Артист – Дятел прислал несколько телеграмм. Но мартышка не смогла их прочесть. Давайте ей поможем в этом.

Первая телеграмма – логопед за ширмой отстукивает в барабан ритмический рисунок … _ _

Один ребенок повторяет, а затем и все дети.

Вторая телеграмма – нужно «прочитать» ритмический рисунок на картинке, а затем воспроизвести его громким и тихим хлопком. (На рисунке большая елочка, две маленьких и большая).

Третья телеграмма – дети «читают» следующий ритмический рисунок (два больших листика и три маленьких _ _ … ).

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием Дятла.

(У логопеда «садится» голос.)

Ой, ребята, я, кажется, потеряла голос (говорит полушёпотом). Помогите мне. Я буду называть звуки, а вы постарайтесь их все вместе и громко повторить (беззвучная артикуляция звуков а, о, у, и. А дети произносят вслух).

Читайте также:
Характеристика речи воспитанника

Очень хорошо, у меня даже снова появился голос.

2. А вот Аист (показывает игрушку или картинку аиста) предложил мартышке произнести вот этот звук (символ звука «А»), столько раз, сколько точек у меня на карточке (показываю карточку с четырьмя точками»).

А вот этот звук (показываю символ звука «О») столько раз, сколько красных треугольников у меня на карточке (показываю карточку с треугольниками разного цвета, три из них – красные).

А вот этот звук (символ звука «У») столько раз, сколько грибочков под ёлочкой (на картинке ёлочка, под которой 2 грибочка).

А вот этот звук (символ звука «И»), столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопаю в ладоши 5 раз, а все символы поочередно выставляются на доске).

3. Ребята, а в этом цирке выступают еще и клоуны-певцы. Вот они (выставляю на доске над каждым символов картинки клоунов).

Их зовут «АХ, ОХ, УХ, ИХ». Они очень любят петь. Давайте споем их песенки вместе с ними, а помогут нам в этом наши руки (дети поют звуки А, О, У, И сопровождая движениями рук).

А теперь давайте споем вот эту песенку (переставляю символ «И» вперед).

Как называются эти звуки?

Потому, что когда мы их произносим, воздух преграду не встречает. Их можно тянуть и петь.

Эти звуки мы обозначаем символами (показываю на символы, которые на доске).

А сейчас закройте все глаза (добавляю символ звука «М»).

Откройте, что изменилось?

Добавили звук «М».

А это какой звук?

Это звук согласный.

Потому что, когда мы его произносим, воздух преграду встречает.

А теперь давайте споем песенку, которая получилась.

4. А сейчас мы поиграем с этими звуками (игра «Живые Звуки»).

А) А У О И Дети берут символы звуков, выстраиваются

Б) А У М друг за другом и произносят эти звуки.

5. А Медведь предложил мартышке для игры свою пирамиду, на которой он выступает в цирке. Вот она (из кубиков собрана пирамида, на каждой ступеньке символ звука «М»).

Какой звук на каждой ступеньке?

А нам нужно будет найти место звука, который я буду называть.

На первой ступеньке слева А.

(Дети ставят слева символ А на первой ступеньке, «читаем» АМ).

На второй ступеньке справа У. (УМ.)

На первой ступеньке справа О. (ОМ.)

На второй ступеньке слева А. (АМ.)

И на самой верхней ступеньке слева И. (ИМ.)

Молодцы ребята, прочитали все слоги.

6. Наши клоуны-певцы любят играть со словами и звуками.

Давайте и мы сейчас поиграем с ними.

Я буду вам бросать мяч, и называть слова, а вы мне его возвращаете и называете первый звук в слове.

Аист, улитка, мартышка, ослик, индюк, улица, апельсин, игра.

А теперь называем последний звук в слове:

Лиса, кенгуру, ком, окно, руки, дом, кино, облака (выделяю голосом звуки).

7. Наша мартышка, ребята, большая кривляка. Она очень любит смотреться в зеркало и корчить там рожицы. Давайте покажем ей, как можно играть с этим зеркальцем.

Свет-мой, Зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Что я буду говорить,

(Подношу игрушечное зеркальце к ребенку и называю ряд слогов МА МУ МО, ударение на последнем слоге. Ребенок повторяет.)

МУ МА МИ? (ребенок повторяет)

МО МА МУ (ударение на первом слоге, ребенок повторяет).

Хорошо ребята, все повторили правильно.

А у меня есть еще вот такое зеркальце (показываю кривое зеркало).

А в кривом зеркальце, ребята, все отражается наоборот.

Ну-ка попробуем поиграть.

(Произношу тихо МО МУ МА. Ребенок должен произнести громко. Произношу высоко МИ МУ МО, ребенок произносит низко. Произношу медленно МА МУ МИ, ребёнок произносит быстро.)

8. А еще клоуны умеют сочинять стихи. Они хотели научить мартышку, но она никак не могла подобрать рифму. Давайте ей поможем в этом.

Хлопните в ладоши, если услышите слово похожее на слово «Дом».

Столы, сом, луна, ком, лимон, сушка, ром.

А сейчас будем сочинять стихи. Я начну, а вы заканчивайте.

Под водою живет рак,

В поле растет красный … (мак).

На столе лежала крышка,

А в коморке жила … (мышка).

Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц … (март)

На виду у детворы

Крышу красят … (маляры)

9. А хитрая Лисичка придумала для мартышки одно задание.

  1. Надо внимательно послушать и назвать лишнее слово.

Ком. Ком. Кот. Ком. (почему?)

Монетка. Монетка. Минутка. Монетка.

Читайте также:
Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Сушка. Сумка. Сушка. Сушка.

10. А клоуны приготовили еще одно задание для вас. Они хотят проверить, какие ваши ручки ловкие и умелые.

(Дети берутся за веревочку по кругу, на которой навязаны узлы, они быстро передвигают руки по узлам и веревочка двигается по кругу.)

Игра идет под музыку.

11. А Слон в цирке был художником. Он своим хоботом нарисовал целые картины. А прислал он мартышке такое задание.

Игра – «звучащие картинки».

Надо отобрать те слова, которые вы услышите в предложениях.

(Читаю несколько предложений, а детям предлагается по ходу повторить два-три предложения.)

12. А сейчас давайте нарисуем слону любой предмет, в названии которого есть звук М.

(дети рисуют, сидя за столом, логопед предлагает назвать, кто что нарисовал. Объединяются две картинки, и составляется с ними предложение. Всего 2-3 предложения).

Молодцы, ребята. Итак, наше путешествие на планету «Детство» закончилось. Чем же мы там занимались?

А какая игра вам больше всего понравилась?

А кому было трудно на занятии?

А кому было все-все легко?

А наша мартышка благодарит вас за помощь. И в память о нашем путешествии угощает вас самым вкусным своим лакомством (раздаю бананы).

Конспект НОД по развитию фонетико – фонематических процессов у детей 6 – 7 лет “В гостях у художника Карандаша”

Пономарева Светлана Витальевна,

учитель – логопед МКДОУ

“Детский сад “Журавлёнок”

Цель: Дифференциация звуков Ш – Ж.

Задачи:

Обучающая:

– закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте;

– закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;

– учить дифференцировать звуки по «глухости» – «звонкости»;

– учить дифференцировать буквы Ш – Ж при чтении и письме.

Развивающие:

– совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;

– развивать фонематический слух;

– развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;

– развивать пространственную ориентацию;

Воспитательные:

– воспитывать интерес к занятию;

Коррекционные:

– сравнить, различить и правильно произносить звуки Ш – Ж на материале слов;

– преодолеть речевой негативизм.

Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая дорожка, мяч, ручки, тетради, контурные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Скажи, между кем ты стоишь?

2. Сообщение темы занятия.

В гостях у нас сегодня художник Карандаш. Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].

Какие звуки я выделила голосом?

Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.

Логопед демонстрирует куклу Художника Карандаша.

Я — Художник Карандаш,

В детский сад зашел я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

3. Сравнение звуков [ш] — [ж](Приложение1)

Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажи­те о звуке [ш]. (Дети дают характеристику звука Ш).

Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж]. (Дети дают характеристику звука Ж).

Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?

4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.

а) Дифференциация изолированных звуков.

Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б) Дифференциация звуков в слогах и словах.

Игра «Наобо­рот» (с мячом).

Замените звук [ш] на звук [ж].

ша — ша — жа — жа шаль — .

Замените звук [ж] на звук [ш].

У нашего художника есть два карандаша. Один каран­даш для звука [ж], а другой — для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.

Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ш] и [ж] и определяют какой карандаш для звука [Ш], какой для [Ж].

Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам.

Около вешалок буквы

Как одежду повесить,

Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева?

Развесь одежду по вешалкам

Ж Ш

5. Физминутка.

Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази.

Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи.

Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, ши­повник, тишина, ужин, дружок, клавиши.

б) Выполнение движений по инструкции логопеда

И друг другу улыбнитесь.

6. Дифференциация Ш — Ж при чтении и на письме.

а) Чтение слогов.

Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж.

б) «Пропавшие буквы».

Вот беда, пропал и след!

Вы их не видали?

Ну, тогда слова прочтите,

Эти буквы отыщите.

На доске и в тетрадях написаны слова с пропущенными буквами: .апка; ко.а; си.у; .аба; ви.ни; пи.у.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

7. Отгадывание ребусов «ужин», «машина».

8.Итог занятия.

Художник Карандаш нарисовал картинки-не­видимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (пушка, лошадь, дождь, жук, шишка, лягушка, мороженое журавль).

На ковре лежат буквы Ш и Ж, дети берут картинки, под музыку ходят по кругу вокруг букв, как только музыка перестает играть дети выстраиваются в два ряда (с картинками в названии которых есть звук Ш, возле буквы Ш и с картинкам в названии которых звук Ж возле буквы Ж)

Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми заданиями. Художник карандаш оставляет в подарок вам эти картинки.

Приложение 1-6

Литература

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2001.

Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000900, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075640

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспекты НОД по формированию фонематического слуха в средней группе “Старичок – лесовичок”

Конспекты НОД по формированию фонематического слуха в средней группе

непосредственно образовательной деятельности

по формированию фонематического слуха в средней группедетского сада

по программеОт рождения до школы

Время проведения: 2о минут

Воспитатель : Денисова О.Ф.

Тема:«Старичок – лесовичок»

Направление социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Тип НОД:комплексное

Цель:Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

Программное содержание

Образовательные задачи: Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

Развивающие задачи: Развитие длительного речевого выдоха; Развитие фонематического восприятия.

Воспитательные: Воспитание творческой активности, закрепление умения перевоплощаться.

– Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

– Закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

– Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

– Развитие просодической стороны речи.

Оборудование

Демонстрационное: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало

Раздаточное: маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Организация детей: групповая

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение на развитие мышечного тонуса.

Упражнение на развитие мимических мышц лица.

Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

2. Упражнение на координацию слова и движения «Хитрые грибы»

3. Фонетическая гимнастика

Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

Ритмический танец: « У меня – у тебя» (с ложками и погремушками)

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Дети фиксируют в речи: что нового узнали, где новое пригодится.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность воспитателя

Деятельность

Методы и приёмы работы

Упражнение на развитие мышечного тонуса.

Упражнение на развитие мимических мышц лица.

Упражнение на развитие слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

2. Упражнение на координацию слова и движения «Хитрые грибы»

3. Фонетическая гимнастика

4.Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

5.Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

6.Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

7.Песенка«Веселый старичок» муз.Г.Портного.

8.Ритмический танец: « У меня – у тебя» (с ложками и погремушками)

9.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

10.Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти,

Нам ребята не найти.

Ходьба по залу под марш

На носочки зайка встал,

По дорожке зашагал.

Ходьба на носочках

Читайте также:
Тематическое планирование образовательной работы в рамках ФГТ, тема недели: Зима

Он на пяточках шагал,

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге, словно зайчик,

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ – топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик.

Если подкрадется волк,

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли.

Постарайтесь так пройти,

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

Бег на носочках

Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. – Повороты влево – вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят – Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят – Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят – присели руки над головой

Только шапочки блестят, – сплели пальчики.

Упражнение на развитие мимических мышц лица.

Набежали серые тучи. – Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть.- Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло. – Обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- Зажмуриться и открыть глаза . (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Упражнение на развитие слухового внимания.

Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: – гриб

Вы должны остановиться, поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба . (показ логопедом позы)

Если услышите команду: – дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (показ логопедом позы)

А когда услышите команду: – кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (показ логопедом позы)

Упражнение на координацию слова и движения «Хитрые грибы»

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они.

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Разводят руки в стороны, удивляясь.

Фонетическая гимнастика

Ах, сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

– Вот какой боровик порадуемся ему.

И.П. – Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы – окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет – А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» – 3 раза.

2. Карточка звук [О]

– Ой, сколько опят на пеньке сидят.

И.П. – Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет – О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» – 3 раза.

3. Карточка звук [У]

– А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: – мухомор, он ядовитый.

И.П. – Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет – У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

– Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет – И-И-И-И-И.

Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

– Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

– Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

– Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» – 3-4 раза.

– Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: – пя-пя-пя-пя

Читайте также:
Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

– Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

Ритмический танец: « У меня – у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

– красные, желтые, зеленые.

– А с каких деревьев они упали?

– Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Хлопаем в ладошки, кулачками

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок – лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед по очереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать.

Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса.

Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

Дети выполняют задания в соответствии с текстом

Дети выполняют движения в соответствии со словами

Дети мимикой изображают эмоции

Дети выполняют инструкции

Дети выполняют действия в соответствии со словами

Дети выполняют задания

Дети выполняют задание

Дети выполняют задание

Дети выполняют действия по тексту

Дети под спокойную музыку собирают листочки

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности составлен для детей подготовительной к школе группы. Особое внимание уделено речевому развитию детей, направленному на совершенствование всех сторон речи, на формирование предпосылок обучению грамоте, развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.

Скачать:

Вложение Размер
rechevoe_razvite_zvuk_l_bukva_l.docx 22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

города Салават Республики Башкортостан

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « Речевое развитие »

ТЕМА: «Звук [Л], буква Л»

МАДОУ № 7 г. Салавата

Образовательная область : «Речевое развитие»

Тема : «Звук [Л], буква Л»

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие» , « Физическое развитие»

Закреплять умения подбирать подбирать к слову определения, находить в

предложении предлоги, антонимы, формировать способность выполнять

звуковой анализ слова.

Развивать монологическую и диалогическую речь, внимание, память,

Воспитывать желание заниматься, усидчивость, интерес к русскому языку.

Словарная работа: парное молоко, ломать, коса.

Материал: набор для звукового анализа слова на каждого ребёнка, демонстрированный материал для звукового анализа слова, набор букв, картинки, «ромашка» для чтения слогов, знак «ударение».

Предварительная работа : занятия по ЗКР.

Ход организованной деятельности:

  1. Организационный момент

В: Ребята, а кто это к нам пришёл? Это Почтальон Печкин. Он принёс нам письмо от Незнайки. Ему нужно помочь выполнить задания, чтобы учиться в школе.

  1. Дидактическая игра «Подбери слово признак»

– Подбери подходящие слова-признаки к словам: снег ( холодный, белый, пушистый, липкий, рассыпчатый, грязный ).

– Хлеб ( мягкий, душистый, белый, ржаной).

– Молоко ( свежее, кислое, тёплое).

– Конфета ( вкусная, шоколадная, сладкая).

  1. Отгадай загадки

Прежде, чем мы его съели

Все наплакаться успели. ( Лук )

Над домами, над дорожкой

Висит жёлтая лепёшка. ( Луна )

Сам не ем, а людей кормлю. ( Ложка )

– С какого звука начинаются все отгадки?

  1. Повторяйте за мной
  1. Назовите слова со звуком [ Л ]

6. Дидактическая игра

– Определи, где находится звук [ Л ] в начале, в середине, в конце слова.

  1. Работа с предложением.

– Придумайте предложение со словом лимон.

– Сколько слов в предложении?

– Какое первое слово, второе, третье, четвёртое?

– Оставьте на столе слово лимон?

– Какой первый слог, второй?

8. Звуковой анализ слова.

-На какой гласный звук падает ударение?

– Какой первый звук в слоге ЛИ?

– Какой второй звук в слоге ЛИ?

– Какой первый звук в слоге МОН?

– Какой второй звук в слоге МОН?

– Какой третий звук в слоге МОН?

– Каким кружком обозначаются мягкие согласные?

– Каким кружком обозначаются твердые согласные?

– Какой буквой обозначается звук [ Л ]?

– Найдите букву Л.

– На что похожа буква Л?

9. Физминутка « Раз подняться, потянуться…»

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место сесть опять.

Семь, восемь – лень отбросим.

10. Чтение слогов по «ромашке»

11. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

12. Работа в тетрадях ( дети пишут печатную букву Л )

13. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Сухой – мокрый Красивый – страшный

Добрый – злой Сидеть – стоять

Большой – маленький Много – мало

Низкий – высокий Жара – холод

Умный – глупый Правда – ложь

Холодный – горячий Светло – темно

14. Заключительная часть.

– Вы справились с заданиями, молодцы. Разойдитесь по группе и найдите предметы в названии которых, есть звук [ Л ] и проверьте друг друга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго.

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.

Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие.

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР ” В стране грамоты”

Конспект предназначен для учителей – логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете.

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: «Уроки мудрой Тетушки Совы»

Возрастная группа: подготовительная к школе группаИнтеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развити.

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты&raquo.

конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Осень-запасиха, а зима-прибериха”

Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Осень-запасиха, а зима-прибериха”. Составлен в соответсвии с тр.

конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Осень-запасиха, а зима-прибериха”

Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Осень запасиха, а зима-прибериха”Конспект составлен в соответствии с .

В мире слов и звуков. Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте

Елена Суворова
В мире слов и звуков. Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте

«В мире слов и звуков. Загадочное письмо»

Программные задачи:

• Продолжать учить детей проводить фонематический разбор слов;

• Закрепить умение различать твердость и мягкость согласных;

• Составлять предложения по заданной схеме, определять первое, второе, третье слово в нем;

• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

• Развивать внимание, логическое мышление;

• Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.

Ход занятия.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие необычное – к богатствам Страны Слов. Но прежде чем вести вас,я хочу выяснить: как вы понимаете слово «богатство»

Сегодня я расскажу вам о богатствах русского языка. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Каждый день мы произносим и слышим множество знакомых и незнакомых нам слов, общаемся друг с другом. И сегодня я получила письмо и хочу вам его прочитать.

«Дорогие ребята! Меня заинтересовало ваше путешествие по Стране слов и звуков. Я тоже люблю русский язык. В нашем сказочном городе проводятся такие занятия и я часто там бываю, многому уже научился. Вы, наверное, тоже много знаете о словах и звуках? А мои задания выполнить сможете?

Ваш любимый сказочный герой.

P.S. а кто я, вы узнаете в конце вашего путешествия по стране слов. До встречи!»

А вот и первое задание нашего таинственного героя, которое покажет, как мы с вами владеем богатством родного языка – это игра «Кто больше?» Но прежде, чем мы начнем игру, я предлагаю вам обратить внимание на эти предметы (барабан, бабочка, бубен)

Давайте мы их назовем.

Что означает каждый предмет?

Произнесите названия этих предметов с выделением первого звука.

Чем близки по звучанию эти слова? (первым звуком – звуком «б»)

На звук «Б» в русском языке есть много замечательных слов. Сейчас мы с вами попытаемся произнести в игре «Кто больше?»

Итак, называем слова, которые начинаются со звука «Б» (за правильно названное слово давать звездочку)

Вот сколько много разных слов со звуком «Б» вы вспомнили и четко и быстро произнесли.

А попробуйте четко и быстро произнести скороговорку: «Пошла Поля полоть в поле».

Повторить ее надо три раза: первый раз – медленно, второй – быстрее, третий раз – очень быстро.

Сначала произнести всем вместе, затем спросить несколько детей.

А сейчас я приглашаю всех вас на опушку леса.

Что вы видите на этой картине? (если увидят девочку, то дать ей имя)

Попробуем составить предложения с названными словами. Но сначала скажите мне, что такое предложение?

Какие бывают предложения? (короткие и длинные)

Используя сюжеты картины «Лисята-братья» составьте предложения, в которых должно быть только три слова, не больше и не меньше.

Дети называют свои предложения. Одно предложение разобрать вместе с детьми, составить схему.

Вот как много предложений, состоящих из трех слов вы составили. Молодцы, с заданием справились успешно.

А сейчас предлагаю всем отдохнуть и немного размяться.

Расцветает луг зеленый,

Держат радугу в ладонях

Теплым солнышком согреты

Нашей радости пора. Руки в стороны – потянулись

Сверху волновыми движениями вниз

Руки перед собой ладошками вверх

Наклоны туловища влево-вправо

Прыжки на месте

Хлопки в ладоши

В предложениях, которые вы составили, очень часто звучало слово «лиса». Давайте его разберем.

Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. А сколько звуков в слове «лиса»? Назовите первый, второй, третий, четвертый? Давайте выложим схему слова «лиса».

Дети работают самостоятельно, выкладывают из фишек схему слова. Вместе с детьми проверить у доски.

Логоритмическое упражнение со словами и движениями.

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

А пчелы налетают,

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

И пчелок вспоминает. Ходьба по кругу «вперевалочку»

Двумя руками влево-вправо

Нарисовать руками дупло в воздухе

Погладить себя по животу

Отмахиваться от пчел

Отталкивать от себя

Руки в стороны и к щекам

Ходьба по кругу «впервалочку»

Ладошки сложить под щечку

Оказывается со словами можно выполнять движения и у вас это здорово получилось.

А сейчас попробуем поиграть в игру «Найди двух братцев». Как вы думаете, о каких двух братцах идет речь? (мягкий и твердый звуки)

Кто их может назвать? (т – ть)

Фишкой какого цвета мы обозначаем твердый звук? Мягкий?

Искать братцев в начале слова и обозначать фишками синего и зеленого цвета мы будем вот на этих карточках с предметными картинками. Каждый предмет закрываем фишками нужного цвета (разобрать одно слово на одной из карточек).

Самостоятельная работа детей. По окончании проверка задания.

Поднимите руку, у кого на карточках только синие фишки? Что это означает? У кого на карточке встречаются синие и зеленые фишки? Что они означают? Все справились с заданием, удачная была игра.

Ребята, а я, кажется, догадалась кто нам прислал это письмо. Я увидела этого сказочного у кого-то из вас на карточке. А вы догадались кто это? Незнайка!

А где же он сам? Давайте его поищем.

Находим незнайку и он дарит игру для детей

Вот и подошло к концу наше путешествие в Страну звуков и слов,где вы узнали много нового и интересного: все вы учились играть со словами; звуками, составляли предложения.

До новых встреч в Стране слов и звуков!

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Проект «Говорунок» Вид проекта: речевой – познавательный; Цель проекта: овладения звуковой культурой речи у детей старшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: