НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи

Конспект интегрированного коррекционно-логопедического занятия с детьми раннего возраста

Галина Расева
Конспект интегрированного коррекционно-логопедического занятия с детьми раннего возраста

Конспект интегрированного коррекционно-логопедического занятия с детьми раннего возраста

Тема: «Рассматривание картинок на действия: «Мальчик спит», «Мальчик ест», «Мальчик едет на велосипеде».

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология сенсорного воспитания.

Цели: 1. Вызывать у детей интерес к изображению на картинке. Учить понимать и называть действия, выполняемые одним и тем же лицом (ест, спит, едет).

2.Учить понимать и отвечать на вопросы: «Что делает?», заменяя облегченные слова правильно называемыми. Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания потешки.

3.Обогащать сенсорный опыт ребенка: продолжать знакомить с двумя величинами, соотносить предметы по величине (большой – маленький). Фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов.

4. Активизировать речь детей. Обогащать словарный запас существительными по теме, глаголами (спит, ест, идет, прилагательными (большой, маленький)

5. Развивать силу голоса, формировать звукопроизношение гласных звуков.

6. Закреплять знания детей об органах артикуляционного аппарата, развивать их подвижность.

7.Развивать общую и мелкую моторику: учить ходить по ограниченной поверхности (дорожке из кирпичиков). Учить детей ходить небольшой группкой, держась друг за друга; приучать их начинать движение по сигналу логопеда.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: картинки на действия по теме, 2 мишки (большой и маленький, строительный материал, кошечка, картинка с изображением бегемота, дидактическая игра «Посади лягушку на свой листочек»

Ход занятия.

1. Организационный момент

Д/игра: «Найди парную картинку»

Дети входят, здороваются,на стульчиках у них находятся картинки: кукла, собачка, мишка. Логопед предлагает взять картинку, назвать, что на ней изображено и найти такую же на наборном полотне. Если ребенок называет картинку облегченным словом, логопед называет правильно и просит ребенка повторить.

2. Основная часть.

1) Рассматривание картинок с одним действием.

Логопед показывает детям одну из картинок и рассказывает: Это мальчик Вова. Вова спит. «Как зовут мальчика?» – Вова. «Что Вова делает?»– Ответы детей: «Вова бай-бай». «Правильно, Вова спит». А на этой картинке Вова ест кашу. Что делает Вова? – «Вова ам-ам». «Правильно, Вова ест кашу». Затем рассматривают картинку, где мальчик едет на велосипеде.Вопросы к детям: «Покажите, где Вова спит? А где Вова едет? А на какой картинке Вова кушает?» Ответы детей.

2) Игра «По дорожке к мишкам в гости».

«К нам в гости пришли два мишки: большой и маленький. Они хотят поиграть с мячиком. Давайте поиграем с мишками. Но чтобы поиграть с мишками, надо пройти к ним по дорожке. Из чего мы будем строить дорожку? – Из кирпичиков». Дети совместно с логопедом строят дорожку из большого строительного материала, прикладывая кирпичики друг к другу узкими длинными сторонами. Один из детей идет по дорожке,а в это время логопед ставит на дорожку игрушку кошечку: «Ой, смотрите, киса села на дорожку и не дает нам пройти,давайте скажем ей:

Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись! Наша деточка пойдет, Через кису упадет!

Побуждает детей к повторению: «Киса, брысь!».Дети идут по дорожке и дают мячик мишке: большому мишке – большой мяч, а маленькому мишке – маленький мячик.

3) Д/и «Посади лягушку на свой листочек»

Затем логопед показывает детям коробочку, предлагает открыть ее и посмотреть, что там находится.Дети находят там лягушек 3-х цветов: красного, зеленого и синего. Логопед фиксирует внимание детей на том,что эти лягушки разного цвета: «у Андрюши красная лягушка, у Риты – не такая, у нее зеленая, у Юры – синяя». Показывает детям листики таких же цветов и предлагает посадить каждую лягушку на свой листочек, постоянно подчеркивая, что эта лягушка такого же цвета, как листик, а эта не такая, они разные и т. д.

4) Развитие речевого дыхания, силы голоса, артикуляционной моторики.

«Дети, мы играли с вами лягушками, а где живут лягушки? – На болоте. А кто еще живет на болоте? Логопед показывает картинку с изображением бегемота, разводит руки в стороны и немного вверх (бегемот большой и толстый, широко открывает рот и низким голосом произносит звук «ААА»:

– Раздается из болота громкий голос бегемота «ААА»

– Он болото стережет, громким голосом поет «ААА».

Логопед спрашивает детей, кто к ним приходил в гости. «Приходили мишки, большой и маленький. Они играли с мячами. Мишкам очень понравилось, как дети занимались. А теперь мишки хотят пойти на прогулку. А на прогулку мы поедем на поезде».

Дети строятся паровозиком,логопед дает сигнал: У-У-У,читает стихотворение:

«Покатился паровоз и вагончики повез.

Чох – чох, чу – чу! Далеко я укачу! Ту-ту-у-у!»

Дети подражают звуку поезда, произнося протяжное У-У-Уу-у. Логопед показывает как правильно вытягивать губки при произнесении звука. Дети уходят на прогулку, забрав с собой мишек.

«Зимушка-зима». Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста Заранее приношу извинения за качество фотографий. Пришлось переснимать на телефон с видео своего занятия, так как фото не сохранились..

Конспект интегрированного занятия «Мягкие лапки, а в лапках царапки!» с детьми младшего возраста НОД с детьми младшего дошкольного возраста: “Мягкие лапки, а в лапках царапки”Цель: создание условий для понимания, детьми, что контакты.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Оладушки для внучки» в группе раннего возраста Цель и задачи: развивать речь, пополнять словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, развивать мелкую и крупную моторику рук, формировать.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Читайте также:
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста «Кошечка Мурка с котятами» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербурга, Белоусова Л. Е. Образовательные области:.

Конспект занятия «Кто как кричит?» с детьми раннего возраста Программное содержание: развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. Материалы:.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Конспект открытого интегрированного занятия во второй группе раннего возраста «Встреча в зимнем лесу» Цель: закрепление знаний детей о зимних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: -закрепить у детей представления о признаках зимы;.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно – логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи

Автор: Берсенева Екатерина Дмитриевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №48»

Населенный пункт: Томская область, ЗАТО Северск

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словах.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными; развивать умение употреблять существительные в ед.ч. и мн.ч. именительного и винительного падежа; знакомить с образом буквы «Р»; развивать умение классифицировать предметы по определенным критериям; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать умение делить слова на слоги; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
(Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам).
Безымянный кольцо носит.
Никогда его не сбросит.
(«Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца).
Ну а средний — длинный,
Он как раз посередине.
(Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга).
Это — указательный
Пальчик замечательный.
(Висящая рука поворачивается как флюгер).
Большой палец, хоть не длинный
Среди пальцев самый сильный.
(Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки).

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

Объявление темы занятия

Логопед надевает перчаточную куклу – собаку.

– Кто тут так громко шумит? Меня зовут Рекс, я крепко спал, а вы меня разбудили. Р-р-р-р-р. А вы умеете рычать, как я?

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем Рексу об этом звуке.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Кто хочет написать эту букву на доске?

Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимателен». Хлопни в ладоши, когда Рекс произнесет звук [р]:

1. а, р, м, с, и, р, д, в, р, р, о, р.

2. ру, ба, ир, ко, дра, ос, ам, ур.

3. кот, рак, мак, нора, муха, сыр.

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра, рррры, рррро, рррру, ррррэ).

Закрепление звука в словах

Упражнения с дидактической игрой «Половинки»:

Перед ребенком выкладываются следующие половинки картинок: Рысь, рыба, радуга, роза, ракета, рак, робот, руки, рукавицы.

Ребенок собирает и называет их в именительном падеже.

Инструкция: «Назови, какие картинки ты собрал».

Ребенок называет их в винительном падеже.

Инструкция: «Расскажи, что увидел Рекс. Рекс увидел…» – рысь, рыбу, радугу, розу, ракету, робота, руки, рукавицы.

2. «Отхлопай слово».

Перед ребенком выкладываются следующие половинки картинок – пирамида, торт, виноград, карандаш, морковь, пират, шарф, кровать, корова.

Инструкция: «Собери картинки. Отхлопай названия картинок по слогам»– пи-ра-ми-да, торт, ви-но-град, ка-ран-даш, мор-ковь, пи-рат, шарф, кро-вать, ко-ро-ва.

Инструкция: «Назови у себя живые предметы».

Рыба, рысь, рак, тигр, пират, корова, сорока.

Инструкция: «Назови у себя неживые предметы».

Ракета, робот, рукавицы, пирамида, торт, карандаш, шарф, кровать, барабан, сыр, забор, телевизор.

4. «Подбери словечко».

Инструкция: «Подбери подходящую картинку к слову-признаку. Тёплые… рукавицы, вкусный… торт/сыр, полосатый… шарф и т.д.» (Взрослый называет признак, ребенок подбирает и называет картинку с подходящим по смыслу предметом).

Инструкция: «Подбери подходящую картинку к слову-действию. Взлетает… ракета, плывёт… рыба, растёт… виноград/морковь и т.д.» (Взрослый называет действие, ребенок подбирает и называет картинку с подходящим по смыслу предметом).

Инструкция: «Закрой глаза и назови, какие картинки ты запомнил».

При необходимости логопед или другие дети загадывают загадки или описывают предмет.

Читайте также:
Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Берсенева Е.Д.

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение образовывать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных; закреплять образ буквы «Р»; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; развивать умение согласовывать числительные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

1. Приветствие детей.

2. Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы пришли в детский сад, (имитируют ходьбу)

Лёша рад и Витя рад. (машут другу другу)

И конечно, все ребята,

Нашей встрече очень рады. (все вместе обнимаются)

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили
И открыли!

На первую строчку — пальцы в «замочек».

Затем стучать о стол «замочком».

Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки.

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

Подуть сильным плавным выдохом на вертушки.

Посоревноваться, у кого дольше крутиться вертушка.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Объявление темы занятия

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).

2. – Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Выложите букву Р перед собой из камешков.

Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р]:

У меня есть новый друг,

Он обнюхал все вокруг

Стол, диван, журнал и книжку.

Он еще совсем малышка.

Лает громко как звонок,

Ну конечно, он — щенок! (Л. Луканова)

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам и обратно».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра), и обратно (арррр).

Закрепление звука в словах, словосочетаниях

Упражнения с дидактической игрой «Половинки»:

1. «Чего не стало?»

Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.

Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Роза, рак, корова…)

Затем картинки по очереди убираются со стола, ребенок называет, какой картинки не стало.

Инструкция 2: «Назови ту картинку, которую спрятал Рекс» (Нет розы, нет рака, нет коровы…).

Инструкция: «Собери картинки. Как называются эти предметы, когда их много?» (одна пирамида – много пирамид, один карандаш – много карандашей).

Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну лилипутов, где всё очень маленькое. Назови, как называется этот предмет в стране лилипутов (маленький)?» (рыба – маленькая рыбка, торт – маленький тортик).

Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну великанов, где все предметы очень большие. Назови, как называется этот предмет в стране великанов (огромный)?» (руки – огромные ручищи, забор – огромный заборище).

5. «Какой предмет?»

Инструкция: «Собери картинки. Расскажи Рексу, какой это предмет». (Деревянный, острый, длинный карандаш; смелая, хищная, пятнистая рысь).

Инструкция 1: «Собери картинки. Посчитай эти предметы до пяти, загибая пальцы». (Один барабан – два барабана – три барабана – четыре барабана – пять барабанов).

Инструкция 2: «А теперь посчитай в обратном порядке, разгибая пальцы – от пяти до одного». (Пять барабанов – четыре барабана – три барабана –два барабана – один барабан»).

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Берсенева Е.Д.

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в предложениях.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать умение строить предложение по образцу; закреплять образ буквы «Р»; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

Игра-приветствие «Наши умные головки» (дети выполняют движения по тексту).

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Читайте также:
Творческий рассказ по четверостишию - конспект логопедического занятия

Пальчиковая гимнастика

У собаки острый носик,

Правая ладонь на ребро. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

«Большая и маленькая собачка».

Показать, как лает большая и маленькая собака, изменяя силу и высоту голоса.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Объявление темы занятия

– Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Выложите букву Р перед собой из камешков.

Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р]:

Ранец, сумка, баран, ворота, шапка, дом, комар, кот, краски.

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам и обратно».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра), и обратно (арррр).

Закрепление звука в словах, словосочетаниях и предложениях

Упражнение с дидактической игрой «Половинки»:

Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.

Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Пират, рукавицы, торт).

Затем ребенок подбирает слово-признак к каждой картинке.

Инструкция 2: «Подбери слово-признак к картинке, какой это предмет?» (Храбрый пират, шерстяные рукавицы, вкусный торт).

Дидактическая игра «Половинки».

Инструкция 1: «Найди две половинки одной картинки и расскажи, какую картинку ты собираешь».

Образец: Я собираю рысь. Я собираю барабан.

Инструкция 2: «А теперь наоборот – разбери картинки на половинки и расскажи, какие картинки ты разбираешь».

Образец: Я разбираю рысь. Я разбираю барабан.

Инструкция 3: «Убери картинки со стола и расскажи, какие картинки ты убираешь».

Образец: Я убираю рысь. Я убираю барабан.

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Опубликовано: 17.11.2020
Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

© 2010 – 2022 Воспитатель ру – сайт для воспитателей детских садов
Всероссийский педагогический журнал «Воспитатель»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-69912
Редакция журнала: [email protected]

Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.

Подготовили:

учитель- логопед Кочка Н.В.,

педагог- психолог Пронина С.А.,

воспитатель Щеренкова О.А.

муз. руководитель Шемчук Л.В.

старший воспитатель Чуприна А.В.

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Читайте также:
Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Читайте также:
Конспект логопедической НОД с использованием конструктора LEGO

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– развить общие речевые умения;
– расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
– способствовать повышению мотивации к общению;

– улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

Сроки реализации: 8 месяцев

Игры и упражнения для детей с нарушением речи

Музыкальное воспитание в детском саду может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних дошкольников и поднимает чувственный тонус у других. Детки обучаются различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звука, отыскивать разницу в силе, высоте, продолжительности. Музыкальные занятия помогают в работе над развитием фонематического слуха у малышей, музыкального ритма и темпа. Работа по воспитанию чувства ритма помогает в предстоящем перенести эту способность на выполняемые движения, а потом и в детскую речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных).

2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов). Исходя из особенностей детей, мы предлагаем следующие игры:

Игры и упражнения для детей с нарушением речи.

Развитие дыхания (Физиологическое дыхание)

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре – ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

Назови по порядку (Речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Далеко и близко (Развитие голоса)

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, – му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Читайте также:
Роль игры в процессе речевого развития дошкольников

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Большие ноги шли по дороге (Темп речи)

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Узнай по интонации (Развитие мелодика интонационной композиции речи)

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я – яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые – птицами. Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределении ролей. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы – машут руками – «крыльями».

Организация коррекционно-речевой работы в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС

Разделы: Логопедия

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» находят своё отражение как в общеразвивающей программе детского сада, так и в коррекционной деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале Зима

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

Дети умеют:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

Дети умеют:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

2.1. Учебно-тематическое планирование:

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

Задачи логопедической работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Планирование логопедической работы

Основное содержание работы I период обучения II период обучения III период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Задачи коррекционно-логопедических занятий:

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Читайте также:
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

3.2. Документация:

  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
  • речевая карта на каждого ребёнка;
  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
  • журнал учёта движения детей;
  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
  • общий план методической работы на год (Приложение 1);
  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
  • индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
  • отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).

Основные направления коррекционно-развивающей (логопедической) работы.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда в дошкольном учреждении являются:

  • Аналитико-диагностическая работа;
  • Работа по пропаганде логопедических знаний;
  • Профилактическая работа;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Методическая работа;
  • Консультативная работа.

Предлагаю Вам ознакомиться с содержанием каждого из этих направлений.
Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи детей; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждого воспитанника; составление расписания занятий.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, мастер классы, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей:

  • по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии);
  • по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом;
  • по охране нервно-психического здоровья детей;
  • по адаптации детей к школе;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, в семье.

Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи ети учатся составлять различные предложения, пересказывать и составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводиться:
дыхательная гимнастика (формирование длительной сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
коррекция звукопроизношения (различными способами).
автоматизация звуков в речи;
дифференциация звуков в речи
обогащение словарного запаса
закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Методическая работа направлена на:

  • повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
  • обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у детей;
  • повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
  • совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для специалистов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
Консультативная работа – консультирование администрации, специалистов, воспитателей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, мастер классов, семинаров.

Педразвитие

Автор: Некрасова Марина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Коррекционно–развивающие игры и упражнения для детей–дошкольников с нарушением речи
Тема: Коррекционно–развивающие игры и упражнения для детей–дошкольников с нарушением речи
Раздел: дошкольное образование

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Коррекционно-развивающие игры и

упражнения для детей-дошкольников с

нарушением речи

1.Коррекция нарушения плавности речи у детей с заиканием.

Логоритмика в коррекции речевых нарушений.

2. Способы формирования интонационной и выразительной речи у

дошкольников со стертой формой дизартрии.

3. Использование театральной деятельности в формировании

эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.

4. Игры и упражнения на занятиях учителя-логопеда.

В логоритмическом воспитании можно выделить 2 основных звена:

1. Развитие восприятия и коррекция неречевых процессов, а именно:

зрительной ориентировки на собеседника;

чувство темпа и ритма движения.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:

Воспитание темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса,

фонематического слуха, коррекция речевых нарушений в

зависимости этиологии механизмов,

симптоматики, расстройства и методики его устранения.

Система логоритмического воздействия предлагает:

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у

заикающихся, с тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией.

Темп и ритм дыхания воспроизводится в процессе двигательных

упражнений с начала без речи, а затем с речью. Например, спокойная

ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу педагога поднять руки

вверх (вдох) – руки вниз (вправо); другое движение – развести руки в

стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Это же упражнение

можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и

их сочетаний, затем с использованием ритмичной речи, перечисление

Например, в ходьбе по кругу по сигналу – поднять руки вверх (вдох),

опустить вниз (произносить протяжно -а-), сочетание а-и, а-и, а-и, счет –

1-2-3, дни недели и.т.д.

1. Развитие орального праксиса.

Для совершенствования орального праксиса добиваться на основе

подражания и упражнения – динамичности, скорости выполнения общих

движений туловища, рук, ног, головы, развиваются моторные и

сенсомоторные координации, доводя движения до автоматизма. На этой

основе осуществляются движения и на артикуляционной позе.

Например, предлагается показать мимикой веселого или грустного

человека, человека, пробующего кислый лимон, сладкое яблоко.

В процессе развития мимических мышц задания усложняются:

предлагается показать гнев, боль, радость, горе, равнодушие,

брезгливость под соответствующую музыку. По мере выполнения

упражнений необходимо включать звукоподражание, выражающие

восклицание (ах, ох), сожаления (ай, ай), удивления (о, у), боль (ай, ой,

ей). Используются артикуляционные упражнения.

Например, на 1 раз – губы в улыбке, на 2 раз – вытянуть.

На логоритмических занятиях, артикуляционные упражнения полезно

сочетать с движениями рук.

Например, руки развести в стороны и пропеть звук (а), соединить их

перед собой в форме обруча (о).

2. Развитие просодики.

Развитие просодики строится на основе воспитания темпа и ритма,

дыхания, голоса, артикул. аппарата, речевого слуха. Обращать внимание

на наличие акцента. Самое эффективное – пение.

3. Развитие фонематического восприятия.

Процесс развития происходит через восприятие музыки, различного

настроения, громкости ритма, воспитание соответствующих ассоциаций

между звуком и мелодией, улучшает различие звука на слух.

Произношение под музыку текста способствует развитию слуха произ-ой

4. Коррекция речевых нарушений.

Осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей, так и

при целенаправленной подборке речевого материала для

логоритмических или музыкально-ритмических занятий, моторной

сферы и членораздельной речи (возраст), при устранении

функциональной дислалии, обращается внимание на степень

сформированности звукопроизношения и наличие нарушений

Основными задачами логоритмических упражнений являются:

уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при

развитие фонематического восприятия и фонематиеских

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

разработка четких координированных движений во взаимосвязи с

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов,

творческой фантазии и воображения.

Особое значение в коррекционной работе мы уделяем детям,

страдающим заиканием, т.к. исследования показывают:

Моторные нарушения являются одним из главных симптомов,

При заикании нарушены в основном:

статическая, динамическая координация движений, соразмерность,

степень тяжести моторных нарушений при заикании зависит от

наличия органического компонента расстройства.

В связи с этим различают физритмическую дизартрию, когда происходят

сбои на уровне ритмизованного слогоделения, при переходе от одного

слога к другому. Это сочетается с двигательными дискоординациями при

При другом расстройстве запинки обусловлены несоблюдением речевого

такта, запинки наблюдаются при произнесении ударных слогов, что

служит припятствием для перехода к фразовой прозаической речи (у

наших детей плохой музыкальный слух, ритм. осложнены ритмические

движения под музыку) Этот вид можно обозначить как дизритмическая

диспросодия. А так как нарушены слоговой ритм, задача коррекционного

обучения сводится к его выработке.

Отсюда вытекает содержание логоритмических занятий:

– ходьба, маршировка в разных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания и голоса;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус;

– упражнения, активизирующие внимание и память;

– счетные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– упражнения на музыкальных инструментах;

– самостоятельная музыкальная деятельность;

– упражнения на развитие творческой инициативы.

Элементами логоритмики должны пользоваться все специалисты ДОУ

(кто-то в большей степени, кто-то в меньшей).

Способы формирования интонационной и выразительной речи у

дошкольников со стертой формой дизартрии.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: – О! Как же ты красива!

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения,

люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков

различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая

незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем,

как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и

Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может “рассказать” о

многом: хорошо ли выспался? Рад чему-либо? расстроен чем-то? А

замечательная способность младенца угадывать голос матери среди

других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои

чувства и настроения с помощью интонации.

Читайте также:
Приемы развития фонематического восприятиятия

Основной целью обучения детей становится развитие дошкольников

умения воспроизводить различные типы интонационного оформления

высказываний. При этом они должны научиться произвольно

использовать инновационные средства в соответствии с

коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его

В процессе коррекционно-логопедического воздействия большое

внимание уделяется формированию физиологических механизмов

Логопедическая работа предусматривает реализацию следующих

1. развитие речевого дыхания;

2. обучение произвольному изменению силы и высоты голоса,

расширение его мелодического (частотного) диапазона;

3. развитие дикции и артикуляции;

4. развитие ритмической способности, восприятия и воспроизведения

разнообразных ритмических структур.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей

последовательности:

Формирование диафрагмального (нижнереберного дыхания).

Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха,

Увеличение длительности речевого выдоха.

Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.

Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его

диапазона, улучшение речевого тембра.

В качестве упражнений используются следующие:

повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;

повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из

двух и трех гласных звуков;

пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты

6. Тренировка дикции.

7. Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению

интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения

словесного, фразового и логического ударения.

Результаты логопедической работы свидетельствует о том, что

сформированные навыки правильного речевого дыхания, голосоведения,

дикции и артикуляции создают благоприятные предпосылки для

развития возможности детей точно использовать интонационные

средства в процессе коммуникативной деятельности.

Литературный материал очень заинтересовывает детей, они с

удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают

инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и

укрепляет звучание голоса, обогащает его методико – интонационную

окраску. Сказки оказывают положительное воспитательное воздействие

на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду

Использование театральной деятельности в формировании

эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.

Нам приятен розовощекий улыбающийся карапуз, а не злючка с

посиневшим от крика лицом. Вот мы и говорим: “Прекрати, не смей так

себя вести, будешь наказан!”, “Не шуми, бабушка спит!”, “Хватит

скакать, хватит ныть!” и т. п. Однако спрятанные эмоции всегда найдут

выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро

Взрослым кажется, что никаких особых переживаний и проблем у

ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться,

ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в тяжелые

ситуации, а значит, имеет право на чувства.

Заниматься автоматизацией поставленных звуков в связной

диалогической и монологической речи.

Развивать умение слушать и слышать ребенка и взрослого, работать

в коллективе детей, активно включаться в создание образов единой

сюжетной линии, используя лингвистические и

паралингвистические средства общения.

Работать над эмоциональной выразительностью речи.

Формировать навыки произвольной концентрации и переключения

внимания (с помощью смены образов, сольного и хорового пения).

Совершенствовать чувство ритма при исполнения стихотворений,

песен, прозаического монолога.

Развивать навыки просодических компонентов речи при

проговаривании и пении.

Учить координировать речь и движения ребенка.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать

Эмоциональная напряженность чаще возникает, когда необходимо

принять ответственное решение, при этом меняются

характеристики речи:

1. – Громкость речи может повышаться или понижаться;

– убыстрение или замедление темпа речи;

– на 50% повышается количество пауз;

– речь прерывается вздохами, фразы не завершены.

2. – Изменения в грамматике:

– возрастает количество существительных и глаголов;

– используются более короткие слова;

– появляются слова – паразиты, неологизмы, парафазии;

– частота употребления лексики, выражающей эмоции в устной речи

– при составлении рассказов по сюжетным картинкам и серий картин для

детей с нарушением речи характерна однотипность построения фраз,

невыразительность звучащей речи и скудность эмоциональной лексики;

– дошкольники с нарушениями речи смешивают различные эмоции:

грусти, злости, страха, удивления (могут определить только состояние

– особенно трудно нашим детям мимическими средствами передать на

своем лице эмоции злости, испуга, удивления.

Все это говорит о необходимости своевременного коррекционного

воздействия, задачами которого является:

изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных

развитие невербальных средств общения (мимики, пантомимики);

формирование эмоциональной лексики;

развитие выразительных связных высказываний и речевой

Одним из наиболее важных приемов мы считаем театрализованную

Эту работу начинают с ясельных групп.

У каждого из нас в детстве были свои любимые куклы, и все что мы что

мы с ними проделываем и было своего рода театром: игрушки говорили,

общались и попадали в разные жизненные ситуации, когда плюшевый

любимец или кукла оживают и отвечают на все вопросы, их язык более

доступен и понятен детям, чем объяснения взрослого. Вот и сейчас

используем пальчиковые куклы, конусные, перчаточные, куклы –

варежки, напольные куклы, плоскостные рисованные куклы.

Работа состоит из трех основных этапов:

1-й этап – направлен на создание у детей положительной мотивации к

процессу общения с взрослыми. Все занятия проводились в максимально

привлекательной и доступной форме – форме театра и во – вторых, во

взаимодействии взрослого и ребенка включался дополнительный

коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются

контакты между взрослыми и детьми.

2-й этап – формирование у детей потребности в общении со взрослым.

Для этого в занятия включаются задания на основе знакомых детям игр,

которые требуют обращения за помощью к взрослым.

3-й этап коррекционной работы связан с формированием у детей

активности и инициативности в процессе общения с взрослыми.

Необходимо создать такую ситуацию, в которой взрослый демонстрирует

свою неспешность и потребность в обращении за помощью к детям.

Важно, чтобы дети сами стремились оказать помощь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: