НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД «Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Непосредственная образовательная деятельность на тему:

«Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

  1. Способствовать изменению душевного и физического состояния ребенка с помощью музыкотерапии и аромотерапии.
  2. Обеспечивать развитие познавательной, эмоционально- волевой сфер ребенка с помощью су-джок терапии.
  3. Способствовать развитию мышц глазного яблока и восприятию цветовых эффектов, используя хромотерапию.
  4. Развивать творческое воображение, мелкую и общую моторику, речевое дыхание, силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарищей, контролировать свое поведение.

Оборудование : макеты изображений деревьев, ароматические масла деревьев, су – джоки, подносы с манной крупой, фонограммы.

Ход НОД:

Есть у ребят зеленый друг
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек!

Логопед: Что это за друг, дети?

Логопед: А почему в загадке его называют другом?

Логопед: Как вы думаете, что за сотни рук и тысячи ладошек?

Дети : Ветки с листочками.

Логопед: Сегодня я приглашаю вас попутешествовать по лесу. Путь будет нелегким, но интересным. Вы согласны? Тогда приготовьтесь.

Дети идет по кругу, высоко поднимают ноги и проговаривают слова.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше, через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Логопед: Дети, мы с вами попали в лес. Посмотрите, как красиво. (дети осматриваются). А какой здесь воздух! Вдохнем с вами через нос и выдохнем через рот.

Дыхательное упражнение «Вдох – выдох».

Звучит фонограмма – шелест листьев.

Логопед: Что это было? Может это метель завывает?

Дети: Нет. Это летний ветерок шелестит по деревьям.

Логопед: Пусть каждый из вас сейчас попробует подуть на свою руку, так, чтобы ветерок был прохладный.

У-У-У – произносят на длительном выдохе, делая голосом «волну», показывая движение голоса рукой.

Ф-Ф-Ф — произносят на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая опущенными кистями.

Ш-Ш-Ш — произносят на коротком энергичном выдохе и протяжно, разводя и сводя руки в стороны.

Логопед: Ребята, посмотрите, а что это за дерево стоит? (дети рассматривают листочки и определяют)

Логопед: Правильно, это тополь.

Стоит тополек, тонок и высок.
Поднять прямые руки вверх, соединить кончики пальцев, посмотреть вверх.
Тонок и высок, листвою широк.
Развести руки в стороны.
Его солнышко печет.
Руки скрестить внизу, через стороны поднять вверх и там развести в стороны.
Частым дождиком сечет.
Резко встряхнуть кистями 4 раза, опуская руки вниз.
Буйный ветер повевает,
Покачать поднятыми руками из стороны в сторону.
Тополечек наклоняет, а он маковкой звенит, развеселый стоит.
Вытянуть прямые руки вверх и быстро шевелить пальцами. В конце улыбнуться.

Логопед: Неподалеку от тополя вся в нежных кудряшках красуется …

Гимнастика для глаз.

Логопед: Посмотрите, какие красивые листочки у березы. Не двигая головой, смотрите на верхние и нижние листочки, на листочки справа и слева. А когда ветер «играет» с листочками, они быстро-быстро «мигают» перед глазами. Вот и вы закройте глаза (8-10 сек), откройте и часто – часто поморгайте.

Раздается голос — «А я хоть не особенно красив, зато всех орехами одариваю».

Логопед: Ребята, смотрите, это нас орешник приветствует. Вот какие приготовил он орешки красивые . (Раздаю детям су-джоки и дети делают массаж кистей рук).

Логопед: Наклонил орешник ветки – дарит всем зверям орешки. Читает, во время массажа.

Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для мышонка,
Вот орешек хомячку,
Вот орешек бурундучку
И орешек для меня
Приготовил он, друзья!

Логопед: Как прекрасно жить в мире, когда тебя окружает такая красота, как лес. Но в лесу есть не только те деревья, которые нам встретились, но и другие. Например, какие? (ответы детей).

Читайте также:
Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Логопед: Я вам предлагаю нарисовать какое – либо из этих деревьев, необычным способом – пальчиками на манной крупе. (дети рисуют, звучит музыка).

Логопед: Вот теперь у нас получился самый настоящий лес, ну а нам пора возвращаться в детский садик.

Мы в летнем лесу целый день гуляли,
Встречали деревья, воздухом дышали.
Мохом под ногами выслана земля,
Идем на носочках, ступая слегка.
Вот деревья встали у нас на пути.
Нам не обижать, нужно обойти.
Тучка невеличка дождь прислала нам.
Побежим скорее спрячемся по домам.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад №24,
г. Орел

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий с детьми с ОНР

Елена Сергеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий с детьми с ОНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

Дошкольный возраст – благоприятный период для коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В период дошкольного детства формируется фундамент физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Поэтому, организация работы с детьми с ОНР требует тщательного планирования и применения разнообразных здоровье сберегающих форм и видов деятельно-сти.

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.

Основные составляющие здоровье сберегающих технологий — это:

•условия обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Использование в работе с детьми с ОНР здоровьесберегающих технологий позволяет предотвращать переутомление, снимать стрессы, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие, а так же создавать условия для эффективного решения проблем в развитии и воспитании, поведении и социальной адаптации воспитанников.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ОНР осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка,а также с опорой на следующие дидактические принципы:

• Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

• Принцип активности – предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

• Принцип наглядности – обязывает строить коррекционно-образовательную деятельность с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания.

• Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего.

• Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей осуществления коррекционной деятельности. Опираясь на индивидуальные особенности, педа-гог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

• Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как це-лостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Одна из функций учителя-дефектолога в детском саду – развитие коммуникативных способностей детей, которая решает задачи по развитию всех компонентов речи (развитие звуковой культуры речи, словаря, лексико-грамматического строя и развитие связной речи).

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому развитие связной речи у детей с ОВЗ как осуществляется в комплексе и охватывает все компоненты речи.

С этой целью используются интерактивные здоровьесберегающие технологии (классификации Лев-ченко И. Ю., Приходько О. Г.):

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика

Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, серия игровых занятий «Азбука здоровья», самомассаж, активный отдых.

Читайте также:
Тема Ягоды для детей

– Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, психогимнастика, технология музыкального воздействия,

Рассмотрим наиболее эффективные методы и приёмы, влияющими на формирование связной речи детей с особыми образовательными потребностями.

Дыхательные упражнения. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одно-временно формируется связная речь и речевое дыхание, которое влияет на озвучивание связного высказывания, так как говорим мы на выдохе. У детей с ОНР отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Поэтому развитие правильной воздушной струи является важным аспектом для правильного построения высказывания у детей с ОНР. В работе с дошкольниками используются следующие дыхательные упражнения («Футбол»; «Ветряная мельница»; «Снегопад»; «Листопад»; «Кораблик», «Шторм в стакане», «Воздушный шарик», «Насос» и др.) В процессе их выполнения развивается продолжительный, равномерный выдох, формируется сильная воздушная струя, тренируется ситуативная фразовая речь. Интерес детей к выполнению упражнений мотивируется сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм (мыльные пузыри, легкие шары и вертушки, всевозможные легкие картинки-снежинки, листочки, бабочки, снежки из ваты и т. д.).

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образованияrnПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Читайте также:
Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Использование инновационных технологий в развитии речи у детей с ОНР.

Использование инновационных технологий в развитии речи у детей с ОНР.

Читайте также:
Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушения получили широкое распространение и в логопедической практике. Мы полагаем, что наиболее ценным является идея многофункционального дидактического комплекса, созданного на основе обыкновенных игр. Такое пособие может найти применение в оборудовании не только логопедического кабинета, но и речевого уголка любой дошкольной группы.

Для поддержания интереса детей на занятиях и в совместной деятельности мы придумываем и воплощаем в своей работе авторские разработки и игры. Игры для детей придумывают с каждым днем все более интересные и яркие, а штучки-липучки – это не только яркие детальки и красивые картинки, но и еще очень плотный материал, которому не страшны вода и изгибы. Игры для детей, связанные с играми на липучках, – это всегда весело и интересно благодаря цепким деталькам, которые интересно приклеивать и отрывать снова и снова. Ребёнок, играя с липучками, всегда будет занят чем-то интересным и ярким для своего воображения, не испортив любимые игры. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки, проговаривая слова и отрабатывая сложные звуки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность! Незаметно для ребенка происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики.

Одна из задач работы логопеда как можно быстрее автоматизировать звуки и развить речь ребёнка. Сделать это возможно лишь в том случае, когда ребёнку интересно, он увлечён и играет. И мы решили оформить игры и речевой материал по развитию речи в виде лэпбука. Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Такая интерактивная папка позволяет не только ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звуков, но и пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов, формировать грамматические категории, развивать связную речь, совершенствовать мелкую моторику. Так же лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

На наш взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда. Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

По счастливой случайности на глаза попались “Игры с фонариком” . Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети как на чудо-чудесное реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников, мы используем игровое пособие «Речевой куб». На гранях кубов располагаются различные картинки и схемы, которые меняются по мере усвоения данного материала. Использование «Речевых кубов» позволяют достичь успехов в развитии импрессивной стороны речи детей, побуждая к активному участию каждого ребёнка. Дети могут высказывать своё мнение, сравнивать, обобщать. У них значительно обогащается словарный запас, закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательно составлять рассказы.

В своей работе мы используем нетрадиционную технологию Су –Джок терапия, основанную на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Су-Джок терапия позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В коррекционной работе используется массажный шарик Су-Джок и два металлических массажных эластичных кольца.

Читайте также:
НОД по логоритмике 'Карлики и великаны'

· Один из вариантов использования Су-джок является массаж колючими шариками и эластичным кольцом. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

· Использование эластичного кольца при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

· Массаж пальцев эластичным кольцом при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Например, упражнение «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе и надевает массажное кольцо поочередно на каждый палец. Ребенок, называя существительные во множественном числе так же массирует пальцы рук. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Одной из эффективных форм работы по формированию у дошкольников навыков самоконтроля, является создание «Звукового Чудо – дерева», на котором дети могут осознанно фиксировать и наглядно видеть свои достижения в логопедической работе. Как показывает практика, зафиксированный результат легче воспринимается и запоминается. Каждый ребенок выбрал и поместил на веточке «Чудо – дерева» деревянное плоскостное изображение животного и осознанно отмечал свои успехи, прикрепляя рядом со своим значком – любимцем наклейки звездочки или смайлики в случае правильного и безошибочного выполнения логопедического задания. Для этого необходимо научить детей определять и отмечать собственные достижения в речи, стремиться к их улучшению. Вместе с детьми установили правила, с помощью которых дети могли осознать и оценить свои действия.

В ходе использования данного авторского пособия, дети учатся оценивать свою речь, слышать речь других детей, выявлять причины трудностей, помогать своим друзьям при необходимости.

Презентация на тему «Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Презентация на тему: «Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Автор: НШДС №15 “Сказка”. Файл: «Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.ppt». Размер zip-архива: 6352 КБ.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с

детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Логопед Малышева Е.А. МБДОУ №15 «Сказка»

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с

детьми – логопатами старшего возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста с помощью внедрения в образовательную деятельность инновационных технологий, в том числе и компьютерных.

Л.С. Выгодский делал акцент на то, что сложная структура речевой

патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. В настоящие время ускорить процесс коррекции речи способны ТСО, в частности компьютерные технологии.

Компьютерные технологии в специальном образовании

Использование различных анализаторных систем. Моделирование различных ситуаций Контроль над деятельностью Формирование знаковой функции сознания Коррекция «спящих» или утраченных функций речи Развитие произвольной моторики рук

Вывод:

Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании прежде всего с целью коррекции нарушений речи и общего развития детей-логопатов. Компьютер способствует визуализации основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов, что позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений

Системный подход к коррекции речевых нарушений. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей логопатов. Принцип системности и последовательности обучения. Принцип доступности обучения. Принцип индивидуального обучения. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Принцип воспитывающего обучения. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

Принципы реализации инновационных технологий на логопедических занятиях.

Задачи использования инновационных технологий на логопедических

Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств. Формирование и развитие навыков учебной деятельности. Развитие знаковой функции сознания. Развитие психических функций. Развитие познавательной активности. Формирование начальных навыков работы на компьютере. Преодоление психологического барьера у детей с помощью создания ситуации успеха.

Читайте также:
Аттестация учителей-логопедов - ТЕСТЫ для логопедов

Алгоритм занятия с использованием инновационных технологий

Организационный момент речевая разминка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, объявление темы, создание эмоционального фона. Основная часть занятия знакомство с буквой, грамматика, активизация словаря, расширение представлений об окружающем – связная речь, развитие логического мышления, тонкой и общей моторики, звуковой анализ и синтез и т.д. Развивающие игры и упражнения

Логопедическая распевка по Овчинниковой. Дыхательная гимнастика (БОС) Компьютерная игры: «Игродром», «Игры для тигры», компьютерные презентации и т.д. Развивающие игры В.В. Воскобовича. («Филькина грамота», кубики, «Читайка», «Шнур-грамотей».

Компьютерная программа ЗАО «Биосвязь» Санкт- Петербург « Учимся и

оздоравливаемся» (БОС –ЗДОРОВЬЕ -ДЕТЯМ) с игровыми приложениями

Музыкальное приложение «Логопедические распевки» к книге Т.С

Овчинниковой «Популярная логопедия»

Музыкально – речевой материал для «пропевания» гласных, слогов с различными группами согласных звуков, Музыкальные скороговорки с трудными для произношения согласными. Интересные логоритмические, сюжетные музыкальные зарисовки.

Развивающие игры В.В. Воскобовича

Компьютерная программа подготовки детей к обучению грамоте «Игродром

Содержит игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков. Способствует коррекции речевых нарушений и формированию психических функций

СЕРИЯ «ШНУР- ГРАМОТЕЙ» «Снеговик», «Яблонька», «Ромашка»

Способствует координации «глаз – рука». Формирует процессы внимания, памяти, речи, гибкость мышления, сообразительность, развивает навыки чтения и словотворчество

КОНСТРУКТОР-БУКВАРЬ «Филькина грамота»

Игра – головоломка, помогающая дошкольнику соотносить каждый звук с определенным графическим знаком- буквой. Складывание букв из различных элементов конструктора, трансформация одной буквы в другую, помогает ребенку-логопату развивать координацию движений пальцев рук и предупреждает дисграфию.

Кубики, «читайка»

Технология формирует интерес к чтению, учит дифференцировать звуки, проводить звуковой анализ и синтез слов, Способствует расширению словарного запаса, освоению содержания слов, развивает словотворчество

Цветные палочки КЮИЗЕНЕРА

Методика формирует умение работать со схемой методом накладывания на изображение и самостоятельное выкладывание сюжета или буквы. Составлять сюжетные рассказы по картинкам-схемам.

Практическое использование инновационных технологий на логопедических

Компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры». Компьютерная программа подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей». Компьютерная программа подготовки детей к обучению в начальной школе «Игродром для детей»

Практическое использование инновационных технологий на логопедических

Компьютерная программа ЗАО «Биосвязь» Санкт- Петербург « Учимся и оздоравливаемся» (БОС –ЗДОРОВЬЕ -ДЕТЯМ) Музыкальное приложение «Логопедические распевки» к книге Т.С. Овчинниковой «Популярная логопедия» Игровые технологии В.В. ВОСКОБОВИЧА

Компьютерные развивающие игры

«Гарфилд и его друзья» «Веселая Азбука» «Волшебный букварь» «Веселая азбука Кирилла и Мефодия» «Как Баба-яга училась читать» «Изучаем буквы» «Флора и фауна» «Естествознание для детей»

Вывод:

Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей-логопатов, которые являются постоянными спутниками при обучении по традиционной методике. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями – это «мертвый» груз.

КОНСПЕКТ ООД по речевому развитию с использованием инновационных технологий «По следам Лягушки-болтушки» для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Конспект ООД с использованием инновационных технологий

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ООД по речевому развитию с использованием инновационных технологий «По следам Лягушки-болтушки» для детей старшей группы компенсирующей направленности.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39 «Золотая рыбка» города Георгиевска»

На заседании №3 базовой методической

площадки групп компенсирующей

направленности ДОО Георгиевского

Заведующий МДОУ «Детский сад

№39 «Золотая рыбка» г. Георгиевска»

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию с использованием инновационных технологий

«По следам Лягушки-болтушки»

для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Данько Инна Евгеньевна

Форма проведения: логопедический квест.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий.

активировать пассивный и активный словарь;

согласовывать существительное с прилагательным и числительным;

автоматизировать звуки в речи при помощи чистоговорок;

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

закреплять правильное употребление предлогов НА и ПОД;

закреплять умение детей составлять сложноподчинённые предложения;

употреблять существительные в творительном падеже единственном числе;

продолжать формировать умение правильно и полным ответом отвечать на вопросы;

закрепить навыки составления рассказа из собственного опыта с опорой на картинно-графический план.

развивать внимание, воображение, восприятие, речевой слух, память;

развивать артикуляционную и мелкую моторику;

развивать коммуникативные способности по средством общения со взрослым и сверстниками;

развивать связную речь.

воспитывать доброту, сочувствие и отзывчивость;

закреплять умение работать в команде, сохраняя дружеские отношения.

создание положительного микроклимата в процессе совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование: проектор, ноутбук, дуб с желудями на магнитах, шарики «Су-джок», столы для рисования песком, камешки марблс, подушки, части ключа, избушка Бабы Яги, Лягушка-болтушка, мнемотаблица, медали, игра – подарок.

Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети играют, рассматривают книги.

– Ребята, а что вы делаете? Можно мне тоже посмотреть с вами эту интересную книгу?

– Ребята, вы любите сказки? Настя, какая твоя любимая сказка? Почему? А какую сказку любит Артём? (ответы детей)

– Я тоже люблю сказки. Вам интересно, какая моя любимая сказка? Ну…Спросите меня… (дети задают вопрос) Я очень люблю сказки Александра Сергеевича Пушкина и хотела бы показать вам свой любимый отрывок. Посмотрим? (на экране отрывок поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

– А вот и сам кот идёт. Видно что-то хочет нам рассказать. Послушаем?

Кот: Мяу. На помощь. Мою подружку, сказочную лягушку, лягушку-болтушку, похитила Баба Яга. Она замкнула её в своей избушке, а ключ спрятала сама. Прошу вас, помогите, ключ найдите, и лягушку-болтушку освободите!

Л: – Ребята, как вы смотрите на то, чтобы отправиться в Лукоморье и помочь лягушке-болтушке, ведь она учит жителей Лукоморья правильно разговаривать (ответы детей)?

Л: – Положительно? Готовы помогать? Но прежде, чем отправимся в сказку, произнесём волшебные слова:

«Уть – уть – уть – отправляемся мы в путь!

Да – да – да – сложно будет, не беда!

Ить – ить – ить – надо ключик нам добыть!

Ой – ой – ой – вернём лягушку мы домой!»

– А поможет нам добраться до избушки карта Лукоморья.

2. Основная часть.

2.1. «Желуди для зверей». Но куда же нам идти? Карта-карта помоги (обратить внимание детей на карту). На каждом этапе нас ждёт часть ключа от избушки Бабы Яги.

Л:- Так…Так … Где мы сейчас находимся? Ребята, посмотрите, откуда начинается наше путешествие, где мы находимся?

Д:- Мы находимся у дуба.

Л:- И здесь нас ждёт первое задание. Чтобы часть ключа добыть, надо нам его выполнить. Наберём желудей для диковинных зверей! Будем снимать аккуратно жёлуди с дуба, и считать их.

Д: – Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей (дети снимают с дерева и складывают в корзинку).

Л: – Скажите, где висели жёлуди? (Жёлуди висели на дубе.) Смотрите, один жёлудь упал! Матвей, где он лежит?

Матвей: – Он лежит под дубом.

Л: – Будем жёлудь передавать по кругу, и говорить, какой он.

Д: – Жёлудь коричневый, жёлудь гладкий, жёлудь твёрдый, жёлудь овальный, жёлудь крупный, жёлудь съедобный для зверей, но не съедобный для людей.

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли. Давайте будем складывать части ключа в корзинку.

Читайте также:
Цикл занятий: Страна Красивой речи

2.2. «Ёжики Су-джок»

Л:- Посмотрите, лягушка оставила нам свои следы, указывающие путь. Следуем дальше? Сколько нам нужно отсчитать следов от дуба до ёжика?

Л:- Считаем каждый след все вместе: «один след, два следа»

– А вот и ёжик, который предлагает нам присесть. Вы помните, я домой вам давала фотографии с их изображением? Вы, вместе с родителями, должны были нарисовать колючие предметы. Вспомните, что ещё колется, так же как и ёжики (ответы детей). Молодцы! Всё верно!

– Возьмём помощников ёжика и выполним зарядку для пальчиков. Вспомним стишок про ёжика.

Пальчиковая гимнастика «Су-джок»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

(дети катают Су- Джок между ладонями).(1 раз).

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.

2.3. «Песчаный берег»

Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов от ёжика до следующей остановки?

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа».

– Попали мы на песчаный берег. Что вы слышите? (ответы детей) Здесь нас ждёт сказочная русалка и очередное задание от неё.

Русалка: Ребята, мои украшения рассыпались в песке. Помогите собрать ожерелье и браслет, а я вам подарю часть ключа!

Л: – Работы много, нужно найти и собрать два украшения: ожерелье и браслет. Ожерелье собираем из крупных камней, а браслет из мелких. Давайте разделимся на две команды (дети делятся, начинают собирать камешки, обратить внимание детей на размер камней). Ребята первой команды, что вы собираете для Русалки? (ответ детей первой команды) Значит, вторая команда собирает.

– Из чего вы собрали свой браслет? А вы ожерелье? Молодцы, задание выполнили, и две части ключа добыли. Ребята вы такие трудолюбивые! Отгадайте, какое насекомое тоже очень любит трудиться:

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться

Вот и мёду принесла

– Ну что? Отправимся за следующей частью ключа к волшебной пчеле?

2.4. « Волшебные соты»

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа, четыре следа».

– А вот и волшебная пчела ждёт нас. Внимательно слушаем! Только отвечать на вопросы пчелы нужно полными предложениями. Интерактивная игра «Волшебные соты».

– Молодцы, мы помогли собрать мёд пчеле и добыли часть ключа.

2.5. «Релаксация»

Л: – Вы такие умницы. Столько заданий выполнили! Я предлагаю вам отдохнуть.

Звучит музыка 3 «Звуки леса». Расслабляющая гимнастика для глаз

– Давайте приляжем на лужайку, примем удобную позу, расслабимся, разотрём ручки до тепла, сделаем из ладоней домик, оденем его на глаза и представим, что смотрим на чёрный, тёплый и приятный бархат, вслушаемся в музыку.

– Можете открыть глаза, мы отдохнули и снова полны сил.

– Ой, смотрите, это же часть ключа! Как вы думаете, откуда он здесь? (ответы) А я думаю, что невнимательная Баба Яга его обронила. Ура. Как нам повезло.

2.5. «Избушка Бабы Яги»

Л:- Следуем дальше, считаем следы! Куда же они нас приведут? (Дети считают следы, выходит избушка) А вот мы и добрались до избушки!

Л:- Здравствуй, избушка! Избушка, избушка повернись к лесу оконцем, а к ребятам дверцей! Давайте соберём части ключа, тогда мы сможем открыть дверь и освободить Лягушку.

3. Подведение итогов и анализ деятельности детей.

Лягушка: – Ква, ква, ква. Спасибо, ребята, вы такие молодцы! Части ключа добыли, правильно их соединили и меня освободили.

Л: – Да! Ребятам было не просто, но они справились! Хотите рассказать Лягушке о наших приключениях? (по мнемотаблице)

– Что вас обрадовало в нашем путешествии? А что удивило? Что было не легко? Что о нашем путешествии вы расскажите вечером родителям?

Читайте также:
Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

Лягушка: – Молодцы ребята, вы поступили как настоящие друзья, откликнулись на просьбу Кота-говоруна о помощи.

Кот (с экрана): – Все заметили вокруг

Ты достойный, верный друг,

Принимай медаль скорей

В благодарность от друзей.

Звучит музыка 4 (про дружбу)

Лягушка: – Ребята, вы хотите поиграть со сказочными героями? Тогда я дарю вам игру с интересными заданиями от Змея Горыныча, в которую вы со своими друзьями поиграете в группе.

Использование инновационных технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в старшей группе компенсирующей направленности.

Использование различных видов здоровье сберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья для проведения комплексной оздоровительно – коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Содержимое разработки

Использование инновационных технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в старшей группе компенсирующей направленности.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Наша группа занимается обучением и развитием детей с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. У них отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие общей и мелкой моторики.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно – коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя использование различных видов здоровье сберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологическое просвещение родителей.

В нашей группе мы используем:

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

технологии обучения здоровому образу жизни:

НОД, проблемно-игровые, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж.

коррекционные технологии:

технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Для эффективной работы здоровье сберегающих технологий в группе с помощью педагогов и родителей организовано здоровье сберегающее образовательное пространство, активное использование которого вы можете увидеть в видеоролике «Территория здоровья СПОРТИКУС» («Забей гол», «Резиночка», «Клоун Плюх», «Дорожка здоровья», «Эспандер», «Паутина», «Силач», «Классики», «Кольцеброс Смайлик», «Шагоступ», «Титаник».

Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий у детей с ограниченными возможностями здоровья повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.

2. Губа В.П., Солонкин А.А. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Физкультура и Спорт, 2009.

3. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.

4. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / автор-составитель Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2006.

5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.

6. Методическое пособие под редакцией Микляевой Н.В. «Физкультурно –

оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных

требований» – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

7. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 5.

8. Кирилова Ю.А. «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: