Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда
ольга носова
Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом,зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма.
Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т. В. и Иншаковой О. Б. были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т. В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н. Г. Пылаевой (1998)трудности обучения вызываются следующими причинами:
Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.
Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. В письменных работахнаблюдаются следующие виды ошибок:
– пропуск или вставка букв, слогов, слов;
– персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
– контаминация двух слов;
– нарушение границ предложения;
То есть всё то, что относится к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.
В письменных работахнаблюдаются следующие проблемы:
– трудности нахождения и соблюдение строки;
– колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
– трудности запоминания букв и их искажение;
– устойчивая зеркальность букв;
– пропуск и замена гласных;
– трудности запоминания словарных слов.
Данные ошибки относятся к артикуляторно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.
Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
В структуре логопедического занятия мною используютсяследующие упражнения:
Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе – руки вверх, на выдохе – вниз.
Упражнения для нормализации тонуса
Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т. к. гипо – или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.
Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ,например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.
Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.
–«Силачи» – наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
–«Огонь и лед» – по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.
Упражнения на развитие внимания.
– «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
– «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
– «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
– «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.
– «Птица, рыба, зверь.». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т. д. Сделавший ошибку выбывает из игры.
– «Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»).Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.
– «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
Развитие межполушарного взаимодействия
Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
– «Ухо-нос» – одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
– «Лезгинка» – ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки – 6-8 раз.
– Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
– раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
– письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
Развитие пространственных представлений
Проводится в четыре этапа:
1) Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;
2) Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;
– «Робот» – ребенок изображает робота,которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.
– «Кладоискатели» – ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.
3) Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
– «Продавец канцелярских товаров» – просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.
– «Очередь» – предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.
4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.
– «Делай как я» – дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.
Развитие слухового и зрительного восприятия,памяти:
– «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
– «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
– «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.
– «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.
– «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.
– «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
БА – топнуть, ПА – хлопнуть
БО – топнуть, ПО – хлопнуть
БУ – топнуть, ПУ – хлопнуть
В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
– «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.
– «Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.
– «Буква заблудилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.
– «Знаток слов».Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
– «Арабское письмо».Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.
ТОК – КОТ, РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ.
– «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.
КРЫША КР. Ш., . Ы. А
– «Стукачок»Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Ж. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.
Ё(стук)ИК, (стук)АБА.
– «Связалочка».Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.
ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
Большое количество упражнений представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л. С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л. С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение»,.
Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 1 Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 2 Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным.
Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.
Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.
Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Использование кругов Луллия в.
Консультация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда» Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик,.
Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда Использование логосказок, как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда ЛОГОСКАЗКА «Путешествие с гномом Сладкоежкой».
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.
Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационно-коммуникационных технологий. Под ИКТ подразумевается.
Обобщение опыта по теме «Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда» Введение «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это.
Использование нейропсихологических методик в логопедической работе
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.
Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.).
Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
В нейропсихологической работе выделяют четыре основных этапа:
- Диагностика. Обследование ребенка, выявление особенностей его развития, а также создание программы коррекционной работы.
- Установка. Создание установки активного сотрудничества и взаимодействия, мотивации для плодотворной работы.
- Коррекция. Реализация программы коррекционной работы с правом изменения сроков, объема и содержания программы (в связи с контролем зоны ближайшего развития).
- Оценка. Фиксация результата коррекции после контрольного нейропсихологического обследования.
При проведении диагностики актуально использование специальных материалов: диагностический комплект “6 фигур”, “Два по три слова”, опросник для родителей, нейроальбом, протокол предъявления проб, материалы авторов Тейлор и Рей-Остерриц.
Коррекционная деятельность имеет в своей основе три основных направления:
- Формирование основ для становления базовых ВПФ
- Развитие и коррекция связей межполушарного взаимодействия.
- Стимулирование развития познавательных функций
Ведущий метод коррекционно-развивающей работы – метод замещающего онтогенеза. Основа этого метода базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие ВПФ.
Это воздействие ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению использую нейропсихологические методы А.В. Семенович. Если ребенок путает парные звонкие или глухие согласные, необходимо начать работу с анализа. Четко произносим смешиваемые звуки, контролируя свою артикуляцию перед зеркалом, обращаем внимание на то, в каком положении находится язык, губы и щеки. Учимся запоминать звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет вычленять нужный звук.
Пример некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:
1. Звук спрятался. Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
2. Найди общий звук. Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
3. Сколько звуков в слове?. Какой первый, второй, последний?” Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.
4. Слово по звукам. Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.
5. Веселая цепочка. Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.
6. Зашифрованное слово. Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.
7. Скажи слово наоборот. Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.
8. Родственные слова. Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные.
9. Буква изменилась. Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.
Комплексное коррекционные воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для стимуляции интеллектуального развития актуально введение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечинь слаженную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Литература.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.
2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.
(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)
Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.
1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
« Мы, конечно, любим лето:
Летом все теплом согрето,
Но за ним приходит осень,
Хоть ее мы и не просим,
А потом идет зима –
И бела, и холодна.
За зимой идет весна –
Вновь тепло несет она»
Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.
«Тает снег, уходит лед,
И на речке – ледоход.
Скоро к нам придет апрель –
С крыш опять польет капель»
2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро-ладонь).
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.
8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Нейропсихология в логопедии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Нейропсихологический подход в логопедии
Логопедия – это наука, которая занимается изучением причин, механизмов, симптомов, течением, структурой нарушений речевой деятельности, а также методами их предупреждения и способами коррекционного воздействия.
Количество детей с нарушениями в развитии возрастает, в связи с этим появляются трудности в освоении школьного материала вследствие недоразвития головного мозга и особенностей его развития. Для решения этой проблемы в логопедической работе применяются нейропсихологические методики, направленные на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется.
Нейропсихология позволяет выстроить грамотную стратегию сопровождения, выявить причину нарушения, и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
Нейропсихологическая работа включает этапы:
- диагностику с обязательным обследованием ребенка и выявлением особенностей его развития;
- установку для сотрудничества и мотивации;
- коррекцию с правом изменения сроков, объема и содержания программы;
- оценку с фиксацией результатов после контрольного нейропсихологического обследования.
Коррекция идет по трем направлениям:
- становление базовых высших психических функций;
- развитие связей межполушарного взаимодействия и их коррекция;
- стимулирование развития познавательных функций.
Основным методом в этой работе является метод замещающего онтогенеза. Благодаря этому методу происходит воздействие на сенсомоторный уровень и как следствие – активизация и развитие высших психических функций.
Метод способствует полноценному развитию ребенка и имеет стабильный результат.
Готовые работы на аналогичную тему
Чтобы развить интеллектуальный уровень вводят кинезиологические упражнения, активизирующие межполушарное взаимодействие и обеспечивающие работу полушарий мозга.
Нейропсихологические методы и приемы дают возможность преодолеть имеющиеся нарушения и способствуют их коррекции. Преодолеваются и корректируются интеллектуальные, речевые, двигательные, поведенческие расстройства, создается база для преодоления психоречевых нарушений и возможность качественной работы логопедов.
Причины недоразвития речи
Недоразвитие речи относится к полиэтиологическому дефекту, который может быть как самостоятельной патологией и как следствие более сложных дефектов, среди которых алалия, дизартрия, ринолалия и др.
Рисунок 1. Структура речевого дефекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К чистому дефекту речи относится несформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие, ограниченный словарный запас и несовершенный грамматический строй языка.
Причинами общего недоразвития речи могут быть:
- отсутствие правильных условий формирования речи ребенка в семье – дефицит общения, глухие родители, няня-иностранка, плохо владеющая русским языком;
- речевое недоразвитие детей, воспитывающихся в детских домах;
- использование разных языков в семье и в детском дошкольном учреждении;
- неблагоприятные социальные условия.
Причины общего недоразвития речи носят биологический и социальный характер.
Среди биологических факторов может быть интоксикация матери во время беременности, групповая несовместимость крови матери и плода, патология натального периода, травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражениеямозга, к тому же это наиболее сложное поражение.
Таким образом, причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже.
Рисунок 2. Уровни недоразвития речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уровни речевого развития
Специалисты выделяют несколько уровней речевого развития.
Первый уровень речевого развития ограничен речевыми средствами общения. В активном словаре ребенка отмечается небольшое количество слов, причем нечетко произносимых. Есть звукоподражания и звуковые комплексы.
Для обозначения предметов ребенок использует один и тот же комплекс, а разницу между ними обозначает интонацией и жестом.
Отсутствует дифференцированное обозначение действий и предметов.
По сравнению с активным словарем, пассивный несколько шире. Для звуковой стороны речи характерной будет фонетическая неопределенность и нестойкое фонетическое оформление, много дефектных звуков в произношении. Фонематическое развитие имеет зачаточное состояние.
Дети с первым уровнем имеют отличительную черту речевого развития – это ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов.
Второй уровень речевого развития ребенка характеризуется большей речевой активностью. Запас общеупотребительных слов пока всё ещё ограничен и искажен.
На этом уровне ребенок может использовать местоимения, союзы, простые предлоги. Поскольку во всех компонентах появляется речевая недостаточность, дети используют простые предложения из 2-3 и очень редко 4-х слов.
Словарный запас низкий и отстает от возрастной нормы, многие слова ребенок этого уровня не знает – названия одежды, мебели, профессий и др. Не знает названия цвета, форму, размеры предмета и заменяет слова, близкими по смыслу.
Довольно большие трудности испытываются при пользовании предложными конструкциями – предлоги могут вообще не употребляться, возможна замена предлога, а союзы и частицы употребляются довольно редко.
На втором уровне существует различение некоторых грамматических форм, за счет которых развивается понимание обращенной речи. Ребенок ориентируется на морфологические элементы, приобретающие смыслоразличительное значение.
Часто происходит нарушение звуконаполняемости – переставляются слоги, звуки, например, ромашка, произносится как «морашка», клубника – «кукика» и др.
Ребенок с третьим уровнем речевого развития имеет развернутую фразовую речь, есть элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Для этого уровня характерно недифференцированное произнесение звуков – один звук может одновременно заменять два звука или больше.
В разных слогах звук может произноситься по-разному. Трех-четырех-сложные слова ребенок правильно повторяет за логопедом, а в речи может их искажать, сократив количество слогов – например, дети слепили снеговика, будет звучать «дети сипили новика».
Преобладающими в активном словаре ребенка этого уровня существительные и глаголы. Ребенок не умеет пользоваться способами словообразования и это создает трудности в использовании вариантов слов.
Не всегда ребенок может подобрать однокоренные слова, с помощью суффиксов и приставок образовывать новые слова. Часто название части предмета заменяется названием всего предмета.
В свободной речи ребенок использует простые распространенные предложения, без употребления сложных конструкций. На этом уровне у ребенка в значительной степени развивается и приближается к норме понимание обращенной речи.
Всё это говорит о том, что специальная логопедическая работа при использовании приемов нейропсихологии по устранению недостатков звуковой и слоговой структуры слова с разной речевой патологией является актуальной и необходимой.
Нейропсихология с позиций мозговой организации функциональных систем открывает перспективы изучения речевых нарушений. Мозг ребенка имеет те же блоки и зоны, что и взрослый человек, только включаются они постепенно.
Активация этих зон мозга произойдет быстрее, если стимулов из внешней среды ребенок будет получать больше.
Многие участки головного мозга включаются в функционирование только в детском возрасте. Поскольку мозг ребенка пластичен, поэтому при нарушениях коррекция компенсирует дефекты психического развития, включая речь ребенка.
Статья Нейропсихологические методы в работе логопеда. Автор: Ковалева Анжела Васильевна
Автор: Ковалева Анжела Васильевна
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя – логопеда и ребенка, новые стимылы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Автор: Ковалева Анжела Васильевна
Нейропсихологические методы в работе логопеда.
В настоящее время наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Количество детей с различными речевыми отклонениями не только не уменьшается , а постоянно растет. Именно по этому потребность в работе узких специалистов (психолого, дефектолога, логопеда) остается высокой. Таким образом , теоретической основой совместной деятельности узких специалистов может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л. С. Выготским, А. Р. Лурия и его учениками.
Современная психология в последнее время активно занимается изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении , а исследование состояния речевых функций ребенка одна из важнейших сторон нейропсихологического обследования.
Нейропсихологическое исследование все шире входит в дошкольную и школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей воспитания и обучения. Применение нейропсихологических методик значительно расширяет информацию о ребенке, и педагогическая стратегия может быть личностно – ориентированной и , значит, более эффективной.
Именно поэтому «Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития» актуален в настоящее время.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровье сберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния».
На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Хомская, 1998, Ахутина , 1998). По современным научным данным динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.
Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображ ением, но абсолютно неграмотных!
Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).
Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации (второй блок) страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная, оптическая дислексия и дисграфия . Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются еще и замены близких графем. Письменные работы характеризуются следующими видами ошибок:
нахождение и соблюдение строки;
колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
трудности запоминания букв и их искажение;
устойчивая зеркальность букв;
пропуск и замена гласных;
трудности запоминания словарных слов.
Отставание функций программирования и контроля деятельности (третий блок) характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место.
При недостаточном развитии третьего блока – ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, занятия играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:
пропуск или вставка букв, слогов, слов;
персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
контаминация двух слов;
нарушение границ предложения;
То есть всё то, что мы – логопеды, относим к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
Так как все вышеуказанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – развивающую работу.
За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с различными речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка.
Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени (I-IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой) [6].
Практика показывает, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы часто не хватает для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Как известно [2] уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению.
Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5].
Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении – то есть, в норме и при патологии. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повышать ее результативность. Одним из широко известных методов нейропсихологической коррекции нарушений развития у детей является метод замещающего онтогенеза [4]. Практика показывает, что данный метод помогает эффективно исправлять нарушения и письменной, и устной речи у детей. Интересна программа сенсомоторной коррекции для дошкольников «Дельфины», разработанная логопедом Т.Н. Ланиной [4].
Следовательно, является актуальным исследование возможностей нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, разработка, апробация и оценка эффективности программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, интегрирующей нейропсихологические и логопедические занятия.
1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб .: Питер, 2004.
3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб .: Питер, 2013.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
5. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.
6. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо , 2015.
7.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика
8. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.
9. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2018.
10. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.//М.,2015.
11. Екжанова Е.А., Фроликова О.А., Эффективная коррекция для первоклассников// С-П ., 2019.
12. Сафонов В. Как ды шать, чтобы лучше жить //М. 2018
Конспект НОД по развитию фонематического восприятия у дошкольников 6-7лет с ФФНР
автор: Ересько Екатерина Сергеевна
Учитель-логопед МАДОУ «Цветик-семицветик»
Конспект НОД по развитию фонематического восприятия у дошкольников 6-7лет с ФФНР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию фонематического восприятия
Тема занятия: «В мире звуков»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет)
Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие
Форма организации: подгрупповая
Подготовила:
Ересько Екатерина Сергеевна
г. Когалым, 2020 г .
Пояснительная записка
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети успешно автоматизируют поставленные звуки, воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют количество слов в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
III этап – различение слов, близких по звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Длительность занятия – 30 мин.
Характеристика подгруппы детей: подгруппа детей подготовительной группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет), имеющих речевое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), посещающих логопункт дважды в неделю.
Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие
Форма организации работы: подгрупповая
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель НОД: Развитие фонематического восприятия
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, картинки с рифмующимися словами, картинки для игры «звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, интерактивная доска, ноутбук.
Интеграция образовательных областей:
Методы и приемы:
- Игровые: воображаемая ситуация, интерактивная игра «помоги птенчикам»,
- Наглядный: карточки со словами, ИКТ.
- Практические: Игра «Звуконаблюдения», подвижная игра «Звуковые круги», «Колокольчик»
- Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры:
Виды детской деятельности : слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная,
Структурные компоненты НОД:
I этап – Организационный: приветствие, создание атмосферы психологической комфортности, мотивации.
II этап – Основной: актуализация знаний, практическое выполнение заданий.
IIIэтап – Заключительный: рефлексия, подведение итогов детской деятельности.
Организационный
Включается аудиозапись со спокойной музыкой
— Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!
Создает мотивацию:
Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»
-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?
-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.
Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук А, второй – в чьем имени первый звук К, третий-в чьем имени первый звук Ш, последний вагончик , тот в чьем имени тоже первый звук А
Берутся за руки
Смотрят друг другу в глаза, подмигивают Говорят «здравствуйте»
Удивляются, выражают желание побывать в этой стране
Выполняют задания и строятся друг за другом
— Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.
— А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные
-сейчас вы услышите различные звуки , попробуйте догадаться что это за звуки. (Игра «звуконаблюдения»)
звук моющейся посуды
звук столовых приборов
звук разговаривающих людей
звук жующих людей
звук тикающих часов
Показ слайдов. Выбор слов.
Выбирают пары слов, которые рифмуются между собой
Дети справляются с заданием, каждый ребенок имеет возможность проявить себя, при возникновении трудностей – коллективно обсуждаем
— встаем с вами в круг, а Аня встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках-звонит в него. Аня должна указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет Аню по имени. Аня должна угадать, кто ее зовет.
— ребята хочу поиграть с вами еще в одну
игру «Ням-Буль»
Слушайте меня внимательно,
Напитки пьют, еду едят
Хотят того иль не хотят.
Выпить котлету у вас не получится,
А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться.
«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил
«БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.
— Что скажите если услышите название еды?
-А если название напитка?
Спагетти, Бифштексы, компот,
Чай, кофе, пюре, бутерброд,
Салат, молоко, винегрет,
Печенье, коктейли, омлет,
Квас, пельмени, лимонад,
Ответы детей:
— Кажется это птенчики просят нас помочь им. Злой кот хочет утащить их из гнезда. Давайте ему помешаем
На экране игра «Помоги птенчикам» из портала «Мерсибо» на различение схожих по звучанию слов.
Каждый ребенок индивидуально подбегает и играет свой раунд
Игра «Звуковые круги»
— Перед вами два круга красный и синий
В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.
Давайте вспомним, гласный звук это какой?
А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.
Пока музыка играет, вы собираете картинки. На страт, внимание, марш.
-Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь.
НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной групппе “Учимся играя”
Программное содержание:
Цель: закрепить навыки четкого произношения звука [м], учить выделять его на слух, учить звуко-слоговому анализу; закрепить графический образ буквы М.
Задачи:
– Уточнить артикуляцию звука [м].
– Закреплять понятие «звук», «буква», различие понятий «звук» и «буква».
– Развивать умение определять позицию звука [м] в словах.
– Развивать умение делать звуко-слоговой анализ слов.
– Закреплять графический образ буквы.
– Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
– Развивать артикуляционно-мимическую мускулатуру.
– Развивать мелкую и общую моторику.
– Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Оборудование: демонстрационный материал – «чудесный мешочек», игрушки (машинка, мячик, мишка, матрёшка, мышка, мочалка, дом, самолётик, мел, пирамида, магнит, мыло, домино, миска, медаль, камин, камень монета), 2 ведёрка синего и зеленого цвета, буквы на «ободках» (У, А, И, П, Т, К, М – по 2 шт. каждой), магниты-звуки; раздаточный материал – картонная модель моркови, дома, самолёта (по количеству детей), прищепки (по количеству учебных столов), индивидуальные звуковые пеналы (звуки-кружки красного, синего и зеленого цветов – обозначение гласного звука; твердого и мягкого согласных звуков), индивидуальные карточки «Определи позицию звука в слове», счётные палочки, CD-проигрыватель, USB-флеш-накопитель с записью песенки «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова), магнитная доска.
Предварительная работа с детьми:
– Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звука [м];
– Знакомство с буквой М;
– Проведение дидактических игр «Чудесный мешочек», «Определи место звука в слове», «Твердый-мягкий», «Сосчитай количество слогов в словах», «Изобрази букву», игры на закрепление образа буквы, игры с прищепками, разгадывание загадок;
– Проведение физминутки «У жирафов пятна…».
1. Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек».
– Сегодня утром под дверью нашей группы я нашла мешочек. Оказалось, что в нём лежат какие-то предметы. Ребята, вы хотите узнать, что за предметы находятся в этом мешочке? Сейчас мы узнаем. Достаньте каждый по одному предмету назовите его четко, красиво и правильно.
Игрушки в мешочке: машинка, мячик, мишка, матрёшка, мышка, мочалка, дом, самолётик, мел, пирамида, магнит, мыло, домино, миска, медаль, камин, камень, монета.
2. Характеристика звука [м]
– Какой одинаковый звук вы слышите в названии всех этих предметов? (Звук [м])
– Расскажите, звук [м] – какой он? (Согласный, т.к. есть преграда – это губы: когда мы произносим звук [м], наши губы сомкнуты и не размыкаются, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута, выдыхаемый воздух выходит через нос. Дети произносят звук [м] и определяют, что звук нельзя петь, тянуть, воздух встречает преграду. Звук произносится с голосом. Это звонкий согласный звук. Звук [м] может быть твердым и мягким.)
3. Игра «Наведём порядок»
– Ребята, наведите, пожалуйста, порядок! Разложите предметы по двум ведёркам: в синее кладите предметы, в названии которых звук [м] твёрдый, в зелёное ведёрко – предметы, в названии которых звук [м] мягкий.
4. Игра «Подскажи словечко»
– Порядок навели. А сейчас предлагаю поиграть и в стихотворении словечко подсказать.
1. Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную . (морковь)
2. Собирается в полёт
И моторами поёт.
Самый главный там – пилот,
А машина – . (самолёт).
3. Называем книгу «том»,
Для жилья построим … (дом)
5. Игровое упражнение «Определи место звука [м] в словах»
Модели (по количеству детей): дом, морковь, самолёт.
Детям предлагается открыть индивидуальные пеналы, найти в них предметы – «отгадки» («дом», «морковь», «самолёт») и с помощью индивидуальных звуковых карточек и звуковых коробочек выложить звуки-кружочки в соответствии с местом звука [м] в названиях этих предметов (в начале, конце или середине слова).
6. Слоговой анализ слов
– Определите, сколько слогов в каждом из слов и прикрепите под каждой схемой столько прищепок, сколько слогов в этом слове. (К схеме слова «дом» – 1 прищепку, к «моркови» – 2 прищепки, к «самолёту – 3 прищепки)
7. Физминутка (с использованием CD-проигрывателя)
Песенка-зарядка «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова).
8. Вход буквы М
Буква М: «Здравствуйте!»
Дети: «Здравствуйте!»
Буква М: «Я слышала музыку, и мне захотелось посмотреть, куда это я попала. Ммм… как интересно!»
Логопед: «А вы кто, неизвестная гостья?»
Буква М: «Я – буква!»
Логопед: «Ребята, вы узнали, какая буква пришла сегодня к нам в гости?»
Дети: «Буква М».
Буква М: «Да, я буква М. Я такая модная, и такая милая… Я могу мычать, я могу молчать, я могу мечтать. А вы, ребята, что умеете вы?»
Логопед:
«Мы умеем улыбаться! Покажите, как.
Мы умеем удивляться! Покажите, как.
Мы умеем обижаться! Покажите, как.
Мы умеем хитро-хитро посмотреть!
Мы умеем улыбаться!
И мы можем рассмеяться!»
Буква М: «А что ещё вы умеете?»
Логопед: «А ещё наши ребята могут изобразить букву М и рассказать, на что она похожа (на мост, качели, верблюда, четыре морковки, две горы и т.д.)».
Дети изображают букву. (Логопед сопровождает действия детей четверостишиями)
Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. |
Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! |
Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. |
Посмотрите! Две горы Словно две родных сестры! |
Логопед: «Ребята, напечатайте букву в воздухе, указательным пальчиком на столе, указательным пальчиком на спинках друг у друга, выложите букву М из счётных палочек».
Буква М: «А читать-то вы умеете?»
Логопед: «Да, мы учимся читать! Наши ребята, умеем составлять из букв слоги и слова, и хотим пригласить тебя с нами поиграть!»
Буква М: «Давайте поиграем. Я очень люблю дружить с другими буквами».
Логопед приглашает ребёнка, предлагает назвать букву на «ободке» и надеть её себе на голову. Затем даёт инструкции: «Буква А, встань слева от буквы М. Ребята, прочитайте, что получилось».
Дети читают: АМ.
Логопед: «Буква А, справа от буквы М».
Дети читают: МА.
Аналогично «играют» со слогами: УМ, МУ, ИМ, МИ, и словами: МАК, МАМА, МУКА, МАКИ, ТИМ, ПУМА, УМКА, КУПИМ.
9. Итог занятия
Логопед: «Ребята, вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?»
Логопед: «Буква М, а тебе понравилось с нами играть?»
Буква М: «Да. Дети, вы все молодцы! Вы уже многое знаете и умеете. И для вас у меня есть небольшой сюрприз: я заметила, что вы нашли мой мешочек. Так вот: мешочек-то мой не простой. Он волшебный! Он превращает слова в подарки! Вспомните и назовите слова со звуком [м], я поймаю их, а потом мы посмотрим, во что мой «волшебный» мешочек превратит эти слова».
Дети по очереди называют слова. В конце игры Буква М достаёт из мешочка угощение, желает детям успехов и, прощаясь, уходит.
Логопед и дети прощаются с гостями.
Список литературы:
1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 144 с., ил.
5. Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (2)
6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)