Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Аннотация: В статье описана актуальность применения нейропсихологических приёмов в коррекционной логопедической работе, их эффективность. Приведены примеры игр и упражнений, используемые мной, как логопедом, для коррекции речевых нарушений и стимулирования речевой активности.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций.

Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.

Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори»

Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.

Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту.

В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх.

Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Упражнение «Слепые шаги»

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду.

Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад».

Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Нейроскакалка

Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног.

Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Игры с тарелками – ловушками

Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию.

Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук.

Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д.

Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

«Кулачки — умельцы»

В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.

Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Игра «Ходилки»

Предлагается вставать на бочонки сверху, руками держать веревочки, прижимая к ступням – делать шаг.

Удерживать равновесие, стоя на бочонках, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций.

Использую для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве.

  1. Перешагивать через препятствие;
  2. Наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, мебель и т.д.);
  3. Автоматизировать звуки – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
консультация по логопедии (старшая группа)

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Скачать:

Вложение Размер
korrektsiya_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_neyropsihologicheskih_priemov.docx 35.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось . Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а в последствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются :

– минимальные мозговые дисфункции (ММД) ;

– перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС) ;

– гипоксические поражения ЦНС;

– рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;

– поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;

– задержки психического развития ребенка;

– ухудшение экологической обстановки;

Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-х блоков :

1 блок : Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.

2 блок : Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.

3 блок : Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией – является нейропсихология .

Речь – как известно- одна из высших психических функций человека.

Логопедия – междисциплинарная наука, которая занимается речью и ее патологией.

Использование нейропсихологического подхода в логопедии помогает :

1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.

2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.

3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Коррекционно -логопедическая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции .

1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, су-джок, самомассаж)

Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие., что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ .

2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.

Упражнения : «Репка» ; «Солдат» ; «Достань яблоко» .

3. Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения : «Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко» ; «Кулак-ребро-ладонь» ; «Кивки головой» ( «Покиваем головой, чтобы был в душе покой» ).

4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию .

Упражнения : «Задуваем свечи» ; «Трубочка» ; «Поныряем» .

5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.

Упражнения : «Рисуем восьмерку» ; «Глаз на прогулке» ; «Поиграем глазами» .

4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе .

Упражнения : комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.

5. Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные – направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка» ).

Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало» ).

Групповые – дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте» ).

6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики) .

7. Когнитивные упражнения – способствуют развитию познавательной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) .

Упражнения : “Чаша доброты” (визуализация) ; «Цветная голова» ; «Постучим вместе» .

8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.

Упражнения : Игра «Тень» ; Игра «Сова» .

Таким образом, все речевые проблемы детей , с точки зрения нейропсихологии , тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно – логопедическую работу.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5 . Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Умение владеть силой голоса можно закрепить в игре №7.
Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега, и без них наша речь — болото. Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Игра № 9 , требует внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10 , так как на все вопросы взрослого ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. Для дифференциации звуков целесообразно использовать игру с мячом № 11 . Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.).

У детей могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы можно использовать традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16 и 17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх используются не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани, например, набор мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиваются четыре гласные буквы, на синем — четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если взрослый бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию взрослого воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

    Игра «Мячик мы ладошкой “стук”, повторяем дружно звук»
    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
    Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
    А — У— О — У —А —А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».
А — Э — У — Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2 . Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Взрослый обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Цель : тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход игры. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ЭЭ ЭЭЭ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, а потом его качу.
Цель : закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры . Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Взрослый произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А

а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» (красный — гласный, синий — согласный)
Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1 . Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там .
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование : малые мячи.
Ход игры . Пропевание заданного звука по демонстрации взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча « Мяч передавай — слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры . Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова.

10. Игра с перебрасыванием мяча

«Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры . Взрослый говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч, отбивая об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары, са- санки, шо- шорох, со- сорока, шу- шуба, су- сумка, ши

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! А два — мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем взрослый запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать.
Взрослый – дети: релтака – тарелка, щепера – пещера, накомта – комната, супода – посуда, тривина – витрина, локодец – колодец.

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.
Цель : анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.
Оборудование : красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход игры . Взрослый вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.

Оборудование : мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры . Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:

М — А — К, Д — О — М, К — О — Т. Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры . Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность : трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ, четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА, четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель : тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры . Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Цель : расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос – носы) или трехсложным (дом – домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глущенко Н. В.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства»

Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства

Предоставляя равные возможности получения качественного образования с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [5]. Современный успешный обучающийся в состоянии самостоятельно усваивать новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности, что требует высокого уровня развития умения учиться. Школьник должен не только уметь читать и анализировать учебный текст, но и организовывать свою поисковую деятельность: самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, подбирать пути и средства их достижения, хорошо владеть компьютерными технологиями в соответствии с решением поставленных перед собой целей и задач, уметь планировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать и корректировать сопутствующие конфликтные учебные ситуации, уметь общаться и сотрудничать, а также защищать свои исследовательские разработки в условиях учебной критики и конкуренции.

Реализация указанных программных моментов требует от обучающегося больших физиологических и психологических затрат. Однако трудности, препятствующие успешному усвоению школьником образовательных программ, имеют более внушительное разнообразие проявлений и причин, обусловливающих их возникновение.

Особого рассмотрения требует проблема распространённых в последнее время (от 50 до 70 % популяции [3]) расстройств психического развития различной выраженности:

• органическая недостаточность ЦНС (нарушение баланса процессов возбуждения/торможения; синдромы гиперактивности и/или дефицита внимания, повышенная эпиготовность);

• слабость нервных процессов (утомляемость, низкая концентрация внимания, слабая переключаемость и т. д.);

• нарушения эмоционально-волевой сферы (нарушения поведения и общения, импульсивность, агрессивность);

• психическая неустойчивость (эгоцентризм, быстрая смена настроения и т. д.);

• несформированная произвольная саморегуляция.

С точки зрения нейропсихологии сочетанные варианты дизонто-генеза речевой деятельности (как устной, так и письменной), син-

дромы дефицита внимания и/или гиперактивности, повышенная эпиготовность, несформированность произвольной саморегуляции -проявления нарушений или искажений становления подкорковокорковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [1; 3]. По сегодняшним меркам эти дети, по клиническим показателям диагностируемые как «практически здоровые», «развивающиеся в пределах нижненормативных границ», но демонстрирующие выраженные признаки дезадаптивного поведения, с трудом обучаются, постоянно конфликтуют с окружением, демонстрируют склонность к соматическим и психическим болезням и пограничным состояниям. А ведь эти дети составляют большую часть популяции, их можно охарактеризовать как пограничную между нормой и патологией группу [3].

Обучающиеся, имеющие недостатки в устной речи и письме, будут именно из тех 50-70 % детей нижненормативных границ психического развития.

Поскольку ни одна проблема психического развития не является изолированной, коррекционная работа должна охватывать многие звенья нарушенной функциональной системы и приобретать комплексный характер воздействия. Видимый «фасад» больше акцентирует наличие, например, речевых нарушений или СДВГ. На самом деле в той или иной степени страдают все формы и уровни поведения ребёнка. Это связано с системно-динамическим строением психических процессов (психические функциональные системы строятся из многих звеньев; эти системы формируются в онтогенезе (не врождённые), они произвольны и при необходимости включают компенсаторные процессы; все психические функциональные системы опосредованы речью) [2].

Если страдает какой-либо компонент письма, то автоматизация этого навыка задерживается, письмо остаётся высокоэнергоёмким. При повышении требований к объёму или скорости письма энергетических ресурсов ребёнка не хватает на все звенья системы. Поэтому у ребёнка, например со слабостью переработки слуховой информации (что будет заметно по ошибкам фонематического анализа в письменных работах), будут наблюдаться также проблемы, связанные со слабостью программирования и контроля (упрощение или инертное повторение элементов программы) или слабостью зрительных или зрительно-пространственных функций (что также найдёт отражение в ошибках на письме).

Проявление разнотипных нарушений свидетельствует об общей функциональной недостаточности работы нервной системы: дефи-цитарная работа I функционального блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования) ведёт к патологическому функционированию II (блок приёма, переработки и хранения информации) и III

(блок программирования, регуляции и контроля) функциональных блоков, что, соответственно, повлияет на своевременное созревание мозговых структур растущего организма и отсрочит автоматизацию тренируемых навыков.

Для повышения эффективности логопедической работы в коррекционный процесс следует включать упражнения по развитию навыков планирования и организации деятельности, произвольного внимания, самоконтроля, рефлексии. Видимые результаты в такой работе приносит применение упражнений в рамках концепции метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович). Это задания, направленные на развитие дыхания и общей моторики, произвольного внимания, базовых сенсомоторных взаимодействий, графической деятельности, глазодвигательных операций, различных видов памяти, пространственных и квазипространственных представлений, различных видов гнозиса, номинативных процессов и вербальной памяти, развитие интеллекта и смыслообразующей функции речи. В полной мере указанные упражнения представлены в программах специалистов нейропсихологов и логопедов, работающих по системе метода замещающего онтогенеза [4].

Всем известные задания для развития восприятия, внимания и мышления (поиск предмета на картинке, упражнения по типу корректурной пробы, поиск отличий на картинках, прохождение лабиринтов, работа с зашумлёнными и наложенными изображениями, с нелепицами, выборочное чтение букв/слогов/слов и т. д.) необходимо не просто включать в материал логопедических занятий, но обязательно оречевлять: в процессе выполнения заданий ребёнок может проговаривать вслух свои действия и размышления; по окончании задания логопед с ребёнком беседуют по отработанной картинке, уточняют сложные моменты и т. д.

Большое разнообразие игр и упражнений для школьников, имеющих речевые расстройства, предлагает в своих методиках

О.Н. Яворская [6, 7, 8], которые принимаются детьми с большим интересом. Особенно интересны авторские упражнения, сочетающие отработку навыков письма/чтения и пространственных операций: чтение по спирали; составление предложений по «слоговым паутинкам»; выборочное чтение слов, маркированных цветом или заключённых в определённые фигуры и т. д.

Отдельного упоминания заслуживают набирающие в последнее время всё большую популярность приёмы развития сенсорной интеграции у детей. Упражнения, направленные на коррекцию и воспитание нарушенной или же несозревшей сенсорики, являются видом работы по активизации определённых зон мозга и его проводящих путей, отвечающих за гнозис разных модальностей. Несмотря на то что идея сенсорной интеграции часто встречает критику в свой

адрес, специалисты различных областей (как логопеды, дефектологи и нейропсихологи, так и неврологи, и психоневрологи) констатируют увеличение числа детей, испытывающих те или иные нарушения различных модальностей сенсорной сферы, а это значит, что коррекция (и пропедевтика, и профилактика) сенсорики в современном мире актуальна и необходима.

Помимо авторских методик учитель-логопед всегда должен самостоятельно подбирать материал по развитию высших психических функций. Для реализации поставленных задач на помощь логопеду придут всевозможные развивающие игры, раскраски с заданиями, интерактивные пособия.

Конечно, скорригировать в полной мере заявленные проблемы практически невозможно. Коррекционно-развивающее воздействие должно оказываться ещё в дошкольном возрасте. О необходимости проведения пропедевтических и профилактических мероприятий следует просвещать родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В условиях повсеместной реорганизации ДОУ и ОУ в объединённые образовательные организации, по логике, преподавателям должно быть легче реализовывать мероприятия преемственности дошкольного и начального школьного образования. В таком случае диалог школьного специалиста с дошкольным окажется более конструктивным и появится возможность работать в рамках единого коррекционного метода (например, того же метода замещающего онтогенеза) уже в детском саду, что, конечно, позволит устранить ряд проблем развития у будущих школьников.

1. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. -М.: В. Секачёв, 2013. – 56 с.

2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: учеб.-метод. пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014. – 240 с.

3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 319 с.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.

5. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: Сайт Министерства Образования и

Науки Российской Федерации: [сайт]. [2015]. URL:

http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обр.: 24.01.2015)

6. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (23 классы). – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.

7. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (34 классы). – СПб.: КАРО, 2010. – 144 с.

8. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007. – 112 с.

(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.

1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

« Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

Но за ним приходит осень,

Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

Вновь тепло несет она»

Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.

«Тает снег, уходит лед,

И на речке – ледоход.

Скоро к нам придет апрель –

С крыш опять польет капель»

2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Анна Романченко
Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

в коррекции речевых нарушений

у детей дошкольного возраста

Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия все чаще использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для нее технологии, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

И сегодня я хочу поделиться опытом использования элементов нейропсихологической технологии, которые я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных занятий.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:

-согласованность движений рук

– согласованность движений глаз

А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Например: игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например: У Савы кактус, а у Алисы сумка.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

На обратной стороне доски более усложненный вариант. Это выпуклый вид спирали, где нужно водить мелками. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Следующее упражнение, которое я использую в своей работе «Веселые палочки». Для этого на стол надо положить 10-15 палочек. Ребенку необходимо собрать все палочки в кулак по одной сначала правой, затем левой рукой, а потом обеими руками одновременно.

Игра «Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Мы сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки. Это нейроигра также на работу рук, межполушарных связей и на автоматизацию звука.

Еще в своей работе использую кинезиологические упражнения. Например, всем известное упражнение «Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Но выполняет он это упражнение, стоя на балансировочной доске. Цель этого упражнения – развитие межполушарного взаимодействия, осознание схемы тела и баланса. Упражнения на балансире способствуют концентрации внимания и собранности, подходит для развития координации движений и улучшения осанки.

Таким образом, использование нейропсихологических технологий способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и дает возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Подготовила: учитель – логопед

Романченко Анна Владимировна

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: – познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Внедрение новых технологий в дидактику, а также интеграционное взаимодействие педагогической коррекции и дидактики на младшего школьника имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Первый аспект, вызывающий негативное отношение к педагогическим технологиям, связан, по нашему мнению, с профессиональной некомпетентностью лиц, сталкивающихся с многообразием технологического арсенала педагогической деятельности и его инструментальными механизмами. Решение данной проблемы находится в дополнительном образовании специалистов, что сделает возможным применение дидактической технологии в развитии речи и преодолении речевых нарушений у школьников. Второй аспект заключается в неразработанности взаимосвязи дидактических и нейропсихологических подходов по преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников. Данные аспекты взаимодополняемы и взаимозависимы, хотя могут выступать в роли самостоятельных элементов [1; 3].

Это противоречие детерминировано несоответствием между:

требованиями общества, предъявляемыми к образованию в целом, и отсутствием исследований в области моделирования развития речи;

потребностями алгоритмического построения процесса развития речи с позиции коррекции речевых нарушений младших школьников и существующими разработками теоретических и технологических основ организации данного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкими методологическими позициями, использованием адекватной цели, опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности. Изучая с 1998 г. особенности речевого статуса младших школьников Набережных Челнов Республики Татарстан, следует констатировать, что наблюдается значительный рост речевых нарушений, характеризующийся увеличением числа сложных нарушений, одним из которых является нарушение письменной речи. Так было обследовано 1310 младших школьников десяти школ, из них с нарушением устной речи – 238 человек (18,2 %), а с нарушением письма и чтения – 13 человек. Уже к 2005 году заметно увеличилось число младших школьников с речевым нарушением – 1420 человек, из них с нарушением устной речи – 647 человек (45,6 %), а с нарушением письменной речи выявлено при первичном осмотре – 34 младших школьника.

Успехи современного младшего школьника в условия конкуренции во многом определяются качеством устранения и профилактики тех трудностей, которые не дают личности на определенном этапе предупредить возможную проблему [1].

Таким образом, на первом этапе нашей исследовательской деятельности мы проанализировали:

психолого-педагогическую, специальную литературу с точки зрения истории и методологии становления дидактической системы развития речи младших школьников;

сущность клинико-педагогической и психолого-педагогической концепций по устранению дефектов письменной речи;

динамику развития речевых нарушений, их влияние на развитие речи, психических процессов, а значит, в целом и личности.

Дидактическая система развития речи, являясь целостной единицей в рамках обучения, включается в целостный процесс обучения детей с проблемами письма и чтения. Теоретическую основу дидактического подхода составляют те достижения в развитии речи, которые способствуют разработке и функционированию дидактической системы и которые осуществляются на основе соблюдения принципов, предъявляемых к процессу обучения младших школьников в общеобразовательной школе. Нейропсихологический подход основан на изучении высших психических функций у младших школьников с нарушением письма и чтения [5].

Основными симптомами при нарушениях письма и чтения являются специфические, не связанные с применением орфографических правил ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Л.Ф. Спирова (1996 год) выделяет у учащихся недостатки произношения, которые выражаются только в нарушении артикуляции звуков без каких-либо сопутствующих проявлений. Эти недостатки произношения не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний [1]. Но бывают недостатки произношения, которые сопровождаются недоразвитием звукового анализа, недостаточной сформированностью фонематических обобщений и представлений. В этих случаях дети затрудняются не только в произношении, но и в слуховой дифференциации звуков речи, что приводит к недостаточно полному и точному овладению звуковым составом слова. Применительно к детской популяции эти исследования показали, что индивидуальные особенности познавательных процессов детей могут быть объяснены присущей норме неравномерностью развития высших психических функций. За гетерохронией и неравномерностью развития стоят генетические и средовые факторы [1]. Отставание в развитии того или иного функционального компонента определяет особенности как невербальных функций, так устной и письменной речи. Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут вызывать трудности письма, выступая относительно изолированно, или сочетанно. Кроме того, поскольку письменная речь предъявляет повышенные требования к планированию текста, его развернутому оформлению, на письме могут с максимальной отчетливостью проявляться все слабые звенья устной речи. Несмотря на то что недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма, разнообразны, преобладающими являются замены, смешение звуков и неустойчивое пользование ими. Ребенок может повторить все звуки, но в его самостоятельной речи сходные по звучанию и артикуляции звуки или смешиваются, или произносятся близко к одному какому-либо звуку. Замены и смешения обычно происходят в определенных пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признаком, на так называемые «оппозиционные» звуки.

Таким образом, замены и смешения наблюдаются между определенными фонетическими группами. Нарушение слоговой структуры слова свидетельствует о том, что у детей нет достаточно четкого представления о звуковом составе слова. Произношение может быть нарушено в разной степени: от совсем невнятного и искаженного, когда неправильно произносится много звуков, до достаточно разборчивого, с дефектами произношения единичных звуков: в некоторых случаях отмечается лишь общая смазаность и нечеткость речи.

На основе анализа, опыта учителей и логопедов города Набережные Челны были выделены следующие особенности в разработке направлений в преодолении нарушений письма и чтения у младших школьников:

– выбор оптимального темпа, характера обучения для каждого ученика;

– организация индивидуального подбора речевого материала;

– непосредственная работа по развитию речи;

– своевременное и комплексное лечебное воздействие на учащегося с целью предупреждения других соматических и конституциональных нарушений;

– постоянная фиксация полученных результатов в ходе речевого воздействия;

– включение дополнительных дидактических приемов по степени усложнения программных требований и их адаптация к общему состоянию учащегося;

– включение новых технологий и реорганизация программы-проекта с целью улучшения ее качественного уровня по мере необходимости;

– активное включение в деятельность по развитию речи родителей, среды и специалистов;

– отслеживание динамики развития дидактической системы развития речи как автономно развивающейся в пределах общей педагогики и логопедии.

Для определения слабых и сильных сторон логопедической практики с младшими школьниками развития речи мы проанализировали результаты коррекционного воздействия на дефект детей с различными формами дисграфии и дислексии и обращали внимание на то, какая степень нарушения была изначально у младшего школьника на констатирующем этапе речевого воздействия. Результаты анализа представлены в таблице. Из всей группы обследованных школьников мы выявили 12 младших школьников с первой формой дисграфии – это группа учащихся с несформированностью произвольной регуляции действий; 9 младших школьников со второй группой – с трудностями поддержания рабочего состояния активного тонуса коры головного мозга; третья форма дисграфии (13 младших школьников) – с пространственными ошибками.

Сводные результаты обследования речи младших школьников в зависимости от формы проявления дисграфии на начало и конец исследования (контрольный эксперимент)

Виды речевых отклонений у младших школьников

Развитие речи с нейропсихологом

Развитие речи с нейропсихологом сегодня частое явление, так как этот механизм связан с определенными изменениями в развитии мозга. Нарушения обучаемости в детстве часто вызваны задержкой в развитии общения и высших психических функций. Поэтому в настоящее время очень востребованы комплексные исследования развития детской речи и ее нейропсихологической основы. Сложные нарушения речи у детей требуют нейропсихологического подхода к изучению проблемы, чтобы понять механизмы и проявления расстройств речи, а также разработать методы их коррекции.

Развиваем речь с нейропсихологом

Нейропсихология занимается изучением последствий травм, повреждений центральной нервной системы, которые влияют на развитие психики человека. Расстройство речи и мышления вызывается травмой головы, нарушением мозгового кровообращения, опухолями головного мозга, нейродегенеративными патологиями, эпилепсией, ДЦП, синдром дефицита внимания или гиперактивностью у детей, подростков.

Для людей, которым требуется как нейропсихология, так и логопедия, планируются индивидуальные методы терапии. Нейропсихологическое вмешательство необходимо человеку, кто получил травму мозга, в результате чего нарушилось внимание, память, речь, эмоции, поведение.

Нейропсихологические механизмы развития речи:

  1. Центральные речедвигательные механизмы, управляющие работой органов, что формируют речь.
  2. Механизмы создания, а также воспроизведения звуковых форм.

Все эти механизмы взаимосвязаны между собой и представляют собой аспекты психики.

Развитие общения связано с развитием головного мозга. В ее основе лежит слаженная работа множества зон коры мозга, анализаторных систем, нервных волокон.

Процесс нейропсихологического вмешательства

Разработка методов терапии:

  1. Оценка и диагностика нейропсихологического статуса человека, а также выявления причин расстройства речи.
  2. Разработка индивидуальных программ терапии.
  3. Проведение проверки достижения целей.

Для оценки и выявления проблемы, врачи используют разные методы:

  • интервью с человеком и членами его семьи;
  • изучение медицинских карт;
  • наблюдение;
  • применение особых тестов.

Затем разрабатываются индивидуальные методы терапии.

Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей

Есть определенные методы и процедуры, направленные на коррекцию речи, а также понижение негативного влияния патологии на жизнь человека, что возникла в результате повреждения мозга.

Врач использует следующие нейропсихологические техники:

  1. Дискурсивный метод.
  2. Карандашные, бумажные задания.
  3. Компьютерные программы.

Нейропсихологическое лечение направлено на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым с различными неврологическими, медицинскими и психологическими состояниями улучшить их повседневное функционирование.

Предоставляемое лечение должно учитывать, как причины, побудившие пациента обратиться за нейропсихологическими услугами, так и возникшие вторичные проблемы. Для детей лечение требует работы с ребенком, чтобы научиться справляться с эмоциями, контролировать поведение, справляться со стрессом. Однако большое внимание уделяется тому, чтобы помочь родителям лучше направлять своих детей, позволяя им изменять неэффективные модели поведения и взаимодействия. Обучение социальным навыкам – важный компонент для детей и взрослых, так как это вмешательство поможет сделать ребенка более эффективным в отношениях с людьми и авторитетными лицами (например, родителями и учителями).

Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста

запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие

Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: