“Нейрокурс’ с БОС в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Метод биологически обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети с диагнозом системное нарушение речи. Также нужно учитывать климатогеографические условия Севера с низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, дети вынуждены больший период времени проводить в помещении, что также оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка и его психо- соматическое состояние. Эти факторы отражаются как на развитии устной, так и письменной речи, а также на коммуникациях ребенка. Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма является актуальным.

Один из таких методов – метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный. Многие специалисты знают, что даже обычная палочка от мороженного или «Чупа-чупс» в руках опытного логопеда становится инструментом для постановки звуков, а когда речь идет о применении компьютерного комплекса, с его многочисленными функциями и возможностями, современным программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми с ОВЗ в казенном специальном /коррекционном/образовательном учреждении Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углубленной трудовой подготовкой» с 2010 года.

Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с детьми с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной норме ребенка.

По мнению Л.С.Выготского [1],речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) – современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Прототипом приборов БОС можно считать полиграф (детектор лжи), этот прибор так же фиксирует ЧСС на малейшие незаметные эмоциональные перепады.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;
Читайте также:
Проект логопеда - Дерево знаний

Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:

  1. Заикание,логоневрозы.
  2. Нарушение темпа речи.
  3. Дисграфии и дислексии.
  4. Дислалии,дизартрии.
  5. Функцианальные нарушения голоса.
  1. Эпилепсия.
  2. Повышенная судорожная готовность.
  3. Вирусные заболевания.
  4. Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
  • Комплекс “Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический” (1998 г., “Биосвязь, Санкт-Петербург). Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-“Биосвязь”, компьютерный комплекс с программным обеспечением, , тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
  • Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения учащихся и лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

Цели методики: Формированиу, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

  1. Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
  2. Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
  3. Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
  4. Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
  5. Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]

  • 1 этап – Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Ра бота над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания, на речевом материале:

  1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
  2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н.,Павлова Л.Н.,Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи»,2004.

Опыт применения аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС) в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

Современные педагогические технологии.

Опыт применения аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС) в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ.

«Без речи нет сознания, ни самосознания» Л.С. Выготский.

Актуальность.

Полноценное развитие ребенка – есть неотъемлемая права человека и одна из важнейших задач образования. В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в развитии, и наша задача – создать условия, обеспечивающие ребенку с ОВЗ самоактуализацию и реализацию имеющегося потенциала в процессе образования и социализации.

Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, большинство учащихся школы – дети с системным недоразвитием речи.

В коррекционно-логопедической работе с данной категорией детей традиционное методы и приемы бывают малоэффективны и зачастую не оказывают должного эффекта. Это связано с особенностями психофизического развития ребенка с ОВЗ и его соматическим состоянием. В связи с этим возрастает потребность учителя-логопеда в современных, инновационных методиках, в новых эффективных технологиях, способных заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов.

Читайте также:
Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи

Одной из перспективных, современных технологий логопедической коррекции речевых нарушений является метод функционального биоуправления (ФБУ). Суть метода состоит в предоставлении испытуемому информации о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступной сознательному контролю. На базе визуализации деятельности моторной, дыхательной и других систем организма появляется возможность комплексной коррекции дыхательной, речевой, психосоматической функций, психоэмоционального состояния ребенка. Помимо широких функциональных возможностей, данный АПК способствует активному участию ребенка в коррекционном процессе, его мотивации и заинтересованности благодаря применению игровых сюжетов и удобной демонстрации испытуемому его собственных успехов.

С 2013 года кабинет логопеда в нашем учреждении оборудован Аппаратно-Программным-Комплексом (далее — АПК) «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС), автоматизированным рабочим местом с установленным программным обеспечением «Нейрокурс». В связи с этим у меня появилась возможность осваивать и применять метод ФБУ в своей логопедической работе. На консультационном семинаре НПФ «Амалтея» на базе КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» в г.Хабаровск я обучилась теоретическим и практическим основам применения данной технологии, получила соответствующий сертификат.

Существенным препятствием на пути повсеместного внедрения метода «Нейрокурс» с БОС в работу учреждений 8 вида является наличие относительного противопоказания: эпилепсия/эписиндром (встречается у данной категории детей), грубые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Указанное противоречие обусловило необходимость в специальном исследовании применимости метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционно- логопедической работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Таким образом, целью моего исследования стало выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия применения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы применения метода ФБУ в логопедической деятельности.
  2. Отыскать способы преодоления ограничений применимости данного метода для детей с нарушением интеллекта.
  3. Разработать примерную программу индивидуальных логопедических занятий с использованием данной технологии для экспериментальной группы детей.
  4. Апробировать разработанную программу.
  5. Проанализировать эффективность метода ФБУ в логопедической деятельности.

Базу исследования составили учащихся КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3 с которыми я веду логопедическую работу — 43 человека.

Методы исследования:

  • Анализ педагогической и психологической литературы;
  • Наблюдение;
  • Тестовая методика диагностики устной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями С. И. Ржевской;
  • Сравнительный анализ результатов диагностики у экспериментальной и контрольной групп

Практическая значимость: выводы и результаты исследования могут быть использованы для организации коррекционно- логопедических занятий на основе метода ФБУ АПК «Нейрокурс» с БОС в работе образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

Данный материал был рассмотрен на МО учителей начальных классов, размещен на сайте http://luknat71.blogspot.ru

Для теоретического обоснования исследования, я произвела анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. По мнению Л.С. Выготского [3], речь немыслима без речевого дыхания. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, соблюдать плавность речи.

Метод ФБУ на базе АПК «Нейрокурс» с БОС реализует комплексный подход в коррекции дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функций.

Преимущества метода ФБУ

Физиологическая безопасность – воздействие немедикаментозное и неинвазивное, на организм испытуемого не оказывается активного аппаратного воздействия.

Объективность – показания приборов не зависят от квалификации и настроения исследователя.

Краткосрочность сеансов обучения – позволяет проводить сеансы за время, отведенное на коррекционные логопедические занятия.

Долговременность действия – за счет задействования моторной памяти функциональных систем организма.

Комплексность изменений [2].

Важнейшим и концептуально значимым достоинством ФБУ является то, что оно качественно меняет взаимоотношение в системе «учитель – ученик». Ученик перестает быть пассивным объектом и становится увлеченным активным субъектом коррекционного процесса. Обучение навыкам управления своим состоянием происходит путем отслеживания собственных ощущений в процессе управления компьютерным игровым сюжетом. Игровая деятельность создает благоприятный эмоциональный фон, снижает утомляемость детей во время занятия [7].

В силу глубокого диффузного органического поражения ЦНС дети с нарушением интеллекта, как правило, страдают системным недоразвитием речи, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, ослабленным психосоматическим состоянием. У учащихся, страдающих эпилепсией, могут возникать судороги и припадки.

Неспособность усвоить сложную инструкцию, вспышки раздражения при неудачах и монотонной деятельности, повышенная утомляемость, риск спровоцировать приступ эпилепсии – таковы предпосылки сложившегося представления о невозможности внедрения данной технологии в работу учителя-логопеда с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения [1].

Анализ ограничений технологии «Нейрокурс» с БОС позволил выдвинуть предположение о возможности применения метода ФБУ на базе «Нейрокурс» с БОС для данной категории детей при соблюдении следующих ограничений:

Легкая степень УО, способность понимать и следовать инструкцию учителя;

Относительная сохранность и устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Описание исследования

Читайте также:
Приёмы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Опираясь на эти критерии, я произвела отбор среди учащихся КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3. с которыми веду логопедическую работу (всего 43 человека). Выяснилось, что данным критериям отвечают 12 учащихся (28%). Из них мной были отобраны 5 учащихся одного возраста (2 класс) и включены в состав экспериментальной группы. С детьми этой группы я проводила индивидуальные коррекционные логопедические занятия по методу ФБУ АПК «Нейрокурс» с БОС 1 раз в неделю с марта 2014 года по настоящее время.

Использование БОС предполагает создание индивидуальной образовательной программы (ИОП), которую я составляю на основе следующих программ:

1) Программа для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой [6].

2) «Нейрокурс»: Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью [5].

Результаты внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе:

Для анализа результатов я использовала следующие методы исследования:

Тестовая методика диагностики устной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Автор составитель С. И. Ржевская (адаптированная для детей с нарушениями интеллекта Тестовая методика Кабановой Т.В. и Домниной О.В.[4]).

Сравнительный анализ результатов диагностики у экспериментальной и контрольной групп

Эффективность внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе мы оценивали при помощи наблюдения за таким ключевым параметром речевого дыхания как его тип (диафрагмальное, поверхностное, смешанное)

Результаты наблюдения (за период с марта 2014 по декабрь 2014) показали, что в экспериментальной группе диафрагмальный тип дыхания отмечен у 5 чел (100%), а в контрольной у 2 чел. (40%). Это позволяет сделать вывод, что методика «Нейрокурс» с БОС формирует у учащихся диафрагмальный тип дыхания, способствующий речевому развитию и улучшению психоэмоционального состояния испытуемых.

Результаты внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе согласно диагностике С. И. Ржевской.

Данная методика оценивает развитие устной речи посредством измерения целого ряда параметров:

  1. Звукопроизношение
  2. Фонематическое слуховосприятие
  3. Слоговая структура
  4. Лексика
  5. Грамматический строй
  6. .Связная речь

Далее, на основе диагностики вычисляется синтетический коэффициент развития речи (КРР).

Результаты измерения КРР в контрольной и экспериментальной группах

Из диаграммы следует, что уровень КРР в экспериментальной группе превышает таковой у детей контрольной группы. Таким образом, применение метода ФБУ на основе АПК Нейрокурс с БОС действительно способствует речевому развитию детей с нарушениями интеллекта.

Вывод: исследование показало возможность применения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционно- логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта, доказало эффективность этого метода для развития речи этой категории детей.

  1. Бизюк А.П Основы нейропсихологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005.
  2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи».
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. – М.: Педагогика, 1984.
  4. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  5. Нейрокурс: Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью, — Методическое пособие. в 2ч. — СПб.:Амалтея, 2011г.
  6. Программа для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
  7. Слепович Е. С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

Безъязыкова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед
КГК ОУ школа №3, 1КК,
г. Комсомольск-на-Амуре

Использование технологии БОС в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи для обучающихся с нарушением интеллекта

Мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, когда обилие достижений техники и технологий, огромный объем информации проникли во все слои жизни.

Педагогу, как никому другому, следует идти в ногу со временем. Да и требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью подтверждают актуальность совершенствования профессиональной компетентности педагога, а неотъемлемым компонентом личности педагога сегодня становится умение использовать новейшие технические средства в процессе обучения ребенка.

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда предполагают новые подходы в устранении речевых нарушений, помогающие педагогу в работе. Одной из таких инноваций является технология БОС (биологически обратная связь) А. А. Сметанкина, которая успешно применяется в коррекционно-развивающем процессе особенно для коррекции речи при работе с учащимися с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы: поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры.

Читайте также:
Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме Домашние птицы

По мнению Л.С. Выготского, речь немыслима без речевого дыхания[1]. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Речевое дыхание является непременной основой для экспрессивной речи. А для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, правильное речевое дыхание обеспечивает четкое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

Особый интерес для меня, как учителя – логопеда, представляет метод БОС, который предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, обучения технике чтения. Может применяться при речевых диагнозах – заикании, алалии, афазии, дисграфии, дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, нарушениях темпа речи.

Занятия с обучающимися проводятся по индивидуальному плану с учетом сопутствующей патологии.

Каждый сеанс метода БОС включается как часть логопедического индивидуального занятия и продолжается от 5 мин. – до 10 мин. в зависимости от речевой патологии (алалии, заикании, дизартрии и т.д.). Работа строится над постановкой диафрагмального дыхания и дыхательной аритмией сердца (ДАС), над мягкой атакой голоса. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, учащийся поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.

В нашей коррекционной школе – интернате много обучающихся с речевыми нарушениями, вот например:

  • У обучающегося с речевым диагнозом заикание отмечается: значимая динамика самоконтроля над фиксацией процесса диафрагмального вдоха и удлиненного плавного выдоха, что позволяет формировать правильную артикуляцию и подачу голоса. Наглядность достигаемых результатов повышает у учащегося, с интеллектуальным нарушением, интерес к занятиям речью, улучшает настроение, снимает психоэмоциональное напряжение. (Срок работы с обучающимся: 20 сеансов).
  • У обучающегося с речевым диагнозом дизартрия, после нескольких сеансов работы по методике БОС наблюдалось: выработка удлиненного равномерного плавного дыхания, что улучшило произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. (Срок работы с обучающимся: 16 сеансов)

Вывод: технология БОС формирует правильное речевое дыхание, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, переходя к свободной спонтанной речи. Повышает интерес к занятиям и снижает нагрузку психоэмоционального напряжения. При соблюдении поэтапного процесса формирования речевого дыхания учащихся с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М: Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004.
  3. Основы теории и практики логопедии.- Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.

Консультация на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

Данная консультация поможет педагогам ознакомиться с работой на програмно-тренажёрном комплексе БОС

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».»

Управление образования г. Новочеркасска, городской методический кабинет.

Выступление на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

В рамках проведения городской тематической недели

«Особенности организации образовательной деятельности (с учетом индивидуализации образования) для детей в группах общеразвивающей и компенсирующей (для детей с ОВЗ) направленности в условиях реализации требований ФГОС ДО по обеспечению их психолого-педагогического сопровождения».

Подготовила: учитель-логопед Онищенко Н.В.

« Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

Это связано со следующими факторами:

– ускоряющимся темпом жизни;

– постоянными изменениями окружающей среды;

– внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;

– информационными и физическими перегрузками;

– экологическим неблагополучием и т.д.

Большинство детей, поступающих к нам в ДОУ имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности.

Наряду с речевыми нарушениями у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно недоразвитие внимания, мышления, памяти,.

У большинства воспитанников наблюдается отсутствие интереса к познанию, обучению, обусловленная снижением мыслительных функций, отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания. Дети зачастую нервные, раздражительные, необщительные.

Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать процесс коррекции и развития осознанным, результативным, нужны нестандартные методы, подходы, индивидуальные программы развития, использовать инновационные приемы, методы и технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Наш детский сад тоже был оснащён программно- индикаторным тренажерным комплексом БОС.

Читайте также:
Положение о выставке-конкурсе 'Буквенный вернисаж'

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Реализация метода биологической обратной связи.

Достоинства БОС (биологическая обратная связь, биоуправление и т.д.) в целом заключаются в том, что человек в виде доступных ему световых или звуковых сигналов видит и слышит, как работает тренируемая функция организма и соответственно может ей управлять; работа с любой функцией ведется под непрерывным контролем физиологического параметра её обеспечивающего.

На тренируемую мышцу ставится датчик, который регистрирует ее активность. Специальный прибор преобразует сигнал, а компьютер показывает нам его в виде миограммы (инструктору), а ребёнок наблюдает его в виде света и звука (различных игровых сюжетов). Световая обратная связь представлена в виде игры (она продолжается до тех пор, пока человек удерживает нужный уровень активности мышцы), столбика (мышцу напрягаем – поднимается вверх, расслабляем – опускается вниз) и пр. Звуковая обратная связь – в виде тонального звукового сигнала (усиливается при напряжении, затухает при расслаблении), фрагментов музыкальных произведений, звука фильма (пока мышца напрягается в пределах пороговых значений, идет фильм, звук слышен; выходит за пороговые значения – экран постепенно гаснет, звук затихает) и т.п.

Таким образом, замыкается цепочка обратной связи. Далее в течение курса регулярно проводимых занятий у человека на условно-рефлекторном уровне закрепляется формируемый навык.

БОС по частоте сердечных сокращений состоит из ПБС (преобразователя сигналов), датчика ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчика дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания)), а так же специального ПО (программного обеспечения).

Особенно он эффективен при постановке диафрагмально-реберного дыхания и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии), в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге.

Большой плюс в том, что позволяет одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного балланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает оксигинацию организма, снимает напряжение и пр.)

Работа с логопатологией состоит из шести этапов:

В программе заводится карточка, собираются жалобы, анамнез. Далее проводится диагностика на тренажере: ставятся датчики, включается микрофон и записываются фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке.

Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись.

2.Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем тренажера БОС.

формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).

купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений.

понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

подготовка ребёнка к формированию новых речевых навыков.

Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе).

формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса

купирование речевых судорог при заикании

формирование речевого дыхания, артикуляции, голосоподачи.

координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Программа содержит большую базу материала для работы и позволяет специалисту создавать свою.

Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров.

Технология БОС подобна зеркальному отражению, которое позволяет человеку заглянуть внутрь себя. Таким образом использование аппарата БОС позволяет констатировать связь между текущим состоянием человека и его физиологическими параметрами.

Процесс коррекции речи является длительной процедурой. Курс длится от 40 до 60 сеансов. Вся работа по формированию свободной плавной речи начинается с обретением ребенком устойчивого навыка замедленного дыхания с длительным выдохом.

Первый этап. Всё начинается с обучения деафрагмально- релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмии сердца. В ходе занятия одновременно вырабатывается необходимый тип дыхания, одновременно с этим осуществляется познание мира. Работа ведется на компьютере с тренажёром БОС лого, где открывается тематическая картинка. При правильно сделанном выдохе снижается частота пульса, что заставляет часть картинки открыться, задание продолжается пока не откроется вся картинка целиком.

Второй этап. Приблизительно через шесть, семь занятий, когда ребенок начинает устойчиво воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС, можно переходить к следующему этапу. Игровые картинки ребёнок открывает горизонтальными полосами. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становиться меньше, что необходимо для подготовки к последующему этапу – для формирования собственного выдоха, на котором будет произноситься отдельные звуки, слоги и затем слова.

Третий этап. Логопед выбирает из речевого материала программы речевые шаблоны и выносит в отдельное окошко монитора. Это окошко откроется лишь тогда, когда наступает фаза выдоха. Ребёнок произносит звуки, которые предлагает логопед. Так же отрабатываются слоги. Программа позволяет логопеду записать необходимые фрагменты речевой тренировки, а потом, прослушивая их сравнивать, и обсуждать динамику формирования нового речевого стереотипа.

Читайте также:
Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Четвёртый этап. На данном этапе осуществляется переход к более сложному этапу. Цель данного этапа учить ребёнка произносить короткие фразы, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа не откроет окно с картинкой, если произнесёшь неправильно.

Пятый этап. На экране представлены картинки, которые соответствуют тексту логопеда. Каждое предложение произносится на одном плавном выдохе. На данном этапе происходит начало формирования навыков плавной речи. Этот этап предполагает свободную речь ребенка, который надёжно владеет дыханием, умеет отвечать на поставленные вопросы, пересказывает. Происходит подготовка и переход к формированию свободной плавной интонированной речи.

Заключительный этап. На экране монитора развёрнута сюжетная, тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение, фактически тренируя свободную речь. Причем без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания и сердца. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь ребёнка.

Проанализировав теоретический аспект проблемы БОС технологии в логопедической работе, мы пришли к пониманию того, что сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), появилась возможность включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Юлия Маслакова
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речипреследуют следующие цели:

Разрушить старый стереотип речи.

Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.

Противопоказания к применению метода БОС.

грубые нарушения интеллекта;

наличие судорожной активности головного мозга;

выраженные органические поражения головного мозга;

тяжелые соматические заболевания.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.

Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:

1-й этап – диагностический (2-3 занятия);

Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

оценка общего состояния в момент обследования;

оценка состояния речи;

планирование индивидуальных занятий.

Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.

Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.

Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.

2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).

Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.

ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;

ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;

понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.

сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;

выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;

закрепить навык плавного длительного выдоха;

обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.

Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.

Читайте также:
Буквы Ъ, Ь - конспект НОД по обучению грамоте

Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.

Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работу дыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.

Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.

Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.

В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.

Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.

Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)

Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.

Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);

освоить мягкую подачу голоса;

сформировать правильную артикуляцию;

подключить речевой слух.

На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).

Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.

4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)

Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе

Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;

освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;

сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.

Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.

От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.

5-й этап -закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).

провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;

подвести итоги по проведенному курсу;

дать рекомендации на дальнейший период.

На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.

В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.

Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.

Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.

1. Адаптивная саморегуляция функций// Под ред. Н. Н. Василевского — М., Медицина 1977 г. 327 с.

2.Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. Сборник научных трудов, выпуск 1.Спб: Биосвязь, 1991 г., 190 с.

3. Бреслов И. С. Как управляется дыхание человека. Л., Наука, 1985 г., 160 с.

4. Исаев Г. Г. Физиология дыхания. Спб., Наука, 1994 г.

5. Петраш В. В., Сметанкин А. А, Ващило Е. Г., Бекшаев С. С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека. Учебное пособие для врачей-слушателей — Л., Лен. ГИДУВ, 1988, 15 с.

6. Труфакина Л. В. Опыт применения метода биологической обратной связи в логопедической работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Биоуправление — 3. Теория и практика. Под редакцией проф. М. Б. Штарк и доктора Р. Колл. Новосибирск, 1998г.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.

Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда» К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

“Нейрокурс’ с БОС в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Логопедический комплекс БОС

Комплекс БОС предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у здоровых и больных людей (дети с 4 лет, подростки и взрослые) методом биологической обратной связи (БОС). Используют логопеды, дефектологи, педагоги, социальные работники, психологи и др. (бос-терапия).

Видео:

  • Комплексы Биологической Обратной Связи (БОС)
  • Коррекция речи

Методическая литература:

  • Журнал “Биологическая Обратная Связь”
  • Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС.
  • БОС в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции
  • Здоровье на 5+
  • Метод БОС в восстановлении речи у взрослых пациентов после черепно-мозговых травм и .
  • Общие вопросы применения метода БОС
  • Применение метода БОС в коррекции речевых нарушений

Ссылки в интернете “БОС в регионах РФ”

Программно-индикаторный комплекс БОС регистрирует и обрабатывает одновременно сигналы частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с выделением вдоха и выдоха. Комплекс имеет речевой банк (стихи, проза), который может постоянно пополняться. На основе полученных величин обработанных сигналов ЧСС, ЧД и речевого банка программа равномерно располагает речевой материал для чтения на выдохе.

Сигналы БОС представляются на экране монитора компьютера в виде зрительных образов, изменяющихся в соответствии с вдохом/выдохом (смена слайдов, равномерное разворачивание текста и т.п.), а также в виде звуковых сигналов (пороговые включение/выключение, изменение тональности и т.п.).

Программа осуществляет одновременную обработку ЧСС и ЧД с последовательным заданием требуемых характеристик длительности вдоха/выдоха, равномерностью расположения текстового материала на выдохе и индикацией по каналам мультимедийной БОС отклонений реальных показателей от эталонных. Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс и управлять его ходом. Различные уровни сложности настроек сюжетов дают возможность адаптировать их под свои требования, начиная от выбора типа обратной связи и вплоть до создания своего собственного варианта сюжета.

Комплекс обеспечивает постоянный контроль изменений функционального состояния человека в покое и при речевых нагрузках с определением «физиологической цены» речи и изменений качества речи, а также позволяет осуществлять поэтапное совершенствование речи методом БОС.

Состав комплекса

  • Регистрационное удостоверение на медицинское изделие
  • Лицензия на производство ООО «Биосвязь»
  • Код ОКПД2 26.60.12.120 «Аппараты для функциональных диагностических исследований или для контроля физиологических параметров, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки»
  • Код вида медицинского изделия:
    • – 152680 (система биологической обратной связи)
    • – 152670 (прикладное программное обеспечение для системы биологической обратной связи)
  • Декларация о соответствии
  • «Свидетельство об утверждении типа средств измерений» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 56610 (срок действия до 15 июля 2024г.) с Приложением «Описание типа средств измерений»
  • Электронный блок регистрации частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначенный для информирования о сигналах обратной связи с помощью персонального компьютера
  • Датчик ЧСС, предназначенный для регистрации сигнала ЭКГ
  • Датчик ЧД, предназначенный для регистрации дыхательных движений брюшной стенки
  • Микрофон

Внимание! «Преобразователь (электронный блок) работает в комплексе с персональным компьютером и подключёнными к его входу датчиками с кабелями и встроенными предварительными усилителями»

Датчик ЧСС устанавливается при помощи ремня на поверхность грудной клетки. При этом руки человека остаются свободны, что позволяет избежать нежелательных артефактов при выполнении движений руками (письмо, пальчиковая гимнастика и др.).

Датчик ЧСС устанавливается на запястье. Удобно в пробных (первых) сеансах обучения, т.к. для установки датчиков не нужно оголять грудь.

Читайте также:
Программа внеурочной деятельности 'Говори правильно'

Датчик ЧД устанавливается на передней брюшной стенке на обнаженном теле или поверх одежды.

Этапы формирования красивой и правильной речи методом БОС

1. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (дыхание по А.А. Сметанкину).

Осуществляется с помощью специально созданной линейки сюжетов (выстроенных от простого к сложному), имеющих особую смысловую нагрузку с учетом механизмов наиболее эффективного обучения. Сюжет «Столбик» обеспечивает понятный каждому человеку алгоритм тренируемого дыхания (увеличение пульса на вдохе и уменьшение на выдохе) через зрительную и слуховую обратную связь (БОС).

Вдох — шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его, в ответ на увеличение величины ЧСС (БОС). Выдох — шторка на столбике опускается вниз в ответ на уменьшение величины ЧСС (БОС). Каждому положению шторки на столбике соответствует определенная тональность звукового сигнала обратной связи, который по желанию инструктора или тренирующегося может быть включен или выключен (БОС).

Программа содержит игровые сюжеты «Забор» и «Анимация», а также 470 изображений по более чем 10 темам, которые обеспечивают высокий уровень мотивации к выработке требуемого типа дыхания.

2. Постановка плавного равномерного удлиненного выдоха (на основе диафрагмально-релаксационного дыхания) осуществляется с помощью специальных сюжетов с контролем по каналам обратной связи только выдоха (БОС)

Контроль выдоха осуществляется по двум алгоритмам:

  • Управление «БОС по ЧСС» (индикация выдоха происходит в ответ на текущее изменение ЧСС человека);
  • Управление «Равномерное по ЧСС» (индикация выдоха происходит равномерно во времени в соответствии с индивидуальной для каждого человека длительностью выдоха).

Сюжет «Столбик». Алгоритм – управление «БОС по ЧСС»

Сюжет «Полосы». Алгоритм – управление «Равномерное по ЧСС».

Индикация по каналам БОС только выдоха, контролируемого горизонтальным открыванием картинки, позволяет осуществлять подготовку речевого аппарата к совершенствованию и коррекции речи.

3. Поэтапное совершенствоавние и коррекция речевой функции.

Используя навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, обучаемый читает и произносит мысленно, шепотом и вслух речевой материал (звуки, слоги, слова, словосочетания), появляющийся на экране монитора в фазу равномерного речевого выдоха.

Используются сюжеты с различными алгоритмами БОС: «Открывание», «Строки», «Текст».

4. Закрепление нового сформированного стереотипа речи с целью максимальной его адаптации к использованию в повседневной жизни.

Осуществляется с помощью сюжетов «Пересказ» и «Описание», «Спонтанная речь».

Сюжет «Спонтанная речь»

Выполнение заданий по указанным сюжетам производится под постоянным контролем с помощью БОС. При этом фиксируются изменения текущего функционального состояния человека и изменения степени его овладения новым речевым стереотипом.

Речевой банк составляет 2020 текстовых файла, есть возможность пополнения речевого банка материалами пользователя. Во всех речевых сюжетах есть запись звука (запись и прослушивание речи пациента, который сохраняется в виде аудиофайла вместе с результатами сеанса).

Закрепление выработанных речевых навыков в домашних условиях.

Для закрепления выработанных речевых навыков используются мультимедийные компьютерные программы, которые не требуют установки датчиков регистрации ЧСС и ЧД. Домашняя тренировка на ПО многократно повышает эффективность коррекции речи.

Первоначальный рекомендуемый набор ПО содержит:

  • Здоровое дыхание
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игра-скороговорка «Догони гепарда»
  • Игра-самоучитель «Учитель звуков»

Скачать демо-версии первоначального набора можно по ссылке.

Купить данный набор и другие ПО можно в интернет-магазине «БИОСВЯЗЬ».

Адрес офиса: г. Санкт-Петербург, Таврическая ул., д. 17, литера А, офис 13

Адрес для переписки: 190000, г. Санкт-Петербург , BOX 1199

Режим работы: Пн-Чт 8:00 – 16:30; Пт 8:00 – 16:00

Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития.

Автор: Суханина Галина Львовна

учитель-логопед ТОГАОУ “Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития.

Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития

Суханина Г.Л.

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»,

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяет сохранение здоровья, как основополагающий компонент жизненной компетентности обучающихся с ОВЗ. Поэтому создание единой здоровьесберегающей и обучающей среды в коррекционно-образовательном процессе является актуальной задачей обучения и воспитания детей с детским церебральным параличем (ДЦП).

Обучающиеся с ДЦП имеют психофизические нарушения различной этиологии и нуждаются в создании специальных условий для обучения, сохранения и укрепления здоровья, а также системные речевые нарушения, что требует комплексный нестандартный подход в традиционной коррекционной работе учителя-логопеда, а именно использование компьютерных технологий, одной из которых является метод биологической обратной связи (БОС).

Работа по данной теме актуальна, так как у первоклассников с ДЦП, имеющих ЗПР, на момент поступления в школу не сформированы школьно-значимые психофизиологические функции и познавательная деятельность, в результате этого они испытывают трудности при формировании учебных навыков, в том числе, чтения.

Читайте также:
Буквы Ъ, Ь - конспект НОД по обучению грамоте

Для формирования навыка чтения и улучшения функционального состояния обучающихся с ДЦП и ЗПР по методу БОС надо было решить следующие задачи:

– изучить теоретические положения и практический опыт по проблеме,

– изучить причины трудностей формирования навыка чтения с разных точек зрения у детей сДЦП, имеющих ЗПР,

– составить коррекционную программу занятий,

– составить схему взаимодействия участников образовательного процесса,

– провести обследование развития ВПФ, состояния здоровья обучающихся.

В результате использования компьютерной технологии БОС для коррекции нарушений высших психических функций, познавательной деятельности, повышения мотивации обучения чтению данной категории обучающихся, создания единой здоровьесберегающей образовательной среды в коррекционной логопедической работе (оздоровление в процессе обучения) планировали получить:

– формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);

– улучшение соматического здоровья и снижение пропусков занятий;

– положительную динамику в развитии высших психических функций, школьно-значимых функций, физиологического состояния школьников;

– освоение навыка чтения первоклассниками;

– расширение валеологических знаний родителей и детей.

На начальном этапе велась работа по изучению теоретического материала и практического опыта по проблеме, разработке плана мероприятий, оснащению кабинета БОС, написанию рабочей программы, подготовке диагностического инструментария, проведению первичной диагностики, выявлению медицинских противопоказаний у обучающихся к занятиям , а также информирование родителей, разработка информационных буклетов для родителей и педагогов о методе БОС. Знакомство родителей с сущностью метода БОС, приборами, сигналами и их согласие на работу с ребёнком – обязательное условие.

После теоретической подготовки перешли к практическим занятиям по обучению школьников навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД). Как только дети освоили начальное умение «дышать животом», перешли к занятиям на тренажере.

В основу методики положен эффект дыхательной аритмии сердца (ДАС), который заключается в колебаниях частоты сердечных сокращений в период равный периоду дыхания.

Практические занятия на тренажере строятся на принципе от простого к сложному. Начинаем с безречевых сюжетов «Столбик», «Забор», «Анимация». С помощью этих сюжетов происходит не только формирование навыка ДРД по методу ДАС-БОС, но и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, зрительно-пространственных ориентировок, процессов саморегуляции, познавательного интереса, мотивации к обучению. Рабочий безречевой сюжет «Полосы» подготавливает глазодвигательную мышцу к чтению, так как картинка открывается горизонтально.

Следующий сюжет речевой – «Открывание». На этом этапе продолжается совершенствование навыка ДРД с максимальной ДАС и начинается изучение букв. Компьютерная программа построена так, что учитывает многократное и продолжительное появление на экране изучаемой буквы, достаточное время для чтения её детей с ДЦП, которые могут иметь замедленный, скандированный темп речи и короткий речевой выдых. На речевом сюжете «Открывание» закрепляются выученные буквы, формируется навык складывания их в слоги, чтение слогов и слов с разной слоговой структурой на плавном удлиненном выдохе, что особенно необходимо обучающимся с ДЦП. При необходимости можно вносить свои изменения в речевой материал компьютерной программы.

Данная программа увлекательна, похожа на компьютерную игру, во время которой дети расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас и знакомятся с окружающим миром.

Надо сказать, что компьютерная программа содержит большой банк тематических картинок для периодов работы и для периодов отдыха.

Использование методики БОС на этапе формирования навыка чтения показало ряд преимуществ:

– обеспечение высокого уровня мотивации обучающихся в процессе работы,

– активное участие младших школьников в процессе обучения, саморегуляция,

– наглядный объективный контроль физиологических показателей функций организма,

– большая база систематизированного наглядного и речевого материала,

– возможность учителю-логопеду самому составлять учебный речевой материал по теме занятия,

– сочетание со всеми традиционными видами работ,

– возможность составления индивидуального сеанса занятий (шаблона) на тренажере с учетом возможностей каждого ребенка.

В результате использования на логопедических занятиях технологии БОС в комплексе с традиционными коррекционными мероприятиями удалось улучшить функциональное состояние младших школьников с ДЦП и сформировать у них устойчивый навык чтения.

  1. Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину. – Спб:ЗАО «Биосвязь», 2007. – 159с.
  2. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+. – СПб:ЗАО «Биосвязь», 2007. – 160с.
  3. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в школьно-дошкольных учреждениях». – Спб: «Питер», 2003. – 68с.
  4. Сметанкин А.А. Учебник здоровья для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. ЗАО «Белл», 2006. –28с.

Авторское право © 2022 ЯПедагог.рф

Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502,
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
Роскомнадзор – МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 – 75452.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: