Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.

Статья о взаимосвязи в работе логопеда с родителями. В которой говорится о взаимодействие детского сада и семьи – как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.»

Нетрадиционные формы работы логопеда дошкольного учреждения

с родителями.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют вместе.

Изучение семьи.

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания при этом выясняются следующие факторы:

жилищные условия семьи;

возраст, образование матери и отца ребёнка;

состав семьи и структура родственных связей ;

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Существует несколько форм работы с родителями

-Анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

-Новаторские, нетрадиционные методы и родительские собрания ( проведение собраний с учётом современных требований).

-Консультации по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей.

-Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи»). К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих коррекционную работу.

-Досуговое направление в работе с родителями является не только самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка. Это трудности во взаимоотношениях с детьми; поиск разных подходов к ним, приобретение опыта взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

-Речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Как сказал философ Протагор

«Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются».

-Дни открытых дверей проводятся 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

-Библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

-Совместные занятия, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с детьми родители были участниками занятия по теме “Умелые пальчики”. Занятие позволило родителям осознать, для чего ребёнку необходимо развивать мелкую моторику руки и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки из подручного материала.

-Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) как важной составляющей в профилактике и коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.

– Индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно мамы: «Учимся у тех, кого любим». Динамика значительно повышается ещё и потому, что родитель постепенно овладевает логопедическими навыками и умениями. Хороший родитель неизбежно становится “немного семейным логопедом”. Наблюдая за работой логопеда, родители охотнее и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

-Индивидуальные встречи с родителями включают в себя динамику речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Читайте также:
Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

-Тетрадь с домашними заданиями служит для нас “телефоном доверия” – взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечал кружком невыполненных минусом. Тетрадь заполняется логопедом еженедельно. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

-Домашняя библиотечка авторских пособий. По заданию логопеда их можно использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.

-Информационный стенд «Красивая речь детей», который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации коррекционного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статьи на интересующие их темы (статьи периодически обновляются).

Нетрадиционные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Необходимо обязательно благодарить родителей за внимательное отношение к заданиям логопеда. Вручать особенно старательным родителям похвальные грамоты («Лучшему помощнику логопеда», «Отзывчивому помощнику логопеда» и т.п.).

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает обратную связь.

Опыт работы показал, что семья – это компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью детей, тем самым создают мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей.

1.Поваляева М.А.Справочник логопеда «Феникс» Ростов-на –Дону. 2001

2.Садовникова И.Н. Нарушения речи и их преодоление у дошкольников. Москва. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)

Галина Грачёва
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)

Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют себе, какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые пять лет жизни.

«Учимся у тех, кого любим» – это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Родители – естественные учителя своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребёнку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребёнке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

В настоящее время взаимоотношения и сотрудничество учителя-логопеда с родителями особенно актуальны. На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. Долгое время родители исключались из процесса обучения и воспитания детей. Сейчас доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечили решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально. Логопед обязан идти в ногу со временем. Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребёнка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приёмы преодоления речевого нарушения. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

В начале учебного года, на традиционно проводимом родительском собрании, учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы того или иного речевого профиля. На таком собрании намечаются пути и формы взаимодействия с родителями, устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями. Учитель-логопед выбирает самостоятельно проблемы, интересующие родителей, и освещает их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов определена как обязательная и является составной частью в программе обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Мой многолетний опыт позволяет использовать в работе не только традиционные, но и современные формы с применением информационно-коммуникативных технологий. Хочу остановиться подробнее на некоторых из них, на мой взгляд, более эффективных.

Самая распространённая форма общения с родителями – беседа. Она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

Важную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей.

Анкета – замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребёнка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие у ребёнка в момент речевой активности. По полученным анкетным данным делаю вывод, ведётся ли работа в семье по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получении положительного результата, хотят ли они сотрудничать с ДОУ, готовы ли они к такому взаимодействию. После обработки анкет провожу с родителями консультацию.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Наше тело

Консультации предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Тематику определяю на весь учебный год и консультирую в соответствии с планированием. Консультации предельно чёткие, содержат только необходимый родителям конкретный материал.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Почему ребёнок говорит неправильно?», «Выполнение домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Развитие связной речи детей в семье», «Речевая готовность к школе» и др.

Далее групповые родительские собрания. Проводимые в начале, середине и в конце учебного года, они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Для этого в начале сентября, на родительском собрании сообщаю о целях и задачах своей работы, подробно рассказываю о фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи, о том, какой вид выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы. Логопед сообщает родителям о тех, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей, так как большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В группе вывешиваю информационные стенды, папки-передвижки ставлю в уголках для родителей.Также широко использую вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг, пособия памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы работы в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Следующей традиционной формой работы являются семинары-практикумы, которые вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.Были проведены семинары на тему: «Влияние мелкой моторики на развитие речи», «Навыки звукового анализа и синтеза» и др.

Самой эффективной формой работы, на мой взгляд, являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами, стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт

возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Привлекая родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка, использую, так называемый фонетический дневник, или тетрадь для выполнения ребёнком домашних заданий, где фиксируются динамика и содержание работы над звуками. Записи в тетради делаю в конце недели. Все виды заданий прорабатываются сначала с воспитателем в группе после логопедического занятия, а потом тетрадь ребёнок забирает домой и работает над заданием с родителями. После выходных она возвращается к логопеду. При этом родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребёнка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Сегодня предлагается современная модель взаимодействия учителя-логопеда с семьёй – «Логопедическая корзина», в которой каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей учитель-логопед может сделать вывод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

«Логопедическая корзина» располагается в удобном для родителей месте, рядом с логопедической группой. Также родителям можно предложить памятку по заполнению корзины, в которой раскрыта цель и правила заполнения.

В ходе сотрудничества, отвечая на просьбы, заявки, вопросы родителей, логопед широко использует вспомогательные, наглядные средства, через которые родители получают более полную информацию.

Например, в корзину вкладываются буклеты по постановке всех групп звуков, где подробно расписан артикуляционный уклад и упражнения, правила проведения артикуляционной гимнастики; памятки по выполнению домашних заданий, обогащению словаря ребёнка в домашних условиях, игры на дыхание, пальчиковые игры; информационные листы и консультации.

Непрерывная связь с родителями может также осуществляться через газету дошкольного учреждения, по электронной почте учителя-логопеда, с помощью интернета на площадке блога. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Основное его содержание составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Публичность делает материалы доступными для чтения. Возможность оставлять комментарии к

записям позволяет получать обратную связь от родителей. Наличие даты позволяет вести записи в виде «ленты новостей».

Таким образом, родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, помогают качественно осуществлять взаимосвязь учителя-логопеда с родителями детей-логопатов.

Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.

Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями» «Современные формы, методы и приемы работы с родителями». Слайд 1 О себе Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей группе ‘Путешествие в замок ошибок’

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Нетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС Выступление на педагогическом совещании. Апрель 2017 Нетрадиционные формы работы, как метод педагогического сопровождения родителей в соответствии.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

План работы работы учителя-логопеда с родителями на 2017–2018 учебный год План работы с родителями «Для чего нужны занятия с логопедом?» (старшая, подготовительная группа) Консультация Сентябрь «Причины неправильного.

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей.

Нетрадиционные методы в логопедической практике

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Коновская, М. В. Нетрадиционные методы в логопедической практике / М. В. Коновская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11318/ (дата обращения: 18.01.2022).

Нетрадиционные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

Использование песка иводы виндивидуальной работе

Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Для дошкольников это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

В играх дети сразу же «заселяют» воду и песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке — они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы становится установка: «Играй и говори одновременно».

При выполнении упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду, поэтому он может совершать ими любые произвольные движения.

Приведу несколько примеров как я использую песок и воду в индивидуальной коррекционной работе.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения смышц пальцев рук исовершенствование мелкой моторики

‒ Положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

‒ Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

‒ Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки» — «рожки», «один пальчик» — «все пальчики»).

Артикуляционные упражнения

‒ «Лошадка» — щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам «скакать по песку» или воде.

‒ «Индюки» — языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по песку или воде в том же направлении.

‒ «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку или воде.

‒ «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

‒ Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

‒ «Выровняй дорогу» — от детской машинки провожу неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

‒ «Что под песком?» — картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

‒ «Дорога к другу» — на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушке к другой.

‒ «Буря» — во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной воздушной струёй вызывает «бурю».

‒ «Морская прогулка» — воздушной струёй ребёнок передвигает кораблик, лодочку, лёгкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Автоматизация звуков

Игровое упражнение «Сильный мотор» — произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук [Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Совпадение» — закапываю в песок игрушки с автоматизируемым звуком так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагаю ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Читайте также:
Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

«Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.

Развитие фонематического слуха

«Спрячь ручки» — прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

‒ «Два моря» — таз делится перегородкой на две части. Ребёнок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [С]» и в «море [Ш]»).

‒ «Шторм» — на поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струёй ребёнок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

Звуковой анализ слова ипредложения

На песке можно чертить (выкладывать) схемы слов и предложений.

‒ На песке можно писать слоги и слова и, используя квадраты трёх цветов (красный, синий, зелёный), давать характеристику звукам.

Таким образом, игры с песком:

‒ развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

‒ снимают мышечную напряжённость;

‒ помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

‒ развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

‒ стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

‒ позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

‒ преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

‒ развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

‒ совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

‒ способствуют расширению словарного запаса;

‒ помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

‒ позволяют развивать фонематических слух и восприятие;

‒ способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

‒ помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Закончить игры с песком можно стихами:

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо милый наш песок,

Ты всем нам поумнеть помог!

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

‒ у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

‒ обучающиеся чувствуют себя более успешными;

‒ на занятиях нет места монотонности и скуке.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.:ИСПиП, 2008г.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003г.
  4. Игры в логопедичесчкой работе с детьми: Кн. Для логопеда/Ред.-сост. В. И. Селиверстов.- Просвещение, 2007г.
  5. Инновация — в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.
  6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2005г.
  7. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение/Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.- М.: ГНОМ и Д, 2000г.

Похожие статьи

Использование элементов песочной и акватерапии в работе.

мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно, погрузить пальцы в воду или песок, и легкими движениями создавать «волны», при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего.

3. Биоэнергопластика — это содружественные движения руки и языка.

Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к

Расскажите о своих ощущениях. – Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

8. Всасывание пипеткой воды. 9. Нанизывание бус и пуговиц.

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

Особое значение имеет ладонная поверхность возвышения большого пальца.

Эти пальцы — ноги, указательный и мизинецруки. Большой Палец прижат к ладони.

По мере развития движений пальцев рук идет развитие речи ребенка.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство.

‒ игры с песком и водой

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых.

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине. 3. Насекомые. Ю. «Юла». И.п.: произнося ю, дети быстро поднимают руки над головой, указательными пальцами вверх (движение на гласный [и].

Использование песочной терапии в коррекционном образовании.

− «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами); − «поиграть на поверхности песка, как на пианино и т. д.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе.

 «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей

Одним из важных направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка, имеющего речевые нарушения. Вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Читайте также:
Что такое Культура речи

Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно – образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Современные формы работы с родителями способствуют повышению их компетентности и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для «живого» общения. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел.

Новые формы работы учителя – логопеда с родителями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяет следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые, познавательные;
  • наглядно-информационные.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов» куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт, благодаря им родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: тематические праздники «Праздник правильной речи», « Новогодняя ёлка», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Новые формы проведения родительских собраний.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

На современном этапе учителя – логопеды всё чаще используют разнообразные формы родительских собраний такие как:

  • педагогическая мастерская;
  • конференция;
  • консилиум;
  • диспут;
  • диалог;
  • дискуссия;
  • практикум;
  • тренинг;
  • опыт;
  • «круглый стол»;
  • вечер-встреча;
  • КВН, «Поле чудес» и др.
  • совместно с детьми.

Родительские тренинги.

Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи.

Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении. Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги.

Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.

Тренинг является активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

Логопедический дневник

В дневнике записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата.

На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами: «П» – звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения «А» – звук требует автоматизации в слогах, словах; «Д»- звуки нуждаются в дифференциации; «С» – необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь.

Читайте также:
Игры на развитие фонематического восприятия

Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, Родители выполняют записанное задание до тех пор, пока в тетради не появляется оценка (наклейка). Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, назвать картинки, повторить предложения, стихи и т.д.

Так, при использовании дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно. Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних заданий с детьми. А наклейки в тетради вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.

Интернет и специализированные издания, как средства логопедического просвещения родителей.

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для посещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяют сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог – это сетевой журнал или дневник событий. Это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Особенности блога, которые позволяют логопеду использовать его в практике:

  • публичность, которая отличает блог от простого дневника, делает материалы доступными для чтения родителями;
  • возможность оставлять к записям блога комментарии, которые доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии;
  • возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку;
  • возможность пополнять, расширять и обогащать материал;

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей.

Сайт – это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения и имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный логопед может широко использовать данные возможности интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями. Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Обучающая информация может содержаться в рубриках:

  • «Это важно знать» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствия несвоевременной коррекции и др.).
  • «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
  • «Поиграй со мной» (содержит игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования).

Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. На своей страничке логопед может размещать ссылки полезных для родителей сайтов.

Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной компьютерной сети.

При помощи электронной почты логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий. Логопед может отправлять детям задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные диктанты, памятки и др.

Особенно актуальны задания, когда ребенок болен и не может посещать занятия. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Специализированные издания (книги, медиапособия).

Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать специализированные издания, такие как медиа пособия и книги логопедической направленности.

Медиатека – это фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций. Логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации или тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в интернете.

Для эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений логопед может самостоятельно записать на электронные носители видео консультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления материала и предлагать их родителям на собраниях, консультациях.

Примерные темы видеоматериалов:

  • «Уроки подвижного Язычка»;
  • «Трудный звук – ты наш друг»;
  • «С пальчиками играем – речь развиваем» и др.

Родительская почта.

Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Некоторые предложения являются весьма дельными и требуют тщательного рассмотрения. Именно для этих целей используется «родительская почта».

Родительская почта – одна из нетрадиционных форм работы, предполагает сбор и анализ информации. Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Данный вид взаимодействия необходим для семей сильно занятых, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

Читайте также:
Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Презентация родительской почты возможна на родительском собрании или встрече с родителями педагог объясняет механизм действия почты; необходимо провести обучение – предложить родителям в режиме реального времени наполнить ящик, после чего ответить на заданные вопросы. То есть почта – это своеобразная оперативная и адекватная обратная связь между участниками воспитательного процесса: родителями и педагогами.

Электронная газета для родителей.

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия с семьей воспитанников ДОУ является выпуск электронной газеты для родителей. Электронные средства взаимодействия постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Электронная газета – это способ психолого-педагогического просвещения семьи, развития практических навыков родителей в формировании правильной речи ребенка, информирования о жизни детского сада.

Проектная деятельность.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

В ходе решения поставленных задач, компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, организуя беседы, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; наблюдения и экскурсии, занятия в кружках и студиях по интересам.

Совместно с родителями дети занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников с речевыми проблемами.

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера» – Москва, 2010г.

2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » – Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » – Москва, 2011

4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.

5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.

6. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128

7. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, – М, Сфера 2002

8. Л.С. Вакуленко. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / под ред. – СПб, 2012 г

9. О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

10. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие. Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб, «Детство – Пресс», 2011. 160 с.

11. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. – , 2012. №4 – с 33-38

Консультация для родителей “Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.”

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса ( который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия– лечение с помощью эфирных масел.

нормализовать мышечный тонус,

Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Читайте также:
Пальчиковая гимнастика в логопедической ритмике

Оборудование.

Ароматизированные лампы ( 3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из – под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии.

В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.

Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.

Мятное повышает настроение.

Ромашковое – способствует запоминанию, успокаивает.

Розмариновое – улучшает память.

Эквалиптовое – устраняет утомляемость, сонливость.

Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.

Пихтовое – устраняет депрессию, чувство неуверенности.

Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Создавать положительный эмоциональный фон.

Стимулировать двигательные функции.

Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений,

Ритмические движения под музыку,

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,

На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. ( цветотерапия, светотерапия)

Нормализовать мышечный тонус,

Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый – повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джоктерапия.

Нормализовать мышечный тонус,

Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины.Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Снять мышечную напряженность.

Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

Развить активность, расширить жизненный опыт.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширить словарный запас

Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Читайте также:
Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко – произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во – первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во – вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта.

В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал ,и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Нейрогимнастика для дошкольников с нарушением речи

В статье рассматриваются возможности применения в коррекционной логопедической практике такого кинезиологического направления, как нейрогимнастика, способствующая развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников с нарушениями речи, ее возникновение и сочетание с другими известными техниками.

В настоящее время отмечается рост числа дошкольников с осложненным статусом в виде минимальных мозговых дисфункций, приводящих к нарушению развития высших психических функций и, прежде всего, речи.

Особенности протекания психических процессов у таких детей специфичны: восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое, память кратковременная, мышление преимущественно конкретное, практическое. Речь дошкольников с ММД также имеет свои особенности в виде нарушений звукопроизносительной, лексико-грамматической, фонетико-фонематической составляющих средств языка и связной речи. Кроме того, у таких детей также наблюдаются несформированность моторных навыков, сложности саморегуляции, восприятия и реализации выполнения инструкций, быстрая утомляемость и эмоциональная истощаемость.

Известно, что в основе деятельности высшей нервной системы лежит слаженное взаимодействие работы двух полушарий головного мозга, при этом левое отвечает за аналитику, рациональность, логику, речь, движение, в то время как правое – за синтез, воображение, память, творчество, визуализацию. Синхронная работа двух полушарий свидетельствует о высокой успешности протекания всех процессов высшей нервной деятельности и психических функций. Иными словами, совершенствуя межполушарное взаимодействие, можно достичь значительных результатов в развитии и коррекции речи и всех основных психических процессов.

Именно это лежит в основе такого направления в работе с дошкольниками с нарушениями речи, как кинезиология, в которой когнитивные и двигательные методы применяются в комплексе, с учетом их взаимодополняющего влияния, что позволяет осуществить системный подход к коррекции речевого, психофизического и сенсомоторного развития ребенка.

Основоположником образовательной кинезиологии считается П. Деннисон, разработавший в начале восьмидесятых годов прошлого столетия восстановительную программу «Гимнастика мозга», применявшуюся в педагогических целях для улучшения обучения детей с отклонениями в развитии. Двумя десятилетиями ранее Д. Гудхартом было введено понятие прикладной кинезиологии, как вида альтернативной медицины, основанной на практиках древних индейцев.

Истоки кинезиологии можно проследить во многих известных философских системах древности. Около 2700 г. до н.э. в древнекитайской системе Конфуция придавалось большое значение роли определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Отражение этого можно найти и в древнеиндийской йоге, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей через баланс движений тела и своего внутреннего состояния. А 2300 лет назад Аристотель в своих естественнонаучных трудах «Части движения и перемещение животных» заложил основу того, что в дальнейшем станет наукой биомеханикой.

В России исследования в направлении под названием Биомеханика человека велись еще в начале прошлого века такими учеными, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Бернштейн, и продолжились в работах В.М. Бехтерева, И.П. Павлова.

Однако и в русской народной культуре с самого раннего детства применялись специальные органичные техники, сочетающие движения ребенка с речью, ритмом, тактом, игрой. Свидетельством тому являются малые фольклорные формы: детские пестушки, потешки, прибаутки, заклички, в которых двигательные и когнитивные методы используются естественно, комплексно, образно.

В современных условиях комплекс корректирующих кинезиологических упражнений получил название нейрогимнастики, развивающей межполушарное взаимодействие и способствующей оптимизации деятельности мозга через физические движения.

Читайте также:
Звук и буква Л - конспект логопедического занятия

Упражнения нейрогимнастики состоят из четырех блоков:

Первый блок содержит срединные упражнения, направленные на пересечение средней линии тела, способствующие синхронной работе парных частей тела, т.е. интеграции работы двух полушарий;

Второй блок – растягивающие упражнения, способствующие нормализации мышечного тонуса, расслаблению сухожилий, растяжению мышц, снятию напряжения, улучшению внимания и концентрации.

Третий блок – энергетические упражнения, представляющие движения, направленные на повышение энергии тела. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга, увеличивают энергетику и тонус коры головного мозга.

Четвертый блок – стабилизирующие упражнения, направленные на повышение настроения, позитивного мышления и эмоционального фона. Они оптимизируют и стабилизируют нервные процессы, улучшают эмоции, контроль и саморегуляцию деятельности.

Основные элементы комплекса:

Растяжки, нормализующие тонус мышц опорно-двигательного аппарата;

Дыхательные упражнения, улучшающие ритмику организма, его энергонаполняемость, развивающие самоконтроль и произвольность;

Глазодвигательные упражнения, позволяющие улучшить зрительное восприятие, увеличить поле зрения, активизировать межполушарное взаимодействие;

Пальчиковые упражнения для развития тонкой моторики рук, стимулирующие определенные речевые зоны головного мозга;

Массаж, направленный на биологически активные точки, как проекции определенных зон воздействия;

Двигательные упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, позволяющие снимать непроизвольные движения и мышечные спазмы;

Релаксирующие упражнения, способствующие расслаблению, снятию напряжения, эмоционального стресса.

Комплексы упражнений нейрогимнастики в сочетании с кинезиологическими нейроиграми, знакомыми с самого раннего детства каждому ребенку по мотивам русского народного творчества, создают базу успешного обучения и коррекции речевого и психофизического развития дошкольников с нарушением речи.

Статья Использование комплекса упражнений нейродинамической гимнастики в работе учителя-логопеда с младшими школьниками. Автор: Корнеева Екатерина Сергеевна

Автор: Корнеева Екатерина Сергеевна
Применение нейрогимнастики на логопедических занятиях

Автор: Корнеева Екатерина Сергеевна

Использование комплекса упражнений нейродинамической гимнастики в работе учителя- логопеда с младшими школьниками

Корнеева Е.С., учитель – логопед,

Нейродинамические упражнения-это упражнения для межполушарного взаимодействия, призванные синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга , выполняя которые о бучающийся задействует левую и правую руку.

Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри . В своих работах он показал, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие.

Задача нейрогимнастики , гимнастики для мозга – синхронизировать работу двух полушарий.

Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон . В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон , создали образовательную кинезиологию ( Edu-K ) – расширенное обучение через движение. Наблюдая за детьми, Пол пришел к выводу, что дети «учатся не только головой». Он разработал простые и эффективные упражнения, которые обеспечивают синхронизацию двух полушарий и облегчают (ускоряют) процесс обучения. Эти 26 упражнений Пол Деннисон назвал Brain Gym ® (Гимнастика Мозга).

Слабое соматическое и нервно-психическое здоровье младших школьников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам . Характерной особенностью таких детей является их недостаточная готовность к школьному обучению , быстрая утомляемость, истощаемость, неготовность к восприятию информации.

Систематическое выполнение специальн о подобранных упражнений помогает младшим школьникам: преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала, увеличить быстроту реакции, развить творческое воображение, смекалку и находчивость, улучшить мыслительную деятельность , навык чтения, письма, развить учебные навык и , сформировать внутреннее равновесие.

Приведем примеры упражнений:

1. « Перекрестные шаги » – с пособствует развитию координации и ориентации в пространстве, делает более успешными приобретение навыков чтения и письма, слушания, усвоения новой информации.

2. « Алфавитные восьмерки» – у станавливают новые связи между связями мозга, синхронизируют работу полушарий, улучшают бинокулярное и периферическое зрение и процесс чтения.

3. «Ухо-нос» («Ухо-нос-хлопок») – р азвивают тонкую моторику, межполушарное взаимодействие, самоконтроль, восприятие.

4. « Крюки Деннисона » – э то упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления.

Также особое внимание уделя ется специально подобранным играм и упражнениям, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую, руку или выполняет задания двумя руками одновременно, что создает условия для улучшения взаимодействия правого и левого полушария.

Упражнения подразделяются на два комплекса : мануальный блок и психомоторный блок.

В мануальном блоке ребенок может стучать ки стью левой руки, а затем правой , левая кисть – ребро, правая – кулак, соединять фаланги выпрямленных пальцев обеих рук.

Психомоторный блок включает в себя выполнение заданий с использованием карандаша или ручки: ставить точки в квадрате (тест на левшество) , вычеркивать в таблице левой рукой квадраты, правой – круги, одновременно проводить линии сверху вниз двумя руками от точки к точке, проводить соединительные линии, выполнять задания на скорость, находить одинаковые буквы, вычеркивать согласные, а гласные обвести в кружок сначала правой, а потом левой рукой, находить силуэты букв и раскрашивать их. Например, упражнения: «Два дятла», «Трафареты», «Зеркальное рисование» .

П рименение нейрогимнастики на логопедических занятиях позволяет улучшить у обучающегося память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, способствует улучшению почерка, снижает утомляемость, повышает способность к произво льному контролю, работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов. Позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Данная система упражнений эффективн а и для младших школьников (актуально для обучающихся с проблемами в развитии) и взрослых в любом возрасте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: