Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
методическая разработка на тему

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников. 15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Слово, по определению М.Р. Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Именно сейчас, когда в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что в результате освоения программы учащиеся должны уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, проблема развития речи младших школьников достаточна актуальна. Для её решения надо обогащать устную речь, повышать коммуникативные возможности, чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение от литературы и просто от языка. Необходимо систематически работать над содержанием речи, последовательностью, грамотному построению предложений.

Задача учителя – не просто знакомить ребят с новыми словами, их лексическим значением, но и сделать их объектом наблюдения, анализа. В своей педагогической деятельности я использую разнообразные приемы для развития речи учащихся. Игровые упражнений, «речевые игры» повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе. Вот некоторые из них.

«Шкатулка сказок» . В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжет перья. Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то горошина.

Игра « Магазин игрушек» . Приготовить игрушки: куклу, машинку, зайку, мяч и другие. Дети исполняют роль Незнайки, продавца игрушек, игрушки. В начале игры дети быстро и отчётливо произносят скороговорку. – Расскажи про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, Про покупочки свои! В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он хочет купить игрушки, но не знает, как они называются. Продавец помогает Незнайке, а игрушки рассказывают о себе. «Из одного слова – несколько». Назовите ягоды, фрукты, овощи, цветы. Названия, которых начинается на каждую букву слова СМОРОДИНА. (Например, слива, малина, облепиха, рябина, огурец, дыня, ирис, нарцисс, арбуз.)

«Узнай меня» . Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, где живёт, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём речь, поправляют, дополняют сказанное.

«Сюрприз». – Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав правильно, победитель получает слово, которое и является сюрпризом. МАЛЬГОВИНА, РЕПЗУКА, ФЕЖИДОРА, ГЕРРОДА, КОДУРОЛЕВА, ПРИНВЕЦЕССА, ДОБЦУРО, ИЗРЫБУШКА. ( Мальвина, репка, Федора, Герда, королева, принцесса, добро, избушка).

«Хочу быть… » Детям предлагаются различные свойства, характеристики, качества. Например, сильный, смелый, честный, умный, высокий, невидимый и так далее. Из этих качеств ученик выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это качество может пригодиться.Например, ребёнок говорит: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу не увидели меня, а я мог за ними спокойно наблюдать».

Составление рассказов . – Расскажите, что было бы, если бы… …вы были волшебниками; …вы были художниками; Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект, способствуем формированию его коммуникативной и общекультурной компетенции. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владенье речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Список литературы Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М., Просвещение, 1989. Львов М.Р. методика развития речи младших школьников. – М., Просвещение, 1995 Борзова В.А., А.А. Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей «Самарский Дом печати» 1994г.

Нетрадиционные приемы развития устной речи

Третий год я работаю в классе с углубленным изучением русского языка и литературного чтения. С первого класса стала искать интересные приемы развития устной речи учащихся, так как после знакомства с детьми поняла, не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны были такие приемы, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – «развивать свою речь» и одновременно служили бы этой цели. Малышам ближе всего игра, и я начала искать, придумывать «речевые игры». Их я провожу в начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке. Таких игр накопилось около двадцати. Вот некоторые из них.

1. «Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят «Раз, два, три! Ну-ка сказка выходи!». Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепит на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый -0 цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями.

Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.

2. «Узнай меня»

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т.д., не называя его самого. остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит, «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Их горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную сказку.

3. «Бывает – не бывает».

Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или нет.

4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает ) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорош. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». Итак, мы говорим о б иголке, журнале, деревянной ложке, друге и т.д.

5. «Сочиняйка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

6. «Загадалки»

Водящий выходит к доске. Дети оп очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам можешь спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

7. «Перевертыши»

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно»; «Муха села на варенье»; «Пошел сильный дождь» и др. Так фразу «муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

8. «Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать, что они видят за «окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

9. «Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом т.к., чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-либо связь. Класс «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, так как и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» – повторяет связи между предметами.

10. «Волшебная кисточка»

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!». После этого класс «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям стоить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи (из опыта работы)

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

(из опыта работы)

Тюнина М.Б., учитель-логопед

МБОУ гимназии №1 г. Липецка

В своей работе стараюсь найти интересные приёмы развития устной речи учащихся, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» – и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому на занятиях я часто использую «речевые игры».

«Шкатулка сказок». В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-

логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка,выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Водворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча.«Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья.Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они

должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает». Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» Ребята делятся на две

команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый,на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, еголегко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка».Придумай 10 новых применений лопнувшему

воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Загадалки». Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему

вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

«Перевёртыши». Любую фразу в русском языке можно сказать по-

другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха селана варенье», «Пошёл сильный дождь» и др. Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко». В раскрашенную рамочку – «окошко» с

закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Собери поезд». На доске прикреплены картинки. На них изображены

различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это«вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь. Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» – повторяет связи между предметами.

«Волшебная кисточка». Один из учеников (или я) делает несколько

взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

МКОУ Старочигольская СОШ,

Работаю в начальной школе тридцать лет и каждый раз, набирая новый 1 класс, убеждаюсь, что не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

А ведь речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоции, без увлечённости. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.

Поэтому нужны были такие приемы, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – «развивать свою речь» и одновременно служили бы этой цели. Малышам ближе всего игра, и я начала искать, придумывать «речевые игры». Их я провожу в начале урока литературного чтения или в минуты отдыха на уроке. Таких игр накопилось много. Вот некоторые из них.

«Хороший или плохой»

Ребята делятся на две команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки.

Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Телефон красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Через телефон можно выйти в интернет – это хорошо». А другие утверждают: «Телефон хрупкий, его можно разбить – это плохо. От него идёт излучение – это плохо».

И так мы говорим о вазе, журнале, лампе и т.д.

Всем детям раздаётся равное количество карточек с буквами алфавита. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он её кладёт перед участником, сидящим слева, и произносит: «А, арбуз, что сильнее?» Игрок достаёт любую из своих карточек и произносит: «Х, холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берёт любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. И так до тех пор, пока не кончатся карточки. (Если у игрока карточки с буквами «й», «ь», «ъ», «ы», то он пропускает ход).

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, семье и т.д.: “Когда у тебя день рождения? Как зовут твоего друга? Какого цвета твой портфель? Где работает мама?»

Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

Я называю слово, а дети должы подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка – речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка и т. д.

«Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения:

«Целый день идёт снег. Мама варит суп. Заяц залез на дерево».

Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Муха села на варенье»; «На небе зажглись звёзды» и др. Так фразу «муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

Говорю детям о том, что хотела прочесть им сказку, но в моей книге исчезли почти все буквы, и мне придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок и стихов:

Жи- бы.. де и ба И бы.. у ни.. Ку.. Ря Сне.. Ку.. яй.. не.. про. а зо Де.. би.. би..- не ра.. и.т.д.

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебным карандашом» (красиво украшенная указка). Дети останавливают карандаш словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовал карандаш. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.

Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять.

Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Развитие речи в нетрадиционных формах

Современные исследования показывают, что многие традиционные методы по развитию речи у дошкольников работают недостаточно эффективно.

Все больше ученых, работающих в сфере педагогики и психологии, предлагают использовать новые нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими трудности в речевом развитии. Среди отечественных исследователей, работающих в этой области, можно выделить Чистякову М.И., Зинкевич-Евстигнееву Т.Д. и других.

Эти исследователи приводят аргументы в пользу внедрения новых нетрадиционных методов в работу по коррекции речи, в сочетании с эффективными традиционными.

Современные инновационные методики, уже хорошо себя зарекомендовавшие – это сказкотерапия, психогимнастика и релаксация. Работа по этим методам позволяет преодолевать различные речевые нарушения и психофизические дефекты в речи ребенка дошкольного возраста, проводя индивидуальные и групповые занятия.

Любые занятия должны строиться на комплексном подходе, сочетающим использование самых разных методик и приемов. Как правило, именно сочетание нескольких стандартных методик с нетрадиционными дает наиболее яркий результат.

Рассмотрим несколько наиболее эффективных нетрадиционных методик, позволяющих корректировать и развивать речь дошкольников.

  1. Метод наглядного моделирования
  2. Развивающий логопедический массаж
  3. Массаж с использованием карандашей
  4. Игровые приемы в автоматизации звуков
  5. Парадоксальная гимнастика

Метод наглядного моделирования

Этот метод показал свою эффективность в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста. Благодаря этому приему ребенок начинает представлять себе визуально такие абстрактные явления, как текст, слова и звуки. Это облегчает понимание процесса работы с этими языковыми элементами.

Суть наглядного моделирования заключается в демонстрации свойств изучаемого явления, создание прототипа изучаемого объекта и работы с этим прототипом.
Приведем пару наглядных примеров. Допустим, логопед проводит работу по коррекции нарушений слоговой структуры с малышами дошкольного возраста.

Для этого он может использовать игру «Пирамида». Суть игры заключается в том, чтобы дошкольники выкладывали картинки в нужные кольца пирамиды. Например, нижнее кольцо должно содержать однослоговые слова, среднее кольцо – слова из двух слогов, а верхнее – слова из трех слогов.

Для развития связной речи воспитатель может расставить несколько картинок в определенном порядке и попросить детей составить последовательный рассказ, причем сюжет этого рассказа строить в том же порядке, что и выставленные картинки.

Воспитатель активно помогает детям в этой работе и следит за тем, чтобы рассказ действительно имел связный сюжет.

Развивающий логопедический массаж

Массаж обычно ассоциируется у людей с глубоким лечебным воздействием на организм человека. Но интересно, что массаж оказывает прямое воздействие на работу головного мозга. Он тонизирует центральную нервную систему и усиливает нервные связи головного мозга с мышцами и сосудами.

Ауглин Ф.Р. разработал такие методики массажа, которые оказывают положительное влияние на память, мышление человека, аналитические способности мозга, на развитие речи. Был проведен эксперимент. На протяжении восьми месяцев дети дошкольного возраста приходили на процедуру специального массажа.

Уже в конце третьей недели эксперимента была замечена повышенная активность мозга у подавляющего большинства участников эксперимента. Это проявилось в том, как они учатся в школе и чем интересуются. Эксперимент выявил, что регулярный массажный комплекс, разработанный ученым, позволяет повысить умственные способности ребенка на целых 75 процентов!

Массаж проходи в 6 этапов. Каждый этап нужно повторить 10 раз. Это несложно и занимает всего 10 минут.

При этом со временем ребенок может научиться делать себе такой массаж самостоятельно.

  1. Тянуть мочки ушей вниз. Затем оттянуть верхушки ушей вверх. Затем оттянуть середину ушей вперед, назад и в стороны.
  2. Рисовать круги на щеках двумя пальцами каждой руки одновременно обеими руками.
  3. Двумя пальцами рук в разных направлениях, рисовать контуры вокруг лба и подбородка.
  4. Двумя пальцами нарисовать контур вокруг глаз одновременно вокруг каждого глаза.
  5. Указательными пальцами нажимать по очереди на четыре точки носа (на переносице, на середине, у края, в точке Хэ-ляо).
  6. При открытом рте челюстью двигать вправо-влево.

Для того, чтобы усилить эффект от этого массажа, можно также добавить артикулярный массаж и массаж для кистей рук.

Массаж с использованием карандашей

Ученые давно заметили, что на работу мозга оказывает активное влияние движения рук человека.

Проведенные эксперименты показали, что даже простейшее упражнение руками, выраженное в сжимании и расжимании кулаков, способствует более быстрому развитию речи у детей. Старый добрый массаж с использованием потешки о сороке-белобоке получил научное объяснение.

Дети любого возраста, как правило очень любят рисовать. Можно предложить ребенку каждый раз перед тем, как приступить к рисованию, делать себе самомассаж рук с помощью карандаша.

Благодаря граням на карандаше ребенок может массировать себе запясться, ладони, пальцы, зоны между пальцами, тыл ладоней. Это не только способствует развитию моторики, но и оказывает положительное влияние на развитие речи.

Игровые приемы в автоматизации звуков

Традиционные занятия по автоматизации звуков, как правило, очень скучные и нудные. Детям они обычно не нравятся, что плохо влияет на успешность самой методики. Однако если включить в эти занятия элемент игры, то все становится намного интересней.

Вот лишь некоторые приемы, которые могут помочь.

  • логопед при помощи метронома задает определенный ритм, в котором ребенок должен проговаривать заданные слоговые ряды или слова.
  • ребенок проговаривает нужные слова или звуки до тех пор, пока не закончится песок в песочных часах.
  • ребенок проговаривает заданные слова, и если совершает ошибку в произнесении какого-либо звука, слышит сигнал колокольчика.

Парадоксальная гимнастика

Стрельникова А.Н. разработала нетрадиционные, но очень эффективные методы проведения гимнастики для конкретного детского возраста. Благодаря набору упражнений достигается увеличение объема вдыхаемого воздуха. Например, совершая движения, которые сжимают грудную клетку, нужно делать вдох.

Гимнастика подчинена ритму. Каждое упражнение нужно выполнить восемь раз, после чего делается перерыв на 5 секунд и осуществляется переход к следующему пункту.

В итоге занятие длится около 7 минут.

  1. Нужно достаточно сильно сжать кулаки и параллельно с этим выполнить интенсивный вдох. Потом долго выдыхать, разжимая и расслабляя кисти рук.
  2. Во время быстрого интенсивного вдоха носом толкаются кулаки к полу, как будто с рук сбрасывается что-то неприятное. Кулаки разжимаются и пальцы растопыриваются.
  3. Наклоняясь, округлить спину и совершить интенсивный вдох в самой нижней точке сгиба. Разгибая спину сделать плавный выдох.
  4. Приседая, делать интенсивный вдох и расставить руки в сторону, как будто хочешь кого-то поймать.
  5. Делая интенсивный вдох обнять себя руками за плечи.
  6. Наклониться и прижать ладошки к коленям. При этом произвести сильный вдох. Затем откинуться назад, слегка наклонившись в обратном направлении, обнять себя за плечи руками и сделать еще один вдох. Выдох совершается между этими фазами.
  7. Поворачивая голову то вправо, то влево, делать интенсивные вдохи на крайних позициях. В промежутках между ними медленный выдох.
  8. Наклонная голову к левому и правому плечу, делать интенсивные вдохи на крайних позициях и в промежутках между ними делать плавный выдох.
  9. Опустить взгляд вниз и сделать интенсивный вдох. Откинуть голову назад – снова интенсивный вдох.
  10. Выставить правую ногу вперед и перевести всю тяжесть тела на нее. Присесть на этой ноге и в этот момент глубоко вдохнуть. Затем выпрямиться, делая выдох. То же самое проделать с левой ногой
  11. Поднять правую ногу, как при маршировке, слегка согнуть левую ногу и совершить глубокий вдох. Выдох производится во время возврата в исходное положение. То же самое повторить для левой ноги.

Главной задачей воспитателей детского сада является развитие активной грамотной речи у воспитанников определенного возраста.

Важно, чтобы дети не просто хорошо понимали речь окружающих взрослых, но и сами умели доходчиво излагать свои мысли, правильно произнося звуки.

В этой статье мы обсудили лишь некоторые из инновационных методик становления речи, которые уже внедряются во многие образовательные учреждения нашей страны.

Но это направление продолжает развиваться и можно наблюдать ежегодно появление новых инновационных методик, каждая из которых достойна внимания педагогов, логопедов и психологов, проводящих работу с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

В процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития семья должна занимать центральное место, но зачастую родители выступают в качестве наблюдателей, а не участников образовательного процесса.

Одной из причин такого отношения является их неосведомленность о структуре и основных направлениях логопедической работы, низкий уровень педагогических знаний.

Поэтому при включении членов семьи в коррекционный процесс нельзя недооценивать важность просветительской деятельности учителя-логопеда коррекционного учреждения.

Значимость различных форм работы с родителями трудно переоценить. На собраниях, семинарах, на «круглых столах» происходит знакомство и налаживание контактов между работниками ДОУ и родителями. Это взаимодействие особенно важно современным родителям, воспитывающим ребенка с задержкой психического развития.

В своей практике я наблюдала за многими родителями, как они следуют советам логопеда, дефектолога по выполнению домашних заданий с ребенком, отработке речевого материала. На основе этих наблюдений выделились несколько групп родителей.

1 группа: Родители, создающие иллюзию участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Такие родители выполняют задания логопеда со своим ребенком формально.

2 группа: Родители, необоснованно захваливающие своего ребенка, и не желающие замечать сложившихся и надвигающихся проблем.

3 группа: Родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к рекомендациям логопеда, дефектолога и других педагогов ДОУ.

Но «перед логопедом все равны» — и работа по педагогическому коррекционному просвещению со всеми родителями проводится одинаково. Для того, чтобы максимально эффективно проводить просветительскую работу с родителями, необходимо было изучить, в каком виде родители предпочитают получать информацию логопедического характера.

Оказалось, что компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Электронная почта как средство логопедического просвещения родителей

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы, одна из них — электронная почта.

Электронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами) по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Особенности электронной почты, которые позволяют учителю-логопеду использовать ее в практике, следующие.

  • Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
  • Напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи Интернета.
  • Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл.

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков).

Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Медиапособия как средства логопедического просвещения родителей

Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги логопедической направленности.

Медиатека (англ. media — «носитель») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации учитель-логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, а также для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития (в том числе и речевого) и воспитания детей.

Кроме того, учитель-логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

Интернет — сайты как средство логопедического просвещения родителей

Сайт — это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а также имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный учитель-логопед может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями.

Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Ознакомительная информация сайта нашего ДОУ включает следующий материал:

  • о реализуемой образовательной программе;
  • о задачах и содержании логопедической работы на год;
  • о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т. д.
  • о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.

Обучающая информация может содержаться в следующих рубриках:

  • «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).
  • «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
  • «Советы логопеда-дефектолога» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования (материала)).

Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Также благодаря Интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. Полезные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.

Блог как средство логопедического просвещения родителей

Блог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Особенности блога, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике, следующие.

  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения родителями.
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.

Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой «ленты новостей», где вверху располагаются более поздние, а внизу — более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).

Блог специалиста образовательного учреждения выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.

Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет учителю-логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

Возможность пополнять, расширять и обогащать материал.

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.

Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов внутри дошкольного образовательного учреждения, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.

Долганюк Елена Викторовна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» компенсирующего вида»,
г. Великий Новгород

Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методические рекомендации. М., 2005.
Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.
Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. Логопедия. 2004.№4

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями

Болдырева И. П., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 7

…задачи воспитания и развития будут успешно решены
в том случае, если педагоги будут поддерживать
связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
В.А. Сухомлинский

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности педагога. В настоящее время сотрудничество учителя-логопеда с родителями особенно актуально и востребовано. Педагоги ищут новые точки взаимодействия в инновационных формах работы с родителями. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в ней родителей. Именно в семье ребёнок проходит первые этапы социализации, здесь начинается развитие его личности.

Важно найти такие формы взаимодействия с семьёй, при которых возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

Работа учителя-логопеда с родителями детей с ТНР определена как обязательная и является составной частью в программе обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при воспитании детей с речевыми нарушениями. Систематическая и целенаправленная помощь родителей ребенку с речевыми нарушениями в сочетании со своевременным выполнением рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.

Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу – определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приёмы преодоления речевого нарушения. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Совместная педагогическая работа заключается в повышении качества коррекционно-образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников и направлена на решение следующих задач:

  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
  • установление единства в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания..

Этим задачам подчинена вся работа с семьёй, проводимая в дошкольном учреждении. В современной дошкольной логопедии определены различные формы и методы работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Традиционные формы работы

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, в середине и в конце учебного года. Учитель-логопед знакомит родителей со спецификой логопедической группы, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы. На таком собрании намечаются пути и формы взаимодействия с родителями, устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера общности интересов.

Важно, чтобы родители на собрании не были пассивными, включались в ту или иную предложенную им работу. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной ежедневной работы с ребёнком по определенным заданиям логопеда и воспитателей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Педагогам следует помочь родителям стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Консультации и семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, отвечали запросам родителей, развивали дух плодотворного сотрудничества.

Наиболее актуальные темы для консультаций:

  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие мелкой моторики;
  • выполнение домашнего задания;
  • развитие внимания и мышления;
  • речевые игры дома;
  • как следить за автоматизацией звука в домашних условиях;
  • как учить звуко-буквенному анализу.

Логопеду в работе с семьями воспитанников поможет такая форма, как анкетирование родителей.

Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно получить о ребёнке необходимые сведения: состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое и психомоторное развитие ребёнка и так далее.

Беседа предполагает двустороннюю активность: логопеда и родителей. Во время беседы после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами диагностики. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Беседу нужно вести тактично. Её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми имеют коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности; артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Родители могут посещать индивидуальные занятия ребёнка с логопедом. Основное внимание обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Наглядная форма работы важна для родителей. Внедрение в практику разнообразных форм наглядности активизирует родителей в решении задач коррекции речи детей. Речевой уголок определяет тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции, то есть объясняет, как заниматься дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь. Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.

Нетрадиционные формы работы

Семинар-практикум. На занятии могут выступать логопед, воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, по теме «Роль игры в речевом развитии детей» подготавливается небольшое теоретическое сообщение; затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду; подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх; вспомнить игры, в которые они играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, а также определить их ценность с точки зрения развития речи.

Мастер-класс. Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги и родители могут поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрировав свои достижения в той или иной области. Это мероприятие, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Оно имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце мастер-класса подводится итог, и родителям предлагается выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

Вечера вопросов и ответов. Предварительно родителям дается задание продумать и сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами и другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Родительские тренинги. Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы в том, что на тренинге для каждого участника становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников.

Таким образом, представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

От родительского собрания или индивидуальной консультации тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, закрепляется в сознании родителей.

Дневник красивой и правильной речи. В дневнике записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата.

На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами:

  • «П»- звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения;
  • «А»- звук требует автоматизации в слогах, словах;
  • «Д»- звуки нуждаются в дифференциации;
  • «С»- необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи.

Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь.

Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом.

Родительская почта. Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Для этих целей используется «родительская почта».

Родительская почта – одна из нетрадиционных форм работы, предполагающая сбор и анализ информации. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Почта — это своеобразная обратная связь между участниками воспитательного процесса – родителями и педагогами.

Тематику почтовых ящиков можно изменять по необходимости, например, «Почта обращений родителей», «Почта родительских идей и предложений» или «Родители недоумевают, почему?»

Интернет как средство логопедического просвещения родителей. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог – это сетевой журнал или дневник событий. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, возможность оставлять комментарии, которые доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.

В блоге логопед может разместить фото, видео, создать электронное портфолио, методическую копилку. Родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, получают задания для детей.

Сайт — это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения и имеющая единый стиль оформления.

Логопед может широко использовать данные возможности интернета для повышения эффективности коррекционного процесса, взаимодействия с родителями. Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Например, ознакомительная информация включает материал о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели.

Обучающая информация может содержаться в рубриках «Это важно знать», «Полезные книжки», «Логоигры» и т.д.

При помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, например, сайтам логопедической направленности. На своей страничке логопед может размещать ссылки на полезные для родителей сайты.

При помощи электронной почты логопед может персонально консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий. Логопед может отправлять родителям задания для детей. Это становится особенно актуальным, когда ребенок по каким-либо причинам не может посещать детский сад. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для развития гармоничной личности ребёнка необходима тесная взаимосвязь детского сада и семьи. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами помогут в решении проблем воспитания и обучения. Использование в работе с родителями традиционных и нетрадиционных форм работы способствует привлечению внимания к проблемам, получению необходимых знаний.

Очень важными в коррекционной работе с детьми являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными помощниками логопеда. Как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.

Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Читайте также:
Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: