Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом.

В настоящее время все практикующие педагоги отмечают у подавляющего числа детей дошкольного возраста отставание в речевом развитии. Патология затрагивает все стороны речи детей: и звукопроизношение, и фонематическое восприятие, и словарный запас, и грамматический строй, и связную речь. Такие особенности речевого развития ребенка существенно снижают его потенциальные возможности в освоении Программы образовательного учреждения не только дошкольной ступени, но и в дальнейшем.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ сформулированы основные принципы дошкольного образования (п.1.4). Одним из этих принципов является «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);»

Кроме того, Стандарт предписывает учитывать ( п.1.3.) «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии со Стандартами необходимо обеспечить речевое развитие, что включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное (п. 2.7.) содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

В Стандарте рекомендуется организовать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Учитывая требования Стандарта, воспитателям целесообразно в процессе образования и воспитания проводить работу по автоматизации в спонтанной речи поставленных логопедом звуков и развитию у детей речевого самоконтроля. Логопед регулярно доводит до сведения воспитателей результаты коррекционной работы по звукопроизношению у детей, и воспитатель смело может контролировать звукопроизношение детей при проведении занятий, организации дежурства, в игре, на прогулке, при наблюдении за осуществлением санитарно-гигиенических и режимных моментов.

Для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель может использовать специальные фразы-стимулы для активизации у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю , ты уже умеешь правильно говорить» и т.д.

На фронтальных занятиях, наметив себе в плане проконтролировать звукопроизношение конкретного ребенка, воспитатель может попросить ребенка назвать цвета, цифры, предметы, лежащие на столе детей, предметы, изображенные на картине для рассказывания, на рисовании, аппликации, конструировании , лепке можно предложить ребенку назвать последовательность действий, которые надо выполнить для достижения результата и т.д.

Время сборов на прогулку так же можно использовать с указанной целью: перечисли название предметов одежды, и расскажи о том, что ты будешь делать на прогулке и т.д.

Во время прогулки , подзывая ребенка к себе, воспитатель может придумать массу вопросов и вариантов заданий для ребенка с целью потренировать его звукопроизношение: назови деревья, растущие на участке, в какую игру ты играл и т.д.

Для повышения эффективности освоения воспитателями приемов автоматизации поставленных звуков можно провести семинар-практикум для воспитателей «Рекомендации по автоматизации звуков у детей, занимающихся с логопедом»:

Целевая аудитория семинара — практикума: воспитатели дошкольного отделения;

Цель семинара-практикума: информирование о возможностях повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи;

  • актуализация требований ФГОС по развитию речи детей;
  • актуализация требований ФГОС по организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития;
  • практическое усвоение приемов автоматизации в образовательно-воспитательном процессе поставленных звуков.

План семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть. Сообщение «Принципы дошкольного образования ФГОС и развитие речи»
  2. Практическое усвоение приемов автоматизации звуков в образовательно-воспитательном процессе.
  3. Обсуждение. Идеи. Творческие варианты воспитателей : примеры приемов, фраз-стимулов и т.д.

Таким образом, воспитатель имеет возможность повысить эффективность работы над культурой звукопроизношения и развитием речевого самоконтроля , используя результаты коррекционной работы учителя — логопеда с ребенком.

Работа логопедом в условиях ФГОС

Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.

Требования к компетенции логопеда по ФГОС

Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.

Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:

  • организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
  • организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
  • изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
  • анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
  • непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Звук (У)

По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:

  • профилактику речевых дефектов;
  • мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
  • коррекцию речевых нарушений;
  • формирование всех компонентов детской речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование нравственных установок.

Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.

ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
  • обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
  • стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
  • обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.

Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:

  • преодоление речевых проблем;
  • устранение или минимизацию трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
  • социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.

Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?

В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Портал педагога

Автор: Дубровских Юлия Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР детский сад №123”
Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Раздел: дошкольное образование

Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при

помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Актуальность проблемы Современное общество активно создаёт новую информационно- коммуникационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя- логопеды не должны оставаться в стороне. Компьютер для педагога может являться незаменимым помощником в воспитании и обучении, а для учителя-логопеда – в формировании и коррекции речевого развития дошкольника. В своей практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с низкой мотивацией ребёнка, с неустойчивым вниманием детей, необходимостью длительно автоматизировать поставленные звуки у детей (например, со стертой формой дизартрии. К сожалению, очень часто владение методикой коррекции речи и желания учителя-логопеда, недостаточно для достижения положительной динамики речевого развития у дошкольника. Сталкиваемся мы и с формальным подходом к воспитанию со стороны родителей, вызванных объективными и субъективными причинами. И с обилием необходимой документации, заполнение которой требует большого количества времени. Кроме того, работа логопеда – одна из тех, которая требует постоянного профессионального самосовершенствования, быть в курсе последних достижений в области логопедии и смежных медицинских, психологических и педагогических наук. При решении всех этих задач учитель-логопед может эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Цель данной работы: раскрыть возможность организации эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий. Задачи: 1) рассмотреть пути оптимизации коррекционно-развивающего процесса при помощи логопедических компьютерных программ (игр); 2) показать альтернативные возможности работы с родителями с и с п о л ь з о в а н и е м и н т е р н е т – т е х н о л о г и й ; 3) сделать обзор ряда возможностей повышения профессионального уровня с использованием Интернет-ресурсов; 4) рассмотреть пути оптимизации диагностико-организационной работы учителя-логопеда с использованием компьютерных программ. Основное содержание
Непосредственно в коррекционно-развивающих занятиях могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Исследователи отмечают, что использование учителем-логопедом компьютерных программ является мощным стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. Среди специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями речевого развития широко распространены такие, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь» и другие. Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Программа «Видимая речь» (разработ ана ком п а н и е й IBM, русифицирована Институтом коррекционной педагогики РАО), которая является средством формирования и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией как с нормально слышащими детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название обеспечения, построенного на принципе визуализации звучащей речи. Это вполне оправдано, так как из курса истории логопедии мы знаем, что сама логопедия тесно связана с сурдопедагогикой, можно сказать, «вышла» из нее. Я ром, сердцевиной “Видимой речи” является встроенное в компьютер устройство, выполняющее чрезвычайно сложную операцию — анализ звуковой информации, поступающей в него через микрофон. Результаты этого анализа программа преобразовывает в графические изображения, появляющиеся на экране компьютера. Большая надежность обратной связи обеспечивается при минимальном количестве требуемого на это времени. Компьютерная логопедическая программа
«Игры для Тигры»
(автор учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат педагогических наук – Л. Р.Лизунова) предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Компьютерная

Читайте также:
Звук и буква Л - конспект логопедического занятия

правильно»
(Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Представлен в приятной приглушённой цветовой гамме. Включает в себя работу над разделами: неречевые звуки; звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи.
Программу «Домашний логопед»
(разработчик ID Company)

можно рекомендовать для домашних заданий. Здесь представлен материал для коррекции звукопроизношения. Отдельно рассматривается каждый звук: объясняется артикуляция, даются подготовительные упражнения, приёмы постановки звука и речевой материал для автоматизации. На диске есть раздел «Советы родителям», который включает рекомендации к этапам работы, а также упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха.
Обучающая

читать”
предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых можно задать. Программа имеет очень привлекательный интерфейс, что усиливает эффект интерактивности, профессионально нарисована и озвучена. Это был краткий обзор некоторых типовых программ, которые можно использовать в работе логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Интересны возможности разработки собственных заданий с помощью таких программ, как Power Point и других. В логопедической практике применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, задания на дифференциацию звуков и букв, пополнению и уточнению словаря, развитию грамматического строя речи и т.п. Наиболее
целесообразно с помощью компьютерных презентаций изучение тем, связанных с природными явлениями, животными, растениями, птицами, техникой, транспортом. В коррекционной работе с детьми с различными нарушениями развития востребован также программный продукт «Special Education Tools». Программа позволяет манипулировать графическими объектами на экране компьютера, сопровождая их звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений. «Special Education Tools» — программа многоцелевого назначения. Используя ее в своей работе, педагог имеет возможность самостоятельно разрабатывать проекты развивающих игр, накапливать собственную учебно-методическую базу педагогической деятельности, что позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к детям (т.е. с учетом характера речевого нарушения, особенностей личности, потенциальных возможностей каждого ребенка). Вводить компьютерные элементы можно практически на любых этапах работы, но наиболее востребованы они на этапе автоматизация и дифференциация сформированных звуков); на этапе формирования лексико-грамматического строя речи, на этапе развития связной речи. При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на логопедических занятиях:  Материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;  Материал должен быть визуально эстетичным, с качественным, желательно профессиональным звуковым оформлением;  Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;  Если ребёнок работает не с клавиатурой, а с использованием манипулятора «мышь», желательно обозначить «рабочую клавишу» определённым сигналом;  Программа должна развивать, давать новые знания, обучать необходимым навыкам в игровой форме (ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте). Специалисту при использовании на занятиях компьютера необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка, т.е. соблюдение СанПиНа:  использование новых моделей компьютера;  работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени не должна превышать 5-10 минут (дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему) и не более двух раз в неделю (в зависимости от возраста ребёнка);
 с осторожностью вводить компьютерные игры, если у ребёнка имеются невротические расстройства, нарушение зрения (поскольку компьютер может спровоцировать и усилить отклонения в состоянии здоровья);  целесообразно для предупреждения переутомления глаз проводить зрительную гимнастику до начала занятия и по его окончанию, а также во время работы периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд;  перед началом занятий необходимо получить согласие родителей или лиц их заменяющих, уточнив у них информацию о противопоказаниях. Специалист может применять ИКТ и в работе с родителями: – обратная связь посредством электронной почты; – просветительская работа через личные сайты, интернет-странички на сайтах образовательных организаций; – организация родительских собраний, мастер-классов. Очень эффективно использовать интернет ресурсы с целью самообразования и профессионального общения: – прохождение заочных альтернативных курсов повышения квалификации, вебинаров, мастер-классов ведущих специалистов (сайты «Логопед-мастер»; «Дефектология», «Мерсибо» и др.) – при обмене опытом с коллегами на специализированных форумах, в группах; – как источник методических пособий в электронном виде. Невозможно переоценить роль компьютера при ведении документации, ее систематизации, оптимизации хранения. Заключение и выводы Бытует мнение, что компьютер заменит «живое общение». Но жизнь не стоит на месте, и педагог должен идти в ногу со временем, а значит использовать все доступные современные средства для достижения цели и во благо детей. Но стоит не забывать, что компьютер нужно использовать обоснованно и строго дозированно. Такие формы работы не заменяют традиционные логопедические занятия, а целесообразно дополняют их, делают более эффективной всю коррекционно-развивающую деятельность. Подводя итоги, можно отметить основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда, что явно оправдывает необходимость и актуальность их использования в современном коррекционно-развивающем процессе:  опора на ведущую деятельность дошкольника – игру;  полисенсорное воздействие (опора на сохранные анализаторы);  формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
 повышение самооценки ребёнка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);  формирование сотрудничества между ребёнком и учителем- логопедом;  активизация работы с родителями, повешение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;  экономия временных ресурсов и материальных затрат;  возможность повышать профессиональный уровень (для специалиста).
Список литературы:
1. Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», ж. «Логопед», 2011, № 3. 2. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. 3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1. 4. Кукушина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. //Дефектология. – 1994. – № 5. 5. Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников. //Воспитатель. – 2010. – №10.

Читайте также:
Конспект занятия по РЭМП в подготовительной группе

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.
Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов.
Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда.
Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Успех коррекционной работы в логопедических группах ДОУ определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями.

Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется согласованность действий логопеда и других специалистов.

Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.

Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельность которого имеет достаточно широкие и разнообразные функции:
– диагностическая;
– коррекционно-педагогическая;
– консультативная;
– координирующая;
– контрольно-оценочная;
– организационно-методическая.

Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллектива ДОУ, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.
Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда как организатора и координатора коррекционно–педагогических влияний, приведенная модель позволяет выделить шесть линий взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Частные задачи достаточно специфичные для каждого из участников. Д ля логопеда в число таких задач включены:

– обследование воспитанников группы;

– изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
– систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуально и групповой программами;
– оценка результатов работы с детьми ОНР;
– формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
– координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

В число частных задач педагогического коллектива входят:
– обеспечение дошкольникам с ОНР комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой помощи ребенка;
– проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
– повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особого внимания требует рассмотрение частных задач , решение которых возлагается на заведующую и методиста (старшего воспитателя) ДОУ. Наиболее значимыми среди них являются:
– соблюдение требований приема и комплектование группы для детей с ОНР;
– осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;
– создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;
– насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповой комнаты – учебными пособиями и специальным оборудованием;
– организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с ОНР;
– привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;
-обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (группы) для детей с ОНР.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.

Читайте также:
Развитие диалогической речи

Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Совместная коррекционная работа в логопедической группе предусматривает решение следующих задач:

– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

В системе планирования выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду для группы соответствующего возраста.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.
Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние – после полдника. Помимо этого воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи /мышление, память, внимание, восприятие./ сенсомоторных навыков.
Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса – это необходимые условия работы для детей с ОНР.

Взаимодействие логопеда с психологом.

Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.
Логопед и психолог, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению.
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий проводимых логопедом и воспитателями. Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики владеет не только педагог-психолог, но и логопед.
Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.

Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.

Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях еженедельно, в т.ч. логоритмических.
Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с патологией.

Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи
– активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
– развитие слухового и зрительного восприятия;
– увеличение объема памяти;
– развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
– развитие двигательных кинестезий;
– развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
– формирование дыхательных навыков;
Таким образом, для получения положительных результатов обязательно взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.

Связь логопеда с инструктором по физической культуре.

Основными задачами инструктора по физической культуре являются:
– забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание
– улучшение функций нервной системы сердечно-сосудистой системы, дыхания др., укрепление опорно-двигательного аппарата
– комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики
– разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем
– развитие общей сенсомоторной и рече-двигательной моторики
– развитие пространственно-координационных и ритмических способностей
– формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции
– обогащение познавательной сферы
– развитие коммуникативной инициативы и активности
– осуществление координации и взаимодействия логопедической и психопедагогической работы.
Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи. Занятия помогают также развить координацию, укрепить внутренние органы, улучшить общее состояние.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Поэтому педагог дополнительного образования, согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, последовательностью изучения лексических тем, включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Педагог по ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т.д.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия - Дифференциация звуков (К) - (Х)

Выбор приемов работы с использованием данных техник, планирование деятельности по художественному творчеству на весь учебный год идет в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в ходе логопедической образовательной деятельности. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

При составлении индивидуальной коррекционной работы с детьми мы учитываем особенности их внимания, памяти и других психических процессов. На протяжении всего учебного года работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется параллельно между логопедом и педагогом ИЗО деятельности.

Как показывает опыт, методы и технологии работы логопеда и педагога дополнительного образования успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды образовательной и игровой деятельности дошкольников.

Способы взаимодействия специалистов обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и других специалистов лежат следующие принципы:

– Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

– Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

– Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

– Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

– Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Логопед и другие специалисты ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:

– учитывается структура нарушения;

– осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

– закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, посредствам перспективного плана и ведения тетрадей взаимосвязи.

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада.

В ДОУ каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях развития детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, у нас возникла необходимость изменить форму и содержание обучающей деятельности и использовать комплексно-игровой метод организации непосредственно образовательной фронтальной деятельности. Сюжетно-тематическая организация деятельности в игровой форме более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Результативность и эффективность такой работы прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале и в конце учебного года.

Работа с родителями.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
– в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
– в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.
Эффективность работы с родителями определяется не только умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Проведение с ними, во-первых, дифференцированной /с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей/,а во-вторых, индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка, в совокупности помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращение семьи в активного субъекта коррекционного процесса осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства
– специальные логопедические уголки
– информационные стенды
– тематические выставки книг
– папки-передвижки-
Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе уже должны быть освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний.

Заключение.
Только тесный контакт в работе специалистов, может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а ,значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению .
Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.

Педагогический совет №2: «Повышение эффективности образовательной работы с детьми по формированию звуковой культуры речи у дош

Педагогический совет №2:
«Повышение эффективности образовательной

работы с детьми по формированию

звуковой культуры речи у дошкольников»

28.11.2019.

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;

2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Предварительная работа:

1.Отбор и изучение литературы по вопросу звуковой культуры речи

2.Сбор информации и оформление материалов по теме педсовета

3. Проведение семинара-практикума для педагогов на тему :«Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений
детей дошкольного возраста». 4.Изготовление папок-передвижек и картотек «Пальчиковые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников».

Читайте также:
Дифференциация А-Я - конспект логопедического занятия

5.Конкурс папок-передвижек для родителей по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

6.Разработка сценария проведения педагогического совета.

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Актуальность воспитания звуковой культуры речи у дошкольников».

2. Использование художественного слова в развитии звуковой культуры речи. Воспитатель Сержант Г.А.

3. Результаты тематического контроля «Состояние работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп».

Воспитатель Сержант Г.А.

4. Демонстрация методических находок (д/и по развитию ЗКР).

5. Консультация: «Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья». Воспитатель Бурынина М.С.

6. Курсы повышения квалификации «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». Заведующий Пародина М.Г.

7. Обсуждение и принятие решения.

Ход педсовета:

1. «Актуальность воспитания звуковой культуры речи у дошкольников». Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.

Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.—— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

– формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

– воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

– формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

– выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

– воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.

2. Выступление педагога Сержант Г.А.

Консультация «Развитие речи ребенка посредством художественного слова»

3. Выступление педагога Сержант Г.А.

Результаты тематического контроля «Состояние работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп».

4. Переходим к демонстрации методических находок (д/и по развитию ЗКР)

Дидактические игры сегодня считают одним из самых эффективных средств, помогающих в обучении дошкольников. Такие игры используют не только в качестве формы обучения, но и как средство личностного развития и, в сущности, как самостоятельный игровой вид деятельности.

Дидактические игры способствуют:

– развитию познавательных и умственных способностей детей;

– получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

– развитию речи, памяти, внимания, наблюдательности;

– развитию умений высказывать свои суждения, делать умозаключения.

И сегодня нашему вниманию представлены дидактические игры по воспитанию ЗКР у детей разного дошкольного возраста.

(Педагоги демонстрируют свои методические разработки (д/и по развитию ЗКР).

5.Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

Выступление воспитателя Бурыниной М.С.

Консультация: «Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья».

6. Выступление заведующего Пародиной М.Г.

Курсы повышения квалификации «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

7. Решение педагогического совета:

  1. Создавать условия в МБДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.

/срок: постоянно, отв: воспитатели /

  1. Педагогам продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей.

/срок: постоянно, отв: воспитатели /

  1. Использовать д/и по развитию ЗКР у детей как в образовательном процессе, так и в режимных моментах.

/срок: постоянно, отв: воспитатели/

4. Пройти подготовку:

Курсы повышения квалификации «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

Методическая разработка по теме: «Эффективные формы и методы работы учителя – логопеда с педагогическим коллективом в условиях логопедического пункта ДОУ»

автор: Шелест Валерия Юрьевна

учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

Методическая разработка по теме: «Эффективные формы и методы работы учителя – логопеда с педагогическим коллективом в условиях логопедического пункта ДОУ»

Методическая разработка по теме:

«Эффективные формы и методы работы учителя – логопеда с педагогическим коллективом в условиях логопедического пункта ДОУ»

Составила:

учитель-логопед

МБДОУ детский сад

«Лесная сказка»

Шелест В.Ю.

г. Железногорск-Илимский

2019 г.

Введение. Актуальность проблемы. 3-4

Основная часть. 4-7

Список использованных источников. 8

Эффективные формы и методы работы учителя – логопеда с педагогическим коллективом в условиях логопедического пункта ДОУ.

Данная методическая разработка посвящена сложностям, имеющимся в работе учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте ДОУ (увеличению количества дошкольников с нарушениями речевого развития, отсутствие взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей, отсутствие логопедических занятий в общей сетке занятий ДОУ). В связи с этим, учитель – логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения и не имеет возможности полноценно вести коррекционно-развивающую работу с детьми. В разработке представлен опыт работы учителя-логопеда с детьми, родителями и педагогическим коллективом за период с 2016 по 2019 годы. Может быть полезна учителям — логопедам на логопедических пунктах ДОУ, педагогам ДОУ.

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого развития дошкольников. С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

Основная часть.

В связи с вышеизложенным, мною был разработан план по поиску наиболее эффективных форм и методов работы учителя – логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ.

В настоящее время увеличилось количество детей со сложной речевой патологией. Учитывая, что в нашем городе нет специализированных детских садов для таких детей, вся коррекционная работа с детьми зависит от грамотно составленного плана учителя-логопеда и разработанной адаптированной рабочей программы для детей с речевой патологией. Мною был составлен следующий план:

  1. Выявление трудностей в работе с детьми со сложной речевой патологией.
  2. Поиск наиболее эффективных методов и приёмов коррекции в условиях логопедического пункта ДОУ.
  3. Создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ.
  4. Профилактика речевых нарушений в каждой возрастной группе воспитателями ДОУ.
  5. Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка.
  6. Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов.

По результатам диагностики за последние годы, выяснилось, что основной контингент детей, пребывающих на логопедических пунктах ДОУ, это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), зачастую осложнённые различными формами дизартрии. Поэтому мною администрации ДОУ было предложено внести одной из годовых задач работы ДОУ профилактику данных нарушений в работу воспитателей ДОУ. Необходимым условием стало обучение педагогов ДОУ на специальных консультациях и семинарах – практикумах.

Поскольку речевые нарушения у детей зачастую имеют комплексный характер, то и профилактическая работа должна строиться с учётом вовлечения как можно большего количества разделов программы по развитию речи и учитывать результаты диагностики речи детей воспитателей и учителя – логопеда.

Основной формой работы стала работа с педагогическим коллективом ДОУ, которая была разбита на этапы.

1 Этапом работы стало проведение семинара – практикума для воспитателей ДОУ по теме: «Развитие фонематических процессов у дошкольников» (февраль 2016 г).

Цель — помочь воспитателям в организации профилактической и коррекционной работы по развитию фонематических процессов у дошкольников на занятиях и в свободной деятельности. Для этого воспитателю необходимы специальные знания и умения. Поэтому возникла необходимость в разработке рекомендаций учителя-логопеда для воспитателей.

1.Познакомить воспитателей с особенностями развития фонематических процессов у дошкольников.

2.Обучить воспитателей последовательности работы по развитию фонематических процессов на материале специальных упражнений и дидактических игр.

3.Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ИКТ, который воспитатели могут использовать в работе с детьми.

4.Продолжать работу по взаимодействию с педагогическим коллективом.

  1. Теоретическая часть
  • Терминология.
  • Роль фонематических процессов в развитии речи.
  • Этапы развития фонематического восприятия.
  • Система и виды работы по развитию фонематических процессов у дошкольников.

2.Сообщение из опыта работы «Методы и приемы формирования и развития фонематических представлений посредством упражнений и дидактических игр» (учитель-логопед)

Читайте также:
Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

3.Презентация дидактического материала для развития фонематических процессов у дошкольников (учитель-логопед)

4.Обмен педагогическим опытом по теме (старший воспитатель, воспитатели)

5.Предоставление авторской методической разработки — «Развитие фонематических представлений у дошкольников. Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников».

За 2 недели до проведения семинара в методическом уголке вывешиваются следующие материалы для ознакомления:

  • Нормы речевого развития детей разного дошкольного возраста;
  • Тематический уголок – «Фонематическое восприятие у дошкольников»;
  • Список литературы по теме.

Сделаны выводы. Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно – образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – воспитатель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Составленная методической разработка приняла участие в муниципальном конкурсе «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ в ОУ».

Чтобы вовлечь в работу и другие разделы программы по развитию речи, на 2016-17 уч. год была определена задача «Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста». В связи с этим для воспитателей ДОУ были проведены консультация и семинар по теме, подготовлена презентация. Позже с данным семинаром я выступила на МО воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Им была представлена презентация по теме «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста», предложен хороший практический материал по теме.

1.Напомнить теоретические основы формирования грамматического строя речи у дошкольников.

2.Осветить данный раздел программы по всем возрастным группам.

3.Показать наиболее эффективные методы и приёмы формирования

грамматически правильной речи.

  1. Предложить воспитателям распечатки с планированием работы по грам. строю, буклеты, картотеки игр.

Материалы и оборудование:

  • Средства ИКТ: мультимедийная установка, компьютер, презентация по теме.
  • Демонстрационный материал, пособия и игры по теме.
  • Грамматика. Что это?
  • Формирование грамматики (по А.Н.Гвоздеву)
  • Усвоение грамматики в дошкольном возрасте (таблица)
  • Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста
  • Специальные дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи. Подбор игр для детей разных возрастных групп.
  • Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам.
  • Представление подборки материалов по теме для воспитателей. Буклеты. Распечатки.

В ходе работы воспитатели разных возрастных групп провели открытые занятия по теме. У педагогов ДОУ появилась необходимая литература, распечатки и буклеты по теме семинара. Также собран и предложен учителем-логопедом материал в виде игр-презентаций для использования на занятиях по темам.

3 этап работы.

На следующий 2017- 2018 учебный год работа с коллективом ДОУ была продолжена. Вслед за темой по развитию фонематических процессов у дошкольников, была поставлена задача «Оптимизация работы c детьми, имеющими нарушения речи по разделу «Звуковая культура речи»».

Цель: Повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  1. Теоретическая часть

Роль ЗКР в развитии речи.

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

  1. Практическая часть

Планирование работы по звуковой культуре речи.

Развивающая среда. Содержание речевого уголка.

Фото подборка «Наши речевые уголки»

Предоставление подборки печатных материалов по теме по разным возрастным группам, использование видеотеки и игротеки учителя – логопеда с использованием ИКТ.

— Консультация с презентацией для воспитателей по теме, предоставлен практический материал по теме.

— Конкурс на лучший речевой уголок

— Просмотрены открытые занятия у воспитателей по разделу ЗКР.

Для успешного решения задач по коррекционной — педагогической работе и обучению детей необходимы следующие условия:

  1. Взаимодействие команды единомышленников: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников, родителей и детей;
  2. Организации коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
  3. Разработки интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

4 этап работы.

Одной из годовых задач ДОУ на 2018-2019 учебный год стала задача — «Совершенствование форм работы по формированию звуковой культуры речи и развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в условиях ДОУ с учетом ФГОС».

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и развитии фонематических функций как способа профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.

1.Расширение знаний педагогов и специалистов ДОУ по формированию звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников.

2.Ознакомление педагогов и специалистов ДОУ с особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи на разных возрастных этапах (от двух до семи лет), основными задачами, содержанием и методикой работы.

  • Актуальность
  • Взаимосвязь задачи «Воспитание звуковой культуры речи» с развитием фонематического восприятия.
  • Задачи формирования звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах педагогами ДОУ (с учетом ФГОС).
  • Планирование работы по звуковой культуре речи
  • Игры и упражнения по звуковой культуры речи (ЗКР) в разных возрастных группах
  • Планирование работы по развитию у детей фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игры и упражнения.
  • Открытое занятие учителя – логопеда для педагогов ДОУ (с подгруппой детей подготовительной группы с ФФНР по дифференциация звуков [С-Ш]).

Открытые занятия воспитателей

  • Смотр-конкурс «Лучшее пособие по ЗКР».

Сделаны выводы. Работа по формированию ЗКР и развитию фонематического восприятия у детей дошкольников станет наиболее эффективной и позволит проводить профилактику речевых нарушений и полноценную речевую подготовку детей к школе, если учитывать следующее:

— возрастные особенностей детей,

— результаты диагностики речи детей (в том числе диагностика логопеда),

— взаимосвязь в работе со всеми специалистами ДОУ,

— планировать и проводить планомерную работу по формированию ЗКР и ФФП у дошкольников,

— использовать разнообразные методы и приёмы,

— правильную организацию развивающей среды.

Работа с педагогическим коллективом приобрела системный характер.

Воспитатели стали получать необходимые знания, которые надо учитывать в работе с детьми с нарушениями речи, стали использовать данные диагностики по разделу «Развитие речи» для учёта особенностей этой категории детей при проведении занятий с детьми

В каждой группе появились речевые уголки, существенно пополнилось оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка.

Читайте также:
Звук (3), буква З - конспект НОД

У воспитателей появилась возможность вести профилактику речевых нарушений у детей во взаимосвязи с учителем – логопедом ДОУ.

Следующим этапом работы с педагогическим коллективом запланирована разработка консультаций и семинаров-практикумов учителем-логопедом по разделу «Связная речь».

За последние годы работы на логопедическом пункте мною проведена большая работа по поиску наиболее эффективных форм и методов работы в условиях логопедического пункта ДОУ:

— Собран хороший наглядный и методический материал по теме самообразования.

— Вводятся в работу современные технологии.

— Проводится ежегодная работа с родителями ДОУ и педагогическим коллективом по пропаганде логопедических знаний, воспитателям предоставляется материал по работе с детьми по разным разделам программы по развитию речи дошкольников.

Удалось подключить педагогов ДОУ к активному поиску и использованию игр и пособий по развитию речи, в т.ч. проведению занятий по разделу ЗКР в системе.

Продолжаю разрабатывать тему самообразования по работе с детьми с ФФНР, ищу новые эффективные формы работы, активно привлекаю к данной проблеме родителей, педагогов и руководство ДОУ.

Список использованных источников.

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. – 471с
  2. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье.–М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115с.
  3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  4. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для

логопедов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

5.Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения / авт-сост. В. В Докутович, Л. Е. Кыласова. — Волгоград: Учитель, 2013.

  1. Фомичева М.Ф. Москва «Просвещение», 1989 г.
  2. Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука». — М.: ИД «Карапуз», 2004.
  3. Игротека речевых игр: Выпуск 1-12: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями Бикина Н.В. Мельникова С.М., — М.: Гном и Д, 2006

Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса

Татьяна Куценко
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса

Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

для повышения качества коррекционно-образовательного

процесса в группе компенсирующей направленности

(из опыта работы)

учитель-логопед

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошколь-ного образования, можно отметить тенденцию к увеличению количество де-тей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Согласно п. 2.6.ФГОС ДО образовательная область речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогиче-ской и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуко-вой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов раз-личных жанров детской литературы.

Успех коррекционной работы в группе компенсирующей направленно-сти нашего учреждения определяется строго продуманной системой, суть ко-торой заключается в тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы. Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе ком-пенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в рабо-те учителя-логопеда и воспитателей.

2. Цели совместной деятельности логопеда и воспитателя.

Совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

-повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

-исключение дублирования воспитателем занятий логопеда: лого-пед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, воспита-тель закрепляет сформированные речевые навыки.

3. Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее не-обходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отби-рает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

4. Направления работы педагогов.

Направления работы учителя-логопеда:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выра-зительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова.

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, со-стоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предло-жений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций,тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Направления работы воспитателя:

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по те-кущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей мотори-ки.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, тек-стов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, вооб-ражения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

5. Формы взаимодействия.

Оформление логопедического уголка, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т. д. Наглядный материал в лого-педическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. Наглядный и речевой материал отбирает учитель-логопед. Воспитатель ока-зывает помощь в изготовлении пособий, игр и дидактического материала, папок-передвижек, уголков и стендов.

Работа с детьми по заданию логопеда в вечернее время.

Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабаты-вается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических за-нятий.Выполняются следующие виды упражнений:

-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, пред-ложений);

– повторение стихотворений, рассказов;

-упражнения на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза;

Читайте также:
Дикие животные весной - конспект НОД

-активизация связной речи в беседе на лексические темы.

Все задания знакомы детям и проводятся в интересной игровой форме. Всё это фиксируется в специальной тетради взаимодействия. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого, и в связи с чем, возникали трудности, что позволяет учителю-логопеду наме-тить дельнейший маршрут коррекции.

Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специ-алистов, которые повышают профессиональную компетентность, а также комплексно решают профилактические задачи. Учитель-логопед разрабаты-вает и проводит занятие. Воспитатель принимает активное участие в подго-товке и проведении занятия. На слайде представлено интегрированное заня-тие по лексической теме «Посуда».

Ещё одной формой взаимодействия является такая форма, как оформ-ление картотек по разным разделам коррекционной работы: технология «Лепбук». Лепбук-самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, пере-кладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошколь-ного образования к пространственной предметно-развивающей среде: спо-собствует развитию творчества, воображения, обеспечивает игровую, позна-вательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей явля-ется совместная подготовка и проведение родительских собраний, цель ко-торых повышение педагогической компетентности родителей. Мы подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопе-дической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устра-нения речевых нарушений. Родительские собрания проводим в форме засе-дания логопедической гостиной для родителей.

Заседание логопедической гостиной проводится и для педагогов ОО. Проведение гостиной проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В ходе самой гостиной педагоги участвуют не как пассивные слу-шатели, а как активные участники диалога.

Совместные занятия театрализованной деятельностью, включающие подготовку и проведение спектаклей. Хочется отметить, что именно самосто-ятельная театрально-игровая деятельность способствует интенсивному рече-вому развитию. Применение театрализованных игр повышает эффективность коррекционной работы речевого развития детей за счёт комплексного аф-фективно-коммуникативного воздействия. Логопед подбирает материал с учётом особенностей речевого развития детей, а воспитатель закрепляет или разучивает диалоги индивидуально и с подгруппой.

Во всех формах взаимодействия используются информационно – ком-муникационные технологии (ИКТ):

широко используются мультимедийные презентации для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда воспитатель использует пальчиковые игры с детьми, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику и т. д с ис-пользованием компьютера.

Занятия с применением компьютерных программ и технологий прово-дятся с соблюдением норм СанПиНов:

использование новых моделей компьютера;

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы пери-одически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на не-сколько секунд.

Представленная система работы, заключающаяся в тесном взаимодей-ствии учителя-логопеда и воспитателя группы, способствует повышению эф-фективности коррекционной работы. Воспитанники группы компенсирую-щей направленности участвуют в конкурсах чтецов и иных мероприятиях, организованных в ДОУ, а также в городских конкурсах чтецов, получают заслуженные награды.

Не только воспитанники, но сами педагоги группы компенсирующей направленности проявляют активность и участвуют в городских конкурсах.

Таким образом, согласованный подход к речевому воспитанию детей по организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия и способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе инструктора по физической культуре с целью повышения качества воспитательно.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Звуки [Э], и [А], [У], [И], [О], [Э]» в с средней группе Дом построить мы решили. (Делают руками над головой «крышу».) Взяли гвозди, молоток (Сжимают и разжимают кулачки) И по бревнам тук-тук-ток.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на май «Наш город. Моя улица» в средней группе Дети должны усвоить: название города главных улиц, площади, парка; основные достопримечательности; важные учреждения и предприятия. Лексика.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на март в средней группе День Космонавтики Развитие мелкой моторики На Луну летать мы будем В небе скучно ей одной: Непременно нужно людям Познакомится с Луной.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в подготовительной группе Профессии. Звук и буква Ш. Развитие общей моторики. Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Дети бегут на носочках по кругу, расставив.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в средней группе Дикие животные весной. Звук О. Развитие общей моторики. Зайки белые сидят и ушами шевелят. (Дети приседают, держа ладони у головы. Вот так,.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на октябрь (средняя группа) Мебель. Звук. О Речедвигательные упражнения Раз, два, три. Дет шагают. – Раз, два, три. Шкаф высокий – посмотри! Руки высоко ПОДНЯТЬ вверх.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Подготовительная группа День Победы Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках,.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса Тема: «Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса» Подготовила: Абдурагимова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: