Неделя русского языка

Неделя русского языка в начальной школе

-о-о—–
-о-о——
—о-о—
—о-о-о-
Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка,мухоловка, жаворонок.
Задание 2. Назвать как можно больше слов, в состав которых ходит какое-нибудь число.
1- единица, единство, одинокий, однажды
2- вторник, двойка, двойник, двушка, двойняшки, двойник, двустволка
3- тройка, тройник, трио, трезубец, треножник
4- четверг, четверть, четырехугольник
5- пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка, пятиугольник
6- шестигранник, шестиугольник, шестерка, шестилетка,
7- семерка, семигранник, семиструнная (гитара, семицветик
8- осьминог, восьмерка
9- “девятый вал”, девятилетний, девятиэтажный
10- десятина, десятка

Задание 3. Игра “Выбывание слова”. На листке (доске) даны слова: строит, бежать, видит, решал, рисовали, пишет. Сначала нужно найти единственное слово, с которого следует начать игру:
1) бежать – единственный глагол в неопределенной форме;
2) рисовали – только этот глагол имееет множественное число;
3) решил – из оставшихся только этот глагол в прошедшем времени, остальые в настоящем;
4) пишет – глагол 1 спряжения, остальные второго спряжения;
5) видит – глагол-исключение.
6) остается глагол “строит”.
2-й вариант.
Известный, честный, опасность, веселый, красивая, грустный.
1) опасность – это имя существительное, а все остальные имена прилагательные;
2) красивая – единственное прилагательное женского рода;
3) веселый – имя прилагательное, которое не содержит непроизносимый согласный;
4) известный – есть приставка;
5) честный, грустный – остаются.
Задание 3. Составить слова из слогов.
ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ
Задание 4. Назови одним словом:
1) Глухой шум от трения. (Шорох)
2) Место соединения разных кусков. (Шов)
3) Сделанный из холста. (Холщовый).
4) Детеныш овцы. (Ягненок).
5) Мастер по изготовлению ременной упряжи. (Шорник).
6) Стержень для чистки ствола оружия. (Шомпол).
7) Ощущение жжения в пищеводе. (Изжога).
8) Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник).
9) Водитель автомобиля. (Шофер).
11) Мощеная щебнем или асфальтированная дорога. (Шоссе).
12) Презрительное название ненасытного человека. (Обжора).
13) Цирковой артист. (Жонглер).
14) Наездник на скачках, бегах. (Жокей).
Задание 5.Конкурс “Половинки”. Дана первая часть пословицы. Ученики должны назвать (записать, найти) вторую часть.
Делу время – потехе час.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Жизнь дана на добрые дела.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не спеши языком, спеши делом.
Пишут не пером, а умом.
Ученье – путь к уменью.
Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Не знать – не страшно, страшно – не узнать.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Задание 6. Блиц-турнир “Вопросы -Ответы”.
1 класс
1. Если в предложении о чем-либо рассказывается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения? (точка)
2. Сколько гласных букв в слове «школьная»? (3)
3. Найди ошибку: в слове «мышь» 4 буквы и 4 звука. (4 буквы, 3 звуа)
4. Сколько слогов в слове «ягода»? (три)
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово. (столб)
6. Какое слово спряталось в «угроза»? (гроза, роза)
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое? (каска)
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у розы выросла роза»? (у Розы)
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога. (лесок, лесочек)
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо? (гнездо)

2 класс
1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик». (щенку)
2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна». (е, о, о, е, о)
3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,. (б, з, г, д, в, ж)
4. Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки? (заморский)
5. Где в слове стоит приставка? (перед корнем)
6. Бывают ли слова без корня? (нет)
7. Найди спрятанное слово. Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: учитель, соловей, продавец, Катя, василек, кошка. (василек)
8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть. (Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая.)
9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо. (возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать)
10. Может ли предложение состоять из одного слова? (да)

3 класс
1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?
2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
3. Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.
4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».
5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?
6. Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».
7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.
8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?
9. В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.
10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»
Ответы: 1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

4 класс
1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.
2. Чем предложный падеж отличается от других падежей?
3. Измени существительные 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.
4. Что такое «инфинитив»?
5. Какого лица и числа местоимение «вы»?
6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?
7. Какое спряжение у глагола «дышать»?
8. Где «тся», а где «ться»: собираюсь прогулят.ся, дом строит.ся, дети веселят.ся, нужно торопит.ся?
9. Вопросы: где? как? когда, куда? относятся к какой части речь?
10. У всех ли слов есть окончания?
Ответы: 1. Корень + суффикс; корень; приставка + корень; корень. 2. Может употребляться только с предлогами.3. Мать, мышь, ель, кость, тетрадь, морковь. 4. Неопределенная форма глагола. 5. Мн. ч., 2- го л. 6. Да. 7. Ко второму. 8. «ться», «тся», «тся», «ться». 9. К наречию. 10. Нет. Например, у наречий.

Читайте также:
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Неделя русского языка

Материал для проведения Недели русского языка.

Содержимое разработки

Неделя русского языка

ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ

ВЕСЁЛАЯ ВИКТОРИНА

Чтобы правильно назвать загаданное слово в шараде, нужно сначала правильно разгадать его части, которые называются в рифмованных четверостишиях.

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы,

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

Ответ: ПИ-РОГ

Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

МЕТАГРАММЫ

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, – и тогда вы получите новое слово.

С «к» в полях меня найдёте,

С «г» романсы запоёте.

С «в» в косички заплетёте.

Ответ: колос –голос – волос

С «ч» летаю над волною,

С «л» не дам волкам покою.

С «м» – рубашка – безрукавка,

С «з» скачу в лесу по травке,

С «г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

Ответ: чайка – лайка – майка – гайка

ЛОГОГРИФЫ

При разгадывании логогрифов нужно отбросить или вставить новую букву или слог, чтобы из одного слова получить другое.

С «п» в полях я пашу и сею,

На работу быстр и спор,

А без «п» я зеленею,

Расстилаюсь, как ковёр.

Ответ: плуг – луг

С буквой «к» бери меня на покос,

А без «к» ужалю в нос.

Ответ: коса – оса

АНАГРАММЫ

Чтобы получилось новое слово, нужно

переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

Я в пруду живу, жирею.

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

Ответ: карп – парк

В океанах он живёт,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дёргаться щека.

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

Ответ: насос – сосна

ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ

Речь идёт о словах – омонимах

Смотри, по воде барашки бегут

– Ну, и люди… ну, и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелей воды.

Барашки – 1) небольшие пенистые волны;

2) молодые баранчики (овцы)

2.- Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель? Неужто с ума спятил?

Башмак – 1) приспособление для торможения

2) ботинок или полуботинок

3.– Сиди на банке и вёслами орудуй смело.

– А она расколется, и стёкла мне изранят тело!

Банка – 1) скамья для гребцов в лодке

2) сосуд стеклянный

4. Смотри, какая кашка на лугу,

И здесь, и там, и всюду…

– Ой, рассмешил, ой, не могу,

Да кто же её варит без посуды?

Кашка – 1) (разг.) клевер, а также – соцветие

2) кушанье из вареной крупы

ВЕСЕЛАЯ ВИКТОРИНА

Указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания.

1 Анатомическо – математический парадокс

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Рогатый скот?!

В нашем совхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. Охотники и рябчики

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

5. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась

в сквере и ждала подругу.

6. Кто же пришёл?

-Нет. Здесь только Ваня, Миша, маша, Коля, Дима, Настя, ещё не пришли.

Мама Коля, дядя Оля и я пришли в гости к бабушке.

(Можно: посчитайте, сколько всего людей?)

Еще одна разновидность игр со словами называется «шарада». Составные части шарады – отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом – смысл всего слова. И не всегда при этом слово разбивается по слогам.

Слово «шарада» произошло от французского «charade» – слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.

Шарады описаны еще в античной литературе, а своего расцвета они достигли в салонной культуре XVII—XVIII веков, а затем из литературы исчезли, сохранившись только в качестве игры.

Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.

(Ответ: «Бук-вы».)

Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ: «А-том».)

Часть танца – слог мой первый,

Вино – мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ: «Па-ром».)

Мой первый слог – предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ: «За-дача».)

Начало – голос птицы.

Конец – на дне пруда,

Читайте также:
Направления логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ: «Кар-тина».)

Первый слог найдешь средь нот,

А второе – бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

(Ответ: «До-рога».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(Ответ: «С-порт».)

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье — слог второй,

А в целом – школьный столик твой.

(Ответ: «Пар-та».)

Из писка птиц – мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Ответ: «Пи-рог».)

Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

(Ответ: «Ми-на».)

Вы меру площади припомните вначале –

Ее вы в школе, несомненно, изучали.

Пятерка букв, идущих следом, – вдохновенны,

Им не прожить без танца, музыки и сцены.

На экспонаты оружейные глазея,

Ответ найдете в историческом музее.

(Ответ: «Ар-балет».)

Вот он – первый слог.

Этот слог — предлог.

Далее – юнец, вхожий во дворец.

Буква на конце стоит, открывает алфавит.

Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.

(Ответ: «Про-паж-а».)

Из бумаги – самый первый слог.

В него сахар ты б насыпать смог.

Второй – мерит информацию он иль

Нам являет музыкальный стиль.

Слово целое – как кувырок,

В цирке ты б его увидеть смог.

(Ответ: «Куль-бит».)

В начале – действий череда,

Но – не ходьба и не езда.

Затем здесь гласная идет,

А следом – жмот наоборот.

Отгадка — зверь гиппопотам.

Сказать иначе надо вам.

(Ответ: «Бег-е-мот».)

Отыщи болезнь-заразу,

А прибавишь букву – сразу

Слово новое готово.

У кораблей есть это слово.

(Ответ: «Я-корь».)

Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое.

(Ответ: «М-уха».)

Первое – нота, вторая – игра,

Целое встретится у столяра.

(Ответ: «До-лото».)

Первый слог – рекой зовется,

Есть на корабле – второй,

Ну а целое дается

В честь победы боевой.

(Ответ: «Сал-ют».)

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Ответ: «Я-блок-о».)

Первый слог мой каждый знает —

В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим.

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать.

(Ответ: «Мел-и-тополь».)

Мое начало вы найдете в поле,

Второе с третьим вы учили в школе,

Когда был по грамматике урок,

Одно из них – союз,

Другое же – предлог.

Затем вы, приложив старанье,

Найдете дерева названье.

А в целом — имя города-героя,

Чьей мы гордимся славой боевою.

(Ответ: «Сев-а-с-тополь».)

Первое – нота, второе – то же,

А в целом – на горох похоже.

(Ответ: «Фа-соль».)

Ищите в танце первый слог,

Вторых два – цифра и предлог,

А целым мы зовем людей,

Готовых жизнь отдать в бою

На благо Родины своей.

(Ответ: «Па-три-от».)

Мой первый слог – бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом – дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(Ответ: «Кипа-рис».)

Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

(Ответ: «Бра – конь – ер».)

Мой первый слог – это предлог,

Согласья знак – второй мой слог,

Мой третий слог — судьбина злая,

Всё вместе – в праздник получаем.

(Ответ: «Под-а-рок».)

Первый слог для измеренья круга нужен,

Два вторых совместно значат «век».

В целом – огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек.

(Ответ: «Пи-сто-лет».)

«Неделя русского языка» — предметная неделя русского языка и литературного чтения в начальной школе

«Неделя русского языка» — предметная неделя русского языка и литературного чтения в начальной школе

– привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
– повысить общую языковую культуру;
– углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
– развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения:

Открытие недели. (Линейка)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка и литературного чтения.

С сегодняшнего дня у нас будет царить «Неделя русского языка и чтения». На этой неделе вы должны показать все свои знания в области русского языка и литературы.

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на странице
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Читайте также:
Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Д-Т

– Как будет проходить наша неделя? (Ведущий объясняет план работы). У нас всю неделю будут проходить различные конкурсы, игры, викторины, связанные с русским языком и литературным чтением. План всех мероприятий будет находиться на стенде.

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

Квест-игра «Путешествие по стране Грамматика»

Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Изучение русского языка
Нелегко вам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Грамматика. На каждой станции вас ждут испытания на определённую тему. Готовы отправиться в путь? Начинаем наше путешествие.
(Каждому классу выдаётся маршрутный лист)

Станция «Ребусы»

1 и 2 классы могут устно, 3 – 4 классы письменно. За каждый правильно отгаданный ребус 1 балл.

1.кот 6.дым
2.ворона 7.сон
3.ток 8.вода
4.гроза 9.вор
5.бочка 10.утки

1) Блокнот 2) скрепка 3) волк 4)лимон 5)шмель
6)волосы 7)поднос 8)стриж 9)ваза 10) дочка
11)бабочка 12)клён

1)вторник 2) шутка 3)дорога 4)курсор 5)рыбак 6)весна
7)медведь 8)лошадь 9)телефон 10)сорока 11)вода 12)история

Станция «Слоговая ромашка»

Нужно «лепестки» соединить с «центром» цветка, на «лепестках» картинки-названия предметов, на «центре» цветка – количество слогов. Слово поделить на слоги и приложить к нужному цветку.

За каждый правильный лепесток — 1балл. Итого 1-2 классы могут набрать 14 баллов, 3-4 классы – 21 балл.

Станция «Анаграммы»

Ребята, хотите побыть волшебниками? Давайте поколдуем над словами. Переставляя буквы местами, составьте новые слова.
1 класс устно, 2 и 3-4 класс письменно.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Атлас
Банка
Волос
Кулак
Камыш

Атлас
Банка
Волос
Кулак
Камыш
Баня
Гора

Атлас
Банка
Волос
Кулак
Камыш
Баня
Гора
Хвала
Мошкара
Манишка

Атлас
Банка
Волос
Кулак
Камыш
Баня
Гора
Хвала
Мошкара
Манишка

Атлас Салат
Банка Кабан
Волос Слово
Кулак Кукла
Камыш Мышка
Баня Баян
Гора Рога
Хвала Халва
Мошкара Ромашка
Манишка Машинка

Станция «Крылатые выражения»

1-2 класс объяснить выражения, когда так говорят.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Брать себя в руки – успокоиться
Золотые руки – хорошо справляется с работой
Держать язык за зубами – не говорить лишнего
Глаза слипаются – сильно хочется спать
Зарубить себе на носу – хорошенько запомнить
Ломать голову – усиленно думать над трудным вопросом.
В двух шагах – рядом
Два сапога пара – похожие люди, особенно по недостаткам
Волчий аппетит – очень сильный аппетит
Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха

3-4 класс соединяют выражение из левого столбика с его значением из правого столбика. За каждый правильный ответ 1 балл.

Брать себя в руки Усиленно думать над трудным вопросом
Золотые руки очень сильный аппетит
Держать язык за зубами хорошенько запомнить
Глаза слипаются не говорить лишнего
Зарубить себе на носу успокоиться
Ломать голову хорошо справляется с работой
В двух шагах рядом
Два сапога пара отсутствие музыкального слуха
Волчий аппетит сильно хочется спать
Медведь на ухо наступил похожие люди, особенно по недостаткам

Брать себя в руки Усиленно думать над трудным вопросом
Золотые руки очень сильный аппетит
Держать язык за зубами хорошенько запомнить
Глаза слипаются не говорить лишнего
Зарубить себе на носу успокоиться
Ломать голову хорошо справляется с работой
В двух шагах рядом
Два сапога пара отсутствие музыкального слуха
Волчий аппетит сильно хочется спать
Медведь на ухо наступил похожие люди, особенно по недостаткам

3-4 класс соединяют выражение из левого столбика с его значением из правого столбика. За каждый правильный ответ 1 балл.

Брать себя в руки Усиленно думать над трудным вопросом
Золотые руки очень сильный аппетит
Держать язык за зубами хорошенько запомнить
Глаза слипаются не говорить лишнего
Зарубить себе на носу успокоиться
Ломать голову хорошо справляется с работой
В двух шагах рядом
Два сапога пара отсутствие музыкального слуха
Волчий аппетит сильно хочется спать
Медведь на ухо наступил похожие люди, особенно по недостаткам

Станция «Рассыпушки»

У нас Курочка Ряба снесла три яйца. В каждом яйце рассыпались буквы. Вам нужно собрать из этих букв слова. Команда берёт сначала одно яйцо, раскрывает и собирает из букв слово, затем 2 и 3. За каждое слово 1 балл.

Слова: 1.перемена, 2. школьник, 3.портфель.

Ведущий. Вот и окончено наше путешествие по стране Грамматика. Трудный и интересный был путь в эту страну. Я надеюсь, что задания вам понравились и теперь вы с большим интересом начнёте изучать такой непростой, но очень интересный русский язык.

Спасибо всем за увлекательное путешествие. Желаю вам получать только хорошие отметки по предмету «Русский язык».

Сценарий открытия недели русского языка и литературы в школе

Цели:
– развивать творческие способности детей;
– прививать интерес к изучению русского языка и литературы.

Звучат фанфары.
На экране фото Неделя
Музыка «Открытие», голос за сценой:

– Они всегда повсюду ходят вместе,
И неразлучны, словно берег и река
Как музыка и текст в любимой песне,
Как муза и поэт во все века.

Музыка «Выход»
– Встречайте: ее величество Королева Литература и его величество Король Русский язык!
на сцену выходят ведущие – король и королева, он кланяется, она делает реверанс.

Король: Здравствуйте, дорогие ученики, учителя и гости! Сегодня мы открываем в школе «Неделю русского языка и литературы», которая пройдёт под девизом «Сначала аз да буки, а потом другие науки!»
Королева: Мы приветствуем всех вас, пытливых и находчивых, знающих и остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далёкие уголки страны под названием «Русский язык!
Король: Что вы представляете себе, когда слышите словосочетание «русский язык»? Прежде всего вспоминается, наверное, школьный урок, на котором учат правописанию. Но правильная запись звучащей речи – это только одна из множества проблем, связанных с русским языком. Изучение русского языка может быть интересным и увлекательным.
Королева: Изучая его, вы знакомитесь с большим количеством интереснейших фактов о языке. Перед вами предстаёт удивительный мир слов и их значений.
Король: О богатстве и выразительности русского языка сложено немало стихотворных строк.

Читайте также:
Конспект логоритмического занятия (Страна Мыльяндия)

Чтец 1: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нём впервые я сказала «Мама», На нём клялась я верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём.
<…>Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, каждый миг. На нём живые, трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране. С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне.(Т.Зумакулова)

Чтец 2: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!(С.Абдулла)

Король: Русский язык богат и вместителен. В нём столько слов, что они иногда даже начинают спорить между собой.

Сценка «Спор частей речи»
Рассказчик: Однажды поспорили части речи, кто из них важнее, без кого и сказка не сказка.
Существительное: Я Имя существительное, я важнее всех! Без меня не было бы репки, дедки, бабки, и Колобка, и Золушки. Вообще, все герои и предметы – это я. Я обо всех рассказываю, всех по именам называю – кто это или что это.
Прилагательное: Ха-ха! Подумаешь, Имя существительное! Каков бы был весь сказочный мир без меня – Имени прилагательного! Вы бы без меня никогда не узнали ни Красную шапочку, ни хрустальных башмачков, ни Синей бороды. Всё было бы бесцветным или вообще никаким.
Глагол: Спорьте, спорьте. Но без меня вы все пропадёте.
Существительное: А ты кто такой?
Прилагательное: Ты зачем нам нужен?
Глагол: Я кто такой? Сейчас вы узнаете, кто я (исчезает).
Рассказчик: И вдруг все герои сказок замерли.
Существительное: Что это? Колобок не катится и не поёт свою песенку. Золушка не едет на бал. Мальвина не учит Буратино.
Прилагательное: И вообще, никто не смеётся, не разговаривает, не думает, даже солнце не светит. Неужели нас заколдовала злая колдунья?
Существительное: Нет, это Глагол обиделся и ушёл. Всё из-за тебя, это ты его обидело!
Прилагательное: Ты первое его обидело.
Существительное: Ладно, давай думать, как его вернуть. Произнесём волшебные слова:
Что делать?
Что сделать?
Действуйте.
Рассказчик: Глагол вернулся, и всё пришло в движение.
Прилагательное: Прости нас, Глагол.
Существительное: Теперь мы знаем, что без тебя нам не обойтись.
Глагол: Да я не обижаюсь. Нам нельзя ссориться. Мы все друг другу нужны.

Королева: Я уверена, что наши ребята знают все части речи и пользуются ими в речи. Хотя в современном русском языке я сама иногда не сразу могу различить значения слов. Вот, смотри. « Учитель физкультуры школы номер 2 толкнул штангу весом 300 кг. Директор пытается выяснить, кому именно он её толкнул».
Король: И всё же я думаю, тому, кто прилежно учится, любые грамматические и языковые головоломки по плечу. А если и возникают у них сомнения, волшебные правила оживают и сами подсказывают им.

Сценка «Ночь и Камыш»
Рассказчик: Над рекой опустилась Ночь. Она думала, что никто не нарушит её покой. Но тут она услышала тихий шёпот. Прислушалась Ночь и поняла, что это тяжело вздыхает и грустно бормочет Камыш.
Камыш: Ох, ох! Почему я, Камыш, ношу в конце слова шипящий звук, как и другие, а мягкого знака не имею? А Ночь, сама такая тихая и мягкая, зачем ей ещё и мягкий знак? Как обидно!
Рассказчик: Жалко стало Ночи Камыша, и решила она ему всё объяснить.
Ночь: Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты зря печалишься. Хочешь я тебе помогу?
Камыш: Хочу! Объясни, почему это у тебя есть мягкий знак, а у меня нет? Я тоже хочу.
Ночь: Есть такое правило. Об этом и все наши ребята, наверное, знают. Вот, слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие звуки и относятся к женскому роду, имеют в конце мягкий знак.
Камыш: А какие это слова?
Ночь: Вот, например, скоро на небе взойдёт Луна, моя дочь. Слово «дочь» тоже имеет на конце мягкий знак.

Камыш: А ещё?
Ночь
: Там, за рекой, есть поле, на котором растёт Рожь. В этом поле живёт Мышь.
Камыш: И она тоже имеет мягкий знак?
Ночь: Да.
Камыш: Всё это понятно, но мне всё же грустно. У меня-то мягкого знака нет.
Ночь: Не грусти, Камыш. Нам мягкий знак нужен, потому что мы относимся к женскому роду и не можем сами себя защитить. Мягкий знак на конце – как топор в руках, как страж и защитник. А вы относитесь к мужскому роду, вам не нужен защитник, вы сами сильные и сами справитесь.
Рассказчик: Обрадовался Камыш, что он такой сильный, возгордился и говорит:
Камыш: Спасибо, Ночь, теперь я всё понял. Да, действительно, пусть мягкий знак лучше существительные женского рода охраняет, а мы и так сильные.

Читайте также:
Литературная викторина по сказкам русских писателей

Королева: Процесс изучения русского языка в школе увлекательный, но непростой. Быть может, поэтому ученики и учителя видят его по-разному.

Сценка «Прогноз школьной погоды версия учеников (учителей)”
Ученица: Здравствуйте! В эфире прогноз погоды специально для нашей школы. Сегодня подсчитываются убытки от вчерашнего урагана, пронёсшегося над нашей школой. Порывом школьного ветра разбило окно в учительской, занесло туда футбольный мяч, который, в свою очередь, приземлился на столе завуча. Также ураган унёс в неизвестном направлении 4 дневника в 5 классе.
Сегодня синоптики обещают стихание ветра, но в зоне 7 класса будет продолжаться повышенная турбулёнтность – ведь там уже длительное время не было классного руководителя.
Утренний ливневый дождь, прошедший узкой полосой исключительно над 10 классом, смыл в классном журнале оценки за сочинение, из-за чего в этом классе усиливается атмосферное давление на учеников со стороны учителя.
Сплошной туман ожидается завтра в 6 классе во время ВПР по русскому языку. Видимость будет настолько мала, что учителю русского языка Тамиле Исаевне не рекомендуется вставать из-за стола и ходить по классу в поисках шпаргалок и спрятанных учебников.
В последующие дни синоптики обещают нам хорошую погоду, но накануне итоговых контрольных ожидается штормовое предупреждение, и Гидрометцентр настоятельно рекомендует отложить все диктанты и контрольные на неопределённое время до улучшения погоды. Вы слушали прогноз погоды! До новых встреч!

Учитель: Здравствуйте! Вчерашний ураган действительно оставил в нашей школе заметные следы. Двум ученикам 7 класса, похоже, снесло крышу, раз они решили играть в футбол рядом с учительской. Крышу на место им вернут родители, когда придут оплачивать разбитое ими окно.
Ветром повалило старое дерево рядом со школой, а в его дупле найдены утерянные дневники, причём все они обрываются в середине года на записи «Родителей в школу!»
Гром и молния ожидаются завтра во второй половине дня, когда Марьям Даламбековна проверит ВПР по русскому языку в 6 классе.
Несмотря на угрозу извержения искусственного вулкана, сотворённого 10 классом в кабинете №18, Гидрометцентр обещает, что все катаклизмы нас минуют. Так что, все ВПР и контрольные пройдут в назначенное время и в назначенном месте. Учитесь, учитесь и ещё раз учитесь! И тогда, когда вы будете сдавать ЕГЭ, вашим мамам не придётся сдавать всё в ломбард. Спасибо за внимание!

Королева: В королевстве русского языка то и дело происходят разные чудеса. Вот, например, одно местоимение сбежало в спорт и теперь обозначает спортивный термин. Это местоимение «ничья».

Король: Я думаю, наши ребята тоже знают немало интересных фактов о русском языке.

Музыка «Сказочная»
Показывается обычный день в королевстве. На сцену выходят 3 ученицы.

1 ученица: Ребята, давайте поиграем в съедобное – несъедобное.
– Ватрушка!
2 ученица: – Колесо!
3 ученица: (кидает мяч)
– Электрогенератор!
1 ученица:
– Это слишком длинное слово, я не успела сообразить, прежде чем поймать мяч!
3 ученица: – Какое же оно длинное? Вот, если бы я сказала рентгеноэлектрокардиографический, тогда другое дело.
2 ученица: – Ух ты, я это даже выговорить не смогу. Это, наверное, самое длинное слово в русском языке.
3 ученица: – Нет, самое длинное – другое, оно даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Превысокомногорассмотрительствующий!
1 ученица: – (с хитрой улыбкой) А я знаю слово намного длиннее!
3 ученица:– Длиннее не бывает.
1 ученица: – Бывает. Я бы даже сказала, оно бесконечное.
2 ученица: – И что же это за слово?
1 ученица:- Прабабушка. Если я захочу сказать о своем самом дальнем предке, то могу хоть миллион раз произнести приставку –пра.
3 ученица: И правда, бесконечное!

Музыка «Сирена»
голос за сценой:

– Внимание, внимание! Сигнал тревоги! В королевстве пойман чужеземец! Стражники ведут его к королю.

В это время 1 и 2 уч выносят на сцену два трона (стулья, накрытые красной тканью), Король и Королева садятся в них. Два стражника под руки выводят на сцену нарушителя и толкают его к королю.

Стражник:
– Ваше величество, позвольте доложить! На территории нашего королевства задержан инопланетянин.
Король:
– С чего вы так решили? Выглядит, вроде, как человек.
Стражники:
– Выглядит да, но изъясняется не по-нашему. Никто не может понять, что он говорит.
– Думали сначала – чужеземец, стали гадать, из какой страны, но выяснили, что в мире нет страны, в которой говорят его языком.
Король:
– Так-так, интересно… Молодой человек, что вы можете сказать в свое оправдание?
Нарушитель:
– Дратути. Фигасе, какой хайп я словил, с самим королем что ли разговариваю! Респект Вам и уважуха (манерно кланяется, затем обращается к королеве) Какой няшный у вас наряд. (королева хватается за голову) А я че? Я ниче. Мой дружбан тоже так говорит, а он понтовый чел.
Ученица:
– Так это же Илья Лежебокин! Никакой не инопланетянин, а ученик из пятой школы. Он любит вставлять в речь иностранные слова, использовать жаргонизмы, варваризмы, молодежный сленг, поэтому, его мало кто понимает.
Стражник:
– Тем более, его надо задержать!
Нарушитель (испуганно):
– За что?
Стражник:
– За употребление в речи слов, ведущих к оскудению и засорению русского языка.
Король: Если бы это услышал Александр Сергеевич!

Входит Пушкин.
Пушкин: Ну, здравствуй, племя молодое! Я помню чудное мгновенье, Когда учился в школе я.
К наукам, книгам, просвещенью
Стремились все мои друзья.
Что ж вы, потомки, натворили,
Во что язык наш превратили?
Куда исчез высокий слог?
Кругом попса, тусовки, рок.
Уж не нужна литература
В век эсэмэсок и гламура.
И хоть я самых честных правил,
Как взял бы розги и вот их (грозит Лежебокину)
Учить бы заново заставил
Великий русский наш язык!
Лежебокин: Я больше не буду!
(Пушкин уходит)
Королева:
– И почему многие решили, что так разговаривать – модно? Еще Куприн говорил: «язык – это история народа и культуры. Потому сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Многие ученики любят перегружать речь иностранными словами, которые ужасно засоряют наш язык. Если все станут их использовать, мы друг друга просто не поймем! Вы только представьте, выступает, к примеру, депутат: (читает по бумажке) «В связи с ратификацией релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведший ко всеобщей сатисфакции, мы решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге».
1 ученица:
– Ни одного слова не разобрать!
– Чужой язык нужно уважать, но свой – ценить особенно.
Нарушитель:
– Да что вы все заладили – русский язык, русский язык. Он такой скучный, я на уроках просто засыпаю! (выходит на середину сцены)
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Им переделка срочная,
Серьезная нужна.
Вот, например, я новые
Придумал имена!
Взятельный, Грязнительный,
Лежательный, Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Читайте также:
Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе детей с ОНР

Король:
– Что ж, диагноз ясен. (стражникам) Отведите его на излечение к принцессе Лингвистике! (уводят) Я надеюсь, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Король:
– На самом деле, русский язык очень богат и многолик. Взять хотя бы слово «писать», столько производных от него можно придумать. Писатель пишет, ученик списывает, директор подписывает, писарь переписывает, врач прописывает, следователь записывает, инспектор выписывает, пристав описывает.
Для иностранцев русский язык просто смерть.
Королева:Русский язык нелегко учить, но ведь обучать русскому языку тоже непросто. А некоторые друзья нашего Лежебокина думают, что быть учителем так просто и всю жизнь мечтают поменяться с ней местами.

Сценка «Гаишник и учительница русского языка»
Гаишник останавливает машину, а за рулём – его бывшая учительница по русскому языку.
– Опаньки! Вот это встреча! Марьиванна, Вы что ли? Помните меня, я Петя Курочкин?
– Помню, Петенька, как не помнить. Помню, как ты мне очки чёрной краской закрасил…
– Это после того, как вы мне сказали, что видеть меня больше не хотите!
– Ещё помню, как ты украл из кабинета биологии череп и ходил с ним в обнимку.
– Ну, это потому что Вы говорили, что я с головой не дружу…
Ну что, Марьиванна, почему нарушаем?
– Ой, Петенька, я знак не заметила. Очень спешу, можно я поеду?
– Нет уж, Вы сначала документики свои покажите.
– Ой, я, кажется, их дома забыла…
– Дааа? А голову вы дома не забыли?
-Даже не знаю, как я без них выехала.
-А кто это должен знать, Пушкин?
– Петенька, давай договоримся, я тебе денежку дам.
– Ещё чего! Однажды я пытался договориться с одной учительницей русского языка на экзамене. Так она не взяла! И теперь я гаишник. Так что мы поступим по-другому.
-Говори, Петенька, я всё сделаю.
-Берите листочек, ручку, и с красной строки, красиво пишите: «Я никогда больше не буду нарушать правила дорожного движения!» И так 100 раз. Пишите, Марьиванна, пишите…
Королева: Все мы должны учиться правильно говорить и грамотно писать. Ваше Величество, давайте проверим, сколько людей в зале любят и прилежно изучают русский язык.

Король:А как мы это проверим?

Королева: Очень просто. Мы предложим несколько заданий, проверяющих грамотность.
Задания на слайдах:
1. Прочитать правильно: Депутат Сидоров был переизбран 765 голосами.
2. Найти ошибку: Тебе уже 6 лет, а ты до сих пор не умеешь произносить букву Р!
3. Какой орган человека называется именем прилагательным и почему?

Видеоролик о русском языке.
Король:
– Властью, данной мне, объявляю неделю Русского языка и литературы в школе №…2…… открытой!

Неделя русского языка и литературы в школе

в Люнвенском УКП при ФКУ ОИК-11/11

с 27.02.2012 по 02.03.2012

Ответственные за мероприятие

Цели проведения

1. Привить любовь к русскому языку.

2. Повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету.
4. Воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, этнографии родного края.
5.Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
6. Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Решаемая проблема

Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в школе Предметной Недели. Почему эту проблему важно обсуждать и решать.

Целевые группы

– продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всему виртуальному миру;

– блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей языка;

– откроют для себя секреты русского языка, выполняя конкурсные задания;

– найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов;

– создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;

– помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

– познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета;

Читайте также:
Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ

– примут участие в заседании виртуального методического объединения словесников;

– смогут задать актуальные вопросы ученым и методистам.

План проведения «Недели русского языка и литературы»:

1 день Открытие «Недели русского языка и литературы»:

– беседа о русском языке;

– конкурс на самого грамотного ученика (словарная работа).

2 день Урок-игра «Знаем русский».

3 день Конкурс на лучшее владение русской речью.

4 день «КВН»

5 день закрытие «недели русского языка и литературы»:

– подведение итогов «Недели…»;

1 день Открытие «Недели русского языка и литературы»

Всего и надо, что вчитаться, – боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

Как материал словесности, язык славяне – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Берегите чистоту языка, как святыню!

Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением.

Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Беседа о русском языке (показ презентации см. приложение 1)

Конкурс на самого грамотного ученика (словарная работа):

А) Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский)
Футбол (английский)
Галстук (немецкий)
Бухгалтер (немецкий)
Баскетбол (английский)
Жалюзи (французский)
Школа (греческий)
Балет (французский)
Гимназия (греческий)
Спорт (английский)

Б) Вопросы об устаревших словах. Что означают эти слова:
Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
Кушак (пояс из мягкой ткани).
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень).
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие).
Ржа (ржавчина).

В) Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия – спор.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума.

2 день Урок-игра «Знаем русский»

Цель: закрепить знания учащихся по русскому языку.

1. Проверить теоретические знания по предмету;

2. Формировать умение выражать свои мысли;

4. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие;

5. Прививать любовь к родному языку.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, жетоны разного цвета.

Вступительная часть.

С русским языком

можно творить чудеса, нет

ничего такого в жизни и в

нашем сознании, что

нельзя было бы передать

Учитель. Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

Л. Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, передают друг другу свои мысли». Язык имеет два не похожих друг на друга значения. Что это за значения? (Учащиеся отвечают).

1) язык – это мясистый подвижный орган вкуса, помещенный во рту;

2) язык – человеческая способность говорить и понимать собеседника.

Это мы говорим о языке… А что же такое русский язык?

Учащиеся. Русский язык – это национальный язык русского народа.

Учитель. А немецкий, английский, французский языки?

Учащиеся. Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население Земли говорит на сотне языков. Только в нашей стране люди говорят более чем на 130 языках. А более чем на 70 языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты, литература.

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!

Учитель. Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значение, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли, и с большой яркостью они могут быть выражены. А сейчас все свои знания русского языка мы покажем в игре «Знаем русский».

Сообщение правил игры.

Дорогие друзья! На нашу игру мы пригласили две команды знатоков. Вы получаете карточки с заданиями, которые вам необходимо будет выполнить. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. После выполнения всех заданий мы подведем итоги и выявим победителя.

Расшифруйте, пожалуйста, аббревиатуры СНГ, ЗАГС, СССР, ООН, ГДР ( Содружество Независимых Государств, Запись Актов Гражданского Состояния, Союз Советских Социалистических Республик, Организация Объединенных Наций, Германская Демократическая Республика).

Сделайте фонетический разбор слов:

Ущелья (6 б., 6 зв.),

Едущие (6 б., 8 зв.),

Визжали (7б., 6 зв.).

К какому типу склонения относятся слова:

Бюллетень (IIскл.)

Судья (I скл.)

Мозоль (II скл.).

Какого рода слова:

Человечище (м. р.)

Чудовище (ср. р.)

Топорище («большой топор» – м. р., «ручка топора» – ср. р.)

Что значит выражение «ходить фертом»?

Верно ли высказывание:

1) При помощи корня образуются новые слова? (неверно)

2) В однокоренных словах корень пишется одинаково? (верно)

3) Окончание – неизменяемая часть слова? (неверно)

4) При помощи приставки и суффикса образуются новые слова?(верно)

5) Окончание входит в основу слова? (неверно)

6) Корень – самая главная часть слова? (верно).

Какие фразеологические обороты имеют библейское происхождение, а какие восходят к античной мифологии:

Ноев ковчег (библ.)

Сизифов труд ( миф.)

Определите, одушевленные или неодушевленные существительные:

Читайте также:
Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель

Народ (неодуш.)

Труп (неодуш.)

Покойник (одуш.)

Подведение итогов игры.

3 день Конкурс на лучшее владение русской речью.

1.Отметьте слово, в котором ударение падает на корень:

2.Отметьте слово, в котором пишется НН

а) плете..ая корзина

б) оценки поставле..ы

в) прода..ый товар

г) соловьи. ая трель

3.Отметьте слово, в котором пишется ПРИ

4.Слово «ТЬМА» (большое количество ) в древнерусском языке означало:

в) пятнадцать тысяч

5.Глаголу «ПОГИБНУТЬ» соответствует фразеологический оборот:

б) потерять голову

в) сложить голову

г)слететь с катушек

6.Отметьте, какое слово женского рода:

7.Отмеьте, какое прилагательное соответствует аббревиатуре МИД:

8.Можно сказать «Благодарю за внимание!» в ситуации, если:

а) Вам вручили награду за участие в олимпиаде.

б) Мама отнесла в ремонт Ваши часы

в) Вы закончили выступление на конференции.

г) Сосед поинтересовался Вашими успехами.

9. «Хватит лебезить!» – это просьба о том, чтобы:

б) не заискивали

в) не любезничали

г) не кокетничали

10.Фраза «Это событие беспрецедентно» означает, что данный факт:

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади?

2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта?

3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз?

4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?

1. Что общего у дня и ночи?

2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв?

3. Что находится между горой и оврагом?

4. Какое государство можно носить на голове?

2 конкурс
Расставьте ударения

3 конкурс
Конкурс знатоков поговорок

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане?

3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день?

1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?

4 конкурс

1. Какие высказывания запомнили о русском языке.

5 день

Закрытие «недели русского языка и литературы»:

– подведение итогов «Недели…»;

– открытые уроки: «Закрепление по местоимению» – 4 класс, ; «Художественный мир в рассказе «Стланик» – 8 класс, ;

– завершающее мероприятие «Нежная матерь-природа, слава тебе!».

Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.
Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме Грибы

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Структура логопедического занятия

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной.

Бесплатные занятия с логопедом

Организационно – сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

известных и придуманных игр;

элементов сюжетно-дидактической игры;

сюжетных и пейзажных картин;

специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества педагога и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физкультурная минутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации структуры занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков.

Организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача педагога включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф – Нифе, Наф – Нафе, Нуф -Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

показывается «профиль» звука на рисунке;

уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);

определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки.

В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Тема: Весенние цветы

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно, и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка

Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия

Основные задачи физкультурной минутки это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физкультурной минутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

Формы проведения физкультурной минутки различные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физкультурной минутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физкультурная минутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физкультурные минутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

актуализация накопленного словаря;

формирование связности и четкости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу, от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках – неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

развитие воображения и творческой фантазии;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу педагога сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета.

Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия.

На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: