Не пора ли к логопеду?

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.

Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

Читайте также:
Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;
  • Лексику;
  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Как понять, что ребёнку нужен логопед

Сначала родители ждут, когда же ребёнок заговорит, потом умиляются, как смешно он коверкает слова, а потом начинают переживать из-за того, что малыш явно неправильно назвал «щуку». Так когда же вести ребёнка к логопеду, а когда можно расслабиться? Рассказывает психолог, логопед и автор серии книг «Логопедическая практика» Елена Янушко.

Почти в каждой семье с детьми рано или поздно возникает вопрос: «Нужно ли показать нашего ребенка логопеду?». Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени, другие считают, что определенные проблемы с речью пройдут естественным путем. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребенка речи. Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть его предысторию.

Как понять, есть ли логопедические проблемы у ребёнка?

Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. Так называемые звуки раннего онтогенеза появляются в речи ребенка в 1-2 года — это звуки А, О, Э, П, Б, М. Звуки среднего онтогенеза появляются в речи в 2-3 года — это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки позднего онтогенеза: в 3-5 лет в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в 5-6 лет — самые сложные звуки — Л и Р. Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего ребенка. Например, не стоит беспокоиться, если в 3-4 года у ребенка отсутствуют звуки Л или Р. Стоит подождать до 5 лет и, если звук не появится, стоит обратиться к логопеду.

Читайте также:
Ранний возраст - рекомендации родителям и педагогам

Встреча с логопедом — до детсада или до школы?

Чтобы вовремя начать работу над возможными проблемами, стоит показать ребенка-дошкольника логопеду минимум два раза — перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. Первый раз посетить логопеда стоит, когда ребенку исполнится 2-3 года, второй раз — в возрасте 5-6 лет, чтобы оставалось время на исправление проблем, если их выявит специалист.

Когда идти к логопеду нужно незамедлительно?

В ряде случаев важно не откладывать визит к логопеду — чем раньше вы начнете работу над ошибками в речи, тем легче их будет исправить. Например, если ребенок использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук». Стоит записаться на прием к специалисту, если у ребенка появилось искаженное произношение некоторых звуков — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков в речи. Иначе исправлять такое нарушение через год-два будет непросто.

Что нужно сделать для профилактики?

С детьми нужно много говорить и делать это нужно правильно. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Малышам в год-два предлагайте для повторения облегченные слова: мама, папа, няня, ляля и др., повышая уровень сложности постепенно. Разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Читайте стишки и потешки, предлагайте договаривать слова в конце строки и целые строки.

«Детям исполнилось по четыре, а речи всё не было». Как мама близнецов из Якутска помогла им заговорить и решила стать логопедом

В дошкольном возрасте необходимо регулярно и качественно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, чтобы развить точные движения языка. Особое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха — это одна из основ будущей грамотности ребенка. Именно поэтому ребенку так важно слышать правильную, хорошо артикулированную речь.

Важно не забывать, что все упражнения нужно предлагать ребенку в игровой, увлекательной форме. Помочь в этом могут разные издания. Например, в альбоме «Логопедическая практика» есть интерактивный формат — по мере освоения определенных звуков ребенок закрашивает в альбоме фрагменты раскраски, отмечая тем самым свой прогресс. А иллюстрации помогают детям и родителям изучать и выполнять упражнения.

Иллюстрация: olga boat / Shutterstock

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Не пора ли к логопеду?

Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Бесплатные занятия с логопедом

Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Когда стоит обращаться к логопеду?

  • до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
  • 1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
  • 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
  • 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
  • старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
  • в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.
Читайте также:
Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел (чем занять ребенка дома)

С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед

  • Дислалия. Неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей младше 5 лет, в старшем возрасте – логопедическим нарушением. Выражается в том, что ребенок заменяет, искажает, пропускает звуки.
  • Дисфония (охриплость голоса) и афония (отсутствие голоса).
  • Ринолалия. Это нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Чем она больше, тем сильнее выражены симптомы ринолалии. Выражается дефект в форме гнусавости голоса, неразборчивой речи.
  • Дизартрия. Возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Малыш испытывает трудности со звуковыми артикуляциями. Речь лишена эмоциональной окраски, словарный запас скудный. Дизартрия приводит к проблемам с письмом: неровному почерку, разному размеру букв. Ребенок пишет грамотно, но медленно. В чтении отмечаются перестановка и замена звуков.
  • Заикание. Возникает из-за судорог мышц, которые участвуют в звукопроизношении, в момент, когда человек хочет что-то сказать.

Цели и задачи обращения к учителю-логопеду

Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:

  • корректирует звукопроизношение;
  • формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
  • расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
  • развивает грамматический строй речи, ее связность;
  • готовит малыша к обучению письму и чтению.

В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?

Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.

Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.

3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

Читайте также:
Трудности в обучении, дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досуга

8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».

Памятка «Когда пора к логопеду?»

Юлия Ленченко
Памятка «Когда пора к логопеду?»

Профессия логопеда сейчас известна всем.Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста?

Считается, что до трех лет плохая речь – вариант нормы, и до этого возраста обращаться к логопеду нет смысла. Это ошибка. Консультация логопеданеобходима в таких случаях:

Если до двух лет ребенок молчит или произносит менее 10 слов. Обязательно обратитесь к специалисту, который поможет стимулировать речь специальными логопедическими упражнениями;

Если ребенок старше трех лет не говорит фразами. У него можно подозревать задержку речевого развития. А если в этом возрасте малыш не произносит даже слов – у него могут обнаружиться даже грубые нарушения общего развития;

Если ребенок старше четырех лет произносит не все звуки родного языка (или произносит неправильно). Обычно к этому возрасту ребенок уже должен разговаривать правильно;

Если у ребенка неоднократно замечалось заикание (непроизвольное повторение звуков, слогов, слов);

Если ребенок старше шести лет не может пересказать небольшой текст, не может запомнить стихотворение, перекручивает слова.

Оцените малыша по таким критериям речи:

3-4 года – малыш должен правильно произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц»,

4-5 лет – «ш», «ж», «ч», «щ», «г», «к». «х».

5-6 лет – «ль», «к», «р», «рь».

Если заметили несоответствия – обратитесь к логопеду.

Своевременное обращение к специалисту – залог эффективности его помощи малышу.

Конечно же, сейчас очень легко подобрать логопедические упражнения и заниматься самостоятельно. Но только логопед-специалист сможет поставить правильный речевой диагноз (причем, делает он это после обследования малыша еще и специалистами-медиками). Только после этого возможно правильно подобрать логопедические упражнения для исправления речевого недостатка.

Кроме того родителям будет нелишним просто проконсультироваться у специалиста: как правильно работать над развитием речи вашего малыша, каких ошибок избегать.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ (памятка для родителей)

Для того, чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам логопеда:

1)Сами говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка;

2)Каждый слышал о вреде соски-пустышки. Она в самом деле может очень навредить малышу, если он часто и подолгу держит ее во рту. Соска может спровоцировать формирование высокого нёба, которое исказит произношение звуков. Кроме того, пустышка просто мешает ребенку говорить;

3)Не подражайте так называемой автономной (детской)речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее.

Если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при использовании ребенком речи.

4)Если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА

Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему лучше всего заниматься с логопедом. А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые назначит специалист. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам можно пользоваться простым набором логопедических упражнений, доступных каждому.

Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки», «Сложим губки трубочкой» и т. п.)

Малышу необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.

Читайте также:
Речевые нарушения младших школьников

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых).Играйте массажные игры: «Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы.

Правила проведения логопедических упражнений

Позитивный настрой обязателен для занятий. Малышу нужно разъяснить, для чего ему нужно научиться красиво говорить. Все логопедические упражнения необходимо проводить в форме игр. Очень полезно использовать интерактивные игрушки с функцией записи звука. Например, с помощью читающей ручки «Сотто» можно показать малышу прогресс в его произношении. Для этого, например, запишите произношение скороговорки с проблемным звуком на первом занятии, через месяц, через два. Пусть ребенок сравнит, насколько лучше он стал говорить. Это мотивирует его на занятия с логопедом;

Руки ребенка, специальные логопедические шпатели, руки взрослого должны быть стерильными;

Лучше всего заниматься по 3-4 раза в день, по 10-15 минут каждый раз. Нельзя слишком долго затягивать занятия – ребенку становится скучно;

Логопедические игровые упражнения повторяются по 25 раз каждое. А если ребенок захочет – можно повторить и больше;

Обязательно контролируйте выполнение ребенком упражнений. Предлагайте позаниматься самостоятельно, только убедившись в правильном выполнении упражнения ребенком;

Постарайтесь заниматься натощак, чтобы случайно не вызвать рвоту упражнениями с языком;

После занятий смажьте губы ребенка детским кремом или гигиенической помадой.

Помните, что речевое развитие неотделимо от развития всей психики. Поэтому обязательно занимайтесь с ребенком упражнениями на развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, обязательно регулярно показывайте его логопеду. Он сможет проконтролировать процесс формирования правильного произношения и даст ценные советы.

Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы.Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое.

Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.

Физминутка «Нам пора передохнуть» Основное назначение физкультминуток состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе.

Фотоотчет «Летняя пора» Лето – это пора отпусков, смелых путешествий и веселых прогулок, это время, когда воплощаются в реальность наши планы на долгожданный отдых.

Фотоэтюд «Грибная пора» «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. В шапочке нарядной светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, под листок свой бок! Ты ребятам нужен к.

Консультация для родителей «Когда следует обращаться за помощью к логопеду?» Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится»,.

Консультация для родителей «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?» Консультация для родителей на тему: «В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?» Родители часто задают вопрос: «В каком возрасте.

Консультация «Когда нужно обращаться к логопеду?» Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена.

Консультация «Когда следует обратиться за помощью к логопеду» «Когда следует обратиться за помощью к логопеду»Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим, успешным, умным, хорошо.

Памятка для родителей «Когда начинать готовить ребенка к школе?» Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним.

Памятка родителям будущих первоклассников «Когда начинать готовить ребенка к школе?» Памятка родителям будущих первоклассников Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать,.

Добро пожаловать на консультацию к логопеду За консультацией к логопеду необходимо обращаться в два, три и четыре года. Почему именно на этих возрастных этапах? Когда ребёнок только.

В каком возрасте вести ребенка к логопеду

Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Чтобы звукопроизношение было правильным, важна точность, подвижность и согласованность этих органов. Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ожидая первых слов от них. Иногда это ожидание может затянуться, в результате чего у мамы возникают опасения, и она задумывается о том, чтобы показать ребенку логопеду.

Читайте также:
Значение общения ребенка со сверстниками

Считается, что несовершенство речи до 4-5 лет считается естественным явлением, поэтому нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем так. Вопрос о том, в каком возрасте пора показать ребенкаспециалисту, зависит от конкретной причины.

В большинстве случаев основным поводом для беспокойства родителей является отсутствие речи. В норме ребенок начинает говорить с 1 года, у него появляются первые слова, при этом он может не выговаривать какие-то звуки до определенного возраста. К примеру, сонорные звуки Л, Р, Р’ относятся к звукам позднего онтогенеза, т.е. они появляются в речи малыша в более поздний период его развития. В 3-4 года дети заменяют их на более простые или пропускают их. В норме к 6 годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.

Оценить ребенка можно по следующим критериям:

  • 3-4 года – он должен правильно произносить [ц], [с], [с’], [з], [з’].
  • 4-5 лет – [г], [ж], [к], [х], [ч], [ш], [щ].
  • 5-6 лет – [л], [л’], [р], [р’].

К 7 годам ребенок должен выговаривать все звуки русского языка, а также произносить их без дефектов. Его словарный запас должен быть достаточно обширен (порядка 3500 слов), он должен составлять рассказ по картинке и пересказывать текст.

Поводы для обращения к логопеду

Консультация логопеда необходима в следующих случаях:

  • Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.
  • Для ребенка 2 лет. В этом случае нужно обратиться к специалисту в том случае, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
  • Для ребенка 3 лет. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, т на к), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
  • Для ребенка 4 лет. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.
  • Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька».
  • Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, перекручивает слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке.

Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с каким-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.

Когда нужно показать ребенка логопеду в первый раз?

Если раньше все в один голос утверждали, что ребенка необходимо показать логопеду только в возрасте пяти лет, то сейчас эти временные рамки сдвинулись.

Поход к специалисту должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно сходить к нему, когда ребенку будет 3-4 года (даже если нет видимых отклонений). Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической помощью нужно раньше. Кроме того, родителям просто будет полезным проконсультироваться у специалиста по поводу того, как им правильно нужно работать над развитием речи малыша, каких ошибок стоит избегать и т.д.

Небольшая памятка для родителей

Есть ряд определенных рекомендаций, к которым стоит прислушаться родителям, если они хотят, чтобы речь их ребенка была четкой, плавной и выразительной. Их несколько:

  • Следите за своей речью. Не нужно говорить слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для него.
  • Не злоупотребляйте соской-пустышкой. Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к формированию высокого нёба, что приведет искаженному звукопроизношению. Кроме того, соска элементарно мешает малышу говорить.
  • Подражать должен ребенок, а не вы, поэтому воздержитесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и т.д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что именно такая речь является правильной.
  • Если малыш проявляет упрямство, отказывает говорить, хотя он это умеет, то игнорируйте его жесты и мимику. Откликайтесь только в том случае, если он использует речь.
  • Если в своей речи он совершает ошибки, то не нужно его критиковать, ругать и тем более наказывать. Подобные действия приведут к обратному эффекту – он просто откажется от общения и станет молчать.
Читайте также:
Что такое фонематический слух и как его развить

Только такой подход позволит избежать возможных проблем в формировании речевых навыков. Обратите внимание, что обращение к логопеду все равно является обязательным, даже если вам кажется, что у вашего малыша нет никаких проблем. Поэтому в возрасте 3 лет и до поступления в школу посещение должно быть ежегодным, что позволит вовремя выявить нарушение и устранить его.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
консультация по теме

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.

Скачать:

Вложение Размер
gotovnost.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

1. Звуковая сторона.

У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

2. Сформированность фонематических процессов.

1.Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы

– умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости-мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.

2. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

-уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет);

-уметь выделять первый и последний звук в словах;

-уметь определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.

-уметь определять количество слогов в слове. Ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.

4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.

Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер – коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса – ананасовый).

Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо – уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис).

Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).

Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).

Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.

Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

6. Мелкая моторика.

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Для этого можно обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Необходимо учить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.

Рекомендации и советы родителям:

Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

– создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругайте ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправляйте неправильное произношение;

– не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»

Галина Фаткина
Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»

«Речевая готовность детей к школе»

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи,в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

У ребёнка должно быть сформировано: умение определять место звука в слове,например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков,например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков,например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. :

Дети должны уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательным ззназначением,например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умение

значением например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; уметь

образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных; умение образовывать приставочные глаголы;например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …

5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции; умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова; умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов,например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».

6.Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый, синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун, слова – действия, слова – признаки.

Также у детей должна быть хорошо развита речевая коммуникация

– Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

– уметь слушать и понимать речь,

– строить общение с учетом ситуации,

– легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

– ясно и последовательно выражать свои мысли,

– пользоваться формами речевого этикета.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени – проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество.Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница)

Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т. д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: