Настольно-дидактическая игра ‘В деревне’

Настольно-дидактическая игра «В деревне»

Аннотация: Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение ребёнком устной речью, который может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. И так как я являюсь активным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, то моя деятельность нацелена на достижение детьми этих ориентиров Стандарта.

Чтобы реализовать данные ориентиры, я совершенствую свою логопедическую работу применением новых форм взаимодействия с воспитанниками и родителями ДОУ.

Хочу рассказать о такой дидактической игре, которая направлена не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на формирование лексико – грамматического строя речи и развитие связной речи. Данная игра была мной специально изготовлена, чтобы помочь детям овладеть правильной, грамотной речью.

Настольно — дидактическая игра «В ДЕРЕВНЕ»

I вариант игры

Цель: автоматизация звуков Р и Рь в речи; формирование лексико – грамматического строя речи

  • закреплять правильное произношение звуков Р и Рь в сериях слов различной слоговой структуры;
  • закреплять понимание грамматических категорий и форм слов (согласование числительных с существительными, образование форм множественного числа существительных в именительном падеже и родительном падеже; образование существительных с уменьшительно – ласкательном значением);
  • закреплять умение пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи;
  • закреплять умение изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации;
  • обогащать и развивать словарный запас, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • закреплять знания об обобщающих понятиях.
  • развивать логическое мышление, фантазию;
  • развивать зрительную память;
  • закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
  • развивать познавательный интерес к речевым занятиям;
  • воспитывать самоконтроль за правильностью своей речи;
  • воспитывать умения слушать друг друга.

Возраст: старший и подготовительный дошкольный.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Материал: сюжетная картинка без действующих лиц (игровое поле); набор маленьких предметных картинок (цветных) на звуки Р и Рь; карточки с цифрами от 1 до 6 (можно использовать кубик).

Взрослый перед ребёнком/детьми выкладывает игровое поле, на котором будут размещаться предметные картинки. Ребёнку/детям нужно выбрать картинку и цифру.

В соответствии с данной цифрой на игровое поле выкладываются картинки под счёт (1 корова, 2 коровы, 3…).

То же самое нужно сделать и с другими предметными картинками.

  • «Посчитай»
  • «Посчитай у соседа»
  • «Один – много»
  • «Назови ласково»
  • «Кто это? Что это?»

II вариант (усложненный)

Можно усложнить игру, предложив детям составить по картинкам предложения, небольшие рассказы.

Цель: автоматизация звуков Р и Рь в речи; развитие связной речи детей.

  • закреплять правильное произношение звуков Р и Рь в связной речи;
  • работать над умением составлять развёрнутые предложения, а также последовательные и связные рассказы;
  • учить детей оформлять свои рассказы грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей.
  • развивать логическое мышление, фантазию;
  • развивать зрительную память;
  • закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
  • повышать интерес к составлению развёрнутых предложений, рассказов;
  • преодолевать страх ребёнка перед построением творческих связных рассказов;
  • воспитывать самоконтроль за правильностью своей речи;
  • воспитывать умения слушать друг друга.

Описание игры: Взрослый перед ребёнком/детьми выкладывает игровое поле, на котором будут размещаться предметные картинки. Ребёнку/детям нужно выбрать картинку и цифру. В соответствии с данной цифрой на игровое поле выкладываются картинки под счёт (1 корова, 2 коровы, 3…). Тоже самое нужно сделать и с другими предметными картинками. Потом нужно с этими словами составить интересные предложения, рассказы.

Данное пособие можно дополнять другими предметными картинками (курятник, свинарник, коровник, сарай, трактор, топор и другие), придумывать различные сюжетные ситуации.

Для более эффективной работы по введению поставленного звука в связную речь можно ввести такие виды логопедических работ:

1) «Игра в гости» — ребёнок забирает проигранную игру домой (мини-вариант). «Поиграли – вернули».

2) Работа с домашними тетрадями: вкладывать в домашние тетради черно – белую сюжетную картинку без действующих лиц, а также отдельный листок с набором предметных картинок на определённый звук. Ребёнку нужно маленькие картинки раскрасить, вырезать и приклеить на сюжетную картинку. Потом составить предложение или рассказ, используя каждую предметную картинку.

Читайте также:
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР - Путешествие в Букволэнд

Дидактические игры по знакомству с родным селом.

Светлана Глушко
Дидактические игры по знакомству с родным селом.

Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту.

1. Где находится памятник?

Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села, закреплять знания детей о памятниках села.

Материал: карта – схема села, указка (планшет или компьютер со спутниковой картой) фотоматериалы видов села

2. Найди отличия

Цель: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного села, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном селе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Материал: фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного села.

3. Знатоки Николо – Березовки

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях села, обогащать словарный запас детей.

Материал: фотографии видов села, главных достопримеча-тельностей

4. Собери из частей целое

цель: Учить, из частей составлять целое (из фрагментов – вид села.).

5. Пройдемся по улицам села.

Цель: Учить ориентироваться по карте – схеме села, закреплять знания о названиях улиц села.

Материал:фотоматериал, карта села, указка, спутниковая карта в компьютере

6. Как зовут тебя деревце?

Цель: Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в селе. Развивать память, мышление, речевую активность.

Материал: пазлы с изображением частей разных видов деревьев, произрастающих в нашем селе

7. Сельский лабиринт

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в условиях села, находить выход в любой ситуации.

Материал:Карта – лабиринт села, фишки, кубик

8. Логическая цепочка «Мир профессий и организаций»

Цель: Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, организацию в которой эта профессия нужна.

Материал:Загадки-картинки (врач – поликлиника)

9. Экскурсия по селу.

Цель: Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

Материал: Фотовыставка (ребенок в игре является гидом)

10. Вот моя улица, вот мой дом

Цель: Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.Материал: Фотографии центральных улиц, карта села.

11. Птицы нашего села.

Цель: Закреплять представления детей о птицах нашего города; уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.

Материал: Гипсовые фигурки птиц, макет «фрагмента села.» или картинки с изображением птиц

Цель:Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме: «Мое село». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному селу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.

Материал: Микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты»

13. Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного; запоминать, составлять собственное высказывание; закреплять знания о достопримечательностях села.

Материал: Рассказы гида (воспитателя) о селе

14. Село будущего

Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

Материал: Архитектурные детали, элементы, ансамбли, необычные здания, улицы, набережные.

15. Так бывает или нет?

Цель: Учить находить и исправлять ошибки в описании родного села, развивать логическое мышление, воображение.

Материал: Карточки с составленными неточными рассказами о селе, его достопримечательностях

16. Что? Где? Когда?

Цель: Закреплять представления детей о селе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно согласно возрасту формулировать ответ.

Материал: Открытки с изображением старого и нового села

Цель: Развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем собственное село.

Материал:Игрушка – фотоаппарат, листы бумаги, фломастеры

18. Загадки о Николо – Березовке

Цель: Формировать речевые навыки.

Материал: Загадки о достопримечательностях

19. Интервью с известными людьми села

Цель: Формировать диалогическую связную речь. Развивать коммуникативные умения.

Материал:«Микрофон», пиктограммы с вопросами.

Дидактические игры Ловишка,бери ленту. Играющие строятся по кругу. Каждый участник игры получает полоску цветного материала или ленточку, которую он закладывает.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Одежда, обувь

Дидактические игры Игра “Собери снеговика” ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В.

Дидактические игры Обозначь предметы цифрой Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также.

Дидактические игры Дидактические игры «Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Игры по знакомству детей с цветом предметов Я изготовила игры по знакомству с цветом предметов для детей раннего возраста. Играя, дети даже не подозревают, что учатся различать цвета,.

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с родным селом в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет Тема: «Люблю тебя, село родное!». Цель занятия: Обобщить представления детей о Родине, о селе Укромном, о труде взрослых. Задачи: 1. Уточнить.

Образовательная программа «Ознакомление с родным селом» Образовательная программа дополнительного образования детей «Ознакомление с родным селом». (формирование у детей старшего дошкольного.

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания» Проект “Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания”. 1. Тематическое поле: познавательно- коммуникативный.

Мультимедийные игры как средство ознакомления с родным краем Цель мастер класса: Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению и обучению детей дошкольного возраста с культурой.

Дидактическая игра «В деревне».

Уже достаточно давно специалисты, говорят о том, что уровень речевого и познавательного развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

К сожалению, современные игрушки, игры, одежда разработаны и сконструированы максимально безопасно, но не эффективно с точки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.

Поэтому проблема развития мелкой моторики остается актуальной, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные ощущения и восприятия детей с ОВЗ характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются.

Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «В деревне».

Основная цель дидактической игры «В деревне» развитие мелкой моторики.

Задачи использования дидактической игры:

  • развитие тактильного ощущения и восприятия, развитие зрительно-двигательной координации, согласованность действий обеих рук;
  • развитие речи, коммуникативных навыков;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие конструктивных навыков;
  • развитие самоконтроля, сосредоточенности, умение дослушивать и выполнять инструкцию;
  • воспитание эмоционально-положительных эмоций от игровой деятельности.

Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, дети ОВЗ без ограничения возраста.

набор заготовок разные по величине домашние животные и их детеныши, домик, фигурки бабушки и дедушки, игровое поле, разноцветные прищепки (желательно по цвету животных).

Игра может быть использована в индивидуальной работе по сенсорному воспитанию, как часть занятий по образовательным областям, а самостоятельной деятельности детей. Вариативность игры позволяет решать задачи познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического развития детей.

Примеры вариантов игры:

интеграция: социально-коммуникативное развитие.

  • развитие координации движений пальцев рук,
  • формировать знания детей о домашних животных, птиц, их детёнышах;
  • побуждать к обыгрыванию не сложных сюжетов, к двигательной импровизации;
  • воспитывать доброжелательные, дружеские отношения в общении с взрослым (детьми).

Использовать данную игру как настольный театр. Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, придумать клички животным, имена для дедушки и бабушки, развернуть игровое поле. Обыграть сюжет «У бабушки в деревне».

(подборка стихотворений к игре Приложение 1).

интеграция: речевое развитие.

  • развивать фонематический слух, звукоподражание;
  • расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;
  • помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей;
  • формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.
Читайте также:
Гласные звуки и буквы - конспект

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Рассмотреть и назвать животных, (пару или несколько пар), сравнить чем они отличаются (большие-маленькие, по характерным признакам, кто как кричит, и др).

предложить детям проиграть ситуацию «Помоги детенышам найти их маму».

интеграция: познавательное развитие.

  • расширять кругозор, знакомить с понятиями «деревня», «домашние животные и птицы»;
  • учить сравнивать объекты контрастных и одинаковых размеров;
  • формировать умение классифицировать;
  • формирование ориентировки в пространстве;
  • воспитывать любовь к животным.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Проигрывая сюжет «У бабушки в деревне» предложить ребенку разместить животных на разных частях игрового поля, например: птицы гуляют на одной полянке, животные на другой. Сравнить животных: корова – большая, теленок – маленький. В ходе игры объяснять, почему домашние животные живут в деревне, и др.

интеграция: художественно-эстетическое развитие (например рисование).

  • учить правильно держать кисть, карандаш, другое (для нетрадиционных техник);
  • передавать в рисунке характерные признаки (выделять в предмете основную форму крупных частей, передавать их положение (животного в движении, добавлять мелкие детали, передавать пропорции);
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • проявлять фантазию творчество.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Возможны варианты: изображение животных, детенышей. Рисование корма: зернышки, сено и др.

интеграция: физическое развитие.

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
  • тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

задачи артикуляционной гимнастики:

  • развитие подвижности языка;
  • развитие достаточной подвижности губ;
  • развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

задачи пальчиковой гимнастики:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму;
  • развитие умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • развитие межполушарного взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулировать развитие мышления и пространственных представлений.

использовать игру в качестве пособия для физкультурных минуток (подборка физкультурных минуток Приложение 2), артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Дидактические игры по лексической теме “Деревня”

1. «День с бабушкой в деревне».
Цели: знать, чем занимаются сельские жители с раннего утра до вечера в доме, на скотном дворе, в огороде, саду; уметь пока­зывать разнообразные действия в соответствии с трудом сельских жителей; отгадывать по выразительным движениям и мимике, чем занимается бабушка.
Правила: Сначала педагог показывает действия (дойка коровы, насыпание корма для кур, прополка, поливка, доставание из ко­лодца воды и т.п.), а дети должны отгадать, что делает бабушка, назвать, найти соответствующую картинку и показать ее. Потом действия показывает кто-то из детей по очереди, а остальные от­гадывают. Затем педагог дает конкретное задание, а дети должны наиболее выразительно показать данное действие.

2. «Выдели признаки деревни».

Цели: знать признаки, характеризующие деревню; уметь вни­мательно слушать стихотворный текст, выделять и запоминать признаки, называть их, поясняя небольшим рассказом.

Педагог читает стихи, дети выделяют в них характерные при­знаки деревни.

В деревне воздух свеж и чист,
Вокруг луга цветут и пахнут.
Лес манит в чащу и шумит,
И трактор утром в поле пашет.
Стада коров бредут к реке,
Гогочут гуси дружным хором,
И топят печи поутру.
Коза пасется у забора.
На грядке зреет огурец,
И вишни темные созрели.
Смородина еще висит,
А всю клубнику уже съели.
Подсолнух зреет у плетня,
В колодце чистая водица.
Рыбачит утром детвора,
Чтобы сварить себе ушицы.
В разгаре самом сенокос.
Сельчане все встают с зарею.
А в палисаднике цветы,
У дома с кружевной резьбою.

3. «Продолжи мое предложение».

Цели: знать отличительные признаки деревни и города; уметь внимательно слушать предложение, продолжать его, соблюдая ло­гику построения, используя полученные при изучении темы зна­ния.
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.

Читайте также:
Конспект занятия - Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях, предложениях

В городе многоэтажные дома, а в деревне чаще. (одноэтаж­ные).
В городе дома каменные, а в деревне. (чаще деревянные, но есть и каменные).
В городе квартиры отапливаются с помощью батарей и труб, которые нагревает горячая вода, а в деревне. (с помощью печи, водяного отопления, если подведен к деревне газ).
В городе, для того чтобы помыться, люди пользуются ванной, а в деревне. (баней).
В городе много широких улиц, проспектов, площадей, а в де­ревне. (улица одна или несколько, если большая деревня, и они узкие).
В городе пассажиров перевозят троллейбусы, автобусы, трам­ваи, маршрутные такси, а в деревне. (только автобусы).
В городе живут тысячи людей, а в деревне. (мало жителей).
В городах есть кинотеатры, театры, цирк, зоопарк, а в дерев­не. (клуб).
В городах есть большие магазины, торговые комплексы, а в деревне. (небольшие магазины с разными товарами, передвижные торговые лавки).
В городе много поликлиник и больниц, а в деревне. (больница есть только в большой деревне, а в маленькой— медпункт).
В городе дороги и тротуары покрыты асфальтом, а в деревне. (асфальтом дороги покрыты не везде, а тротуары не заасфальти­рованы).
В городе мало зеленых насаждений, которые в основном нахо­дятся в парках и скверах, вдоль дорог, а в деревне. (много зеле­ни: лес, луг, поля, сады, огороды).
В городах содержат только кошек, собак и других мелких декора­тивных животных, а в деревне. (много разных домашних животных).
В городе плохая экология разрушает здоровье человека, а в де­ревне. (чистый воздух, вода, земля укрепляют здоровье человека).
В городах люди работают на заводах, фабриках, различных пред­приятиях, а в деревне. (на фермах, в поле, саду, мастерских).
В городах на своем рабочем месте люди в течение всего года выполняют чаще одну и ту же работу, а в деревне. (она зависит от сезона, погодных условий).
В городе молочные и мясные продукты, овощи и фрукты можно купить только на рынке и в магазине, а в деревне. (их произво­дят сами жители).

4. «Назови действие».

Цели: уметь находить соответствующее понятие, выраженное глаголом; при дополнении предложения использовать знания по теме.

Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Когда теленок зовет маму-корову, он. (мычит).
Когда коза зовет козлят, она. (блеет).
Когда собака хочет отогнать чужих от дома, она. (лает).
Когда кошка просит у хозяйки молока, она. (мяукает).
Когда утка зовет утят плавать, она. (крякает).
Когда гусыня отгоняет людей от гусят, она. (гогочет).
Когда конь зовет хозяина, он. (ржет).
Весной в огороде на грядках семена. (сеют).
Осенью жители деревни овощи с огорода. (убирают, собирают).
Ранней весной садоводы маленькие саженцы. (сажают).
Осенью овощеводы картофель из земли. (выкапывают).
Летом сельчане выросшую сочную траву. (косят, скашивают).
Вечером, когда жара спадает, сельские жители огород. (по­ливают).
Сорняки на грядках, которые мешают расти овощам. (вы­палывают).
Чтобы растения на огороде и в саду быстро росли, их. (удоб­ряют).
От утренних заморозков растения на огороде пленкой. (ук­рывают).
Поздней осенью и ранней весной плодовые деревья и кус­ты. (обрезают).
Длинные плети огурцов и помидоров к дугам или колышка­ми. (подвязывают).

5. «Что дают сельским жителям луг, лес и река?»

Цели: знать о том, что в лесу ищут грибы, ягоды, заготав­ливают дрова на зиму, собирают целебные травы, на лугу со­бирают землянику; в реке ловят рыбу, раков; уметь рассказывать о значении природных богатств, для жизни жителей деревень и сел.

Правила: Педагог предлагает детям панно с изображением леса, луга, реки и картинки с изображением природных даров. Дети должны правильно разложить картинки и рассказать о том, какие природные богатства сельские жители могут найти в данном при­родном сообществе. Педагог может попросить детей изобразить че­рез пантомимику эти действия.

Читайте также:
Дополнительная образовательная программа 'Звукомир'

6. «Построй деревенскую усадьбу».

Цели: знать особенности размещения построек в деревенской усадьбе; уметь совместно с педагогом из отдельных деталей-кар­тинок составлять план усадьбы, рассказывать об особенностях, отличии от двора в городе.

Правила: Педагог предлагает детям картинки с изображением скотного двора, бани, дома, огорода, сада, палисадника, сарая, калитки, забора, скамейки и т.п. Предлагает сначала составить схему деревенской усадьбы, а потом разложить картинки так, чтобы получилось единое целое и рассказать, почему так разместили по­стройки, для чего они предназначены. Можно дополнить постройки плоскостными фигурками домашних животных и людей, садово- огородных инструментов.

7. «Кто где работает».

Воспитатель подбирает картинки с изображением людей разных профессий, работающих в городе и деревне. Среди профессий дол­жны быть такие, которые необходимы как в городе, так и в деревне.

Город: рабочие у станка, сталевары, ткачихи, милиционер-регу­лировщик, балерины, космонавт, фотограф, врач-хирурги др.

Деревня: пастух, конюх, доярка, птичница, тракторист, комбай­нер, животновод и др.

Город и деревня: учитель, воспитатель, врач, продавец, библиоте­карь, портниха и др.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Россия — страна большая, в ней много городов и деревень. Взрослые люди, где бы они ни жили, в городе или деревне, обязательно работают. Назовите мне профессии, которые вы знаете. (Ответы детей.)

У меня в руках три картинки: на одной изображен маленький одноэтажный домик, на другой многоэтажный, большой дом, а на третьей два дома (одноэтажный и многоэтажный) вместе. Я постав­лю эти картинки на стульчики в разных углах комнаты.

А вам я раздам картинки, на которых изображены люди разных профессий. Каждый из вас внимательно посмотрит на свою кар­тинку и подумает, где может работать человек, изображенный на ней — в городе, деревне, а может быть и в городе, и в деревне.

Потом вы по моему сигналу разойдетесь по группе — пойдете на работу. Я хлопну в ладоши, и вы должны будете встать возле того стульчика, на котором находится подходящая для вашей профес­сии картинка. Если человек, изображенный на вашей картинке может работать только в деревне, вы встанете к стулу, где находится картинка с одноэтажным домиком. Если человек, изображенный на вашей картинке может работать только в городе, — к стулу, где находится картинка с многоэтажным домиком. А если человек ва­шей профессии может работать и в городе, и в деревне, вы встанете к стулу, где находится картинка с двумя домами.

После того как дети встанут возле стульчиков, воспитатель про­веряет, правильно ли они выполнили задание, задавая вопрос: «По­чему ты встал возле одноэтажного домика?» и т.д.

Повторяя игру, воспитатель может предложить детям поменять­ся картинками, а также меняет местами картинки с домиками.

8. «Посылка из деревни».

Цели: знать, чем занимаются сельские труженики; уметь с уважением относиться к их труду и продуктам труда.

9. «Собери урожай».

Цели: знать о том, какие дары приносят поле и сад; какую работу выполняют овощеводы, садоводы и хлеборобы; уметь бережно относиться к продуктам их труда.

10. «Вырастим яблоки».
Цели: знать способы и последовательность работ в саду; ува­жать труд садоводов и бережно относиться к результатам их труда.

11. «Как сделали томатный сок».
Цели: знать, как работают овощеводы и рабочие плодоовощ­ного консервного завода; уважительно относиться к их работе.

12. «На животноводческой ферме».
Цели: знать, как животноводы ухаживают за разными до­машними животными, где их содержат, как заготавливают корм; использовать в игре знания по теме, решать проблемные ситу­ации.

Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе

Дидактическая задача. Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.

Игровые правила. Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.

Читайте также:
Формирование интереса к деятельности у безречевых детей

Игровые действия. Поиск одинаковых картинок. Вращение стрелки.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10 – 12), все они разные, но среди них есть и одинаковые. По указанию стрелки ребёнок к цветной фотографии отыскивает чёрно-белую фотографию, выполненную несколько лет назад с изображением одного и того же здания. Дети называют здания.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

Игровые правила. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

Игровые действия. Выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.

Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает – пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед.

Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.

Дидактическая игра «Мой город»

Игровая задача. Закрепить знания о достопримечательностях города. Определить исторические памятники, место их расположения, дать их описание.

Игровые правила и игровые действия зависят от варианта игры. Схема маршрута на карте может меняться.

Дидактический материал. Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.

В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.

1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.

2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.

3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.

Из опыта работы учителя-дефектолога. Лекотека в детском саду

Задачи:
Формирование основ межличностных отношений, коммуникативных навыков;
Формирование и обогащение социальных представлений;
Развитие игровой, познавательной, продуктивной деятельности;
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
Реализация задач:
1.Психолого-педагогическое обследование детей и детско-родительского взаимодействия;
2.Подбор оптимальных способов обучения ребенка(составление индивидуального маршрута);
3.Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;
4.Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям.
Этапы становления и работы Лекотеки:
1-й этап –подготовительный: формирование банка данных детей, определение возможных и целесообразных форм работы с ними, установление контакта с семьёй, подготовка диагностических методик, определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.
2-й этап –основной: осуществление работы специалистами (дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, педагога по ИЗО), в следующих направлениях: непосредственное взаимодействие с детьми в специально организованных видах деятельности в т.ч. игровой, консультативно-просветительская работа с родителями, включение их в воспитательный процесс.
3-й этап –заключительный: предполагает подведение итогов работы.
Педагогогические кадры:
учитель-дефектолог – развивает познавательную деятельность детей;
учитель-логопед – занимается коррекцией нарушений речевого развития ребенка, стимулирует речевую активность детей;
педагог по ИЗО деятельности имузыкальный руководитель – развивают творческие, музыкальные и художественно-эстетические способности детей;
Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать Лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.
По результатам обследования детей, а также учитывая общие закономерности онтогенеза, составлены индивидуальные образовательные маршруты на ближайшее время по основным линиям развития: социальное, познавательное, предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, продуктивных видов деятельности и музыкального развития.
Для определения способов сотрудничества и создания комфортных для детей условий, проведены: родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам организации игрового пространства в домашних условиях и условиях детского сада, созданы папки наглядных материалов, родители ознакомлены с маршрутом развития ребёнка и организацией деятельности Лекотеки.

Читайте также:
Обучающие компьютерные программы в коррекционной работе с детьми

Организация деятельности Лекотеки.
У Лекотеки есть два основных направления деятельности: работа с детьми и работа с родителями.
Организационные формы работы с детьми:
Групповые занятия;
Индивидуальные занятия (состоят из непосредственно общения с ребенком, коррекционно-развивающих игр, фазы свободной игры и специальных упражнений, активизирующих познавательную деятельность ребенка или снимающих психоэмоциональное напряжение);
Интегрированные занятия (проводятся одновременно несколькими педагогами с группой детей с целью повышения эффективности обучения);
Экскурсии, доступные уровню понимания наших воспитанников;
Праздничные мероприятия.
Занятия проходят как при участии родителей, где они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребёнком.так и без их присутствия, когда при решении педагогической задачи от ребёнка требуется проявления самостоятельности.
Занятия с детьми в Лекотеке проводятся в индивидуальной, мало подгрупповой и групповой формах. Продолжительность индивидуального занятия длится от 15 до 20 минут. Общая продолжительность занятий до 2-2, 5 часов в день 2 раза в неделю. Так как, в детском саду нет свободного помещения для полного пребывания этих детей, мы выбрали модель группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей в кабинетах специалистов во время тихого часа, т.е. с 13-00 до 15-00.
Организационные формы работы с семьей
Индивидуальные консультации педагогов по вопросам содержания, формам стимуляции развития и методам игрового взаимодействия с ребенком;
Групповые тематические семинары, проводимые педагогами;
Организационные родительские собрания;
Праздничные мероприятия;
Семейные творческие конкурсы.
Индивидуальная работа специалиста по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультации составляет от 30 минут до 1 часа.
Продолжительность групповой работы специалиста с родителями (законными представителями) составляет 2 часа и проводится 1 раз в месяц.
Воспитанники Лекотеки стали активными участниками жизни всего детского сада. Их участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях вместе со всеми воспитанниками детского сада сокращает эмоциональную дистанцию. Главным стимулом развития, на наш взгляд, становится общение с обычными детьми. Впрочем, знакомство с особыми детьми идёт на пользу и здоровым детям. Они больше узнают об окружающем мире, о том, что в этом мире живут люди с ограниченными возможностями здоровья.
Мы часто говорим о формировании толерантного поведения у детей. Лекотека является прекрасным средством формирования у здоровых детей терпимости, развития эмпатии, понимания того, что есть разные люди и некоторым из них необходимо больше внимания и заботы.
Мы надеемся, что инициатива государства и общества по поддержке особых детей и их семей будет реализовываться и дальше, что то общественное внимание, какое в последнее время обращено в сторону этих детей, будет приводить к реальному улучшению их качества жизни. Именно для этого и создаются такие организации как Лекотеки, службы ранней помощи, психолого-медико-социальные центры. Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья – это зеркало, отражающее истинный портрет этого общества.
Всего ВАМ хорошего!

Читайте также:
Космическое приключение - конспект НОД

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по преодолению социальной депривации у воспитанников детского дома через использование оборудования «Лекотека»

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда по преодолению социальной депривации у воспитанников детского дома через использование оборудования «Лекотека»

Вопрос поддержки детей в условиях депривации в настоящее время является актуальным.

Специфика поведения детей, воспитывающихся вне семьи, состоит:

  1. в несформированности внутреннего, психического плана действий,
  2. в ориентации мышления,
  3. мотивации их поведенческих реакций в основном на внешнюю ситуацию.

Наши дети отличаются:

  • бедностью словарного запаса,
  • незрелостью форм высшей интеллектуальной деятельности,
  • низкой продуктивностью мышления,
  • слабым вниманием и мнестической деятельностью.

Социальная депривация, наряду с нейрофизиологическими нарушениями является основной причиной нарушений гармонического развития личности ребенка.

Осознавая важность данной проблемы, мы все должны видеть свою миссию не только в создании определенного жизненного пространства для социально-трудовой адаптации ребят, способствующей их бесконфликтной интеграции в общество, но и в реализации права жить и воспитываться в семье.

Помочь ребенку адаптироваться в системе социальных отношений, обрести новую семью или вернуться в кровную — задача для всего коллектива детского дома, в том числе и специалистов, работающих с оборудованием лекотеки.

Лекотека — это одна из новейших технологий, которую мы используем в своей работе. Лекотека детского дома–библиотека игрушек для детей с особыми потребностями, преобразованная впоследствии в программу раннего вмешательства. Это центр интегративного и инклюзивного воспитания детей. (Модуль помощи).

Оборудование Лекотеки предназначено для работы со следующими категориями лиц:

  1. воспитанниками структурного подразделения «Мать и дитя – будем вместе» (от 0 до 2лет);
  2. воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста (от3 до 8 лет);

В рамках данной технологии реализуются следующие направления работы:

1.Сенсорное и сенсомоторное развитие, которое предусматривает: развитие перцептивных возможностей: зрительной, тактильной и слуховой чувствительности; развитие межанализаторных систем, их взаимодействия; буквенный и цифровой гнозис; конструктивный праксис; двигательная сфера; кинезиологические основы движения;

2.Формирование пространственно-временных отношений: формирование собственно пространственных представлений; формирование квазипространственных представлений.

3.Умственное развитие: формирование мнестических процессов (представление и память) и приемов мнестической деятельности; формирование приемов умственной деятельности; развитие интеллектуальной сферы.

4.Нормализация ведущей деятельности возраста: формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

5.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи: слово и предложение; текст; пересказ (устная речь); самостоятельные рассказы (устные сочинения); формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

6.Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Наша «Лекотека» — это игровое пространство со множеством специально подобранных методических пособий, развивающих и сюжетных игр, игрушек и дидактических материалов.

Пространство лекотеки обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности.

• зона сюжетно – ролевых, театрализованных игр
• зона строительных игр
• зона активных игр.
• зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций
• зона релаксаций
• зона игр по развитию мелкой моторики
• зона для рисования и прикладной деятельности
• музыкальная зона

Наша Лекотека- это естественное игровое взаимодействие ребенка со взрослыми, в процессе которого у него в раннем возрасте формируются базовые структуры личности, основы различных психических сфер.

Занятия с детьми раннего возраста осуществляется в рамках деятельности структурного подразделения «Мать и дитя – будем вместе».

Читайте также:
Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля

Игры – занятия с малышами проводятся по сенсорному воспитанию, развитию мелкой и общей моторики, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи через зоны лекотеки.

Наша Лекотека- это предметная среда для выявления и коррекции особенностей развития социально-депривированных детей, проживающих в условиях детского дома.

Воспитанники (от 3 до 8 лет) приобретают в Лекотеке:

  1. Навыки общих движений, ручной моторики и зрительно-моторной координации,
  2. Создают мир образов.
  3. Развивают язык.
  4. 4.Совершают открытия.
  5. Выстраивают межличностные отношения.
  6. Формируют физическое и психическое «Я».
  7. Укрепляют интерес и концентрацию внимания.
  8. Исследуют предметный мир.
  9. Узнают роли взрослых.
  10. Перестраивают и уточняют свои знания.

Все это создает благоприятные условия для личностного роста, всестороннего развития детей на данном этапе жизни, укрепления его психического здоровья с помощью игр.

Наша Лекотека – это структурированное пространство для общения воспитателей, приемных родителей с ребенком – обучающей базы для развития семейных отношений, детско-воспитательской, детско-родительскообщности.

Важной задачей работы лекотеки является оказание всесторонней помощи педагогам, родителям по воспитанию, всестороннему развитию ребенка.

Работа с оборудованием лекотеки направлена на содействие созданию в детском доме, семье атмосферы комфорта и уважения, благодаря чему ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

В процессе деятельности знакомим с оборудованием лекотеки, местом его расположения, правилами его использования.

Чтобы научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать, мы знакомим детей с языком эмоций. Учим пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Для решения этой задачи эффективно использовать игру «Найди пару».

Для данной игры приглашают 2 детей.

Задание: перед вами планшет с фишками. Под каждой фишкой изображение эмоции. Вам нужно поднимать по 2 фишки, открывая эмоции.

Если вы видите одинаковые картинки – вы выиграли и забираете фишки себе. Если картинки не совпали – кладете фишки обратно. Другой игрок поднимает фишки и должен тоже найти пару. Игра сопровождается изучением эмоции: ребенок называет эмоцию, описывает её, показывает при помощи мимики, если малыш затрудняется – педагог ему помогает.

В процессе игры происходит развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики, речи. Ребенок учится различать, описывать эмоции, работать над мимикой лица. Игровой процесс приносит радость и удовольствие участникам, а положительные эмоции – это внутреннее благополучие ребенка, его душевное и физическое здоровье!

2. Для успешной адаптации ребенка в новой социальной ситуации: детский сад, школа, приемная семья… важно, чтобы ребенок умел сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением, поэтому одной из задач коррекционной работы в Лекотеке, является обучение умелой, искусной, эффективной речи. Для решения этой задачи эффективно использовать в игре куклы Бибабо, драматизацию сказок, настольный театр, пальчиковый театр.

Речь «ребенка» с дизартрией монотонна и маловыразительна. Неправильное использование интонации может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания.

Задание: Надев, куклу Бибабо, на руку от ее имени произнесите предложения: «К нам приехали гости» с разной интонацией (вопроса, утверждения, восклицания, удивления, угрозы). Повторяйте высказывание в вопросительной форме, утвердительной, восклицательной, в форме удивления. Основная цель – научить ребенка чувствовать разницу между тоном высказывания.

3. Для детей, испытывающих затруднения в активном использовании эталонов цвета и формы, тонкости и целенаправленности движений предлагаем игры: «Блок Искусства», «Забава с кривыми» «Океан» (вдохновленный сценами постоянно меняющегося океана).

Этот набор блоков включает цвета неба, морской воды и облаков в простые геометрические образы треугольника и квадрата.

Задачи: развитие моторики, внимания, памяти, воображения; развитие пространственных и логических умений и навыков. Создание положительного эмоционального настроения.

Задание: Используя образец, выполните узор кубами «Забава с кривыми»

4. У ребенка наблюдается запаздывание в области синтаксиса и содержания высказываний. Обобщение и классификация на низком уровне. Отставание в области метафорического мышления. Для коррекции данных нарушений неоценимую помощь оказывает пособие «ЛОГИКО-Малыш», которое позволяет:

  • Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей;
  • В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;
Читайте также:
Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)

Задание: Внимательно рассмотрите карточку. На ней шесть изображений на основном поле (они отмечены кружками или стрелками под цвет фишек) и шесть изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь — подобрать пару.

Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки. Таким образом, выполните все остальные задания.

Осуществляйте речевое проговаривание действий на каждом этапе своих действий.

5. У ребенка не сформированы приемы мнестической деятельности (выделения и совмещения признаков объекта).

Для развития логического мышления, внимания, памяти используем модифицированный для дошколят вариант работы с пособием «Логические блоки Дьенеша». (Логоп. Каб.)

Предлагается девятиклеточная таблица и объемные фигуры.

Задание: Задание: расположите фигуры в таблице так, чтобы узор не повторялся ни по горизонтали не по вертикали.

6. Игра «Математический планшет».

Простой в использовании и в тоже время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные. «Рисование резиночками» дает ребенку уникальную возможность «почувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с математическим планшетом ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметами и явлениями окружающего мира и его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.

7. Игра «Умные цыплята».

  • исследовать закономерности
  • сравнивать и распознавать
  • находить признаки сходства и различия
  • анализировать
  • обобщать
  • добиваться поставленной цели
  • зрительную память
  • смысловую память
  • внимание
  • наблюдательность
  • логическое мышление
  • мелкую моторику рук
  • наглядно – образное мышление
  • зрительное восприятие
  • цветовосприятие

1.Перед вами скорлупки, которыми будете играть. Они двуцветные.

Цыплята распределены по гнездам. Одно гнездо свободно.

Покажите «цвета» цыплят (донышко фигурки) всем (играющим) для запоминания.

1.первый игрок берет и переворачивает одну скорлупку, чтобы узнать ее пару цветов.
2. Задача игрока найти двух цыплят, вылупившихся из скорлупок (цвет дна фигурок должен совпадать с цветами скорлупы).
3. Выберите первого цыпленка и покажите его «цвет» всем игрокам.
3.1 . Если «цвет» цыпленка совпал с одним из цветов скорлупки, то вы можете перейти к выбору второго цыпленка.
3.2.Если «цвет» второго цыпленка совпадает с цветом на скорлупке, то вы забираете скорлупку себе и выбираете новую, начиная игру. Только не забывайте пересаживать цыплят в новые гнезда.
3.3. Если вы неверно выбрали второго цыпленка, то вы должны пересадив обоих цыплят в новые гнезда, позволить следующему игроку найти нужного цыпленка.
3.4. Если «цвет» первого цыпленка не совпал ни с одним цветом на скорлупке, то вы должны пересадить цыпленка в новое гнездо и позволить следующему игроку найти для данной скорлупки верную пару цыплят.
Победитель тот, кто выиграет большее количество скорлупок.

8.У ребенка на низком уровне зрительное внимание и память. Нарушен фонематический слух, слоговая структура. Для коррекции используем игру: «Подарки для Буратино и Мальвины».

Для выполнения задания предлагаем отправиться в магазин игрушек.

Задание: отбери в магазине для Буратино игрушки, в названии которых два слога, для Мальвины — игрушки, в названии которых 3 слога.

9. Игра «Размышляйка» развивает:

  • зрительное восприятие
  • внимание
  • память
  • логическое мышление

Инструкция: Художник рисовал картинки. Что он нарисовал сначала, что потом? Разложи картинки по порядку»

Инструкция ко 2 варианту игры: разложите картинки, ребенок запоминает, отворачивается, что изменилось?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: