Нарушения голоса – причины и профилактика

Нарушения голоса – причины и профилактика

Способность человека к голосообразованию основана на трех основных компонентах. Первым из них являются легкие, обеспечивающие движение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Второй представлен голосовыми складками, в результате вибрации которых образуется звук. Глотка и полость рта являются фильтром, проходя через который, звук превращается доступные для понимания слова.

От способности человека к образованию голоса зависит его способность к общению, личная и профессиональная жизнь. Поскольку человек обладает голосом с рождения, многие недооценивают его важность до развития того или иного заболевания. Охриплость представляет собой очень распространенную проблему. В любой отдельно взятый промежуток времени в США от охриплости страдает около 20 миллионов человек.

а) Терминология. Охриплость представляет собой нарушение качества человеческого голоса. Дисфонией называется изменение голосообразования, влияющее на способность человека к нормальному общению. В основе дисфонии может лежать анатомическое нарушение, функциональное нарушение, либо их сочетание.

Причины могут разниться от прогностически благоприятной дисфонии напряжения до более серьезных неврологических или онкологических заболеваний. Ключом к правильном диагностике и лечению являются всесторонний сбор анамнеза и тщательный осмотр пациента, обязательно включающий детальную визуализацию голосовых складок.

б) Дифференциальный диагноз нарушений голоса (дисфонии):
• Инфекционная природа (вирусная, бактериальная, грибковая). Грибковые инфекции в большинстве случаев встречаются у пациентов, регулярно использующих ингаляционные стероиды.
• Воспалительные причины. Ларингофарингеальный рефлюкс, носоглоточный затек, аллергия, повышенная голосовая нагрузка.
• Фонотравматические изменения. Кисты, узелки, полипы, рубцы голосовых складок. Чаще всего они возникают в среднем слизисто-мышечном слое гортани, где эффект натяжения голосовых складок наиболее выражен.
• Доброкачественные новообразования. Рецидивирующий респираторный папилломатоз, зернисто-клеточные опухоли.
• Первичные злокачественные новообразования, включая плоскоклеточный рак и опухоли малых слюнных желез. Вторичные злокачественные новообразования, чаще всего инвазивный рак щитовидной железы и рак трахеи.

• Неврологические заболевания. Спастическая дисфония, тремор, болезнь Паркинсона.
• Глоточная недостаточность. Парез и паралич голосовых складок, пресбиларингит. У пациентов данной группы отмечаются повышенная утомляемость голоса и снижение максимального времени фонации.
• Сосудистые опухоли. Гемангиомы, варикозное расширение вен, расширение (эктазия) сосудов. Могут приводить к кровоизлияниям в поверхностный слой собственной пластинки голосовых складок.
• Системные заболевания, включая ревматоидный артрит и амилоидоз. Ревматоидный артрит часто сопровождается нарушением подвижности голосовых складок. Амилоидоз характеризуется появлением дольчатых образований на уровне голосовой щели.

• Травмы, включая интубационную травму, прямую тупую и проникающую травмы. Постинтубационная охриплость встречается достаточно часто, в большинстве случаев она вызвана фиксацией перстнечерпаловидного сустава или повреждением возвратного гортанного нерва. Тупые и проникающие травмы в качестве причины охриплости встречаются реже.
• Повреждение блуждающего или возвратного гортанного нерва. Его причиной может стать новообразование, ятрогенная травма, наличие заболеваний ствола мозга, шеи, грудной клетки.
• Наиболее частой причиной пареза голосовых складок является ятрогенное повреждение возвратного гортанного нерва. Риск повреждения нерва имеется при внутричерепных операциях, операциях на органах и сосудах шеи (сонных артериях, щитовидной железе, пищеводе, позвоночнике), операциях на органах и сосудах грудной клетки (на легких, сердце, сосудах).
• Функциональные расстройства, например, дисфония напряжения.

Модель голосообразования «источник-фильтр».
Легкие обеспечивают энергию воздушного потока, из которого на уровне голосовых складок образуется звук с базовой частотой и обертонами.
Затем эти частоты модифицируются в голосовом тракте.

в) Сбор анамнеза при нарушении голоса (дисфонии). Тщательный сбор анамнеза является основой диагностики охриплости. У пациента следует уточнить следующие моменты:
1. Начало: острое или постепенное. Постепенное нарастание симптомов характерно для неврологического заболевания или злокачественной опухоли. Внезапное появление охриплости может наблюдаться при кровоизлиянии или дисфонии напряжения.
2. Продолжительность симптомов.
3. Обстоятельства начала заболевания.
4. Наличие сопутствующих симптомов, например, нарушений глотания или одышки, часто может свидетельствовать о серьезных заболеваниях гортани.
5. Факторы, облегчающие состояние пациента. Стойкая охриплость скорее всего вызвана каким-либо анатомическим нарушением.
6. Социальный анамнез, включая стаж курения и употребление алкоголя.
7. Голосовые нагрузки, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

г) Осмотр при нарушении голоса. Всем пациентам с охриплостью проводится полный осмотр органов головы и шеи. Особое внимание уделяется функции черепных нервов. Оцениваются подвижность, наличие паралича или пареза, признаки дегенерации языка и мягкого неба. Для определения дополнительных образований, например, увеличенных лимфоузлов или опухолей щитовидной железы, необходимо пропальпировать шею.

Для постановки верного диагноза необходим эндоскопический осмотр гортани. При выполнении ларингоскопии необходимо обращать внимание на следующие факторы:
Общее состояние структур гортани. Оцениваются состояние надгортанника, положение черпаловидных хрящей, грушевидные синусы, позадиперстневидная область, щель преддверия, истинные голосовые складки.
Аддукция и абдукция голосовых складок. Ограничение подвижности может иметь либо неврологическую природу, например, повреждение гортанного нерва, либо быть следствием механической фиксации (при ревматоидном артрите или посттравматическом рубцовом процессе).
Состояние эпителия голосовых складок. Лейкоплакия может быть результатом гиперкератоза, который часто бывает признаком клеточной дисплазии или малигнизации. Эритроплакия чаще, чем лейкоплакия, сочетается с малигнизацией.
Сосуды голосовых складок. В норме они проходят параллельно медиальному краю складки. Проходящие перпендикулярно к ним сосуды часто указывают на фонотравматическое поражение. Разрыв сосудов может быть признаком папилломы или злокачественного новообразования, их расширение чаще встречается при травме поверхностного слоя собственной пластинки.
Симметричность голосовых складок, включая состояние эпителия, сосудистого рисунка, высоты складок. Важно осматривать обе голосовые складки на предмет аномалий, т.к. фонотравматические повреждения часто бывают двусторонними. Также необходимо обращать внимание на высоту складок, т.к. паралич голосовых складок может привести к дисфонии при разнице в высоте двух складок.

Непрямой осмотр гортани при помощи гортанного зеркала сохраняет свою значимость по нескольким причинам. Непрямая ларингоскопия выполняется очень быстро, позволяя осмотреть гортань в целом. К сожалению, время исследования ограничено из-за рвотного рефлекса и, невозможна фотодокументация.

Читайте также:
Театрализация в работе учителя-логопеда

Гортань можно осмотреть через рот, используя жесткий 70° эндоскоп. Лучше всего выполняется у пациентов с умеренным рвотным рефлексом. Также при жесткой эндоскопии может использоваться галогеновый или стробоскопический источник света. Благодаря большому диаметру эндоскопа достигается хорошее освещение. При использовании цифровой камеры изображение может быть увеличено и записано.
Запись позволяет хирургу повторно ознакомиться с результатами обследования уже после его выполнения, а также отслеживать изменения в состоянии пациента.

Трансназальная гибкая ларингоскопия позволяет осмотреть гортань в процессе связной речи. Сама гортань находится в более физиологическом положении, чем при выполнении жесткой чрезротовой эндоскопии. Также считается, что гибкая ларингоскопия позволяет более точно оценить движения гортани. Осмотр может проводиться либо обычным гибким фиброларингоскопом, либо с ларингоскопом с чипом на дистальном конце.

Качество изображения и освещение лучше у последнего, но использование ограничивается высокой стоимостью. Трансназальные фиброскопы могут использоваться с галогеновым, ксеноновым или стробоскопическим светом.

Наличие стробоскопического источника света позволяет врачу осмотреть голосовые складки в режиме «замедленного времени». Для этого частота мерцания источника света должны быть откалибрована относительно частоты колебания голосовых складок. Для этого на шею пациента на уровне пластинки щитовидного хряща размещают специальный микрофон.

В «замедленном» режиме можно оценить слизистую волну голосовых складок, амплитуду их движений, наличие неподвижных сегментов, закрытие по фазам, периодичность колебаний. Стробоскопия является одним из ключевых методов обследования пациента с охриплостью.

д) Лучевые методы обследования при нарушении голоса (дисфонии). КТ с контрастным усилением помогает в диагностике инвазивных злокачественных процессов и травм гортани. При нарушении подвижности голосовых складок обязательно выполняется КТ или МРТ с целью исключения сдавления возвратного гортанного нерва. В область исследования должен входить весь путь блуждающего нерва от основания черепа до дуги аорты.

е) Электромиография. Электромиография помогает определить прогноз у пациентов с нейрогенным нарушением подвижности голосовых складок через 2-6 месяцев после начала заболевания. Она также позволяет дифференцировать нейрогенные и механические причины нарушений подвижности, особенно при интубационной травме и использоваться для диагностики пареза голосовых складок.

ж) Посев на флору. В редких случаях отделяемое из гортани может быть исследовано на грибковые или бактериальные возбудители. Чаще всего это требуется при ларингите, не поддающемся консервативному лечению.

з) Гистологическое исследование. При подозрении на злокачественное новообразование биопсия выполняется либо амбулаторно, либо в условиях операционной.

Положение и очертание голосовых складок во фронтальной проекции и при виде через просвет гортани во время фаз колебательного цикла.
График в центре отображает изменения давления потока воздуха.
(1) Голосовая щель полностью закрыта. (2) Расхождение нижних краев голосовых складок.
(3,4) Постепенное расхождение голосовых складок. (5) Расхождение центральных и верхних отделов голосовых складок.
(6) Голосовая щель полностью раскрыта (7-9). Смыкание нижних краев голосовых складок.
(10) Полное смыкание нижних краев голосовых складок. Верхние края частично сомкнуты.

и) Лечение нарушения голоса (дисфонии). Поскольку в основе дисфонии может лежать сочетание нескольких разных факторов, необходимо проведение тщательного диагностического обследования. Из-за вариабельности причин дисфонии описать все возможные методы ее лечения крайне затруднительно. Как правило, уже после первичного осмотра становятся ясны дальнейшие этапы диагностики и необходимость в дополнительных методах. Например, при подозрении на нейрогенную дисфонию необходима консультация невролога, специализирующегося на двигательных расстройствах.

При подозрении на инфекционную природу заболевания используются соответствующие противовирусные, антибактериальные, противогрибковые препараты. Противогрибковые препараты для полоскания и глотания использовать не рекомендуется, т.к. они обладают только местным действием. Показана системная противогрибковая терапия, например, флуконазолом.

Приводить к нарушениям голоса может ларингофарингеальный рефлюкс. Он часто становится причиной легкой охриплости, желания «прочистить горло», ощущения кома в горле. В основе лечения ларингофарингеального рефлюкса лежит изменение образа жизни, в первую очередь диеты. Пациентам рекомендуется избегать кислой пищи, уменьшить объем порций. Могут быть показаны ингибиторы протоновой помпы, принимать которые следует за 30 минут до еды.

При рините с постназальным затеком эффективными могут быть орошения полости носа солевыми растворами, топические кортикостероиды, антигистаминные, антихолинэргические препараты. Может потребоваться тщательное обследование на предмет аллергического ринита и/или хронического риносинусита.

При многих заболеваниях голоса ведущим компонентом лечения является фонопедия. Регулярные занятия у фонопеда позволяют улучшить качество голоса и эффективность фонации. Они особенно показаны пациентам с функциональными дисфониями, а также дисфониями, требующими хирургического лечения (занятия показаны как до, так и после проведения операции).

При наличии нарушений голосовых складок, не поддающихся консервативному лечению, показано выполнение микрофонохирургических операций.

При рецидивирующем респираторном папилломатозе пациентам часто требуются неоднократные оперативные вмешательства. К адъювантным методам лечения относится лазеротерапия и индол-3-карбинол. Некоторым пациентам помогает цидофовир.

У пациентов, страдающих от спастической дисфонии, и, реже, тремора, эффективно лечение ботулотоксином.

Пациентам с глоточной недостаточностью рекомендуются фонопедические упражнения. Во многих случаях может потребоваться аугментация голосовой складки, которая выполняется либо методом инъекционной ларингопластики, либо тиропластики I типа.

При одностороннем параличе голосовых складок показано выполнение тиропластики I типа, которая может сочетаться с аддукцией черпаловидного хряща.

и) Ключевые моменты:
• Охриплость представляет собой нарушение качества человеческого голоса. Дисфонией называется изменение качества голоса, влияющее на способность человека к нормальному общению.
• И хотя ларингофарингеальный рефлюкс присутствует у многих пациентов с дисфонией, даже при его наличии необходимо детальное обследование.
• Этиология дисфонии часто многофакторная. Правильная постановка диагноза зависит от сбора анамнеза и тщательного осмотра, особенно эндоскопического.
• Ларинговидеостробоскопия позволяет оценить движения голосовых складок в псевдо замедленном режиме. В «замедленном» режиме можно оценить слизистую волну голосовых складок, амплитуду их движений, наличие неподвижных сегментов, закрытие по фазам, периодичность колебаний.
• При нарушении подвижности голосовых складок обязательно выполняется КТ или МРТ с целью исключения сдавления возвратного гортанного нерва. В область исследования должен входить весь путь блуждающего нерва от основания черепа до дуги аорты.

Читайте также:
Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Нарушения голоса

Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

МКБ-10

  • Причины
    • Органические причины
    • Функциональные причины
  • Классификация
  • Симптомы нарушений голоса
    • Органические нарушения голоса
    • Функциональные нарушения голоса
  • Диагностика
  • Коррекция нарушений голоса
    • Медицинские мероприятия
    • Логопедическая коррекция
  • Прогноз
  • Профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом – фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением – фонопедией).

Причины

Органические причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:

  • хронические ларингиты;
  • ожоги и травмы гортани;
  • периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва);
  • «певческие узелки»;
  • опухоли (папилломатоз) гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани;
  • состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Классификация

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Симптомы нарушений голоса

Органические нарушения голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда – невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Читайте также:
Кинезиология в логопедии

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

  1. ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок – стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

Медицинские мероприятия

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Прогноз

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Профилактика

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Нарушения голоса – причины и профилактика

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

Читайте также:
Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе - конспект логопедического занятия

НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА – ЭТО ОТСУТСТВИЕ ИЛИ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Афония – полное отсутствие голоса .

Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Прогноз.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Классификация нарушений голоса:

По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ

Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса иили дыхания.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Врожденные органические периферические нарушения голоса:

  • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани— частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Функциональные периферические нарушения голоса:

· Фонастения. Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

· Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия на развитие слогового анализа и синтеза

· Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Врожденный порок развития гортани.
Врожденный подголосовой стеноз гортани
Ангиома гортани
Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы
Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани
Неврологические заболевания
ДЦП
Астенические состояния
Миастения
Эндокринные нарушения
Травмы голосового аппарата
Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)
Обструкция дыхательных путей инородными телами
Операции на органах шеи
Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей
Химические ожоги
Профессиональные факторы.
Психологические факторы.

Гигиена голоса и профилактика дисфонии: ТОП рекомендаций и советов вокалистам

Медицина сегодня развивается все активнее. Появляются новые способы диагностики заболеваний и методы лечения. Но даже самые совершенные методики не могут избавить от всех болезней. И лучшее, что человек может для себя сделать, – самому заниматься своим организмом, ведя здоровый образ жизни, правильно питаясь и занимаясь с портом.

Кстати. Медициной доказано: 70% здоровья человека – это его образ жизни, и только остальные 30% включают наследственность, экологию и уровень здравоохранения.

Но есть определенные моменты, связанные, например, с профессией, на которые человек повлиять может не всегда. К ним относится отрасль фониатрии (заболевания голоса). Голос – это живой музыкальный инструмент, который для многих является источником заработка. И его, как и любой другой орган, нужно регулярно обследовать и не забывать о профилактических мерах. В этой статье разберем основные правила гигиены голоса, методы профилактики заболеваний голосового аппарата и симптомы, при которых обязателен прием в ЛОР-клинике.

Немного подробнее о голосе можно посмотреть в видео:

Проблемы в сфере профилактики голоса

Вопрос охраны голоса сегодня весьма неоднозначен. Профилактика предполагает ряд ограничений и запретов, которые должны стать для людей, чья профессиональная деятельность связана с работой голосом, нормой жизни. Непонимание этого принципа может приводить к тому, что вокалисты зачастую наносят непоправимый ущерб своему здоровью и «зарабатывают» проблемы, которых при соблюдении элементарных правил профилактики могло бы и не возникнуть. С чем это связано? С недостатком знаний по этой теме у вокалистов и тем, что какая-либо нормативная база и санитарно-гигиенические нормы вокальных нагрузок по сути отсутствуют.

Последнее официальное и полное руководство по гигиене голоса в России было издано в начале 1960-х годов. Естественно, большая часть описанных в нем рекомендаций актуальны и сегодня, но с учетом происходящих в мире стремительных изменений, они нуждаются в доработке. Сегодня многие ученые заявляют о том, что к проблеме гигиены голоса нужно привлекать заинтересованные организации, создавать профильные научные центры и лаборатории, где проводились бы исследования в данной отрасли. Клиника Льва Рудина в Москве – один из таких центров. В этом медицинском центре разработаны уникальные методики лечения заболеваний голосового аппарата, лучшие ЛОР-врачи постоянно повышают квалификацию в данной области и работают на инновационном оборудовании.

Понятие гигиены голоса

Не допустить серьезных проблем поможет элементарное следование правилам гигиены голоса. Для начала разберемся в сути понятия «гигиена».

Гигиена – это наука о здоровье и предупреждении болезней. Специалисты этой отрасли занимаются изучением влияния условий жизни, профессиональной деятельности человека на состояние и работу всех систем организма. Медики занимаются разработкой норм и правил, которые позволяют повысить сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды.

Конкретно гигиена голоса изучает влияние внешних факторов на голосовой аппарат людей, с особым акцентом на представителей профессий, в которых голос является главным рабочим инструментом, – вокалисты, преподаватели. Несоблюдение норм гигиены голоса может привести к дисфонии.

Дисфония: причины и профилактика

Термином «дисфония» называют разного рода нарушения работы голосового аппарата. Сюда относят появление хрипов, осиплость или гнусавость. Крайней степенью дисфонии является утрата голоса – афония. Эти состояния могут быть вызваны целым рядом факторов, которым особенно подвержены вокалисты.

Среди таких факторов – стрессы, заболевания нервной, дыхательной или сердечно-сосудистой систем, болезни шейного отдела позвоночника, нарушение работы щитовидной железы, а также неверное медикаментозное лечение, запущенные инфекционные заболевания и неправильный образ жизни. Снизить риск появления дисфонии позволит соблюдение некоторых профилактических мер.

Профилактика остается приоритетным направлением в медицине. Практически любое заболевание можно предупредить, расстройства голосового аппарата – не исключение. Более того – с учетом современных напряженных условий работы вокалистов профилактические меры являются обязательным условием трудовой деятельности, причем они должны носить системный характер. Профилактика дисфонии бывает трех видов – первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика дисфонии

Первичная профилактика – самый широкий раздел, который подразумевает целый комплекс мероприятий. Это и своевременно проведенная вакцинация, и правильное питание, и рациональное распределение времени для труда и отдыха. Рассмотрим некоторые правила подробнее.

Дисфония после ОРВИ

Помимо основных неприятных симптомов, возникающих при ОРВИ, для вокалистов грипп и простуда опасны еще и тем, что они могут спровоцировать серьезные проблемы с голосом, длящиеся до нескольких месяцев. Поэтому представители вокально-речевых профессий должны особенно осторожно относиться к инфекционным и вирусным заболеваниям. О том, как профилактировать и лечить ОРВИ, можно подробнее прочитать в нашей статье: эффективные препараты при ОРВИ – фармакотерапия орви.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

Голос и вредные привычки

Важной профилактической мерой дисфонии является отказ от вредных привычек. В этом плане бытует несколько мифов. Первый связан с употреблением алкогольных напитков. Некоторые считают, что крепкий алкоголь способен благотворно повлиять на состояние связок. Это мнение не больше, чем миф.

Факт: Употребление крепких напитков приводит к сухости гортани, отечности, «пересушиванию» связок и потере их эластичности.

Аналогична ситуация с курением. Употребление табака вредит слизистым оболочкам дыхательных путей и лёгких, дым сушит связки и в конечном итоге приводит к необратимым и неконтролируемым изменениям голоса.

Вокалистам следует и особенно тщательно следить за питанием. Соленые, острые продукты усиливают желудочную секрецию, что может привести к раздражению слизистой оболочки глотки и гортани, негативно повлиять на голосовую функцию.

Важный момент в профилактике дисфонии у вокалистов – уровень влажности воздуха. Вне дома контролировать это сложно, но хотя бы во время сна, во время которого человек дышит и носом, и ртом, нельзя допускать пересыхания голосовых связок. Для того чтобы этого не допустить, стоит использовать увлажнитель воздуха.

Для нормального функционирования голосового аппарата требуется значительное количество воды. Режим питья с достаточным употреблением чистой воды (сюда не входят чай, кофе и другие напитки) нужно соблюдать независимо от того, предполагается в этот день активная работа голосового аппарата или нет.

Нормы вокальных нагрузок

Проблема норм вокальных нагрузок и особенностей режима труда и отдыха вокалистов является основополагающей.

Важно! Согласно выводам большинства фониатров допустимой голосовой нагрузкой считается суммарно 20 часов в неделю.

Этот показатель сегодня считается нормой как в России, так и за рубежом. Однако с учетом сегодняшних реалий далеко не всегда вокалисты имеют возможность рационально соблюдать режим труда и отдыха. Поэтому стоит учитывать и еще один момент: лучший отдых для голоса – это молчание. Во время отдыха не стоит говорить даже шепотом – связки и в этом случае напрягаются. Более того – не рекомендуется даже слушать музыку или переписываться в соцсетях. Научно доказано, что эти действия также приводят к неосознанной работе органов голосового аппарата.

Вторичная профилактика дисфонии

Ко вторичной профилактике дисфонии относят предупреждение нагрузок на любые другие системы организма, помимо голосового аппарата. Основной профилактической мерой здесь является диспансеризация. Периодические комплексные обследования всего организма позволяют выявить заболевания на самых ранних стадиях, а значит, максимально быстро и без особо ущерба для всего организма в целом вылечить их. В нашей клинике есть своя лаборатория, прием анализов может быть проведен в удобное для пациента время. Заранее можно узнать о графике работы и ценах.

Что касается конкретно заболеваний голосового аппарата, то здесь главной проблемой вторичной профилактики является позднее выявление проблем. Это связано с тем, что на фониатрическая помощь на государственном уровне по сути не организована. Существующие сегодня фониатрические кабинеты не могут в полной мере осуществлять комплексную систему мер профилактики дисфонии из-за отсутствия хорошо подготовленных в этом узком профиле специалистов и необходимого специализированного оборудования. Клиника Льва Рудина работает конкретно в этом профиле, пациенты нашего медцентра могут быть уверены в том, что получат самую квалифицированную помощь в данной отрасли.

Третичная профилактика дисфонии

Третичная профилактика дисфоний предполагает в основном психологическую помощь и реабилитационные мероприятия после перенесенных проблем с голосовым аппаратом. Операции на голосовых складках, длительные заболевания гортани у вокалистов могут приводить к фобиям и даже психогенным дисфониям (временное расстройство голоса из-за психоэмоциольного перенапряжения). В этом случае крайне важно, чтобы пациент доверял доктору, осущетсвляющему лечение, и клинике, где оно проводится. Эти меры должны проводиться исключительно врачом, имеющим профильную специализацию.

Практически все правила гигиены голоса связаны с того или иного рода запретами. Однако для представителей профессий, в которых главным инструментом является голос, запрет означает проблемы с работой: срыв контракта, отмену выступлений и в конечном итоге – финансовые потери. Но помимо материального аспекта, есть еще одна проблема – недостаточная информированность. Многие вокалисты попросту не владеют знаниями о гигиене голоса и ее важности для профессиональной деятельности и здоровья. Многие ограничиваются использованием методик по постановке голоса и речи, исправлению дикции, что малоэффективно для профессиональных артистов.

Описанные в статье меры профилактики – это база, набор стандартных правил, которые стоит взять на вооружение всем вокалистам. Но более детальные профилактические мероприятия должны подбираться индивидуально для каждого артиста – в зависимости от его вокальных нагрузок, специфики голоса и состояния голосового аппарата. Наши специалисты помогут разобраться с этими правилами. Записаться на прием, узнать стоимость консультации ЛОРа можно предварительно.

Почему садится голос? Как лечить?

Охриплость голоса — это потеря его звучности, которая характеризуется появлением хрипловатых призвуков. Голос при этом может становиться низким, шепотным, монотонным, сдавленным. Человеческий голосовой аппарат представляет собой сложную систему формирования звуков, он состоит из нескольких взаимосвязанных участков, контролируемых мозгом.

В системе голосового аппарата легкие, гортань, где и формируется звук, а также группа резонаторов, в числе которых трахея и глотка. Сбой работы любого из участков может стать причиной того, что голос садится — от появления легкой осиплости до полной потери возможности говорить.

Причины охриплости голоса

Причин того, почему сел голос, может быть очень много. Многочисленные исследования охватывают не только сферу лор-практики — изучением нарушений голоса занимаются исследователи из области эндокринологии, неврологии, гастроэнтерологии и не только. Рассмотрим наиболее распространенные причины, которые могут коснуться каждого.

Инфекционные заболевания

По статистике респираторные инфекции являются самой частой причиной потери голоса. Это связано с широким распространением сезонных инфекционных заболеваний, которые встречаются в том числе у взрослых.

Читайте также:
Тест: Дефектолог — работа для вас?

Основной «мишенью» инфекций являются органы, образующие голосовой аппарат. Если мы рассмотрим происхождение воспалительных заболеваний, то увидим, что большую их часть вызывают вирусы. Например, исследователи Славский А. Н. и Мейтель И. Ю. подчеркивают, что «около 70% фарингитов вызываются вирусами (преимущественно риновирусы, коронавирусы, респираторный синцитиальный вирус, аденовирус, вирусы гриппа и парагриппа). Наиболее типичными возбудителями острого фарингита являются риновирусы» (Славский А. Н., Мейтель И. Ю., 2015, 1399).

Источником осиплости голоса могут быть воспаленные глоточные миндалины, отечная глотка, носоглотка, гортань, на внутренней стороне которой располагаются голосовые складки. Это неизбежно повлияет на процесс формирования звука, а значит, на тембр и тональность голоса. Особенно часто в случаях, когда болит горло и сел голос, речь идет о так называемой простуде.

Самой распространенной причиной охриплого голоса среди прочих воспалительных заболеваний лор-органов является ларингит. Симптом развивается потому, что в воспалительный процесс вовлекаются гортань и голосовые связки. Обычно ларингит сопровождает обычную простуду с соответствующими симптомами. Болезнь сопровождается сухостью и першением в горле, а охриплость по мере развития воспаления может прогрессировать в полную потерю голоса, что потребует восстановления в течение нескольких дней и даже недель.

Стресс

Результатом нервного напряжения может стать «севший» голос. Это может характеризоваться как изменением тембра, появлением хрипотцы, так и полной утратой голоса, когда удается только шептать. В легких случаях речь идет, вероятно, о дисфонии, а при отсутствии голоса о психогенной афонии. Кстати, многие люди, которые потеряли голос после острого стресса или долгого нервного, психоэмоционального напряжения, не связывают свое состояние с работой голосовых связок, считая, что они просто простудились.

Важно понимать, что дисфония и афония не являются психическими заболеваниями. Это скорее защитная реакция на потрясение. Тем не менее лечить это состояние необходимо, чтобы не допустить осложнений и органических изменений голосовых складок — образования узелков.

Эндокринные нарушения

Существует тесная взаимосвязь голосового аппарата и эндокринной системы, поэтому связки чутко реагируют и на гормональные изменения, и на изменения структуры щитовидной железы и прилежащих тканей. Снижение функции железы приводит к отечности складок и характерной осиплости.
Причем симптомы эндокринного заболевания могут маскироваться под другие патологии, они не всегда специфичны. Например, в научной работе Петунина Н. А. и Трухиной Л. В. подчеркивается, что «больные гипотиреозом предъявляют жалобы на сонливость, слабость… затруднение носового дыхания, снижение слуха, охриплость голоса» (Петунин Н. А., Трухина Л. В., 2013, 664). Такие симптомы могут напоминать проявления респираторного заболевания, а зная, что голос садится при простуде, некоторые люди безуспешно пытаются справиться с симптомом.

Новообразования

Доброкачественные новообразования могут менять тембр голоса. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • кисты;
  • папилломы;
  • фибромы;
  • ангиомы.

При таких образованиях осиплость может возникать спонтанно, появляться и исчезать. Это связано с ущемлением патологической ткани между голосовыми складками. Также причиной охриплости могут быть злокачественные образования, появившиеся в зоне голосовых складок. Обычно симптом сопровождается другими проявлениями, например, одышкой и затруднениями глотания.

Несоблюдение гигиены голоса

Бывают функциональные расстройства голоса, они носят название фонастений. Развиваются в связи с чрезмерными нагрузками на голосовой аппарат. В группе риска люди, которые вынуждены много и громко говорить по роду своей профессиональной деятельности: педагоги, актеры, гиды и экскурсоводы, певцы, дикторы.

Голосовое утомление быстро приводит к осиплости, дрожанию голоса, его срывам. Реже состояние сопровождается спазмами в области глотки, чувством саднения, сухости в горле.

Иногда достаточно короткого напряжения: в качестве примера можно привести футбольных болельщиков или посетителей караоке. Неумелая эксплуатация голоса приводит к обратимым нарушениям, со временем связки восстановятся.

Парезы гортани

Парезы гортани мышечного и неврологического происхождения являются довольно редкой причиной севшего голоса. Однако такие состояния встречаются, и причиной могут быть как инфекции, так и разного рода миастении, нарушения мозгового кровообращения, компрессии нервных стволов опухолями и др. Нарушения голоса при этом могут быть различными, от уменьшения звучности до охриплости и полной афонии. Может сопровождаться одышкой, поперхиванием и другими признаками.

Повреждения гортани

Если сел голос, причины могут скрываться в ожогах горла, но о такой причине человек, вероятно, будет знать: первым признаком является сильная боль, усиливающаяся при глотании. Сопровождают это состояние обильное слюнотечение, иногда рвота, икота. Голос приобретает хриплые ноты, возникает одышка и/или кашель. Рубцевание тканей может стать причиной необратимых изменений голоса, постоянной его охриплости. Такое состояние может развиваться из-за ожога паром, отравления хлором и др.

Травмируют слизистые оболочки не только опасные вещества. Иногда голосовой аппарат страдает от заброса соляной кислоты желудка, что встречается при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭБР). Ларингофагеальный рефлюкс — заброс содержимого желудка в гортань, сопровождается также болями в горле, сухим кашлем.

Повреждать голосовые связки и влиять на их функции могут сухой, слишком холодный или загрязненный воздух, табачный дым, профессиональные вредности.

Диагностика и выявление причин

Что делать, если сел голос? Прежде всего важно посетить врача, если симптом не связан с перенапряжением голосовых связок. Появление осиплости голоса требует посещения врача терапевта или отоларинголога. Для исключения заболеваний гортани может потребоваться комплексная диагностика, в том числе с привлечением специалистов других профилей, например, эндокринолога, онколога и др. Как правило, обследование состоит в применении следующих методов:

  • Эндоскопическая диагностика. Речь идет о ларингоскопии — инструментальном методе, позволяющем осмотреть слизистые оболочки и голосовые связки. Бывает прямая и непрямая ларингоскопия. Первая осуществляется с помощью круглого гортанного зеркала, вторая – с применением гибкой трубки или ларингоскопа. Позволяет увидеть воспалительные процессы, неоплазии, инородное тело, последствия ожога. Дополнить исследование может стробоскопия, позволяющая оценить состояние и функцию голосовых связок.
  • Бронхоскопия, ЭГДС при вовлечении в патологический процесс дыхательных путей и пищеварительной системы.
  • Электрофизиологическая диагностика: электроглоттография, электромиография. Потребуется при дисфункции голосовых связок и подозрении на нервно-мышечные нарушения.
  • Рентгенографические методы. Они необходимы для обнаружения объемных образований грудной клетки, шеи. Могут применяться КТ гортани, рентген легких и проч.
Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Зима

Выбор методов диагностики определяется по результатам осмотра и анализа жалоб.

Лечение осиплости голоса

Что делать, когда садится голос, определяется причинами симптома. И если мы говорим о помощи до того, как станет известен диагноз, важно осторожно выбирать методы помощи. При остром воспалении почти всегда показан голосовой покой, к тому же важно исключить контакт голосового аппарата с раздражающими факторами: табачным дымом, холодным воздухом, экстремально горячими напитками, острой пищей.

Консервативная терапия

Самой распространенной причиной недуга становятся ОРВИ и их последствия, а именно фарингиты, ларингиты, тонзиллиты. В этом случае поможет сухое тепло в области шеи, ингаляции, назначенные врачом, а также полоскания горла теплыми растворами. Важно исключить перегрев и согревающие процедуры, особенно если имеет место повышенная температура тела.

Курс лечения может включать местные смягчающие препараты, а также лекарства с системным действием. При этом следует помнить о том, что антибиотики при ларингитах показаны далеко не всегда. В большинстве случаев при неосложненном ларингите от них удается отказаться. Исследователи Крюков А. И., Романенко С. Г. в своей работе подчеркивают: «практика показывает, что нерациональный выбор антибактериальных препаратов не только приводит к неудовлетворительному результату лечения, но и способствует формированию резистентности микрофлоры» (Крюков А. И., Романенко С. Г., Павлихин О. Г., Гуров А. В., Изотова Г. Н., 2012, 1360).

Одним из препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, является Тонзилгон® Н. Растительный лекарственный препарат способствует уменьшению боли в горле и устранению воспалительного процесса, предотвращает развитие осложнений ОРВИ. Он обладает иммуномодулирующим действием и способствует ускорению выздоровления.

Местные лор-процедуры могут состоять также в лекарственных ингаляциях, процедурах на аппарате Тонзилор. К системным препаратам относят противовирусные, антибактериальные, антигистаминные и другие средства по показаниям.

Хирургическое лечение

Хирургическое лечение показано при острых состояниях, угрозе развития асфиксии при стенозе, наличии опухоли, препятствующей нормальному дыханию. При доброкачественных новообразованиях выполняется эндоларингеальное их удаление. В случаях со злокачественной неоплазией проводится резекционная операция в виде ларингэктомии или гемиларингэктомии.

В случаях, когда причиной севшего голоса выступает сдавление нерва опухолью, врач может предложить следующие виды оперативных вмешательств:

  • тимомэктомия;
  • удаление опухоли средостения;
  • иссечение зоба и пр.

Также оперативное лечение может быть актуальным в случаях, когда имеют место аномалии развития гортани, рубцы, стенозы, врожденные и приобретенные дефекты. В таком случае может потребоваться ларингопластика для закрытия дефектов гортани.

Особенности профилактики

Многие задаются вопросом, как восстановить голос, который сел в связи с ларингитом. Врач обязательно назначит схему лечения, но не забудет рассказать и о профилактике. Особенно это важно для людей, чья деятельность предусматривает частую работу голосом. К общим рекомендациям по сохранению здоровья голосового аппарата можно отнести следующие:

  • отказ от курения, в том числе пассивного;
  • своевременная санация полости рта, верхних дыхательных путей;
  • соблюдение голосовой гигиены, смягчение голосовых связок с помощью частого питья, если приходится часто и подолгу говорить;
  • комфортные показатели температуры, влажности воздуха на рабочем месте и дома;
  • голосовой покой при ОРВИ и своевременное лечение;
  • лечение основных заболеваний эндокринной системы, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и проч., а также контроль за хроническими заболеваниями.

Следует помнить о том, что профилактика ОРВИ является основой предотвращения осиплости голоса. Важно мыть руки после посещения общественных мест, увлажнять слизистые оболочки полости носа, стараться отказываться от контакта с инфекционными больными и реже посещать людные места по возможности.

Обязательно обратитесь к специалисту по вопросу осиплости голоса за профессиональной квалифицированной помощью. Информация, содержащаяся в данном материале, не является призывом к самолечению, представлена в информационно-ознакомительных целях. Авторы придерживаются научной точки зрения и не несут ответственности за качество оказания услуг третьими лицами.

• Петунина Н. А., Трухина Л. В. Гипотиреоз // Регулярные выпуски «РМЖ». — 2013. — №12. — с. 664.
• Крюков А. И., Романенко С. Г., Павлихин О. Г., Гуров А. В., Изотова Г. Н. Острый ларингит: диагностика и лечебная тактика // Регулярные выпуски «РМЖ». — 2012. — №27. — с. 1360.
• Славский А. Н., Мейтель И. Ю. Острые воспалительные заболевания глотки: современные возможности топической терапии // Регулярные выпуски «РМЖ». — 2015. — №23. — 1399−1402.

Нарушение голоса

Общие сведения

Нарушения голоса характеризируются частичным или полным отсутствие фонации. Встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподаватели, лекторы, актеры и певцы). Люди данных профессий совершают речевую нагрузку на гортань, нарушениями голоса стадает больше 60% педагогов. Нарушения голоса ухуджают нервное состояние и препятствуют полноценной комуникации. Также они могут доставлять неприятные болевые ощущения.

Си​мтомы нарушения функционирования гортани характеризируются:

  • переодическая стойкая охриплость;
  • изменение тембра голоса;
  • дискомфорт в области гортани;
  • утомляемость голоса.

Также у больного может быть патология гортани: от преходящих расстройств разных видов и степени тяжести, воспалительных процессов, полипов и доброкачественных новообразований до злокачественных опухолей, которые в этой области прогрессируют интенсивно.

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации врачи выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (полное отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса. При афонии возможно говорить только шепотом.

Итак, в зависимости от проявлений, среди расстройств голоса выделяют:

  • дисфонию (нарушение силы, тембра);
  • афонию (отсутствие голоса);
  • фонастения (голосовая слабость);
  • патологическая мутация;
  • нарушение голоса после операции на гортани.
Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Зимние забавы и развлечения детей

Также логопеды выделяют функциональные и органические нарушения голоса. Среди функциональных нарушений:

  • невроз гортани;
  • истерическая афония;
  • гипо- гипертонусные нарушения;
  • психогенная афония/дистония.

Органические нарушения голоса связаны со следующими заболеваниями:

  • острый или хронический ларингит;
  • монохордит;
  • нарушение подвижности гортани;
  • профессиональные трахеиты.

Органические нарушения голоса часто встречаются у детей с церебральным параличом. Это обусловлено поражением коры головного мозга, проводящих нервных путей. Такж среди органических причин могут быть воспалительные заболевания. В их числе: ожоги, травмы гортани и хронические ларингиты. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям. Также патологическая мутация голоса наблюдается в подростковом возрасте, что обусловлено эндокринными изменениями. Важно также учитывать, что нарушения голоса могут быть прямым следствием курения.

Профилактика и лечение нарушения голоса

Причины нарушений голоса может выявить отоларинголог (ЛОР) и невролог. Также исследование проводит врач-логопед. Для выявления анатомических или воспалительных причин изменения голоса используется ларингосокпия. С целью оценки функции голосовых складок врач проводит стробоскопию. Обследование у логопеда включает наблюдение за особенностями речи пациента. Также врачи изучает темп и ритмику речи, интонацию и характер голосообразования. Эффективность лечения зависит от причины, интенсивности логопедических занятий. При несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецедивы. При функциональных нарушениях голоса помогает:

  • массаж передней поверхности шеи;
  • ЛФК;
  • физиотерапия;
  • соблюдение голосового режима.

При органических нарушениях голоса врач может назначить медикаментозное лечение, а такде хирургическое вмешательство. Отличной профилактикой нарушения голоса станет соблюдение простых рекомендаций. Необходимо беречь голос, отказаться от курения, не употреблять чрезмерно холодную или горячую пищу. Также важно уделять время для тренировки голоса, особенно это актуально для людей голосоречевых профессий. В период ОРВИ и гриппа не допустимо перетруждать гортань, а также переносить болезнь на ногах. Следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Артикуляционная гимнастика для звука Л: упражнения для детей и взрослых

Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

Читайте также:
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: