Нарушение слоговой структуры слова у детей с ФФН – поэтапная работа

Преодоление слоговых трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

В настоящее время наметилась тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста. С каждым годом в образовательных учреждениях значительно увеличивается число воспитанников с дисграфией и дислексией.

Практика логопедической работы показывает, что одна из причин возникновения у школьников данных проблем – недооценивание значения формирования слоговой структуры слов. В дошкольном возрасте на первый план часто выдвигается коррекция звукопроизношения.

Изучением нарушений, а также процесса формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР занимались такие известные логопеды, как Усанова О.С., Ковшиков В.А., Маркова А.К., Левина Р.Е. и мн.др. По мнению данных авторов, нарушение слоговой структуры слов является одним из диагностических показателей системного речевого нарушения.[2]

Однако, Агранович З.Е. отмечала, что слоговые трудности встречаются не только у детей с ОНР, но и у логопатов с фонетико-фонематическим недоразвитием. [1] Мы разделяем эту точку зрения, поскольку практика работы на дошкольном логопункте показала нам, что у детей с ФФН, могут встречаться как незначительные трудности произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи, так и стойкие нарушения при повторении слов со стечением согласных.

Анализ имеющейся литературы по слоговым трудностям у детей с ФФН, позволяет сделать вывод об этиологии данных нарушений. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.[1]

Разработкой практических методик логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР занимались Маркова А.К., Агранович З.Е., Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., Ванюкова Л.С., Четверушкина Н.С., Ткаченко Т.А. и многие др.[1];[2];[4]

Проанализировав вышеперечисленные методики, за основу нашей работы мы взяли рекомендации Агранович З.Е. и Четверушкиной Н.С.

Нарушение слоговой структуры слова — поэтапная работа

Основные направления работы

Этиология слоговых трудностей у детей с ФФН позволила выделить нам 2 основных направления в логопедических занятиях с ними:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Развитие речедвигательных навыков.

В коррекционной работе мы традиционно выделили два этапа:

  1. Подготовительный, целью которого была подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка на невербальном и вербальном материале.
  2. Основной, целью которого была собственно коррекция дефектов слоговой структуры слов.

Работу по формированию слоговой структуры слова мы проводили индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

На этом этапе работы мы проводили игры и упражнения по развитию слухового внимания и памяти, в ходе которых ребенок учился узнавать и различать на слух звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты:

  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит?»
  • «Где постучали?» И т.д.

На этом же этапе мы проводили работу и над развитием ритма. Детям предлагались следующие виды упражнений:

  • «Слушай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед);
  • «Считай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке);
  • «Сравнение ритмов» (считаем хлопки и ищем различия);
  • «Покажи ритм» (узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами);
  • «Постучи так же, как я» (воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ);
  • «Хлопни сильнее» (задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка).

Кроме этого, на подготовительном этапе мы предлагали на занятиях детям различные упражнения на:

  1. Развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет («кулак – ребро», «кулак – ребро – ладонь» и различные пальчиковые игры)
  2. Развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)

Работа на вербальном материале начиналась с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно – временных представлений, как:

Начало – середина – конец
Перед – за – после – между
Первый – последний

Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. С этой целью мы предлагали детям дидактическую игру с использованием русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Рыбиной Э.В. [3]

Основной этап

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова имеет аналогичную процессу автоматизации звуков последовательность (от звука — к слогам, далее словам, фразам, текстам).

Работая на уровне звука мы учили детей:

  1. Выделять определенный гласный звук из звукового ряда. С этой целью проводились такие игры, как «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.
  2. Правильно артикулировать гласные звуки. Для этого вводились звуковые символы для каждого гласного звука, которые были взяты нами из пособия Ткаченко Т.А.[4];[5]

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового рисунка слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

С этой целью мы использовали следующие упражнения:

  • произнеси звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке;
  • пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы;
  • пропеть серию из отдельных звуков (А — У- И- О)
  • пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);
  • пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);
  • узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопеда и произнести их голосом.

Работая на уровне слога, мы играли с детьми в такие игры, как:

  • «Слушай и хлопай» (логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па);
  • «Слушай и считай» (ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед, и поднять сигнал с соответствующей цифрой);
  • «Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов);
  • «Эхо» (дети воспроизводят слоговые ряды:

– из одинаковых гласных и согласных звуков

Читайте также:
Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

ПА – ПА – ПА
БА – БА – БА

– из одинаковых согласных, но разных гласных звуков

ПА – ПУ – ПО
БА – БУ – БО

– из разных согласных звуков и одинаковых гласных

ПА – ХА – БА
КА – МА – ТА

– с изменением ударения

ПА – ПА — ПА
БА – БА – БА
КА – КА – КА

– со стечением согласных

ТО – КТО
ПА – ПТА
СТА – СТО – СТУ
А – СТА, А – СТО, А – СТУ)

  • «Скажи на один слог больше, чем я»;
  • «Скажи на один слог меньше, чем я»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Живые слоги» (с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию логопеда или к заданной схеме);
  • Запись слогов различных типов под диктовку (с выделением разноцветными ручками букв, обозначающих гласные и согласные звуки).

Работа на уровне слова начиналась с умения отличать слова по длине. С этой целью проводилась игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов.

Далее мы учили детей делить слова на слоги. При этом нами использовались традиционные приемы: отхлопывание слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол и т. д. С этой целью мы проводили на занятиях следующие игры:

  • «Хлопочки» (дети отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в ладошки);
  • «Прошагай слова» (дети отмеривают слово шагами: каждый слог — шаг);
  • «Телеграфисты» (дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам).

Порядок отработки слов был взят нами из разработок Четверушкиной Н.С. Автор, опираясь на классификацию Марковой А.К., которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности, подобрала и систематизировала весь практический материал по коррекции слоговой структуры слова.

Поскольку мы работали над слоговыми трудностями на индивидуальных занятиях, и стремились использовать дифференцированный подход в обучении, то из лексического материала упражнений мы исключали слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

Каждый тип слоговой структуры последовательно и тщательно отрабатывался нами даже, если ребенок не допускал в нем ошибок. Мы считаем, что подобная многократная повторяемость умения воспроизводить слова, делить их на слоги, на разном речевом материале, создает благоприятные условия для закрепления полученных навыков.

С целью упражнения детей в воспроизведении слов различной слоговой структуры мы использовали игры и упражнения, подобранные Четверушкиной Н.С.:

  • «Узнай, кто это?»;
  • «Конец слова за тобой»;
  • «Найди и назови»;
  • «Выполни команду»;
  • «Чего не стало?»;
  • «Выбери картинки»;
  • «Узнай, что (кто) это?»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Подскажи словечко»;
  • «Кого ты видел в зоопарке?»;
  • «Запомни и повтори»;
  • «Послушай и ответь»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Загадки» и т.д.

Все выше перечисленные игры были нами систематизированы и для удобства в коррекции составлены в картотеку.

Таким образом, проводимая нами работа по преодолению слоговых трудностей у детей старшего дошкольного возраста с ФФН была направлена на развитие у детей навыков слогового анализа и синтеза, а также предупреждение дисграфии у них в школьном возрасте.

Виноградова Екатерина Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 174,
г. Самара

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт – Петербург, 2000 г.
2. Логопедия/ Под редакцией Л.С. Волковой. – М.; Просвещение.1989 г.
3. Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу //Дефектология. 1989. № 4.
4. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 5 лет к пособиям « Учимся говорить правильно». М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.
5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по экологии: Природа и мы

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Читайте также:
Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2—3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Читайте также:
Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые словааномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

1) правильно произносимые слова: мама, дай;

2) слова – фрагмент: моко (малоко)‘,

3) слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию,действие: би-би;

4) абрисы слов: па-па-та (лопата);

5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.

В коррекционной работеможно выделить 2 этапа: подготовительный –цель: подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный – цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.

I. Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).

2. Работа над ритмом.Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ:

2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;

3.Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег.

1.Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции,подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

2.Упражнения на развитие реципрокной координации рук:выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т. п.

3. Упражнения на переключения (графические): • + • +; о–о–

II. Коррекционная работа на вербальном материале.

Работа проводится на разных уровнях.

1. Уровень гласных звуков. Виды работ:

1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков,чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;

2) те же задания,с выделением ударного звука: УА, АА, АУ;

3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

4)логопед отстукивает ритм:ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: аа, аа, аа.

2. Уровень слогов. Данные виды работцелесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:•

1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес;

2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со.);

4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су);

5) чтение цепочек слогов: са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;

6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы”;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

7)запомнить и повторить: са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;

8) повторение, чтение слоговсо стечением согласных:

ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;

9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;

10) придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

11) «скажинаоборот»: са-«ас», тса-«аст»;

3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структурынадо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав); г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Большаковой Е. С.

А. Фонематический и слоговой анализ слов:

1) игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру;

2) игры наделение слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;

3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;

4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове;

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;

6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;

7) «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;

8) «рассели животных по домам»: одноэтажный — кот, двухэтажный – лиса;

9)игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;

Читайте также:
Важность своевременной диагностики нарушений речи

10) объяснить значение слова пароход: из каких 2 слов оно образовано;

11) исправить ошибку в словах: моталок, моколо

а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;

12) назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;

13) что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;

14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;

16) анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ — вниз, шил — сшил;

Б. Фонематический и слоговой анализ слов:

1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма., ка. .

2)ребусы: коф., лас., кос. .

3) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол);

4) логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;

5) «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове.

6) образовать слово по аналогии: дом-домик, кот-…

7) дополнить слово подходящим слогом: земляни., смороди. .

8)дописывание названий к картинкам: маши., куби. .

9) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов:

1) поменять слоги местами, составить слово: рады-дыра, сосна-насос;

2) образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник +капуста: чайка;

3) один ребенок произносит слово по слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу. го. ви. ца—пуговица.

2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики);

3) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче);

5) придумать слова, состоящие из 1,2, 3,4 слогов;

6) цепочка слов: тигры-рыба- …

7) закончить слово: ла., ла., ла.

8) придумать слова, заканчивающиеся на ЧОК;

9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»

10)разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.

4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы.

1) заучивание чистоговорок

Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;

2)придумать чистоговорку самому: са-са-са. ;

3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;

4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;

5) чтение стихов,рассказов с отстукиванием ритма:

7) пропевание распевок с четкой ритмической структуройпод музыкальное сопровождение: ко-ко-ко – исходите далеко;

8)договорить предложение: а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется?

9) составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;

10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? – это милиционер. Нет кого? – нет милиционера. Помоги кому? – милиционеру.

11) выбрать из 3 слов то,которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка);

10)придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста);

собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку);

11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом);

14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: “Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков ” с использованием дидактических игр в коррекционной.

Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией» В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Читайте также:
Инновации в системе дошкольного образования

Коррекционно-логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (455 кБ)

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, может нарушаться порядок слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).
С раннего детства маленький ребенок слышит слуховые раздражители – звуки, что является большим толчком для возникновения речевой функции. Ребенок слышит и пытается воспроизвести то, что слышит. Изменяется цепь мышечных сокращений, подстраивание голосовых органов под слышимые звуки, налаживается координация слуха и голоса. Малыш начинает говорить. Вместе с ростом ребенка изменяется и совершенствуется его речь. Четкая, спокойная, неторопливая речь взрослых – основное условие нормального речевого развития ребенка.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3 – 3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценивать правильность и выявлять дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская).
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, также оно может быть у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.
В анализе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.
По материалам А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребенок воспроизводит часто один слог услышанного слова или два одинаковых слога: ав; би-би; му-му;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся два сложных слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: автобус – тобус;
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда опускается слог, чаще всего предударный: укушу – кусу; может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах: космонавт – монат;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: зацепилась – ципилась;
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

У детей с речевой патологией данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать так:

  • правильно произносимые слова: баба, дай;
  • слова – фрагменты: молоко – мако;
  • слова – звукопроизношения, обозначающие предмет, действие: ту – ту.

Несмотря на то, что к 6-7 годам дошкольник обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, владеет грамматическим строем речи и все же нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, экскурсовод, простокваша). В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава.

Существует несколько типов нарушений слоговой структуры:

  1. тип «Элизия» – нарушение количества слогов:
    • усечение, сокращение количества слогов в слове или слогообразующих гласных: молоток – моток; самокат – мокат; велосипед – сипет;
    • опускание слогообразующей гласной: пианино – пинино.
  2. тип «Персеверация» – инертное застревание на каком – либо слоге при произнесении слова, циклическое повторение, настойчивое воспроизведение: кораблик – ко-ра-ра-блик; лисичка – ли-си-сич-ка-ка.
  3. тип «Антиципация» – замена предшествующих звуков последующими или уподобление одного слога другому: капитан – пипитан; ананас – нананас; собака – бабака.
  4. тип «Итерация» – добавление, увеличение гласных в словах, где есть стечение согласных или добавление целых слогов: свисток – сивиситок; листва – лисытва; комната – команата; трактор – тырактор.
  5. тип «Контаминация» – смешение слоговых элементов двух слов, то есть слова, которые совсем не напоминают слова родного языка: на столе в хлебнице – на столебнице; трактор пашет – трашет.
  6. тип – Нарушение последовательности слогов в слове; перестановка слогов: бегемот – гебемот; самолет – мосалет; дерево – редево
  7. тип
    • Уподобление слогов: абрикосы – кококосы.
    • Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных): стул – тул.
    • Вставки согласных в слог: лимон – лимонт.
Читайте также:
Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

По типу поломки слоговой структуры необходимо выяснить уровень речевого развития логопата. Так, элизии обычно соответствуют I уровню общего недоразвития речи. Перестановки чаще всего говорят о III уровне общего недоразвития речи. Все остальные типы нарушений слоговой структуры слова бывают у детей со II уровнем общего недоразвития речи.

Напрашивается вопрос: какова же причина такого явления, как поломка слоговой структуры слова?

Это кинетическая апраксия – неумение плавно переключаться с одного слога на другой, неумение понять правильную позицию звуков в слове, слов во фразе, перейти от одного слова к другому.
Наличие апраксии свидетельствует о нарушениях подвижности основных, нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе.

Каковы же признаки кинетической апраксии?

1. Невозможность выполнения всего упражнения ребенком.
2. Внезапная потеря упражнения (ребенок – логопат в середине выполнения упражнения может переключиться на свое, потому что так ему легче).
3. Снижение амплитуды движения. Например: не может выполнить упражнение «Индюк» или «Лошадку» пощелкивать языком.
4. Наличие сопряженных движений (идут в ход руки, голова и другие органы). Например: при выполнении упражнения «Маляр» дети запрокидывают голову назад.

Главное при апраксии – это улучшить произвольные движения языка, губ, лицевых мышц. Надо показать ребенку, какие мышцы и как их напрягать. Необходимо ежедневно развивать речевой аппарат, формировать фонетический слух, уточнять и коррегировать артикуляцию звуков, способствовать снятию страха перед произнесением трудных и громоздких слов, включать в работу развитие речевого дыхания, голоса.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет.

Работа над слоговой структурой слова кропотливая, длительная, не сразу дает увидеть результат труда, но она должна опережать становление звукопроизношения.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Согласно рекомендации Марковой, усложнение по формированию слоговой структуры слов заключается в наращивании количества различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, сыр, кот, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, бегемот)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка)
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино)

Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел: «Состояние слоговой структуры слов».

Учитель – логопед должен быть и артистом, и режиссером, способным дать исключительно правильный образец «говорения», используя, как образец свою речь доступную, красочную.

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.
4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по логопедии на тему

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем, в самом ходе обучения речи, обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова нередко представляет для детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. но прежде, чем планировать

работу по этому разделу, необходимо знать процесс усвоения слоговой структуры слова, касающийся нормального развития речи. Сведения И.А.

Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_slogovoi_strukturoi_slova_u_detei_s_fonetiko.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

МОСКВА 2015 год

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем, в самом ходе обучения речи, обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова нередко представляет для детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. но прежде, чем планировать

работу по этому разделу, необходимо знать процесс усвоения слоговой структуры слова, касающийся нормального развития речи. Сведения И.А.

Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

А. Н. Гвоздев отмечает, что при овладении слоговой структурой слова ребёнок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы. Сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный, и, наконец, слабые безударные слоги. Аналогичные высказывания мы находим у Б. Китермана. Анализируя данные этих авторов, можно предположить, что процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей.

Вопросу овладения слоговым составом слова посвящены исследования Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, А. К. Марковой, О. Н. Усановой. Как отмечают эти авторы, нарушения слоговой структуры слова, тормозя развитие произносительной стороны речи, препятствуют и лексико-грамматическому развитию. Поэтому изучение указанного нарушения и разработка методов его преодоления имеют большое значение для практики обучения детей учителем-логопедом.

Опыт работы показывает, что в речевых картах мы нередко отмечаем неправильное воспроизведение слогового контура слова, выражающееся в неумении передать нужное количество слогов т.е. его сокращении ( сахарница – сахарца ) или его увеличении ( пилот – пилилот, клубок- калубок) в перестановке местами слогов внутри слова (велосипед-левисипед). Наибольшее количество ошибок приходится на слова трех и более сложные различного слогового состава. Следует также отметить, что неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что только в процессе специального развития умения воспроизвести слово в его полном слоговом составе могут быть устранены характерные и стойкие искажения слоговой структуры слова. Работа над произношением слоговой структуры слова должна сопровождаться развитием сопутствующих сенсорных возможностей ребенка. Логопед прежде всего должен привлечь внимание ребенка к различию слов по их слоговому составу. Ребенку предлагают прислушиваться к своему произношению слова, сравнивать его с произношением логопеда, находить свои ошибки. Можно также обратить внимание ребенка на то, как искажает смысл слова опускание некоторых слогов или их перестановка (лопата-палата, машина-шина).

В процессе работы логопеду необходимо решить две задачи:

1. Сформировать умение правильного изолированного произношения слов определенной сложности.

2. Научить правильному произношению простых фраз, состоящих из слов усвоенного звуко-слогового состава, в нужной грамматической форме.

Эффективнее начать работу с развития слухового восприятия с одновременной опорой на имеющиеся произносительные навыки. У всех детей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сохранны гласные звуки. Поэтому наряду с воспитанием правильного изолированного произношения гласных, предлагаются упражнения, направленные на выработку умения удерживать в памяти и воспроизводить ряд из 3-х, 4-х, 5-ти гласных звуков. В процессе обучения даются такие задания: сосчитать сколько звуков произнёс логопед и показать столько же палочек; сделать столько же хлопков; назвать два гласных звука, три гласных звука; повторить за логопедом ряд из 3-4 гласных звуков; придумать свой ряд из 2-х, 3-х, 4-х гласных; назвать столько же гласных сколько палочек лежит на парте. Этим упражнениям уделяется большое внимание, так как от умения воспринять и правильно артикулировать гласные во многом зависит правильное воспроизведение нужного количества слогов в слове.

На материале гласных можно проводить работу над темпом и плавностью произношения. Затем идентичная работа проводилась на материале слогов по мере усвоения согласных звуков (па-та-ка-ма, от-ут-ат-ит). На этом этапе можно начать работу по выделению и воспроизведению ударного слога (та-та-та, та-та-та). Затем внимание детей привлекается к

разнице в произношении слов. Мы объясняем детям, что есть слова короткие, а есть более длинные (дом-черепаха, кот-паутина). После чего эти слова отхлопываются, при этом берутся слова контрастные: 1 и 4-5сложные, затем 1-3сложные, 1-2сложные, 2-3сложные и, наконец, 3-4сложные, которые являются наиболее трудными для сравнения. Наряду с удлинением сравниваемых слов по количеству входящих в них слогов, мы постепенно подбирали материал для сравнения слов с обратным и закрытым слогом, а в дальнейшем слова сходного звукового состава (арбуз-абрикос, парта-перчатка). Вначале слова рассматривались попарно, а затем задания варьировались: например из ряда называемых и отхлопываемых слов выбрать слова, состоящие из одного слога, двух слогов. Вся работа по

усвоению слогового состава слова проводится с опорой на схему слова. Особенно полезной оказалась схема при разборе слов со сложным звуко-слоговым составом.По мере коррекции мы брали слоги со стечением согласных звуков(пла-пло, кла-клу-кло) и после глубокого анализа сразу же включали эти слоги в слова(платок, плот, плотник, Клава, клумба, клубника).

Затем эти же слова включали в предложения(У Клавы платок. Вот вкусная клубника.). Работа над слоговым составом слова проводилась очень разнообразно, задания самые различные: выбрать слово с заданным количеством слогов, самостоятельно назвать слова с заданным количеством слогов, назвать слова по заданной схеме. При проведении этой работы от детей требуется отчетливое произнесение каждого звука в словах.

Большое внимание уделялось работе над отдельным слогом. Усвоению правильного произношения наиболее сложных слогов очень помогал их звуковой анализ и синтез. Наиболее широко звуковой анализ и синтез применялся при усвоении правильного произношения закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Давались такие задания: проанализировать слог «кап», определить сколько звуков, их последовательность, какие это звуки. Особое внимание уделялось преобразованию слогов. Например: логопед называет три звука-т, п, а, предлагает детям повторить их и определить какие это звуки, затем предлагает составить из них слог, чтобы первым стоял согласный звук, за ним гласный, затем опять согласный; предлагает составить из данных звуков слог, чтобы первым и вторым в нём были согласные звуки ; далее логопед спрашивает,какой получится новый слог, если в слоге «пта» первый согласный заменить звуком «с». На более поздних этапах обучения детям предлагалось самостоятельно придумать и проанализировать слог.

Во всей этой работе необходимо учитывать самое главное: все

упражнения и задания отрабатываются на правильно произносимом материале; необходим показ артикуляции логопедом; отработка детьми слогов и слов перед зеркалом; постоянное использование звукового анализа и синтеза.

В данной статье мы постарались рассказать об основной работе, которую проводили с детьми, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в целях устранения нарушения слоговой структуры слова.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

  • Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
  • Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Общие сведения

Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

  • Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
  • Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
  • Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
  • Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
  • Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

В логопедии выделяется три основных степени:

  1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
  2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
  3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

  • формирование фонематического восприятия;
  • обогащение словарного запаса ребенка;
  • развитие правильной, связной речи;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа с простыми и сложными предложениями;
  • подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).

Как проводят коррекционную работу с детьми?

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

  • «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
  • «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
  • «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

Для этого используются следующие упражнения:

  • «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
  • «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
  • «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Профилактика и прогноз

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Близится аттестация?

Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходима ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа.

1) Повторить за взрослым слоговые сочетания со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди

  • АПТА – АПТО – АПТУ – АПТЫ
  • АКМА – АКМО – АКМУ – АКМЫ
  • АКНА – АКНО – АКНУ – АКНЫ
  • АКФА – АКФО – АКФУ – АКФЫ
  • АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА, АФТА, АПКА, АПФА, АХТА

То же с гласными звуками: О, У, Ы в конце.

2) Повторить за взрослым слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука

То же с гласными звуками: О, У, Ы.

3) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога

4) Повторить за взрослым слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении

5) Повторить за взрослым слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом

АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА

То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.

6) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце слова

  • АХТПА – АХТПО – АХТПУ – АХТПЫ
  • АКТПА – АКТПО – АКТПУ – АКТПЫ
  • АПТКА – АПТКО – АПТКУ – АПТКЫ
  • АФТКА – АФТКО – АФТКУ – АФТКЫ

7) Повторить за взрослым слоговые сочетания с четырьмя согласными, находящимися рядом

АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА.

То же с гласными звуками О, У, Ы в конце слова.

8) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания

  • АФТКПА – АФТКПО – АФТКПУ – АФТКПЫ
  • АПТКМА – АПТКМО – АПТКМУ – АПТКМЫ
  • АФХТПА – АФХТПО – АФХТПУ – АФХТПЫ
  • АКХТФА – АКХТФО – АКХТФУ – АКХТФЫ
  • АКХМНА – АКХМНО – АКХМНУ – АКХМНЫ

9) Повторить за взрослым односложные слова со стечением согласных звуков

Значение каждого слова уточняется.

ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.

10) Повторить за взрослым двусложные слова со стечением согласных звуков

Значение каждого слова уточняется.

ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БОЛЮДО, КЛЮКВА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.

11) Повторить за взрослым трехсложные слова со стечением согласных звуков

Значение каждого слова уточняется.

ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНАТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.

12) Повторить за взрослым сочетания числительных с существительными

Значение каждого слова уточняется.

ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).

ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).

ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто).

13) Повторить за взрослым сочетания прилагательных с существительными

Значение каждого слова уточняется.

ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).

ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).

МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бинтов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павлинов, львов, ягод).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: