Нарушение голоса при ЧМТ

Нейропсихиатрические осложнения травмы головного мозга

Опубликовано чт, 13/09/2018 – 17:06

Черепно – мозговая травма ( TBI) наиболее частая причина госпитализации у молодых людей с более высокой распространенностью у мужчин. TBI является основной причиной инвалидности и смертности в возрасте от 1 до 45 лет. TBI может быть следствием либо прямого результата травмы, либо возникать из-за осложнения первичной травмы. . Наиболее распространенными этиологическими факторами TBI являются падения, дорожно-транспортные происшествия, физические нападения и травмы, связанные со спортивными соревнованиями. После TBI могут возникнуть значительные неврологические осложнения, которые включают в себя судорожный синдром, деменцию, и травмы черепно-мозговых нервов. Кроме того, перенесшие черепно – мозговую травму пациенты могут страдать от различных психических расстройств, таких как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и другие когнитивные и поведенческие нарушения.

Данные литературы свидетльствую о том, что только около 25% пациентов , перенесших черепно – мозговую травму достигают долгосрочной “функциональной независимости”.

Травма головного мозга (TBI) в первую очередь относится к дисфункции мозга, вызванной внешней травмой. В США только футбольные игроки в средней школе страдают от 100 000 диагностированных сотрясений в год. Точно так же бокс может вызывать сотрясение от удара по голове кулаком, вызывая разрыв мостовидных вен (субдуральная гематома), микрогеморрагии в головном мозге и диффузное повреждение аксонов.

Факторами риска, которые усугубляют исход, являются возраст, существующие болезни, в частности, опухоли, повторная травма и злоупотребление алкоголем. Ежегодно 10 миллионов человек страдают от TBI во всем мире, из которых 5,3 миллиона человек являются выходцами из Соединенных Штатов. Каждый год около 52 000 человек умирают от TBI. Падения являются наиболее распространенной причиной TBI у детей в возрасте 0-4 лет и взрослых в возрасте 75 лет и старше. Другими распространенными причинами являются несчастные случаи на автомашинах 14% и травмы мозга вследствие физического удара при насильственных действиях – 12%. Показатели TBI почти на 30% выше у мужчин по сравнению с женщинами в 2010 году. Прием алкоголя является основным фактором, ведущим к черепно-мозговой травме ( концентрация алкоголя в крови была положительной у 56% больных, перенесших черепно-мозговую травму).

Существует много разных типов черепно – мозговой травмы: сотрясения (кратковременная потеря сознания в ответ на травму головы); проникающие повреждения (посторонний предмет попадает в мозг); закрытые травмы головы (удар по голове,); переломы черепа (переломы костей или разрывы); гематомы (кровотечение в мозге); рваные раны (разрывы кровеносных сосудов или ткани); аноксия (отсутствие поступления кислорода в ткань мозга ); контузии ; и диффузные аксональные повреждения, которые приводят к разрушению соединений между нейронами.

Патологические исследования пациентов с комой с диффузными аксональными повреждениями, протестированными с помощью компьютерной томографии, показали широко распространенное повреждение аксонов белого вещества. Диффузные аксональные травмы являются результатом сильного ускорения или замедления. Даже если пациенты переживают диффузные аксональные травмы, постоянный неврологический дефицит сохраняется на протяжении всей их жизни. На МРТ мы можем видеть очаговое поражение мозолистого тела, которое появляется в виде скоплений петехиальных кровоизлияний и может привести к внутрижелудочковым кровоизлияниям. Черпено – мозговые травмы также включают петехиальные кровоизлияния в ствол мозга. Более серьезная травма приводит к геморрагическому размягчению дорзальной части среднего мозга. Выжившие больные после диффузного аксонального повреждении обычно имеют выраженную атрофию головного мозга, дилатации бокового и третьего желудочков и истончение мозолистого тела. Микроскопическое исследование обнаруживает диффузное повреждение аксонов в мозолистом теле, верхнем парасагиттальном церебральном белом веществе, стволе мозга и различных трактах.

Как известно, пациенты , перенесшие черепно – мозговую травму должны быть в течении определенного времени на постельном режиме, чтобы предотвратить дальнейшую травму мозга. Надлежащее снабжение кислородом, поддержание адекватного кровотока и контроль артериального давления являются важнейшими переменными, которые учитываются в процессе лечения последствий травмы мозга. Около половины пострадавших от черепно – мозговой травмы пациентов требуют хирургического вмешательства для восстановления мозговой ткани и лечения других травм.

Наиболее распространенными (кратковременными) осложнениями, связанными с черепно- мозговой трамвы , являются когнитивные нарушения, сложности с сенсорной обработкой информации , проявления гидроцефалии, проникновение цереброспинальной жидкости (CSF) в ткани , повреждения сосудов или черепных нервов, шум в ушах, недостаточность тех или иных органов и политравма. Политравма может включать в себя: легочную, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную дисфункцию и гормональный дисбаланс, тромбоз глубоких вен, повышенное свертывание крови и повреждения нервов. . У пациентов с черепно- мозговой травмой наблюдается повышенная скорость метаболизма, что приводит к чрезмерному количеству тепла, выделяемого в организме. Отек головного мозга является вторичным по отношению к TBI и способствует повышению внутричерепного давления в результате расширения сосудов и увеличения мозгового кровотока. Долгосрочные осложнения, связанные с черепно- мозговой травмой , включают болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, деменцию и посттравматическую эпилепсию.

Проникающая травма может вызвать психопатологические симптомы в зависимости от функции, обслуживаемой пострадавшей конкретной области (например, агрессия и поведенческое растормаживание при бифронтальном повреждении мозга). Симптомы последствий травм можно объяснить цитотоксическими процессами, такими как дисрегуляция Ca + 2 и Mg + 2 , эксайтотоксичность нейротрансмиттера, вызванная свободными радикалами травма и диффузная аксональная травма.

Повреждение восходящих моноаминергических трактов может вызвать патологическое функционирование систем, зависящих от этих путей. Несколько исследований показывают, что TBI в этих областях приводит к снижению уровней дофамина, что определяет плохой прогноз. Психотропные препараты , которые улучшают дофаминергическую передачу способствует улучшение когнитивных функций (например, активация , скорость обработки информации , процессы , связанные с вниманием и памятью).

Серотониновые тракты , которые направляются к лобной коре прерываются контузиями, а также аксональными повреждениями, вызывающими дисфункцию в данной нейротрансмиттерной системе. Эти пути также могут быть повреждены вторичными механизмами повреждения нейронов, такими как эксайтототоксины и перекисное окисление липидов, которые опосредуют активность серотонина. Уровни 5-HIAA в спинномозговой жидкости (CSF) варьируют в зависимости от размера повреждений, например, у пациентов с лобно-височными контузиями наблюдается снижение уровня 5-HIAA, тогда как повышенные уровни наблюдаются при диффузных ушибах мозга.

Читайте также:
Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

После черепно – мозговой травмы отмечается увеличение холинергической передачи с последующим хроническим снижением функции данного нейротрансмиттера и холинергических афферентов. В экспериментальных исследованиях повышенные уровни ацетилхолина наблюдаются при постановке межжелудочковых катетеров или поясничной пункции в острый период после черепно-мозговой трамвы. При хроническом течении последствий черепно- мозговых травм отмечается потеря корковых холинергических афферентов с одновременным сохранением постсинаптических мускариновых и никотиновых рецепторов.

Распространенность психических расстройств после черепно – мозговых травм выглядит следующим образом: 14% -77% для основной депрессии, 2-14% – для дистимии, 2% -17% – биполярного аффективного расстройства , генерализованного тревожного расстройства – 3% -28%, панического расстройства – 4% -17%, фобические расстройства – 1% -10%, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) 2% -15%, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) 3% -27%, злоупотребление психоактивными веществами или зависимость 5% -28% и шизофрения – 1%. Известно множество факторов, которые влияют и определяют нейропсихические осложнения TBI, включая тяжесть и тип травмы, прошлый психиатрический диагноз, социопатию, преморбидную поведенческую проблему (особенно , у детей), социальную поддержку, злоупотребление психоактивными веществами, существовавшие ранее неврологические расстройства, возраст и уровень аполипопротеина E .

Пациенты, пострадавшие от прямой аксональной травмой, обычно испытывают проблемы с активацией, медленной когнитивной обработкой и вниманием. Возраст является важным фактором в развитии психических симптомов, например, пожилые люди, пострадавшие от TBI, имеют более длительный период ажитации, большие когнитивные нарушения и более высокую вероятность развития глобальных поражений организма. Повреждение обонятельного нерва, расположенного рядом с орбитофронтальной корой, может вызвать посттравматическую аносмию. Нарушение функционирования обонятельной системы часто может возникать у пациентов с умеренной и тяжелой черепно-мозговой травмой, связанной с повреждением лобной и височной долей.

Ажитация встречается у 96% больных , перенесших черепно – мозговую травму , а когнитивные нарушения – в 70% , депрессия – в 61%, генерализованное тревожное расстройство – в 28% , синдром посттравматического стрессового расстройства – в 27% , паническое расстройство – в 17%, обсессивно – компульсивное расстройство – в 15%, фобические расстройства – 10% и мания – в 4% случаев.

Депрессия является одним из самых известных психических расстройств , обусловленных последствиями черепно – мозговой травмы. Печаль – самая распространенная реакция после TBI, поскольку пациенты жалеют о прошлой жизни. Отметим, что высокие баллы по шкале депрессии Бека представляют собой гиперреактивность к симптомам после черепно-мозговой травмы , а не информируют о тяжести депрессии. Пациенты с TBI могут не иметь типичные признаки депрессии, такие, как соматические симптомы, которые традиционно необходимы для диагностики депрессии. Изменения настроения также наблюдаются при височных, лимбических и базальных поражениях переднего мозга и, как сообщается, такие депрессии реагируют на антидепрессанты. Другими симптомами, которые проявляются посмле черепно-мозговой травмы, являются апатия, снижение мотивации, “шизотипическое поведение”, нарушение процесса мышления и когнитивная дисфункция, которые , впрочем по своим клиническим проявлениям могут напоминать депрессию. Сообщалось об увеличении риска самоубийства после TBI ( через год 10% пациентов думали о самоубийстве, а 2% пытались покончить с собой).

Некоторые пациенты страдают от биполярного расстройства или маниакальных эпизодов после черепно- мозговой травмы. Повреждение базальной области правой височной доли и правого орбитофронтального отдела коры вызывают развитие маниакальных симптомов после черепно – мозговой травмы у пациентов с положительной семейной историей биполярного расстройства.

Пациент может иметь психоз в любое время после черепно-мозговой травмы, в остром периоде или даже после нескольких месяцев нормального функционирования. Делирий возникает часто после выхода из комы. Типичными симптомами в этом случае являются беспокойство, спутанность сознания , дезориентация, галлюцинации, ажитация и бред. Последний может развиться в результате механических эффектов повреждения , отека мозга, кровоизлияния, инфекции, субдуральной гематомы, гипоксии (сердечно-легочная или местная ишемия), повышенном внутричерепном давлении, алкогольной интоксикации или похмельного синдрома , энцефалопатии Вернике, снижении гемперфузии из-за множественной травмы. Делирию также способствуют: жировая эмболия, изменения рН, дисбаланс электролитов и лекарства (стероиды, опиоиды, барбитураты и антихолинергические средства).

Многие психические расстройства , возникшие после черепно- мозговой травмы , такие как мания, депрессия и эпилепсия, могут приводить к психотическим симптомам. Эти симптомы могут сохраняются, несмотря на уменьшения когнитивного дефицита, вызванного травмой. В одном из исследований ветеранов войны в Финляндии, которые имели травму головного мозга, у 26% этих ветеранов были зафиксированы психотические расстройства ( 14% имели параноидную форму шизофрению ). Исследователи обнаружили корреляцию между TBI и генетической предрасположенностью к шизофрении.

Многие расстройства тревожного спектра могут развиваться после черепно- мозговой травмы (TBI). При исследования 66 пациентов с TBI у 11% пациентов развилось генерализованное тревожное расстройство в дополнение к большой депрессии. В исследовании, которое оценивало 120 солдат, пострадавших от умеренной до тяжелой TBI, у 9% больных зафиксировали паническую атаку. В другом исследовании, проведенном на пациентах с TBI, у 18% развилось ПТСР, у 14% ОКР, у 11% паническое расстройство, у 8% генерализованное тревожное расстройство, а у 6% фобическое расстройство.

TBI и расстройства злоупотребления психоактивными веществами часто встречаются..

Поражения и травмы

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – органическое поражение мозга и мозговых структур (оболочек, сосудов, нервов), возникающее вследствие механического повреждения головного мозга.

В результате механического воздействия происходит разрыв или повреждение нервных волокон, что приводит к нарушению передачи нервного импульса. Такие повреждения могут возникнуть в различных зонах мозга, отвечающих за речь, слух, восприятие, внимание, память.

Читайте также:
Конспект НОД для детей с ОНР - Детский сад

Поэтому у разных людей в результате ЧМТ могут возникнуть разные проблемы – с памятью, вниманием, восприятием и узнаванием. Результатом черепно-мозговых травм часто становятся нарушения мышления, эмоциональной сферы (депрессия, раздражительность), нарушения слуха, письма, счета, чтения и речи.

Большинство таких нарушений могут быть компенсированы. После лечения ЧМТ, полученного в стационаре, пациент нуждается в реабилитации (устранении последствия черепно-мозговой травмы), направленной на восстановление утраченных функций.

В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» состояние каждого пациента оценивает междисциплинарная команда специалистов. Врачи оценивают проблему комплексно, каждый с точки зрения своей специализации. В диагностике последствий ЧМТ используются различные методы функциональной диагностики. Весь процесс вашей реабилитации будет проходить под контролем опытного врача невролога. Он изучит анамнез, назначит обследование и консилиум врачей, подберет медикаментозную и сопутствующую терапию, будет контролировать ход реабилитации.

“Восстановительное обучение можно начинать в любой период, однако первый год после травмы и выхода из острого состояния является наиболее важным для достижения максимальных результатов”

Кривцова Юлианна Павловна,
Врач невролог
первой категории

Обследование

Врач-невролог

Реабилитация после ЧМТ начинается с приема врача-невролога. Врач проводит осмотр, изучает уже имеющуюся медицинскую документацию (выписка, заключения КТ, МРТ) и при необходимости назначает дополнительное обследование. Это могут быть функциональная диагностика, компьютерная диагностика, лабораторные исследования и обследование пациента другими специалистами. Объем необходимого обследования невролог определяет индивидуально в каждом отдельном случае.

Цель обследований – оценить объем, степень и вид нарушений, возникших в результате травматического воздействия. По результатам такого комплексного обследования (диагностики) врач сможет назначить терапию и разработать реабилитационный маршрут.

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма позволяет оценить функциональное состояние биоэлектрической активности головного мозга на предмет выявления или исключения патологий функционирования в отдельных его участках.

УЗДГ

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы, шеи назначается для оценки степени артериального и венозного кровотока, исключения косвенных признаков венозной и внутричерепной гипертензии, диагностики ангиоспазма сосудов.

Окулист

Невролог может назначить дополнительную консультация врача-окулиста с целью исключения патологии со стороны глазного дна. Застойные явления на глазном дне могут служить свидетельством гипоксии головного мозга, что очень важно для подбора медикаментозной терапии.

Нейропсихолог

С помощью специальных методов нейропсихологической диагностики нейропсихолог выявляет нарушения в работе высших психических функций, возникшие в результате черепно-мозговой травмы. Специалист оценивает состояние памяти, внимания, мышления пациента, а также состояние его эмоциональной сферы (наличие агрессии, раздражительности, депрессии) – именно с выявленными в ходе обследования проблемами нейропсихолог будет работать в процессе нейрореабилитации пациента.

Логопед

Логопед оценивает состояние речи пациента в случае, если она повреждена.

Лечение

На основании проведенного комплексного обследования и установлении степени повреждения высших психических функций врачом-неврологом назначается индивидуальная программа нейрореабилитации: как необходимая медикаментозная терапия, так и восстановительные занятия с нейропсихологом и логопедом.

В качестве эффективного инновационного метода лечения невролог может назначить метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. Эффективность ТМС доказана как зарубежным, так и российским опытом.

Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на пораженные нервные клетки коры головного мозга, что на порядок ускоряет восстановление функции участков головного мозга, утраченных в результате травматического воздействия.

ТМС может быть назначена как монотерапия, так и работать в комплексе с медикаментозной терапией.

Симптомы ЧМТ при недавнем ударе головой

  • Головные боли,
  • Головокружения,
  • Потеря сознания даже на несколько секунд,
  • Засыпание в течение первых двух часов,
  • Тошнота, рвота,
  • Нарушения зрения: резь в глазах, смещение (раздваивание) изображения,
  • Шум в ушах,
  • Ретроградная амнезия (после удара из памяти пострадавшего могут выпасть события длительностью от нескольких секунд до 2-х часов).

Симптомы ЧМТ, произошедшей в результате удара головой в прошлом (иногда спустя 3-5 лет)

  • Частые головные боли,
  • Нарушение сна и/или цикла «сон/бодрствование»,
  • Нарушения зрения,
  • Нарушение когнитивных функций (нарушение памяти, концентрации внимания, утомляемость, сложности с соблюдением последовательности действия и др.).

Нарушение голоса при ЧМТ

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) составляют 40 % от всех травматических повреждений у человека. Последствия и осложнения ЧМТ весьма разнообразны. Наиболее частым последствием ЧМТ являются афазии (системные нарушения речевой функции) или дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (ВПФ). Особую проблему в плане теоретического изучения и его практического воплощения составляют афазии у детей, в том числе и афазии травматической этиологии.

Описания афазии у детей имеются в работах ряда авторов (С.Ю. Бенилова, Т.Г. Визель, Ю.А. Микадзе, А.Ю. Обуховская, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Н.Н. Трауготт, М.Г. Храковская, Л.С. Цветкова и др.). Исследователи отмечают, что в клинической картине детской афазии имеются как сходства с афазиями у взрослых, так и отличия.

Сходства состоят в следующем. И у детей и у взрослых афазия возникает вследствие одних и тех же этиологических факторов. При этом у детей наиболее частым из них является черепно-мозговая травма. Разрывы аневризмы имеют место реже, как и опухоли; еще реже – инсульты (в отличие от этого, у взрослых инсульты занимают лидирующее место). Сходство детских и взрослых афазий состоит также в том, что у обоих контингентов имеет место распад уже сформировавшейся речи. Отсюда идентичность многих симптомов афазии у детей и взрослых, а также наличие в остром периоде заболевания значительного объема нейродинамических нарушений, зашумляющих основной синдром.

Отличия детских и взрослых афазий касаются, прежде всего, степени стойкости речепатологической симптоматики. Нарушения речи у детей носят менее стойкий характер, чем у взрослых, отмечаются чаще в остром периоде заболевания и имеют относительно быстрое обратное развитие. Как известно, это связано с высокой пластичностью детского мозга, в которой важное значение имеет редко упоминаемая в литературе функциональная активность межзональных связей.

Читайте также:
Совместная деятельность В гостях у сказки

Несмотря на имеющиеся разработки, проблема афазии у детей и подростков является, по-прежнему, недостаточно изученной, особенно, это касается процессов коррекционно-восстановительного обучения.

Наиболее распространенной и признанной является классификация афазий А.Р. Лурии, в которую входят: афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая, сенсорная (акустико-гностическая), акустико-мнестическая, семантическая. Наиболее редко у детей и подростков выявляется семантическая афазия в связи с несформированностью в детском возрасте третичной зоны перекрытия коры мозга (зоны ТРО). Диагноз семантическая афазия правомерен в возрасте после 12-13 лет.

К сожалению, в остром периоде не всегда бывает возможным провести полноценное логопедическое обследование из-за тяжести состояния пациентов или наличия у них повышенной истощаемости. У детей эти особенности острого периода заболевания выражены в еще большей степени в связи с незрелостью ВПФ, а также эмоционально-волевой сферы. Это обусловливает то, что в большинстве случаев логопед проводит блиц-обследование, направленное преимущественно на выявление речевых нарушений, используя различные модифицированные диагностические шкалы. Оценивается: состояние произносительной стороны речи, понимание обращенной речи, уровень состояния устной речи, чтения, письма, оральный и артикуляционный праксис, а также проводится не только качественный анализ, но и количественная оценка в баллах, для наглядного представления о динамике восстановления. Степень сложности диагностического материала варьируется от возраста ребенка и уровня сформированности у него речевой и других ВПФ. Для некоторых, в частности дошкольников, целесообразно подбирать упрощенные диагностические приемы, аналогичные стандартным логопедическим обследованиям детей с ОНР. Используется также метод наблюдения. Диагностическая процедура предваряется сбором анамнестических сведений о физическом, психоречевом развитии ребенка. Особое внимание обращается на то, насколько он владел речью до травмы. При этом необходимо учитывать возрастные параметры созревания ВПФ.

Диагностика в зависимости от состояния больного может занимать от 10 до 40 минут. По результатам диагностики логопед определяет форму речевых расстройств у пациента, степень их выраженности (легкая, средняя, грубая) и ведущий дефект; оценивает особенности протекания нейродинамических процессов.

По данным Симерницкой Э.Г. клиническая картина речевых нарушений у детей становится сходной с афазией у взрослых с 6–летнего возраста. До этого возраста речевые нарушения сходны с алалией, хотя речевое развитие у ребенка до момента травматического воздействия на головной мозг могло быть нормальным, после ЧМТ речь нарушается, но диагноз «афазия» ставится только, когда речь у ребенка уже сформирована. При варианте, когда у ребенка в анамнезе до ЧМТ отмечалась задержка речевого развития по типу алалии, после повреждения клиническая картина речи усугубляется. Опыт показывает также, что у дошкольников речевые нарушения восстанавливаются сложнее. Со слов родителей у них появляются или обостряются эмоционально-поведенческие нарушения: дети становятся более капризными, а еще чаще агрессивными. Вместе с тем установлено, что у всех детей компенсаторные возможности выше, чем у взрослых пациентов. Пластичность детского мозга позволяет преодолевать нарушения в более короткие сроки и получать положительную динамику раньше. В настоящее время в реабилитационные отделения нередко поступают пациенты – билингвы, у которых страдает речевая коммуникация и на родном и на не родном языках. Помощь таким пациентам должна оказываться либо на родном языке, либо на обоих языках. Согласно нашим наблюдениям, помощь не на родном языке недостаточна для коррекции нарушений речи.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных систем речевой функции, а также базисных по отношению к ней неречевых ВПФ. Установлено, что чем раньше начата логопедическая работа, тем лучше ее конечный результат, поэтому реабилитация начинается в первые дни, когда становится возможен даже самый минимальный контакт с ребенком. Принципы и приемы работы при разных формах афазии описаны в литературе. С подростками используются приемы и методы, разработанные для взрослых пациентов (возможно использование всех пособий по восстановлению афатических расстройств). В работе с дошкольниками преимущество отдается игровым приемам: игры, физминутки, пальцевые гимнастики, элементы драматизации (сказки, сценки с помощью игрушек), логоритмики.

Цель исследования: изучение особенностей и динамики протекания афазии у детей и подростков с тяжелой и средней черепно-мозговой травмой.

Материалы и методы исследования.

Исследование было проведено на базе Научного Института Неотложной Детской Хирургии и Травматологии (НИИ НДХ и Т). Обследовано 20 детей с травматической этиологией афазии. По возрастам и полу дети распределялись так: от 4 до 17 лет – 5 девочек и 15 мальчиков, среди них 4 ребенка дошкольного возраста.

Использовались следующие методы:

  1. Диагностика состояния речевой функции и других ВПФ по комплексной нейропсихологической методике с использованием диагностических схем А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловского и Т.Г. Визель, включающих неречевые и речевые шкалы.
  2. Коррекционно-восстановительное обучение.

У всех детей и подростков в самом остром периоде отмечалась преимущественно грубая моторная афазия и грубая сенсорная афазия, которые в дальнейшем проявлялись разными клиническими картинами. Среди них преобладала комплексная моторная афазия разной степени выраженности (у 17 детей – 85 % от общего числа изученных). У остальных детей имела место: 1) акустико-мнестическая афазия (у 12 детей – 60 %), особенностью которой было то, что она чаще всего проявлялась в рамках амнестического синдрома; 2) динамическая афазия (у 3 детей – 15 %), которая проявлялась как правило в рамках лобного синдрома. У 2 детей-левшей (10 %) отмечались неопознаваемые в остром периоде афазии.

Проведенное исследование подтвердило и уточнило представления о том, что: 1) у детей так же, как и у взрослых, ярко выступают нейродинамические нарушения и нарушения управляющих функций (в большей степени в звеньях контроля и регуляции), которые «зашумляют» истинную картину речевого дефекта; 2) в процессе восстановительного обучения, нейродинамические расстройства нивелируются быстрее, чем у взрослых. Дополнительно к этому нами выявлено, что нейродинамические трудности уходят несколько быстрее, чем трудности управляющих функций.

Читайте также:
Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Следующий результат состоит в констатации того, что грубая сенсомоторная афазия регрессировала у детей быстрее, особенно ее сенсорный компонент. Среди более стойких расстройств отмечались моторные (с преобладанием эфферентного компонента), а также акустико-мнестические расстройства. Обнаружено также, что у всех детей с ЧМТ имелись амнестические расстройства, преимущественно в слухоречевой модальности. У всех детей, независимо от формы афазии, было выявлено нарушение номинативной функции, причем актуализация предикативного словаря осуществлялась гораздо лучше, чем номинативного – даже у детей с моторной афазией.

Письменная речь, звуко-буквенный анализ страдали у всех детей, в независимости от возраста и формы афазии. Это относится также к неполноценности динамического праксиса (в виде дезавтоматизации праксических действий). Нарушения кинестетического кистевого и пальцевого праксиса оказались выраженными в меньшей степени. У детей с динамической афазией, как и у взрослых, отмечались значительные нарушения речевой коммуникации.

В восстановительном плане у детей-дошкольников, а также детей младшего и среднего школьного возраста отмечена высокая положительная динамика восстановления речевой и других ВПФ; у детей старшего школьного возраста симптоматика афазий была схожа с динамикой регресса афазий у взрослых. Это касается не только специфики проявлений афазии, но и известного факта возникновения серьезных трудностей коммуникации с окружающими и социализации в целом.

Анализ особенностей восстановления у пациентов речевой функции показал, что оптимальной тактикой обучения является соблюдение его поэтапности. На ранних этапах ставилась задача включения непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности. На последующих этапах заболевания коррекционно-восстановительного обучения применялись перестраивающие методики. Это еще раз демонстрирует: а) компенсаторную активность мозговых механизмов на ранних постморбидных стадиях за счет резервов викариата, а также включения в компенсаторные процессы межзональных связей; б) необходимость поиска мозговых механизмов, позволяющих обойти первичный дефект, в более отдаленные периоды заболевания.

Суммируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что в основном они подтвердили имеющиеся представления об особенностях протекания детской афазии, их сходстве и различии с особенностями протекания афазии у взрослых. В качестве уточняющих эти представления мы расцениваем полученные нами новые данные о:

  • количественном и возрастном распределении форм афазии у детей;
  • закономерностях в степени выраженности отдельных симптомов;
  • большей активности межзональных связей у детей, чем у взрослых;
  • соблюдении этапности в восстановительном обучении;
  • методическом содержании каждого из восстановительных этапов.

Приведем клинический пример из логопедической практики.

Мальчик, Лука (4 г.).

Мальчик поступил в отделение реабилитации с диагнозом: последствия ОЧМТ (ушиб головного мозга средней степени тяжести, оскольчатый перелом левой теменной кости).

В речевом статусе у ребенка выявлялись выраженные трудности, в двигательной сфере – правосторонний гемипарез (больше в руке). В эмоциональной сфере у ребенка отмечались повышенная лабильность, утомляемость, истощаемость, флуктуации возможностей, инактивность. Дома, со слов родителей, после произошедшей травмы, мальчик стал чаще капризничать, плакать, отказываться выполнять многие вещи, которые раньше делал с удовольствием (стал меньше играть, больше уставать, мог кричать, если что-то не нравилось, в связи с гемипарезом не использовал правую руку при выполнении бытовых действий). В преморбидном статусе у Луки была хорошо развита речь в соответствии с возрастной нормой, он очень активный и любознательный мальчик, правша (родственники тоже правши).

Объективно при осмотре: Лука в ситуации обследования адекватного поведения, контактен, критика снижена. Отмечается инертность, истощаемость, инактивность, увеличение латентного периода, флуктуации возможностей. Жалобы со слов мамы на нарушения речи, замедленность темпа во всех видах деятельности.

Глотание сохранено, жевание в норме. Выявляются нарушения тонуса мышц органов артикуляции. Лицо гипомимично. Язык – дистония. Голос глухой, маломодулированный. Речевой выдох укорочен. Саливация умеренная. Звукопроизношение – замены некоторых звуков (как вариант дизонтогенеза в виде стертой дизартрии, а также как явления афферентной апраксии). Разборчивость речи в речевом потоке несколько снижена. Темп речи замедлен, ритм нарушен.

Импрессивная речь. Понимание речи сохранено. Показ предметов затруднен, путает местами. Восприятие развернутой речи несколько замедленно.

Экспрессивная речь. Собственная речь возможна, но затруднена, скудная. Речевая активность снижена. Со слов мамы до травмы была фразовая речь, ребенок любил выполнять различные развивающие задания. Выявляются трудности организации монологического высказывания, персеверации (повторы звуков, слогов и простых слов), аграмматизмы, перестановки, редкие парафазии. Повтор слов и фраз – с перестановками звуков и слогов, персеверациями, пропусками звуков. Называние возможно. Ответы чаще с латенцией. Составление рассказа затруднено. Выполнение невербальных заданий (с помощью картинного материала) осуществляется хорошо.

Логопедический статус: моторная алалия, дизартрия, нейродинамические нарушения.

Программа восстановительного обучения:

  1. Коррекция фразовой речи.
  2. Коррекция произносительной стороны речи, голосовых характеристик.
  3. Развитие фонематического анализа.

После курса восстановительного обучения в отделении реабилитации в речевом статусе у Луки отмечается выраженная положительная динамика. Лука стал более активно использовать правую руку (чаще стал сам брать в правую руку предметы, картинки на занятиях), нейропсихологом было рекомендовано дома развивать мелкую моторику и напоминать мальчику о включении правой руки в деятельность (если же он капризничает – не настаивать). Мальчик стал более спокойным, уменьшились эмоциональная лабильность, истощаемость (как дома, так и на занятиях), увеличилась активная работоспособность, Лука стал реже спрашивать «скоро ли закончится занятие?», стал меньше отвлекаться. Лицо – мимика стала более оживленной. Улучшилось выполнение произвольных артикуляционных движений, однако, остаются патологические синкинезии при движениях языка. Увеличилась сила голоса, модуляции стали более выраженными. Голос стал более звонким. Речевой активный выдох стал более плавным и продолжительным. Саливация умеренная. В речевом потоке разборчивость речи улучшилась. Звукопроизношение остается смазанным, сложные слова произносятся в замедленном темпе, с перестановками, заменами звуков. Поставлен звук «л», хотя в речи по-прежнему твердый звук заменяется на мягкий («л» – «ль»). Темп речи стал более быстрым, ближе к нормальному, ритм сохранен.

Читайте также:
Конспект занятия 'Комнатные растения"

Импрессивная речь. Понимание речи сохранено. Стал лучше удерживать в слухоречевой памяти предъявленные элементы.

Экспрессивная речь. Собственная речь возможна, фраза стала более развернутой, актуализировалось больше слов. Персеверации стали отмечаться реже, отмечены аграмматизмы (характерные для эфферентной апраксии), перестановки звуков и слогов, редкие парафазии.

При выписке у мальчика отмечались положительные изменения во всех сферах деятельности и, в частности, в речевой. Родителям было рекомендовано для дальнейшего восстановления речевой функции мальчика продолжать логопедические занятия по месту жительства и в условиях отделений реабилитации. Это является крайне важным, учитывая тот фактор, что речь Луки еще не была полностью сформирована, а находилась в стадии развития.

Таким образом, все вышесказанное и приведенный пример не оставляет сомнений в том, что разработка проблем афазии у детей, в том числе и травматической этиологии, является далеко не завершенной. Необходимо дальнейшее ее изучение, и прежде всего, поиск специальных методов и приемов восстановительного обучения, которые помогли бы более эффективно и качественно преодолевать имеющиеся у детей афатические нарушения.

Публикации в СМИ

Расстройства вследствие черепно-мозговых травм

Расстройства вследствие ЧМТ — комплекс неврологических и психических нарушений, обусловленных ЧМТ. Частота • У 90% обнаруживают нервно-психические расстройства через 2–10 лет после ЧМТ • Пациенты с последствиями ЧМТ составляют 10% всех больных, наблюдаемых в психоневрологических диспансерах, из них 65% — мужчины, 35% — женщины.

Классификация и клиническая картина
Расстройства начального периода • Амнезия (антероградная и ретроградная) • Посттравматическая астения. Головная боль, раздражительность, нарушение концентрации внимания, быстрая утомляемость, депрессия, апатия, беспокойство • Вестибулярные расстройства. Неустойчивость походки, головокружение, тошнота, рвота, нистагм, ослабление конвергенции глазных яблок • Вегетативные расстройства. Колебания АД и частоты пульса, повышенная потливость и слюнотечение • Острые травматические психозы: наблюдают все формы психотических состояний, чаще всего — делирий, корсаковский психоз, расстройства настроения, бред, галлюцинации • Судорожный синдром чаще наблюдают в остром периоде контузий после открытых ЧМТ, переломов основания черепа; характерны парциальные судорожные припадки.

Расстройства отдалённого периода • Травматическая энцефалопатия •• Травматическая астения (травматическая церебрастения, травматическая астения). Симптомы: слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, апатия, эмоциональная лабильность, плаксивость, непродолжительные бурные вспышки раздражения с последующим раскаянием, гиперестезия, вегетативные и вестибулярные расстройства, нарушения сна •• Расстройства личности: усиление существовавших до ЧМТ психопатических черт характера: немотивированные колебания настроения, приступы раздражения с агрессией и антисоциальным поведением, склонность к сутяжничеству, злоупотребление психоактивными веществами •• Расстройства настроения ••• Субдепрессивные состояния с дисфорией, страхом, тревогой, ипохондрией ••• Гипоманиакальные состояния с эйфорией, отсутствием критики, расторможённостью влечений, пьянством ••• Циклотимоподобные состояния чаще представлены монополярными расстройствами, реже — биполярными •• Травматическая эпилепсия (травматическая энцефалопатия с судорожным синдромом) в форме разнообразных судорожных приступов, амбулаторных автоматизмов, сумеречных расстройств сознания • Травматические психозы: в виде аффективных, бредовых и галлюцинаторных расстройств наблюдают редко • Травматическая деменция • Органический психосиндром в форме нарушений памяти (амнезии, конфабуляции), снижения интеллекта, эмоциональной неустойчивости.

Лечение
• Ноотропные препараты, средства, улучшающие мозговое кровообращение и регулирующие метаболические процессы в ЦНС (например, пирацетам, аминалон, пиритинол, ницерголин, пентоксифиллин, димефосфон, церебролизин).
• При развитии бреда и галлюцинаций, психомоторном возбуждении •• Галоперидол 5–15 мг/сут внутрь или в/м •• Трифлуоперазин 5–15 мг/сут внутрь или в/м •• Хлорпромазин 25–50 мг в/м •• Левомепромазин 25–50 мг в/м.
• При расстройствах настроения — см. Расстройства настроения.
• При расстройствах поведения — перициазин 10–30 мг/сут внутрь.
• При тревоге, бессоннице •• Оксазепам 10–30 мг/сут •• Зопиклон 7,5–15 мг/сут •• Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин 1–3 мг/сут.
• При вялости, апатии — настойки лимонника, женьшеня, элеутерококка. При выраженной астении — мезокарб 10–40 мг/сут.
• Лечение пароксизмальных расстройств аналогично лечению при эпилепсии.
Прогноз зависит от формы и степени тяжести ЧМТ. В 20% случаев последствия ЧМТ приводят к инвалидности, в 45% — к снижению трудоспособности, только 25% больных возвращаются к прежнему труду. При тяжёлых или повторных ЧМТ, сопутствующих заболеваниях течение прогредиентное и ремиттирующее.
Синонимы • Посткоммоционный синдром • Постконтузионный синдром

МКБ-10 • F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга • T90.5 Последствие внутричерепной травмы

Код вставки на сайт

Расстройства вследствие черепно-мозговых травм

Расстройства вследствие ЧМТ — комплекс неврологических и психических нарушений, обусловленных ЧМТ. Частота • У 90% обнаруживают нервно-психические расстройства через 2–10 лет после ЧМТ • Пациенты с последствиями ЧМТ составляют 10% всех больных, наблюдаемых в психоневрологических диспансерах, из них 65% — мужчины, 35% — женщины.

Классификация и клиническая картина
Расстройства начального периода • Амнезия (антероградная и ретроградная) • Посттравматическая астения. Головная боль, раздражительность, нарушение концентрации внимания, быстрая утомляемость, депрессия, апатия, беспокойство • Вестибулярные расстройства. Неустойчивость походки, головокружение, тошнота, рвота, нистагм, ослабление конвергенции глазных яблок • Вегетативные расстройства. Колебания АД и частоты пульса, повышенная потливость и слюнотечение • Острые травматические психозы: наблюдают все формы психотических состояний, чаще всего — делирий, корсаковский психоз, расстройства настроения, бред, галлюцинации • Судорожный синдром чаще наблюдают в остром периоде контузий после открытых ЧМТ, переломов основания черепа; характерны парциальные судорожные припадки.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч)

Расстройства отдалённого периода • Травматическая энцефалопатия •• Травматическая астения (травматическая церебрастения, травматическая астения). Симптомы: слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, апатия, эмоциональная лабильность, плаксивость, непродолжительные бурные вспышки раздражения с последующим раскаянием, гиперестезия, вегетативные и вестибулярные расстройства, нарушения сна •• Расстройства личности: усиление существовавших до ЧМТ психопатических черт характера: немотивированные колебания настроения, приступы раздражения с агрессией и антисоциальным поведением, склонность к сутяжничеству, злоупотребление психоактивными веществами •• Расстройства настроения ••• Субдепрессивные состояния с дисфорией, страхом, тревогой, ипохондрией ••• Гипоманиакальные состояния с эйфорией, отсутствием критики, расторможённостью влечений, пьянством ••• Циклотимоподобные состояния чаще представлены монополярными расстройствами, реже — биполярными •• Травматическая эпилепсия (травматическая энцефалопатия с судорожным синдромом) в форме разнообразных судорожных приступов, амбулаторных автоматизмов, сумеречных расстройств сознания • Травматические психозы: в виде аффективных, бредовых и галлюцинаторных расстройств наблюдают редко • Травматическая деменция • Органический психосиндром в форме нарушений памяти (амнезии, конфабуляции), снижения интеллекта, эмоциональной неустойчивости.

Лечение
• Ноотропные препараты, средства, улучшающие мозговое кровообращение и регулирующие метаболические процессы в ЦНС (например, пирацетам, аминалон, пиритинол, ницерголин, пентоксифиллин, димефосфон, церебролизин).
• При развитии бреда и галлюцинаций, психомоторном возбуждении •• Галоперидол 5–15 мг/сут внутрь или в/м •• Трифлуоперазин 5–15 мг/сут внутрь или в/м •• Хлорпромазин 25–50 мг в/м •• Левомепромазин 25–50 мг в/м.
• При расстройствах настроения — см. Расстройства настроения.
• При расстройствах поведения — перициазин 10–30 мг/сут внутрь.
• При тревоге, бессоннице •• Оксазепам 10–30 мг/сут •• Зопиклон 7,5–15 мг/сут •• Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин 1–3 мг/сут.
• При вялости, апатии — настойки лимонника, женьшеня, элеутерококка. При выраженной астении — мезокарб 10–40 мг/сут.
• Лечение пароксизмальных расстройств аналогично лечению при эпилепсии.
Прогноз зависит от формы и степени тяжести ЧМТ. В 20% случаев последствия ЧМТ приводят к инвалидности, в 45% — к снижению трудоспособности, только 25% больных возвращаются к прежнему труду. При тяжёлых или повторных ЧМТ, сопутствующих заболеваниях течение прогредиентное и ремиттирующее.
Синонимы • Посткоммоционный синдром • Постконтузионный синдром

МКБ-10 • F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга • T90.5 Последствие внутричерепной травмы

Лечение черепно-мозговых травм

Для жителей районов Савеловский, Беговой, Аэропорт, Хорошевский

В этом месяце жителям районов Савеловский, Беговой, Аэропорт, Хорошевский» предоставляется скидка 5% на ВСЕ мед.

Скидки для друзей из социальных сетей!

Эта акция – для наших друзей в Фейсбуке, Твиттере, ВКонтакте, Ютуб, Яндекс.Дзене и Инстаграм! Если вы являетесь другом или подписчиком страницы.

Меняем старый гипс на новый!

«Упал, очнулся – гипс» – ситуация неприятная и резко меняющая любые планы. С тяжелым гипсом наперевес не особо разгуляешься. Одна.

Бесчастнов Дмитрий Валерьевич

Первая квалификационная категория

Бикбулатов Вадим Рифкатович

Гриценко Евгений Александрович

Первая квалификационная категория

Кириченко Алексей Викторович

Вторая квалификационная категория

Магомедов Курбанмагомед Абдуллаевич

“Men’s Health”, медицинский блог (октябрь 2015г.)

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – травма головы, при которой повреждаются кости черепа и мягкие ткани мозга (мозговые оболочки, сосуды, нервы).

Травмы головы могут произойти по самым разным причинам, будь то несчастный случай в быту или повреждение во время спортивного соревнования. Однако чаще всего ЧМТ фиксируются в дорожно-транспортных происшествиях. Статистика свидетельствует: около 30% от всех повреждений составляют черепно-мозговые травмы.

МРТ головного мозга

МРТ головного мозга

МРТ головного мозга

Травма головы – это очень серьезно. Более половины ЧМТ заканчиваются серьезными осложнениями, инвалидностью или летальным исходом. Поэтому при получении черепно-мозговой травмы (особенно при наличии таких симптомов, как потеря сознания, рвота и головокружение) немедленно обратитесь в службу скорой помощи или ближайший травмпункт!

Виды черепно-мозговых травм

Врачи разделяют все черепно-мозговые травмы на 2 большие группы:

  • открытые травмы – наиболее серьезный вид травм, при котором поврежден не только череп, но и мягкие структуры мозга;
  • закрытые травмы – вероятны ушиб мозга или перелом костей черепа, однако целостность мягких тканей при этом не нарушена.

К открытым черепно-мозговым травмам относятся:

  • перелом основания и свода черепа с ранением мягких тканей;
  • перелом основания черепа с травмированием кровеносных сосудов.

МРТ головного мозга

Лечение черепно-мозговых травм

Лечение черепно-мозговых травм

Закрытый вид ЧМТ

Данный вид травм диагностируется в 70% случаях, он включает в себя:

  • сотрясение головного мозга;
  • ушиб головного мозга без сдавления;
  • ушиб головного мозга со сдавлением.

Виды черепно-мозговых травм по степени тяжести:

  • легкая степень (сотрясения и некоторые виды ушибов головного мозга, при которых сознание остается ясным);
  • средняя степень (ушибы головного мозга, характеризующиеся недлительной потерей сознания и появлением некоторых неврологических отклонений);
  • тяжелая степень (контузия с многочисленными повреждениями и сдавлением головного мозга, приводящая к длительной потере сознания, нарушению деятельности жизненно важных систем и даже летальному исходу).

Последствия черепно-мозговых травм зависят от тяжести конкретного повреждения. Легкая травма головы может не повлечь никаких осложнений, при средней ЧМТ могут наблюдаться неврологические нарушения, а при тяжелой стадии возможен летальный исход.

Во всех случаях повреждения головы необходимо срочно доставить пострадавшего в ближайшую больницу или травмпункт, где ему будут проведены необходимая диагностика и квалифицированное лечение черепно-мозговой травмы!

Лечение черепно-мозговых травм

Терапия подобных травм проводится в условиях стационара с обязательным соблюдением постельного режима (от нескольких дней до месяца).

Лечение черепно-мозговых травм в основном носит консервативный и симптоматический характер. Применяются препараты для снятия отека мозга, подавления рвотного рефлекса, обезболивающие лекарства, а также антигистаминные и сердечно-сосудистые средства.

Лечение черепно-мозговых травм при обнаружении гематомы и признаков сдавливания мозга допускает оперативное воздействие.

Читайте также:
Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

МРТ головного мозга

МРТ головного мозга

МРТ головного мозга

Сотрясение головного мозга

Сотрясение мозга считается достаточно легкой формой черепно-мозговой травмы с обратимыми последствиями.

Симптомы сотрясения головного мозга могут проявиться уже в первые сутки после повреждения головы.

Важно обратить внимание на следующие возможные признаки сотрясения мозга:

  • головокружение и головная боль;
  • тошнота, рвота (могут проявляться многократно);
  • обморок (в зависимости от степени повреждения потеря сознания может быть кратковременной или длительной);
  • бессонница;
  • нарушение ориентации в пространстве и времени;
  • шум в ушах;
  • приливы крови к лицу;
  • усиленное потоотделение.

У людей старшего возраста и детей сотрясение мозга возможно и без потери сознания, однако у пожилых пациентов может наблюдаться нарушение ориентации в пространстве и времени.

Диагностика и лечение сотрясения мозга

Для диагностики всех видов черепно-мозговых травм самыми информативными являются рентген и магнитно-резонансная томография. Это позволяют исключить перелом костей черепа.

При лечении сотрясении мозга прогноз, как правило, благоприятный.

Медикаментозное лечение направлено на улучшение состояния головного мозга, купирование боли, устранение головокружения, бессонницы и беспокойства. Поэтому при лечении сотрясения мозга пациенту проводят курс метаболической и сосудистой терапии.

Ушиб головного мозга

По сравнению с сотрясением, ушиб головного мозга представляет собой более серьезное повреждение, требующее срочного лечения. При этом виде ЧМТ затрагиваются мелкие сосуды головного мозга, образуется кровоизлияние, может происходить истечение ликвора (спинномозговой жидкости).

Травма может сопровождаться сдавлением мягких тканей или протекать без него. От этого зависит способ лечения ушиба головного мозга.

Основные симптомы ушиба головного мозга без сдавления:

  • потеря сознания (или кома);
  • частая рвота;
  • тахикардия и аритмия;
  • снижение функции мышц на руках и ногах (парезы) и расстройство координации движений;
  • высокое артериальное давление;
  • появление крови в ликворе;
  • длительные сильные головные боли;
  • нарушение вестибулярной функции;
  • потеря памяти на ближайшие события.

Сдавление головного мозга может появиться во время самой травмы головы или некоторое время спустя в результате возникновения внутричерепной гематомы.

Гематомы могут быть острыми, подострыми и хроническими. Если в первом случае состояние пациента начинает стремительно ухудшаться, то при подострой и хронической гематоме воспалительный процесс может растянуться на месяцы.

При сдавлении головного мозга гематомой могут наблюдаться следующие клинические признаки:

  • судорожные конвульсии;
  • повышение внутричерепного давления;
  • появление бреда и галлюцинаций;
  • ослабление брюшных и сухожильных рефлексов;
  • парезы или параличи конечностей;
  • повреждение зрительных нервов.

Лечение ушибов головного мозга

Лечение ушибов мозга зависит от степени поражения головного мозга.

При легкой стадии направление терапии такое же, как и при сотрясении.

Если травма средней или тяжелой степени, лечение ушиба мозга должно быть направлено, в первую очередь, на улучшение дыхательной и сердечной функций, а также на нормализацию нервных реакций.

При лечении ушиба мозга со сдавлением необходимо срочное оперативное воздействие.

Травмпункт клиники «МедикСити» работает каждый день с 9.00 до 21.00. Опытные врачи-травматологи проводят диагностику и лечение черепно-мозговых травм и других повреждений, применяя самые современные виды обследования – рентген, МРТ, УЗИ, электронейромиографию, ЭЭГ, РЭГ. При необходимости вы можете получить консультацию различных «узких» специалистов: прием в клинике ведут врачи 30 направлений. Очень важно наблюдение пациентов с ЧМТ у врача-невролога.

Картотека игр, способствующие развитию речи дошкольников

Татьяна Бакина
Картотека игр, способствующие развитию речи дошкольников

«Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель: Развивать диалогическую речь, отвечая на вопросы взрослого. Побуждать детей к перессказу сказки «У страха глаза велики» с опорой на мнемотаблицу, учить интонационно передавать высказывания героев сказки, звукоподражать животным (курочке, мышке, зайцу, медведю, волку, лисе, коту, плеску воды (трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх, вступать в диалог со взрослым, отвечая на вопросы по содержанию сказки.

Игровой материал: мнемотаблица, персонажи кукольного театра – бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, кот, муляж яблока.

Ход игры: Педагог начинает сказку,если дети затрудняются: Жили-были… Каждый день они ходили…. У бабушки было ведро, Однажды…. Под яблоней спал …. Вдруг подул…. Зайка…. и т. д.

Проблемные вопросы к детям по содержанию сказки «У страха глаза велики»с опорой на мнемотаблицу:

1. Кто жил в деревушке в маленькой избушке? (бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка и мышка-хлопотушка)

2. Почему их называли водоносами (они каждый день ходили за водой)

3. Какого размера ведра были у водоносов? (у бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек)

4. Как плескалась вода у водоносов? (у бабушки – трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх)

5. Какое дерево росло в огороде у бабушки? (яблонька)

Динамическая пауза – Давайте покажем, как дул ветер и закачалась яблонька.

6. Что напугало зайку, который спал под яблонькой? (яблоко, которое упало с ветки)

7. А еще что могло напугать? (ветер, шелест листьев, разговор бабушки с внучкой, плеск воды)

8. Кто напугал водоносов? (зайка, который бросился им под ноги и др.)

9. Что сделали бабушка, внучка, курочка и мышка? (Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась)

10. Кого от страха увидела бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц? (бабушка – медведя, внучка – волка;

курочка – лису, мышка – кота, а заяц- четырех охотников с собаками)

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, то видят».

Читайте также:
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5-х классов

Сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка и мышка-хлопотушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

—Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Дидактическая игра «Назови предмет по описанию»

Цель: Развитие умения отгадывать предмет по описанию признаков, побуждать к определению его в группу предметов рукотворного или природного мира, учить аргументировать свой выбор.

Игровой материал: две куклы, мяч, матрешка, книга;овощи и фрукты: огурец, помидор, яблоко; 2 обруча (красный и зеленый, карточки–символы (дерево-человек).

Ход игры: Педагог создает игровую ситуацию «Поссорились кукла Маша и кукла Наташа,не могут разделить между собой игрушки и обращается к детям: «Как можно помирить Наташу и Машу?» (дети решают, как помочь куклам).

После высказываний детей обратить внимание на карточки-символы (дерево-человек). Вспоминают вместе с детьми,что они обозначают: «дерево» – природный мир, «человечек» – рукотворный. Педагог предлагает положить предметы рукотворного мира в красный обруч, где лежит знак – символ «человечек», а предметы природного мира в зеленый, где лежит знак символ «дерево». Кукла Маша выбирает красный обруч, Наташа – зеленый.

Педагог начинает описывать предметы, называя ее характерные признаки, а дети отгадывают, находят их в окружающей обстановке и распределяют в 2 группы с опорой на карточку-символ.

– круглый, сделан из резины, умеет прыгать, и катится по полу (мяч,

– положим мяч в красный обруч, он сделан человеком;

– деревянная, вся расписная, откроешь, сразу появятся её сестрички (матрешка, поставим её в зеленый обруч, её сделал человек;

– круглое, сочное, сладкое, его любят дети, оно выросло на дереве, бывает красным, зеленым (яблоко, положим его в зеленый обруч, оно выросло на дереве.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут угаданы. В конце игры педагог обращает внимание на кукол, какие они стали веселые и радостные.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду, развивать словарный запас за счет слов, характеризующих свойства и качества предметов.

Игровой материал: презентации или карточки с изображением предметов, явлений природы, времени года и др.

таблица для фиксации ответов детей, цветные карандаши.

Ход игры

Педагог предлагает детям описать предмет, явление природы, время года и др., выделяя положительные и отрицательные его характеристики, затем фиксирует с помощью символов в таблице. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира,близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Читайте также:
Рекомендации родителям по лексической теме: Праздник мам, Женские профессии

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Читайте также:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: