Направления логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Скачать:

Вложение Размер
statya_v_ns_portal.docx 24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методики, логопедия, даже философия.

По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам – практикам в повседневной коррекционно-развивающей работе.

Основными коррекционными задачами логопеда по развитию связной речи являются:

а) работать систематически над формированием и закреплением лексико- грамматических категорий;

б) формировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;

в) формировать умения анализа текста, выделения смысловых звеньев, составления плана и пересказа по плану;

г) формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний;

д) обучать анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

е) развивать самоконтроль у детей за собственной речью.

Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. выделяют в коррекционной работе логопеда по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР несколько этапов:

  1. Подготовительный этап – развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
  2. Начальный этап – овладение диалогической речью.
  3. Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).

Деление на этапы чисто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.

Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка репродуктивных вопросов: кто? что? что делать?

Время, содержание и объем подготовительного этапа зависит от уровня речевого развития детей.

При ОНР I, II уровней речевого развития этот этап занимает минимум целый учебный год и начинается не позднее 4-летнего возраста.

Но завершение подготовительного этапа всегда однозначно определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на III уровень речевого развития.

Развитие речи на подготовительном этапе идет по следующим направлениям:

1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:

а) понимание постепенно усложняющихся инструкций;

б) бытовых и игровых ситуаций;

в) грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов;

г) расширение пассивного словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексическими темами.

1. Развитие экспрессивной речи след в след за импрессивной вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя, направленное на решение главной задачи – пробудить у детей желание речевого общения.

  1. Формирование фразы, что являетсяся первым шагом к овладению связной речью и проводится в определенной последовательности:

а) договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по образцу, данному логопедом, и без образца;

б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца;

в) составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;

г) заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.

Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:

  • преобразование деформированной фразы;
  • составление предложений по опорным словам;
  • составление предложений с данным словом;
  • распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
  • преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.

Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно перейти к начальному этапу – приступить к работе над диалогической речью.

Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической речи на начальном этапе – это подгрупповые занятия с 3-4-мя детьми.

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР – 4-5 лет, оптимальный уровень речевого развития -III.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами- собеседниками, это вопросы и ответы на них.

Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

Поэтому работа над диалогической речью предшествует работе по формированию монологической речи, подготавливая базу, почву для последней.

Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.

В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

  1. научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
  2. научить постановке вопросов;
  3. воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).

Сформированность диалогической речи является следующим и решающим шагом в овладении связной речью.

А основной и завершающий этап развития связной речи – это формирование монологической речи.

Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой:

а) сообщения (информативная);

б) побуждение к действию (регулирующая).

2 – средство выражения мыслей, образования и развития их.

По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной и, прежде всего, мыслительной деятельности и влияющая на развитие логического мышления и словесно- логической памяти или вербальной памяти(запоминать текстовую информацию).

Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. и другие специалисты формами монологической речи считают: описание, повествование и рассуждение (последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте).

Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

  1. обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
  2. обучение составлению рассказов (описательные: сравнительные и объяснительные; сюжетные: по восприятию, по памяти, по воображению). Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа. КОРЖЕВИНА

Связная речь – это особая, сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется, а требует четкой, систематической коррекционно-развивающей работы педагогов.

Таким образом, в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР формирование связной речи является одной из главных конечных целей всего коррекционно-развивающего процесса.

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. – Москва: Гном и Д, 2001.

4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург: Детство-пресс, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс.

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре.

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.

Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Компьютерная презентация практического опыта.

Статья “Система коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи”.
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов.

Особенности логопедической работы по формированию связных высказываний у старших дошкольников с ОНР в процессе разных видов занятий по обучению рассказыванию

Классы: д/с , 1

Логопедическая работа по формированию связной речи

В настоящее время в отечественной логопедии создано несколько методических систем, представляющих авторские программы по обучению связной речи детей с ОНР. Это методические системы В.П.Глухова и С.Н.Шаховской, Т.А.Ткаченко, Л.Н.Ефименковой, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко, В.К.Воробьевой и др. Практическое назначение авторских систем отражает различные подходы к формированию связной речи детей с ОНР, их анализ позволяет выделить наиболее перспективные методы и приемы коррекционной логопедической работы по обучению дошкольников навыкам связных высказываний. Приведем основные моменты сопоставительного анализа данных методических систем.

Несомненным достоинством методики логопедической работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР, разработанной В.П.Глуховым и С.Н.Шаховской, является то, что она строится на основе принципа системного подхода к формированию речевой деятельности детей (прежде всего, связной монологической речи).

Содержание, используемые методы и приемы логопедической работы представлены в анализируемой методической системе в полном соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР, авторами которой являются Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина (2003), и применимы к трем периодам обучения.

Важным моментом представляется то, что методика формирования связной речи, представленная в учебно-методических пособиях В.П.Глухова, имеет научно-методическое обоснование. Раздел теоретической основы методики формирования связной речи содержит лингвистическое и психолингвистическое определение понятия связной речи, ее основные характеристики, критерии связности речевого высказывания. В этом разделе представлены также особенности речевых высказываний детей с ОНР; указаны и определены основные методические принципы работы по формированию связной речи, комплексного дифференцированного и коммуникативного подхода к обучению дошкольников с ОНР.

В следующем разделе представлена программа логопедического обследования, которое может помочь логопедам-практикам в разработке своих вариантов проведения логопедической работы.

Пособие содержит схемы, таблицы с критериями дифференциально-диагностической оценки выполнения заданий, методические подходы к анализу обследования, таблицы с определением уровней выполнения заданий.

Очень важным является вывод данной методики о том, что логопедическая работа должна проводиться с учетом данных углубленного исследования состояния связной речи дети, особенностей формирования диалогической и монологической речи дошкольников. Авторами этой методики, разработанной в программе коррекционного обучения, отражен принцип системного подхода, что позволяет определить ее как целостную систему формирования связной речи детей с общим ее недоразвитием.

В основу данной методики ее авторами была положена работа по формированию связных высказываний различного вида, направленная на осуществление как общих задач формирования речевой деятельности детей, так и задач их подготовки к предстоящему школьному обучению. На логопедических и коррекционных занятиях дети обучаются тем видам развернутых высказываний, использование которых учащимися младших классов во многом обеспечивает успешность их обучения по программе общеобразовательной школы.

Авторы данной методики уделяют основное внимание работе над пересказом, так как она обеспечивает максимальное усвоение связной монологической речи. Работа над пересказом позволяет эффективно осуществлять работу по формированию представлений как о закономерностях построения связного текста (по анализу его смысловой, семантической структуры), так и закономерностям его языкового «строения и оформления.

Заслуживают внимания и новаторские методические приёмы работы, подложенные В.П.Глуховым и С.Н.Шаховской: обучение пересказу по картинному плану, использование для пересказа картинного панно, составление рассказов по условно-наглядной схеме, по собственному рисунку (прием наглядного моделирования), широкое использование диафильмов и др.

Положительным моментом анализируемой работы является и то, что рекомендуемые основные методические приёмы обосновываются применительно к задачам логопедической работы при различных формах коррекционной работы с детьми: учебно-логопедические занятия, внеучебная работа и т.д.

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР по предложенной авторами системе реализуется в практике логопедических учреждений в течении последних 20 лет, что свидетельствует о её достаточной эффективности.

Содержание методической системы по формированию связной речи, разработанной Т.А.Ткаченко (1999, 2004 и др.), связано как с общим содержанием логопедической работы по данному разделу в программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, авторами которой являются Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина, так и с содержанием программы массового детского сада, учитывая при этом психологические и возрастные возможности детей данной категории.

В работе выделяется наглядный и практический материал, предлагаемый автором: схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, демонстрационный материал для обучения детей рассказыванию по картинкам и др. Анализ содержания методики коррекционного обучения, разработанной Т.А.Ткаченко, показал, что эта работа в основном проводится как специальная педагогическая в связи с достаточно сильным выраженным познавательно-образовательным аспектом. Психолингвистический, лингвистический и специальный психологический аспекты в данной работе отражены в меньшей степени по сравнению с работами других авторов.

Исходя из этого, рекомендуется использовать предложенную автором методику в варианте совместной работы логопеда и воспитателя коррекционных групп для занятий общеобразовательного цикла под руководством логопеда, частично – на логопедических занятиях с учетом самостоятельной проработки логопедом вышеназванных аспектов.

Безусловно интересными в методическом плане отличительными особенностями предлагаемой В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко системы работы (2003, 2004 и др.) являются следующие:

  • тесная связь с тематическим содержанием как общеобразовательной, так и коррекционной программ обучения и воспитания детей с ОНР дошкольных учреждений;
  • направленность программы коррекционной логопедической работы на решение комплекса коррекционно-образовательных задач:
    • формирование и закрепление лексико-грамматических категорий;
    • формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
    • формирование правильного лексико-грамматического оформления речевых высказываний;
    • обучение анализу, планированию, построению и композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
    • познавательное развитие детей и т.д.

Несомненным достоинством разработанной авторами системы коррекционной работы является основательная, тщательная методическая проработка системы коррекционно-развивающих занятий, что отличает все методические работы по другим разделам логопедии. Вместе с тем, анализ содержания учебных (фронтальных и подгрупповых) занятий показывает, что данная система имеет в основном педагогический характер и представляет собой авторский вариант общепедагогических систем работы по формированию связной речи детей, воспитывающихся в детских образовательных учреждениях общего типа.

Важно, что речевой материал для занятий подобран авторами очень удачно с учётом основных требований содержания работы с данным контингентом детей.

В связи с указанным, систему работы по развитию связной речи, предложенную и разработанную В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко, рекомендуется использовать, на наш взгляд, в практике коррекционного обучения детей на занятиях: коррекционные занятия в подгрупповом или фронтальном варианте, занятия по ознакомлению с окружающим, занятия по развитию речи и др.

Методика работы по формированию связной речи младших школьников с ОНР, разработанная В.К.Воробьёвой (1986, 2006 и др.), является первой методической системой логопедической работы по данному разделу.

В основе этой системы – психолингвистические закономерности усвоения родного языка, прежде всего – овладение текстом как макроединицей языка и формирование речевой деятельности в условиях речевого онтогенеза и дизонтогенеза .

Методическая система включает два основных раздела: формирование навыков смыслового (семантического) и языкового анализа текста (развёрнутого анализа текста) и раздел, содержащий методические подходы к формированию навыков построения текста.

Методика логопедической работы по каждому разделу основана на теоретических положениях и концепциях такого важнейшего раздела психолингвистики, как лингвистика текста. Следовательно, методика логопедической работы, разработанная В.К.Воробьёвой, имеет очень глубокое теоретическое методологическое обоснование.

В.К.Воробьёва выделяет три этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность, предусматривающая переход от 1 этапа – развития первоначальных навыков связной речи практическими методами – ко 2 этапу – формированию учебных действий, анализа по выявлению смысловых и языковых правил построения текста, а затем к 3 этапу – формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях. На каждом из этапов у школьников формируются дифференцированные навыки и умения.

Под обучением практическими методами понимается развитие навыка по овладению основными видами рассказывания без обращения к правилам построения монологического сообщения. Практический метод рассчитан на интуитивное усвоение структурно-семантических закономерностей связного высказывания. Этот этап является как бы естественным продолжением коррекции речи, начатой в дошкольном возрасте.

Основное внимание на первом этапе необходимо уделить активизации мотива, потребности в создании относительно большого по объему рассказа, поэтому первоначально не предъявляется особого требования к качеству речевой продукции, ее фонетическому и грамматическому оформлению.

Выделяют мотивы двух групп:

  • мотивы, направленные на оформление высказывания в «нелингвис -тическом плане»;
  • мотивы, влияющие на оформление высказывания в «лингвистическом плане».

Важно, что рекомендуемые методические приёмы и используемый наглядный картинный план очень просты по своему содержанию и форме как для педагогов, так и для восприятия и понимания детей. Реализация методики, предложенной В.К.Воробьёвой, в практике работы речевой школы, логопунктах массовой школы показывает, что данным исследователем был разработан универсальный метод формирования связной монологической речи детей.

Все представленные выше коррекционные программы дополняют друг друга, могут использоваться в комбинированном варианте. Некоторые методы и приёмы целесообразно использовать и в разных педагогических ситуациях. Большинство из этих систем не являются исчерпывающими для организации коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР, что определяет необходимость дальнейшей их разработки с целью включения в общую систему такой работы всего важного и ценного в методическом отношении.

Методические рекомендации к проведению занятий по развитию связной речи у детей с ОНР

Овладение детьми связными формами высказывания – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи старшего дошкольника с общим речевым недоразвитием осуществляется на специально организованных занятиях и в процессе повседневной жизни.

Содержание занятий неразрывно связано с деятельностью детей: наблюдением, трудом, играми, чтением книг, просмотром картин и диафильмов.

Большое значение для детей с ОНР имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи. Обучая ребёнка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Таким образом, педагог совершенствует все стороны речи ребёнка.

Основными задачами логопедической работы с детьми с ОНР являются:

  • научить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном;
  • правильно отражать в речи воспринятое (увиденное, услышанное) из окружающего мира;
  • рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы;
  • помогать детям находить нужные слова, выражения для составления речевых высказываний;
  • поощрять использование точных названий различных предметов, действий, качеств;
  • развивать образную речь; учить детей рассказывать эмоционально и выразительно.

Занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (о предметах, игрушках, картинках, которые они видят перед собой), на других – пересказывать прослушанный текст, на третьих – рассказывать сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на фразы воображения, то есть предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) – к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. Выбор средств обучения при этом может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться при помощи учебных заданий.

Составление различного вида рассказов – наиболее трудный для детей с ОНР вид речевой деятельности. Поэтому педагогу следует постепенно переходить от простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данной категории. Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-6 человек). Занятия следует проводить один-три раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут, желательно в утренние часы.

Малогрупповой метод проведения занятий позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учётом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за построением рассказа). Логопед должен принять это во внимание при оказании индивидуальной помощи ребёнку, при определении очерёдности и степени участия детей в коллективных формах работы, заданиях на подбор языковых средств, упражнениях, направленных на развитие психических процессов. Изучение современной специальной литературы по проблеме формирования связной речи у детей с ОНР и анализ различных методических подходов коррекционной логопедической работы позволяют выделить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов для обучения детей рассказыванию.

Языковые средства построения связных высказываний (лексические, грамматические, синтаксические, средства эмоционально-выразительной оценки и др.) должны быть объектом внимания, познания и освоения детьми на логопедических и коррекционных занятиях. В начале обучения рекомендуется использовать совместное составление рассказа педагогом и ребёнком. Логопед начинает – ребёнок заканчивает. Можно использовать и отраженный пересказ. Однако следует помнить, что он труднее для ребёнка, так как ему приходится не только составлять отдельные реплики в рассказ, но и повторять целые фразы.

Важным приёмом обучения являются вопросы. Опираясь на них, дети анализируют, сравнивают; отвечая на них – припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств, воспроизводят основные моменты прослушанного рассказа. Такие приёмы, как указания и разъяснения, коллективные упражнения, повторение отдельных мест, пересказ по частям, пересказ в лицах, игры-драматизации, инсценировка, поощрение и оценка обязательно должны использоваться при обучении детей рассказыванию.

Как развить навыки связной речи у детей с ОНР

Количество детей, страдающих ОНР (общим недоразвитием речи) увеличивается с каждым годом. Подобный дефект выявляют у 70% малышей. Важно понимать, что дефекты произношения негативно отражаются на развитии письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие связной речи у детей с ОНР базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления лексически и синтаксически правильных предложений – основа коррекционной работы.

  • Что такое ОНР
  • Правила и порядок логопедической работы
  • Формирование навыков развернутого высказывания
  • Развитие навыков рассказывания

Что такое ОНР

Диагноз ОНР включает комплекс речевых нарушений, при которых у ребенка наблюдается не только неправильная артикуляция, но и проблемы с осмыслением услышанного. Для коррекции дефекта с дошкольниками занимается логопед. Терапия будет тем эффективнее, чем раньше она начата.

Характерная особенность детей, которым поставлен диагноз общего недоразвития речи – низкие навыки связного повествования. Применение методик логопедии позволяет развивать недостающие умения во время воспитательного и обучающего процесса у малышей в возрасте 4–5 лет.

Правила и порядок логопедической работы

Под связной речью понимают умение составлять распространенное предложение или несколько взаимосвязанных словосочетаний для обеспечения коммуникации и понимания между людьми. Формирование связной речи у детей с ОНР – базовая задача логопедической коррекции. Оно неразрывно связано с развитием мышления. По мнению Е. И. Тихеевой без точного мышления невозможно обучение навыкам комбинирования высказываний.

Именно в старшем дошкольном периоде изменяется мышление ребенка – расширяется кругозор, усовершенствуется мыслительный процесс, появляются новые умения, формируется речь.

Но умение говорить приобретается только во время общения. Увеличение коммуникативных навыков способствует усложнению грамматических форм, используемых дошкольником. Если у малыша развиты способности примитивной разговорной речи, то пассивный запас слов приближен к возрастным требованиям. Он сумеет рассказать о своих друзьях, родственниках или ярких событиях в жизни.

Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены на:

  • усовершенствование фонематических навыков;
  • исправление неправильной артикуляции (при наличии);
  • увеличение запаса слов, понимание их лексического значения;
  • формирование умения построения связных предложений, их интонационного украшения;
  • развитие навыков самостоятельного повествования и изложения прочитанного или услышанного.

Логопед обучает дошкольников, с чего начинать повествование, как сделать его интересным и эмоциональным, а также, как логично и последовательно излагать свои мысли.

Именно с последовательностью изложения возникают трудности у детей с общими речевыми нарушениями. Они не умеют сосредотачиваться на основной мысли, разбивать рассказ на смысловые части и правильно располагать их. И задача логопеда – добиться логичного повествования со взаимообусловленными частями, понятного посторонним слушателям.

Еще одна проблема дошкольников с ОНР – отсутствие грамматических навыков. Они составляют короткие бессоюзные словосочетания, часто повторяют одни и те же фразы, а их рассказ не имеет логичного завершения. Специалист дефектолог разъясняет малышам причинно-следственную связь, характеристики предметов и явлений, их привязку к времени и месту, учит обобщать слова по видовым и родовым признакам.

Овладение дошкольником с ОНР приемами связного повествования – показатель эффективности логопедической коррекции.

Для этого дефектолог применяет различные методики:

  • разъяснения;
  • вопросы;
  • демонстрацию картинок;
  • анализ имеющихся речевых навыков.

На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных целей и активности малышей.

Формирование навыков развернутого высказывания

Чтобы научить малыша составлять связный рассказ, логопед использует репродуктивные методики – описание картинок, составление рассказа по серии изображений. Это вызывает наибольшие сложности у дошкольников с ОНР. Таким детям трудно даются навыки рассуждений, поскольку такие высказывания требуют логичности и аргументированности, обоснования своего мнения. Чтобы научиться составлять рассказ-рассуждение, дошкольник должен понимать причинно-следственные связи.

Формирование умений связного изложения у малышей с речевым недоразвитием – длительный процесс. На начальном этапе малыш повторяет вслед за педагогом задание, правила его выполнения и получившийся вывод. Затем логопед искусственно создает ситуации, стимулируя дошкольника к самостоятельным высказываниям. Одновременно педагог регулирует последовательность, аргументированность и связность повествования, задавая наводящие вопросы.

Для формирования у детей с ОНР навыков связного повествования их учат составлять план рассказа.

Таким дошкольникам потребуется больше времени для освоения навыков логичного повествования. Совместное составление плана рассказа используется не только как методика развития связной речи, но и как организация совместной работы. Такая деятельность способствует формированию умений выделять главную мысль, строить самостоятельный последовательный рассказ. В дальнейшем дошкольники овладевают навыками составлять самостоятельный связный рассказ с последовательным изложением событий.

Развитие навыков рассказывания

Еще одна задача логопеда при работе с детьми с ОНР в возрасте 4–5 лет – развитие функций рассказывания. После обучения навыкам связных самостоятельных высказываний с логично соединенными элементами переходят к развитию двух базовых форм устного монолога – пересказа и рассказа.

Пересказ – достаточно легкий вид речи. Дети воспроизводят услышанное или прочитанное, используя авторские грамматические конструкции и интонации педагога. Но важно добиться от дошкольника осмысления услышанного, свободного воспроизведения (а не механического заучивания) с сохранением авторской лексики и эмоциональной окраски. Для усовершенствования умений логопеды практикуют дидактические игры с фрагментарным пересказом или аналогии – смена героя или времени года.

Рассказ – самостоятельное повествование о произошедшем событии. Рассказ сложнее пересказа. Дошкольнику придется самому формировать содержание и форму изложения. Детям с ОНР сложно систематизировать факты и излагать их в соответствии с планом. Дошкольники должны научиться составлять повествования:

  • Описательные – рассказ о характеристиках заданного предмета или явления.
  • Сюжетные или повествовательные – изложение произошедших событий в правильной последовательности. В таком рассказе обязательно присутствует герой, экспозиция, завязка, развитие действия и развязка.
  • Аналитические рассказы – рассуждение, обоснование своего мнения.

Важна не только форма, но и содержание рассказа. Выделяют три разновидности повествований, которым должны обучиться дошкольники с ОНР.

По восприятию Например, об игрушечном зайце, которого педагог держит в руках.
По памяти Об игрушечном зайце, которого малышу подарили на День Рождения.
По воображению О вымышленном зайце, который живет в сказочном лесу.

Обучение навыкам рассказа направлено на формирование у детей с ОНР умений самостоятельного связного повествования (монолога) в противовес ответам односложными фразами или жестами.

Главное условие формирования связного повествования у детей с ОНР – мотивация общения, стимулирование желания рассказать о своей семье, себе, друзьях, интересных событиях. Дефектолог на занятиях организовывает ситуации, активизирующих речь.

Комплексная коррекционная работа направлена на выработку правильной артикуляции, обучение умению построения связных словосочетаний и распространенных предложений.

ОНР негативно влияет на формирование мышления, снижает коммуникационные потребности и желание познавать мир. Поэтому логопедические методики развития связной речи необходимы для последующего успешного процесса обучения в школе.

Направления логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР

Среди детей дошкольного возраста с речевым дефектом наибольшее распространение приобрела группа детей с общим недоразвитием речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как развернутая связная речь теряет свою значимость, так как появляются другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Поэтому одно из важных направлений работы детского сада – речевое воспитание детей, в частности связной речи. Среди детей дошкольного возраста с речевым дефектом наибольшее распространение приобрела группа детей с общим недоразвитием речи. Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей.

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами грамматически правильно.

Коррекционно – логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников 5 и 6 лет включает два направления работы:

• Совершенствование познавательной сферы.

• Совершенствование речевой сферы.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется поэтапно.

1 этап – подготовительный.

Основной целью подготовительного этапа логопедической работы по воспитанию навыков нормированного построения высказывания является формирование психофизиологических предпосылок для обучения.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и грамматического строя речи, большое внимание уделяется расширению словаря, в особенности глагольного. Обогащение и активизацию словаря детей с ОНР необходимо осуществлять в процессе наблюдений за животными, явлениями природы, в ходе бесед по ранее проводимых наблюдениям, во время экскурсий.

Исходя из того, что у детей данной категории страдают такие высшие функции, как зрительное восприятие, внимание, память, мышление, поэтому на подготовительном этапе предлагаются упражнения, направленные на их развитие.

Вначале обучения необходимо строить работу с использованием реальных предметов, затем переходить к работе на речевом уровне с опорой на картинки, и лишь на поздних этапах обучения использовать исключительно речевой уровень.

На подготовительном этапе большое внимание уделяется развитию мнестических процессов, для чего используются следующие приёмы:

– включение наглядности в процесс запоминания (игрушки, картинки, реальные предметы).

– двигательное и речедвигательное сопровождение (например, произношение вслух, позднее шёпотом запоминаемого материала).

– игровые упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни слово» и другие.

На начальных этапах обучения рекомендуется добиваться от ребенка оречевления своих действий по ходу деятельности, и их оречевление осуществляется под руководством педагога и с его помощью.

2 этап – основной

Целями 2 этапа являются:

– формирование навыка осмысления общего содержания картины;

– развитие практического навыка построения связного высказывания

На этом этапе ведущей должна быть работа по формированию навыка построения связного высказывания. Значительное место в работе над развитием связной речи занимают задания, цель, которых является обучение ребёнка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, найти связи между предложениями:

– конструирование предложений из набора слов;

– окончание начатого предложения;

– установление логической связи между двумя – тремя предложениями.

Для составления рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картинки. В качестве эффективного средства формирования связной речи, основанного на механизме подражания, можно использовать прослушивание звучащего образа. Он представляет собой запись специально подобранных примеров связных устных высказываний.

Образец рассказа облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объём и последовательность изложения, облегчает подбор словаря. Наглядно это подкрепляется сюжетной картинкой, позднее – используются рассказы, отражённые в серии сюжетных картин.

Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать). Прежде всего нужно помогать детям установить целую систему связей – пространственных, временных, цели, связи последовательности, причинно – следственных связей, установить взаимоотношения между объектами, персонажами, понять их мотивы, настроение (Дети тепло оделись, поэтому им не холодно, им нравится гулять).

На данном этапе работырекомендуется следующие игры:

• Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.

• Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок.

В дальнейшем дети повторяют образец рассказа логопеда, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Образец необходимо употреблять в совокупности с другими приёмами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли.

Постепенно дети всё больше привносят в рассказы элементы собственных высказывании, и логопед стимулирует их на оречевление отдельных действий сюжета.

Игры для отработки данного навыка:

• Чтение как специальный приём, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стихам.

• Игры на «воображение, связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется проводить ролевые игры, разыгрывать сказочных героев, взрослых (мама, врач, учитель и другие, то есть сделать установку на необычность, вводя таким образом в речевую деятельность добавочные мотивы, личностный смысл.

На продвинутых этапах можно использовать составление рассказа по частям. Например, по картине «Ждут в гости маленьких друзей» (из серии «Наши маленькие друзья») детям предлагается сначала придумать рассказ на тему «Подготовка к приезду гостей»: как ребята убирали групповую комнату, как подготовили небольшой концерт, какие приготовили подарки. Содержание картины облегчает составление такого творческого рассказа на эту тему, логопедпредлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости, когда это было («Первое знакомство»). Завершает рассказ последняя часть – «Гости на празднике»: как приняли дети гостей, как их развлекали. Затем логопед может рассказать обо всём сразу.

Могут использоваться игры в «семантические абсурды», когда дошкольникам предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными.

3 этап – заключительный.

На данном этапе дети закрепляют приобретенные навыки правильного употребления связного высказывания, и навыки самоконтроля за правильностью установления связного высказывания.

Используемые упражнения построены по принципу от простого к сложному.

Примеры возможных вариантов заданий:

• Закончить рассказ методом добавления одного предложения с опорой на предметные картинки;

• Составить рассказ по картинкам на определенную тему;

• Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок или по заданной теме;

• Составление рассказа на определенную тему с данными словами;

• Рассказать о маме;

• Драматизация сказок и другие виды заданий.

Для формирования навыка самоконтроля за правильность высказывания можно предложить ребёнку сравнить составленный им рассказ а рассказами других детей, обосновать в речевой форме правильность установления логических связей.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей детей.

• Володина В. С. Альбом по развитию речи. –М. :ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 95с.

• Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. –М. – 2004.- 197с.

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003.- 320с.

«Коррекционная работа по развитию связной речи с детьми с ОНР»

«Коррекционная работа по развитию связной речи

с детьми с ОНР»

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает развитие связной речи. Формирование связного высказывания – важнейшее условие усвоения детьми предпосылок учебной деятельности, развития их творческих способностей, познавательной и коммуникативной активности.

Становление полноценной связной речи – процесс достаточно длительный и сложный. В дошкольном детстве закладываются основы мастерства рассказывания, которые будут совершенствоваться в школьные годы. Формирование связной речи в коррекционной группе, является главной целью всей работы воспитателя. Воспитатели группы в свою очередь решают задачи по развитию связной речи у детей как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, конструированию, на прогулке и в ходе режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса, т.к. слово – основная единица языка. Но наличие в языке одних только слов само по себе не обеспечивает никакой коммуникации.

У ребенка старшего дошкольного возраста возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи своих впечатлений сверстникам или взрослым. У детей с нарушениями речи снижена потребность в общении из-за речевых нарушений и недостаточного развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Как отмечает Р.Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Исследования Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и других авторов показали, что самостоятельная связная речь детей с ОНР является несовершенной вследствие недоразвития всех компонентов речевой системы. Старшие дошкольники с системным речевым недоразвитием недостаточно владеют умением последовательно и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные трудности в построении связного высказывания, в объединении его отдельных элементов в структурное целое, в выборе языкового материала, соответствующего цели высказывания.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи, характерны: нарушения логической последовательности повествования, нарушение связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения, бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.

Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Работая над формированием связной речи, педагогу необходимо помнить, что вся работа должна проходить в игровой форме, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Необходимо соблюдать несколько важных правил:

– учитывать индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка;

– соблюдать принцип «от простого к сложному»

– способствовать пробуждению интереса к художественному произведению;

– вызвать желание рассказывать сказку самостоятельно;

– отражать в игровой и продуктивной деятельности содержание произведения;

– создавать предпосылки для сочинения собственной сказки.

При этих условиях обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Улучшению формирования связной речи у дошкольников способствует и применение комплекса коррекционных мероприятий, направленных на развитие моторики и укрепление физического здоровья, а именно:

– артикуляционная и пальчиковая гимнастики;

– физминутки, дыхательные упражнения;

– применение танцевальных упражнений и подвижных игр.

Необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к использованию описательно-повествовательного стиля речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей. А обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер.

Для обучения этому стилю речи можно выделить три основных направления:

1) составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций;

2) игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз;

3) упражнение в связной речи.

Все занятия по обучению речи идут по степени их усложнения:
– рассказы детей по готовому образцу;

– рассказы по плану воспитателя;
– рассказы по началу, середине и концу;

– рассказы по картине;
– рассказы по серии картин.

При обучении пересказу занятия включают:

– подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок);

– разбор текста в вопросно-ответной форме;

– упражнения на закрепление языкового материала;

– пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на помощь педагога), далее

– по опорному плану, самостоятельный пересказ. Занятие заканчивается анализом детских рассказов.

При обучении составлению рассказа – описания предметов дети учатся выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевают основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формируются речемыслительная деятельность, активизируется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивается память, внимание, наблюдательность.

На первых этапах обучения используются подготовительные упражнения, такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предмета по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходит формирование самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану – описанию) и описание предмета по основным признакам. К концу года дети учатся составлять описательный рассказ.

Обучение рассказыванию по картинкам включает в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Зимние забавы», «Семья» и др.)

Дальше идет обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитию сюжетного действия. Сначала разбирается каждая картинка серии (у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, с помощью педагогов дети учатся выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения).

Дальше картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне, по вопросам определяется общее содержание изображенных событий. Дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляют рассказ по всей серии сюжетных картинок в целом.

При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляют рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводится по плану, а затем самостоятельно.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

– осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

– полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

– широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

– правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

– культура изложения в широком смысле слова;

– правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям;

– интонационная выразительность речи;

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

– организации различных форм помощи родителям;

– содержательно-педагогической работы с ребенком.

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Родителям необходимо помнить, что ребёнок дошкольного возраста черпает знания, усваивает новые слова только благодаря общению с взрослыми. Поэтому родителям, как бы они ни были заняты, надо поддерживать речевую активность ребёнка, уметь выслушать его, чаще общаться с ним глаза в глаза. При таких условиях у ребенка появиться желание говорить, появиться мотив, а в итоге у него будет развиваться связная речь.

Работа с родителями по развитию связной речи у детей направлена на:

– создание правильного отношения к ребенку и организацию игр дома, способствующих формированию связной речи;

– закрепление полученных в детском саду навыков, по составлению связных монологических высказываний (рассказы по сериям картинок);

– работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам ,по картинкам в книге определить, о чем она, кто главные герои, с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны, чем закончится эта история;

– составление элементарных описаний (перечисления признаков предметов)

– обыгрывание детских небылиц театрализованными средствами.

Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, т.к. она требует четкой систематиче­ской коррекционно-развивающей работы логопеда.

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи: Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994.

2. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М. 1994 год.
3. Белова Р.А. Нарушение речи у дошкольников.
4. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. – М.: Просвещение, 2013.

6. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.

8. Дефектология №10 – 1990 год, №6 – 1986 год, №4 – 1990 год, №6 – 1987 год.

9. Основы теории и практики логопедии/Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.

Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.

Содержание

Введение 2
1. Основные понятия речи и ее составляющие 3
2. Общая характеристика недоразвития речи 5
2.1 Причины возникновения ОНР 6
2.2 Связь ОНР с различными сторонами психического развития 8
3. Уровни речевого развития (Классификация ОНР Р.Е. Левиной) 10
4. Содержание логопедического обследования 13
5. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

kлогопедя.docx

1. Основные понятия речи и ее составляющие 3

2. Общая характеристика недоразвития речи 5

2.1 Причины возникновения ОНР 6

2.2 Связь ОНР с различными сторонами психического развития 8

3. Уровни речевого развития (Классификация ОНР Р.Е. Левиной) 10

4. Содержание логопедического обследования 13

5. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. 22

Список использованной литературы 25

Введение

Цель работы: Охарактеризовать общее понятие ОНР, его уровни, статистику, симптоматику, проанализировать основные понятия работы, рассмотреть ход логопедического обследования детей с ОНР.

Актуальность темы: Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.

Данная проблема (нарушение речи) возникает уже в дошкольном возрасте и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта.

Степень разработанности проблемы: В науке проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова) давно, но средства устранения не дифференцированы в зависимости от уровня развития речи и нуждаются в доработке, именно поэтому эта проблема выбрана для специального изучения.

Основные понятия речи и ее составляющие

Под термином речь понимается — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Развитие речи детей начинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.

Под компонентами речевой системы будем понимать:

  • фонематический слух,
  • звукопроизношение,
  • словарь,
  • грамматический строй речи,
  • ритмико-слоговую структуру речи,
  • связную речь.

Каждый компонент данной системы является важным звеном в структуре речи.

Так фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, правильное произношение которых способствует формированию коммуникативные способности человека.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Ритмико-слоговой структурой слова называется правильная последовательность звуков и слогов в слове.

Полноценное развитие речи невозможно без достаточно богатого словарного запаса (активного и пассивного). Словарь активный – совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный – совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи.

Определенную роль играет грамматический строй речи – это строение слова и предложения, присущее данному языку, без которого невозможно существование следующее речевой системы – связной речи.

Связной речью называют высказывание, которое предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.

Таким образом, все компоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение, недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект.

Так, например, недостаточное развитие грамматического строя речи влечет за собой аграмматизмы – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. [3]

Общая характеристика недоразвития речи

Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной (1961 г.) и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50 – 60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической (звуковая сторона), лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

В 1969 году Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

К легкому речевому дефекту можно отнести неярко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – нарушение одно или нескольких компонентов языковой системы (например, нарушение слоговой структуры в многосложных словах, в речи неправильно используются сложные предлоги: из-под, из-за; при наличии простой фразы ребенок не пользуется сложными предложениями и т.д.).

Существуют случаи и задержки речевого развития (ЗРР) – дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: моторной или сенсорной алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, при стертой форме дизартрии (иногда). [1, 7]

2.1 Причины возникновения ОНР

Причиной возникновения ОНР могут быть:

  • инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
  • несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
  • неблагоприятные воздействия во внутриутробном развитии,
  • патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
  • заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка

В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций и т.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям психического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является ОНР.

Также большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и ОНР, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи.

Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.
  • Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. [4]

2.2 Связь ОНР с различными сторонами психического развития

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы,последовательность.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.
Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния — временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.
Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.
В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

Статья Развитие связной речи у детей с ОНР. Автор: Сараева Ольга Владимировна

Автор: Сараева Ольга Владимировна
Статья содержит информацию по развитию связной речи у дошкольников

Автор: Сараева Ольга Владимировна

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов. Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура, грамматический строй, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта.

Развитие связной речи, а именно повествовательной монологической речи – одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая хорошо развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения , пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и в частности навыком повествовательного рассказывания.

Коррекционная работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

1. будут своевременно выявлены особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

2. в содержание образования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет включена коррекционная программа по развитию связной речи .

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная.

В зависимости от функции назначения в методике работы с дошкольниками выделяют четыре типа монологов:

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

Особенности связной речи детей с ОНР:

– нарушение связности и последовательности изложения;

– бедность и стереотипность лексикo-грaмматических средств языка;

– пропуски смысловых звеньев и ошибки;

– повторы слов, паузы по тексту;

– незаконченность смыслового выражения мысли;

– трудности в языковой реализации замысла;

– необходимость в стимулирующей помощи.

На основании выявленных особенностей можно сделать вывод о необходимости систематической поэтапной коррекционной работы .

Обязательным условием развития связной речи в каждой возрастной группе должна быть преемственность содержания и методов развития речи.

Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простых и ценных видов применения образца в рассказывании из опыта.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Предложенные направления и приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей , формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету, закреплению навыков самостоятельной работы, сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения и психических процессов. Дети могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции педагога, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей .

Таким образом, важной задачей логопедической работы с дошкольниками , имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи, а применение метода моделирования помогает решать следующие задачи: знакомит дошкольников с графическим способом представления информации; формирует навык самостоятельного моделирования.

Читайте также:
Итоговое занятие по теме "Транспорт"
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: