Наглядный материал по лексической теме Зимующие птицы

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, альбом 2, стр.26).


5. Упражнение “Скажи, когда много” на образование существительного множественного числа.
Ворона – вороны, синица – синицы и т.д.

6. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Упражнение “Посчитай птиц” на согласование числительного с существительным.

8. Упражнение “Кто как голос подает?”
Ворона кар-кар – ворона каркает, воробей. голубь.

9. Упражнение “Узнай птицу по описанию”.
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение “Скажи одним словом”.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому его называют .

11. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны .

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

    Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома №2 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз – красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка – единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): “Назови ласково”, “Скажи, когда много”, “Посчитай”, “Кто как голос подает”, “Скажи одним словом”.

Читайте также:
Как устроена речь

6. Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

7. Упражнение “Подбери признак” на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).

8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

    Кормушка.
    Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу “Пересказы круглый год” автора Т. Ю. Бардышевой из серии “Развитие речи. 4 книжки-малышки”. Книга выпущена издательством “Карапуз”, приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома “Карапуз”. В Москве книгу можно купить в магазине “Библио-Глобус” (ул. Мясницкая, д.6).

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу “Кормушка”. Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

24.01.2007, 12:09
Ольга

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Логопедическое занятие “Зимующие птицы” для детей с ОНР (подготовительная группа)

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия “Зимующие птицы”
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Читайте также:
Развитие звуко-слогового анализа слов у старших дошкольников с ОНР

Оборудование и материалы:

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме “Зимующие птицы”.
  • дидактическая игра “Назови по части целое”
  • дидактическая игра “Составь слово”
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

    Сначала натянем “умную шапку”. (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз “Найди названную птицу”.

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

  1. Обобщение материала по теме “Зимующие птицы”

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

  • Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
  • Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • Для чего птице клюв?
  • Для чего птице крылья?
  • Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

  1. Физминутка.
  1. Игра “Птички” (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.

  1. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Н.Нищева

  1. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • Для кого этот корм? (Для птиц)
  • Чей это корм? (Птичий корм)
  • Чья это пища? (Птичья пища)

  1. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

– Какая это птица? Зимующая или перелетная?

– Эта птица крупная или мелкая?

– Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

– Чем питается зимой?

– Какую пользу приносит эта птица?

Дети составляют описательные рассказы

  1. Закрепление материала

Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру “Назови по части целое” и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).

Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • птица – птичка, пичужка
  • синица – синичка
  • воробей – воробышек – воробьишко
  • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
  • голубь – голубка, голубок
  • галка – галочка

Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

  1. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

Лексическая тема «Зимующие птицы»

. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают. Напомните ребенку их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь. Познакомьте ребенка с такими зимующими птицами, как воробей, синица, ворона, клест; покажите их на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите, почему именно такой клюв нужен клесту.

Просмотр содержимого документа
«Лексическая тема «Зимующие птицы»»

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают. Напомните ребенку их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь. Познакомьте ребенка с такими зимующими птицами, как воробей, синица, ворона, клест; покажите их на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите , почему именно такой клюв нужен клесту.

П одумай, о ком можно так сказать?

Пёстрая, хищная, большеглазая-…..сова;

Шустрая, белобокая, длиннохвостая-…сорока;

Длинноклювый, пестрый, красноголовый-…дятел;

Маленький, красногрудый, черноголовый-….снегирь;

Маленький, шумный, коричневый-…воробей;

Желтогрудая, белощекая, тонкоголосая-….синица;

Красноперый, краснокрылый, с перекрещивающимся клювом-…клёст.

Серая, умная, громкоголосая-…..ворона;

С овершенствование словаря антонимов «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона – (большая)

У синицы хвост короткий, а у сороки – (длинный)

Голубь тяжелый, а воробей – (лёгкий)

У синицы клюв тонкий, а у вороны – (толстый)

У воробья туловище мелкое, а вороны – (крупное)

У воробья лапки тонкие, а у вороны – (толстые)

Изменение по падежам существительных женского и мужского рода во множественном числе

*На кормушку прилетели (кто?)… синицы, воробьи, вороны, дятлы, голуби, снегири;

*Кошка подкрадывается (к кому?)…синицам, воробьям, воронам, дятлам, голубям, снегирям;

*Мальчик пишет сочинение (про кого?)…синиц, воробьёв, ворон, дятлов, голубей, снегирей;

*Учительница на уроке рассказала, что нужно заботиться (о ком?)… о синицах, воробьях, воронах, дятлах, голубях, снегирях;

* Теперь мы будем ухаживать (за кем?) …за синицами, воробьями, воронами, дятлами, голубями, снегирями.

Развитие внимания и употребление родительного падежа существительных.

Дети рассыпали пазлы, догадайся какие птицы на них изображены, почему ты так решил? Голова кого, изображена на пазлах: голова синицы, дятла, совы, голубя, сороки, вороны, воробья, снегиря .

Развитие связной речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты» по графическим мнемо-схемам.

«Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.»

Ответь на вопросы.

– Чем не похожи на других птиц клесты?

Дети: Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.

– Чем питаются клесты?

Дети: Клесты питаются семенами еловых шишек

– Как клесты добывают семена?

Дети: Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.

– Какие зимние гнезда у клестов?

Дети: У клестов гнезда теплые и глубокие.

– Где скрыты гнезда?

Дети: Гнезда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.

– Как самки высиживают своих птенцов?

Дети: Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд.

– Что делает самец?

Дети: Самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.

Перескажи по схеме.

Развитие свойств внимания «Найди кормушку каждой птицы по её адресу (букве и цифре), соедини птицу с кормушкой, назови птицу»

Лексическая тема «Зимующие птицы» учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Тематический комплект «Зимующие птицы»

Электронная версия — 116 страниц в pdf-формате для печати на формате не более А4

Купить электронную версию материала ( 284.56 МБ )

Комплект для ознакомления детей с зимующими птицами.

К каждой игре в комплекте есть рекомендации о том, как в нее играть.

Игры и задания комплекта подходят для детей от 2 до 5 лет.

Развитие фотографической памяти

Сетки памяти из 4 и 6 клеток

Игра «Мемори»

Игра «Кто пропал?»

Игра-путешествие с презентацией для детей 10-12 лет по теме: «Зимующие птицы»

Игра-путешествие для школьников 4-6 класса по теме: «Зимующие птицы»

Состав учебной группы: возраст детей: 10-12 лет
Цель: расширить знания учащихся в области видового состава птиц Беларуси. Задачи: Обучающая – изучить зимующих птиц, а также особенности их жизнедея-тельности в зимнее время года; Развивающая – развить навыки и умения общаться с природой, наблюдать за зимующими птицами при помощи практической, трудовой и исследовательской деятельности; Воспитывающая – воспитывать чувство ответственности за сохранение природы, а также бережное, гуманное отношение ко всему живому; Методы обучения, используемые на учебном занятии: — словесный метод (объяснение, беседа, лекция); — наглядный метод (демонстрация презентации); — игровой (конкурсы вопросов, загадок, головоломок, рисование листовок, интерактивная игра). Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, краски, мультимедийное оборудование, карточки с заданием.
Структура занятия:

1. Организационный этап. 1.1. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия. 2. Операционно-познавательный этап. 2.1 Игра-путешествие «Зимующие птицы» с использованием презентации. 1. Остановка: «Лесная». 2. Остановка: «Синантропная». 3. Остановка: «Отдохнувшая». 3. Контрольно-коррекционный этап. 4. Остановка: «Экологическая». 4. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Интерактивная игра: Три «М».

1. Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Зимующие птицы». Послушайте стихотворение: Многие птицы на юг улетают, Многие зиму у нас коротают, Галка, ворона, снегирь, воробей. Ну-ка, ребята, их вспомним скорей! Педагог: Ребята, назовите особенности птиц? Учащиеся: Они могут летать! Учащиеся: У них есть перья! Педагог: Вспомните и назовите птиц, которые зимуют у нас в стране? Учащиеся: Вороны, сороки, снегири, синицы. Педагог: Молодцы! Сегодня на занятии мы узнаем, где зимуют птицы. Как они выживают в холодное и трудное время года.
2. Операционно-познавательный этап.
2.1 Занятие-путешествие «Зимующие птицы». Педагог: Сегодня на занятии, мы, с вами не выходя из кабинета, совершим путешествие. У нас будет 4 остановки. Каждая из них имеет свои особенно-сти. На остановках вы получите много интересной информации, а также выполните много различных заданий. Вы любите зиму? Почему? Учащиеся: Мне нравится, когда много снега на улице, можно лепить снеговика. Педагог: Мы сейчас отправимся в зимний лес. Итак, первая остановка «Лесная».
1. Остановка: «Лесная».
Педагог: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев можно увидеть необыкновенные «цветы». Что это за цветы? Угадайте: Снится ночью пауку Чудо — юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит — плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это: Учащиеся: Птицы! Педагог: Правильно, эти цветы — птицы зимнего леса, они называются зимующие. Птицы везде — над нами, вокруг нас, рядом. Их можно встретить в лесу, в поле, на речке и в горах. Чтобы только посмотреть на всех птиц человеку не хватит целой жизни. Но тех, которые рядом с нами нужно обязательно знать, чтобы помогать им в трудное время. Педагог: Чаще всего мы встречаем в зимнем лесу, конечно дятлов. Самый распространённый — большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим — дятел долбит шишки и достаёт семена — свою основную пищу зи-мой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная «шапочка», у самки её нет. Педагог: Ребята, кто-нибудь из вас видел дятла? В чем особенность этой птицы? Учащиеся: Я видел. Он помогает деревьям, избавляет их от вредных насе-комых Педагог: Следующий обитатель зимнего леса это ‒ синица. Синицы — самая известная и многочисленная группа птиц, остающаяся у нас зимовать. Все они питаются в основном насекомыми, добывая их из-под коры, при случае кормятся и семенами. Лазоревка — маленькая, аккуратная, очень бойкая синичка. Педагог: Самая маленькая птичка, которая зимует в наших лесах ‒ королек. Если услышите тонкий, нежный посвист, доносящийся из крон хвойных деревьев, значит вы встретили целую стайку этих замечательных стайку самых мелких зимующих птичек. Кому-нибудь доводилось увидеть эту птицу? Учащиеся: К сожалению, нет, но надеюсь, что когда-нибудь посчастливит-ся! Педагог: Следующий интересный обитатель зимнего леса это ‒ поползень. Яркая, бойкая птица, ловко ползает по стволам деревьев вверх и вниз. Интересным является то, что поползни приручаемы и иногда содержатся в домашних условиях. В природе для них строят специальные домики-дуплянки, которые птицы охотно занимают. Педагог: Одни из самых легкоузнаваемых птиц это ‒ врановые. Из них выделяется своим размером ворон. В отличие от серой вороны, зимой встречается у нас только в лесах. Его гортанный, своеобразный голос можно услышать издали. Педагог: Сойка — яркая, в отличие от остальных, чёрно-белых врановых. Голос резкий, скрипучий. Педагог: Клест — это птица леса имеет очень интересные биологические особенности. Живут в темнохвойных лесах, основной корм — семена елей, пихт. Потому что у них очень интересный клюв перекрещенный, таким клювом легко добывать корм из шишек елей и пихты. Семена ели и пихты созревают зимой и потому клесты выводят своих птенчиков зимой, когда много корма. Педагог: Один из крупных обитателей леса — это Филин. Знаменит тем, что размах крыльев достигает до 2 метров. Также одна из особенностей филина, это наличие длинных темных “ушек”. Голос филина — громкое “угу” или “у-гуух”, с ударением на второй слог. Близости человека избегает. Иногда филин занимает старые гнезда хищных птиц на деревьях. Педагог: Также зимую т в наших лесах такие птицы как: тетерева, глухари, снегири, совы. Итак, сейчас вы познакомились с основными видами птиц, которые в зимнее время находятся в наших лесах. Я вам предлагаю отгадать птицу по её описанию! Ну, что начнем? 1. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, чёрная полоска на шее, крылья и хвост серые, спина жёлто — зелёная, а брюшко жёлтое. (СИНИЦА) 2. Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. (ПОПОЛЗЕНЬ) 3. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные; спина голубовато — серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. Очень нарядная птица. (СНЕГИРЬ) 4. Это крупная птица. Почти вся серая, имеет хищный. Опасный клюв. Поведение охотника. Ходит большими шагами. Клюв крепкий боль-шой. Хочет всё время что-то схватить. (ВОРОН) 5. Эта птица имеет очень интересный клюв перекрещенный, таким клю-вом легко добывать корм из шишек елей и пихты. (КЛЕСТ) 6. Данная птичка относится к семейству врановых и имеет достаточно яркое оперение. (СОЙКА) 7. Самая маленькая птичка, зимующая в наших лесах, издаёт тонкий, нежный посвист, обычно обитают стайками. (КОРОЛЁК) 8. Самая легкоузнаваемая птица наших лесов. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная «шапочка», у самки её нет. (ДЯТЕЛ) 9. Один из крупных обитателей леса. Знаменит тем, что размах крыльев достигает до 2 метров. Также одна из особенностей филина, это наличие длинных темных “ушек”. (ФИЛИН) Педагог: Ну что, ребята вижу с заданием на нашей первой остановке вы справились! Надеюсь основных обитателей зимнего леса вы запомнили! И так, двигаемся дальше следующая остановка «Синантропная».
2. Остановка: «Синантропная».
Педагог: Синантропные организмы, синантропы — животные (не одо-машненные), растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком и его жильём, например, тараканы, комнатные мухи, домовые мыши и конечно же птицы. Итак, ребята, а сейчас нам предстоит узнать какие птицы зимуют рядом с нами? Назовите птиц, зимующих в городе? Учащиеся: Голуби, синицы, воробьи. Педагог: Представьте, что мы совершаем прогулку по городу, в обычный зимний день. По пути нам встречаются различные виды птиц. Педагог: Первая птица- это воробей. Все знают воробья. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Они очень чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу. Педагог: Еще одной из ярких и интересных птичек, зимующих рядом с нами является – голубь. Голубь — доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы. Ребята, что интересного можете рассказать о них? Учащиеся: У этих птиц очень красивое и необычное оперение, в городе встречаются довольно часто, уже совсем не боятся машин и людей. Педагог: Большая синица – самая крупная в нашей стране, размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. У жилья человека синичка появляется с холодами. Если повесить кормушку, то прилетает к кормушке каждый день. Педагог: Ворона — самая умная птица среди пернатых. Гнездятся они на деревьях, чаще всего на тополях. Ум, сообразительность, сметка ворон, а также их способность собирать дождевых червей, крупных насекомых, расклевывать падаль, промышлять на помойках, ловить мышей, разорять птичьи гнезда, склевывать прямо с ветвей ягоды рябины, семена клена и ясеня позволяют этим птицам заселять деревни и города. Педагог: Снегирь — это гость с севера, красивая птица. Во время суровой зимы, они прилетают к нам из леса в поисках пищи. Снегирь – птица доверчивая, спокойная, неповоротливая, часами неподвижно сидящая на дереве. Лишь пригреет весеннее солнышко, снегири отправляются подальше от людских глаз в глухие дебри еловых чащ. Педагог: Галка обыкновенная. Обитает в лесах и парках, в поселениях человека. Зимует в населенных пунктах, где обычно встречается вместе с воронами. Питается различными беспозвоночными, мышевидными грызунами, разоряет гнезда мелких птиц, ест всякую падаль и растительную пищу. Педагог: Кряква — самая многочисленная утка на территории Беларуси и может приспосабливаться к самым различным условиям обитания. Из водоплавающих птиц очень хорошо приспособилась к городской среде кряква. Эту утку можно часто встретить на городских реках и озерах. Кряквы круглый год держатся на незамерзающих участках рек, концентрируясь у причалов и мостов, где их подкармливают жители города. С каждым годом все больше их задерживается надолго там, где вода не замерзает на зиму: у теплых сбросов вод. Педагог: Итак, вот и закончилась наша прогулка по городу, сейчас мы проверим каких вы запомнили пернатых жителей наших городов. ИГРА «Угадай птицу» Педагог: Ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых зашифрованы названия птиц. Вам нужно отгадать, что за птицы там спрятаны. Кто первый угадал, у того есть возможность вспомнить и рассказать об отгаданной птичке. Карточка №1 АГКАЛ (галка) Карточка №2 ГИСЕНЬР (снегирь) Карточка № 3 ОВАРНО (ворона) Карточка № 4 ИЦИСНА (синица) Карточка № 5 ЛЬГУОБ (голубь) Карточка №6 ОЕЙВОРБ (воробей) Карточка №7 РЯКАКВ (кряква) Педагог: Спасибо всем выступавшим. С этим заданием все справились. Надеюсь, что теперь по дороге в школу вы с легкостью определите каких птиц вам пришлось встретить. А мы движемся дальше. Следующая остановка «Отдохнувшая».
3. Остановка: «Отдохнувшая».
Педагог: А сейчас, ребята я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте все встанем, отойдем от наших парт и немного разомнемся. Я буду читать вам стихотворение, а вы должны слушать и выполнять то, о чем там идет речь. Ну что начнем? Учащиеся: Да! Физкультминутка: Педагог: Птицы высоко летали, (дети бегают) Птицы крыльями махали, (машут руками) А теперь они спустились, (приседают) У них крылышки сложились, (прячут руки за спину) «Повадки птиц» Как птицы машут крыльями? Как отряхиваются от воды? Как клюют зернышки? Как прыгают? Педагог: Молодцы, ребята хорошо поиграли. А мы движемся дальше.
4. Остановка «Экологическая».
Педагог: Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайкой на крыльцо. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Педагог: Ребята, как вы считаете нужно ли подкармливать птиц в зимнее время? Учащиеся: Да нужно. Иначе они могут погибнуть, особенно когда зима очень холодная. Педагог: Правильно! Февраль — самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу — наст — крепкая, жесткая, скользкая. Ее не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу — травку, зернышки? У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает. Но хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконах. Педагог: А сейчас поговорим о том, что можно класть в кормушки. Важно! Если вы начали подкармливать птиц, то необходимо делать это всю зиму на одном и том же месте, так как птицы привыкнут и будут ждать вас именно там. РИСОВАНИЕ ЛИСТОВОК. Педагог: Давайте мы с вами нарисуем листовки, рисунки зимующих птиц, которым нужна помощь. Затем наклеим слоганы, стихи, которые лежат у вас на столах. В данной листовке вы должны донести людям то, что очень важно помогать птицам, особенно когда очень суровая и холодная зима. Ведь они для нас делают очень много полезного, уничтожая вредных насекомых и грызунов, тем самым сохраняя нам урожай. Примеры слоганов и стихов: 1. Мы кормушки смастерим И столовую откроем Воробей, снегирь — сосед Будет вам зимой обед! 2. Покормите птиц зимой. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. 3. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 4. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. 5. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. 6. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Педагог: Молодцы ребята у вас получились отличные листовки. Мы можем развесить на домах рядом со школой, чтобы жители нашего города думали и заботились о птицах.
4. Рефлексия.
Педагог: Ребята, назовите пожалуйста три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит нашу работу на следующем уроке. Давайте по очереди. Учащиеся: я хорошо отгадывал загадки, я знал много ответов на вопросы, мне понравилась физкультминутка. Я хотел бы больше рисовать. Подведение итогов занятия. Предполагаемый результат занятия Знать: — представителей зимующих птиц, обитающих в нашей стране; — знать какую роль играют птицы в экосистемах. Уметь: — работать как самостоятельно, так и в команде; — использовать, полученные ранее знания.
Презентация на тему: Зимующие птицы

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе. Зимующие птицы Проект в начальной школе. Зимующие птицы Стихотворение о зимующих птицах для младших школьников Проект в начальной школе, 1 класс. Зимующие птицы нашего леса

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по истории для 5 класса

Тематический комплект «Зимующие птицы». Картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц скачать и распечатать

В наборе 133 листов.

Автор комплекта © Светлана Шапошникова

Материал предоставляется в цифровом виде — PDF файл для скачивания и самостоятельного распечатывания.

500 рублей рублей

  • Описание
  • Отзывы (0)

Материалы для печати. Тематический комплект для детей «Зимующие птицы» включает развивающие материалы для знакомства ребенка с зимующими птицами России.

Комплект для детей 1-5 года.

В наборе 133 листов.

В тематический комплект игр и материалов «Зимующие птицы» входят:

  • проводилки для тренировки руки для дошкольников;
  • листочки соединялки «Найди тень»;
  • рабочие листочки «Обведи буквы и соедини с картинкой»;
  • пазлы — разрезалки «Составь слово по буквам и слогам»;
  • рабочие листочки на развитие внимательности и наблюдательности «Найди правильную тень»;
  • занятие обведи по точкам и раскрась по образцу;
  • рабочие листочки — раскраски «Соедини по цифрам и раскрась по образцу»;
  • карточки для игр с прищепками — счет от 1 до 10;
  • рабочие листочки «Сравни и положи знак»;
  • рабочие листочки «Сосчитай и запиши число»;
  • логические цепочки «Зимующие птицы»;
  • развивающее занятие «Налево — направо»;
  • судоку в картинках для детей на тему «Зимующие птицы»;
  • дидактическая игра «Составь картинку»;
  • занятие на изучение последовательности, развитие навыков сравнения «Зимующие птицы»;
  • пазлы — разрезалки счет от 1 до 5, от 1 до 10, счет от 10 до 20;
  • контурное лото «Кто здесь спрятался»;
  • шаблоны для пластилиновых аппликации или рисования пальчиком «Зимующие птицы»;
  • пазлы для детей «Зимующие птицы»;
  • раскраски на тему «Зимующие птицы»;
  • развивающие аппликации для детей «Зимующие птицы»;
  • развивающие аппликации — пазлы для детей «Зимующие птицы»;
  • карточки Домана «Зимующие птицы»;
  • игра на липучках «Зимующие птицы»;
  • и многое другое.

Играйте и развивайтесь с удовольствием!

Тематический комплект «Зимующие птицы». Картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц скачать и распечатать

Тематический комплект «Зимующие птицы». Картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц скачать и распечатать

Тематический комплект «Зимующие птицы». Картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц скачать и распечатать

Тематический комплект «Зимующие птицы». Картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц скачать и распечатать

Тематический комплект «Зимующие птицы». Картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц скачать и распечатать

Тематический комплект зимующие птицы, картинки зимующие птицы, развивающие игры про птиц, карточки птицы для детей, птицы скачать и распечатать, материалы для печати, тематический комплект скачать

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Скачать и распечатать обучающие материалы для развития детей: развивающие игры для малышей 1,2,3 лет, развивающие занятия для развития детей детсадовского возраста (дошкольников) 3,4,5,6 лет, развивающие материалы для подготовки детей к школе, развивающие материалы для изучения алфавита, английского языка, цифр, письма, чтения, животных, растений, тематические недельки (комплекты) для проведения занятий дома и в детском саду, задания, карточки, для развития детей 1,2,3,4,5,6,7 лет, материал по популярным методикам раннего развития детей “Вундеркинд с пеленок” (Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева), шаблоны и обучающие занятия для первоклассников, учеников начальных классов, красивые обучающие раскраски, шаблоны для аппликаций, поделок с детьми, лото, домино, ходилки, настольные игры, и многое другое для интересного и полезного досуга детей. Образовательные материалы для детей могут заказать родители по всему Миру: Россия-Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Воронеж, Европа: Украина, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Литва, Латвия, Молдова, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Израиль, Греция, Италия, Испания, США, Великобритания, Австралия, Турция, ЮАР и не только.

Птицы

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия в игровой форме.

Скачать:

Вложение Размер
Знакомство с Республикой Чувашия 18.29 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №88»

НОД по познавательному развитию

На тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия»

в подготовительной к школе группе

в рамках проектной деятельности

Составила и провела: Федотова Е.Д.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, просмотр компьютерной презентации, лепка, народная подвижная игра, чтение чувашского фольклора, чтение стихов.

Цель: Формирование представлений детей о народе Чувашии изготовление оберега по мотивам народного чувашского искусства.

– образовательные – познакомить детей с чувашским народом их традициями и бытом.

– развивать познавательные процессы и речь;

– обогатить словарный запас детей следующими словами и выражениями: Республика Чувашия, Чебоксары, чувашский народ, многонациональная страна, национальный костюм, оберег, орнамент, река Волга;

-воспитательные – воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес, желание составлять узоры по мотивам народного искусства.

Предварительная работа: чтение чувашских сказок «Лиса и дятел», «Капелька», легенды «Три Солнца», рассматривание национальных народных костюмов, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, поговорок, чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, разучивание подвижной игры «Ручейки», рассматривание различных оберегов куклы – закрутки, орнамента, слушание музыкальных произведений чувашского народа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Здравствуй, Чувашия!», аудиозапись «Чувашские мотивы», заготовки оберега на картоне, пластилин трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный); стека, конверт с письмом, гелевый воздушный шар, кукла в чувашском национальном костюме, угощение для детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее.

Воспитатель: Посмотрите, какое волшебство, к нам прилетел воздушный шар! А на нём привязан конверт! Хотите его открыть и посмотреть, что там?

Дети вскрывают конверт и находят куклу в национальном костюме и письмо.

Воспитатель: Какая интересная куколка в необычном наряде! Интересно кто она и откуда?

А тут ещё и письмо. Хотите я вам его прочитаю.

Читаю письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Я жительница города Чебоксары — это столица чувашской республики. Хочу пригласить вас к нам в гости и познакомить с нашей культурой, традициями, бытом. Приезжайте я вас жду! Желаю удачи!»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите попутешествовать? Я предлагаю на этом воздушном шаре и полететь. А куда, увидите сами! Дети к запуску шара готовы?

Д: Всегда готовы?

В: Пристегнуть ремни!

Д: Есть пристегнуть ремни!

В: Завести моторы!

Д: Есть завести моторы!

В: Какое у вас настроение?

Д: Хорошее, радостное!

Воспитатель: Вот мы и прилетели! Присаживайтесь, ребята, сейчас мы посмотрим, где очутились!

Просмотр презентации «Здравствуй, Чувашия!»

Воспитатель: Помните, ребята, мы с вами играли в игру «Ручейки», оказывается это чувашская народная игра. Я предлагаю вам сейчас в неё поиграть и пригласить наших гостей.

с сопровождением чувашской народной музыки.

Работа в мастерской

Воспитатель: Как хорошо мы с вами поиграли! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Все, таки, какой удивительный чувашский народ проживает на территории нашей большой страны Россия. Вспомните, какие необычные национальные костюмы у чувашского народа, атрибуты одежды. Кто, может вспомнить, какие цвета преобладают на национальной одежде чувашского народа? (Красный, жёлтый, зелёный, белый). Обратите внимание, что костюмы украшены необычной вышивкой, вышивали разные красивые орнаменты своими руками, которые являются оберегами для чувашского народа. А оберег – это защита от злых сил.

Сейчас я вам покажу чувашский оберег, который оберегал дом, семью от злых сил.

А давайте сделаем такой же для вашего дома и вашей семьи, чтобы в вашем доме царило

Солнце, гармония, согласие

Свет, тепло, очаг, жизнь

Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота

Верность, единство, любовь.

Воспитатель: Для каждого из вас приготовлено рабочее место со всем необходимым, но как же быть, у нас с вами нет, ни карандашей, ни красок, но есть пластилин.

Я предлагаю вам разукрасить наш оберег весьма необычным способом с помощью пластина разного цвета.

Пластилин мы будем стараться наносить тонким слоем на контуры орнамента, посмотрите, как я это буду делать.

Отщипываю кусочек пластилина, разминаю его и аккуратно растираю его по контурам орнамента. Цвет подбираем такой же, как на трафарете оберега.

Посмотрите, что у вас должно, получится! (обращаю внимание на готовую работу)

Воспитатель: Прежде, чем вы начнёте лепить мы поработаем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

– «Здравствуй, солнце золотое!

– Здравствуй, небо голубое! ( на правой руке поочередно соединяем пластилин с каждым пальцем).

– Здравствуй, маленький дубок!

– Здравствуй, вольный ветерок! (на левой руке поочередно соединяем пластилин с каждым пальцем).

– Мы живем в одном краю (имитация рукопожатия).

– Всех я вас приветствую! (обе руки вниз в стороны)».

Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуйста, к работе, ваша задача украсить свой неповторимый оберег.

Самостоятельная работа детей под сопровождением чувашской народной музыки.

Воспитатель: Ребята, какая красота у вас получилась!

А теперь скажите, кто запомнил, для чего мы эти обереги сделали?

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в Республику Чувашия? А что больше всего?

А, хотели бы, вы дальше знакомится, с другими народами нашей многонациональной страны Россия?

А вы знаете, ребята, что чувашский народ очень любят сладости, и чувашские конфеты славятся во всём мире. Я хочу вас угостить сладостями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: