Наглядно-информационный материал по лексической теме Транспорт

Методическая разработка: Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт»

Логопедический уголок традиционно играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт» предназначен для оформления уголка логопеда в средней группе. Он содержит рекомендации родителям по наблюдению за окружающим миром, проведению бесед с ребенком, примеры игр на формирование лексико-грамматических категорий и развитие мелкой моторики.

Занимаемся по теме «Транспорт»

Ребёнок должен знать:

  • Что такое транспорт и его назначение
  • Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
  • Названия городского и междугороднего транспорта
  • Как называется транспорт, который перевозит людей
  • Как называется транспорт, который перевозит грузы
  • Кто управляет различными видами транспорта
  • Основные правила дорожного движения и дорожные знаки.

Расширяем и уточняем словарь:

автобус, троллейбус, трамвай, машина,
автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход,
лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери,
сидения; шофер, водитель, летчик, капитан

едет, катит, летит, стоит,
плывет, спешит, мчится,
везет, ломается, гудит
останавливается,

грузовой, легковой,
пассажирский, водный,
воздушный, наземный,
подземный, удобный,
скорый, теплый, красивый, разноцветный

Рассказываем и объясняем:

Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.

Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть малыш сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.

Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».

Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.

Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспорт-ными средствами, называют по-разно-му. Расскажите ребёнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому на-звать, чем управляет машинист, капи-тан, летчик, водитель.

Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев «Транспорт».

Будем пальчики сгибать (хлопаем в ладоши, стучим кулачками)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт, (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Трамвай, метро и самолёт.
В кулак мы пальцы собирали, (сжимать и разжимать кулаки)
И транспорт правильно назвали. (сцепить пальцы в «замок»)
Играем и запоминаем:

«Назови транспорт ласково».

грузовик – грузовичок
трамвай – трамвайчик
лодка – лодочка
корабль – …
машина — …
самолет — …

Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие — нет

Инструкция: Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.

Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.

Вместе с ребёнком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.

Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.

«Один – несколько — много».

1. «Один — несколько»

Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.

Это поезд, а между городами ходят… поезда.

Инструкция: это машина, а в городе много… машин.

Это самолёт, а в небе много… самолётов

«Сколько машин ты увидел?»

Предложите ребёнку сосчитать транспортные средства (на улицах города, глядя на картинки лото)

Считаем так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

Один автобус, два автобуса, три автобусов, четыре автобуса, пять автобусов и так далее.

Скачать материал по лексической теме «Транспорт»:

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

Лексическая тема “Транспорт”

  • Лексические темы (старший дошкольный возраст) (1)
  • Домашние задания (Лексические темы) (30)
  • МалышОК (Клуб раннего развития) (1)
  • Видеоролики о лете; обогащение словарного запаса (4)
  • Бессмертный полк 2020 (1)
  • Интерактивные игры. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (3)
  • Пальчиковая гимнастика. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Развиваем фонематическое восприятие. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (7)
  • Делим на слоги. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (1)
  • Автоматизация звуков. Занимаемся во время САМОИЗОЛЯЦИИ (5)
  • Занятия во время САМОИЗОЛЯЦИИ.Развиваем Лексико-грамматический строй речи (34)
  • Игры для детей младшего возраста (1)
  • Развитие графомоторных навыков (1)
  • Автоматизация звуков (6)
  • Изучаем мир вокруг (5)

Лексическая тема “Транспорт”

Рекомендации для родителей : закрепите обобщающее понятие “Транспорт”. Побеседуйте о различных видах транспорта (о частях и деталях), поговорите о профессиях, связанных с различными видами транспорта: водитель, летчик, машинист и т.д. Поиграйте с детьми в речевые игры. Периодически возвращайтесь к тем играм, которые вызвали затруднения у детей.

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Читайте также:
Дифференциация согласных П-Т - конспект занятия

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — приземлиться, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять (якорь), отдать — убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Материал для рассказа может быть следующим.

Транспорт бывает: наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт — это грузовые и легковые машины, автобус, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички и др.

Легковые автомобили предназначены для перевозки людей, грузовые — для перевозки грузов. Основные части машины: кабина, кузов (салон), колёса, фары, мотор, руль, тормоза. Управляет автомобилем шофёр.

В общественном транспорте люди ездят на работу, в гости и по другим делам. В автобусах и троллейбусах в кабине за рулём сидит водитель, в трамвае — вагоновожатый. В каждой из этих машин есть салон с сиденьями и поручнями, за которые держатся пассажиры. Трамвай и троллейбус работают на электрическом токе; автобус — на топливе. У трамвая колёса железные, он ездит по рельсам; у троллейбуса и автобуса — колеса резиновые, ездят они по асфальту.

В общественном транспорте пассажиры платят за проезд, получая билет от кондуктора. В салонах во время поездки дети должны вести себя спокойно, не кричать, уступать место старшим.

В другие города можно поехать на поезде, электричке, предварительно взяв билет в кассе вокзала. Поезд состоит из нескольких вагонов, которые тянет за собой тепловоз или электровоз; ведёт состав машинист. Поезд на своём пути останавливается на железнодорожных станциях, где одни пассажиры выходят из вагонов, другие — входят (нельзя говорить: «залезают», «слезают»). Поезда и электрички ходят (не «ездят») по рельсам. В поезде в каждом вагоне есть проводник, который проверяет билеты, выдает постельное бельё пассажирам, подаёт чай и т. д.

Существует и специальный транспорт, например машины «Скорой помощи» и пожарной охраны.

Воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер, сопло (у ракеты). Аэродром — огромное поле, где самолёты и вертолёты взлетают и садятся. Когда пассажиры поднимаются по трапу на борт самолёта, их встречает бортпроводница (стюардесса). Она помогает пассажирам найти своё место в салоне, пристегнуть ремни, приносит газеты и журналы. Управляет самолётом лётчик (пилот). Пассажиры перед полётом покупают билеты в кассах аэропорта.

Ракеты с космонавтами на борту стартуют с космодрома.

Водный транспорт: корабли, катера, яхты, лодки — подводные, моторные, парусные, вёсельные.

Части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д. Управляет кораблём капитан, ему подчиняются матросы. Корабли причаливают к пристани, где бросают якорь. Когда же собираются отчалить, капитан даёт команду: «Поднять якорь!»

Подземный транспорт — метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. По ним ходят электропоезда, которыми управляют машинисты. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице — эскалатору. Метро — скоростной транспорт. Воспользовавшись им, пассажиры могут быстро добраться из одного конца города в другой.

Отвечаем на вопросы:

Зачем людям нужен транспорт?

1. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/

2. Какие легковые автомобили ты знаешь?

3. Какие грузовые автомобили ты знаешь?

4. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды. /

5. Чем отличается троллейбус от трамвая?

6. Ходят ли в нашем городе трамваи?

7. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/

8. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/

9. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/

10. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/

11. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/

12. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?

13.В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?

14. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

1. Игра “Назови”:

а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе. / б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме. / в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/

2. Как называют человека, который:

а/ водит машину, автобус, троллейбус – . /водитель, шофёр/, б/управляет самолётом – . /лётчик, пилот/, в/управляет кораблём – . /капитан/, г/ водит трамвай – . /вагоновожатый/, д/ водит поезда – . /машинист/, е/ водит велосипед – . /велосипедист/, ж/ водит мотоцикл – . /мотоциклист/, з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -. /регулировщик/

2. Игра «Закончи предложение» – подбор слов с противоположным смыслом (антонимов)

дорога широкая, а тротуар – . /узкий/ троллейбус идет медленно, а такси – . /быстро/ шина – это часть колеса, а колесо – . /часть машины/ колесо – часть машины, а машина – . /транспорт/

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

О чём /о ком/ можно сказать “плывёт”?

а/ корабль, б/ облако, в/ человек, рыба, лебедь, бревно…

3. Игра «Назови транспорт» – образование относительных прилагательных

Как можно назвать транспорт, который:

Читайте также:
Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

– перевозит грузы /какой?/ – . /грузовой/, – перевозит пассажиров /какой?/ – . /пассажирский/, – передвигается только по воде /какой?/ – . /водный/, – передвигается только по воздуху /какой?/ – . /воздушный/, – передвигается только по железной дороге – . /железнодорожный/, – передвигается только под землёй /какой?/ – . /подземный/.

Как называется остановка:

а/ автобуса /какая?/ – . /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ – . в/ трамвая /какая?/ – .

4. Игра «Один -много» – образование существительных во множественном числе

поезд – поезда, /много чего?/ – поездов, трамвай – трамваи, /много чего?/ – . , велосипед – . /много чего?/ – . троллейбус – . /много чего?/ – . автобус – . /много чего?/ – . такси – такси, /много чего?/ – такси

5. Игра «Вставь подходящее слово»:

Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ . /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ . /объехала/ и по дороге /что сделала?/ . /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ . /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ . /переехала/, за дом машина /что сделала?/ . /заехала/ и в гараж / что сделала?/ . /въехала, заехала/.

6. Игра «Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»

Мы спустились . (в) метро. Мама садится . (в) трамвай. Митя бежит . (по) дороге. Автобус едет . (по) улице. Поезда идут . (по) рельсам. Дети поедут . (на) трамвае.

Никита любит ездить . (на) машине. Миша пришел . (на) остановку.

7. Игра «Слово на ладошке» – образование сложных слов

Самолет – сам летает.

Вездеход – . Паровоз – . Пароход – .

Самосвал – . Самокат – . Мусоровоз – …

Пешеход – … Ледокол – … Луноход – …

Автогонщик – … Электровоз – … Молоковоз – …

8. Игра « 4-й лишний»

а/ ракета, автобус, олень, метро. б/ бабочка, самолёт, жук, птица. 2. Выбери правильное предложение: а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин. б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.

9. Игра «Вопросы на засыпку?»

Ответь на вопросы: а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала?

б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала? – Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/

– Найди лишнее слово: машина, машет, машинист

10. Игра «Сосчитай до пяти» – согласование числительных с существительными

Со словами: автобус, грузовик, самолет, велосипед, машина, лодка

11. Игра «Назови детали» – расширение словарного запаса

Назовите детали самолета: нос, корпус, хвост, иллюминаторы, шасси, крылья…

Детали корабля: нос, палуба, корма, штурвал …

12. Игра “Подбери действие к предмету” – расширение глагольного словаря

Поезд ( что делает?) – . едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается …

Самолет (что делает?) – . взлетает, летит, перевозит, приземляется…

13. Игра “Какой? Какая? Какие?” – расширение словария прилагательных

подобрать слово – признак

14. Упражнение на развитие речевого слуха

Сели мы в машины,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Он отправиться в …(полет).

15. Упражнение “Подбери предмет к признаку”

16. Упражнение “Из чего – какой?” – на образование относительных прилагательных

Кабина из металла (какая?) – металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) – .

Сиденье, обшитое кожей (какое?) – .

Шины из резины (какие?) – . и т. п.

Задания на развитие фонематического слуха

Определить первый и последний звуки в названиях различного транспорта.

Задания на развитие зрительного восприятия и графомоторных навыков

Раскрасить все буквы “Н”

Раскрасить картинки и букву “Н”

Какой транспорт “спрятался” на картинке, раскрасить автомобиль

Подборка по лексической теме «Транспорт»

Валентина Шмидт
Подборка по лексической теме «Транспорт»

Лексическая тема:

Грузовой и пассажирский

транспорт

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

ПРИЗНАКИ: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый,

скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая,

пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

ДЕЙСТВИЯ: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:

Возит молоко – молоковоз.

Мешает бетон – бетономешалка.

Возит цемент – цементовоз.

Возит воду – водовоз.

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

Автобус – едет, перевозит людей, поворачивает, тормозит.

Корабль – плывет, отплывает, причаливает…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:

Виды транспорта:

Наземный транспорт:

а)железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз, электричка.

б)городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик,

самосвал, фургон, цистерна, автобус, троллейбус, трамвай,

велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая

помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен – городская

электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия ‘Звук и буква Д’

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом,

подводная, катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз – товары,

вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир – тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы,

шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер,

трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ,ЕГО ИСПОЛЬЗУЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная

станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, автобусный

парк, космос, депо.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждет.

“Пусть найдут меня ребята

Ну-ка кто меня найдет?”

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется. (трамвай)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни. (машина)

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой. (велосипед)

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Бежит. (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине)

Весь мир прочитал

Сообщенье в газетах,

Что Белка и Стрелка

Летали в. (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,

Отправляется в полет

Винтокрылый. (вертолет)

В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это. (самолет)

Дидактическая игра на липучках «Машина едет, лодка плывет, самолет летит». По лексической теме: Транспорт Цель:познакомить детей с видами транспорта (воздушный, наземный,водный)Учить распределять транспорт на игровом поле. Расширять и обогащать.

Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о творческих работах детей 5-7 лет по лексической теме:«Насекомые» В нашей группе.

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по лексической теме «Транспорт» Задачи: Образовательные: • Формировать представления детей о разных видах транспорта; профессиях, связанных с транспортом. • Раскрыть значение.

Мастер-класс «Штампики для рисования в нетрадиционной технике» по лексической теме «Транспорт» из подручных вещей Описание материала: данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным родителям. Назначение: применение.

Методическая разработка по лексической теме «Грибы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами разработкой по теме “Грибы”, которая будет полезна для воспитателей.

План-конспект НОД по лексической теме «Инструменты» Конспект НОД для старшей группы «Инструменты» Занятие проводится в микрогруппах с использованием социо – игровой технологии. Цель: Активизация.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.

Домашнее задание для родителей по лексической теме “Транспорт”

Разделы: Логопедия

Примерный словарь.

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

Задания

Задание 1.

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Читайте также:
Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

Задание 2.

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задание 3. Дидактические игры

Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

  • Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
  • Пароход, лодка, самолет, парусник.
  • Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
  • Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)

Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

Транспорт

машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, велосипед,

мотоцикл, остановка, катер, вокзал, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, электричка, трасса,

самосвал, парусник, такси, телега, машинист, водитель, шофёр, капитан, пилот, кондуктор, штурман.

ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать,

тормозить, подлетать, отлетать, взлетать.

быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный , морской , железнодорожный , наземный .

Игра « Четвёртый лишний »

Цели : развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Самолёт, машина, поезд, машинист. —Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные

слова — названия транспорта.

Трамвай, автобус, самолёт, троллейбус. — Лишнее слове «самолёт», потому что оно называет воздушный вид

транспорта, а остальные — называют наземный.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям исправить предложения.

Пилот ловко управляет своим теплоходом.

За штурвалом самолёта профессиональный водитель.

Машинист ведёт грузовик на погрузку.

Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.

Игра «Кто чем управляет?»

Цели: активизировать словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи (употребление

творительного падежа существительных в единственном числе).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям продолжить предложения.

Игра «Один — много»

Цели: активизировать словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи (употребление

родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры . Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме, ребёнок ловит

мяч и возвращает его педагогу, употребив слово «много».

Один трамвай — много трамваев .

Слова: машина, автобус, троллейбус, вертолёт, самолёт, лодка, катер, пилот, машинист и т. д.

Игра «Расставь по гаражам»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям построить из кубиков два гаража. В одном из них будут слова, в которых два слога, во

втором — слова, в которых три слога. Затем дети расставляют транспорт (картинки или игрушки) по соответствующим

Игра «Назови звуки»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях транспорта.

Слова: трамвай, автобус, машина, мотоцикл, троллейбус, такси, самолёт, катер.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического

синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем он задаёт вопросы на

ориентировку, например: «Назовите букву, которая находится справа от буквы м (слева от с, между буквами о и м и т. д.)».

Затем воспитатель называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.

После чего дети выполняют полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Читайте также:
Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

5, 8, 1, 4, 2, 8 — машина

9, 3, 10, 6, 8— лодка

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы

под ними и только после этого читает получившееся слово.

ш Н О И М К С А Л Д

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Едем с папой на машине,

Есть у нас автомобиль.

На просёлочной дороге

Позади клубится пыль.

Я кричу: «Скорее, папа,

Нажимай на тормоза,

Видишь, вышла на дорогу

Мне понятно без ученья,

А коза — ей не понять

То, что правила движенья

Нужно строго соблюдать.

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик-светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он, кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрёстках всех дорог нам светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю.

АВТОБУС БЕЗ КОНДУКТОРА

Автобус без кондуктора

Кондуктор без автобуса

На солнышке лежит.

Автобус без кондуктора

Автобус без кондуктора

Кондуктор прибыл с юга,

Привет тебе, дружок!

А транспорт — наутёк!

Автобус от кондуктора

Кондуктор за автобусом

— Ты, верно, не узнал меня,

За что в обиде, друг?!

— За то, что ты не взял меня,

Не взял меня На юг!

Текст для пересказа

КТО САМЫЙ БЫСТРЫЙ?

Саня спросил у Насти:

—Кто самый быстрый: санки, самокат, самолёт или сапоги?

—Вот сравнил! — засмеялась Настя. — Ясно, самолёт. А сапоги вообще, если не на ногах, двигаться не могут.

—А вот и нет. Быстрее всех сапоги-самоходы. Они нас с тобой сами в один миг за сто вёрст унесут.

—Откуда ты всё это знаешь?

—Откуда? Об этом в «Русских сказках» написано.

Из пособия Л. Успенской, М. Успенского

Что спросил Саня у Насти?

Что ответила Настя?

Какие сапоги, по мнению Сани, самые быстрые?

Откуда Саня узнал о сапогах-самоходах?

Текст для пересказа

Мы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:

— Почему? Мама тоже сказала:

— Почему все стали?

А шофёр говорит :

—Вон видите красный фонарик? Светофор.

И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.

—И долго мы стоять будем?

А шофёр говорит:

—Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем.

И все смотрели на красный фонарик.

И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.

—Теперь можно: зелёный огонь.

Почему остановился весь транспорт на дороге?

Что сказал шофёр?

Какие сигналы давал светофор?

Дидактический материал по теме «Транспорт» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Транспорт» для старшего дошкольного возраста.

Продолжая работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с видами транспорта, взрослый подбирает дидактический материал по теме «Транспорт»: загадки, чистоговорки, пальчиковые и дидактические игры и т.д.

Транспортные физкультминутки

Физкультминутка «Теплоход»

Oт зелёного причала
Оттолкнулся теплоход, (дети встали)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (шаг назад)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (шаг вперёд)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (волнообразное движение руками)
Набирая полный ход. (ходьба на месте)

Физкультминутка «А сейчас мы с вами, дети»

А сейчас мы с вами, дети, (руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!

Физкультминутка «Весёлые прыжки»

Pаз, два — стоит ракета. (прыжки на одной и двух ногах)
Три, четыре — самолёт.
Pаз, два — хлопок в ладоши, (хлопки в ладоши)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (ходьба на месте)

Физкультминутка «Едем, едем»

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повёз. (ходьба на полусогнутых ногах)

Физкультминутка «Паровоз, паровоз»

Декламируя стихотворение, дети имитируют движение поезда.
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны повёз
Точно настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы и мартышки.
Кто едет в поезде?
Куклы и матрёшки,
Стрелочник, стрелочник
Вышел из сторожки.
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.

Физкультминутка «Светофор»

Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (потягивания)
В «Светофор» мы поиграем, (ходьба на месте)
Руки, ноги разминаем. (встряхивание руками, встряхивание ногами)
Красный свет нам «Стой!» — кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд. (наклоны)
Влево, вправо поворот. (повороты туловища)
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (рывки руками перед грудью)
Начинаем, детвора! (ходьба на месте)
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим как самолёт. (прыжки)
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд. Левой, правой,
Левой, правой, (бег с высоким подниманием бедра)
Смело мы идём вперёд. (ходьба на месте)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не даёт.

Читайте также:
Методика работы над слоговой структурой слова

Стихи по теме «Транспорт» для детей

Дзинь! Дзинь! Дзинь! Дон!
На колёсах едет дом!
Эй, прохожий, не зевай,
Едет, едет дом-трамвай!
Дзинь! Дзинь! Дзинь! Дон! —
На колёсах едет дом… Остановка!
Слазьте.
До свиданья.
Здрасьте!
(Е. Карганова)

К нам бегут автобусы
С добрыми глазами
И двери перед нами
Распахивают сами.
А мы уже с работы,
А мы уже устали…
Добрые автобусы,
Как они узнали?
Троллейбус приглашает:
«Ш-ш-шшу, прошшшу ко мне.
Ко мне прошшшшу-шшу!»
И подошли трамваи
С добрыми глазами,
И завели трамваи
Добрыми голосами:
«Блям, блям, к нам! К нам!»
(Э. Мошковская)

Чух-чух-чух!
Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь! — гудит, —
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-у-сь!
(Э. Мошковская)

Поиграем в самолёт?
— Да!
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж.
В снег летим и в пургу.
У-у-у-у!
Видим чьи-то берега.
А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор.
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлётной полосе!
Что ж, закончен наш полёт.
До свиданья, самолёт.
(Е. Алябьева)

Ус троллейбусный щекочет
Малая снежинка.
Видно, тоже ехать хочет,
Мол, впусти в кабинку
Или дверь открой в салон,
Ничего, что полный он.
Ей троллейбус говорит:
— Берегись, малышка.
Слишком жарко там внутри
Для тебя, глупышка,
— Ты в тепле растаешь,
Капелькою станешь.
(А. Матутис)

Поезд мчится, поезд мчит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд, торопись!
Ветер обогнав, примчись!
Днём и ночью стук колёс:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Долго ждать пришлось:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Этим поездом домой
Приезжает папа мой.
Этот поезд жду с утра.
Приближается Ура.
Тук-тук-тук-стой!
(3. Джаббарзаде)

Транспортные чистоговорки

НЫ — НЫ — НЫ — автомобили людям нужны
ИНЫ — ИНЫ — ИНЫ — по дорогам едут машины
ИН — ИН — ИН — в городе много машин
ИЛИ — ИЛИ — ИЛИ — легковые автомобили
ИЛЬ — ИЛЬ — ИЛЬ — вот автомобиль
КИ — КИ — КИ — большие грузовики
ОБУС — ОБУС — ОБУС — новенький автобус
ОГЕ — ОГЕ — ОГЕ — троллейбус едет по дороге
ЛИ — ЛИ — ЛИ — едут «Жигули»
АЙ — АЙ — АЙ — на остановке стоит трамвай
ВАЙ — ВАЙ — ВАЙ — новенький трамвай
АЗ — АЗ — АЗ — мы увидели «Камаз»
УЗЫ — УЗЫ — УЗЫ — машина возит грузы
УЛЬ — УЛЬ — УЛЬ — у машины руль
ЖИР — ЖИР — ЖИР — сел в автобус пассажир
ОТУ — ОТУ — ОТУ — пассажиры едут на работу
ЦИКЛ — ЦИКЛ — ЦИКЛ — мчится мотоцикл
ОГЕ — ОГЕ — ОГЕ — мопеды едут по дороге
ПЕД — ПЕД — ПЕД — большой велосипед
АЛИ — АЛИ — АЛИ — я кручу педали
ОВКИ — ОВКИ — ОВКИ — троллейбус у остановки
ЦУ — ЦУ — ЦУ — машины едут по кольцу
ОК — ОК — ОК — транспортный поток
ВИК — ВИК — ВИК — у перекрёстка грузовик
ЗА — ЗА — ЗА — жму на тормоза
АЗ — АЗ — АЗ — прибавляю газ
ЛЕГА — ЛЕГА — ЛЕГА — деревянная телега
ЛЕГЕ — ЛЕГЕ — ЛЕГЕ — люди едут на телеге
УЗЫ — УЗЫ — УЗЫ — на телегах грузы
ДЕЙ — ДЕЙ — ДЕЙ — в телегу запрягали лошадей
РИСТ — РИСТ — РИСТ — трактором управляет тракторист
ОЗЕР — ОЗЕР — ОЗЕР — вот шумит бульдозер
ЧИ — ЧИ — ЧИ — людям помогают тягачи
АН — АН — АН — вот подъёмный кран
АЕТ — АЕТ — АЕТ — экскаватор яму копает
ИЛ — ИЛ — ИЛ — загрузили грузом «ЗИЛ»
ФЁР — ФЁР — ФЁР — за рулем шофёр
ДЁТ — ДЁТ — ДЁТ — машину он ведёт
ВИК — ВИК — ВИК — на стройке грузовик
РА — РА — РА — в поле трактора
РОВ — РОВ — РОВ — в поле много тракторов
ВЕК — ВЕК — ВЕК — трактором управляет человек
ХОД — ХОД — ХОД — огромный пароход
АН — АН — АН — на пароходе главный — капитан
ОРЕ — ОРЕ — ОРЕ — яхта вышла в море
СА — СА — СА — у яхты паруса
РЯ — РЯ — РЯ — опускают якоря
АЗЫ — АЗЫ — АЗЫ — плывут водолазы
ХОД — ХОД — ХОД — белый теплоход
КОВ — КОВ — КОВ — корабль моряков
ЛИ — ЛИ — ЛИ — военные корабли
ЛЕЙ — ЛЕЙ — ЛЕЙ — армада кораблей
УЖБЫ — УЖБЫ — УЖБЫ — корабли для военной службы
ОДКА — ОДКА — ОДКА — большая подводная лодка
ОЙ — ОЙ — ОЙ — лодка под водой
ОСЫ — ОСЫ — ОСЫ — на корабле матросы
РОК — РОК — РОК — лёгкий катерок
ЛЁТЫ — ЛЁТЫ — ЛЁТЫ — летят большие самолёты
ИТЕЛЬ — ИТЕЛЬ — ИТЕЛЬ — военный истребитель
ЛЁТ — ЛЁТ — ЛЁТ — пассажирский самолёт
ЛЁТ — ЛЁТ — ЛЁТ — дальний перелёт
ЛОТ — ЛОТ — ЛОТ — самолётом управляет пилот
ЛЁТЕ — ЛЁТЕ — ЛЁТЕ — лётчик в самолёте
ОР — ОР — ОР — у самолёта есть мотор
СИ — СИ — СИ — у самолёта есть шасси
ЛЁТЫ — ЛЁТЫ — ЛЁТЫ — взлетают вертолёты
АМИ — АМИ — АМИ — вертолёт летит над горами
ЛЁТ — ЛЁТ — ЛЁТ — военный вертолёт
КАМИ — КАМИ — КАМИ — истребитель под облаками
ОЙ — ОЙ — ОЙ — самолёт над головой
КО — КО — КО — самолёты высоко
АЮТ — АЮТ — АЮТ — самолёты быстро взлетают
ИЛЬ — ИЛЬ — ИЛЬ — спецавтомобиль
АЕТ — АЕТ — АЕТ — скорая помощь здоровье сохраняет
ИЦУ — ИЦУ — ИЦУ — человека везут в больницу
ЧИ — ЧИ — ЧИ — в скорой помощи врачи
ОГЕ — ОГЕ — ОГЕ — скорая помощь мчится по дороге
АРЕ — АРЕ — АРЕ — такая машина нужна при пожаре
ДЕЙ — ДЕЙ — ДЕЙ — машина для спасения людей
ИНЫ — ИНЫ — ИНЫ — милицейские машины
УЛЬ — УЛЬ — УЛЬ — едет дорожный патруль
ЭС — ЭС — ЭС — автомобили ДПС
УЖБЫ — УЖБЫ — УЖБЫ — машины газовой службы
ОЗИТ — ОЗИТ — ОЗИТ — машина мебель перевозит
УКТЫ — УКТЫ — УКТЫ — машина развозит продукты
АЛАМ — АЛАМ — АЛАМ — нельзя гулять по шпалам
ДА — ДА — ДА — едут поезда
ОР — ОР — ОР — перед поездом семафор
ОГЕ — ОГЕ — ОГЕ — поезд едет по железной дороге
ДА — ДА — ДА — электричке нужны провода
ЧИТ — ЧИТ — ЧИТ — поезд колёсами по рельсам стучит
АВ — АВ — АВ — мчится грузовой состав
ДА — ДА — ДА — возят грузы поезда
НЕ — НЕ — НЕ — на поезде путешествуют по стране
ДЁТ — ДЁТ — ДЁТ — машину водитель ведёт
ИЛЬ — ИЛЬ — ИЛЬ — вот автомобиль
УЛЬ — УЛЬ — УЛЬ — у машины руль
ОБУС — ОБУС — ОБУС — новенький автобус
ВИК — ВИК — ВИК — на стройке грузовик

Читайте также:
Лексический материал по теме Синонимы

Развивающие игры по теме «Транспорт»

Игровое упражнение «Рассуждалки»

«Автобус остановился, потому что…»
Он подъехал к остановке.
Он уже приехал на конечную станцию.
Он заехал в гараж. Остановился у светофора.
Остановился, чтобы пропустить пешеходов.
Кончился бензин. Лопнула шина. Сломался двигатель. Пассажиру стало плохо. Экскурсанты хотят выйти и полюбоваться красивым местами.

«Автомобиль подъехал к станции техобслуживания затем, чтобы…» Подкачать шины. Заменить колесо. Починить мотор.
Помыть машину.
Заправить масло.

«Наш корабль отправился в плавание, потому что…»
Он перевозит пассажиров. Он перевозит грузы.
Корабль-исследователь, должен открыть и описать новые страны.
Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи.
Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах.
Пиратский корабль отправился на разбой.
Корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой.
Это научный корабль, он остановится посреди моря, и аквалангисты будут изучать морских обитателей.

«На корабле объявлена тревога, потому что…»
Приближается пиратский корабль. Корабль сел на мель.
На корабле начался бунт.
Обнаружена серьезная поломка.
Приближается серьезная буря.

«Моряки причалили к необитаемому острову, потому что…»
На корабле закончились еда и вода, и нужно пополнить запасы.
Корабль исследовательский, нужно изучить остров и занести его на карту.
Корабль после шторма нуждается в починке.
Корабль ушёл от преследования пиратов и спрятался в бухте. На корабле заболело много матросов, им нужен покой и отдых.
Именно на этом острове спрятан клад, отмеченный на на карте.
На этот остров высаживают заговорщиков и бунтовщиков.

«Корабль сел на мель, потому что…»
Это его морская буря вышвырнула на мель.
Был сильный туман, и моряки не увидели мель.
Рулевой заснул на вахте.
Рулевой оказался плохо обучен.
Эта мель не была обозначена на карте. Наверно, появилась недавно, после землетрясения.

Игра «Земля-вода-небо»

Играющие садятся или становятся в круг лицом к центру. В центре — ведущий с мячом. Он произносит одно из слов, входящих в название игры, и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот должен поймать мяч и назвать какое-либо транспортное средство, передвигающееся в указанном месте. Например: «Автобус» на слово «земля», «лодка» на слово «вода», «вертолёт» на слово «небо». Затем надо вернуть мяч водящему. Если игрок не успел назвать или неправильно назвал средство и не сумел поймать мяч, он выбывает из игры. Водящий бросает мяч новым игрокам, стараясь всех игроков «держать» в ожидании мяча. Названия видов транспорта не повторяются.

Читайте также:
Паспорт кабинета логопедии
Упражнение «Кто каким видом транспорта управляет»

Автомобилем управляет — автомобилист
Самолётом управляет — лётчик (пилот)
Кораблём управляет — …
Ракетой управляет — …
Велосипедом управляет — …
Мотоциклом управляет — …
Поездом управляет — …

Игра «Части — целое» (автомобильный транспорт)

Предложите детям угадать, что это такое: вы называйте части предмета, а ребёнок отгадывает и называет целое. Иногда названий может быть несколько.
Колеса + кузов + окно = грузовик.
Колеса + салон + пассажирские места = легковой автомобиль.
Колеса + кабина + холодильник = рефрижератор.
Колеса + кабина + цистерна = автомобиль для перевозки жидкостей.
Колеса + кабина + откидной кузов = самосвал.
Колеса + салон + пассажиры + табличка с шашечками = такси.

Игра «Подбери нужное слово»

1. вариант игры — более лёгкий.
Человек передвигается при помощи ног, машина — при помощи… (колёс)
Телевизор управляется с помощью пульта, автомобиль — при помощи… (руля) И т.д.
2. вариант — более сложный.
Человек — ноги, машина -… (колёса)
Телевизор — пульт, автомобиль -… (руль)
Магазин — продавец, автобус -… (водитель)
Завод — рабочий, трамвай -… (вагоновожатый)
Касса — кассир, такси -… (таксист)
Автомобиль — шоссе, поезд -… (рельсы)
Самосвал — груз, автобус -… (пассажиры)
Автомобиль — бензин, троллейбус -… (электричество)

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт.
«Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдёт?».
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай —
Отправляется … (трамвай)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет —
Это мой … (велосипед)
Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора … (парусник)
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю … (груз)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит … (автомобиль)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … (машине)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в … (ракетах)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Винтокрылый … (вертолёт)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полёт.
Значит это … (самолёт)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка …
Кто такая? … (электричка)
Вёз водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в … (кабине)

Загадки про транспорт

Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином…
(Автобус)

Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет —
Он в момент на месте встанет.
(Автомобиль)

У меня друзей — не счесть.
Среди них и козлик есть.
Он с весёлым голоском —
Колокольчиком-звонком.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке!
(Велосипед)

День рожденья у меня —
Подарили мне коня.
Замечательный какой!
Голубо-преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно,
Жаль вот только — гривы нет…
Что за конь?…
(Велосипед)

Идёт утюжок
С прокопчённой трубой,
Морщины и складки
Ведёт за собой.
(Пароход)

С виду — это самолёт:
Крылья есть и есть пилот.
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет.
(Планер)

Не корабль, не лодка,
Не вёсел, не паруса,
А плывёт — не тонет.
(Плот)

Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой.
(Подводная лодка)

«Дифференциация звуков “д-т”, д’-т’»

Презентация к уроку

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющие НВ ОНР.

Продолжительность урока: 45 минут (второе полугодие)

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д’] – [т’] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д’]-[т’];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д’] – [т’] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;
  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.
Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.
    1. Сопоставление по артикуляции.
    2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Речевая зарядка
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Физкультминутка «Паровозик»
  8. Звуковой и слоговой анализ.
  9. Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д’-т’ в словах.
  10. Физкультминутка «Как живешь?».
  11. Дифференциация д–т, д’-т’ в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.
  12. Дифференциация д–т, д’-т’ в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.
  13. Итог занятия.

Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

II. Введение в тему.

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки). (Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д ‘ – Т ‘)

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д’] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т’] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ‘ – Т ‘.

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

IV. Артикуляционная гимнастика.

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

V. Речевая зарядка.

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

VII. Физкультминутка «Паровозик».

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.

Едет, едет паровозик: Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит: повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок: «паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ёлок и осинок: «паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке: медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки: руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три. прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимся прыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся. маршируем на месте. (Слайд 10)

VIII. Звуковой и слоговой анализ.

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.

IX. Дифференциация д–т, д’-т’ в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д’-т’ в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д’-т’.

Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка)

X. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

XI. Дифференциация д–т, д’-т’ в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).

Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).

– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

-Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д.

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д’-т’ в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: “Эй, не зевай!”
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь . (трамвай)

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

XIII. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д’]-[т’]. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.

Список литературы:

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: