Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: Семья

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Знаю я, что у меня очень дружная семья»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « Знаю я, что у меня очень дружная семья». Материал будет интересен логопедам, воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения. Этот конспект может являться развлечением. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье», «Музыка». Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные. 2. Закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи. 3. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. 4. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление. 5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Предварительная работа: 1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. 2. Рассматривание семейных фотографий. 3. Изготовление родителями семейного древа. 4. Рисование рисунков на тему «Моя семья». Оборудование: Семейные фотографии, схема дерева, корзина, пчелки, медвежонок из кукольного театра, фотовыставка.
Ход занятия:
Логопед: Дети, давайте представим ,что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу- « Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей). Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.( Дети под музыку садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (Ответы детей). Ну, тогда начали. — Добрый день , уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Галина Владимировна, приветствую вас . Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети детского сада « Веснянка» пос. Чертково. Я предлагаю участникам представиться. Дети: Меня зовут…, моя фамилия… . Логопед: — Сейчас я загадаю вам загадку и , отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора. Самые дорогие и близкие люди для меня, Без которых мне прожить никак нельзя. Друг о друге мы заботимся всегда Это моя дружная… семья.( Дети). — Правильно, сегодня мы поговорим с вами о семье. — Дети , послушайте, кто — то спешит к нам в студию. Медвежонок: — Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Мишутка. Угадайте , из какой сказки я к вам пришел? Да, я пришел из сказки « Три медведя» и хочу показать вам фотографию своей семьи. Это папа – Михайло Потапыч, он большой и сильный, а это мама – Настасья Петровна , она добрая и ласковая, а это я – Мишутка. Наша семья небольшая, всего три человека. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже очень любят и заботятся обо мне и друг друге. Ребята, а у вас есть семья? Расскажите мне о своей семье и о том, как вы живете. Логопед: Дети, давайте на пальчиках расскажем о своей семье. Пальчиковая игра: « Моя семья». — Сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас сделали фотоколлаж вместе с родителями . Нашим телезрителям и Мишутке будет интересно послушать рассказы о ваших семьях. ( Дети рассказывают : кто изображен; И.О.родителей, где работают, где снимались). — Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем. Игра: « А ты мне кто?». Дети в кругу, воспитатель спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын)… . Логопед: — Дети, сегодня мы с вами много говорили о семье, а сейчас я хочу рассказать вам о том, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки).Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки .Ветви потоньше — это ваши папы мамы, а самые тонкие веточки – это вы детки. А сейчас давайте послушаем детей, которые еще не рассказывали о своей семье. (Рассказ 1-2 детей). Физминутка: «Кто живет у нас в квартире?» Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.) Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.) Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) Логопед: Дети, я очень рада , что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут и заботятся. -А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью каких слов можно его исправить? Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем: 1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – спасибо 2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – добрый день! 3. Когда бранят за шалости, мы говорим – прости, пожалуйста. — Я вижу вы очень внимательные, добрые дети. У меня в руках (проводится игра) « Корзинка добрых дел» в ней живут пчелки. Вам нужно поймать пчелку, опустить ее в корзину и назвать то доброе дело, которое вы выполняете дома.(Звучит музыка., дети по очереди называют свои поручения по дому ). Логопед: Дети, к нам на телепередачу приехали гости. Давайте пригласим их в студию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. У нас в гостях: мама Артема Решетникова – Екатерина Петровна, и мама Юрченко Богдана – Наталья Викторовна. Уважаемые гости, наши дети уже рассказали, какие они выполняют поручения у себя в семье, а теперь они хотят узнать – как распределяются обязанности у взрослых. Можно мы зададим вам несколько вопросов? И так первый вопрос. ( Дети задают свои вопросы: кто ходит у вас в семье на работу, вяжет носочки, печет пироги, забивает гвозди…). -Спасибо большое, нашим гостям за участие в телепередаче.

Читайте также:
Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект подруппового занятия для детей 5-7 лет в детском саду по автоматизации звука [Р] Подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонематических функций в старшей группе детского Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Тетрадь логопедических игр и упражнений для детей от 5 до 7 лет. Лексическая тема: “Моя семья”

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ТЕТРАДЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ.

(май, 2-я неделя)

Лексическая тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

___________________________________

(Фамилия, имя воспитанника, группа)

Слинько Мария Станиславовна

ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»

(май, 2-я неделя)

Развитие общей моторики.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенок гладит маму.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенок обнимает папу.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенка ласкает мама.

Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик- дедушка,

Это вся моя семья.

Загибать последовательно пальчики, начиная с большого.

Сжимать и разжимать пальчики.

Развитие мимических мышц.

Мамочка обнимает, целует своего

Мамочка ругает малыша, за то что он шалил.

Мамочка показывает малышу сюрприз.

Мамочка дарит малышу подарок.

Развитие артикуляционной моторики.

-для челюсти: открыть рот (подержать под счет до пяти)

-для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

-для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Сосчитай до пяти.

Один старший брат, два старших брата… пять старших братьев.

Одна младшая сестра…___________________________________________

Один маленький внук…___________________________________________

Кто лишний?

Мама, папа, доктор.

Брат, сестра, соседка.

Развитие связной речи.

Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком о семье.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в 1 классе ‘Деление слов на слоги’

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов твоей семьи.

Кто самый младший, кто самый старший в семье?

Кто старше всех (младше)?

Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови ласково»

«Чей предмет?» Образование притяжательных прилагательных.

Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

Кофта (чья?) – ______________________________________________

Пальто (чьё?) – ______________________________________________

Игрушка (чья?) -______________________________________________

Очки (чьи?) -_________________________________________________

Чашка (чья?) -________________________________________________

Стул (чей?) – _________________________________________________

Найди по фрагменту.

Подберите к каждому наряду детей подходящий «лоскуток ткани» и соедини линиями.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Что лишнее?

Дочь, дача, дочь, дочь.

Развитие связной речи.

Выучи наизусть пословицы.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Где лад – там и клад.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Исправь предложения.

Сначала родились мы, а потом наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Какое слово не подходит?

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

Развитие связной речи.

Выучить стихотворение наизусть.

Мама – это небо! Мама – это свет!
Мама – это счастье! Мамы лучше нет!
Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех!
Мама улыбнётся, мама погрустит,
Мама пожалеет, мама и простит.
Мама – осень золотая, мама самая родная!
Мама – это доброта, мама выручит всегда!
Мама – нет тебя дороже, мама всё на свете может!

Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»

Ход игры:

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними обязанностями, помочь детям ощутить себя частью семьи, закрепить названия ближайших родственников.

Материал: игровое поле, картинки с предметами.

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

Родителям рекомендуется:

  • Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя и отчество. Назвать имена и отчества каждого члена семьи, свой домашний адрес;
  • Поговорить с детьми о строении человеческого тела, о правилах личной гигиены;
  • Учить названия пальцев на руке, учить различать правую и левую стороны.

По теме дети должны знать: название частей тема человека, название и количество пальцев на руке, правила личной гигиены, состав своей семьи, называть имена и отчества своих родителей, их профессии.

Поиграйте с детьми:

  1. Послушай инструкцию, выполни ее и расскажи, что ты делал:
  • Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.
  • Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.
  • Подмигни правым глазом, топни ногой, присядь и т.п.
  1. Учим пальчиковую гимнастику:

ЧЕЛОВЕЧЕК

  1. Отгадываем загадки:

Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)

Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, зубы, губы)

Читайте также:
Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР

Живёт мой братец за горой, Не может видеться со мной. (глаза, нос)

Не сеют, не сажают, А сами вырастают. (волосы)

Задания по развитию речи:

  1. Подобрать слова действия: головой мы что делаем? – думаем, киваем, поворачиваем и т.д.

Ушами – мы…, глазами – мы…, носом – мы…, ртом – мы…, ногами – мы…, руками – мы…

  1. «Один — много»: образование существительных множественного числа: лоб — лбы, рот —рты, локоть — локти

Изменить таким образом: нос, глаз, ухо, щека, бровь, бок, ноздря, палец.

  1. «Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:

он ест—я ем; он нюхает —я нюхаю, он рисует – ………………., он едет – …………… он пишет – ………………., он рисует – ………… он идёт – …………………. он прыгает – ………..

  1. Назови все большое: нос – носище, рука – ручище, нога – …, глаз – …, губы – …, кулаки – …, локти – …, ногти – …
  1. Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?» Жить — живущий, расти — растущий, любить — любящий, уважать — уважающий, гладить — глаженый, стараться — старающийся, заботиться — заботящийся, отдыхать — отдыхающий.
  1. «Сложные слова»: у мамы светлые волосы, значит она – светловолосая. Составь сложные слова из словосочетаний: голубые глаза, серые глаза, карие глаза, темные волосы, рыжие волосы, светлая кожа, темная кожа.
  1. Реши логическую задачу: бабушка пришла с работы раньше, чем папа, а папа раньше, чем мама. Кто пришел с работы раньше всех, а кто позже всех?
  1. Объясни пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Придумайте ситуации, когда можно сказать эти пословицы.
  2. Составить рассказ о семье по плану:

Расскажи о себе и своей семье по плану

    Кто какой шарик держит?

Ход игры:

Правила: «Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы —

Зато эти фото — правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья»

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

В: Помочь маме — хорошо. Почему?

В: Ругаться с братом — плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?»

«Давай поменяемся»

Цель: Формировать представления о жизни семьи.

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она)

умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Подготовила: учитель-логопед 1-ой квалификационной категории Шагивалеева Люция Равилевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района

расширить знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

обобщить и расширять, глагольный, предметный и качественный словарь детей по теме занятия;

закрепить грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными

учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

составлять разные типы предложений;

обучать составлению рассказа по мнемотаблице.

Читайте также:
Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

Коррекционно-развивающие задачи:

развить общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

совершенствовать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

стимулировать познавательные процессы;

Коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать в детях доброжелательность, любовь, заботу и привязанность ребенка к семье.

Оборудование:

картинки семьи, мяч, тряпичный чайник с чашкой, герои пальчикового театра «семья», пиктограммы, мнемотаблица “Семья”музыкальный центр.

Предварительная работа:

показ семейных фотоальбомов, рисование портретов папы, мамы, рисование картины «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы», Т. Бокова «Мама, папа, я», У. Раджаб «Мамочка», Е. Благина «Огонек», «Мамин день», «Посидим в тишине».

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу под музыку «Пусть всегда будет солнце»

Логопед приветствует детей. Предлагает детям присесть на подушки.

Логопед предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику

«У бабушки с дедушкой»

Жили были бабушка с дедушкой.

Как-то в гости к ним приехали гости

Одни были толстыми (надуваем щёки),

другие худыми — лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Дедушка с бабушкой им улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они к ним потянулись(губы тянутся вперёд).

Утро настало — в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Зубки почистили (широкий язык за верхними зубами

вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

Рот прополощем и губы сожмём (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

Как самоваром пыхтеть мы начнём (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Ход игры:

К детям «пришел расстроенный мишка»

. Он
«поссорился с мамой»
, потому что
«не хотел убирать на место свои игрушки»
. А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит»

детей за
«волшебную шкатулку»
и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово»

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья»

Логопедический уголок играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья» может быть использован при оформления уголка логопеда в средней группе. Данный материал включает игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование лексико-грамматических категорий, советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме.

Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Проверьте, знает ли Ваш ребёнок:

  • Что такое семья (родственники, родные люди)?
  • Состав своей семьи?
  • Названия ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т.д.)?
  • Имя и отчество мамы и папы, их профессии?
  • Кто он для бабушки с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры?

Выполняйте вместе с ребёнком упражнение для пальцев «Семья»:

Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке) Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Это пальчик — я, Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук) Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках) Эти пальцы — бабушки… Эти пальчики — девочки и мальчики.

Вместе с Вами учим детей.

Объясните ребёнку, что такое семья (родные люди). Назовите всех членов своей семьи (мама, папа, сын, дочка), рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тётя, дядя).

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия

Называем членов семьи ласково.

Объясните малышу, что его можно назвать просто по имени (например, Маша), а можно назвать ласково (Машенька). И всех членов семьи тоже можно назвать ласково: мама – мамочка, мамуля, бабушка – бабуля, бабулечка.

Придумайте как можно больше ласковых слов.

Называем членов семьи в единственном и множественном числе.

1. Игра «Один-несколько»

Инструкция: у тебя есть бабушка, а у ребят есть… кто? (бабушки) У тебя есть сестра, а у других ребят есть… (сестры)

2. Игра «Один-много»

Инструкция: одна дочка, а много… кого? (дочек)

Используем в речи прилагательные.

Предложите малыш придумать о каждом члене своей семьи по два-три красивых слова:

  • Мама (какая?) – хорошая, добрая, красивая.
  • Папа (какой?) – высокий, сильный и т.д.

Используем в речи глаголы.

Предложите ребенку ответить, что делает мама/папа/сестра/бабушка и т.д.

  • Мама (что делает?) – заботится, любит, обнимает, готовит
  • Папа (что делает?) – чинит, играет, работает, помогает и т.д.

Подберите картинки лото или найдите картину с изображением семьи. Пусть малыш отвечает, глядя на картинки – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания по лексической теме «Семья».

Жураковская Янина Викторовна, учитель-логопед высшей категории, ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

  1. Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»
  2. Информационный блок для родителей по лексической теме «Дикие животные»
  3. Наглядный материал по лексической теме «Зимующие птицы»
  4. Дидактический материал по теме «Наш дом, наш город, наша страна»
  5. Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме»

(2 понравилось, средний балл: 3,50 из 5)

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники»

Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры:

Р1 — утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 — день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 — вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 — ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

«Семья»

Цель: Формирование у детей понятий о семье.

Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»

Надежда Александровна Юдина
Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

• Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире;

• Актуализация и активизация словаря по теме “Моя семья” (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);

• Совершенствование навыка составления рассказа по картинке;

• Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок;

• Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

• Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.

• прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

• воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по лексической теме Одежда

-Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

– Какая это цифра?

– А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2. Д/и: «Назови свое имя»

Л. называю своё Имя – громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко!

Л. называю своё Имя – тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо!

3. Пальчиковая гимнастика

Раз уселась на скамейке/

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом — строгий наш отец.

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

4. Д/и: «Я и моя семья»

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька

Логопед: А какие традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают про традиции в своей семье.

5. Мимические упражнения “Настроение”

Логопед: Ребята! Настроение – какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

• Изобразить добродушную маму;

• родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества)

• изобразить непослушного и капризного ребенка;

6. Рассматривание сюжетной картины “Семья”

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

7. Игра с мячом “Мой, моя, мои”

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Ребенок: Моя семья.

Ребенок: Мои братья.

Ребенок: Мой брат.

Ребенок: Моя сестра.

Ребенок: Мои сестры.

Ребенок: Моя бабушка.

Ребенок: Мой дедушка

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

10. Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!

Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы.

1. Мама на папу глядит,

Папа на маму глядит,

А день самый будний,

И за окошком – не солнце,

Просто такое у них

Очень любят друг друга.

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

4. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Читайте также:
Презентация Детёныши домашних животных

Какая хорошая Ваша семья!©

5. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

6. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

7. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Дидактические игры по лексической теме «Семья» (старший дошкольный возраст) Авторские дидактические игры. Лексическая тема “Семья”.Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Дидактические игры представляют собой многоплановое.

Групповое логопедическое занятие по сказкам К. И. Чуковского «В стране Чукоккале» В рамках недели по сказкам К. И. Чуковского, которому исполнилось 135 лет, 31 марта 2017, была проделана большая работа с детьми и как итог.

Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая.

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые» Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения. 3).

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы» . I — подгр Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки,.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; – учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. – Какое сейчас время года? – В.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень» Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: • систематизировать знания детей об осени.

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Победный май»! с использованием ИКТ. Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Победный май!» Цель: развитие грамматической стороны речи на материале лексической.

Открытое групповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Профессии» Тема: В мире профессий. Цели: Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?

2. Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

3. Упражнение “Подбери признак” на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) – старенький, мудрый, добрый.
Мама (какая?) – молодая, любимая, ласковая.
Папа (какой?) – молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный.

4. Упражнение “Чей, чья чьё, чьи?” на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) – папин, мамин, сестрин и т. д.
Шапка (чья?) – мамина, бабушкина.
Пальто (чьё?) – бабушкино, тетино, дедушкино.
Перчатки (чьи?) – мамины, дядины, папины.

5. Упражнение “У кого?” на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? – У папы.
У кого ласковые руки? – .
У кого глаза добрые? – .

Читайте также:
Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'

6. Упражнение “Скажи наоборот” на образование антонимов.
Старший – . (младший)
Молодой – . (старый)
Большой – . (маленький)
Добрый – . (злой)
Старше – . (моложе)
и т.д.

7. Упражнение “Покажи, где. ” на понимание логико-грамматических конструкций.
Мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы и т. д.

8. В альбоме нарисовать картинку “Моя семья”.

9. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

    (руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
    пальчики, начиная с большого пальца)
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка
    Ну, а это я.
    Вот и вся моя семья.
    (сжать руку в кулак несколько раз)

1. Рекомендую проверить, знает ли ваш ребенок свой домашний, адрес, телефон, ближайшую станцию метро. Если нет, то необходимо выучить.

2. Получите ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?

3. Упражнение “Подбери признак” на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) – старенький, мудрый, добрый и т. д.
Мама ( какая?) – молодая, любимая, ласковая и т. д.
Папа (какой?) – молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный и т. д.

4. Упражнение “Чей, чья чьё, чьи?” на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) – папин, мамин, сестрин, и т. д.
Шапка (чья?) – мамина, бабушкина.
Пальто (чьё?) – бабушкино, тетино, дедушкино.
Перчатки (чьи?) – мамины, дядины, папины.

5. Упражнение на употребление существительного в родительном падеже. Ответь на вопросы:
У кого глаза добрые?
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки?

6. Упражнение “Скажи наоборот” (закрепляем умение образовывать антонимы).
Старший – младший.
Молодой – старый.
Большой – маленький.
Добрый – злой.
Старше – моложе.
Добрее – злее.

7. Упражнение “Скажи по-другому” (учимся подбирать синонимы). Мама – ласковая, нежная, любящая и т.д.
Бабушка – пожилая, старенькая, стареющая.
Папа – сильный, могучий, мощный.

8. В альбоме нарисовать картинку “Моя семья”.

9. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

    (руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
    пальчики, начиная с большого пальца)
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка
    Ну, а это я.
    Вот и вся моя семья.
    (сжать руку в кулак несколько раз)

См. также:

Комментарии к статьям
Развитие речи. Февраль

08.02.2007, 18:27
Фогель Альбина

Спасибо Вам большое за эту рубрику! Я студентка 4 курса дефектологического факультета. С завтрашнего дня начинается мой первый рабочий день в детском саду, в должности дефектолога,еслибы не Вы я бы не смогла подготовиться к занятию, т.к. от переживаний все мысли путались и не знала с чего начать. 08.02.2007, 23:11
Людмила

Большое спасибо за интересные занятия!Я их распечатываю и предлагаю учителям нашего дошкольного учреждения в помощь. 22.02.2008, 18:55
мария

спасибо за ваши интересные занятия. моя старшая девочка не ходит в сад и есть небольшая проблема- это ее развитие. все книги и программы, что я искала не подходили, мне нужно по неделям и это я нашла у вас. с понедельника начну, расскажу о результатах.
до свиданья. 20.07.2019, 09:50
Наталья

Очень интересные и полезные занятия.

Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Лексико-грамматические игры по теме “Семья”

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНА КРАСОЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ИГРАМИ ПО ТЕМЕ “СЕМЬЯ”. СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ.

Задание 1. Рекомендуется:

поговорить с ребенком о семье (получить ответы на во­ просы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);

предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

Читайте также:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак» (со­ гласование имени существительного с прилагательным) :

Задание 3. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (об­ разование и употребление притяжательных прилагательных).

Шарф (чей?) — мамин, папин, . .

Шапка (чья?) — тетина, дядина . .

Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино . .

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины . .

Задание 4. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа — сын (папа старше, а сын младше),

Задание 5. Дидактическая игра «Покажи, где. » (пони­мание логико-грамматических конструкций):

мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

Задание 6. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Старший — (младший), большой — . молодой — .

Старше — (моложе, младше).

Задание 7. Ответить на вопросы (употребление родитель­ного падежа имен существительных).

У кого глаза добрые? (У бабушки).

У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? .

Задание 8. Упражнение для пальчиков.

Этот пальчик — дедушка Э тот пальчик — бабушка

Эт от пальчик — папочка,

Это т пальчик — мамочка.

Вот и вся моя семья!

Задание 9. Дидактическая игра Упражнения на выделение 4 лишнего пред мета.

Задание 10. Дидактическая игра «Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

Задание 11. Дидактическая игра «Кто ты?» У каждого ребенка по две парные карточ ки, изображающие членов семьи.

Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын и т. д.

Задание 12. Дидактическая игра «Три медведя».

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низ­ ким, средним или высоким голосом.

Дети должны отга­дать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама- медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

Задание 13. Дидактическая игра «Репка».

Дети в масках инсценируют сказку «Репка».

Воспитатель устанавливает последовательность расположе­ния детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, в нучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.

Задание 14. Дидактическая игра «Я люблю всех» (назови ласково).

Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.

Задание 15. Дидактическая игра Образование уменьшительной формы прилагатель­ ных (игра с мячом).

Например: старый — старенький, добрый — добрень­ кий и т. д.

Задание 16. Дидактическая игра Образование множественного числа существительных (игра с мячом).

Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.

Задание 17. Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья».

Задание 18. Рисование. «Моя семья».

Нарисовать у мамы — сына, у бабушки — внучку, у сестры — брата и т. д.

Задание 19. Дидактическая игра «Кто быстрее принесет картинки?»

На столе разло­ жены наборы картин из лото «Наша семья».

Дети долж­ ны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Де­ вочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.

Составление простых предложений и объединение их в рассказ по сюжетной картине «Наша семья».

Установление и обозначение родственных отношений:

(кто ты маме, папе. )» Обобщающее слово — «семья».

Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т. д.

Прилагательные: большой, маленький, старый, моло­ дой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, млад­ ший и т. д.

Образование притяжательных прилагательных (ба­ бушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.).

Образование уменьшительной формы существи­ тельных (мама — мамочка, баба — бабушкабабуля).

Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам.

Употребление существитель­ ных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).

Читайте также:
Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

Составление словосочетаний с данными прилагатель­ ными (папа добрый, мама веселая).

Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).

Наклейте картинку «Семья» и фотографии всех членов вашей семьи с бабушкой и дедушкой.

  • Кто ты маме? папе? брату? сестре? бабушке? дедуш­ ке? Кто тебе Ваня? Аня?
  • Кто мальчик маме? папе? и т. д. Кто девочка маме?
    папе? и т. д.
  • Назови ласково: брат — братик, дед — дедушке
    и т. д.

Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.

Настольно-печатные игры как средство развития речи
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей “Настольно-печатные игры как средство развития речи”

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 387.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Настольно-печатные игры как эффективное средство речевого развития детей»

Говорить умеют все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Правильная речь – важное условие в развития личности ребёнка.
Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Однако, речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Решить эту задачу помогают настольные дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и средством всестороннего развития ребенка. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

Игра, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка.

Правильно организованная игра даёт возможность:

обогащать и закреплять словарь;

формировать грамматические категории;

развивать связную речь;

расширять знания об окружающем мире;

развивать словесное творчество.

Развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — это возможность учить детей светло, радостно, без принуждения.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Причиной необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо учить детей не просто манипулировать фишками и игрушками, но и проговаривать все свои действия, дополнять свой рассказ описаниями. Всё это удобно делать в ходе игры. Современный мир достаточно богат всевозможными играми, а настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино и др. Они знакомят детей с отдельными предметами, их частями и их признаками, обобщающими понятиями, действиями, уточняют представления о сезонных явлениях природы, профессиях людей, особенностях жизни животных, учат правилам поведения в различных жизненных ситуациях. И, естественно, все игры способствуют развитию мышления, внимания, усидчивости, умению работать в группе, общаться.

Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Играя с ребенком в настольные игры, мы способствуем раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности, учим детей общаться друг с другом, помогаем реализовать личностные способности каждого ребёнка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: