Мягкий знак – показатель мягкости, Разделительный мягкий знак – конспект занятия

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Логопедическое занятие предполагается как групповое занятие в начальной школе. Методы и приёмы коррекционных упражнений направлены на дифференциацию разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных» 37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме :

«Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»

Цель: Научить детей дифференцировать разделительный Ь и Ь, как показатель мягкость согласных звуков.

Задачи: Формировать умение слышать и различать мягкое звучание согласных звуков,

Формировать навык правильного написания слов с разделительным мягким знаком и ь знаком, показателем мягкости согласных звуков

  1. Орг.момент (сядет тот, кто составит слово из предложенных букв)

Слова: друзья, семья, лью, ден ь

-СЯДЕТ ТОТ У КОГО СЛОВО ОТНОСИТСЯ К ЭТОЙ СХЕМЕ:

– На какое правило эти слова? (разделительный ь знак)

-Какое слово лишнее? (день)

-Почему? ( в слове день ь знак обозначает мягкость согласного звука)

  1. Сообщение темы занятия:

– Сегодня мы продолжаем работу по Дифференциации разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных

Прочитайте пары слогов:

Прочитай слоги, вставляя между буквами «Ь»

Вя – вья, ви, вё, ве, вю

Пя – пья, пи, пе, пё, пю

Зи-зьи, зё, зю, зе, зя

Бе-бье, бё, бю, би, бя

  1. Прочитай слова

ПЬЮ, ЛЬЮ, ШЬЮ, ДЕНЬ, ПЬЁТ, ПЛАТЬЕ, ЛЬЁТ, ПЕНЬ, ШЬЁТ, КОНЬ, СОЛЬ, БЬЁТ.

– раздели слова на два столбика

– по какому правилу вы разделили слова на два столбика?

– какое слово самое длинное? Почему? (ПЛАТЬЕ, 2 слога)

– «посчитаем слово» ПЛАТЬЕ

– Запиши слово, сделай звуко-буквенный анализ СКОЛЬКО БУКВ, ЗВУКОВ?

– Какого цвета может быть платье? (белое, красное, синее, зеленое)

Составьте словосочетание используя слово платье и цвет так, чтобы в каждом слове был мягкий знак.

БЕЛЕН Ь КОЕ, КРАСНЕН Ь КОЕ, СИНЕН Ь КОЕ, ЗЕЛЁНЕН Ь КОЕ ПЛАТЬЕ.

– подчеркните 1чертой «Ь» знак ,который смягчает согласную

2 чертами разделительный «Ь»

  1. Прочитай. Измени слова по образцу.
  1. Разделите слова на слоги, напиши слова, разделяя для переноса

Вывод: Ь в словах переносится вместе с согласной буквой

Слова с разделительным «Ь»знаком переносятся так : бра-тья, вью-га

  1. Работа по карточкам

Прочитай текст, делая паузу в конце каждого предложения. Спишите.

Мы любим сидеть у ручья . над ручьём летают стрекозы и мошки. ночью к ручью прилетают соловьи . в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их черточками для переноса.

  1. Как сказать одним словом? Слово-ответ с разделительным «Ь»

Снежная буря – вьюга

Домики для пчел – ульи

Ягоды, сваренные с сахаром – варенье

То, без чего птица не улетит – крылья

Верхняя женская одежда – платье

  1. Подведение итогов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме “Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука” 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня .

Конспект урока русского языка на тему “Обобщение знаний о ь знаке-как показателе мягкости согласных”

Данный урок проводится во 2 классе , учебник “Русский язык” 2 класс Рамзаевой. На урокеиспользуются различные развивающие задания.

« Правописание разделительных Ъ, Ь и Ь – показателя мягкости согласных на письме » (3 класс).

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока уточнить и систематизировать знания о правописании разделительных Ъ, Ь и Ь – показатель мягкости согласных.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: “Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]” (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: “Дифференциация согласных звуков [с-с’] – [з-з’] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: “Дифференциация звуков [с-с’] – [з-з’]”. Цель занятия: Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с’] – [з-з&#3.

План-конспект логопедического занятия на тему: “Дифференциация парных согласных [С-З ]

Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся разл.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация гласных и согласных звуков”

Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак»

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.
  • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
  • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учеников;
  • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.
  • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

– Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель

– А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

– Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

– Ребята, какие времена года вы знаете?

– Сколько месяцев в каждом времени года?

– Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

– Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

– Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

– Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

– Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала.

– Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.

– А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

– Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

– Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

– А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

– Что он разделяет? Где его место в слове.

– На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

– Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

– Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

– Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

– Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

– Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

– А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка.

– Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

– Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.

– Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

– Где его место в слове?

– Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

– Прочитайте в полголоса.

Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.

3. Физминутка.

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак» :

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление.

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.

– А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

  • Соня-Софья
  • Даша-
  • Таня-
  • Илюша-
  • Уля-
  • Луша-

– Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

– Какое было затруднение (имя Луша).

– Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

– Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

– А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия.

– Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — – счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — – + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

– Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

– Выберите для себя одно из утверждений:

– Сегодня на занятии я понял (а) …

– Сегодня на занятии я узнал (а) …

– На занятии мне было интересно …

– На занятии я научился (ась) …

– Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

Урок обучения грамоте. Тема “Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков”. 1-й класс

Класс: 1

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новой буквой. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.
  2. Развивать речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику.
  3. Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, прописи учащихся, карточки.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office PowerPoint».

Программа: УМК «Школа 2100».

Ход урока

1. Орг.момент.

У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости- давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Сообщение темы, цели урока.

– Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.

Как его зовут? Догадайтесь.

Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:

– Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных звуков».

– Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:

  • познакомиться с новой буквой;
  • учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
  • учиться писать буквосочетания, слова с новой буквой.

3. Изучение нового материала.

Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».

– Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет – твёрдый звук, зелёный цвет – мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

– Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)

Знакомство с новой буквой.

– Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.

– Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

– На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Чтение с доски.

– Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.

На доске буквосочетания.

Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.

Задание 2: прочитать буквосочетания громко.

– Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)

Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Слого- звуковой анализ слов «мел» – «мель».

– Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.

– На доске схемы двух слов.

– Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).

– Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.

Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)

(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)

– Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?

(Поставить букву мягкий знак).

– Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).

– Что обозначает слово «мел»?

Мел – мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.

Что обозначает слово «мель»?

Мель – мелководное место в реке, водоёме.

Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.

– Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

Работа по учебнику

– В нашем Букваре тоже есть слова, с которыми поработал наш фокусник мягкий знак.

– Откройте учебник на стр. 154.

– Сейчас мы будем учиться читать слова 1 столбика с новой буквой – ь.

Найдите его в учебники. Приготовьте карандаши.

Чтение вполголоса.

– Учимся читать, слушая свой голос.

– По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.

Словарная работа.

– Какие слова непонятны?

– Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.

(Объяснение значений слов.)

МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.

МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.

УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.

УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.

БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.

ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.

ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.

КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.

ФИЗМИНУТКА.

– А теперь давайте отдохнём. Встали все.

– Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два притопа ногами).

Пальчиковая гимнастика.

Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья).

Письмо в прописях.

– Вернёмся к поставленной цели урока. Что мы уже сделали?

– А что предстоит ещё сделать?

– Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи. Откройте прописи на странице 35. Проговорим стихотворение.

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я друзья скрывать не стану,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.

а) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы, разные.

б) Учитель показывает на доске, дети в воздухе прописывают:

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так…

– Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал прямой.

  • обвести ь в прописи 1 строка;
  • обвести буквы ы, ь и написать соблюдая наклон ь 5 раз.

– Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

г) Работа над соединениями.

– Посмотрите на 3 строку и скажите как соединяется ь с буквами?

(Нижним соединением или петлёй – поворотом в середине буквы.)

Учитель показывает одно соединение, дети пишут в воздухе ь с нижним соединением, а затем в прописи.

Учитель показывает одно соединение с петлёй, дети прописывают в воздухе, а потом в прописи все остальные.

Обозначение мягкости согласных звуков гласными.

– Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?

– Некоторые жители нашего Букваря стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».

Так гласные поставили хвастунишку на место.

– Кто поставил хвастунишку на место?

(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).

– Назовите их, (Е,Ё,И,Ю,Я)

Письмо слов с печатного образца по заданию.

– Сейчас мы будем учиться писать слова с мягким знаком, но по заданию.

– Прочитайте слова в прописях вполголоса.

– Найдите слово, которое обозначает крупную дикую или домашнюю водоплавающую птицу с длинной шеей. (Гусь.) Запишите. Проверьте на экране.

– Найдите слово и запишите, которое обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень). Проверьте на экране.

– Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось). Проверьте на экране.

– Найдите слово и запишите, обозначающее мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. (Пыль).

– Дикое или домашнее непарнокопытное животное. (Конь). Проверьте на экране.

– Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь). Проверьте на экране.

– ТО, что было в действительности, действительное происшествие. (Быль).

Проверьте на экране.

– Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень). Проверьте на экране.

– Подчеркните во всех словах, которые вы написали мягкий знак.

– Где находится он? (В конце слова).

Игра «Спрячь ь в середину».

– Давайте сыграем с вами в игру и попробуем наш мягкий знак спрятать в середину, Что получиться из этого?

– Прочитайте слова, записанные в прописи. Что заметили? (Слово с мягким знаком на конце обозначает один предмет, а в середине спрятался – обозначает много предметов).

Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.

– А в начале слова? (Нет, так как не имеет заглавной буквы).

– Запишите слова, подчеркните мягкий знак в середине слова.

Работа с предложением.

– А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. (звук читается мягко)

Игор_ поймал на реч_ке пят_ окун_ков.
Вставить, пропущенный мягкий знак. Объяснить.

– Скажите, где вы напишите мягкий знак? Почему?

– А в каком слове вы мягкий знак писать не будете? Почему? (речке).

Учителем организуется проверка, на экране появляется предложение и ученики проверяют.

Записать в прописи, проговаривая шёпотом каждое слово предложения.

Итог урока.

Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?

Что нового узнали на уроке?

Оценка урока.

Как мы работали?

– Посмотрите на Пушистиков. У них разное настроение. Выберите себе Пушистика, у которого такое же настроение как у каждого из Вас.

Учитель показывает на экране Пушистика, а дети поднимают руку, если его выбрали.

Рефлексия.

– Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Пушистика.

– С чем связано такое ваше настроение на уроке?

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем.Урок закончен.

Список литературы.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение, 1994.
  2. Шибаев А.Язык родной, дружи со мной.-Л.,1981.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Путешествие в королевство Мягкого знака»

I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -. (Мягкий знак.)
Лог. – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: – Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
Лог: – Где находится «Ь» – знак в слове корабль. Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: – Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: – Вот и первая остановка – остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
• Овощ……. (морковь)
• Ходит дворник с метлой, подметает снега –
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
• Она девочка, а он – ……….. мальчик.
• Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: – Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» – знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
• Чего нет у буквы «Ь» – знак? (звука).
• Где в слове может стоять «Ь» – знак? (в середине и конце).
• Почему у «Ь» – знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
• Для чего нужен «Ь» – знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
• Вспомните слова с «Ь» – знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог: – Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» – знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» – М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 58. Разделительный мягкий знак

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
  2. Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.
  3. Различение разделительного мягкого знака и мягкого знака-показателя мягкости.

Глоссарий по теме:

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова и отделяет согласную букву от гласных букв Е, Ё, Ю Я,И.

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31 – 38.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19-22.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41 – 45.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 50 – 51.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.61-64.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 22 – 29.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 64-68.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие люди думают, что живут в мире обычных вещей. А между тем, если только присмотреться . То даже в алфавите можно увидеть театральную труппу, а в буквах – искусных актёров. Они разыгрывают на сцене книжных страниц разнообразнейшие пьесы. Одни едва справляются с одной ролью. А у других их столько, что они не сходят с книжных театральных подмостков ни на одну строчку!

Среди этих «трудяжек» есть и такие, которые даже не обозначают звуков, но без них всё равно не обойтись. Догадались, о какой букве речь? Конечно, это мягкий знак!

То, что эта буква не обозначает звука и только указывает на мягкость предшествующего согласного, вам известно давно. А вот какие у неё ещё роли?

Давайте разберёмся. Для этого тоже возьмём на себя роль – роль исследователей. Проведём эксперимент со словами. По правилам в любом эксперименте должна быть гипотеза, то есть предположение. У нашего эксперимента тоже есть гипотеза. Мы с вами предположим следующее: у мягкого знака только одна роль – указывать на мягкость предшествующего согласного звука. Если убрать мягкий знак, то мягкий согласный звук заменит парный ему твёрдый согласный.

Для эксперимента подберём несколько слов с мягким знаком. Первая группа слов: мягкий знак в середине слова – коньки, мальчик. Вторая группа: мягкий знак на конце слова – окунь, моль. Третья группа: мягкий знак не совсем на конце слова – после него следует гласная буква: солью, колья.

Итак, уберём мягкий знак в словах первой группы. Коньки – конки, мальчик – малчик. Рассмотрите транскрипцию этих слов: [коН′к′и] – [коНк′и], [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик] . С исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать теперь другие парные по мягкости – твердости звуки. [коН′к′и] – [коНк′и]. Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик]. Звук [Л′] уступил место звуку [Л]. В значении слов тоже произошли изменения. Коньки – спортивный инвентарь. Конки – городские железные дороги с лошадьми, предшественницы трамваев. Мальчик – ребенок, будущий мужчина. Слово малчик вообще не имеет значения.

Уберём мягкий знак во второй группе слов. Окунь – окун, моль – мол. Рассмотрим транскрипции этих слов: [окуН′] – [окуН] , [моЛ′] – [моЛ]. Так же, как и в предыдущей группе слов, с исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать другие парные по мягкости – твердости звуки. [окуН′] – [окуН] Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [моЛ′] – [моЛ]. Звук [Л] встал на место звука [Л′]. Это так же повлияло на значение слов. Моль – мелкая бабочка, гусеница которой является вредителем. Мол – сооружение в порту для защиты судов от морских волн. Окунь – пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками. Окун – значение потерялось.

Может и с третьей группой слов будет то же самое? Больше экспериментировать не нужно? Нет! У настоящих учёных гипотеза требует многократного подтверждения. Поэтому продолжаем работать!

Итак, третья группа слов: мягкий знак не совсем на конце слова, после него следует гласная буква. Солью – солю, колья – Коля. Как и в первых двух случаях, когда мы убрали мягкий знак, значение слов изменилось. Солью – действие по удалению жидкости. Солю – действие по добавлению соли. Колья – заостренные палки. Коля – мужское имя

Но посмотрите на звуковые схемы! Мягкий согласный звук не заменил парный ему твёрдый согласный, как мы с вами предполагали!

Присмотритесь к транскрипциям этих слов: [саЛ′й′у] – [саЛ′у], [коЛ′й′а] – [коЛ′а]. Работу мягкого знака взяли на себя гласные буквы Ю и Я. Правда им при этом пришлось расстаться со звуком [Й′] – с исчезновением мягкого знака он тоже пропал.

Значит, наша гипотеза неверна? Мягкий знак не только указывает на мягкость предшествующего согласного, а выполняет ещё какую-то работу? Да, это так. Наша гипотеза не подтвердилась, но мы сделали открытие!

В таких словах как солью и колья, главная задача мягкого знака отделить согласную букву от гласной. Только при этом условии у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука – согласный звук [Й′] и последующий гласный звук.

Такой мягкий знак стали называть уже не показателем мягкости, а разделительным мягким знаком.

В некоторых словах, где есть разделительный мягкий знак, предшествующий согласный звук вовсе не мягкий, а твёрдый. Произнеси и прислушайся: вьюга, бью, ружьё, вьюнок. Буквы, стоящие перед мягким знаком обозначают твёрдый согласный звук.

Понаблюдав за большим количеством слов, учёные-языковеды выяснили, что разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И

Запомните правило! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак – это орфограмма.

Как же не пропустить эту орфограмму в словах?

Вот алгоритм правописания разделительного мягкого знака.

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи, есть ли в нём звук [Й′].

Шаг 3. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [Й′].

Шаг 4. Если перед звуком [Й′] слышится согласный звук, а после – гласный звук, то пиши разделительный мягкий знак.

Если запомните этот алгоритм и будете его применять, то ошибок в правописании разделительного мягкого знака не будет. Но надёжнее всего проверять правописание слов с разделительным мягким знаком по орфографическому словарю. Он всегда будет вашим добрым другом в безбрежном море орфограмм русского языка.

Слова с разделительным мягким знаком нужно переносить так же, как и слова с мягким знаком – показателем мягкости.

Запомните! Разделительный мягкий знак при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним. Например, при переносе слова вьюнок, часть вью- мы оставим на строчке, а часть -нок перенесём. При переносе слова перья часть пе- оставим на строке, а часть -рья перенесём.

Очень непросто научиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Вас часто в них будут подстерегать ошибки. Но если вы будете пользоваться теми знаниями, с которыми встретились на этом уроке, то вас ждёт успех! Кому ум служит, тот ни о чём не тужит!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Поставьте слова в таблицу.

Определите, какой мягкий знак записан в словах. Расставьте слова в соответствующий столбец таблицы.

ОКУНЬКИ, ОСЕНЬЮ, ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВЬЮГА, УЧИТЕЛЬ, ЖИЛЬЁ, КОНЬКИ, СЧАСТЬЕ, ПТИЧЬИ, КРЫЛЬЦО, ПАЛЬТО, ХЛОПЬЯ

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак. Определи, в каких из предложенных слов, пишется разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак – показатель мягкости, Разделительный мягкий знак – конспект занятия

Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.

I. Актуальность проблемы.

II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».

III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

IV. Основные принципы работы.

V. Направления логопедической работы.

VI. Логопедическая работа
– на уровне слога
– на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

VII. Результативность работы.

Актуальность проблемы.

Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.

Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.

Виды и проявления ошибок.

Возможные их причины

Приёмы выявления

Способы устранения.

I . Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови –

1. Незнание правила.

2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)

3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия.

1. Попросить ребенка рассказать правило.

2. Попросить ребенка прочитать слог, слово с разделительным мягким знаком, либо назвать картинку, в названии которой есть разделительный мягкий знак.

3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без,

например: ля – лья – ля,

показать нужную картинку,

Например: покажи, где Коля, а где колья.

1. Выучить или повторить правило.

2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение).

3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы:

а) Зрительный анализатор:

* дидактическое пособие ля- лья;

*слоговая таблица с опорными знаками ле – лье;

*индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку).

б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад.

в) Кинетический (двигательный) анализатор – слог без разделительного Ь – движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд.

г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й.

II . Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,

например: вьишня — вишня, 23 февраля — 23 февраля.

1.Несформированность или нарушение фонематического слуха.

2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п.

2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

III . Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:

леу – лью

1.Неправильное произношение слов.

2. Нарушение фонематического восприятия.

См. I, п. 3

См. I, п. 3

IV . Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:

семйя – семья

Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком.

Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком.

Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком.

Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.

Цель коррекционной работы:
Задачи.
  1. Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
  2. Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
  3. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.

  1. Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
  2. Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
  3. Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
  4. Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).

Направления логопедической работы.

II.Формирование правильных произносительных навыков.

III.Формирование фонематических представлений.

IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Рассмотрим подробнее эти направления.

I. Повторение правила.

II.Формирование произносительных навыков.

  1. Слушание образца правильного произношения.
  2. Сопряжённое воспроизведение.
  3. Отражённое воспроизведение.
  4. Самостоятельное воспроизведение.

Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
– У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
– Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

III. Формирование фонематического восприятия.

1. С опорой на зрительный анализатор.
2. С опорой на кинестетический анализатор.

Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).

3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.

Слог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком – волнообразное движение руки («съехали с горки»).

4. С опорой на слуховой анализатор.

IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
– чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
– вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.

Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.

Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).

На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.

1.Уточнение правила.

Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).

Задание на закрепление правила.

Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда.

2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.

Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).

Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).

На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.

Это 2 способ – определение разделительного мягкого знака на слух.

Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).

Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.

Это третий способ – губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».

А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).

Это четвёртый способ — рука «рисует» волну.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.

Упражнения для закрепления.

2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.

3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе –
ря –
чи –
ся –
лю –

«Убери разделит. мягкий знак»
лья – ля
рью –
бьи –
сья –
нья –
пью –

4.Игра «Внимательные ушки»

Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.

На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.

На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.

На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.

Задания и упражнения для закрепления.

1.Игра ” Внимательные ушки”.

б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.

2. Игра “Четвёртое лишнее”.

б) в словах
– на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
– с опорой на самостоятельное проговаривание:
– по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
– по картинкам

3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.

б) словосочетания: птичьи перья – _____чьи ______рья

в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.

4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.

лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.

5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.

а) с опорой на речь логопеда – оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)

б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.

6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.

Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.

Л и с т ь я

Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.

7. Задания на вставку буквы ь.

б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.

Апр. ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.

8. Работа со словами-паронимами.

б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.

в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.

г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
“Добавь разделительный мягкий знак в слово”: Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
“Убери разделительный мягкий знак “: полью – полю, пылью – пылю

9. Задания на словоизменение и словообразование.

б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий –
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –

в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?

г) Задания на самостоятельное словоизменение:
– на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак – ночь – ночью, вить – вьют, вьёт, сидеть – сиденье, Наташа – Наталья, весело – веселье.
– на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__

10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.
11. Выразительное чтение стихотворений.
12. Пересказы текстов.
13. Слуховые диктанты (задания на проверку).

Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.

Результативность работы

После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.

В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.

  1. Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
  2. Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
  3. Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.

Конспект урока по русскому языку «Разделительный мягкий знак»

Конспект урока по русскому языку

«Разделительный мягкий знак».

Учитель: Приходько О.С.

Предмет: Русский язык

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель: Дать младшим школьникам понятие о разделительном мягком знаке.

Образовательная –

Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Коррекционно-развивающая –

Развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.

Развивать орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.

Воспитательная –

Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.

Личностные результаты учащихся:

Осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах понимать значимость правильного написания мягкого знака развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные результаты:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака.

внимательно слушать друг друга уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: знать, когда следует писать разделительный мягкий знак; уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Тип урока. Практическое решение учебной задачи.

Материал к уроку: Презентация «Разделительный мягкий знак».

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

– Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

2. Минутка чистописания (Ь).

Я тетрадочку открою,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

3. Актуализация знаний.

На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье

2) карточки со словами:

– Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы.

– Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией. (Варенье, платье, листья)

– Все ли согласны с выбором ребят? (да)

– Какое правило объединяет данные слова по написанию? (Написание слов с разделительным мягким знаком)

– Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

– Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)

4. Самоопределение к деятельности.

– Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)

– В чём будем упражняться на урок? (В написании слов с разделительным мягким знаком)

– Молодцы! Вы абсолютно правы.

– Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.

На доске: прикрепить букву: ь.

5. Работа по теме урока.

1 Работа с буквенным рядом.

-Внимательно прочитайте слова и подумайте, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е ё и ю я)

(варенье, воробьи, крылья, солью)

– Вспомните, почем эти буквы называют «особенными»? (Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)

– А если после согласного? (Обозначают мягкость этого согласного)

– Назовите слова с разделительным мягким знаком.

– Назовите слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласного.

2. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

– Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.

– К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

На доске: появляется картинка Карлсона.

– Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

– Запишем эти слова. (1 уч.)

– Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.

Что показывает разделительный мягкий знак? (Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Физминутка для глаз «Рыбки».

3 Работа над предложением.

а). – Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (ответы учащихся)

б). – Запишем предложение с комментированием: (1 уч.)

Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.

– Назовите главные члены предложения?

– Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

– Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

– Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)

– Молодцы! Все слова назвали.

5 Работа по учебнику (стр. 116)

а). – Откройте учебник на стр. 116.

– Прочитайте задание к упражнению № 204.

6 – Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

На доске: а я у ю э е щ ё и ы

– Все ли согласны с таким выбором?

7. Домашнее задание.

– Ребята! Наш урок подходит к концу. Отложите, пожалуйста, тетради и учебники на край стола. Познакомьтесь с домашним заданием.

На доске: записать – стр. 116 упр. 206

– Прочитайте задание к упражнению.

– Что требуется выполнить?

– Есть вопросы по домашнему заданию?

8. Итог урока. Рефлексия.

– Давайте подведём итог урока.

– Чему учились на уроке? (Писать слова с разделительным мягким знаком)

– Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.

– Какие вы молодцы!

– Спасибо за урок!

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

С деревьев осыпались_________________

На верёвке сушится____________________

5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса.

Без терпенья – нет уменья.

Повторенье – мать ученья.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия «Деревья, Словообразование»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: