Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Наталия Богомолова
Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. К традиционным относится

-логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении

Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтическиеприемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т. к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом, задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки», снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор», «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т. д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры.Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе (Волшебная буква М)

Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья.Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ТНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Бизиборд как средство речевого развития детей раннего возраста В прошедшем 2017-2018 уч. году мне посчастливилось работать с самыми маленькими детьми в д/с – т. е я набирала детей раннего возраста от.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Мелкая моторика как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях,.

Ментальная карта как средство речевого развития дошкольников «Времена года» Цель: систематизировать и расширять знания детей о времени года. Задачи: Образовательные: – Закреплять у детей знания о временах года,.

Презентация «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников» Презентация опыта работы по теме: «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников»уважаемые коллеги.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития

Автор: Татьяна Яковлева

Задержка речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, является одной из актуальных проблем. Отставание развития речи у данной категории детей обусловлено многообразием причин, независящих от нас.

С одной стороны дети нашего учреждения имеют: отягощенный анамнез, а другой стороны причинами задержки являются:

  1. задержка довербального развития – это более позднее развитие голосовых реакций, как гуление, лепет, которые характеризуются низкой интонационностью, бедностью и ограниченностью звукового состава, в результате чего – несовершенство артикуляций.
  2. дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Воспитатель при общении с детьми, чаще обращается к детям, а не индивидуально к каждому ребёнку это в свою очередь не активизирует слух и не стимулирует развития коммуникативной функции речи.

Проанализировав опыт работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, я сделала вывод, что в целях оптимизации коррекционно – логопедической работы целесообразно использовать музыкально – логопедические занятия, для преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.

При использовании музыкально – логопедических занятий, преследуются разнообразные цели – расширение словаря детей, постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.

Такие комплексные занятия позволяют решать различные коррекционно – развивающие задачи.

  1. Обогащать словарь ребёнка;
  2. Активизировать речевые умения;
  3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
  4. Совершенствовать координацию речи с движением;
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. Стимулировать развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
  7. Обогащать сенсорный опыт детей.

Применение конспектов интегрированных занятий способствует благоприятному развитию неречевых и речевых процессов.

Неречевые процессы: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активизация всех видов памяти;

Речевые процессы: воспитание правильного звукопроизношения, развитие навыка различать на слух речевые и неречевые звуки; совершенствование звуковой, лексической, грамматической стороны речи.

Для развития всех выше перечисленных процессов я использую авторские разработки согласно лексической теме для звукоподражания, развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха, в которые включаю музыкальное сопровождение предложенные Е. Железновой.

Тесная взаимосвязь специалистов дома ребёнка, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях, а воспитатель закрепляет знания в свободное время.

В ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаюся детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Данные занятия является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Читайте также:
Использование ИКТ в практике логопеда

В результате использования музыкально – логопедических занятий к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.

Конспект логопедического занятия «В гости к снеговику»

Коррекционная: Совершенствование артикуляционной моторики. Постановка звука «Ш». Формирование связной речи

Обучающая: Закрепление знаний о времени года зима

Воспитательная: Развитие координации речи с движением под музыкальное сопровождение.

Логопед вместе с детьми заходит в зал.

Логопед: Для начала встанем в круг

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть? (Да)

Значит можно начинать.

Музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки!»

Слова и музыка М. Картушиной

Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!

Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!

Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!

Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!

А теперь пройдем, сядем на стульчики за стол, Логопед просит детей представиться.

Логопед: Ребята, какое время года у нас на улице?

Логопед: Молодцы. Правильно. Зима, она какая?

Дети: холодная, снежная, белая, пушистая и т.д.

Логопед: А в какие игры вы любите играть зимой на улице?

Дети: лепить снеговика; играть в снежки, кататься на санках.

На дворе у нас мороз,

Это зимушка – зима,

Снег и холод принесла.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Снова к нам зима пришла, Положить язык на нижнюю губу,

Много снега принесла. удерживать его неподвижно

Чтобы с горки прокатиться Рот открыт, кончик языка

Сначала надо потрудиться. упирается в нижние зубы,

среднюю часть языка выгнуть горкой

Катим, катим снежный ком Надуть щеки и удерживать их

Будим строить снежный дом. несколько минут

Мы смеялись, мы играли, Поднести ладони к лицу

Ну, а ручки замерзали- И выдохнуть со звуком [Х]

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

Ша-ша- ша, снег кружится не спеша «Фонарики» кистями рук

Шо-шо-шо, мы гуляем хорошо «Пальчики шагают»

Ши-ши-ши, свежим воздухом дыши Вдох через нос, выдох через рот

Шу-шу-шу , я домой спешу «Пальчики шагают»

Ветер дует, снег валит Растянуть губы в улыбку,

Нам домой идти велит. Пустить холодную воздушную струю.

Ой, девочки, мы с вами заигрались, а сколько у нас времени посмотрите на часики. Нам пора домой нас мама ждёт.

Мы с вами пешком быстро не доберёмся, поэтому мы с вами поедем на лошадке.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копытца отбивают.

Язычок им помогает.

Приехали домой вовремя, а мама испекла нам пирожки.

За окном опять снежок,

А я все ем свой пирожок.

Мы поели пирожки, и запили сладким чаем.

Логопед: Девочки сегодня утром пришло письмо, оно адресовано Маше и Милане. Это вы?

Ответы детей (Да)

Логопед: Давайте, письмо откроем и прочтём.

Логопед открывает письмо и читает:

Из зимнего леса пишу вам друзья

Остался один на полянке я.

Очень грустно одному,

Сильно я скучаю,

Очень, очень я боюсь,

Что с тоски растаю.

Кто же это нам письмо прислал? Ничего не понимаю. Может, вы девочки знаете?

Ответы детей (Снеговик)

Логопед: Надо нам тогда отправиться в зимний лес, и поиграть со снеговиком. Пойдем?

Логопед: Хорошо, теперь мы встаём и отправляемся в путь.

По сугробам мы идём высоко поднимают ноги

А по льду легко – легко на носочках

В гости мы к снеговику спешим бег

Поиграть мы с ним хотим

Тихо в зимнем лесу, но что я слышу. Кто это стоит? Да ведь это снеговик!

Снеговик стоит унылый,

Скучно всё же одному.

Мы сейчас ему покажем,

Как слепить его расскажем.

Раз – рука, два – рука – вытягиваем вперёд одну руку, потом другую

Лепим мы снеговика! имитируем лепку снежков

Три – четыре, три – четыре, поглаживают ладонями шею

Нарисуем рот пошире! “рисуем” рот

Пять – найдем морковь для носа, кулачок приставили к носу

Угольки найдем для глаз. кружки из пальцев приставить к глазам

Шесть – наденем шляпу косо. приставляют ладони ко лбу “козырьком”

Пусть смеется он у нас. растирают лоб.

Семь и восемь, семь и восемь, « пружинка»

Мы сплясать его попросим.

Дети: Здравствуй снеговик!

Снеговик: Здравствуйте ребятишки, очень рад, что вы ко мне пришли в гости.

Логопед: Мы пока тебя нашли, замерзли. Давай вместе согреемся и попляшем.

Звучит композиция Железновых «Мороз»

Снеговик: Молодцы ребятки! Развеселили меня. Спасибо вам большое. Но у меня для вас есть сюрприз. Интересный кукольный театр. Кто знает, как называется эта сказка?

Дети: Заюшкина избушка.

Логопед: Вернёмся домой и поиграем. А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со снеговиком.

Дети: До свидания, снеговик.

Дети возвращаются домой, выполняя упражнение «По сугробам мы идем». Садятся на стульчики, логопед достает персонажей сказки «Заюшкина избушка», и просит детей рассказать и показать сказку.

Музыкальное сопровождение «До свидания ладошки!»

Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.

В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу музыка выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами развития, в частности, с заиканием, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов.

Читайте также:
Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
muzykoterapiya_v_korrektsionno-logopedicheskoy_rabote_s_zaikayushchimisya_detmi.doc 145 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

Заикание характеризуется нарушением темпо-ритмической организации экспрессивной речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата в процессе общения, с преимущественным поражением коммуникативной функции речи. В структуру заикания входит нарушение просодических компонентов речи, определяющих выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Преодоление нарушений темпо-ритмической организации речи и коррекция мелодико-интонационного оформления речевого высказывания во многом поможет заикающемуся обрести уверенность в себе, повысит самооценку, вернет счастье общения.

Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает музыкотерапия. Многими исследователями, в частности специалистами, занимавшимися психотерапевтической практикой, подчеркивается необходимость проведения таких занятий с целью профилактики и лечения нервно-психических заболеваний.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, а положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, что является необходимым для нормализации эмоционального состояния заикающегося.

  1. Понятие музыкотерапии, история возникновения и развития

Музыкотерапия — это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов
или прослушивание специально подобранных музыкальных
произведений [3].

Музыкальную терапию широко применяют во многих
странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности:

– отклонения в развитии;

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из
ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и
исторические данные свидетельствуют, что танцы, звуковое
тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и
исходным языком человечества.

Использование музыки с лечебной целью также имеет
давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась
во врачебной практике. Это известно из различных источников — работы Платона, жизнеописания царя Давида, об этом упоминается и в мифах об Аполлоне.

Воздействие музыки на нашу жизнь является всеобъемлющим. Поскольку музыка охватывает все века и эпохи,
всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, она является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Звук обладает мистическими свойствами. Он может
приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.

Звуки могут оказывать сильное воздействие на клетки,
ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые
вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм.

Психологическая потребность в искусстве во многом
определяется его способностью «отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного [3].

  1. Влияние музыки на человека

Основа музыки — звук. Звук — это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.

При активном восприятии музыки физиологические
ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.

Одна из причин физиологического воздействия музыки
на человека заключается в том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует
физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Существует множество вегетативных реакций нашего
организма на музыку.

Сердечно-сосудистая система реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере
музыки сердцебиение учащается и становится слабее.

В своей книге, где собрано множество интереснейших
фактов, Д. Кемпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен.
Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.
Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени
снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую
спокойную музыку. Музыкальное удовольствие — это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки. Оно является результатом высвобождения эндорфина — «собственного опиума». Эндорфин вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный подъем.

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.

Музыка вызывает и различные двигательные реакции
организма. При прослушивании музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях —
в мышцах рук, ног, головы, туловища, области гортани.
Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки
побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не
только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы.
Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах.

Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение
с музыкой, когда ее слушаем, но музыкальные импульсы
неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и
поведения.

  1. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей

Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [5].

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заикающихся показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект [5].

Заикание чаще всего впервые отмечается у детей в период интенсивного формирования речевой функции, т.е. в 2-5 лет, очень редко в раннем школьном возрасте и еще реже у подростков.

Заикание может возникнуть у ребенка от сильного испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом и грубом отношении к ребенку: угрозы, наказания, постоянные окрики. Возможно развитие нарушения после перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье (частые ссоры родителей в присутствии ребенка). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых слишком много читают им, обращаясь с постоянными просьбами повторить прочитанное, или заставляют говорить перед незнакомой большой аудиторией [1].

В период развития речи неправильно сказанное слово повторяется ребенком, и это в свою очередь приводит к формированию у него неправильной речи. Ведь сам процесс формирования речи в большой степени связан с копированием речи окружающих.

Необходимо учитывать, что ребенок еще недостаточно приспособлен к окружающему миру и иногда реагирует на сложную ситуацию возбужденно или начинает нервничать.

Заикание отражается на поведении и характере ребенка: он становится боязливым, молчаливым, стеснительным, пугливым, неохотно общается со сверстниками. Для детей, страдающих заиканием, большое значение имеет мнение окружающих; они остро переживают свой порок и, стесняясь своего заикания, уклоняются от разговора и общения [7].

Заикание, ограничивая речевое общение, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. У них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, “ теряет” конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Для детей с заиканием, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально–волевой сферы и поведения. У детей не сформирован динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур) они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, особенно при переходе к более сложным формам речевого общения – к связной речи [1].

4. Использование музыкальной терапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.

В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами развития, в частности, с заиканием, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов.

Помимо этого реабилитационная направленность музыкотерапии при работе с заикающимися детьми выражается в следующем:

  • терапия психоэмоциональной сферы;
  • развитие мелкой моторики при исполнительстве;
  • снятие «зажимов»;
  • развитие слуха, образного мышления;
  • расширение кругозора, общения;
  • развитие социальной активности, профориентация [2].

Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром [6].

Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с заиканием связано с предоставлением ему неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослым и сверстниками на разных возрастных этапах. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает самооценку заикающегося ребенка, его самоприятие. Музыка формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях.

Отвечая на вопросы педагога, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами [6].

Итак, основные реабилитационные эффекты музыкальной терапии в коррекционной работе с заикающимися детьми:

1. эстетизация вкуса;

2. развитие чувства ритма;

3. воспроизведение музыкальных образов;

4. выработка и совершенствование навыков использования возможностей голоса, дыхания;

5.развитие нравственно-волевой сферы: активности, самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма, навыков сотрудничества, стремления к победе [2].

Структура коррекционного музыкально-игрового занятия:

I. Вводная часть предполагает внесение дисциплины и организованности в занятие:

а) упражнения на развитие произвольного слухового внимания;

б) упражнения на развитие и совершенствование чувства ритма.

II. Основная часть занятия:

а) слушание музыки;

б) пение (включает в себя работу над развитием артикуляционного аппарата);

в) музицирование на музыкальном инструменте привлекает даже самых робких и инертных детей к активности в выражении своих чувств радости от возможности играть. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и своей значимости. Во время игры на музыкальном инструменте заикающийся ребенок чувствует себя равноправным партнером, солистом или лидером в определенной сфере, где его возможности по сравнению с другими сферами могут быть выше. Таким образом, моделируется и закрепляется положительный опыт ребенка – чувствовать себя полноценным человеком.

III. Заключительная часть включает разучивание танцев или хороводов, драматизацию песен, проведение подвижных игр и соревнований. Проводятся упражнения на релаксацию, снимающие эмоциональное напряжение, успокаивающее детей [2].

Варианты музыкально-игровых приемов приведены ниже.

Музыкотерапия в коррекционной работе

Осколкова Л.А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени

Эмоциональные нарушения детей являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Происходит увеличение числа детей с эмоциональными нарушениями. Эмоции помогают познавать мир во всем великолепии. Эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Нарушения эмоциональной сферы не позволяют стать полноправной личностью.

Поэтому на современном этапе выдвигаются задачи изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Особенно важным являются изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры.
Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка. Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания эффективного метода ее коррекции. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы и т.п.

Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психолого-педагогическая работа наиболее эффективна: ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая эмоциональную нестабильность, речевые нарушения и многое другое.

Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. А В.М. Бехтерев подчеркивал очень важную роль колыбельных песен для полноценного развития детей. Современные ученые и врачи выделили ряд произведений, положительно влияющих на эмоциональные состояния: для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать «Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, произведения Шуберта; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Бетховена, «Грезы» Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии» Шопена; для общего успокоения – «Колыбельные» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Баркарола», «Сентиментальный вальс» Чайковского и мн. Др.

Музыкотерапия – это метод психотерапии, который основан на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритма и исполнения, музыка может оказывать различные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до агрессивного поведения. Ее можно использовать для влияния на самочувствие и поведение ребенка. О том, что музыка способна менять душевное, физическое и психосоматическое состояние человека, знали еще в древние времена. В настоящее время в мире музыкотерапия занимает достойное место среди педагогических методов. Особая роль ей отводится в воспитании детей дошкольного возраста. Цель занятий с использованием классической музыки: создание положительного эмоционального фона; развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей; стимуляция двигательных функций; растормаживание речевой функции.

Возникновение музыкотерапии как метода лечения прослеживается с древности. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицине древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Аполлон был одновременно богом медицины и музыки, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний у древних греков.

Достоинствами музыкотерапии являются:

• Легкость и простота применения;

• Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, которые дают больше нагрузки и отнимают больше времени. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, построенная по законам психофизиологического воздействия, может успешно отражать и передавать: самые различные настроения — радость, грусть, веселье, бодрость, нежность, уверенность; также интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, серьезность, сдержанность, задумчивость; обобщённые свойства явлений действительности — легкость, силу, продолжительность, направленность; самые разнообразные характеристики движений — быстрые, медленные, умеренные, порывистые.

Основные формы музыкотерапии:

• Рецептивная (пассивная) музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе сеанса музыкотерапии не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя.

• Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе ребенка с музыкальными инструментами, а также вокалом.

• Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства, таких как живопись, литература и т.д.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с речевым, нравственным, умственным, физическим.

Но самое главное — это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

Под воздействием музыки активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства и рассказать о них. Эти действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, фонематический слух, чувство ритма), формировать певческий голос, речевое дыхание мелкую и общую моторику. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация

7. Использовать возможности музыкального воздействия в речевом развитии дошкольников.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают лепестки определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать. Игровые технологии во многом способствуют развитию мышления ребенка.

Мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя его основными формами: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом постоянно используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические “цепочки», близких по смыслу слов.

Беседуя с детьми о темпах музыки, можно использовать такой игровой приём, как наматывание на кисть левой руки шнура или ленточки. Для детей становится понятным открытие, что под музыку А. Хачатуряна “Танец с саблями” ленточку нужно наматывать очень быстро, так как музыка звучит в стремительном темпе, а под музыку М. Мусоргского “Слеза”, медленно, так она звучит в медленном темпе, и, наконец, в умеренном темпе ленточка наматывается под “Венгерский танец” И. Брамса.

Исходя из вышесказанного, следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом, используя слова, соответствующие эмоциональному состоянию. Словесные конструкции напрямую связаны с внутренними переживаниями детей, умение их высказать – с правильным речевым дыханием, чувством ритма, умением выделить в речи фонему и воспроизвести ее самостоятельно.

Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Cовременные условия развития общеcтва и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьёзную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования как первой его ступени.

Новые подходы требуются и в создании образовательной среды для детей с речевыми расстройствами.

Сложные социально-экономические условия жизни, ухудшающееся состояние экологии, одновременно с этим неуклонно возрастающие требования к уровню образования дошкольников вызывает необходимость в поиске рациональных, экономных, технологичных методик воздействия, которые способствуют укреплению здоровья детей.

В настоящее время интенсивно разрабатываются и внедряются в педагогическую практику инновационные технологии на основе различных видов искусства (театр, музыка, живопись, слово и пр.). Возможности использования различных видов искусств для оптимизации педагогического процесса издавна привлекают внимание отечественных и зарубежных практиков и учёных.

Для детей дошкольного возраста в процессе логопедической коррекции возможности использования музыки представляются наиболее приемлемыми. Прежде всего, музыка, как никакое другое искусство, оказывает мощное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, которая в свою очередь тесно связана с вегетативной и моторной системами, которые оказываются нарушенными у детей с расстройствами речи. Хорошо известно успокаивающее действие музыки в медленном темпе и активирующее – в быстром. Бравурный походный марш может поднять и повести в атаку казалось бы, смертельно уставших солдат, траурная музыка – вызвать слезы, весёлая – зарядить энергией на целый день. К настоящему времени, благодаря детальным исследованиям, получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки на мозг человека. В начале XX века были обнаружены изменения ритма работы мозга (по показателям его электрической активности) под воздействием музыкальных стимулов. Поскольку мозг регулирует функции всего организма, таким образом создаются условия для регулирования его собственных функций, в частности эмоций и различных функций организма, например дыхания, одного из объектов логопедии. Экспериментально установлены психофизиологические эффекты звуковысотных характеристик музыки, высокие тоны вызывают чувство тревоги, низкие звуки – ощущение покоя и стабильности, а инфразвук (с частотой ниже порога слышимости) – чувство паники.

В логопедических группах использование музыки ограничивается методикой музыкального воспитания и логоритмикой. Цель музыкальных занятий – сформировать навыки пения, слушания, ритмических движений, с учетом возрастных возможностей привить ребёнку любовь к музыке как к искусству, развить чувство прекрасного, обогатить его эстетический вкус.

Логоритмика разрабатывалась В.А.Гринер, Ю.А. Флоренской, Н.Г.Александровой для решения конкретной задачи – согласования под влиянием музыки общих и речевых движений у заикающихся, что позволяет достигнуть оптимального темпа и ритма, при котором устраняются запинки. Музыкальное сопровождение движений способствует выработке у пациентов навыков управления не только темпом речи, но и просодическими ее характеристиками, а через них и эмоциональным состоянием, которое имеет существенное значение в патогенезе заикания. Таким образом, логоритмика соответствует всем критериям технологии: имеет определенный алгоритм, позволяющий решать строго заданную задачу с определенным контролируемым конечным результатом. Поэтому имеющиеся попытки превратить логоритмику в универсальную логопедическую панацею не только не приводят к ее развитию, но полностью дискредитирует данный коррекционный подход. Использование музыки для оптимизации логопедии возможно только с опорой на выделение и экспериментальную проверку действенности отдельных “музыкальных технологий” на конкретные психофизиологические механизмы речи.

Для решения этой задачи может быть использован накопленный к настоящему времени опыт прикладного применения музыки для решения задач, близких к задачам, которые решает логопедия. Их адаптация с учётом специфики этих задач открывает большие возможности для осуществления адресной помощи детям. Музыка, издавна применяемая врачами в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности, снижения утомляемости и получившая название функциональной, может способствовать созданию особой “регулируемой” коррекционно-развивающей, комфортной для психики ребёнка среды. В детском саду функциональная (фоновая) музыка позволяет оптимизировать нервно-психическую нагрузку ребенка, повысить продуктивность его участия в учебно-воспитательном процессе.

Применение музыки в лечебных целях (в музыкотерапии), наиболее прямо коррелируют с задачами дошкольного речевого учреждения, преобладающими в ней являются недирективные методы воздействия на ребёнка, которые помогают ему продуктивно канализировать свои эмоции, не только снимая излишнее возбуждение, но повышая качество учебного процесса. Музыкальное сопровождение занятий позволяет создать атмосферу доверительности, ощущение спонтанности и естественности. Весьма эффективны активные формы музыкотерапии, к которым относятся: во-калотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия.

“Музыкальные паузы” как форму активного отдыха полезно создавать между занятиями, как один из вариантов двигательных динамических пятиминуток. Эмоциональная музыкальная разрядка позволяет детям переключиться с одной деятельности на другую, тем самым повышая их работоспособность.

Пассивная форма музыкотерапии, такая как имаготерапия, полезна перед тихим часом. Она заключается в слушании спокойной музыки, релаксации и фантазировании на заданную тему. Грамотно подобранная музыка снимет напряжение, нормализует психовегетативные и физиологические процессы детей, делает их сон более глубоким и спокойным.

Использование музыки в педагогических обучающих целях, в отличие от музыкотерапии, носит директивный характер, строго нормировано, проводится в форме активного тренинга. Такое применение музыки может быть отнесено к категории “технологий”, подхода, активно разрабатываемого в настоящее время в педагогике.

Педагогическую технологию отличают:

— конкретность и чёткость цели и задач, то есть адресность и чётко определенная “мишень” воздействия;

наличие алгоритма и последовательности действий: первичной диагностики, отбора содержания, форм, способов и приёмов его реализации;

— использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели, критериальной оценки результатов;

важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость и независимость от личности, ее осуществляющей.

То есть технология – это специальный “инструмент”, который применяется в определенных случаях, для достижения конкретной цели. При этом следует помнить, что ни одно музыкальное средство не обладает раз и навсегда заданным результатом и не может рассматриваться как

универсальное. Выбор средств и форм музыкального воздействия в логопедическом детском саду подчиняется в первую очередь целям и задачам коррекции и с учётом того, в какой мере то или иное музыкальное средство активирует требующие коррекции психофизические функции.

Результаты исследований показывают, что дети с расстройствами речи отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально-волевого развития, не владеют в большинстве случаев положенными по возрасту двигательными навыками, имеют ряд личностных особенностей, обусловленных речевыми нарушениями.

Ориентировочно можно указать музыкальные средства, наиболее адекватные для решения конкретных задач коррекции в логопедии:

для коррекции просодических, артикуляционных компонентов речи, речевого дыхания, темпа и ритма речи и голоса наиболее подходит логоритмика;

развить пальцевую и общую моторику, пластичность, гибкость, ритмичность в наибольшей степени позволяет ритмика или музицирование в оркестре;

коррекции психических процессов и развитию эмоциональности способствует пение и слушание;

развитию коммуникативных навыков, волевых процессов и формированию навыков регуляции способствуют подвижные музыкальные игры и театрализация.

Проведено экспериментальное исследование по сравнению эффективности воздействия на старших дошкольников с речевыми расстройствами разных музыкальных технологий. Анализ средних показателей позволил произвести количественное сравнение соответствующих характеристик “до” и “после” проведения коррекционного курса.

В табл. 1 представлена динамика различных психологических характеристик под воздействием отдельных музыкальных средств (в процентах степени их изменения).

Наибольшим изменениям при всех технологиях подверглась музыкальность детей, улучшившаяся в среднем на 53%, на втором месте по результативности находится память (улучшившаяся на 46%), на третьем – ручная и общая моторика (соответственно 33 и 32%), и меньше всего изменилась артикуляторная моторика (26%).

На следующем этапе производился анализ эффективности воздействия каждой технологии на психофизические характеристики.

Динамика изменения различных психофизических характеристик дошкольников с нарушениями речи под воздействием коррекционных музыкальных технологий (в процентах)

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

В своей работе стараюсь найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи учащихся, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому на занятиях я часто использую речевые игры. Предлагаю Вам некоторые из них.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи (из опыта работы логопеда).

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.

Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник.

Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ребята делятся на две команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки.

Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо».

И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?»

На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др.

Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.

Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь.

Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора.

Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи.

Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.


Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.

Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять.

Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Тюнина Маргарита Борисовна,
учитель-логопед высшей категории
МБОУ гимназия №1, г. Липецк

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Из опыта работы:

В своей работе стараюсь найти интересные приёмы развития устной речи учащихся, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели.

Детям ближе всего игра,

поэтому на занятиях я часто использую «речевые игры»:

«Шкатулка сказок». В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча.

«Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает». Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» Ребята делятся на две

команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка». Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Загадалки». Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

«Перевёртыши». Любую фразу в русском языке можно сказать подругому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др. Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко». В раскрашенную рамочку – «окошко» сзакрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Собери поезд». На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь. Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

«Волшебная кисточка». Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает! Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: