Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации

Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации «особых детей»

Татьяна Сазонова
Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации «особых детей»

Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации

особых детей

Музыкотерапия — разновидность психотерапии, это целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека при неврозах, реактивных состояниях, стрессах, субдепрессиях, контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Музыкальная терапия (исцеление музыкой) родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души.

Под музыку принимали роды, она использовалась как способ заживления ран. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял бессонницу и эпилепсию, Эскулап — эмоциональные расстройства. В 19 веке французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях.

Во второй половине ХХ столетия было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, и процессов, дыхание и сердечнососудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям, в связи с чем музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

В России первые научные работы, влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ – нач. ХХ столетия. В работах И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Академик В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка – умерить гиперактивных и растормошить заторможенных, Он подчеркивал огромную роль простых народных песенок, колыбельных и классической музыки в полноценном развитии ребенка.Современными научными исследованиями было доказано что:

1. Специально подобранная музыкаоказывает мощное энергетическое влияние на весь организм: регулирует психовегетативные процессы, нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение, лечит от бессонницы, невроза, стресса, депрессии, улучшает пищеварение, оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс).

2. Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления.

3. Музыка развивает коммуникативные способности и навыки общения, «общение по душам» благодаря которому у человека исчезает чувство одиночества и страха.

4. Музыка формирует общее настроение слушающего. Музыка помогает установить контакт между педагогом и ребенком. За счет музыки в ходе вербальной психотерапии происходит эмоциональное активирование. Иными словами, музыка служит средством психодиагностической, консультационной, психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной и профилактической работы.

5. Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания классической музыки мозг человека получает необходимый отдых.

6. Музыка возвышает эстетические потребности человека. Вызывает желание в получении положительных эмоций поиском той музыки, которая отвечает запросам слушателя

Учеными в ХХ в. был исследован механизм музыкотерапевтического воздействия на живую материю. Он был определен как акустико-биорезонансный эффект, в возникновении которого огромную роль играет ритм., который совпадает с естественными физиологическими ритмами, вызывает позитивные эмоции. Негативные эмоции нарушают ритмичность. С помощью соответствующей музыки можно восстановить здоровый ритмический режим и исцелить не только любой больной орган, но и функции организма.

Формы музыкальной терапии

Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя.

Активная музыкотерапия – основана на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение; ориентирована на активную музыкальную деятельность,проявляющуюся в виде:

– сочинения музыки (фантазирования);

– воспроизведения музыки;

– импровизации с помощью голоса и музыкального инструмента.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкойзадействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки.

Примеры музыкотерапевтического воздействия на детей сограниченными возможностями.

В начале 90-х гг. ХХ в. российские ученые из Института педиатрии РАМН задались целью найти свое научное обоснование музыкотерапии как метода лечения. И самыми первыми их пациентами, получившими лечение музыкой, стали новорожденные дети из отделения недоношенных. Как показал цитохимический анализ, после первого же сеанса музыкотерапии активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась (у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена). Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда была налицо классическая реакция адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Исследователи включали младенцам просто метроном, тикавший в ритме медленной, спокойной музыки (думали, что они реагируют только на ритм звучащей музыки).Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. А когда дети слушали аудиозаписи колыбельных, классических и народных мелодий они становились спокойнее, нормализовался сон и аппетит, быстрее шло выздоровление.

ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ

Примечание: /Применявшаяся в эксперименте музыкотерапевтическая методика была заимствована из опыта работы Института педиатрии г. Москвы.

Неврологический статус новорожденных оценивался по общему состоянию ребенка, динамике восстановительных рефлексов врожденного автоматизма.Учитывались также жизненно важные параметры: ЧД (частота дыхания, ЧСС (частота сердечных сокращений).

Исследованию подверглись дети с неблагоприятным периодом развития,которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: “перинатальная энцефалопатия” или “родовая травма”. Все дети были разделены на 2 группы по 20 человек. 1-ю группу (т. н. опытную группу) составили новорожденные с поражением ЦНС (центральной нервной системы, которые получали сеансы музыкотерапии по 15 минут дважды в день в течение 10 дней подряд. Во 2-й группе были аналогичные младенцы, но без воздействия музыкотерапии (т. н. контрольная группа). Все исследуемые дети также получали традиционную медикаментозную терапию по своему заболеванию.

В ходе исследования общего состояния новорожденных в опытной группе выявлено, что на 3-4-е сутки наблюдения у 50 % детей значительно улучшено общее состояние. В контрольной же группе только на 8-е сутки отмечено улучшение состояния у 40 % детей. В целом состояние детей этой группы стабилизировалось к концу 2-ой недели, а в опытной – к концу 1-ой. В частности, в опытной группе у детей быстрее проходили диспепсические расстройства, восстанавливался сон, повышался аппетит., отмечали улучшение у детей отхождения газов и нормализацию стула. Дети, не получавшие музыкотерапию, не демонстрировали такого улучшения. /

Читайте также:
Постановка и автоматизация твердого звука (Л)

Положительное влияние музыки было выявлено и при исследовании рефлексов врожденного автоматизма. Так шаговый рефлекс и рефлекс опоры, на момент начала исследования, не вызывались более чем у 50 % детей обеих групп. В опытной группе при проведении сеансов музыкотерапии отмечалось восстановление рефлексов в течение 1-ой недели наблюдения практически у всех детей. /В контрольной группе наблюдалось более медленное восстановление рефлексов врожденного автоматизма. Однако эти рефлексы оставались “быстроистощимыми”, а рефлексы опоры у некоторых детей (10-15 %) так и не восстановились до конца исследования.

При исследовании жизненно важных показателей установлено, что частота дыхания до сеанса музыкотерапии составляла 42 цикла в минуту, а сразу после сеанса – 35,4 цикла в минуту. Кроме того, у детей после проведения сеансов достоверно снижалась и ЧСС.

Таким образом, изучив влияние музыки на неврологический статус новорожденных,анализ результатов данного эксперимента позволил специалистам сделать следующие выводы:

1. При проведении сеансов музыкотерапии общее состояние новорожденных детей опытной группы нормализуется в среднем в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе.

2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.

3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.

4. Применение сеансов музыкотерапии для новорожденных детей способствует нормализации у них частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

Исходя из всех научно подтвержденных доказательств о лечебных свойствах музыки в 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения!

Варианты терапевтического использования музыки для

«ОСОБЫХ ДЕТЕЙ «

• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов. /

• Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А “живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.

• Для новорожденных не столь важно, на каком языке поют, поскольку они в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции. /По наблюдениям ученых и медиков, новорожденные (впрочем, как и дети более старших возрастов, прекрасно слушают гармоничное пение и на иностранных языках. /

• Для младенцев с синдромом угнетения (когда они плохо сосут, иногда даже неритмично дышат) полезны классические произведения в темпе allegro и allegromoderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и нек. др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.

• Учеными доказано, что новорожденные легко узнают, активнее реагируют и вообще предпочитают именно ту музыку, которую они слышали в период своего пребывания в утробе матери.

ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму. /Постарайтесь как минимум до достижения Вашим ребенком 12-летнего возраста ОГРАДИТЬ его от использования НАУШНИКОВ!/

МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ДЕТЕЙ

(официальная информация от НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических

технологий (г. Москва, возглавляемого С. В. Шушарджаном):

• младенцам с предрасположенностью к судорогам;

• детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма;

• детям, больным отитом;

• детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Наблюдайте за реакцией ребенка на музыку. Запоминает ребенок то, что ему интересно. Слушайте музыку вместе с ним и, конечно пойте ему колыбельные и народные песни.

Музыкотерапия для детей старшей и подготовительной групп Музыкальный руководитель Ткаченко Т. С. МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» город Воронеж Тема доклада: «Музыкотерапии для детей старшей и.

Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не.

Консультация «Особые игры для особых детей — аутистов» Игры с водой Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную.

Использование игры как средство адаптации детей раннего возраста Использование игры как средство адаптации детей раннего возраста. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста.

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство в работе с детьми» В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит.

Музыкотерапия для детей в домашних условиях Музыкотерапия для детей в домашних условиях Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье.

Музыкотерапия в развитии и воспитании детей с ОВЗ МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Звучит пьеса Чайковского «Подснежник» Вы прослушали.

Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей Рождение ребёнка — это огромное счастье для всей семьи. Родители возлагают большие надежды на своего малыша и на его светлое будущее. Но.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по.

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Мукминова Наталья Юрьевна. Воспитатель МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район. Опубликована в Сборнике II Международной.

Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации

При обсуждении подходов к лечению спастических парезов следует учитывать, что это весьма динамичный феномен. В связи с этим терапия подобных больных должна быть не только индивидуальной и тщательно спланированной, но и постоянно мониторируемой. Лечение, как правило, комплексное. В его реализации принимают участие специалисты как медицинского профиля, так и социальные работники и родственники пациента [1, 9].

Читайте также:
Овощи, фрукты - конспект НОД

Среди физиотерапевтических методик для снижения спастического мышечного гипертонуса заслуживает внимания применение холодовых агентов. Данная методика позволяет снизить скорость проведения импульсов по нервным волокнам и уменьшить чувствительность мышечных веретен. Была отмечена временная эффективность применения льда, особенно для мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц [2].

Лечение теплом для снижения мышечного гипертонуса используется практически у всех больных с постинсультными спастическими парезами. Положительное влияние на спастический гипертонус отмечается при использовании грязе- и парафино-озокеритолечения. Применяются как грязевые аппликации (на воротниковую, пояснично-крестцовую зоны, конечности), так и парафино-озокеритовые процедуры. В данной методике благоприятное воздействие на мышечный тонус связано с глубоким прогреванием тканей. Недостаток метода заключается в ограничении длительности клинического эффекта указанных процедур от нескольких часов до нескольких суток [11].

В настоящее время широкое распространение получила криоконтрастная методика коррекции мышечного гипертонуса. Сочетанное попеременное воздействие, оказываемое холодовыми и тепловыми агентами на спастичные мышцы, позволяет изменять уровень их метаболизма, что способствует формированию функциональной перестройки в различных отделах двигательного анализатора. В результате тонус спастичных мышц снижается [25].

Нервно-мышечная стимуляция при спастических парезах используется с целью усиления или поддержания объема мышечной массы, облегчения произвольного мышечного сокращения, увеличения или поддержания объема движений в суставах, уменьшения спастичности и обепечения функционального движения. При спастических парезах любой этиологии в основном используют размещение стимулирующих электродов на антагонистах спастичных мышц. Как показали проведенные исследования, включение такой методики электростимуляции в комплексное лечение больных с постинсультной спастичностью способствует усилению мышечной силы в них и снижению мышечного тонуса в спастичных антагонистах по данным электромиографических исследований [7].

Важнейшая роль в подавлении тонических мышечных рефлексов и овладении правильными движениями принадлежит кинезиотерапии. В настоящее время существует около 25 методик лечебной физкультуры, которые применимы для коррекции мышечного гипертонуса у постинсультных больных со спастическими парезами. Основными требованиями всех методик является их непрерывное выполнение в течение всей жизни больного [17].

У больных с центральными парезами тонус мышц повышен не во всех мышцах, а только в определенных (как правило, в так называемых антигравитационных). Это мышцы позотонические, обеспечивающие вертикальное положение тела, большая грудная, двуглавая плеча, сгибатели кисти и пальцев, длинная приводящая мышца бедра и трехглавая мышца голени. Тонус антагонистов этих мышц (дельтовидной, трехглавой мышцы плеча, разгибателей кисти и пальцев, задней бедренной группы, передней большеберцовой и длинной малоберцовой) обычно не повышен, но парез выражен в значительно большей степени. Одна из основных задач лечебной физкультуры при центральном спастическом парезе заключается в уменьшении чрезмерного потока афферентации со спастических мышц и увеличении сенсорных сигналов от их антагонистов [22].

По мнению некоторых авторов, лечебная физкультура в бассейне является уникальным методом восстановительного лечения больных с постинсультными спастическим парезами. Погружение больного в бассейн, приводя к значительному уменьшению силы притяжения, обеспечивает максимальную свободу движения и позволяет отрабатывать упражнения, направленные на мышечное растяжение, уменьшение контрактур, обучение двигательному паттерну, балансу и реакциям на равновесие, ходьбе [24].

Проведение массажа при спастическом парезе требует определенной осторожности и умения, поскольку неадекватная стимуляция спастических мышц может привести к резкому повышению тонуса определенных мышечных групп. Данные специальных исследований и клинических наблюдений однозначно показали уменьшение тонуса в спастических группах мышц под влиянием процедуры точечного массажа. При этом выявлено, что точечный массаж наиболее эффективен при использовании точек, расположенных в области мышц-антагонистов спастических мышечных групп. Точечный массаж способствует выравниванию возбудительного и тормозного процессов, нормализации реципрокных взаимоотношений антагонистических мышц. Тормозный метод точечного массажа осуществляется путем постепенного наращивания интенсивности давления кончиком пальца на избирательную точку, задержкой его на оптимальной глубине с последующим постепенным снижением и прекращением давления [5].

С целью снижения спастичности применяется также сегментарный массаж по методике Gloser O., Dalicho A., при котором воздействие осуществляется в основном на под- и надлопаточную области, паравертебральные точки и межреберные промежутки. При этом используют поглаживание, растирание, разминание и вибрацию [10].

Определенные положительные результаты достигнуты при применении метода программной биоэлектрической стимуляции, при которой с помощью аппаратного воздействия навязывается необходимый двигательный стереотип. Однако большего успеха можно добиться, применяя данный метод только в процессе выработки правильной ходьбы у пациентов [12].

У больных со спастическими парезами для повышения произвольной мышечной активности в паретичных мышцах и выработки активных движений может быть использован тренинг с помощью биологической обратной связи по электромиограмме, для осуществления которой поверхностные электроды накладываются на тренируемые мышцы, чаще всего на разгибатели кисти и пальцев или перонеальную мышечную группу. ЭМГ-активность, возникающая в тренируемой мышце при произвольной активности, передается через интерфейс на экран монитора [14].

Биоуправление по электромиограмме при спастических парезах может использоваться также для снижения спастичности и уменьшения боли. В этих случаях регистрирующие электроды накладывают на лобные мышцы и больному предлагают словесные инструкции, способствующие обучению больного методике общей мышечной релаксации. Кроме того, тренинг по электромиограмме может быть использован для подавления патологических синкинезий [15].

Помимо биоуправления по электромиограмме при лечении больных со спастическим парезами может быть использован тренинг с помощью биологической обратной связи по стабилограмме. Так, известно, что у больных с постинсультными спастическими гемипарезами часто отмечается асимметрия вертикальной позы, вызванная смещением центра давления в сторону здоровой ноги, которая приводит к неустойчивости больных как при стоянии, так и при ходьбе, повышает опасность падения, снижает качество походки и скорость перемещения. Поэтому очень важно уже на первых этапах восстановления после инсульта научить больного правильно стоять, равномерно распределяя вес тела между здоровой и паретичной ногами. Исследования показывают, что представление больным дополнительной информации на мониторе о степени нагрузки на здоровую и паретичную ногу с помощью компьютерно-стабилографического комплекса позволяет уже в первые дни и недели после инсульта скорректировать асимметрию позы и обучить больных при вставании равномерно распределять вес тела на здоровую и паретичную ноги [13].

Читайте также:
Нарушения голоса - причины и профилактика

Большую перспективу в лечении постинсультной спастичности открывает разработка метода динамической проприоцептивной коррекции. Лежащие в основе метода занятия в лечебных костюмах позволяют уменьшить интенсивность некоторых основных патологических мышечных синергий, выработать стереотип локомоторного акта максимально приближенного к физиологическому [16].

Консервативные ортопедические методики применяются с целью коррекции патологических установок конечностей и пассивного растяжения спастичных мышц. Ранее применялся метод этапных гипсовых повязок для устранения спастических контрактур динамического характера [18].

Boyd R. [17] производил пассивные растяжения спастичных мышц с помощью различных приспособлений. При этом, по его мнению, происходит подавление высокой рефлекторной активности мотонейронов, иннервирующих эти мышцы.

В ряде случаев используют компрессионно-дистракционные аппараты в основном при исправлении контрактур голеностопного сустава и боковых деформаций стоп, что позволяет добиться не только отсрочки оперативного лечения, но и получить устойчивый отдаленный результат без дополнительных хирургических вмешательств. Рецидив отмечен в большом количестве случаев наблюдения. Е.А. Абальмасова свидетельствует, что больные этот метод переносят плохо, ведут себя беспокойно, а в мышцах при их растяжении повышается тоническое напряжение. Натяжение сухожилия сопровождается увеличением проприоцептивной импульсации, идущей от натянутой мышцы к спинальным мотонейронам и обратно, что обусловливает усиление болей в мышцах во время дистракции. Поэтому устранение суставных контрактур и стопных деформаций этим методом при церебральном спастическом параличе в настоящее время считается не показанным [2].

Основное лечение спастической мышечной гипертонии – медикаментозное. При этом миорелаксанты могут использоваться в качестве монотерапии, так и в составе общих реабилитационных мероприятий. Эти препараты обеспечивают полезный базовый эффект, который позволяет, например, укладывание парализованной конечности в наиболее удобное положение или адекватное использование ортеза. Иногда, особенно при мягкой спастичности, применение миорелаксантов может быть эффективно в качестве монотерапии. Вместе с тем антиспастические средства обладают и побочными эффектами – непереносимость и усиление общей слабости. Спастичность нередко является локальной проблемой, в то время как миорелаксанты дают системный эффект. В этой ситуации паретичные мышцы могут чрезмерно расслабиться и общий функциональный эффект может усилить двигательный неврологический дефицит. Таким образом, миорелаксанты иногда способны уменьшить некоторые из положительных эффектов спастического пареза, но в то же время усугубить и отдельные негативные признаки [3, 4].

Более избирательное действие оказывает интратекальное введение баклофена через имплантированный электромеханический насос. Для этого насос имплантируют субарахноидально. Метод широко используется за рубежом, причем в некоторых центрах как дополнение к локальным технологиям. Этот лечебный подход не опасен, хотя возможны нежелательные эффекты, связанные с несостоятельностью насоса или нарушением в системе катетера. Основным ограничением этой технологии, в том числе и в России, является высокая стоимость имплантируемой системы [23].

В клинической практике нередко наблюдаются больные со спастическими парезами, у которых изменения мышечного тонуса выражены преимущественно в одной или нескольких группах мышц. В этой ситуации системный эффект пероральных миорелаксантов нежелателен, поэтому предпочитают локальные методы воздействия на спастичность. Несколько лет назад в мире большое внимание уделялось таким локальным технологиям, как фенольная и алкогольная блокада периферических нервов.

Блокады периферических нервов инъекциями этилового спирта оказывают благоприятный клинический эффект, который выражается развитием чувства онемения в мышцах-мишенях, пальпаторно определяемым уменьшением твердости этих мышц и прекращением сокращений при растяжении. Действие блокады продолжается от 2 до 8 часов, поэтому в лечебных целях ее применение целесообразно лишь в отдельных случаях, например, перед устранением патологических установок конечностей методом этапного гипсования. Другим недостатком спиртовых и феноловых блокад является развитие тяжелых дизестезий, вследствие того, что наряду с моторными волокнами блокируются также и сенсорные [25].

Инъекция фенола в спастическую мышцу дает быстрый и длительный эффект в виде снижения повышенного мышечного тонуса. Это сравнительно дешевый метод лечения. Однако инъекция болезненна, после нее возникают необратимые повреждения мышечной ткани, часто наблюдаются побочные эффекты: хроническая болевая дизестезия, местные изменения мышцы и сосудистые реакции [21].

В настоящее время в качестве лечебных блокад стал использоваться ботулинический токсин типа А. Метод лечения постинсультной спастичности локальными инъекциями ботулотоксина А сочетает в себе все достоинства вышеуказанных методов и лишен их основных недостатков. Данный метод лечения предложен для освоения практикующим врачам сравнительно недавно, несмотря на то, что первое научное сообщение о применении блокад ботулотоксина А в лечении страбизма появилось в печати более 20 лет назад [6].

Ботулинический нейротоксин является тяжелым протеином по своей химической структуре (молекулярная масса около 150 кДА). Он состоит из тяжелой и легкой цепей, связанных между собой посредством одной дисульфидной связи. В основе механизма действия ботулотоксина А лежит блокада выделения ацетилхолина из пресинаптической терминали α-мотонейрона, вследствие расщепления легкой цепью синаптосомального протеина SNAP-25 цитоплазматического транспортного белка. Таким образом, ботулотоксин А препятствует слиянию везикул, содержащих ацетилхолин, с пресинаптической мембраной и делает невозможным транспорт ацетилхолина в синаптическую щель, что приводит впоследствии к развитию хемоденервации мышцы. Помимо терминалей α-мотонейрона, существуют и другие области, подтвержденные влиянию ботулотоксина А. Исследования показали, что препарат может воздействовать на нервно-мышечные веретена жевательных мышц у крыс. Таким образом, введение ботулотоксина может производить действие как на α-мотонейроны, так и на γ-мотонейроны, и, следовательно, изменять афферентный поток в спинной мозг и ЦНС [19].

Отмечены значительная продолжительность и стойкость лечебного эффекта, а также хорошая сочетаемость данного метода с кинезио- и физиотерапевтическими процедурами. Однако длительность действия ботулотоксина А ограничивается 4-6 месяцами, в связи с прорастанием аксонов и последующей реализацией механизма синаптической пластичности [20].

А.Т. Качан [5] исследовал особенность влияния рефлексотерапии и точечного массажа методом глобальной и стимуляционной электромиографии на различные стороны двигательного акта. Исследование показало, что иглоукалывание в точки акупунктуры, расположенные на стороне спастического пареза, оказывает более отчетливое влияние на те группы мышц, куда производится воздействие. При этом на парез больший эффект сказывался на первых процедурах: длительное проведение иглорефлексотерапии в точки пораженных конечностей влияло преимущественно на тонус и это влияние было тем больше и стабильнее, чем длительнее курс. Следует отметить, что снижение тонуса имело место главным образом в мышцах верхней конечности. При симметричном воздействии в точки общего действия, расположенные преимущественно в области мышц-антагонистов спастических мышечных групп, иглорефлексотерапия влияла преимущественно на тонические нарушения и больше на пораженную нижнюю конечность.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для 1 класса на тему: Закрепление произношения звуков (с), (с'). Прогулка по зимнему лесу

Заслуживает внимания тот факт, что иглоукалывание в точки общего действия приводит у всех без исключения больных с двигательными нарушениями к улучшению самочувствия, повышению психоэмоционального тонуса, улучшению сна, нормализации артериального давления, наблюдались тенденции к нормализации биохимических показателей [8].

Таким образом, проведенный анализ отечественной и зарубежной современной литературы показывает, что проблема коррекции постинсультного спастического мышечного гипертонуса в течение многих лет занимает одно из важных мест в практической неврологии и нейрореабилитации. Многообразие клинических проявлений спастичности, недостаточная эффективность применяемых в настоящее время методов лечения обязывают к совершенствованию предлагавшихся ранее и поиску новых методов восстановительного лечения данной патологии.

Нейрореабилитация после инсульта. Австрийское руководство

Нейрореабилитация, основанная на принципах доказательной медицины

Введение

Постинсультная реабилитация — совокупность мер и методов, нацеленных на продолжение лечения, начатого в остром периоде, и способствующих устранению или компенсированию повреждений после инсульта. Цель – начать общие и специфические методы лечения как можно раньше, сразу после терапии в реанимации, чтобы помочь пациенту быстрее вернуться к прежней жизни или заново адаптироваться к окружающему пространству, социальной среде. С точки зрения рекомендаций по лечению, основанных на доказательной медицине, приобретают все большее значение понятия нейрорепарации, нейропластичности и нейровосстановления. Цель предотвращения смерти нейронов (нейропротекция) постепенно переходит в задачу реорганизации нейрональных сетей. Данные утверждения основываются на непрерывности биологического процесса и клинического развития заболевания. Понимание биологического процесса после инсульта дает основание для проведения максимально ранней реабилитации (зачастую в первые сутки заболевания), что обеспечивает преемственность между ней- ропротекцией и нейровосстановлением. Среди прочих мер также важно начинать раннюю медикаментозную терапию. В последние два десятилетия следующие постулаты претерпе- ли важные изменения:

  1. Возможность более точно визуализировать восстановительные процессы в головном мозге за счет улучшения методов нейровизуализации показала, что защита нейрососудистой единицы от ишемического повреждения имеет первостепенное значение. Пенумбра часто может быть сохранена за счет реканализации окклюзионного сосуда даже спустя 24 часа после инсульта, особенно при наличии хорошо развитых коллатералий. В этом контексте следует провести переоценку пассивных (позиционирование, повышающее капиллярный ток благодаря увеличению тока крови) и активных мероприятий (нейропротективные методы в реканализированных артериях) и продолжить клинические исследования данных методов. Также есть возможность применять лекарственные средства, повышающие репаративные процессы, и уже появляются некоторые из них, такие как: клеточная и генная терапия, моноклональные антитела. Таким образом, обзор более чем 1000 исследований по нейропротекторам, показавший их безуспешность, должен быть пересмотрен и переоценен.
  2. В 2017 году были подготовлены новые общемировые и европейские документы, определяющие основы реабилитации, в частности, учитывающие мнение пациентов и их родственников. Документы «Реабилитация 2030» от ВОЗ и «Отчет об инсульте в Европе» от Союза по борьбе с инсультом в Европе (SAFE), а также Европейская программа по борьбе с инсультом на 2018-2030 гг. (ESO SAFE) (продолжающиеся консенсусные конференции) показали важность реабилитации после инсульта. Документ «Международный билль о правах при инсульте» от ВОЗ также взывает к оценке, реабилитации и участию, как к базовым правам пациента после инсульта.
Инсультное отделение и ранняя реабилитация.

Организация инсультного отделения позволяет снизить смертность и инвалидность. В хорошо оснащенном инсультном отделении осуществляется не только экстренная диагностика и терапия, но и необходимый уход и реабилитация.

  1. Наличие соответствующего персонала, который включает врача ЛФК, эрготерапевта, логопеда, а также психолога и социального работника. У всех пациентов как можно раньше должна быть проведена оценка неврологического статуса с использованием проверенных, валидированных шкал.
  2. Регулярные (как минимуму еженедельные) консилиумы с ведущими неврологами и другими врачами, которые должны контролировать порядок назначений, их обоснованность и динамику терапии. Важно принимать во внимание сопутствующие заболевания и вероятную инвалидизацию. Обязателен скрининг на наличие депрессии, равно как и других психических расстройств. В некоторых клиниках также внедрена музыкотерапия.
  3. Когнитивный скрининг, как один с важных аспектов диагностики и лечения.
  4. Ранняя реабилитация пациентов с легкими и умеренными нарушениями.
  5. Спланированный процесс выписки, с определением дальнейших этапов наблюдения.
  6. Обсуждение всех методов лечения с родственниками, и по возможности, они должны активно участвовать в реабилитации пациента.
  7. Полная информированность об инсульте пациентов и родственников, его причинах, лечении и профилактике. Они могут принимать участие как в индивидуальных, так и групповых образовательных программах.
Поликлиника, дневной стационар и длительная реабилитация.
  1. Последующее наблюдение должно быть хорошо спланировано и быть максимально полным, в соответствие с выписным эпикризом, и не позже, чем через 3 месяца от выписки. Постинсультный Проверочный-Лист является хорошо зарекомендованным способом в достижении долгосрочных результатов.
  2. Катамнестическое наблюдение и соответствующая документация должны проводится спустя 12 месяцев, а затем ежегодно как минимум в течение 3 лет.
  3. Ранняя выписка с патронажем из стационара характерна, в основном, для Великобритании и Скандинавии. Ранее восстановление легких и умеренных нарушений достигается с помощью мобильной реабилитационной бригады в домашних условиях или в группе. Данная методика заменяет длительное нахождение в стационаре. Можно заметить, что чем раньше начата реабилитация в домашних условиях, тем большую вовлеченность можно достичь, кроме того, такой подход экономически эффективен. Австрия тоже имеет небольшой подобный опыт за счёт различных способов финансирования. Зарубежный опыт показывает, что госпитализацию можно сократить до 6 дней, при этом риск смертности и инвалидности снижается на 20 % (уровень А). Пациенты с тяжелым инсультом имеют право на проведение реабилитационных мероприятий в стационаре.

Есть данные, что продолжительные упражнения дома после выписки эффективны в течение одного года после перенесенного инсульта (уровень В). Показано, что физическая активность в постинсультном периоде способствует снижению инвалидизации, повышает двигательную активность и влияет на другие аспекты, связанные с инсультом. (Уровень В). В том числе улучшает когнитивные функции, настроение и уменьшает утомляемость. Программы с физическими упражнениями и по кардиореабилитации должны разрабатываться и предлагаться всем инсультным пациентам, кто физически способен её выполнять.

Читайте также:
Настольно-дидактическая игра 'В деревне'
Поздняя реабилитация и восстановление.

К наиболее распространенным проблемам относят, в первую очередь, нарушения когнитивных функций, настроения, психики. Стойкое нарушение жизнедеятельности, как правило, ведет к дальнейшему ухудшению и сопутствующим поражениям. Поэтому лечение хронических нарушений должно быть продолжено под регулярным наблюдением невролога. Спастичность, болевой синдром, парестезии, изменения температурной чувствительности часто развиваются только на этапе хронизации. Именно в этих случаях, Постинсультный Проверочный-Лист играет важную роль как инструмент скрининга для выявления возможных нарушений.

Несмотря на небольшое количество исследований, целевые специализированные упражнения, такие как, тренировки на равновесие, обучение походке с использованием разных методов, упражнения для верхних конечностей, показывают положительный эффект даже спустя год и более после инсульта. Хотя результаты Кохрейновского обзора не убедительны, тем не менее, они показали общее положительное влияние для данных мероприятий. Для многих молодых пациентов возвращение к работе является важный моментом самоидентификации, улучшения качества жизни, а также являются источником дохода. Поэтому профессиональная реабилитация имеет решающее значение для многих пациентов. Все пациенты и их родственники имеют право на неврологический осмотр через 6-12 месяцев, а затем регулярно, как минимум, в течение 3 лет после инсульта.

Терапевтические меры.

Постинсультная реабилитация является результат-ориентированный процессом, суть которого — помочь пациенту достичь наилучшего физического, когнитивного, эмоционального, социального и функционального уровня активности. (Уровень А) Постинсультная реабилитация начинается как можно раньше (в течение 24–48 часов, Уровень В) и осуществляется специально подготовленной мультидисциплинарной бригадой (МДБ) в специализированном отделении. (Уровень А)

Оценка состояния.

Перед началом лечения проводится терапевтическая оценка (рекомендовано в течение 48 часов). Оцениваются функциональные ограничения по различным уровням МКФ (Международная классификация функционирования, жизнедеятельности и здоровья). Данная система классифицирует состояние пациента по отдельным системам организма согласно их функционального состояния, уровню активности пациента, его способности к самообслуживанию и взаимодействию с окружающей средой. Выбор соответствующих стандартизированных инструментов зависит от основных нарушений пациента, удобства использования, релевантности и цели реабилитации (уровень B). В таблице 1 показаны примеры стандартизированной методики оценки функциональных уровней согласно МКФ.

Постановка целей: по результатам оценки МДБ вместе с пациентом, учитывая окружающую среду, определяют и согласовывают цели лечения, которые в последствии могут регулярно пересматриваться. Цели по активности/участию должны быть легко измеримы и расписаны во времени, чтобы мотивировать больного, а также должны быть релевантными его состоянию (уровень A).

Терапия в остром периоде/фаза мобилизации: начало мобилизации зависит от различных факторов, таких как: состояние жизненно-важных функций, этиология, сопутствующие заболевания, – данные параметры индивидуально определяются МДБ. Очень ранняя мобилизация подразумевает активности, проводимые вне кровати в течение первых 24 часов. Невозможно дать общие рекомендации для каждого пациента, однако ранняя мобилизация, по-видимому, обеспечивает более короткое нахождение пациента в отделении интенсивной терапии и более лучшие исходы (Уровень В).

Восстановительный период/фаза реабилитации: за счет повышенной нейропластичности в течение первых нескольких недель-месяцев можно достичь значимых функциональных изменений. Вследствие этого, интенсивная реабилитация может оказать наибольшее влияние в данный временной промежуток, но не всегда ограничивается только лишь этим периодом. На практике, однако, пациенты проводят большую часть дня в одиночестве, в неактивном сидячем или лежачем положении в своей палате, даже в специализированных учреждениях. Показаны положительные эффекты интенсивных тренировок, продолжительного стимулирующего воздействия окружающей среды (обогащённая среда). Рекомендуется несколько часов в день уделять занятиям в разных терапевтических областях. Дополнительно следует предлагать пациентам самостоятельно проводить упражнения в мотивационной, предлагающей активное решение задач среде (Уровень А).

Однако успех терапии зависит не только от интенсивности и продолжительности мероприятий, но и от качества лечения. Многие, так называемые «традиционные концепции», которые разрабатывались эмпирически, в большинстве случаев не по- казали своей пользы при индивидуальном подходе. Рекомендован комплексный подход, который включает в себя индивидуально подобранные, работающие методики, которые определены исходя их функциональной проблемы пациента. Все чаще используются (моторные) обучающие программы. Данная концепция находит отражение во все большем количестве новых терапевтических методик:

  • Задания должны включать активное решение проблемы пациента и увеличиваться по уровню сложности и интенсивности (Уровень А).
  • Необходимым условием обучения является достаточное количество повторений различных упражнений. К сожалению, требуемое количество повторений с трудом достигается в рутинной практике. (Уровень А).
  • Задания должны быть релевантны, понятны и должны мотивировать пациента, а также выполняться в соответствии с инструкцией, учитывать обратную связь пациента таким образом, чтобы он сам мог их выполнять и контролировать результаты (Уровень А).
  • Обучение является цель-ориентированным, зависит от ситуации и строго специфично для каждого пациента. Хорошо выполняются и заучиваются только те задания, которые ориентируются на определенную окружающую среду, переключение на другие задания или общий подход не приемлемы. Занятия должны проходить в той среде, в которой потом эти навыки будут использоваться.
Рекомендации.

Огромное количество терапевтических методик могут быть применимы к широкому спектру синдромов, поэтому они должны использоваться в различных комбинациях у каждого пациента в зависимости от его физических, эмоциональных, двигательных и когнитивных способностей.

Лекарственные препараты.

В некоторых случаях медикаментозное лечение может ускорить нейровосстановление. Например, есть данные о положительном влиянии леводопы и антидепрессантов (СИОЗ). (Класс II–III, Уровень В–С).

В отношении специфических пептидных комплексов, есть данные о положительном влиянии Церебролизина в дозе 30 мл курсом 3 недели и более (Класс II, Уровень В) на восстановление верхних конечностей после инсульта.

Убедительных данных в отношении лечения пищевыми добавками и витаминами нет. Терапия стволовыми клетками всё ещё находится на стадии изучения, исследования должны быть завершены в ближайшие годы

* Brainin M. et a1. Guidance for the preparation of neurological management guidelines by EFNS scientific task forces — revised recommendations 2004. Eur J Neurol 2004.

Отделение нейрореабилитации и физиотерапии

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Читайте также:
Мнемотехника для формирования связной речи

В Центре реализована передовая система поэтапного лечения и реабилитации неврологических больных, основанная на успешном сочетании инноваций и классической школы восстановительной медицины. Сотрудниками отделения разработана методология оценки индивидуального реабилитационного потенциала путем анализа функциональной реорганизации коры больших полушарий (функциональная МРТ, ТМС-картирование и другие подходы), с последующим подбором адресного комплекса восстановительных процедур и мероприятий. Получен уникальный опыт разработки (совместно с Институтом медико-биологических проблем и другими партнерами)инновационных реабилитационных комплексов, основанных на использовании компьютерных и авиакосмических технологий. Предложены и апробированы оригинальные протоколы нейромодуляции, направленные на рекрутирование имеющихся резервных возможностей головного мозга. Разработан оригинальный комплекс реабилитационных мероприятий при нейрогенных расстройствах глотания.

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • изучение фундаментальных основ нейропластичности, картирование функционально значимых зон головного мозга
  • разработка методов реабилитации при нарушениях сознания
  • исследование эффективности роботизированных систем, биологической обратной связи, функциональной электростимуляции и других специальных технологий в восстановлении нарушенных функций после инсульта и других заболеваний нервной системы
  • разработка и испытания интерфейсов мозг-компьютер и экзоскелетов, оценка их возможностей в реабилитационном процессе
  • исследование эффективности неинвазивной стимуляции мозга при двигательных нарушениях и спастичности, болевых синдромах, депрессии
  • анализ организации двигательной сферы в норме и при патологии
  • диагностика и реабилитация нейрогенной дисфагии

Основным направлением лечебной работы является реабилитация больных со следующими заболеваниями нервной системы:

  • острые и хронические сосудистые заболевания нервной системы (инсульт, инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг, дисциркуляторная энцефалопатия, последствия перенесенного инсульта)
  • начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения
  • вегето-сосудистая дистония
  • дегенеративные и наследственные заболевания нервной системы (болезнь Паркинсона, торсионная дистония, болезнь Фридрейха, эссенциальный тремор и др.)
  • рассеянный склероз
  • заболевания периферической нервной системы (острые и хронические полиневропатии, невриты, невропатии, невралгии, туннельные синдромы, плексопатии, неврологические проявления остеохондроза)
  • восстановительное лечение после нейрохирургических операций​

На курс нейрореабилитации принимаются больные со следующими проявлениями заболеваний нервной системы:

  • слабость в конечностях: парез, монопарез, гемипарез, парапарез
  • нарушение мышечного тонуса: повышение тонуса (спастика, гипертонус, спастический парез), снижение тонуса (гипотония, вялый или периферический парез), пластический (экстрапирамидный) тонус
  • вестибулярный и вестибулоатактический синдром: нарушение координации (статическое и динамическое), нарушение устойчивости при ходьбе, головокружение
  • болевые синдромы: нейропатическая боль (боль при невропатиях), боль в области позвоночника, поясницы, головная боль, центральная постинсультная боль
  • ​нарушение походки вследствие неврологического заболевания

Для реабилитации и лечения используются:

  • роботизированные системы механотерапии – Lokomat, Amadeo, RT 300 Arm & Leg, Armeo Spring, Erigo.
  • лечебная физкультура (индивидуальные и групповые занятия с опытными инструкторами-методистами)
  • метод функционального биоуправления с обратной связью по статокинезиграмме (для повышения устойчивости вертикальной позы, улучшения функции равновесия)
  • постизометрическая релаксация при болевых синдромах различной локализации (ПИР-кушетка)
  • нервно-мышечная электростимуляция при центральных и периферических парезах
  • внутриглоточная электростимуляция при дисфагиях (нарушении глотания) различной этиологии
  • электрофорез различных лекарственных веществ
  • низкочастотная обезболивающая электротерапия (СМТ, ДДТ, интерференционные токи, СКЭНАР-терапия)
  • транскраниальная магнитная стимуляция
  • “ИНФИТА”-терапия
  • бегущее магнитное поле
  • теплолечение (парафиновые и озокеритовые аппликации)
  • ручной массаж (классический, сегментарный, точечный)
  • виртуальная реальность (VR-терапия)

Основные направления научных исследований:

  • разработка и внедрение новых реабилитационных технологий (методов биоуправления с обратной связью по различным физиологическим параметрам; методов нервно-мышечной электростимуляции, в том числе внутриглоточной)
  • изучение центральной организации позы и движения и их нарушений при заболеваниях центральной нервной системы
  • изучение механизмов двигательного обучения
  • механизмы нейропластичности при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
  • валидация международных неврологических шкал и опросников

На базе отделения функционирует группа специалистов по системе навигационной транскраниальной магнитной стимуляции мозга.

Научные исследования проводятся совместно с:

  • Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, г. Москва
  • Институтом медико-биологических проблем РАН, г. Москва
  • Институтом проблем передачи информации РАН, г. Москва
  • ЗАО ОКБ “РИТМ”, отдел “Компьютерная стабилография”, г. Таганрог
  • НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, г. Новосибирск

ВНИМАНИЕ!

Проводится набор пациентов с умеренными и выраженными гемипарезами после инсульта (ОНМК) разной давности (с сохранением функции самостоятельной ходьбы – с или без опоры)!
Нейрореабилитация проводится в амбулаторных и стационарных условиях пациентам, находящимся на обследовании и лечении в ФГБНУ НЦН. Рассматриваются пациенты с любыми заболевания центральной и периферической нервной системы (см.перечень выше).

В настоящее время идет набор на следующие исследования:

  • Ишемический или геморрагический инсульт (срок – более 3 месяцев)
  • Хроническая воспалительная демиелинизирующая поли(радикуло)невропатия (ХВДП) в активной фазе
  • Карпальный туннельный синдром
  • Хронические нарушения сознания (вегетативное состояние, состояние минимального сознания) без металлических пластин, кардиостимулятора, вентрикуло-перитонеальныхого шунта, эпилептиформной активности, в стабильном соматическом состоянии

Порядок направления больных на реабилитацию:

  1. Осмотр пациента в поликлинике Центра – предпочтительнее.
    1.1. Для записи через регистратуру на первичную консультацию невролога необходимо при себе иметь: паспорт, копию страхового медицинского полиса, всю медицинскую документацию, касающуюся здоровья пациента (выписки, консультации, результаты обследования, амбулаторные карты).
    1.2. Возможна первичная консультация врача невролога и/или физиотерапевта (реабилитолога) в день обращения, в том числе на платной основе.
    При себе иметь: паспорт, всю медицинскую документацию касающуюся здоровья пациента (выписки, консультации, результаты обследования, амбулаторные карты).
  2. Объём проводимых нейрореабилитационных мероприятий определяется врачом-физиотерапевтом (реабилитологом) на основании:
    1. показаний и противопоказаний
    2. возможностей отделения по предоставлению тех или иных услуг на момент осмотра (загруженность сотрудников и аппаратуры)

Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации

Кому мы помогаем

Реабилитация после инсульта

Реабилитация после протезирования

Реабилитация при ДЦП

Реабилитация после спортивных травм

Лечение позвоночника и суставов

Лечение головных болей

Особенности нашей клиники

Авторская методика

Лечение проводится по авторской методике Николая Блюма в сочетании с лучшими методами реабилитации Европы и США.

Двойной контроль

Пациентом одновременно занимаются несколько специалистов. Лечение координируют лечащие врачи невролог и реабилитолог.

Запатентованные тренажеры

Тренажерные комплексы помогают эффективно задействовать глубокие мышцы, заставляя их работать в правильном режиме.

Комплексная безопасность

Все инструкторы имеют высшее образование, проходят курсы оказания первой помощи и регулярно повышают квалификацию.

Экспертный совет клиники

В нашем центре работают более 20 специалистов в области реабилитации с разной специализацией.

  • Силовые тренажеры позволяют в безопасном режиме восстановить физическую силу и двигательные навыки.
  • Рабочую нагрузку формирует не вес или груз, а сжатый воздух. Мышцы работают, суставы — отдыхают.
  • Компьютерная система Smart Touch. Нагрузка нарастает и убывает, адаптируясь под сокращения мышц.
Читайте также:
Домашние животные - конспект занятия

К нам приезжают лечиться со всей России и стран ближнего зарубежья. 82% пациентов обращаются по рекомендации.

Видеоотзывы пациентов

Анна Мельникова
Чемпионка мира по спортивным танцам
У меня была резкая боль из-за сильного вывиха руки. МРТ показало, что есть разрыв мягких тканей. Мне давали 3-4 месяца на восстановление. С момента травмы я занимаюсь 2-3 недели. Объем движений уже достаточно большой.

Екатерина Варнава
Телеведущая, актриса, участница “Comedy Woman”
Я оступилась и у меня произошел разрыв связок. Сказали, что нужно ставить гипс, с которым я должна проходить 1,5 месяца. Тем же вечером меня отправили к Николаю Блюму, который меня буквально за 3 дня поставил на ноги.

Ирина Бодрова
Реабилитация после травмы спины
Я долго занималась айкидо и там получила травму позвоночника. Потом в течение 10 лет я обращалась к разным специалистам по мануальной терапии, физиологам, неврологам. Все пытались помочь, но жизнь моя была в постоянной боли.

Зубова Варвара
Чемпионка Европы по спортивной гимнастике
Первый раз я попала в Клинику Биати 5 лет назад. У меня была травма голеностопа. Николай Эвальевич мне помог восстановится. За 2 занятия я сразу же приступила к тренировкам.

Структура открытого логопедического занятия

Автор: Чухилева Виктория Викторовна

Организация: МАДОУ № 102 комбинированного вида «Кадриль»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Я предлагаю некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сказочных сюжетов;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактической игры;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

  1. Организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

  1. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

  • уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
  • показывается «профиль» звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;
  • находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);
  • определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
  1. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях . Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Читайте также:
Воспитание звуковой культуры речи - родительское собрание

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных; под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказываний;
  • работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом

Литература

  1. Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. – М., 2001
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2002
  3. Игры с правилами в детском саду. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1962
  4. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – М., Академия развития, 1998
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
  6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. – СПб., 2002
  7. Кислякова Ю.Н. Программа развития речи и общения для коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2003
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003
  9. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Дефектология. № 2. 1985
  10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998
  11. Образование в документах. – М., 2002
  12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002
  13. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
  14. Сборник нормативных документов и методических материалов по организации работы дошкольных образовательных учреждений при подготовке к новому учебно-му году. Выпуск 21. М., 2004
  15. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М., 2003
  16. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989
  17. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996
Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

I. Структура открытого логопедического занятия

Структура логопедического занятия

По лексическим темам

План коррекционной работы на фронтальных занятиях

Месяц: ______________________________________________________________________

Разделы работы Лексические темы:
Общие речевые навыки
Общая моторика. Речь с движением
Мелкая моторика
Развитие лексики. Грамматика. Связная речь
Звукопроизношение
Зрительное и слуховое внимание
Развитие навыков языкового анализа. Слоговая структура
Грамота

*Календарный план логопедических занятий

Число, месяц ______ _________ ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ Тип: ФП Л-Г СР
Тема: ________________________________________________ ________________________________________________
Программные задачи: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Оборудование: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Ход занятия: 1. Организационный этап ___________________________________________ ___________________________________________________________________ 2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Динамическая пауза ______________________________________________ ___________________________________________________________________ 4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале _________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 5. Итог, оценка деятельности детей ___________________________________ И.Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия (для дополнительной индивидуальной работы) ____________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п Время И.Ф. детей Программное содержание

В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

ü сказочных сюжетов;

ü элементов фольклора;

ü воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

ü литературных персонажей;

ü известных и придуманных игр;

ü элементов сюжетно-дидактической игры;

ü сюжетных и пейзажных картин;

ü специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

ü настольно-печатных игр;

ü сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

Ø уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Ø показывается «профиль» звука на рисунке;

Ø уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

Ø находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);

Ø определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

Ø развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Ø уточнение и расширение лексического запаса;

Ø овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

Ø развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Ø овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Читайте также:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

Ø снять усталость и напряжение;

Ø внести эмоциональный заряд;

Ø совершенствовать общую моторику;

Ø выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

Ø установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø актуализация накопленного словаря;

Ø формирование связности и четкости высказываний;

Ø работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

Ø анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

Ø развитие воображения и творческой фантазии;

Ø развитие словотворчества;

Ø развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: