Мотивация и положительная установка на восстановление речи

Мотивация к занятиям по развитию речи

Автор: Болбукова Светлана, педагог-психолог МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» Индустриального района города Барнаула
Не секрет, что выполнение логопедических заданий и упражнений тяжелый и малоинтересный труд для ребенка-дошкольника. Большинство родителей говорят о трудности выполнения полученных заданий от логопеда из-за нежелания детей выполнять их.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому все обучение желательно проводить в игровой форме. Фраза «Пойдем, поиграем», звучит для ребенка более желательной и положительно заряженной, чем фраза «Пойдем, заниматься».

В этой статье я предлагаю некоторые игры и приспособления для проведения логопедических занятий, которые помогут повысить желание ребенка заниматься.

На своих занятиях по развитию речи, как в группе, так и индивидуально я первым делом использую метод положительного подкрепления правильных ответов. А именно: каждому ребенку выдается прозрачный стаканчик, в который кладется фишка за каждый правильный ответ на занятии: повторение звуков, слогов, слов или предложений в зависимости от изучаемого материала, выполнение артикуляционного движения, ответ на вопрос. Фишками могут быть пуговицы, бусинки, цветные макароны, камешки или любые другие мелкие предметы красивой формы или цвета – то, что хотелось бы ребенку заработать.

Данный метод дает возможность визуализировать процесс обучения и выполнения заданий: ребенок видит, что он сказал правильно, как часто он ошибается (нет фишки), каков прогресс его работы по сравнению с прошлым занятием (сегодня целый стакан фишек, а на прошлом занятии только половина стакана).

Наличие фишек в стакане дает возможность педагогу правильно и с доказательством реагировать на фразу ребенка: «Я не могу!», «У меня не получается!» – «У тебя в стакане есть фишки, значит – можешь, значит – получается», «На прошлом занятии было десять фишек, а сегодня уже полстакана. Молодец! Ты можешь!».

Дух соперничества стимулирует детей работать лучше, стараться заработать больше фишек по сравнению с другими детьми при групповой форме занятия или побить свой индивидуальный рекорд прошлого занятия.

Положительное подкрепления эффективной деятельности позволяет отказаться о наказания негативных проявлений со стороны ребенка: нежелание заниматься, лень, недостаточное усилие. Желание обладать этими «красивенькими штучками» побуждает ребенка лучше заниматься, стать лучше. Возможность показать родителям результат своей работы – количество набранных фишек за занятие, так же приводит к дополнительной положительной оценке со стороны родителя.

Для детей трех лет или детей с низким уровнем притязаний вместо фишек за правильный ответ можно собирать бусинки на нитку, складывать вкладыши, пазлы или использовать другие разборные игрушки.
Артикуляционная гимнастика достаточно нудное и скучное занятие для ребенка. Поэтому я в своей работе использую театральное действие, разыгрывание сказки, где главный герой и исполнитель – язычок. Сказка, сочиненная на тему артикуляционной гимнастики, дает возможность ребенку быстрее запомнить последовательности упражнений и движений языка. Разыгрывание сказки вызывает эмоциональное вовлечение ребенка в ее действие, а так же эмоциональное сопереживание главному герою. Мы играем с язычком, а не скучно делаем упражнения.

Пример сказки для постановки звука “Р”. Проснулся язычок рано утром, потянулся (ребенок тянется вверх руками). И побежал чистить зубки.
1. Чистим верхние зубки – улыбнуться, рот открыть и широким языком чистим верхние зубы внутри из стороны в сторону.
Посмотрел он вверх и увидел, что потолок у него стал грязным и не красивым. Решил он его покрасить в … цвет (предложить ребенку выбрать свой цвет).

2. Маляр – открыть рот и кончиком языка «красить» твердое нёбо (потолок), делая движения языком вперед-назад.
Красил он его хорошо и долго, но чуть-чуть не докрасил. Взял на кисточку еще краски и докрасил потолок. Получился у него замечательный … (цвет) потолок. И от радости решил он поиграть на барабане.

3. Барабанщик – открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп постепенно ускоряется. Овладев этим, делая то же самое, произносим: «дын-дын-дын», «т-д-т-д», «а-д-д-д».
Барабан услышала лошадка и прибежала в гости.

4. Лошадка – открыть рот и пощелкать кончиком языка.
Сел наш язычок на лошадку и поехал в лесу. В лесу стал он собирать грибы.

5. Грибок – широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута (ножка гриба). Удерживаем в таком положении 5-10 секунд.
Если ребенок не удержал язык в требуемом положении, можно сказать, что язычок сильно торопится и пробежал мимо грибочка или это гриб червивый найдем другой.
Насобирал язычок много грибов, приехал домой и остановил лошадку.

6. Кучер – сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен звук: «тпру-у-у».
Рад язычок, что насобирал много грибов, и решил он поиграть на гармошке.

7. Гармошка – приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Поиграл он на гармошке, устал и решил подкрепиться. Достал чашечку и налил ароматного чая.

8. Чашечка – улыбнуться, открыть рот, установить язык наверху в форме чашечки (язык широкий, края подняты вверх).
Напился язычок чая, скучно ему стало одному, и подумал он: «А не поехать ли мне в гости?» Взял ключик и пошел заводить машину.

9. Моторчик 1 – поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук, похожий на «зж» или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряженным. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук.

Читайте также:
Знакомство родителей с современными педагогическими технологиями

Это упражнение не сразу получается у детей, поэтому можно говорить, что нужно еще немного проехать, еще раз завести моторчик. Оценить выполнение задания помогут фразы: «Быстро домчал он до друзей», «Дотолкал он свою машину до гостей». Использование смешных фраз, юмора снимает напряжение у ребенка, вызванное неудачей или сильным напряжением.
Приехал он в гости. А там проходят соревнования – кто дальше сдует карандаш.

10. Карандашик – кончик языка поднят к нёбу, дуем на карандаш, лежащий на столе, издавая шепотный рокот. При этом получается ррр. Сначала так катают круглый карандаш, а затем, по мере успеха граненый (рот должен находиться на одном уровне с карандашом).
Стал наш язычок чемпионом, устал и решил вернуться домой. Но вот беда сломалась его машина, и дали ему другую машину. А заводится она так.

11. Моторчик 2 – выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок»), 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении), 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Слышится: «Тр-р-р».
Приехал язычок домой и лег спать (закрыть рот).

Для любой артикуляционной гимнастики можно сочинить сказку-историю, просто нужно немного фантазии.

Одной наиболее часто используемой мной игрой является игра «Магазин». Ее можно модифицировать для различных задач: изучение букв и звуков, заучивание слов по картинкам, классификация предметов и так далее. Суть игры в том, что ребенку предлагается сходить в магазин, в котором ему нужно купить что-то в зависимости от цели задания. Например, мы изучаем букву Б. Вначале мы заработаем деньги для магазина – необходимо выбрать все буквы Б среди других букв. Затем ребенок выбирает (покупает) картинки, на которых изображены предметы на букву Б, расплачиваясь денежками (карточками с буквой).

Данная игра дает возможность перенести акцент с обучения на желание обладать как можно большим числом покупок. Количество полученных карточек дает визуальное представление об успехе.

При отработке произношения путающихся звуков, например р-л, л-й, я применяю игру «Прятки». Педагог берет карточки с изображением букв и прячет их за спину. После чего в хаотичном порядке показывается та или иная буква, а ребенок ее должен правильно произнести. Данная игра не требует большого количества стимульного материала, а так же всегда не предсказуема. Игра дает возможность не только весело и быстро запомнить буквы и звуки, но и развивает внимание и произвольность.

Игры-загадки я использую при изучении тем классификации предметов окружающего мира. Это могут быть загадки о предметах в стихах, но чаще я использую загадки-описания предметов. Загадки-описания могут быть использованы на занятиях, когда в процессе обучения уже рассмотрены основные виды или детали изучаемых объектов.
Например, мы изучаем тему «Транспорт». Для данного занятия подойдут такие загадки-описания: «Я загадала железнодорожный транспорт, который ездит за городом» или «Этот воздушный транспорт может быть пассажирским, грузовым или специальным». Для темы посуда – «Я загадала столовую посуду с донышком, стенками и одной ручкой», «Это кухонная посуда с донышком, стенками, двумя ручками и крышкой».

Загадки загадываются как педагогом, так и самими детьми, что вызывает большой восторг. Детям очень нравится загадывать загадки педагогу или детям в группе, а педагог тем временем может оценить у ребенка уровень усвоения пройденного материала по сочиненной им загадке.

Отрабатывая автоматизацию произношения звуков в словах, с ребенком повторяется большое количество слов, некоторые из них ребенку бывают не знакомы. Для объяснения слов я использую смартфон, набирая в поисковой системе Интернета необходимое слово с картинкой. Дети очень любят современные технические средства, и с удовольствие повторяют отрабатываемое слово, разглядывая картинки на смартфоне. К тому же поисковая система выдает несколько вариантов картинок искомого слова, а педагогу не нужно распечатывать большое количество картинок.

Надеюсь, эти нехитрые приемы помогут вам разнообразить приемы обучения и повысить заинтересованность ваших маленьких клиентов процессом обучения.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аркатова Анастасия Леонидовна, Самофал Роман Александрович

В статье определены этапы формирования мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, раскрыто содержание коррекционно-педагогической работы на каждом этапе. Авторы приводят сведения о том, что у детей с ОНР преобладает слабая мотивация к правильному говорению, дети не стремятся к взаимодействию с педагогом и окружающими, имеют низкий познавательный интерес. Становлению мотивационного компонента речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать игровая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника, участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аркатова Анастасия Леонидовна, Самофал Роман Александрович

CORRECTIVE AND PEDAGOGICAL WORK ON DEVELOPING MOTIVATION FOR CORRECT SPEECH ACQUISITION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is concerned with stages of developing motivation for correct speech acquisition in senior preschoolers with general speech underdevelopment. It describes corrective and pedagogical work at every stage. It is shown that children with general speech underdevelopment have low motivation for correct speaking; they do not wish to cooperate with a teacher and people around and have low cognitive interest. A set of games, psychological and pedagogical support and cooperation between teachers and parents are a key to increase motivation for correct speech of senior preschool children with general speech underdevelopment.

Читайте также:
Приемы постановки звука Р

Текст научной работы на тему «Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-18 УДК 376.3

Аркатова Анастасия Леонидовна

Магистрант, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: arkatova.1971@mail.ru

Самофал Роман Александрович

Кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: samofalr2012@ya.ru

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье определены этапы формирования мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, раскрыто содержание коррекционно-педагогической работы на каждом этапе. Авторы приводят сведения о том, что у детей с ОНР преобладает слабая мотивация к правильному говорению, дети не стремятся к взаимодействию с педагогом и окружающими, имеют низкий познавательный интерес. Становлению мотивационного компонента речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать игровая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника, участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.

Ключевые слова. Мотивация, мотивация к овладению правильной речью, ребенок старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, этапы формирования мотивации правильной речи._

© Аркатова A.J., CaMO^an P.A., 2017

Arkatova Anastasia Leonidovna

Master’s Degree Student , Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: arkatova.1971@mail.ru

Samofal Roman Aleksandrovich

PhD (Psychology), Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: samofalr2012@ya.ru

CORRECTIVE AND PEDAGOGICAL WORK ON DEVELOPING MOTIVATION FOR CORRECT SPEECH ACQUISITION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article is concerned with stages of developing motivation for correct speech acquisition in senior preschoolers with general speech underdevelopment. It describes corrective and pedagogical work at every stage. It is shown that children with general speech underdevelopment have low motivation for correct speaking; they do not wish to cooperate with a teacher and people around and have low cognitive interest. A set of games, psychological and pedagogical support and cooperation between teachers and parents are a key to increase motivation for correct speech of senior preschool children with general speech underdevelopment.

Key words. Motivation, motivation for correct speech acquisition, a senior preschool child with general speech underdevelopment, stages to developing correct speech motivation.

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры, являющейся необходимым условием успешности любого вида деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Динамический анализ ситуации свидетельствует о том, что количество дошкольников с речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Общее недоразвитие речи проявляется в недоразвитии всех сторон речевой деятельности дошкольника, что негативно отражается на психическом и социальном развитии ребенка. Формирование правильного говорения является одной из задач дошкольного образования, и особенно важно решить эту задачу в отношении данной категории детей. Соответственно, перед наукой и практикой стоит цель, заключающаяся в поиске путей повышения эффективности обучения дошкольников с общим недоразвитием речи.

В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с ОНР, традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены этими детьми. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, оказался за рамками анализа специалистов. Как указывает А.Н. Леонтьев [3], мотивация является центральным механизмом речи. Она определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.

По мнению Н.В. Елфимовой [2], к старшему дошкольному возрасту ребенок достигает достаточно высокого уровня развития мотивационной сферы: утрачивается ситуа-тивность мотива, ребенок способен осознать смысл потребности, при помощи взрослого поставить сознательную цель, возникает целевая иерархия. Формируется важнейшее качество побуждений, которым подчиняются действия зрелого человека – соподчинение мотивов.

С учетом того, что мотивация является центральным механизмом речевой деятельности, в планирование работы по преодолению общего недоразвития речи необходимо включать мероприятия, направленные на психолого-педагогическую поддержку дошкольников в процессе формирования мотивации к овладению правильной речью, что обуславливает актуальность темы исследования.

В своей работе мы придерживались позиции С.М. Валявко [1], которой были выделены следующие этапы формирования мотивации правильной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: адаптационный, диагностический, мо-тивационный, деятельностный.

Деятельность по формированию мотивации к овладению правильной речью у старших дошкольников с ОНР может быть эффективной только в том случае, если она спланирована комплексно. При планировании работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию мотивации правильной речи необходимо учитывать индивидуальные характеристики дошкольников с нарушением речевого развития, срок адаптации к коррекционной группе каждого ребенка, а также такие личностные особенности детей, как невротизм, поведение избегания и др. Обязательной составляющей процесса формирования мотивации к овладению правильной речью должно стать повышение самооценки ребенка с речевым дефектом, путем создания ряда ситуаций, в которых он почувствует себя успешным. Работа проводится всеми специалистами логопедических групп совместно с родителями. В случаях нарушения речевого поведения (негативизм) и наличия нарушений эмоционально-волевой сферы (тревожность, страх) у ребенка логопедическому воздействию должна предшествовать психологическая коррекция.

На адаптационном этапе формирования мотивации правильной речи ребенка с ОНР рекомендуется вести работу по следующим направлениям: организация работы с родителями (анкетирование, лекции, консультации, памятки); осуществление игровой деятельности с дошкольниками, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», на снятие психоэмоционального напряжения, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Необходимым условием для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе для детей с ОНР.

Изучение мотивации к овладению правильной речью дошкольников с ОНР (диагностический этап) проводилось в МБДОУ «Детский сад № 124» г. Череповца в 2016 г. В качестве частной методики исследования выступил тест С.М. Валявко [1]. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет, имеющие заключение ПМПК «Общее недоразвитие речи 2-3 уровня», а также 20 дошкольников с нормой речевого развития. Количественный анализ полученных данных показал, что дети дошкольного возраста имеют разный уровень сформированности мотивации к овладению правильной речью. Большинство детей с общим недоразвитием речи были отнесены к слабо мотивированным воспитанникам – 70 % детей, мотивированные дошкольники составили всего 30 %. Дошкольники с нормальным речевым развитием показали более высокий уровень мотивации к овладению правильной речью – 90 % были отнесены к мотивированным и лишь 10 % к слабо мотивированным дошкольникам.

Читайте также:
Ребусы для профилактики ошибок на письме

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием, не сформирован достаточный уровень мотивации к овладению правильной речью. Большинство дошкольников с ОНР слабо мотивированы на исправление речевого дефекта. Это выражается в быстром исчерпывании первоначального мотива, малой значимости учебного требования, проявлении игровой мотивации. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с мотивом стремления к успеху выделяется мотив избегания неудач, наблюдается мо-тивационная ригидность. Уровень мотивации детей определяет их личностные особенности, поведение и специфику деятельности. Полученные результаты доказывают необходимость проведения работы с детьми с ОНР по формированию мотивации правильной речи.

На мотивационном этапе важно осуществлять взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Учитель-логопед реализует программу по взаимодействию с семьей ребенка с ОНР. Целью программы является поиск эффективных форм взаимодействия педагога с родителями в повышении мотивации правильной речи дошкольника с общим недоразвитием речи. Педагог знакомит родителей с методическими рекомендациями по содержанию и формам семейного воспитания, повышает родительскую компетентность в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Основными формами работы учителя-логопеда с родителями на данном этапе будут выступления педагога на родительских собраниях, проведение консультации по результатам обследования речи детей, осуществление анкетирования, оформление папок-передвижек, проведение индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, просмотр открытых индивидуальных занятий, показ видеоупражнений, видеообращений, поощрение родителей и детей в конце учебного года благодарностями и грамотами.

Ожидаемыми результатами реализации программы по взаимодействию учителя-логопеда и семьи ребенка с ОНР в процессе формирования мотивации к овладению правильной речью является осознанное включение родителей в коррекционный

процесс, который позволит значительно повысить эффективность работы по преодолению речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Также на мотивационном этапе педагоги логопедической группы организуют и проводят с детьми игровые комплексы по автоматизации и постановке звуков, создавая условия для проявления речевой активности и преодоления речевого негативизма у дошкольников с ОНР. Игровые комплексы способствуют расширению и уточнению словаря, грамматической правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, развивают кругозор, фонематический слух, чувство ритма и рифмы. Учитель-логопед осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, помогая ему раскрыться. В совместной игровой деятельности педагог избегает критических замечаний, оценивая результат деятельности дошкольников, подбадривает ребенка, делает акцент на том, что у него лучше всего получается.

Использование специальных игр и игровых упражнений, направленных на развитие саморегуляции и самоконтроля воспитанников с общим недоразвитием речи, умение и желание педагога эмоционально поддержать ребенка, создание творческой и доброжелательной атмосферы коррекционно-образовательного процесса создает предпосылки для формирования мотивации к овладению правильной речью у дошкольника старшего возраста с ОНР.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации правильной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи неразрывно связана с психологическим сопровождением коррекционно-образовательного процесса, предполагающим воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферу и формирование речевого поведения дошкольника с ОНР.

При реализации деятельностного этапа становления мотивационного компонента речевой деятельности старших дошкольников с ОНР учитель-логопед развивает их коммуникативные навыки, формирует эмоциональную стабильность, положительную самооценку, лидерские качества, создает предметно-развивающую среду и обеспечивает условия для вхождения детей в социум, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Педагоги группы организуют и проводят с дошкольниками с ОНР игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, на формирование эмоциональной стабильности ребенка, положительной самооценки. Так, развитие коммуникативных навыков эффективно осуществляется при помощи игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения. Задачами формирования эмоциональной стабильности дошкольников с ОНР являются: научить детей понимать эмоциональное состояние (свое и окружающих людей), дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово), совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Для развития адекватной самооценки, образа «Я» ребенка с общим недоразвитием речи помимо серии дидактических игр и упражнений педагог может предложить детям поучаствовать в мероприятии, рассказывающем об интересах и увлечениях каждого ребенка, что поднимет их авторитет среди сверстников, придаст уверенность в себе.

При формировании мотивации правильной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР необходимо сделать так, чтобы они смогли чувствовать себя уверенно и спокойно. Это произойдет, если ребенок научится работать с противоречивыми ситуациями, выступающими в виде предъявления противоположных позиций. Для этого мы предлагаем использовать методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

На деятельностном этапе учитель-логопед группы поддерживает непрерывную связь с родителями, которая осуществляется с помощью коллективной, индивиду-

альной и наглядной форм работы; предлагает варианты организации совместной деятельности родителей и педагогов с детьми (изготовление игрушек, поделок своими руками, проведение игр-фантазий, театрализованных представлений, совместных праздников, экскурсий, игр-путешествий).

В результате совместной работы педагогов и семей воспитанников родители начинают принимать активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая их и налаживая взаимоотношения с ними; педагоги узнают больше о семье и ребенке; дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме; расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей – все это приводит к повышению мотивации правильной речи дошкольника с ОНР.

Читайте также:
Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Таким образом, формирование мотивации к овладению правильной речью является необходимым условием преодоления речевого дефекта у детей с ОНР. Педагоги логопедической группы создают такие условия, которые стимулируют у дошкольника собственное желание правильно говорить. Поскольку для развития речи необходимым условием является общение со взрослым, то родители должны принимать активное участие на всех этапах работы по формированию мотивации правильной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Тесное взаимодействие с родителями, повышение мотивации к правильной речи ребенка с помощью игровой деятельности, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника будут способствовать его гармоничному развитию и подготовке к школьному обучению.

1. Валявко С.М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006.

2. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации у дошкольников и младших школьников. М., 1991.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

1. Valiavko S.M. Osobennosti motivatsii starshikh doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem re-chi: avtoref. dis. [Peculiarities of motivation of older preschool children with a general hypoplasia of speech: the author’s abstract. Dr. Dis.], 2006.

2. Elfimova N.V. Diagnostika i korrektsiia motivatsii u doshkol’nikov i mladshikh shkol’nikov [Diagnosis and correction of motivation in preschool children and younger schoolchildren]. Moscow, 1991.

3. Leont’ev A.N. Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, motives, emotions]. Moscow, 1971.

Аркатова А.Л., Самофал Р.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 125-129.

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 27.05.2019 2019-05-27

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Суворкина, А. П. Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях / А. П. Суворкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 530-532. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59702/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проблема мотивации лиц с речевой патологией, особенно детей дошкольного возраста, изучена крайне недостаточно. Наименее изученными остаются вопросы мотивации к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи.

Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения [1].

Отмечается, что недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы. Поэтому детальное исследование рассматриваемой проблемы перспективно как в плане дальнейшего развития теории, так и практики логопсихологии и логопедии [2].

Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий.

Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей [3].

Цель исследования заключалась в изучении особенностей формирования мотивации к исправлению недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Наличие терминологической неясности и недостаточная изученность проблемы определили трудности выбора диагностического инструментария, особенно для изучения данной сферы у детей дошкольного возраста [4].

Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации к исправлению недостатков речи:

  1. Мотивация достижения (рассматривалась относительная выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста);
  2. Мотивация к обучению (рассматривалась выраженность познавательного или игрового мотива ребенка);
  3. Мотивация к логопедическим занятиям (рассматривались ожидания ребенка, связанные с ситуацией обучения, его отношение к ней, эмоциональный настрой, познавательный интерес).

К указанным выше блокам личностных качеств были подобраны и адаптированы следующие методики: методика «Определение мотивов учения» М. Р. Гинзбург, методика «Сказка» Н. И. Гуткиной и адаптированная анкета Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации».

Проведенное исследование позволило выявить доминирующие мотивы поведения на логопедическим занятии, степень выраженности учебной мотивации и диагностировался уровень мотивации к исправлению недостатков речи.

Данные, полученные в результате проведения методики для определения мотивации к обучению, позволяют говорить о преобладании игрового мотива у дошкольников с ОНР — 42 % детей ответили, что в детском саду им нравится только играть с другими детьми и гулять.

Только 25 % детей сказали, что им нравится учиться в детском саду, нравится ходить на логопедические занятия и выполнять разные задания. Это показатель учебного мотива. Один ребенок выбрал позиционный мотив сказав, что хочет поскорее стать взрослым. Для другого ребенка было важно получать хорошие отметки, чтобы дома обязательно за это похвалили родители. Внешний мотив выявился у двоих дошкольников — собственного желания ходить в детский сад, на логопедические занятия дети не проявляют, а делают это, только по принуждению родителей или педагогов.

Данные, полученные в результате определения доминирования познавательного или игрового мотива, позволяют говорить о преобладании игровой мотивации у дошкольников с ОНР — 67 % детей показали слабую познавательную потребность, выбрав игрушки вместо сказки. Но игра их носила манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое. Среди них было двое детей, которые хотели и поиграть, и дослушать сказку. Но это желание рассматривалось с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации.

Читайте также:
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Только 33 % дошкольников с ОНР выбрали дослушать сказку до конца, что говорит о выраженном познавательном интересе у этих детей. Они внимательно слушали и смогли ответить на вопросы по тексту.

Методика мотивации к логопедическим занятиям позволяет говорить о преобладании низкого уровня — 50 % детей посещают логопедические занятия неохотно, предпочитают пропускать их. На занятиях часто отвлекаются, занимаются посторонними делами, играми.

Средний уровень наблюдается у 42 % дошкольников. Они испытывают положительное отношение к детскому саду, но он привлекает их больше как место для игр. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в саду, однако ходят в туда, чтобы общаться с друзьями, с педагогом. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и исправление недостатков речи их мало привлекает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечается недостаточный уровень сформированности мотивации к исправлению недостатков речи. Для них наиболее значимо получение удовольствия от процесса общения с логопедом, от игр с другими детьми, а не от результата учебной деятельности. Соответственно, формировать мотивационную сферу необходимо в связи с тем, что именно вопросы мотивации к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи играют порой решающую роль во всем коррекционном процессе.

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 2001
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — Учебник для вузов. — СПб., 2000. — 432с.
  3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Смысл, 1971.-245 с.

Повышение мотивации на логопедических занятиях

Светлана Лагутеева
Повышение мотивации на логопедических занятиях

Успешность в преодолении ребенком речевых нарушений во многом зависит от настроя ребенка, от понимания важности активной деятельности на занятиях с логопедом, от развития произвольных качеств личности и заинтересованности в речевых занятиях. Занятия с логопедом в школе проходят во внеурочное время, но это не значит, что данная деятельность носит развлекательный и менее серьезный характер, чем уроки с учителем в классе. Наоборот, после перерыва после учебных занятий у детей возрастают возможности с полными силами приступить к работе по исправлению недостатков звукопроизношения, профилактике проблем устной и письменной речи.

Работая с детьми-логопатами (имеющими те или иные речевые проблемы) логопед часто сталкивается с тем, что дети не заинтересованы в исправлении своих проблем, потому что не могут их оценить со стороны. Так же часто не проявляют желания, а наоборот всячески протестуют при проведении с ними коррекционной работы. Наиболее это выражено у детей с ОВЗ с ЗПР, так как у данной категории учеников именно произвольность процессов и мотивационная готовность к данному виду обучения, как логопедическая помощь практически отсутствует первоначально.

Сталкиваясь с данной проблемой, логопеду приходится на начальном этапе использовать различные приемы повышения мотивации ученика к речевым занятиям. Какими же средствами, методами и приемами пользуется логопед в своей работе? Рассмотрим их на примере работы с детьми 1-2 классов.

В начале работы логопед настраивает группу детей, создает положительное отношение к занятиям, заинтересовывает с помощью создания благоприятной обстановки на занятиях, использования различных игровых ситуаций, создания ситуации успеха, широкие использование помощи и вселение уверенности в каждого ребенка в том, что у него обязательно получится. На своих занятиях я не использую критику, касающуюся неудач, наоборот поддерживаю стремление работать, преодолевать трудности и упорство детей.Такие фразы как: «Я знала, что у тебя получится», «Еще немного и вот-вот появится звук», «Посмотри, как ровно ты стал писать буквы» несомненно, поддерживают желание ребенка и в следующий раз, он постарается сделать еще лучше.

Заинтересовать детей на логопедических занятиях помогают игровые ситуации, задания, использование раздаточного дидактического материала, где каждый ребенок может наглядно увидеть свои ошибки, исправить их, сравнить с результатом соседа по парте, визуализировать то, чего в обычном уроке сделать практически невозможно.Так работая по теме: «Звуки и буквы» дети учатся выделять в словах заданные звуки, определять позицию в слове, называть по порядку. Очень важным моментом считаю использование карточек схем, для того, чтобы подкрепить слуховой анализатор зрительным, чтобы визуально увидеть, как это выглядит, чтобы простое проговаривание звуков дополнилось кинестетическими действиями и моторной деятельностью. Так мы выкладываем с помощью цветных фишек звуки слова, зарисовываем схему слов, работает с предложением и т. д.

Давая характеристику звуков, используем условные обозначения,которые помогают ребенку запомнить и воспроизвести полные сведения: «Звук согласный /гласный, твердый/мягкий, парный/непарный, звонкий /глухой и т. д.». Отлично работает прием, когда все ребята работают за столами, а кто – то выходит к доске с карточками и работает перед группой. А далее все могут проверить правильность своего выбора. Работа с символами дает возможность ребенку быстро исправиться, что не так действенно при работе в тетради со схемой, тем самым ребенок находится в неизменной ситуации успеха.

Привыкая работать с символами, дети постепенно накапливают опыт, у них проходит робость, страх перед выходом к доске, повышается уверенность, которая естественным образом повышает мотивации к обучению на логопедических занятиях.

Действенным приемом мотивации является положительный опыт ребенка. Так, например, при постановке звуков индивидуально, мы часто демонстрируем свои успехи в группе детей. Получая одобрение не только учителя, но и сверстников поднимает у ребенка самооценку, часто дети еще более заинтересованно работают на занятии. Такой прием нужен и тому, кто еще только на начальном этапе постановки звуков, у кого еще не получается, так как это подстегивает его желание преодолеть нарушение и так же «похвалиться» перед ребятами класса.

Игровые приемы и решение занимательных заданий на занятиях с логопедом, так же повышает мотивацию детей. Так ребусы и кроссворды, лабиринты, шарады привлекают детей, развивают мышление, решают вопросы речевого развития. Данные задания я подбираю таким образом, чтобы в тематике заданий была нацеленность либо на лексическую тему, либо на закрепление пройденного материала и закрепляемый звук.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме Весна

Прекрасным практическим материалом на занятиях являются пособия коллеги Е. Круогла, которая в открытом доступе делится своим опытом. Данные пособия красочны, практичны и очень интересны детям. Это большая находка в моей работе с детьми. Работая с карточками, выполняя упражнения, ребенку можно предоставить самостоятельность, что очень нравится детям. Вместе проверяя задания, мы ищем ошибки, преодолеваем и разбираем их. Одно и тоже задание дети могут выполнять многократно, это не надоедает, наоборот, чем больше мы их повторяем, тем больше ситуации успеха. Данные игры способствуют интеллектуальному развитию, формируют произносительные, развивают лексико-грамматические навыки.

Одним из действенным методов повышения мотивации к речевым занятиям являются ИКТ и интерактивные игры. Яркие, красочные презентации привлекают внимание, получение одобрения в онлайн – играх при правильном решении задания стимулирует ребенка, работа с тренажером «Дельфа» в парах формирует положительный дух соперничества и в то же время взаимовыручку, поддержку друга и исправление ошибок, помощь. В играх произносительные навыки формируются легко и непринужденно, не перегружают ребенка.

Таким образом, используя вышеперечисленные и многие другие приемы, повышают у детей мотивацию к логопедическим занятиям, создают непринужденную обстановку, вызывают интерес, а значит, делают занятия более продуктивными и нацеленными на результат в преодолении речевых недостатков.

Подготовила учитель-логопед С. С. Лагутеева

МБОУ «Школа-интернат № 1» г. Саров, Нижегородская область

«Колодец». Оригинальное пособие для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

«Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Пособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на логопедических занятиях

«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на логопедических занятиях»

Как известно, успешность обучения ребёнка в школе предполагает высокий уровень его развития познавательной деятельности в сочетании с положительной мотивацией к учению

Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией “… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения”, а под мотивом “. направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней”.

Тема повышения мотивации является актуальной для учителей-логопедов детских домов, так как специфика нарушений речи воспитанников детских домов проявляется в слабости речевых контактов, а также сниженным интересом к учебной деятельности, следовательно, с этими детьми важно не упустить время для педагогической коррекции, поэтому способствовать повышению положительной мотивации к обучению необходимо уже в дошкольном возрасте.

Формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для ученика.

2. Создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя-логопеда).

4. Помощь учителя-логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.

5. Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

Как же повысить мотивацию учебной деятельности детей-логопатов на логопедических занятиях?

К приёмам деятельности учителя-логопеда, способствующим формированию мотивации учения в целом, относятся:

создание общей благоприятной атмосферы в логопедическом кабинете;
создание ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого ребёнка;

помощь учителя-логопеда в виде советов, наталкивающих самого ребёнка-логопата на правильное решение проблемы.

Тема повышения мотивации всегда актуальна и является постоянным предметом изучения всех без исключения учителей-логопедов . Если в начале коррекционного обучения дети с удовольствием посещают занятия , то после наблюдается заметное снижение интереса. Объяснение такому положению простое : на первых этапах работы есть больше возможностей использовать игровые приёмы, но главное успешность и неуспешность детей на занятиях не столь очевидна . На дальнейших этапах коррекционной работы сложность материала увеличивается, дети по-разному усваивают новый материал. И несмотря на то, что на занятиях мы не сравниваем результаты, дети сами оценивают свои «достижения» и, как правило, не в свою пользу. Многие из них сильно переживают, когда у них что-то не получается особенно длительное время. У них падает интерес, появляется неуверенность в себе. Чем больше выражено речевое недоразвитие, тем сильнее это проявляется. Усугубляется это обстоятельство, если ребёнок тревожный, робкий, неуверенный в себе.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Состав слова. Окончание'

Первостепенная задача учителя-логопеда – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и в свои возможности, почувствовать себя успешным. На занятиях необходимо оценивать не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему. Стараться находить даже совсем маленькие достижения, хвалить ребёнка. Именно такой подход позволяет всем детям независимо от их возможностей и логопедических диагнозов чувствовать себя успешным. Сложность проведения занятий состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ребёнку. Очень важно найти «ключик» к каждому ребёнку, помочь ему раскрыться. Хвалить ребёнка можно только при условии действительно совершенных стараний и усилий. При каждом удобном случае подбадривать, делать акцент на том, что получается. Необходимо тщательно осуществлять подбор материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и ближайшей зоны его развития.

С целью повышения мотивации к логопедическим занятиям я использую различные методы, способы и приёмы .

Положительный эмоциональный фон необходимо создавать в самом начале занятия, сопровождая его приятной музыкой, сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить детей-логопатов на восприятие учебного материала на протяжении всего занятия. В ходе занятия необходимо избегать критических замечаний по отношению к ребёнку-логопату; указав на ошибку, нужно объяснить, как можно её исправить. Такие позитивные высказывания учителя-логопеда как: «Я рада, что ты справился с этим заданием», «Я знала, что ты можешь пересказать эту сказку», «Посмотри, как ты стал красиво писать», — помогают детям с речевыми проблемами, особенно детям, которые проживают в детском доме с имеющейся психической депривацией.

Заинтересовать ребёнка на логопедических занятиях помогают разнообразные дидактические игры с включением кукольных героев, например, использование на занятии театра-фланелеграфа способствует развитию всех компонентов речи, а также благоприятно влияет на познавательную деятельность детей-логопатов.

Применение пальчикового театра в коррекционном процессе способствует формированию связной и просодической сторон речевого развития детей дошкольного возраста, являясь значимым звеном в коррекционном процессе.

Различных кукол можно также использовать при подведении итога занятия. Кукла может поощрить ребёнка или сделать ему замечание в корректной форме.

Как показывает опыт, куклы, участвующие на логопедических занятиях, вызывают различные эмоции у детей-логопатов, что повышает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом.

В настоящее время учителя-логопеды имеют возможность использовать различные компьютерные технологии, которые помогают вносить в ход занятия элемент новизны, например, использование компьютерных игр: «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», придаёт занимательность коррекционному процессу.

Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента (“разминки для ума”). Тут могут быть использованы загадки и ребусы.

В процессе игры дети не только легче овладевают учебными навыками, но и развивают свои психические процессы. Особый интерес у детей с речевыми нарушениями вызывают мультимедийные презентации по изученным темам. Эти презентации включают яркий наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, который вызывает интерес у детей-логопатов, а значит повышается мотивация к учебной деятельности.

Эффективность коррекционного обучения также может быть существенно повышена при использовании на занятии речевых игр. Данные игры способствуют интеллектуальному развитию, формируют у детей-логопатов произносительные, а также лексико-грамматические навыки, которые, посредством речевых игр, закрепляются легко и непринужденно.

Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация к логопедическим занятиям у детей повысится, если:

созданы благоприятные психолого-педагогические условия;

созданы ситуации успеха;

используются нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы;

Мотивация и положительная установка на восстановление речи

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)
Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).
Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
Определение величины лона ногтя большого пальца.
На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.
Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левшей практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии
Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.
Упражнения
Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.
Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).
На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно ведется восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии
В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.
Упражнения
На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.
На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.
Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые письменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.
Вверх
Коррекция речи (лечение) при семантической афазии
Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.
Упражнения
Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.
Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.
Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), откуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

Читайте также:
Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’

Восстановление речи при афферентной моторной афазии
Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.
Упражнения
При грубо-выраженной форме сначала ведется работа по растормаживанию речи, по преодолению эмболофразии, выделение первых артикулем в словах. Перед тем как вызывать звук, больной должен «считывать» его с губ, с языка. Эффективнее начинать работу с вызова контрастных звуков: а, к, у. Для лучшего усвоения логопед использует схемы для каждого звука: а – большой кружок, у – узкий кружок, р – волнистая линия и т.д.
После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.
Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.
– Ты хочешь есть?
– Есть, да.
– Ты есть будешь?
– Буду.
– Ты будешь суп?
– Буду суп.

Кроме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии
Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.
Упражнения
Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.
Преодоление аграмматизмов достигается путем дописывания окончаний, вставки предлогов, восстановления смысловой структуры слова. При восстановлении экспрессивной речи дается задание закончить фразу: «я поменял постельное …» или рассказать для чего, какой предмет нужен.
Для развития глагольной лексики используется составления какого-либо плана или режима дня: «Я встал, оделся, умылся….» и т.д. Если чтение полностью нарушено, то используются специальные азбуки с картинками: А – арбуз, В – волк и т.д. Восстановление чтение производится параллельно со звуко-буквенным анализом слов. На поздних этапах больному советуют разгадывать несложные кроссворды.

Коррекционная работа при динамической афазии
Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.
Упражнения
Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».
Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.
Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.
Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.
статья

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи. 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Анна Николаевна, учитель-логопед

МБДОУ ЦРР №89 «Парус» г. Якутска

«Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи».

На сегодняшний день остро стоит вопрос коррекционной работы с якутскоязычными детьми, имеющими речевые нарушения. Данной проблемой в Якутии занимались И.И. Каратаев, В.С. Илларионова, Е.П. Басыгысова и др.

Целенаправленная логопедическая помощь якутскоязычным детям должна проводиться на родном языке. Содержание логопедической работы по развитию речи у якутскоязычных детей имеет свою специфику, но данная проблема не нашла своего полного решения в научной и методической литературе.

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи будет эффективной, если:

  • проводить логопедические занятия на родном якутском языке;
  • подобрать разнообразный речевой материал с учетом специфики якутского языка;
  • учитывать возрастные особенности и структуру речевого нарушения детей.

Цель работы: подтвердить эффективность разработанного комплекса логопедических занятий на якутском языке по развитию речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.

  • изучить и проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
  • выявить уровень развития речи у якутскоязычных детей среднего дошкольного возраста;
  • разработать комплекс логопедических занятий на якутском языке;
  • провести сравнительный анализ полученных результатов.

Результаты обследования развития речи детей показали, что у детей нарушена интонационная сторона речи, отмечаются нарушения артикуляционной, мимической моторики, ограниченность словарного запаса. Звукопроизношение отстает от нормы: многочисленные искажения, замены (ц-с, тс; цапля-сапля) и смешения (шарф-шарп) звуков; недифференцируют мягкие и твердые звуки (щука – шука). Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети слова, состоящие из нескольких слогов, укорачивают или недоговаривают звуки.

На основе полученных результатов разработали:

1). Альбом обследования звукопроизношения для якутскоязычных детей. Данный альбом состоит их набора предметных картинок, которые ребенок должен назвать на якутском языке. Названия предметов, изображенных на картинках, представляют собой слова различного слогового и звукового состава, занимающие различные позиции в слове. Сначала ребенку предлагаются назвать слова со звуками употребляемые только в коренных якутских словах, а затем слова, звуки которых отсутствуют в живом народном языке (в, ф, з, ш, ж, щ, ц).

2). Книжка с рекомендациями для воспитателей и родителей по выполнению артикуляционной гимнастики для якутскоязычных детей. Как отмечает Валентина Семеновна Илларионова, артикуляционная база у якутов значительно отличается, поэтому при разговоре на русском языке у некоторых якутов отмечается акцент. Это обусловлено тем, что у якутов при произнесении слов артикуляционный аппарат работает слабо, без напряжения: они говорят медленно, вяло. Поэтому при работе с якутскоязычными детьми нужно делать упор на развитие артикуляционного аппарата.

3). Комплекс групповых и индивидуальных логопедических занятий на якутском языке с учетом ведущей деятельности детей. Логопедические занятия призваны решать три взаимосвязанные задачи: образовательную, коррекционную и воспитательную.

Групповые занятия по лексическим темам проводятся согласно календарно – тематическому плану. При составлении данного плана адаптирована программа Н.Н. Нищевой. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из следующих этапов:

– развитие общих речевых навыков;

– развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

– развитие зрительного и слухового внимания;

– развитие слоговой структуры слова;

– развитие лексики и связной речи.

Для индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков подобран и успешно использован разнообразный речевой материал на якутском языке. Занятия проводились по определенной структуре и включали следующие этапы: организационный момент, сообщение темы, артикуляционная гимнастика, развитие интонационной стороны, физминутка, развитие фонематического слуха, работа над звукопроизношением.

Сравнительный анализ полученных результатов подтвердил эффективность проведения комплекса логопедических занятий на якутском языке.

На основе предложенной системы работы нами составлены методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей, педагогов ДОУ и родителей по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения”

Основная задача детского сада – это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, .

Квалификационная работа “Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта”

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему “Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта”.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт.

“Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи”.

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное .

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: