Мониторинг речевого развития детей с ОНР

Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 17.03.2021 2021-03-17

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Мельникова, О. Н. Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи / О. Н. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77595/ (дата обращения: 18.01.2022).

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.

Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Её эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. В ходе исследования речи ребенка учителю-логопеду необходимо последовательно решить следующие задачи:

1. Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка.

2. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

3. Установить уровень речевого развития.

Это, в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости, позволяет сформулировать логопедическое заключение.

По ряду причин объективная оценка при дифференциальной диагностике дошкольников бывает затруднена. Для получения объективных данных необходимо, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, а взрослый, проводящий обследование, обладал достаточным опытом, наблюдательностью, умелым подходом к ребенку. Часто работа учителя-логопеда проходит в условиях жесткого ограничения времени. Как минимизировать способы оценки речевой деятельности, но при этом не потерять значимой информации? Как быстро собрать информацию? Как её сохранить? И как потом воспроизвести, т. е. быстро дать характеристику ребенку (с примерами)?

В решении этих проблем могут помочь карты экспресс-обследования речи детей, которые предназначены для учителей-логопедов ДОУ (рис.1-3).

Рис. 1. Карта экспресс-обследования речи ребенка 4 лет

Рис. 2. Карта экспресс-обследования речи ребенка 5 лет

Рис. 3. Карта экспресс-обследования речи ребенка 6 лет

Карты экспресс-обследования для мониторинга общего и речевого развития детей с ОНР позволят учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребенка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.

В основе карты экспресс-обследования я использовала методику проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет Н. В. Нищевой [1, с. 268] и схему исследования речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) [1, с. 233].

Опираясь на разработки учебных карт обследования речи Е. П. Фуреевой и Е. В. Шипиловой [5,с. 37], я попыталась обобщить и систематизировать материал, чтобы он был удобен, доступен, легок в применении.

Карта экспресс-обследования — это средство для быстроты фиксирования результатов обследования. Она предназначена для:

– Определения уровня речевого развития детей четырех, пяти, шестилетнего возраста;

– Выявления отклонений в речевом развитии;

– Подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.

По таким картам легко дать характеристику (устную, письменную), приводя примеры правильных речевых высказываний ребенка и обозначая слабые стороны. Данная карта, по сравнению с известными речевыми картами обследования речи, имеет ряд преимуществ:

– Удобное расположение информации (на одном листе для каждого возраста), облегчающее ввод, обработку и извлечение необходимых данных.

– Индивидуально ориентированная процедура обследования для детей четырёх, пяти и шестилетнего возраста.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используется «Картинный материал к речевой карте ребенка 4–7 лет» Н. В. Нищевой. [2]

Обследование проводится на протяжении нескольких дней. На каждое исследование затрачивается не более 10 минут (ребенку 4 года); 15 мин. (ребенку 5 лет) или 20 мин (ребенку 6 лет) [5, с. 4].

Во время взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком создается положительный эмоциональный фон. Ребенок заинтересовывается выполнением заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Учитель-логопед может предлагать ребёнку задания не из всего предложенного материала, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их.

Содержание карт экспресс-обследования изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выявление следующих характеристик речевого развития детей:

– общее развитие ребенка: знает или не знает свое имя, возраст, родственные отношения, временные представления; (для 5 лет — времена года, для 6 лет — дни недели и части суток);

– зрительно-пространственный гнозис и праксис;

– строение и подвижность артикуляционных органов;

– воспроизведение звуко-слоговой структуры слова;

– состояние фонематического анализа и синтеза; (в 5 лет дети выделяют первый ударный начальный гласный; в 6 лет могут назвать начальный и конечный согласный в слове, определить последовательность и количество звуков в слове);

– активный словарь: номинативный, предикативный, атрибутивный (в 6 лет дети подбирают слова-антонимы);

– состояние словоизменения (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, употребление имен существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными единственного числа, употребление предложно-падежных конструкций, употребление числительных два и пять с существительными);

Читайте также:
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром

– состояние словообразования: употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; (в 6лет ребенок может назвать относительные и притяжательные прилагательные);

– состояние связной речи (в 4 года дети рассказывают по картинке, им доступен пересказ из 4 предложений; в 5 лет пересказывают рассказ; в 6 лет составляют рассказ по серии картинок).

Данное обследование может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития речевых компонентов у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются в речевой карте ребенка. Такая организация работы значительно сокращает время проведения обследования. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития и намечается программа дальнейшей педагогической работы.

Эта работа была представлена на заседании городского методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Волжского Волгоградской области, где было принято решение считать карты экспресс — обследования актуальными и рекомендовать их к использованию в работе.

  1. Нищева Н. В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 3–7 с.
  2. Нищева Н. В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»: Наглядно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-16 с.+ цв.вкл.
  3. Фуреева Е. П., Шипилова Е. В. «Учебные карты обследования речи». Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Логопедия» Волгоград «Перемена», 2004.
  4. Нищева Н. В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  5. Быховская А. М., Казова Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012–32с.

Логопедическое обследование детей с ОНР

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
– где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
– проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
– проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
– проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
– проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
– подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
– также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
– картинка для называния частей тела(слайд 32)
– подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
– слов – синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
– состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
– «Назови первый звук в слове сок …»
– «Назови последний звук в слове мак…»
– «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
– «Определи последовательность звуков в слове сом»
– «Определи количество звуков в слове рак»
– «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Мониторинг речевого развития детей с ОНР

  • Новости
  • Портфолио
  • Родителям
  • Автоматизация звуков
  • Специалистам
  • Полезные ссылки
  • Фотоальбом
  • Вопрос-ответ
  • Контакты

Мониторинг речевого развития дошкольников 6-7 лет

Мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

При работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей работы и выявить уровень готовности детей к обучению в школе. Существует множество методик такой оценки. Однако все они достаточно объёмны, и их проведение занимает много времени.

Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результам обследования даётся качественная и количественная оценка.

Качественная оценка представляет собой анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою количественную интерпретацию.

При разработке мониторинга использовалась нейропсихологическая диагностика Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В. [1]

1. Сформированность звукопроизношения

Задания:
а)называние картинок, в названии которых содержатся обследуемые звуки,
б)отраженное повторение фраз с обследуемыми звуками:
Лариса разбила тарелку.
Слышится шелест сухого камыша.
Часовщик чинит часики.
У наседки шесть цыплят.
В чаще щебечут птицы.
Носильщик тащит вещи.

Оценка:
Высокий уровень – Все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются самостоятельно или после стимулирующей помощи (“Скажи еще раз красиво”).
Средний уровень – Изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не употребляется или искажается.
Низкий уровень – Нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.

2. Сформированность навыков языкового анализа

Инструкция:
Сколько слов в предложении «Мама режет ножом капусту»?
Какое второе слово в этом предложении?
Сколько звуков в слове «мак»?
Сколько звуков в слове «сани»?
Какой первый звук в слове «сани»?
Какой последний звук в слове «окно»?

Оценка:
Высокий уровень – Задание выполняется правильно.
Средний уровень – Ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного акцентированного проговаривания.
Низкий уровень – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при этом чаще всего неправильно или задание не принимается.

3. Сформированность звуковой и слоговой структуры слова

Задание:
Повторить слова:
телевизор
лекарство
сковорода
космонавт
кинотеатр
милиционер
аквариум

Повторить предложения:
Весело журчат ручьи.
У метро строится кинотеатр.
На сковороде жарятся котлеты.
Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.

Оценка:
Высокий уровень – Задание выполняется правильно, в предложенном темпе.
Средний уровень – Единичные ошибки, которые исправляются после повторного проговаривания или воспроизведение в замедленном темпе.
Низкий уровень – Нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не исправляет после повторного проговаривания.

4. Сформированность навыков словообразования

4.1. Образование названия детенышей животных
Инструкция: У кошки – котята, а у
Козы –
Волка –
Утки –
Лисы –
Льва –

4.2. Относительные прилагательные
Инструкция: Салат из моркови – морковный, а как называется …
Варенье из яблок –
Стакан из стекла –
Стол из дуба –
Веник из березы –

4.3. Притяжательные прилагательные
Инструкция: У собаки лапа собачья, а у
Кошки –
Зайца –
Клюв у курицы –
У утки –

4.4. Приставочные глаголы
Оборудование: картинки на приставочные глаголы из пособия Филичевой Т.Б.
Инструкция: Я буду рассказывать, а ты мне подсказывай.
Примечание: Логопед предваряет ответ ребенка демонстрацией картинки с изображением соответствующего действия. При отсутствии необходимого картинного материала обследование проводится с помощью демонстрации действий игрушкой.

Мальчик шел, шел, через дорогу …(перешел), к дому ….(подошел), вокруг дома … (обошел), в дом …(вошел/зашел), из дома …( вышел) , от дома …. (отошел).

Оценка:
Высокий уровень – Все задания выполняются правильно.
Средний уровень – Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.
Низкий уровень – Более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект логопедического занятия в 1 классе

5. Сформированность грамматического строя речи

5.1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Оборудование: картинки из пособия Филичевой Т.Б.
Инструкция: Посмотри на картинку и послушай, как я про нее скажу: синяя тарелка. А как ты скажешь про платок, ведро?

Предлагаемые картинки: Желтое солнце, желтая кукуруза, желтый банан, желтые кружки; Красный барабан, красная ягода, красное яблоко, красные флажки;
Белое облако, белая кастрюля, белый заяц, белые варежки или подобные

5.2. Употребление предложно-падежных конструкций.

Задание: Ответить на вопросы по демонстрируемому действию или картинке. Проверяются предлоги на, в, под, из, за, с, из-за, из-под, к, от, над.

Инструкция:
Где лежит игрушка? (в коробке)
Откуда ее достали? (из коробки)
Откуда съезжают на санках? (с горки)
Где лежит ручка? (под книгой)
Откуда ее достали? (из-под книги) и т.д.

5.3. Составление предложения по опорным словам в исходной форме, односюжетным картинкам.

Инструкция: Составь предложение из слов
Мальчик, рисовать, слон;
Бабушка, вязать, шапка, внучка;
Мама, чистить, картошка, нож;
Бабушка, качать, малыш, коляска;

Инструкция: Что нарисовано на картинке?
Предлагаются картинки для составления предложений различных моделей без предлогов и с предлогами. Если ребенок отвечает одним словом, возможны стимулирующие вопросы.

Оценка:
Высокий уровень – Все задания выполняются правильно.
Средний уровень – Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.
Низкий уровень – Более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.

6. Обследование понимания речи

6.1. Понимание фразовой речи

Инструкция: Смотри, я показываю картинки указкой. А теперь ты
Покажи карандаш ложкой.
Покажи ложку карандашом.

Инструкция: Представь себе такую картинку:
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первым?
Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?
Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Что Петя сделал раньше – пошел в кино или прочитал книгу?
После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес – до дождя или после?

6.2. Понимание контекстной речи.

Инструкция: Слушай рассказ.
Мама дала Пете лекарство. Петя остался дома, а мама взяла зонт и ушла на улицу.
Почему Петя остался дома? Почему мама взяла зонт?

Оценка:
Высокий уровень – Все задания выполняются правильно.
Средний уровень – Самокоррекция или коррекция после повторения задания. Не более одной – двух ошибок.
Низкий уровень – Более двух ошибок.

7. Сформированность связной речи

Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Оценка:
Высокий уровень – Самостоятельно и правильно разложил картинки. Понял смысл происходящего в рассказе. Предложения распространенные, грамматически правильные.
Средний уровень – Картинки разложил неправильно, но самостоятельно заметил ошибку при составлении рассказа или после наводящих вопросов взрослого. Развернутое высказывание, но словарь бедный, присутствуют лексические замены (ботинок – сапог, выбежала – вышла и т.д.), отдельные аграмматизмы.
Низкий уровень – Самостоятельно не разложил серию картинок даже по наводящим вопросам. Рассказ заменяется простым перечислением событий (“здесь кошка бежит за мышкой, а здесь она трогает ботинок”), трудности подбора слов, множественные вербальные парафазии (замены) и аграмматизмы.

8. Сформированность навыков чтения

Чтение слов:
мак пила помада диван
кот духи канава палка
том лиса собака стул
нос соты бумага волк

Оценка:
Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией
Средний уровень – не более четырех ошибок
Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка чтения.

В результате исследования речи можно составить индивидуальный профиль речевого развития ребенка.
Низкий уровень принимается за 1 балл, средний и высокий соответственно за 2 и 3 балла.

Параметры обследования:
1. Сформированность звукопроизношения
2. Сформированность навыков языкового анализа
3. Сформированность звуковой и слоговой структуры слова
4. Сформированность навыков словообразования
5. Сформированность грамматического строя речи.
6. Обследование понимания речи.
7. Сформированность связной речи.
8. Сформированность навыков чтения

Такой анализ результатов обследования поможет определить результативность и приоритетные направления коррекционной работы.
_________________________________________________________
[1] Фотекова Т.А. Ахутина Т.В. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., АРКТИ, 2000.

Вренёва Е.П. учитель-логопед

При перепечатке активная ссылка на источник обязательна

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу

Содержимое публикации

Мониторинг речевого развития дошкольников,

проходящих коррекционную логопедическую работу

Оценка в баллах :

Звукопроизношение

Нарушение нескольких групп звуков. В том числе могут наблюдаться нарушения звуков раннего и/или среднего онтогенеза. Широко присутствуют патологические замены звуков.

Недостаточное произношение одной группы звуков среднего и/или позднего онтогенеза. Допускается нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков, если они присутствуют , но не дифференцированы, или достаточно понятны, близки к параметрам нормы произношения звуков. В динамике – улучшение качества произношения по сравнению с предыдущей диагностикой.

Недостаточное произношение одного звука из группы среднего и/или позднего онтогенеза. Звук может присутствовать, быть достаточно понятен, но не дифференцирован, не автоматизирован в свободной речи. В динамике – улучшение качества произношения по сравнению с предыдущей диагностикой.

Читайте также:
Театрализованная деятельность в работе логопеда

Звукопроизношение достаточно, близко к норме.

Артикуляционная моторика

Объём артикуляционных и мимических движений резко ограничен, возможно наличие дефектов и отклонений в строении артикуляционного аппарата.

Неполный объём и/или неточное выполнение артикуляционных упражнений и мимических движений. В динамике – улучшение качества артикуляционной моторики по сравнению с предыдущей диагностикой.

Статические артикуляционные упражнения выполняются в полном объёме, при выполнении динамических движений испытываются затруднения. В динамике – улучшение качества артикуляционной моторики по сравнению с предыдущей диагностикой.

Артикуляционная моторика достаточна, близка к норме выполнения. Строение артикуляционного аппарата без патологий, без особенностей.

Мелкая моторика

Мелкая моторика резко ограничена, с трудом выполняются статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор.

Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. В динамике – улучшение качества мелкой моторики по сравнению с предыдущей диагностикой.

Точное выполнение статических и динамических проб, но затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками, в том числе испытывает затруднения в понятиях «правая-левая рука». В динамике – улучшение качества мелкой моторики по сравнению с предыдущей диагностикой.

Мелкая моторика достаточна, близка к норме выполнения статических и динамических проб.

Фонематические процессы

Нарушено фонематическое восприятие данного звука/звуков в любой позиции.

Не дифференцирует оппозиционные звуки нескольких групп, в том числе замена твердость-мягкость, звонкость-глухость. С заданием справляется, но допускается нескольких ошибок. В динамике – улучшение качества фонематического восприятия и воспроизведения по сравнению с предыдущей диагностикой.

Различает звуки, воспроизводит, возможны незначительные ошибки. В динамике – улучшение качества фонематического восприятия и воспроизведения по сравнению с предыдущей диагностикой.

Фонематические процессы достаточны, близки к норме.

Слоговая структура слова

Невоспризведение, большинство слов искажено, искажена также звуконаполняемость слов, некоторые слова отказывается повторить.

Воспроизведение замедленное , по слогам, некоторые слова произносит со второй попытки, часть слов искажено, искажения звуконаполняемости слов. при самостоятельном проговаривании при повторении за логопедом допускает 1-2 ошибки. В динамике – улучшение качества воспроизведения слоговой структуры слова по сравнению с предыдущей диагностикой.

Воспроизведение слоговой структуры правильное, но напряженное, замедленное, по слогам. Могут быть запинки. В динамике – улучшение качества воспроизведения слоговой структуры слова по сравнению с предыдущей диагностикой.

Качество слоговой структуры слов достаточно , как при повторении за логопедом в темпе предъявления, так и при самостоятельном назывании.

Грамматический строй речи

Речь резко аграмматична.

Допускается большое количество ошибок. В динамике – улучшение качества грамматического строя речи по сравнению с предыдущей диагностикой.

Допускается незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении. Присутствует осмысленное, осознанное понятие правил словоизменения и словообразования. В динамике – улучшение качества грамматического строя речи по сравнению с предыдущей диагностикой.

Грамматический строй речи достаточен, близок к возрастной норме.

Связная речь

Трудности в поддержании разговора на бытовые темы, пересказ с помощью логопеда, нет соотношения ответов с вопросами.

Значительные затруднения при составлении рассказа-описания, использование вопросно-ответной формы, неумение использовать план при построении рассказа, при описании использование 1-2 признаков. В динамике – улучшение качества связной речи по сравнению с предыдущей диагностикой.

При составлении рассказа использование не более 2-3 предложений, ответ может быть самостоятельным, но неполным , бедным, ограниченным. В динамике – улучшение качества связной речи по сравнению с предыдущей диагностикой.

Уровень связной речи достаточен. Умение построить рассказ, использование простых распространенных предложений , предложений сложной синтаксической конструкции. Владение навыками интонационной выразительности речи.

Словарный запас

Активный словарь ограничен бытовым уровнем.

Владение простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использование существительных и глаголов. В динамике – расширение словарного запаса по сравнению с предыдущей диагностикой.

Использование всех частей речи, но не всегда точное их отражение в речи ( например, выливает-переливает), использование простых предлогов ,в употреблении сложных допускаются ошибки возможно использование антонимов, затруднения при подборе синонимов. В динамике – расширение словарного запаса по сравнению с предыдущей диагностикой.

Активный словарный запас достаточен, близок к возрастной норме .

Ниже приводится сводная таблица оценки параметров речевого развития

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу

МКДОУ «д/с «Аистенок» п. Правокубанский» 2019/2020 учебный год

Mониторинг по работе с детьми с нарушением речи

Мониторинг образовательных результатов в коррекционной дополнительной образовательной программе «Болтунишка», предназначенной для детей с нарушениями речи.

Анализ образовательной системы дополнительного образования детей – одно из важнейших направлений повышения качества развивающего потенциала учреждения. Вследствие изменений требований, предъявляемых к качеству предлагаемых образовательных услуг в дополнительном образовании, в Центре детского творчества «Радуга» назрела необходимость систематизировать диагностический инструментарий по каждой образовательной программе, а также разработать единую систему мониторинга качества образования, так как проблемы, связанные с созданием эффективных средств и методов оценки уровня и качества образовательных результатов при реализации образовательных программ в дополнительном образовании, остаются на сегодняшний день весьма актуальными.

Учителем-логопедом Глобиной Н.А. разработана и реализуется коррекционная дополнительная образовательная программа «Болтунишка», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации программы один год. Уникальность программы в том, что она нацелена на детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения и имеют возможность не только устранить дефекты речи, но и повысить уровень речевой активности в учреждении дополнительного образования. Для повышения уровня и качества методического обеспечения образовательного процесса к программе педагогом разработаны логопедические игры, дидактический материал, учебно-методический комплекс; в Центре открыт коррекционный кабинет «Логос», который имеет зоны: рабочую, релаксационную, развития моторики и дыхания, рабочую зону учителя-логопеда, взаимодействия с родителями, зону для групповой работы.

Читайте также:
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

К программе разработана система мониторинга образовательных результатов, перед которой поставлены задачи:
– создание соответствующей технологии мониторинговых процедур;
– определение путей, средств, методов и при¬емов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей;
-использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.

Представленный материал ставит своей целью распространение педагогического опыта и его применение при анализе, оценке, корректировке и прогнозировании образовательных результатов в программах дополнительного образования детей.

Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, ее решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Эффективность логопедического воздействия во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. В существующих речевых картах не отражается динамика развития речи ребенка. С целью применения в качестве мониторинга образовательных результатов, к коррекционной дополнительной образовательной программе «Болтунишка», на основе апробированной стандартизированной методики обследования речи Т. А. Фотековой ?6?, была разработана и включена в речевую карту методика исследования речевых процессов, это дало возможность отследить динамику развития речи ребенка в течение года по речевому профилю.

Опыт показывает, что речевая карта удобна для:
-полноты обследования;
-уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи;
-построения системы индивидуальной коррекционной работы;
-отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия;
-возможности многократного применения методики, как целиком, так и частично, учителями- логопедами в учреждениях дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждениях.
Основная задача учителя-логопеда при индивидуальном обследовании воспитанников на входящем контроле – оценка проявления речевой недостаточности. Диагностика речи детей старшего дошкольного возраста по методике Т. А. Фотековой, состоит из четырех серий, которые содержат 144 пробы различной степени сложности. Максимальное количество начисляемых баллов за успешное выполнение проб – 172. Процентное выражение результатов проб каждой серии относится к одной из четырех степеней успешности 6. При создании технологии мониторинга образовательных результатов, на основе методики Т.А. Фотековой, нами были разработаны критерии результативности реализации программы, которые включают три уровня освоения программы: высокий, средний, низкий (Таблица 1).

Таблица 1
Критерии результативности реализации программы

МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Ольга Валерьевна, Неустроева Елена Сергеевна

В статье представлены данные теоретического анализа диагностических методик по обследованию связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Предложена модель комплексной методики диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Существует много методик изучения связной речи старших дошкольников, но большая часть из них не ориентирована на категорию детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. В связи с этим возникает необходимость создания комплексной модели диагностики связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, которая отражала бы специфику структуры их речевого дефекта. Такая модель могла бы найти применение в деятельности практикующих логопедов.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Калинина Ольга Валерьевна, Неустроева Елена Сергеевна

SPEECH DIAGNOSTIC MODEL OF CONNECTED SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH LEVEL III ONR

The article presents data from the theoretical analysis of diagnostic methods for the examination of coherent speech in preschool children with speech underdevelopment. A model of a comprehensive method for diagnosing coherent speech in older preschool children with General speech underdevelopment of level III is proposed. There are many methods for studying the coherent speech of older preschoolers, but most of them are not focused on the category of children with General speech underdevelopment of the third level. In this regard, there is a need to create a comprehensive model for the diagnosis of coherent speech of older preschoolers with ONR level III, which would reflect the specifics of the structure of their speech defect. This model could be used in the practice of speech therapists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ»

кандидат психологических наук, доцент Калинина Ольга Валерьевна

Читайте также:
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант 1 курса, образовательная программа «Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи Неустроева Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлены данные теоретического анализа диагностических методик по обследованию связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Предложена модель комплексной методики диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Существует много методик изучения связной речи старших дошкольников, но большая часть из них не ориентирована на категорию детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. В связи с этим возникает необходимость создания комплексной модели диагностики связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, которая отражала бы специфику структуры их речевого дефекта. Такая модель могла бы найти применение в деятельности практикующих логопедов.

Ключевые слова: логопедическая диагностика, связная речь, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

Annotation. the article presents data from the theoretical analysis of diagnostic methods for the examination of coherent speech in preschool children with speech underdevelopment. A model of a comprehensive method for diagnosing coherent speech in older preschool children with General speech underdevelopment of level III is proposed. There are many methods for studying the coherent speech of older preschoolers, but most of them are not focused on the category of children with General speech underdevelopment of the third level. In this regard, there is a need to create a comprehensive model for the diagnosis of coherent speech of older preschoolers with ONR level III, which would reflect the specifics of the structure of their speech defect. This model could be used in the practice of speech therapists.

Keywords: speech therapy diagnostics, coherent speech, senior preschool age, General speech underdevelopment.

Введение. Перед старшим дошкольником стоит трудная задача подготовки к предстоящему школьному обучению. Для успешного овладения навыками чтения, письма, счета, ребенок должен произносить и различать звуки речи, постепенно осваивать буквы и цифры, уметь логически правильно выразить свою мысль. Все это включается в полноценное развитие психических процессов дошкольника, выражением которого является связная речь [3].

Изложение основного материала статьи. Особенности развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня зафиксированы в работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко и др.

Вопросы диагностического изучения связной речи в дошкольном возрасте были освещены в исследованиях В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, В.К. Воробьевой, А.Г. Арушановой, В.В. Коноваленко, Л.В. Градусовой, Н.И. Левшиной и т.д.).

Основу нашего исследования составили: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин); теория о правилах внутренней, смысловой организации текста (Н.И. Жинкин); положение о внутреннем программировании высказывания (А.Н. Леонтьев, Т.В. Ахутина); теория порождения речи (И.А. Зимняя);современная концепция развития связной речи (О.С. Ушакова).

В словаре «Язык. Речь. Коммуникация», связная речь трактуется как продуктивная деятельностьречепроизводящего лица, и продукт этой деятельности [7].

По определению С.Л. Рубинштейна, связная речь – это «особый вид речемыслительной деятельности», опосредованный восприятием и воспроизведением языковых конструкций, принятых как средства осуществления передачи мысли. Так, связная речь включает три этапапорождения:

1. Этап восприятия и понимания (сенсорный);

2. Этап программирования;

3. Этап воспроизведения (моторный).

По определению А.Р. Лурии, И.А. Зимней, связная речь, как продукт речемыслительной деятельности организована сочетанием внутренней (смысловой) и внешней (языковой) сторонами [1]. Формирование связного высказывания начинается с активизации процесса восприятия и понимания – это импрессивныйкомпонент речи. Он реализуется через восприятие акустических (устная речь) или зрительных (письменная речь) сигналов – анализа – понимания – симультанного синтеза связного высказывания. Понимание речи осуществляется только посредством оперирования морфологическими и синтаксическими конструкциями (т.е. дифференциация значений образованных слов; изменение формы слова по числам, родам, падежам; согласование слов в предложении).

Внешняя сторона связной речи выражается в воспроизведении линейной последовательности логически связанных предложений, организованных по правилам грамматики, и опосредуется просодическими и кинетическими средствами, составляющими экспрессивный компонент связной речи.

Соединительным звеном смысло-воспроизводящего механизма порождения связного высказывания является процесс внутреннего программирования, охарактеризованный А.Н. Леонтьевым, как «построение схемы, являющейся основой для предстоящего высказывания» [3].

Так, формирование связной речи – это сложный целенаправленный и специально организованный процесс, который становится более затруднительным, если у старшего дошкольника диагностируется общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение,при котором отмечается несформированность смыслового и звукового кода речи, при сохранных интеллектуальной и слуховой функциях [5].

Опираясь на психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной, установлено, что «говорящими» являются дети с речевым недоразвитием III уровня. Для них характерно наличие развернутой фразы, что выступает толчком к изучению связной речи этой категории детей.

Читайте также:
Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

В целях комплексного изучения связной речи, вскрытии механизмов дефекта, выбора направлений для коррекции речевых нарушений и компенсации трудностей в освоении языковых представлений необходимо подобрать методику логопедической диагностики.

К изучению представлены диагностические комплексы Н.С. Жуковой, В.П. Глухова, В.К. Воробьевой.

Методика Н.С. Жуковой оценивает состояние связной речи детей с ОНР III уровня на основе его соотношения с показателями детской речи в норме. По определению автора, соотношение речевой деятельности в норме и патологии «обеспечивает квалификацию дефекта речи и выбор рациональных и экономных путей преодоления отклонений речевого развития» [4].

Методика включает следующие субтесты:

1. Описание сюжетной картинки.

Цель: установить способность конструирования предложений; выявить объем словаря признаков.

2. Рассказ по серии сюжетных картинок (2-3).

Цель: выявить способность к определению причинно-следственных связей; умение логически правильно передать содержание серии последовательных картинок.

Цель: выяснить состояние понимания речи; способность к пересказу.

4. Навык словоизменения.

Цель: исследовать навык словоизменения существительных и прилагательных в единственном и множественном числе по падежам.

5. Навык словообразования.

Цель: выявить способность словообразования разных частей речи.

6. Звуко-слоговая структура слова.

Цель: выявить способность произносить слова с простой и сложной слоговой структурой.

Полученные результаты, по завершению логопедической диагностики Н.С. Жуковой подвергаются количественной оценке по 3-х балльной шкале.

3 балла – самостоятельное выполнение задания;

2 балла – выполнение с помощью логопеда;

1 балл – не выполнил задание.

По завершению методики результаты речи детей старшего дошкольного возраста подвергаются только качественному анализу. На его основе устанавливается, какому этапу онтогенеза соответствует речь ребенка с общим недоразвитием речи.

С позиции В.П. Глухова в методику обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны быть включены серии: обследование словаря; составление предложения по картинкам-действиям; составление рассказа по серии сюжетных картинок, рассказа-описания, рассказа по личному опыту; пересказ [3].

Количественная оценка полученных результатов осуществляется по 5-и балльной шкале: 5-«удовлетворительный», 4-«средний», 3-«недостаточный», 2-«низкий», 1-«неадекватный».

В.К. Воробьева, исходя из проблемы тщательной оценки специфичности связной речи детей с речевым недоразвитием, разработала комплексную программу выявления состояния связной речи, применительно к детям старшего дошкольного возраста.

Программа диагностики по В.К. Воробьевой включает исследование способности к пересказу; составлению рассказа по предметным картинкам, по серии сюжетных картинок, творческому рассказыванию, самостоятельному рассказу; способности отличить связное высказывание от других вариантов текстовых сообщений.

Результаты, полученные в ходе методики обследования, обрабатываются в рамках трех уровней развития связной речи, в зависимости от состояния связности и цельности речевого высказывания ребенка с ОНР III уровня [1, 2].

Анализ представленных методик логопедической диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показывает:

— недостаточно полный охват показателей связной речи (н-р, просодических и кинетических характеристик, составляющих внешнюю сторону ее выражения);

— неполноценность интерпретационно-оценочного аппарата, а именно количественной оценки показателей связной речи.

Выявленные проблемы в изучении связной речи послужили основой для создания новой модели логопедической диагностикисвязной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Модель диагностики связной речи можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель логопедической диагностики связной речи

Представленная модель отражает этапы процесса порождения связного речевого высказывания. Так. первый блок направлен на исследование умение оперировать грамматическими конструкциями (морфологическими, синтаксическими) на уровне слова и фразы; второй блок – на выявление умения построить схему связного высказывания с опорой на наглядные образы и слова; третий блок предполагает исследование способности реализовать схему связного высказывания во внешней речи.

Основанием интерпретационно-оценочного аппарата стал психолингвистический подход к исследованию нарушений устной речи Р.И. Лалаевой [6].

В качестве критериев первого этапа выступают: фонематический анализ, синтез, представления -оценивается 0-3 баллов; синонимы, антонимы, словообразование, словоизменение – оценивается 0-4 балла;

На втором этапе исследования связной речи основными критериями являются: логичность расположения серии картинок, характер составления рассказа по серии сюжетных картинок; характер составления предложения по опорным словам – оценивается 0-1 баллов.

Критерии третьего этапа диагностики: соответствие ситуации и характер языкового оформления в серии диалог – оценивается 0-5 баллов; характер внутреннего программирования и языкового оформления в серии монолог – оценивается 0-5 баллов; мимика, артикуляция, мелкая моторика – оценивается 0-4 баллов; темп, сила, интонация, пауза – оценивается 0-2 баллов.

По завершению качественно-количественной оценки, результаты подвергаются математической обработки с использованием критерия Стьюдента. На основании этого выделяются три уровня развития связной речи детей.

Выводы. Таким образом, в ходе теоретического изучения связной речи, нам удалось сформулировать следующие выводы:

1) Связная речь – это продукт речемыслительной деятельности, имеющий сложную многоступенчатую структуру своего порождения. В ходе его мысль проходит три стадии развертывания, выражаясь в последствии во внутренней и внешней сторонах речевого высказывания. Внутренняя сторона связной речи подразумевает способность к ее восприятию и пониманию. Она вбирает в себя сложный процесс овладения лексико-грамматическими категориями, которые являются основой для построения схемы связного высказывания. Моторная реализация речевого высказывания составляет основу для внешнего оформления связной речи, посредством языковых, просодических и кинетических компонентов.

Читайте также:
Ходилки-бродилки - авторская методика автоматизации звука

2) Опираясь на основные теории порождения связного речевого высказывания, нами предложена модель логопедической диагностики связной речи, которая может быть реализована в ходе обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3) Посредством логопедической диагностике есть возможность получить общую картинку развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, с более детальным анализом состояния функций каждого этапа порождения связного речевого высказывания.

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием связной речи / В.К. Воробьева. – Москва: Астрель, 2006. – 158 с. – Текст: непосредственный.

2. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. -Текст: непосредственный / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. – 2010. – №2. – С. 57-61

3. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Текст непосредственный / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. – 2012. – № 3. – С. 32-40.

4. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – Москва: Соц. полит.журн., 1994. 96 С. – Текст: непосредственный.

5. Калинина, О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2015. – 344 с. – Текст: непосредственный.

6. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. – 102 с. – Текст : непосредственный.

7. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. -175 с. – Текст: непосредственный.

кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования, его особенности. Представлены основные периоды становления патриотического воспитания и динамика его места в жизнедеятельности социума. Автором сделан анализ роли системы дополнительного образования как одного из важнейших социальных институтов, имеющей значительный ресурсный потенциал для создания условий формирования патриотического сознания и становления гражданственности подрастающего поколения. Охарактеризован опыт организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования, программное обеспечение данного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, учреждение дополнительного образования, социализация.

Annоtation. The article deals with the process of organizing Patriotic education of teenagers in the conditions of additional education institutions, its features. The main periods of formation of Patriotic education and the dynamics of its place in the life of society are presented. The author analyzes the role of the system of additional education as one of the most important social institutions, which has a significant resource potential for creating conditions for the formation of Patriotic consciousness and the formation of citizenship of the younger generation. The article describes the experience of organizing Patriotic education of teenagers in institutions of additional education, software for this process.

Keywords: patriotism, patriotic education, institution of additional education, socialization.

Введение. В настоящее время наблюдаются различные изменения в нашем обществе в сфере политики, экономики, особенно процессы трансформации затронули систему образования, включая систему дополнительного образования подрастающего поколения. Современные тенденции, влияющие на социализацию личности подростка, связаны с потребностью формирования ценностных установок, базирующихся на патриотических основах.

Использование музыкотерапии для коррекции психоречевых нарушений
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Методическая разработка занятий по музыкотерапии для детей с задержкой психо-речевого развития.

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_muzykoterapii_dlya_korrektsii_psikhorechevykh_narusheniy.docx 21.34 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Применение музыкотерапии для коррекции психоречевых нарушений.

Ребенок с нарушениями развития сталкивается в своей жизни со многими проблемами. Это ограничение возможностей общения, проблема организации досуга, трудность реализации своих способностей, а в будущем – невозможность занятий какой-либо профессиональной деятельностью. Попытаться решить эти проблемы можно с помощью музыкальных занятий. Дети с «ограниченными возможностями» часто не ограничены в способности, воспринимать музыку и «создавать» ее. Даже самые маленькие и «трудные» дети любят играть на простейших музыкальных инструментах (погремушки, колокольчики), слушать песни, двигаться под музыку. Музыкальная деятельность всегда эмоционально окрашена. Она создает вокруг себя положительный фон, поэтому в ней так приятно участвовать.

Музыкальная терапия основана на всестороннем использовании музыки. Использование различных элементов музыкотерапии призвано содействовать развитию ребенка, открывая перед ним все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы и т.д. Возможности музыкотерапии позволяют сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь себя». Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности. Средства музыкальной терапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.

При работе с детьти с ограниченными способностями возникла необходимость в занятиях по музыкотерапии, в основе которой лежит комплекс развивающих занятий по музыкотерапии для реабилитации детей с задержкой психо-речевого развития .

. По своей организации занятия музыкотерапии проводятся в индивидуальной форме т.к. у детей с задержкой психо-речевого развития зачастую присутствуют нарушения коммуникативной функции.

Занимаясь с детьми, не ставится задача развития собственно музыкальных способностей особого ребенка. Их цели гораздо шире – содействовать успешной социальной адаптации ребенка.

Музыкальные занятия развивают творческие возможности ребенка, дают ему богатый опыт общения, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями.

-развитие координации движения;

-развитие пространственных представлений;

-развитие чувства ритма;

-развитие слухового внимания;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

-формирование коммуникативных навыков;

-развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики

-развитие познавательной сферы ребенка;

-формирование навыков культурного поведения;

-преодоление страхов и комплексов.

Занятие с каждым новым ребенком структурно содержит два этапа:

1. Постепенное вовлечение в музыкальное действие;

2. Целенаправленное стимулирование речи.

На первом этапе используются упражнения для выявления склонностей и способностей ребенка (или наоборот). Дети с проблемами общения могут никак не проявить себя, но и отсутствие реакции на какое-либо упражнение тоже становится основанием для планирования дальнейшей работы с ребенком.

На занятиях необходимо стараться выяснить какая музыка, и какой инструмент нравится или не нравится ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные) и как это проявляется; виды и степень активности, проявленной ребенком на занятии; изменение его поведения в процессе занятия.

Основываясь на данных первичной диагностики, следует опираться на то, что больше ребенку нравится, а затем параллельно включаю специальные упражнения или использую приемы, направленные на решение индивидуальных проблем.

Вначале необходимо заинтересовать ребенка общими играми, а не требовать сразу выполнения заданий. Некоторым детям важно несколько первых занятий просто посидеть на стуле и присмотреться к тому, что их окружает, и только потом они могут начать участвовать в процессе.

Для ребенка новое занятие – это всегда ломка привычного стереотипа поведения, поэтому нужно дать ему время для выстраивания нового стереотипа. На занятиях используется ритуал (одинаковые, повторяющиеся действия) уже на первом этапе индивидуальной работы, если ребенок не сопротивляется этому (как правило, дети привносят свои стереотипы). Постепенно выстраивается определенная структура занятия с четко фиксированным началом и завершением и с элементами, символизирующими переход от одной игры к другой. Повторяющиеся элементы занятий создают у детей ощущение безопасности. Страх перед неизвестным для многих детей — стена, разделяющая их с окружающим миром. Ритуал, избавляя ребенка от страха, открывает дорогу к овладению какими-то новыми умениями. Кроме того, ритуализация делает повторение неназойливым, что позволяет включать отработку какого-либо навыка в общее действие. На первых занятиях дети просто не понимали, что от них требуется. В зависимости от индивидуальных особенностей развития дети по-разному воспринимали и отдельные задания, и музыку в целом.

Чтобы дети быстрее освоились, занятие имеет очень четкую структуру , которая практически не меняется. Каждое занятие включает в себя:

-игру на музыкальных инструментах,

Такое чередование видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятий. Этими видами работ занимаются с самого начала. Спустя некоторое время дети уже знают, что будет дальше. Это позволяет создать предсказуемую ситуацию, внутри которой они чувствуют себя спокойно и уверенно.

Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Например, если присутствует ребенок со страхами или нарушением общения и его надо вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, негромкой музыки. Ребенок слушает мелодию, незаметно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в него (поют, играют на музыкальных инструментах).

Вначале дети часто отвлекались, медленно включались в деятельность. Из раза в раз, из занятия в занятие мы повторяли эти задания. Усвоение программы деятельности приводило к тому, что дети становились более уверенными. Постепенно старались решать все новые и новые задачи: вовлечение ребенка во взаимодействие, развитие слухового внимания, чувства ритма, способности переключения с одного элемента программы на другой, координация движения, ощущение собственного тела (соматогнозиса), расширение набора стереотипов. Разумеется, каждый ребенок отличался индивидуальными особенностями, проявляющимися в темпе и последовательности преодоления трудностей.

Для некоторых детей на первых порах необходимо присутствие мамы. В этом случае важно, чтобы мама тоже с увлечением делала то, что нужно по ходу занятия, вместе с детьми, и не пыталась как-то воздействовать на своего ребенка. Через пару занятий разыгрывается ситуация, будто маме понадобилось зачем-то выйти, затем ей «придется» остаться вне зала. Но главное, чтобы это происходило всегда по договоренности с ребенком. В некоторых случаях и для некоторых детей резкие изменения необходимы, но они всегда продумываются и готовятся педагогом заранее.

Исходя из поставленных целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или на создании кульминации, когда постепенно происходит эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия расслаблением (от лирических мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния, в котором дети приходят на занятия.

Так, например, если дети возбуждены, и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев — это облегчит переход к тому виду деятельности, который не требует физической активности.

Усвоение видов деятельности, когда ребенок привык к занятиям, ведет к началу работы по стимуляции речи.

Цели стимуляции речи музыкой могут быть различными:

-снять или уменьшить произвольный контроль ребенка за своей речью (пение настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит);

-увеличить общую активность ребенка, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;

-вовлечь не говорящего ребенка в процесс пения посредством подражания, поющим взрослым.

Для этого на занятиях используются следующие упражнения:

-развивающие слуховое внимание (различение по звучанию голосов животных, звуков природы);

-развивающие чувства ритма (повторение ритмического рисунка);

-развивающие пространственные представления (ходьба в разных направлениях, танцы, игра «Найди свой домик»;

-развивающие координацию движения и мелкую моторику (исполнение песен с показом действия, музыкальные импровизации);

-развивающие коммуникативные навыки (совместное музицирование, хороводы).

Как правило, каждое упражнение, игра или танец решают не одну, а несколько терапевтических и коррекционных задач . При этом, без акцентирования внимания, решаются элементарные вокальные задачи (дыхание, звукопроизношение и т.п.); приобретаются музыкально-теоретические знания (звуковысотность (высокий, низкий), темп (медленно, быстро), длительность (короткий, долгий)).

Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности , чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Сильное совместное переживание оказывает благотворное воздействие на детей.

Музыкальное занятие – это не просто последовательность упражнений, это цельное драматическое действо, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.

Педагог на протяжении всего занятия поет «лицо в лицо» с ребенком. Желательно, чтобы имел место тактильный контакт, (педагог держит ребенка за руку), слова были связаны с определенным движением. Можно вместе с ребенком образовать маленький круг. Педагог как бы призывает ребенка помочь ему петь, особенно выделяя голосом повторяющиеся фрагменты («га-га-га», «ля-ля-ля». ). Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше: произносить новые звуки и слова, актуализировать уже отработанные. Может потребоваться много времени, пока ребенок начнет произносить в ответ первые звуки.

В большинстве случаев ребенок откликается на попытки педагога вовлечь его в общее пение. Первое, что начинает делать ребенок, – подавать голос во время пения.

После первых вокализаций появляются «лепетные» слоги. Если у ребенка нет моторных проблем, таких слогов появляется сразу довольно много («бу-бу-бу», «га-га-га», «ля-ля-ля», «ух-ух-ух». ).

Занимаясь с ребенком нужно учитывать, что стимуляция
речи ведет к стимуляции общей активности (так как произвольный контроль у ребенка в это время еще не сформирован). Поэтому занятия могут возбуждать и растормаживать ребенка. Если ребенок от занятий очень возбуждается необходимо заканчивать занятие спокойной музыкой, сопровождающейся плавными движениями.

Я надеюсь, что мой опыт работы в этом направлении поможет специалистам, работающим с особыми детьми, более успешно их социально адаптировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: