Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Слово педагога

Автор: Колывагина Елена Васильевна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1596
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ (ЗПР) через системно–деятельностный подход»
Раздел: дошкольное образование

Читайте также:
Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

«Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ(ЗПР) через

системно-деятельностный подход»(презентация прилагается)

ГБОУ Школа №1596 ЗАО г.Москвы

учитель-дефектолог Абрамова Ирина Павловна

учитель-дефектолог :Колывагина Елена Васильевна

Но хотелось бы обратить Ваше внимание, что в нашем дошкольном

отделении имеются группы для дошкольников с ОВЗ, а конкретно с ЗПР.

обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее

важных и актуальных проблем при поступлении в школу и дальнейшем

мыслительной деятельности, преобладает наглядно-действенное, наглядно-

пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования

деятельности, нарушения речи.

Существует 4 вида задержки психического развития, классификация

представлена на слайде.

*ЗПР соматогенного генеза

*ЗПР конституционального генеза;

*ЗПР психогенного генеза;

Имеют более благоприятный прогноз, если вовремя диагностировать и

начать коррекционную работу.

*ЗПР церебрально-органического генеза, на фоне поражения ЦНС(это

пограничное состояние меду ЗПР и умственной отсталостью.

У этих детей, как правило прогноз менее благоприятный, этим детям

необходимо создание образовательных условий (занятия с учителем –

дефектологом, учителем-логопедом и психологом)

Педагоги находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения

Ознакомление с окружающим в группах коррекционно-развивающего

обучения состоит из следующих разделов .

*Ознакомление с социальным миром;

*Ознакомление с предметным окружением;

*Сезонные изменения в природе и труде;

Для того чтобы у детей сформировать целостное восприятие и

представление о различных предметах и явлениях окружающей

действительности, а также представления о человеке, видах его

деятельности и взаимоотношениях с природой.

Основными задачами по ознакомлению с окружающим миром являются:

-Обогащение детей с ОВЗ разнообразными знаниями об окружающем мире;

-Развитие наблюдательности и опыта практического обобщения;

-формирование умений самостоятельно добывать знания и пользоваться

Ознакомление дошкольников с окружающим мы реализуется через

системно-деятельностный подход, который реализуется с помощью метода

поискового обучения, в основе которого лежит деятельность.

При которой ребёнок не получает знания в готовом виде,а добывает их сам.

И через основной вид деятельности дошкольника игру.

Структура непосредственной-образовательной деятельности с позиций

системно – деятельностного подхода состоит в следующем:

– педагог создает проблемную ситуацию;

– ребенок принимает проблемную ситуацию;

– вместе выявляют проблему;

– педагог управляет поисковой деятельностью;

– ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

– совместное обсуждение результатов.

Таким образом мы вовлекаем воспитанников в экспериментальную

Во всех группах у нас оборудованы зоны экспериментальной деятельности,

детские «Мини лаборатории»

Разнообразные приборы и оборудование. Все в них доступно детям.

просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а

другая (та, что крупнее) – нет;

сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый

использовав их для выполнения аппликации;

*сравнить, как ведут себя на воде пластмассовые и деревянные и шарики.

*Очень дети любят в группе экспериментировать со снегом и льдом.

*Исследовать свойства воздуха.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой

растений – «Огород на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за

сравнивают, делают выводы. Продлевают жизнь растениям.

осенью, и с любовью ухаживают за своими всходами.

В поисках эффективных методов формирования знаний об

окружающем мире, мы остановились на проектной деятельности.

Большой плюс, что в проектной деятельности задействованы все участники

образовательного процесса: педагоги, дети, родители.

помощью педагога, как партнера).

«Моя Москва» « Родные истоки» «Мир профессий».«У Лукоморья». «В

гостях у дедушки Корнея». «Эти удивительные сказки».«Все мы разные, но

все равно мы равные»

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную

экскурсии, художественную литературу, опыты, наблюдения, где у детей

имеется возможность сравнивать, делать самостоятельные выводы.)

Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ

маргарита васильева
Моделирование в системе здоровьесберегающих технологий с дошкольниками с ОВЗ

Васильева Маргарита Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности логопедической работы в дошкольных учреждениях.

Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада. Их характеризует повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. Уровень познавательной деятельности и речи более низкий по сравнению со сверстниками. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Исправлению речевого дефекта и коррекции высших психических функций ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровье сберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период коррекционного обучения в группе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Читайте также:
Система работы с неговорящими детьми

Для детей с ОВЗ важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду.Ребенку требуется современные: коррекционная среда и технологии обучения.

Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Моделирование – этосовременный наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия.

Метод облегчает запоминание, увеличивает объём памяти, развивает речемыслительную деятельность, позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, помогает установить причинно-следственные связи, и вызывает интерес к занятиям. В работе использую различные карточки-символы, мнемотаблицы и схемы, которые предусматривают обучение, развитие и закрепление упражнений, программирование высказываний.

Наглядное моделирование в системе здоровьесберегающих технологий применяю в артикуляционной гимнастике, биоэнергопластике, кинезиологических упражнениях, дыхательной и зрительной гимнастиках и элементах сказкотерапии.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При знакомстве с названиями упражнений использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению. Например, изображение бегемота, широко открывшего рот, лошадки, улыбки, трубочки т. д. Когда дети познакомятся со всеми упражнениями, показываю при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем работать сегодня. Далее применяю более схематичные изображения картинок-символов. Для удобства постановки определенных групп звуков, комплекс артикуляционной гимнастики применяю ввиде мнемотаблицы или модели «Артикуляционного дерево». Их использование вызывает интерес у детей и способствует в непринужденной и игровой форме выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Для развития артикуляционного аппарата и постановки звуков использую символические изображения органов артикуляции звуков. Для этого применяю различные схемы и графические изображения.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Использую картинки-символы названия упражнений с изображениями движений артикуляционного аппарата и кистей рук.

Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения легче отрабатываются при наличии наглядно-демонстративного материала. Именно с этой целью я использую в работе карточки-символы. Они отображают последовательность выполнения движения, позволяя совершенствовать двигательные навыки. Работа с ними позволяет детям преодолеть их робость, замкнутость, медлительность.

Дыхательная гимнастика – уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.Повышает: работоспособность коры головного мозга, способствует координации дыхания и артикуляции, развивает психические процессы, речь, снимает тревожность. Каждому упражнению дыхательной гимнастики соответствует картинка-символ или сочетание схем дополняется веселым стихотворением, доступных для понимания ребёнка. Это повышает интерес детей, развивает память, внимание.

Упражнения для глаз способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, снимают зрительное напряжение, дают возможность глазам отдохнуть. Для привлечения внимания детей использую схемы, таблицы-тренажеры. картинки-символы в стихотворной, игровой форме.

Элементы сказкотерапии – одни из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей, помогает создать ситуации, способствующие речевому общению. Снимается эмоциональное и физическое напряжение. В работе со сказкой использую приёмы наглядного моделирования: мнемоквадраты, различные модели, которые служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Моделирование – важный фактор в системе здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ. У дошкольниковсовершенствуются психические процессы: память, внимание, мышление, формируются чувства самостоятельности, ответственности, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы и помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Аммосова Н. С.Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

Акименко В. М. Новые логопедические технологии.

Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи.

Крупенчук О. И.Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. – Литера, 2008

Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – Спб. : Издательский дом «Литера», 2001.

Лопухина Н. С. Логопедия – речь ритм и движение.

Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. –Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

«Я и моё тело». Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий Участники: дети подготовительной группы. Количество участников: подгруппа (6 человек). Автор и ведущий: Л. Г. Свинина, воспитатель. Форма.

Читайте также:
Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

НОД по ФЭМП в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 30.04.2019

Статья просмотрена: 2153 раза

Библиографическое описание:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике / Т. В. Резниченко, А. Ю. Карнаущенко, О. Ю. Сочнева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15041/ (дата обращения: 18.01.2022).

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по организации единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с особенностями в развитии.

Материал, представленный в статье, будет полезен педагогам образовательных организаций разного типа, работающим с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 200» является образовательной организацией комбинированного вида, оказывающей специальные (коррекционные) услуги для детей с ОВЗ. В ДОУ функционируют 4 коррекционные группы для воспитанников с ОВЗ, имеющих различные нарушения (ЗПР, УО, РАС, ТМНР). Большинство детей имеют статус ребенка — инвалида.

Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении универсальных социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия с ровесниками, родителями, педагогами ДОУ с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.

Многие дошкольники с ОВЗ оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Выше перечисленные особенности дошкольников с ОВЗ обуславливают актуальность данной научно-исследовательской работы.

Цель работы — создание условий для успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогами ДОУ были выделены следующие задачи:

– повышение профессиональной компетентности всех участников процесса социализации;

– разработка и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ;

– разработка системы средств диагностики и критериев оценивания уровня сформированности процесса социализации дошкольников с ОВЗ;

– обмен опытом, методическими наработками, рекомендациями для различных категорий педагогических работников по использованию в практике системы социализации дошкольников.

Объект исследования: воспитанники коррекционных групп ДОУ с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Практическая значимость: создание и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий, как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ.

Читайте также:
Зарплата учителя-логопеда — снова повышение?

Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с ОВЗ будет иметь положительную динамику, если в ДОУ будет создана эффективная модель единого интегрированного пространства.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); педагогический эксперимент, мониторинг, анализ, обобщение и систематизация.

Наше дошкольное учреждение обратило внимание на эту проблему и целенаправленно занимается ей уже много лет. («Муниципальная экспериментальная площадка» 2011–2012 г; «Муниципальная инновационная площадка» 2013–2014г; Городская панорама инновационного опыта «Виртуальная площадка» 2015, 2016, 2017 гг.)

Опираясь на свой многолетний опыт работы, мы разработали оптимальную модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Основой для разработки оптимальной модели стала Концепция социального развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» под ред. Л. В. Коломийченко. В данной концепции социализация рассматривается как «процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и культуротворчество». [1]

В своей работе опирались на общенаучные педагогические подходы:

– аксиологический подход (определение приоритетных коммуникативных, познавательных или предметно-практических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии дошкольника с ОВЗ);

– культурологический подход (учет национальных ценностей и традиций, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры); [2]

– гуманистический подход (признание ребенка как личности, ориентация на его потребности и интересы, права и свободы, психологический комфорт);

– антропологический подход (психолого-педагогическая диагностика в определении динамики социального развития дошкольника с ОВЗ);

– полисубъектный подход (учет специфики и влияния микро- и макроокружения на ребенка с ОВЗ);

– системно-структурный подход (организация целостной педагогической системы коррекционно-развивающей и образовательной среды);

– комплексный подход (интеграция всех компонентов педагогического процесса: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического);

– деятельностный подход (взаимоотношения ребенка с окружающим миром, реализация его потребностей в различных видах деятельности);

– средовой подход (организация социализирующего предметно-образовательного пространства).

Рис. 1. Модель социализации дошкольников с ОВЗ в ДОУ

В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения: сообщество сверстников, семья, сотрудники, социальные партнеры ДОУ.

Взаимодействие с каждой из перечисленных групп оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное и социальное развитие.

Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с ОВЗ, которое включает в себя:

– нормативно-правовое сопровождение процесса;

– консультативно-диагностическое сопровождение воспитанников и семьи;

– организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;

– создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды;

– организацию досуговой деятельности.

Результативность данной модели видим в успешной адаптации и социализации наших воспитанников в условиях детского сада, оптимизации коррекционно-развивающего поля в целом, в воспитании толерантности у всех участников образовательного процесса, повышение уровня педагогической компетентности коллектива детского сада и активного участия родителей в жизни ДОУ.

За контрольный период 2016, 2017, 2018 годы проведены три контрольных среза итогового мониторинга воспитанников коррекционных подготовительных групп ДОУ.

32 выпускника — 2016 год, 28 выпускников — 2017 год, 34 выпускника -2018 год.

Результаты представлены в диаграмме.

Результаты мониторинга интегративных качеств выпускников ДОУ за контрольный период 2016–2018 год (%)

Рис. 2. Результаты мониторинга интегративных качеств

Полученные показатели позволили сделать следующий вывод:

Доля воспитанников на этапе завершения срока пребывания в дошкольном учреждении, имеющих положительные результаты личностного и социального развития за 3 последовательных года, приблизилась к 100 %.

Полученные показатели исследования позволили нам сделать вывод, что реализация созданной модели способствует формированию интегративных качеств у детей с ОВЗ:

– у большинства выпускников коррекционных групп ДОУ повысился интерес к предметам окружающего мира, опытно-экспериментальной и проектной деятельности, используют полученную информацию в разных видах деятельности;

– от 93 % до 97 % детей имеют представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире и природе;

– 96 % — 98 % проявляют самостоятельность и активность в повседневной жизни;

– около 100 % воспитанников способны договариваться, распределять действия, изменять стиль общения;

– все дети с ОВЗ стали адекватнее реагировать на внешние раздражители, умеют контролировать свое поведение, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

– 99 % дошкольников правильно понимают и определяют различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых в реальной жизни и художественных произведениях, проявляют сострадание и заботу о близких людях и животных.

Свидетельством эффективности проводимой работы является сохранение и улучшение социальных и личностных результатов при переходе на следующий этап обучения.

Читайте также:
Методическая разработка мероприятия с детьми 'Педагогическая находка'

Мониторинг социализации показал, что воспитанники имеют стабильно положительную динамику. Дети успешно адаптируются в новой социальной среде, постепенно учатся выстраивать стратегию самостоятельной жизни, устанавливают новые социальные контакты, демонстрируют достаточный высокий уровень готовности к самостоятельной жизнедеятельности.

Считаем, что данный опыт работы по теме «Оптимальная модель социализации как одно из условий успешного социального развития детей с ОВЗ в ДОУ» актуален и рекомендован специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разного типа, атакже использован при подготовке и переподготовке педагогов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

  1. Коломийченко Л. В. «Дорогою добра» Программа по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. –М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 352 с.
  3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  4. Cоциализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб.науч.-метод.материалов/под ред. Белогуровой А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. — М.: Издательство «Спутник+», 2014. — 335с.

Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ

Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Специфика этих потребностей задается характером и степенью нарушения психического развития, однако в наиболее общем виде, для всех детей с ОВЗ, она может быть выражена как необходимость уделять особое внимание развитию жизненной компетенции ребенка.

Если «академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем, то компонент «жизненной компетенции» – как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми в каждодневной жизни. Формируемая жизненная компетенция ребенка обеспечивает развитие его активных отношений с окружением, является условием присвоения и использования академических достижений.

Соотношение компонентов «жизненной компетенции» и «академического» в структуре образования ребенка с ОВЗ определяется особенностями проблем разных категорий детей, отражает специфику разработки каждой области образования, и соответствует степени активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребёнка, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях. Задача формирования жизненной компетенции реализуется в каждой содержательной области, она актуальна для всех вариантов СФГОС, и ее значение возрастает от первого варианта к четвёртому.

Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в дифференциации и осмыслении его картины мира и её временно-пространственной организации. Концепция СФГОС предусматривает оказание такой помощи всем категориям детей с ОВЗ, во всех вариантах стандарта. Опыт показывает, что в большинстве случаев она необходима детям даже, если к моменту поступления в школу их развитие приближается к возрастной норме и представляется вполне благополучным.

Развитие картины мира ребенка с ОВЗ в большей степени связано с реализацией такой содержательной области СФГОС как «Естествознание и практика взаимодействия с окружающим миром». Само название здесь отражает взаимодополняющие стороны образовательного процесса, а содержательные линии обучения раскрывают академический и практический компоненты:

  1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.
  2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
  3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Образование ребёнка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции».

Рассмотрим основные направления коррекционной работы по дифференциации и осмыслению картины мира ребенка и требования к ее результатам к концу начального школьного обучения.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности. Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, интересных ребенку достопримечательностей и др.
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, быть готовым и уметь соответствовать складывающимся обстоятельствам: помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности и ответственности во взаимодействии со средой. Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности, представлений о собственной результативности и ответственности во взаимодействии с миром. Накопление опыта освоения нового при решении актуальных бытовых задач, экскурсий и путешествий, доступных экспериментов и направленных наблюдений.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать в освоении окружающего с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок и др.). Умение передать свои впечатления от происходящего, представить соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Читайте также:
Новогодний праздник - конспект логопедического занятия

Таким образом, основным результатом обучения видится не само накопление знаний об окружающем, а расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности; целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком; внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой; развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим.

Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Гаген Лариса Николаевна

Организация: ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Пушкин

«Семья-это самое главное педагогическое учреждение,

воспитывающее живым делом, а не словом»

П.Ф. Каптеров, русский педагог XIX века

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и образовательные организации дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей образовательной организации осуществляется система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на гуманитарных, общепедагогических и коррекционно-педагогических принципах: толерантности, индивидуализации, системности и комплексности, междисциплинарного взаимодействия, вариативности, целостности педагогического процесса и др.

Многолетний опыт работы показал, что, успех коррекционных воздействий зависит не только от содержания, методических приёмов, используемых в воздействии на ребёнка, но и от степени участия семьи в педагогическом процессе. И зачастую только грамотное, положительное, активное взаимодействие с родителями обеспечивает положительные изменения в развитии особого ребенка как личности. Поэтому принцип семейно-ориентированного сопровождения для нас является приоритетным. Принятие семьи как неотъемлемой развивающей образовательной среды предполагает включение родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
  • формирование первичных представлений о Родине, природе т.д.
Читайте также:
Представление педагога-психолога на ребенка (для ПМПК)

Важно понимать, что задача познавательного развития особых детей не сводится к расширению объема приобретаемых детьми знаний, а предполагает развитие любознательности. А любознательность – это начало познавательных интересов, которые не развиваются сами собой, а требуют заботливого и бережного их выращивания. В дошкольном возрасте эти интересы еще крайне неустойчивы.

Таким образом, мы принимаем за аксиому тот факт, что с одной стороны развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в целом идет по тем же законам, что и здоровых, а с другой – познавательная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов деятельности, который призван стать опорой для психического развития ребенка.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности и сохранные функции конкретного ребенка и на их реализацию. Значительно увеличивает шансы на эффективную коррекцию познавательного развития особых детей – активное включение, сотрудничество, партнерство родителей со специалистами детского сада.

Методологической основой педагогического и коррекционного процесса, в котором участвуют дети, педагоги и родители, является системно-деятельностный подход. Реализация системно-деятельностного подхода, предполагает создание необходимых условий для организации процесса познания окружающей действительности детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Активное включение. Работа специалистов с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка, и включает в себя следующие организационные формы:

  • лекционно-просветительскую;
  • консультативно-рекомендательную;

Дефектологи, психологи, логопеды проводят индивидуальные консультации по проблемам, организуются лектории, «круглые столы», конференции, выступают на родительских собраниях, организуют совместные детские праздники.

2. Сотрудничество. Сотрудничество начинается с первых дней посещения детского сада и взаимодействия со специалистами. Обследование и консультирование правильнее проводить в присутствии обоих родителей, чтобы избежать разногласий между супругами по вопросам воспитания и обучения особого ребенка. Родителям не только подробно рассказывается о выбранном индивидуальном маршруте, но и дается возможность его корректировать, добавлять, изменять. Это позволяет наблюдать за развитием ребенка, оценивать правильность выбранного образовательного маршрута, применяемых методов работы в динамике. Родители присутствуют на динамическом контроле. Это помогает им убедиться в правильности выбранного пути, увидеть позитивные изменения в его развитии. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следуют спортивные развлечения, подготовки спектаклей, участие в общих тематических неделях («Неделя здоровья», подготовка и посещение мероприятий ко «Дню инвалида», участие в фестивале изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями), оформление информационных стендов, фотовыставок, участие семей в творческих конкурсах и мероприятиях детского сада и района. Родители принимают самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Организую сопровождение детей во время образовательных экскурсий, мастер – классов и др. Это тоже важный шаг в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Партнерство. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном развитии. Партнерство — это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга, через объединение усилий семьи и педагогов. Именно с этой целью в ДОУ была организована “Семейная школа”, которая опирается на тройственный союз “Ребенок-Родитель-Педагог”. Основные задачи, поставленные специалистами при организации данной формы взаимодействия:

  • Установление взаимоотношений, основанных на принятии и доверии между специалистами и родителями.
  • Информирование родителей о проблемах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Оказание своевременной помощи родителям в разрешении вопросов образования и воспитания детей с ОВЗ.
  • Создание условий для обмена опытом семейного воспитания между родителями.
  • Отойти от понятия болезни и сформировать у родителей восприятие ребенка как человека, имеющего особые потребности.

Эти задачи реализуются через посещение семьи ребенка, дни открытых дверей, беседы – диалоги, родительские собрания, родительские конференции, «круглые столы», тренинги, проекты совместной деятельности, направленные на изучение и реализацию эффективных методов познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Следует помнить, что познание особых детей должно носить, прежде всего, практическую направленность. При обучении необходимо использовать наглядность, конкретный показ способов выполнения отдельных действий. Именно этому учатся родители, что бы в условиях семьи, дома как можно больше вовлекать детей в познавательную деятельность с реальными предметами.

Еще одним из примеров активного включения родителей в коррекционный процесс – это создание условий для участия в совместной деятельности в ДОУ. Таким условием стала сенсорная комната. Сенсорная комната – это полифункциональная интерактивная среда, которая (согласуется) в увлекательной форме знакомит маленького ребенка с особенностями и свойствами предметов, помогает познать окружающий мир, стимулирует перцептивные действия. Родители охотно включаются в игру и вместе с ребенком изучают волшебный мир звуков, цветов и ощущений.

Читайте также:
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

В нашей стране декларируется всеобщее право на образование, однако некоторым детям реализовать его невозможно — а если можно, то не в полной мере или неоптимальным способом. Для малышей с тяжелыми нарушениями развития и их сочетаниями практически нет детских садов. И, поэтому, мы с еще большей ответственностью, трепетностью реализуем компетенции по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с родителями.

Список литературы:

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностям здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.

Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.

Партнерство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

Работа с родителями: пособие для педагога ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-032968-2.

Особенности использования комплекса информационно-компьютерных игр и презентаций по лексическим темам в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ и детьми с РАС

Клейменова Вера Владимировна

Учитель-дефектолог МБДОУ ДС 41 «СЕМИЦВЕТИК»

Башманова Любовь Петровна

Учитель-логопед МБДОУ ДС 41 «СЕМИЦВЕТИК»

Особенности использования комплекса информационно-компьютерных игр и презентаций по лексическим темам в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ и детьми с РАС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад № 41 « Семицветик» Старооскольского городского округа

«Особенности использования комплекса информационно-компьютерных игр и презентаций по лексическим темам в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ и детьми с РАС»

Башманова Любовь Петровна,

учитель-логопед МБДОУ ДС №41 «Семицветик»,

Клейменова Вера Владимировна,

учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 41» Семицветик»

«Особенности использования комплекса информационно-компьютерных игр и презентаций по лексическим темам в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ и детьми с РАС»

Башманова Любовь Петровна,

учитель-логопед МБДОУ ДС №41 «Семицветик»,

Клейменова Вера Владимировна,

учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 41» Семицветик»

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Модернизация системы образования подразумевает постоянное развитие человека, а соответственно с каждым днем возрастают требования к нынешнему дошкольнику, ученику – будущему члену общества. Современное общество предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с РАС, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы и многообразные формы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, мультфильмов по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиа средств. Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным

В последние годы в нашей стране особое внимание уделяется совершенствованию содержания и обучения детей с проблемами в развитии в новых социально-экономических условиях.

В настоящее время в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ресурсную группу для детей с РАС приходят дошкольники с отклонениями в общем и речевом развитии. У детей наблюдается нарушение всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, словарный запас резко отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи грубо нарушен, связная речь зачастую не сформирована. Ребенок с задержкой психического развития не владеет навыками связно, фонетически и грамматически правильно выражать свои мысли в свободном речевом высказывании.

Читайте также:
Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ и детей с РАС. Это проявляется в стремлении педагогов к поиску и созданию новых вариативных программ, в использовании информационных технологий направленных на развитие возможностей проблемного ребенка.

Цель: гармоничное соединение современных технологий с традиционными методами развития, использование разработанной системы игр и упражнений, проводимых в рамках коррекционно-образовательной программы и внедрение информационных компьютерных игр, презентаций с целью развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья мотивации к увеличению объема знаний.

Дети с нарушениями в развитии — это дети с особыми образовательными потребностями. Введение информационных технологий в область специального образования направленно на максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность педагогической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Однако, использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов в современном дошкольном образовании, носят большей частью эпизодический характер. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, не самоценен. И только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

  1. создание системы интерактивных игр, компьютерных презентаций, дидактических и методических материалов для обогащения словаря и познавательного развития.
  2. оказание индивидуально ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через создание системы практического игрового материала, дидактических и словесных игр и использование информационно-компьютерных технологий (игры-презентации, игротеки, виртуальные экскурсии) направленных на формирование мотивации к увеличению объема знаний.
  3. увеличение объема пассивного и активного словарного запаса, систематизация и классификация полученных знаний.
  1. обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Мониторинг последних лет показал, существующая система воспитания дошкольников с ОВЗ и детей с РАС не удовлетворяет требованиям современной жизни. Используемые в коррекционной работе традиционные методы не дают желаемого эффекта. В этих условиях возникла идея создания системы дидактических игр и игровых упражнений с привлечением средств информационных компьютерных технологий, позволяющих в игровой форме расширить, уточнить и систематизировать знания дошкольников. Особенностью данной идеи является то, что презентации, компьютерные игры не выделяются в отдельный вид деятельности, а являются частью коррекционно-развивающего занятия и способствуют формированию мотивации к организованной деятельности, систематизации и классификации полученных знаний, расширению словаря, развитию психических процессов.

Учитывая, что интерес к организованной образовательной деятельности у дошкольника с ОВЗ и ребенка с РАС со временем утрачивается, так как эта деятельность зачастую носит монотонный характер, особенно коррекционная, у детей теряется желание говорить «правильно и красиво». А если взять во внимание то, что в настоящее время возросло количество детей, у которых к речевым нарушениям присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход. Категория таких дошкольников нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке вовремя ООД, чему и способствует использование информационных компьютерных технологий. Учитывая различный анамнез, разновозрастной состав группы, индивидуальные особенности речевого и общего развития оказалось, что игры рекомендуемые программами невозможно одинаково использовать для всех детей. А использование компьютерных игр, презентаций позволяет оптимизировать работу, осуществлять индивидуальный подход в виде вариативности заданий, активизировать непроизвольное внимание детей, повысить мотивацию к коррекционному обучению, расширить возможность работы с наглядным материалом.

Игровой характер обучения соответствует психическим особенностям дошкольников. Играя, дети легко и охотно усваивают то, на что в других условиях затратили бы много времени и усилий. Игра обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала, что способствует пополнению, уточнению и развитию словаря. Проводя с детьми занятия и развлечения, оправдано использование презентаций по лексическим темам, которые включают в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Это очень удобно, поскольку материал к занятию содержится в одной презентации. Каждая тематическая неделя отражается в деятельности всех педагогов, участников коррекционно-развивающего процесса, чтобы ребенок за неделю получил необходимый объем знаний по данной теме. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Конечно, используя презентации на занятиях, важно не забывать про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения.

Читайте также:
Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации

Мультимедийные презентации, игры и упражнения по коррекции мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения вошли неотъемлемой частью в структуру системы коррекционной работы. Учитывая основной вид деятельности дошкольников, презентации включают в себя несколько слайдов познавательного характера, коротких игр и упражнений. Каждая презентация посвящается одной теме.

Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу и поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта. Так использование игр-презентаций на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомых детям и переработанных педагогом, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. На занятиях с использованием компьютерных презентаций дошкольникам предъявляется материал, адаптированный к целям и задачам конкретного занятия. Презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие осуществлению индивидуального подхода к решению конкретной проблемы ребёнка, строить совместную деятельность, ориентируясь на темп работы каждого.

Применение разнообразного дидактического материала и компьютерных игр дает возможность многократно работать над одной и той же задачей в разных видах деятельности. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, позволяет стимулировать его умственную активность. Коррекция словаря, должна совершаться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности, что в свою очередь подразумевает тесное сотрудничество всех специалистов.

Для развития и обогащения словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком и от того насколько полноценным является его общение, зависят объем и качество словаря дошкольника. Поэтому особое место отводится работе с родителями .

Известно, что ни одну коррекционную, воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Активный образ семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря дошкольника: посещение зоопарка, цирка, леса, поездки в другие города с иным климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления. Такие ситуации нельзя не использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить, вызвать работу мысли, одновременно закрепив в речи ребенка новые слова. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий, и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон, который имеется в его окружении во время занятий игрой или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). Кроме того, темп развития у дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды. Мы настоятельно советуем родителям использовать любую ситуацию для того, чтобы показывать, называть, пояснять, вызывать работу мысли, одновременно закреплять в речи ребенка новые слова. Была разработана система упражнений и заданий в электронном виде для закрепления материала дома по лексическим темам, это позволило закреплять материал систематически, даже если ребенок на данный момент отсутствует в детском саду по какой-либо причине.

Мы используем сами и рекомендует родителям материалы логопедического сообщества «Болтушка — логопед», «Домашний логопед», в социальной сети «В контакте», где представлены фрагменты занятий по дыхательной и артикуляционной гимнастике, по автоматизации звуков

Результативность. Мониторинг, который мы провели, позволил установить эффективность использования данной системы дидактических игр и игровых упражнений с применением ИКТ в общем и речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Была выявлена положительная динамика: речевые высказывания детей значительно изменились как количественно, так и качественно, они стали более развернутыми и полными по содержанию. Свои мысли дети стали выражать точнее и правильнее, словарный запас увеличился и обогатился. У детей расширился объем правильно произносимых слов, они научились группировать предметы по признакам соотнесенности, 2% дошкольников овладели прилагательными оценки, что предполагает достаточно высокий уровень развития мыслительных процессов.

Выводы и рекомендации. Мы надеемся, что представленный материал, поможет педагогам не только коррекционных, но и массовых групп детских садов улучшить качество обучения, оптимизировать процесс коррекционно-развивающей работы, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. В соответствии с утвержденными лексическими темами, систематизирован комплекс информационно-компьютерных игр и презентаций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: