Многофункциональный логопедический тренажер Веселые катушки

Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Никонова, О. Н. Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров / О. Н. Никонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41655/ (дата обращения: 18.01.2022).

Главная идея моей работы – создать эффективные средства совершенствования коррекционно-развивающего обучения. Одно из таких средств — использование наглядно-игрового материала (логопедические тренажеры), которые способствуют не только преодолению речевых недостатков у ребенка, но и развитию у него познавательной активности, мыслительных операций, творческих способностей.

Ключевые слова: логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя, звуковой состав слова

Логопедический тренажер «Зимняя сказка».

Этот тренажер поможет ребенку развить целенаправленную воздушную струю, лексико-грамматическую сторону речи, автоматизировать звук [с].

Варианты использования тренажера:

  1. Развитие воздушной целенаправленной струи:широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка поднять так, чтобы образовался желобок. Легко подуть на язык.
  2. Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с].

Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д»

  1. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи: составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, одна снежинка, две снежинки, пять снежинок и. т.д.

Рис. 1. Логопедический тренажер «Зимняя сказка»

Логопедический тренажер «Дорожка из цветов».

Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по автоматизации и дифференциации звуков.

Варианты использования тренажера:

  1. Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок играет с деталями, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и переместить на новое место.
  2. Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки);
  3. Дифференциация звуков изолированно или вслогах:произнести дифференцируемые звуки (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки).
  4. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков всловах исловосочетаниях):составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, один цветок, два цветка, пять цветов и т. д.

Рис. 2.Логопедический тренажер «Дорожка из цветов»

Логопедический тренажер «Зайка— Знайка».

Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ). Определить количество слогов в слове. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Варианты использования тренажера:

  1. Для развития мелкой моторики кистей ипальцев рук:ребенок с помощью фишек выкладывает слово.
  2. Определение линейной последовательности звуков вслове:ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать, ряд модельных линеек с ячейками и фишки разных цветов (красный, синий, зеленый). На первом этапе для анализа используем односложные слова. После слоговой ряд усложняется.

Ребенок стрелкой определяет количество звуков в слове или педагог сам направляет стрелку. По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.

После того, как провели звуковой анализ слова, можно определить количество слогов в слове.

Рис. 3. Логопедический тренажер «Зайка — Знайка»

Логопедический тренажер «Звуковое панно»

Этот тренажер поможет ребенку сформировать навык фонематического восприятия и анализа: определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, проводить звуковой анализ односложных слов. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Варианты использования тренажера:

  1. Определение позиции звука вслове.

Необходимо найти, где спрятался данный звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок прикрепляет цветок на первый квадрат, если в середине на второй квадрат, если в конце — на третий. Цвет цветка меняется в зависимости от заданного звука: гласный — красный цветок, согласный твёрдый — синий, согласный мягкий — зелёный. Данное пособие имеет подвижную пуговицу. По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало — середина — конец слова).

  1. Определение звукового состава слова:ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать и предлагаем фишки (цветочки), с помощью которых выкладываем звуковую схему слова. По мере выделения звуков в слове, ребенок заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
  2. Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук:ребенок манипулирует фишками, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и приклеить на новое место, также прикладывает усилия передвинуть пуговку на нужное место.

Рис. 4. Логопедический тренажер «Звуковое панно»

Читайте также:
Работа с детьми при дизартрии

Таким образом, в результате реализации данных логопедических тренажеров у детей повысился интерес к занятиям, возросла мотивация, результат не заставляет себя ждать.

Практика логопедической работы показывает, что логопедические тренажеры, являются эффективным коррекционным средством.

  1. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
  2. Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. — с. 112–129.
  3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

Логопедическая игра-тренажер «Разноцветные сюрпризы Веселой птички»

Елена Логинова
Логопедическая игра-тренажер «Разноцветные сюрпризы Веселой птички»

У детей с нарушениями речи очень часто снижены познавательные интересы, особенно это проявляется во время длительной отработки речевого материала. Чтобы удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, логопеду необходимо иметь в своем арсенале много дидактических игр.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональный тренажер «Разноцветные сюрпризы Веселой птички». Использование данного тренажера повышает познавательную и речевую активность ребёнка, способствует преодолению речевых недостатков и развитию творческих способностей, так как процесс обучения проходит в доступной форме и формирует положительную мотивацию к учебной деятельности.

Тренажер многофункциональный, его можно использовать в зависимости от задач логопеда на конкретном занятии и по необходимости пополнять другими фигурками, деталями, игровыми заданиями.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям и родителям.

Цель игры: закрепить у детей 4-7 лет навык правильного согласования местоимений “мой”, “моя”, “моё”, “мои” и качественных прилагательных с существительными.

Задачи:

– развивать сенсорное восприятие, закреплять умение правильно называть цвета, умение правильно распределять предметы в соответствии с цветом;

– способствовать пополнению и активизации словаря у детей;

– развивать фразовую речь;

– совершенствовать грамматический строй речи;

– развивать внимание, память, мышление;

– развивать фонематический слух;

– развивать мелкую моторику;

– воспитывать умение действовать совместно со сверстниками;

– закреплять навыки использования предложно-падежных конструкций;

– автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах (предложениях);

– закреплять навык деления слов на слоги.

Возраст: игра предназначена для детей 4 – 7 лет, играть в нее могут от одного до четырех человек под руководством взрослого.

Материал: разноцветные яйца от больших киндер сюрпризов, в каждом из которых мелкие предметы (однотонные) того же цвета, что и яйцо (можно подобрать предметы на определенный звук); плоскостные ламинированные домики, вагончики.

Ход игры

Взрослый читает четверостишье:

Веселая птичка к нам в гости пришла!

И что же с собой она принесла?

Цветные яички! А что там, внутри?

Скорее раскрой их и назови!

Варианты игры:

I вариант

Взрослый сообщает ребёнку, что в кабинете поселилась Веселая птичка (страус), а в гнезде у нее разноцветные яйца с сюрпризами, и предлагает рассмотреть предметы и назвать их, чётко проговаривая цвет: «красная крышка, красный круг». На одном занятии лучше использовать один цвет, а на следующем занятии можно предложить ребёнку такое же задание, но с предметами другого цвета.

II вариант

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть содержимое одного яйца и, называя цвет и предмет, добавлять местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои” : «моя красная пробка», «мой красный мячик»… Затем можно предложить разложить предметы на несколько «кучек»: «мой», «моя», «моё», «мои».

III вариант

Если играет группа детей, то у каждого – яйца разного цвета. Предметы смешиваются. Дети по очереди берут по одному предмету, проговаривая: «Это моя оранжевая пробка», «Это мой желтый треугольник», и кладут в свой контейнер.

IV вариант

Взрослый просит найти предметы, в названии которых есть звук Л (можно любой другой звук): «палочка, лошадка, колпачок…», затем проговорить, какого цвета предметы: «желтая палочка, желтый колпачок, желтая лошадка…». Усложнить задание можно, предложив ребенку придумать предложение с данным словосочетанием.

V вариант

Игра «Один-много». Взрослый объясняет: «В домике с одной точкой живет один предмет, а где много точек – становиться много предметов». Ребенок называет цвет и название предмета, затем перекладывает в другой домик : «синий дельфин – много синих дельфинов».

VI вариант

Игра «Назови ласково». Взрослый предлагает перекладывать все предметы из яйца в большой домик, а затем в маленький, объясняя, что в маленьком домике предметы уменьшаются: «зеленая лягушка – зелененькая лягушечка».

Читайте также:
Применение естественных сил природы для устранения речевых, двигательных, психических проблем у детей с ОНР

VII вариант

Ребенок берет по одному предмету, а взрослый задает вопросы:

Кто это? (желтый жираф)

Нет кого? (желтого жирафа)

Кого ты нашел? (желтого жирафа)

С кем ты играешь? (с желтым жирафом)

Кому ты дашь попить? (желтому жирафу)

О ком ты мечтаешь? (о желтом жирафе)

Если взять фигурку мальчика или девочки, можно предложить ребенку составлять предложения. Например: «Женя играет с желтым жирафом», «Женя мечтает о желтом жирафе».

VIII вариант

Ребенок берет по одному предмету из яйца, называет его, определяет количество слогов и кладет в соответствующий «вагончик».

IХ вариант

Взрослый смешивает предметы двух яиц и выставляет фигурки девочки и мальчика. Ребенок берет по два предмета разного цвета и составляет предложения. Например: «Коля играет с голубым самолетом, а Оля с зеленой лягушкой» и т. д.

Дидактическая игра «Логопедическая ромашка» Цель:Развивать у детей мышление, логику, фонематические процессы. Предназначение:Игра предназначена для автоматизации звука [л] в слогах.

Логопедическая игра «Кто на чём летит?» Логопедическая игра «Кто на чём летит?».Цель: Учить различать согласные звуки «С» и «Ш». Оборудование: картинки (2 большие и маленькие).

Логопедическая игра на автоматизацию звука [Л] Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру на автоматизацию звука Л. Данное дидактическое пособие представляет собой поле, по горизонтали.

Логопедическая игра «Ромашки для Чебурашки» Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В ней происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка, формируется личность. В.

Логопедическая игра «Шкатулочка» Цель игры: -автоматизация звука[Ш]в словах и предложениях. -развитие внимания, памяти; -развитие диалоговой связной речи. Дорогие друзья,.

Мастер-класс изготовления объемной поделки из бумаги «Разноцветные птички» Дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаю вам мастер-класс объемной поделки из бумаги “Разноцветные птички” Поделка проста в исполнении,.

Подвижная игра «Птички-раз, птички — два!» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Цель игры: упражнять детей в выполнении движений, одновременно учить детей счету. Материал. Эмблемы.

Логопедическая игра «Снежинка, лети!» Вот как можно использовать новогоднее украшение в группе. Целью является развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация.

Дидактическое пособие из воздушных шариков «Тренажер для развития мелкой моторики рук «Волшебный тренажер» Цели: – способствовать развитию мелкой моторики пальчиков ребёнка. – раскрыть актуальность мелкой моторики в логопедической работе; – расширять.

Тренажер-игра «Числовые домики» из фетра Сегодня я хочу представить вашему вниманию числовые домики из фетра. Проблема запоминания состава чисел в пределах 10 возникает у многих.

Елена Анищенкова — Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Логопедическое развитие речи дошкольника от 6 лет

Для данного детского возраста характерен серьезный прорыв в развитии связной речи малыша. Дети более активно общаются, совершенствуют диалог и монолог, без труда пересказывают сюжет любимого сказочного произведения либо разговор близких людей.

Занятие с логопедом

Ребенок участвует в речевом процессе, развивает ответы того или иного вопроса. Дошкольник переходит от применения в языке только описания, он больше рассуждает и анализирует, следит за культурой речи, полноценно пользуется навыками во время ежедневного общения.

Возможные проблемы и отклонения в развитии

Если у ребенка, который собирается оформляться в школу, отмечаются проблемы от нормы речевого развития, следует править речь, обратиться к профессиональному логопеду, без промедления начать заниматься логопедическими упражнениями для детей. Бить тревогу надо, если ребенок имеет следующие трудности:

  • Говорит непонятно, не выполняет согласование части речи, врач определяет на слух неверное применение слова, предлогов.
  • Имеет скудный словарный запас.
  • Излагает мысли очень короткими предложениями.
  • Не выговаривает множество звуков.
  • Коверкает слова.

Обратите внимание! Логопедия не прощает ошибок. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем меньше сил и времени надо будет затратить на исправление недочетов.

Занятие с шестилетним ребенком

Важно! Так как в основе многих проблем речи лежат заболевания ЦНС, при серьезных отклонениях важно обследоваться у врача-невропатолога, а также пройти рекомендованную терапию в сочетании с занятиями с логопедом и уроками дома с родителями.

Коррекция общего недоразвития речи (ОНР)

Если дети пропускают или меняют местами слоги в словах, неправильно используют окончания в существительных, прилагательных – это начальные тревожные симптомы ОНР. Также показательным признаком является появление первых слов только в 3-4 летнем возрасте. Далее без специального обучения снижается словесная активность, а разговор становится малопонятным.

Читайте также:
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонетической Дислалией

Причиной этого становятся как социальные условия, так и физическая ослабленность детского организма или его повышенная нервно-психическая возбудимость. При этом такие дети обычно не имеют нарушений слуха и интеллекта. Наши логопеды ОНР классифицируют по трем уровням:

  1. Практически отсутствует способность говорить.
  2. Постоянное употребление определенного числа общеизвестных слов, хоть и в неправильной форме.
  3. При большом словарном запасе и активном произношении, наблюдается отставание в грамматике и фонетике.

Используя современные методики и придерживаясь совместно с родителями разработанных индивидуальных программ, логопед мастера «Доктор звуков» способны исправить все три вида нарушения.

Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками

По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.

Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.

Занятие логопедией в форме игры

Общие советы по проведению занятий дома

После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.

Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.

Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры.

Как построить занятие

Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры. Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:

  • Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
  • Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
  • Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
  • Упражняться надо часто, но не долго.
  • Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.

Логопедические упражнения детям 4-5 лет для развития речи дома

Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.

Социальная адаптация

Дети с особенностями развития могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден.
На занятиях по социальной адаптации дети учатся:
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться и раздеваться;
  • чистить зубы;
  • причесываться;
  • купаться и умываться;
  • мыть голову;
  • пить из чашки;
  • есть ложкой и вилкой;
  • резать ножом;
  • накрывать на стол;
  • убирать со стола;
  • мыть посуду;
  • расстилать и застилать кровать;
  • поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить).

Мы считаем, что все эти навыки очень важны для ребенка с особенностями, не менее, чем способность читать, знание геометрических фигур или таблицы умножения. И учиться всему этому важно своевременно, по возможности в том же возрасте, в каком аналогичные навыки осваивают дети с нормальным ходом психического развития.

Занятия с системой “Саундбим”

Занятия проводят сертифицированные специалисты, прошедшие обучение в Великобритании. Система “Саундбим” рекомендована Национальной программой образования Великобритании как основной источник помощи детям с нарушениями. Успех использования системы “Саундбим” базируется на двух факторах:
  • высокая чувствительность луча позволяет “играть” музыку даже людям, крайне ограниченным в движениях;
  • электронные технологии позволяют создать огромную палитру звуковых миров, освобождая их автора от традиционных ограничений.

Система “Саундбим” представляет собой средство, с помощью которого даже ребенок с серьезными отклонениями (аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи) может выразить себя и начать общаться через музыку и звук.

В процессе занятий в ОАНО “Школа Подсолнух” с системой “Саундбим” у детей появляется мотивация к действию. Используя звуковой луч, дети начинают ощущать собственное тело в пространстве.
Играя с музыкальными композициями, дети смогут:
  • слушать и слышать;
  • у всех детей появляется концентрация внимания;
  • все дети начинают выполнять инструкцию и инструкции.

На всех занятиях развивается крупная и мелкая моторика. Играя на системе, появляются новые способы коммуникации, развивается импрессивная и экспрессивная речь. На занятиях у многих детей раскрываются творческие способности. Играя на системе “Саундбим”, у ребенка появляется возможность и потребность к взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Система “Саундбим” широко используется на всех видах занятий в ОАНО “Школа Подсолнух”

Читайте также:
Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Виды упражнений для речевого аппарата

Каждый ребенок индивидуален и со своими проблемами, поэтому на практике применяются разные виды упражнений. Логопедические для речевого развития могут состоять из пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, игр на подражание звуков, формирование слуха, логоритмику (стихи с движениями), стихотворения на обогащение словарного запаса, чтобы развить речь.

Решать проблемы речи воспитанникам средней и старшей группы помогают упражнения дыхательной гимнастики в логопедии.

Скороговорки и чистоговорки

Скороговорки важны для формирования дикции и обучения малыша полноценно говорить. Начинать читать и заучивать скороговорки можно со 2-3 года жизни, потому что это:

  • Эффективная тренировка артикуляции звуков.
  • Приобретение правильных навыков речи.
  • Коррекция речевых дефектов.
  • Результативная борьба с косноязычием.
  • Формирование фонематического слуха, так как, чтобы сказать фразу, ее надо правильно слышать.

Чистоговорки для постановки речи и улучшения дикции можно подразделить на 2 группы. Стихотворения с повтором определенного звука, который требует практики. Это стихи, в первых строках которых используются повторы слогов, благодаря чему идет отработка необходимого звука. Конец стихотворения представляет собой просто фразу в рифму, может вообще бессмысленную.

Игры и задания

Чтобы развить речь, можно применять любые тематики в конспектах, но уровень сложности лексики должен соответствовать возрасту ребенка. Например, часто используют задание: «Грибы». Ребенку надо ласково назвать «Масленок — Масленочек, Волнушка — Волнушечка, Лукошко — Лукошечко, Поганка — Поганочка» и так далее.

Обратите внимание! Задания полезно дополнять дидактическими играми.

Подойдет игра «Расскажи мне сказку». Надо взять любые предметные изображения, 30 шт., разместить их перед малышом и предложить придумать сказку. Каждый игрок берет картинку и сочиняет 1-2 предложения, применяя выбранный рисунок. И так по очереди, получается интересный сюжет. Играть надо, пока картинки не кончатся.

Логопедические упражнения для детей на каждый день

Наиболее сложный момент — это заинтересовать дошкольника. И это очень ответственный процесс. Ведь усадить гиперактивного ребенка проблематично. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно совместить приятное с полезным — практиковать уроки, когда малыш играет в своем шалаше или прыгает на кровати.

Занятия в форме игры обязательно дадут результат, и родитель не устанет, и малыш материал усвоит без слез и криков — должен быть контакт, а не вражда. Логопедическую гимнастику для развития речи ребенка должен назначить опытный логопед.

Пальчиковые игры

Благодаря пальчиковым играм идет развитие мелкой моторики малыша. Результат занятий достигается, если работать с ребенком каждый день, по 5 минут. Полезной будет игра «Цветок». Пальцы рук должны смотреть вверх, быть сомкнуты вместе. Из полусогнутых ладошек надо сделать бутон, прижав пальцы. Когда композиция собрана, надо говорить четверостишье, делая движения на каждую вторую строку: Солнышко поднимается — Бутон распускается (развести пальцы в стороны, держа низ ладошек сомкнутым). Солнце садится — Цветок спать ложится (вернуть пальцы обратно).

Речевое развитие в средней группе детского сада — нормы и особенности

Артикуляционная практика

Артикуляционная гимнастика — это занятия для языка и губ. Они являются базой в процессе произношения звуков. Если язык развит плохо, ребенок будет плохо говорить, его речь будет нечеткой. Заниматься надо перед зеркалом.

Интересно! Один из популярных приемов «Улыбка». Активно растянуть губы, улыбаться, но разжимать их при этом не надо. Держать улыбку следует полминуты.

Игры для формирования полноценного слуха, подражание звукам, логори — игра на развитие слуха. Для игры потребуется мини-колокольчик и свободная комната. Малыш стоит с повязкой на глазах, родитель в это время осторожно передвигается по комнатному помещению, звеня мини-колокольчиком в различных местах. Ребенок должен, не оборачиваясь, определить рукой, где звенит.

Для игры на звукоподражание надо взять любой сюжетный рисунок. К примеру, на изображении мальчик везет машинку: «Миша тянет машинку и приговаривает „би-би“. Давай поможем ему! Би-би!». Надо помогать малышу, двигаться с ним, повторяя путь автомобиля, контролируя артикуляцию.

Логоритмика — это упражнения, в которых объединены движения, речь и музыка. Логоритмику обожают дети, им увлекательно. Сначала родитель читает стихотворение и демонстрирует движения, все это проходит под музыкальное сопровождение. Далее ребенок повторяет все самостоятельно или с мамой.

Декламация стихов и скороговорок

Декламация помогает быстрее вникать в стих или скороговорку, и заучивать произведение. Надо включить воображение и «нырнуть с головой» в сюжет. Стараться перенестись в то время, которое описано в стихотворении. Оживить строки.

Совет! Важно помочь малышу представить происходящее, рассказать о деревушке, в которой проживал маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как отцу тяжело было обеспечивать большую семью, о лютом холоде.

Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Когда будет визуализирован текст, малыш легче примет его, он проникнется эмоциями. А эмоциональное запоминается значительно быстрее.

Советы логопедов, как правильно проводить занятия дома

Исправить произношение сложно, на все нужно время. За один урок научить ребенка четко и внятно говорить, а также применять сложные слова, нереально. В любом занятии важно регулярно тренироваться.

Вариант логоритмического занятия

Ошибки — это часть процесса обучения. Надо быть терпеливым, хвалить малыша даже за незначительные успехи, поддерживать, если что-то не получается. Если орать на ребенка, то лучше говорить он не станет, напротив, может замкнуться в себе, что усугубит проблемы речи. Упражняться полезно 5 минут каждый день, а не раз в неделю по 1,5 часа. Изначально можно заниматься 3-5 минут, со временем повышая время до 15-20 минут дважды в день.

Логопедические занятия, организованные правильно, помогут скорректировать проблемы речи. Важно заниматься по рекомендациям опытного логопеда.

Сенсорная комната

В нашей школе проходят занятия в сенсорной комнате «Снузлен». Сенсорная Комната «Снузлен» – это комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности, которая отсекает любые негативные и нейтральные воздействия внешнего мира. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, при этом развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Инклюзивный театр “Антошка”

Театральная атмосфера располагает детей к внимательности, усидчивости, дисциплине, формирует чувство ответственности, целеустремленности.

В театре участвуют дети, посещающие Детский . На первых репетициях дети бывают скованы, застенчивы, пытаются спрятаться, некоторые начинают плакать. Постепенно они включаются в процесс игры актеров, выполняют элементарные хореографические движения, играют на музыкальных инструментах, на системе Саундбим.

Участие в инклюзивном театре показывает, что как дети с особенностями в развитии, так и нормально развивающиеся, имеют огромное желание заниматься творчеством.

Игра на сцене способствует преодолению речевых барьеров, совершенствованию общения со сверстниками, взрослыми, формированию коллективного взаимодействия. В театральной деятельности заложена уникальная возможность раскрыть талант ребенка путем взаимодействия двигательной активности, музыки, игры, общения.

Театральная атмосфера располагает детей к внимательности, усидчивости, дисциплине, формирует чувство ответственности, целеустремленности.

Студия мультипликации “Аниматорий”

В «Подсолнухе» создана творческая студия анимации «Антматорий». Придумывать сюжет мультфильма, рисовать героев, озвучивать — это так интересно. Настоящий творческий процесс, который играет большую роль в развитии ребенка.

Уникальные занятия дадут ребенку возможность проявить себя, найти новых друзей и научиться доброте, протягивать руку помощи своему коллеге по студии. Ведь кто-то умеет хорошо рисовать, а кто-то пока может только разукрасить рисунок, но такая совместная деятельность дает неожиданные результаты.

Топ-10 Логопедических тренажёров для развития дошкольников

Коллеги, предлагаем вашему вниманию подборку из 10 лучших логопедических тренажеров для развития дошкольников прошедших проверку качества среди специалистов, логопедов, педагогов и родителей.

Топ 10 логопедических тренажеров с 50% скидкой всего за 1050 рублей!

1. Фонетическая ритмика. Дыхательный тренажер. Стимулируем речевую активность.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

  • Стимулирует формирование и закрепление навыков произношения.
  • Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа.
  • Фонетическая ритмика – используется для работы с неговорящими детьми, слабослышащими и аутистами.

2. Кинезиологический тренажер для автоматизации звука Р

Цель: автоматизация звука Р через воспроизведение кистевых и пальцевых поз с проговариванием.

  • Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.д.
  • Упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
  • Можно адаптировать для дошкольников и младших школьников. ( звук Р появляется к 5-6 годам).
  • Малыши с удовольствием будут повторять позы рук и называть слова ( или показывать их на картинке).
  • А старшие дошкольники смогут читать и одновременно выполнять действие. Можно много придумать дополнительных заданий.

Какая лишняя картинка, где находится звук Р в слове, назови слова со звуком Р и многое другое.

3. Тренажер по развитию речи: Звуковые часы

  • Развитие четких движений артикуляции, умение выделять звук на фоне слова, четко и внятно произносить гласные и согласные звуки.
  • Формирование простых форм звукобуквенного анализа.
  • Развитие пассивного и активного словаря..

4. Тренажер для развития слуха и ритма

Читайте также:
Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

Игровое пособие для развития слухового восприятия

научить ребёнка различать и воспроизводить заданный темп и ритм.

Ребёнок научится отстукивать, отхлопывать ритм с помощью ложек, ладошек, кулачков, карандашей.

5. Тренажер: автоматизация звука Л через воспроизведение кистевых и пальцевых поз с проговариванием

Тренажер для мозга! Звук Л+видеоинструкция!

Задания можно адаптировать для разного возраста учитывая индивидуальные возможности ребёнка. ⠀

Цель: автоматизация звука Л через воспроизведение кистевых и пальцевых поз с проговариванием.

  • Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.д.
  • Упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
  • Можно адаптировать для дошкольников и младших школьников. (звук Л появляется к 5 годам).
  • Малыши с удовольствием будут повторять позы рук и называть слова (или показывать их на картинке).
  • А старшие дошкольники смогут читать и одновременно выполнять действие. Можно много придумать дополнительных заданий.

6. Кинезиологический тренажер на автоматизацию и дифференциацию звуков З и Ж

Цель: автоматизация и дифференциация звука [З] и [Ж] совместно с двигательными упражнениями для рук и ног.

Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и параллельно произносятся слоги “ЗА” – “ЖА” – “ЗУ” – “ЖУ”

Тренажёр включает в себя карточки звуков и карточки для составления рядов из поз.

  • Отдельно упражнения -на З
  • Отдельно упражнения на Ж
  • Отдельно дифференциация З-Ж

7. Нейротренажер: Божьи коровки 2+

Великолепные “божьи коровки” работа с обратными слогами на все трудные звуки!

  • Для развития мозга
  • Развития речи
  • Координация глаз-рука!

8. Нейротренажер: Овощи-фрукты

Тетрадь -тренажёр межполушарных взаимодействий!

Задачи:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии.
  • знакомство и закрепление темы овощи и фрукты!

9. Альбом-тренажер: “Фонематическое восприятие”

Развиваем фонематическое восприятие у детей! Готовый альбом с заданиями-тренировками!

Все последовательно и системно для детей!

Здесь предлагается специальная зрительная символика, позволяющая материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения. Упражнения дают возможность поэтапно формировать навыки звукового анализа и синтеза, необходимые для овладения чтением и письмом у дошкольников.

Альбом состоит из 2-х частей!

10.Тетрадь-нейротренажёр межполушарных взаимодействий! Растим гения!

Тетрадь -тренажёр межполушарных взаимодействий!

Задачи, которые решает пособие:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии.

Тренажеры разработаны руководителем методического направления Логопрофи, клиническим психологом, логопедом – олигофренопедагогом, Назаревской Тамарой Николаевной.

Материал доступен сразу после оплаты.

ТРЕНАЖЕРЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

Предназначен для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха.
Используется в коррекционных учебных заведениях, а также в учебных заведениях, реализующих систему инклюзивного образования.

Версии 1.4 – 2.2У
Применяется для работы со звуками, работы над диафрагмальным дыханием, разработки силы голоса у детей.

Представляет собой электроакустический прибор, предназначенный для слухоречевой реабилитации и коррекции речи.

Представляет собой электроакустический прибор, предназначенный для слухоречевой реабилитации и коррекции речи.

Дефекто-логокоррекционный кабинет. Применяется для эффективной коррекции функциональных речевых нарушений, голосовых нарушений, нарушений слуха, а также нарушений в чтении, письме и счете (дислексия, дисграфия, дискалькулия).

Радиокласс используется при оснащении массовых школ и позволяет детям прослушивать речь педагога на уроках, экскурсиях, в спортзале.

Используется в процессе реабилитации людей с заиканием, речевыми расстройствами, а также в процессе восстановления речи после травм.

Возраст: от 5 лет.

Представляет собой универсальный слухоречевой прибор для занятий со слабослышащими и глухими детьми.
Подходит для детей с любой формой снижения слуха, от легкой до полной глухоты.

Базовый стационарный слухоречевой аудиокласс для оснащения специальных классов, в том числе компьютерных, для обучения глухих и слабослышащих учеников.

Базовый беспроводной слухоречевой аудиокласс для оснащения специальных классов глухих и слабослышащих учеников. Обеспечивает ученикам без слуховых аппаратов передачу речи и формирование полной слухоречевой среды на уроках, в спортзале и т.п.

Аудиокласс специально разработан для оснащения классов массовых школ, в которых обучаются слабослышащие ученики, и позволяет им без слуховых аппаратов уверенно прослушивать речь педагога во время кабинетных занятий.

Слухо – речевой тренажер предназначен для проведения занятий с детьми по развитию и коррекции слуховоспрития и речи. Данный тренажер может использоваться как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях. Тренажер обеспечивает качественный и чистый звук, возможность получения обратной связи, возможность отрегулировать настройки в соответствиями с индивидуальными потребностями.

Читайте также:
Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с ТНР

Предназначен для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха.
Используется в коррекционных учебных заведениях, а также в учебных заведениях, реализующих систему инклюзивного образования.

  • помогает осмыслить и понять каждое сказанное слово;
  • помогает слышать свой голос, развивать свою речь, общаться с педагогом с большим пониманием и уверенностью;
  • имеет высокое качество звука, позволяет учащимся регулировать свой голос;

Слухоречевой тренажер «Соло» используется для индивидуальных коррекционных занятий по отработке ритмико-интонационной речи и улучшению слуховосприятия с детьми, которые имеют нарушения слуховой функции и/или дефекты речи.
Комплект оборудования включает специализированный звукоусилитель, два микрофона и наушники. Использование пары микрофонов позволяет ученику разборчиво слышать специалиста и собственный голос. Это обеспечивает условия для эффективной коррекции звукопроизношения. Также тренажер может быть дополнен вибротактильным устройством, обеспечивающим дублирование аудиосигнала виброоткликом.
Особенности

  • Глубокий и чистый звук для аудиотренировок и коррекционных занятий.
  • Наличие обратной связи (ученик слышит собственный голос).
  • Гибкие настройки с учетом индивидуальных особенностей ученика: можно регулировать тембр, частоту, громкость.
  • Коррекция речевого дыхания, интонации и ритма речи, силы голоса.

Тренажер предназначен для детей с ОВЗ (нарушения слуха 1-4 степени, дефекты речи). Используется во время индивидуальных занятий.

Эффект от применения набора:

  • усиливается восприятие и понимание фраз,
  • ребенок управляет своим голосом, работает над интонацией.

Особенности тренажера:

  • Через наушники с подключенным усилителем пользователь слышит себя и специалиста. Звук подается чистый и глубокий.
  • Для обратной связи предусмотрен микрофон на гибком проводе с клипсой.
  • Громкость, тембр и частота звучания регулируются.
  • Уровень подачи сигнала показан световой индикацией.
  • Устройство с виброоткликом помогает раскрыть тему логопедического урока. Например, длительный звук сопровождается более продолжительными колебаниями, чем короткий.
  • Техника позволяет корректировать речевое дыхание, влиять на ритм и силу произношения.

Комплектация:

  1. Слухо – речевой тренажер ” АЛЬФА” – 1 шт..
  2. Наушники -1 шт..
  3. Микрофон -2 шт..
  4. Руководство по эксплуатации, паспорт изделия -1 шт..
  5. Упаковочная тара -1 шт..

Страна производства: Россия.
Производитель: ООО АЛЬФА

Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношений

Светлана Костромова
Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношений

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Используя игры,необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:

– тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,

– проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.

Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:

– для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

– для развития фонематического восприятия;

– для развития мелкой моторики;

– по обучению грамоте;

– по совершенствованию грамматического строя речи;

– по обогащению словаря;

– для развития связной речи.

За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.

Читайте также:
Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий

Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.

Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-

ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-

Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.

В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную речь.

Развивать мелкую моторику.

Коррекция фонематического слуха.

МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

Ход ИГРЫ:

На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.

2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т. д.)

3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.

4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.

5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).

2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».

Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.

Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.

Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.

Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)

И совсем забот не знали,

Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)

И друг друга догоняли (догоняют друг друга).

Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины,

В паутину все попались.

В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками

Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.

Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.

Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.

Усложнение:Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.

Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.

В кармашки вставляются символы гласных звуков.

Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;

СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.

Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.

Читайте также:
Оптимизация логопедической работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

Развивать фонематический слух.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную связную речь.

Развивать мышление (доказывать свой выбор).

Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду – на 4 квадрате, в 3 ряду – на 2 квадрате, и в 4 ряду – на 4 квадрате, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)

Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).

Таблица №11. Сказки.1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка;2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро;3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей;4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т. д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла»,отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.

Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).

Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников ” Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников” Находясь на границе соприкосновения.

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Использование игр в формировании звукопроизношений Использование игр в коррекционной работе, основывается на следующих принципах: Игра должна опираться на программный материал. Игра должна.

Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников Внедрение инклюзивного образования в России началось с дошкольного образования. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги дошкольного.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Консультация для родителей «Причины нарушений звукопроизношений» Причины нарушений звукопроизношений Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных.

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений» Профилактика речевых нарушений через игры с песком Марина Крайчикова Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции.

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область,.

Значение дидактических игр в коррекции звукопроизношения

Использование дидактических игр и приёмов в решении задач коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Читайте также:
Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня

Для детей — дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками имеющими речевые нарушения учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи:

• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

• С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

• Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение: в начале занятия игра организует, заинтересовывает ребенка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер.

Принципы отбора игр для логопедических занятий:

• Игра должна опираться на программный материал;

• Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);

• Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям;

• Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;

• Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий.

В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение.

Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Семина Ирина Евгеньевна,
учитель — логопед МДОУ №136 г. Мурманска

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: