Многофункциональные пособия в работе логопеда

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Читайте также:
Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Использование логотренажера ДЭЛЬФА для формирования ГСР и предупреждения дисграфии

Использование многофункционального логопедического пособия в работе с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ , логопедическое пособие

Основная цель любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению. В связи с этим наше профессиональное кредо звучит так: «Будет интерес – будет и результат!»

Научить ребёнка правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Обучение проходит быстрее, если работу строить в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью детей является игра, а дидактические игры могут успешно использоваться и как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. В своей практической деятельности для развития речи детей с ОНР, ФФН мы использую различные игровые приёмы. Особым видом игровой деятельности являются дидактические игры. Они создаются мною специально в обучающих целях для повышения эффективности коррекционной работы с детьми. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Нетрадиционным предметом, для проведения дидактических игр являются пуговицы. Яркие, красивые пуговицы в виде рыб, яблок, кошек, клубничек. привлекают внимание детей. А необычность использования пуговиц в играх приятно удивляет. Работа с пуговицами прекрасно развивает мелкую моторику. Делает ребёнка более усидчивым.

В связи с этим мы разработали многофункциональное пособие, которое направлено на решение решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста:

  • развитие речи
  • обогащение словаря
  • согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными, местоимений с существительными
  • ориентировка в пространстве
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения
  • образование существительных множественного и единственного числа
  • работа над слоговой структурой слова
  • автоматизация звуков
  • образование форм винительного и родительного падежей
  • образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
  • слоговой анализ и синтез слов.
Варианты заданий

1. Игра «Посчитай-ка». Посчитать предметы с помощью цифр, которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой – 1, перед рядом с крабом – 2, перед рядом с тортом – 5, перед рядом с паровозом – 7, перед рядом с грушей – 9 (цифры меняются на каждом занятии).

2. Игра “Съедобное-несъедобное”. Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.

3.Игра “Один-много”. Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза – красные розы, большой шар – большие шары, высокий жираф – высокие жирафы, горбатый верблюд – горбатые верблюды, оранжевая ракетка – оранжевые ракетки, интересный подарок – интересные подарки т.д.

Про какой предмет нельзя сказать “один-много” (мороженое, грабли).

4.Дидактическая игра ” Моя, мой, мои”. Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать “Моя” (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза.

5.Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

6.Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

Явился в желтой шубке:
“Прощайте две скорлупки”
(цыпленок)

7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.

8. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

9. “Загадки”. Логопед загадывает загадку, тот, кто первым нашел предмет-отгадку и правильно назвал его, получает жетон. Выигрывает тот ребенок, который больше всех набрал жетонов и правильно назвал дифференцируемые звуки в словах.

10. Придумать предложение с заданным словом.

11. Назвать слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

12. Синтаксическая работа. Логопед просит детей назвать животных, насекомых, транспорт, обувь. Кто живет в лесу? Кому нужен футбольный мяч? Кому нужны ножницы? Когда бывают снежинки? Какого они цвета? Что еще в природе бывает белого цвета?

Читайте также:
Система работы с неговорящими детьми

13. Отгадать предметы на ощупь.

14. «Назови ласково». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова

15. Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «Вижу . ».

16. Образовать форму родительного падежа, ответив на вопрос: «Чего не стало?»

Так же пуговицами и декоративными предметами для одежды, заменили и картинки по автоматизации и дифференциации звуков.

14. “Запоминалки”. После работы с логопедическим ковриком в конце занятия можно спросить ребенка, какие предметы, в названии которых был звук [с] или [ц] (предметы с любым звуком, над которым работаем), он запомнил.

15.Назвать картинки, нажимая “умным” пальчиком со звуком [с] (звук находящийся в работе), затем со звуком [ц] (любой звук который отрабатывается), (усложнение задания- в начале слова заданный звук, в середине, в конце).

16.Назвать слова с заданным звуком, состоящим из определенного количества слогов.

17.«Кубик». Назвать слово столько раз, сколько выпало точек на кубике.

18.«Телеграф». По звукам назвать слово целиком.

19.Слоговой анализ и синтез слов: узнать деформированное слово, назвать правильно (мосалет – самолет)

Необычность использования пуговиц привлекает детей, усиливая их интерес к играм.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. «100 логопедических игр для детей 4-6 лет» Программа развития и обучения дошкольника издательский дом «Нева» Санкт-Петербург «ОЛМА-ПРЕСС» Москва 2005.

2. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми» Москва «Владос» 1994.

3. Новиковская О. «Альбом по развитию речи в рассказах и весёлых картинках для дошкольников» АСТРЕЛЬ Москва СОВА Санкт-Петербург Скворцова И.В.

Многофункциональные коррекционно-развивающие пособия по автоматизации и дифференциации звуков речи

Регина Яруллина
Многофункциональные коррекционно-развивающие пособия по автоматизации и дифференциации звуков речи

Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с различными нарушениями речи, вовлечь родителей в учебный процесс и сделать выполнение домашних заданий по автоматизации звуков более легким и доступным.

Повысить интерес и мотивацию у дошкольников к логопедическим занятиям

Выработать правильные артикуляционные уклады звуков, используя игровую артикуляционную гимнастику

Последовательно автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Упражнять в определении позиции автоматизируемых звуков в слове

Формировать умение дифференцировать автоматизируемые звуки в своей речи, употреблять их правильно

Развивать мелкую моторику

Развивать фонематический слух и восприятие

Развивать связную речь

Формировать лексико-грамматический строй речи

Развивать внимание, память, мышление, воображение и восприятие

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза

Воспитывать контроль над собственной речью

Формировать элементарные математические представления у дошкольников

Познакомить родителей с последовательными этапами и различными приемами автоматизации звуков

Оказать практическую помощь родителям в выполнении домашних заданий по автоматизации и дифференциации звуков речи.

Писатель Л. С. Сухоруков писал, что «наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Своевременное овладение всеми аспектами речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в диалог, он может свободно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности и наоборот неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер.

Исходя из вышеизложенного, моей основной целью, как учителя-логопеда, является помощь детям в овладении правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения различных методов и приемов логопедического воздействия, направленных на коррекцию речевого дефекта.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в звукопроизношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку нужно научиться управлять своими органами артикуляции, осуществлять контроль над собственной речью и речью окружающих.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Читайте также:
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. Поэтому, чтобы у ребенка не пропал интерес к занятиям и желание посещать кабинет логопеда, я ищу новые подходы к одним и тем же упражнениям, стараюсь разнообразить игровые методы и приемы своей работы, давать детям новые творческие задания по закреплению правильного произношения.

Постоянный поиск новых игровых приемов привел меня к созданию многофункциональных пособий на липучках по автоматизации и дифференциации звуков речи. Данные пособия предназначены для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста. В каждом пособии множество игр с разнообразным и красочным речевым материалом, со сменой сюжетов и упражнений, основанных на приемах артикуляционной гимнастики, и этапах автоматизации и дифференциации звуков речи.

Использование данных пособий в работе позволило создать максимально благоприятные условия для развития речи детей и повысить интерес к логопедическим занятиям.

Дети быстрее и легче стали закреплять поставленные звуки, а создание собственных сюжетов в игре, позволило им без особого труда ввести автоматизируемые звуки в самостоятельную речь. Дети усовершенствовали умения правильно строить лексико-грамматические предложения, тренировать слуховую и зрительную память, развивать мышление, память, внимание, формировать элементарные математические представления.

Родители с помощью пособия дома тренировали приобретенные умения и навыки на занятиях детьми, что способствовало совершенствованию звукопроизношения у дошкольников.

Правильная речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми, что является одним из залогов успешности человека современном мире.

Таким образом, доступность пособий более широкой аудитории позволило включить родителей в совместную работу, создать единое пространство речевого развития ребенка и значительно повысить результативность коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи.

Дидактическая игра для развития связной речи и автоматизации поставленных звуков Данная игра предназначена для автоматизации поставленных звуков и развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С] Произносить слова: Шар – жар – базар – гусар Шаль – жаль – зал – сало Мешать – лежать – лизать – лиса Шапка – жалко – зайка – сайка Ушанка.

Игры для дифференциации звуков 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СЛОГАХ • «Разложи камешки». Перед ребенком 2 стаканчика разного цвета и «камешки» соответствующих цветов. С ребенком.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации шипящих звуков «Звук [Ш]» Звук Ш № 1 Звук Ш 1. Слоги: ша-шо-шу-ши, шо-шу-ша-ши, ши-шо-шу-ша. 2. Слова: шапка, шаль, шахматы, шайба, шахта, шашки, шалаш, шов, шелк,.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации свистящих звуков «Звуки [С], [С’]» Звук С № 1 Звук С 1. Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно). 2. Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай,.

Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] «Степашка в гостях» Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] «Степашка в гостях» Образовательные: – закреплять умение произносить.

Презентация методического пособия для автоматизации звуков «Волшебные тропинки» Методическое пособие «Волшебные тропинки» разрабатывалось для автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей с дислалией или.

Развивающие игры и пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речи, творческих способностей, ФЭМП Панно многофункциональное. Изготовлено из ткани, на которую пришиты ленты-липы. На липы можно поместить различные дополняющие. Используется.

Самоанализ организованной образовательной деятельности «Игра «Лото» по автоматизации и дифференциации звуков [Л], [Р] Самоанализ организованной образовательной деятельности «Игра Лото» автоматизация и дифференциация звуков[Л][Р] учителя-логопеда Ржевской.

Читайте также:
Интеграция в сфере образования

Наглядно-игровое логопедическое многофункциональное пособие для работы над звукопроизношением «Чудо-улитка»

Пояснительная записка к авторскому

Наглядно-игровому логопедическому многофункциональному пособию

для работы над звукопроизношением «Чудо-улитка»

Автоматизация поставленных звуков – очень важный и ответственный этап в логопедической работе по устранению нарушений звукопроизношения. С детьми очень долго приходится отрабатывать вызванные звуки и автоматизировать их в речи. Использование наглядности способствует формированию интереса к занятиям, стимулируя их умственную деятельность и быстрому достижению желаемых результатов. Кроме автоматизации звуков данное пособие – это демонстрационный и иллюстративный материал, позволяющий активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлечь в познавательную деятельность, активизировать имеющиеся знания и способности.

Данное пособие я изготовила найдя и распечатав изображение улитки с использованием картинок, карточек, взятых из других игр, имеющихся у меня в наличии.

Предмет : логопедия

Аудитория : дети -дошкольники (4-7 лет)

Цель игры: автоматизация вызванного звука в игровой форме.

Основные задачи :

– изолированная автоматизация (ведёт пальцем по шнурку на изображении улитки или держа изображение буквы)

– автоматизация в слогах (на рожки улитки прикладываются изображения букв)

– автоматизация в словах (с помощью прищепок, прикрепляются к шнурку картинки, в названии которых есть отрабатываемый звук)

Дополнительные задачи:

– развитие грамматического строя речи (словообразование и словоизменение с использованием картинок-изображений, прикрепляемых прищепками к шнурку и карточек с цифрами)

– формирование словарного запаса (называние и прикрепление предметных картинок с помощью прищепок к шнурку на улитке по обозначенной лексической теме)

– подготовка к обучению грамоте (прикрепление разноцветных крышек к изображению улитки в соответствии со звуко-буквенным анализом слова и выкладывание этих слов из букв)

– развитие мелкой моторики пальцев рук:

1. Игра с пуговицами – выкладывание пуговиц под улиткой. Она ползёт по камушкам (выбираем пуговички по заданию: по цвету, по материалу, по размеру, по форме)

2. Украшаем улитку – завязывание и развязывание бантиков-шнуровок на тканевую заколку.

– развитие высших психических функций (найти такую же пуговицу, какую картинку спрятала улитка и т.д.)

С помощью данного игрового пособия можно решать и другие задачи, так как его можно пополнить другими картинками, карточками. Всё зависит от фантазии педагога, возраста и возможностей ребёнка.

Предварительная работа: (на этапе вызывания звука, после выполнения комплекса артикуляционных упражнений)

а) продевание шнурка через отверстия на изображении улитки

б) украшение улитки с помощью тканевой заколки и бантиков-шнуровок – улитка красотка

в) украшение игрового поля цветочками разного цвета – улитка ползает в цветах

г) дополнение игрового поля пуговицами разного размера – улитка ползёт по камушкам

Формы работы с данным наглядно-игровым пособием : подгрупповая, индивидуальная.

Требуемые для работы знания и умения ребенка: работа с прищепками, знание цветов

Правила пользовани я: это настольная игра-пособие

Время игры: в соответствии с возрастом детей, как часть занятия

Ожидаемые результаты: каждое логопедическое занятие по автоматизации правильного звукопроизношения включает этапы: автоматизация звука изолированно, в слоге, в слове и в связной речи. Детям не интересно каждый раз выполнять одно и тоже действие, поэтому с помощью данного пособия можно разнообразить работу.

Итоги работы: оценка своего результата работы с помощью мимики улитки – губы её улыбаются или сердятся (подвижный шнурок с бусинками).

Материал ы : игровое поле – Улитка распечатана на формате листа А3 (изображение я нашла на просторах интернета, увеличила, распечатала на четырёх листах формата А4, заламинировала, склеила с обратной стороны скотчем ), короткий шнурок для улыбки и бусинки, длинный шнурок для продевания по контуру улитки, мягкие шарики для носика, разноцветные покупные бантики-шнуровки, покупная тканевая заколка, пуговицы, мешочек для них, покупные разноцветные цветочки, разноцветные прищепки, крышки от молочных продуктов, маркеры (синий, зелёный, красный) для раскрашивания крышек, клей, дырокол, липучки для крепления изображений (я использовала липучки от памперсов), предметные картинки и карточки-буквы, карточки-цифры из других игр.

Безопастность использования: все материалы безопасны и гигиеничны, эстетически привлекательны, яркие.

Пособие разработано с учётом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и может использоваться не только учителем-логопедом, но и дефектологом и воспитателем на коррекционном часе.

Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНиколай Левкович

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна.” — Транскрипт:

1 Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна

3 Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата мною было разработано многофункциональное, мобильное дидактическое пособие «Звукоцветик», которое состоит из 12 страниц книги. Пособие способствует активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания, имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. А также способствует комплексному решению коррекционно- развивающих задач с учетом структуры дефекта каждого ребёнка. Его можно использовать в совместной и самостоятельной коррекционно- образовательной деятельности с детьми 5–7 лет.

4 Цели: Выработать устойчивый интерес к занятиям Ускоренное достижение положительного результата

5 Задачи : Создание образа – представления корригируемого (изучаемого) звука Развитие слоговой структуры слова Развитие слухового восприятия, ритма Закрепление звука в слогах, словах, предложениях Дифференциация звуков Развития фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза слов Обогащение словарного запаса Развитие лексико – грамматического строя речи Развитие связной речи Развитие памяти, внимания, мышления

6 Первая страница на закрепление правила самоконтроля за произнесением звуков и формирование акустико – артикуляционного образа звука.

7 Вторая страница для чтения слогов с закреплением акустико – артикуляционного образа звука. Дети угадывают звук, рассказывают о правильной артикуляции, читают слоги.

8 Третья страница для развития слоговой структуры слов и закрепления звукопроизношения в слогах, словах, а также развития слухового внимания, памяти, ритма, мелкой моторики. Дети запоминают слоги (слова) пальчиками показывают каждый слог (слово) и произносят. Опираясь на следы зверей можно придумывать любой ритмический рисунок.

9 Четвёртая и пятая страницы для развития мелодико-интонационной выразительности речи. Умения изменять силу голоса, высоту, ритм, темп. При работе над ритмом на пятой странице развиваем у детей слуховое восприятие, слуховую память, учим воспроизводить ритм по образцу, придумывать свои ритмические рисунки.

10 Шестая страница «Звуковые дорожки» используются при автоматизации звуков в словах, развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа слова, развития лексико- грамматических представлений, связной речи, внимания и памяти.

11 Седьмая страница «Домик» для закрепления правильного произношения звука, развития навыков фонематического анализа и синтеза. Учим правильно произносить звук, определять место звука в слове.

12 Восьмая и девятая страницы «Слоговые паровозики» для совершенствования слоговой структуры слова, закрепления навыка определять количество слогов в слове, умения определять ударный слог и обозначать схемой.

13 Десятая страница «Две куклы» используется на этапе дифференциации правильно произносимых звуков.

14 Одиннадцатую страницу используем при знакомстве с предлогами и составлении предложений с ними.

15 Двенадцатая страница для знакомства и закрепления правил речи.

16 Для создания «Звукоцветика» были использованы методические рекомендации: Е.А. Ивановой. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! В. М. Акименко. Новые логопедические технологии.. Т.И.Александрова. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Г. А. Ванюхиной «Речецветик» занимательное пособие для дошкольников.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Ирина Козлова
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевоеразвитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в профилактике играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Читайте также:
Конспект НОД: Составление рассказа по сюжетной картинке ‘Снеговик’

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:

1.Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2.Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3.Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4.Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактическойработы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов,близких по звучанию: рак – лак – мак, Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа

• Развитие слухового внимания

Узнавание неречевых звуков – игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

• Развитие фонематического восприятия.

Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье») .

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук.

Речевое дыхание

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевогодыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие – тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе – судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох – речь то громкая, то тихая. Нарушение речевогодыхания может быть как следствие:

• общей физической ослабленности;

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки, и не длительно. 1-2 минуты.

Упражнение «Фокус» :

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Читайте также:
Речевая карта обследования детей логопедической группы

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

3.Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Тихий голос – игры,сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа с родителями.Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком;

консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР Существует много приемов и методов, которые используются в коррекции речевых нарушений. Хочу остановиться на одном из них. Это использование.

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна г. Рязань МБДОУ “детский сад №138” Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы.

Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию речевых нарушений Учитель-логопед Федяшина Т. Н. МБДОУ «Детский сад № 1» г. Энгельс Саратовской обл. Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию.

Логосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений Логосказки- способствуют развитию всех сторон речи,воспитанию нравственных качеств, активизирует психические процессы. Эти сказки могут представить.

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей И. А. Савина, Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777. Основы взаимодействия логопеда.

Профилактика речевых нарушений Наши дети это наше будущее. Главная задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы создать необходимые условия для развития ребенка,.

Родительский университет. Краткий обзор проблемы речевых нарушений у детей «Особенные дети» Слайд №1 Особенные дети. Дети с проблемным речевым развитием тоже особенные дети. Они требуют к себе особого внимания со стороны родителей,.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Сообщение учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста «Профилактика речевых нарушений» Сообщение учителя-логопеда МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 209» Каретниковой Зухры Петровны на родительском собрании в группе младшего.

Профилактика речевых нарушений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска

Консультация (доклад)

« Профилактика речевых нарушений»

​​​​​​​ Профилактика речевых нарушений

Известно, что в настоящее время одной из самых распространённых форм речевой недостаточности среди детей дошкольного и младшего школьного возраста является ОНР. Среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространённости дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста. При обследовании письма и чтения у 186 учащихся 1 классов дислексия была обнаружена у 11%, а дисграфия – у 10% (А.Н.Корнев, 1997). По данным Л.А.Евдокимовой, обследование более 1000 учащихся 1-3-х классов выявило дислексию у 4,8% детей.

На Царскосельских чтениях Л.Г.Парамонова привела результаты обследования речи детей дошкольного возраста Петроградского района Санкт-Петербурга, проведенные Психолого-педагогическим центром «Здоровье», в результате которых было выявлено, что в обследованных младших группах более чем у половины детей (52, 6 %) отмечались нарушения речи, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза.

Читайте также:
Использование соленого теста на логопедических занятиях - Презентация

Отметим, что доля рождения здоровых новорожденных в течение последних нескольких лет снизилась с 43% до 37%. Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (Волосовец Т.В.), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи.

К факторам риска речевых нарушений, как известно, относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей. По данным, приводимым профессором Б.Р.Яременко, около 90 % рождающихся в Петербурге детей попадают в группу риска.

Дети группы риска должны находиться под наблюдением неонатолога или детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя коррекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других.

Профилактика. Виды

Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.

Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика . Социально – трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов (асфиксии, кесарево сечение). Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.

Важно психолого – педагогическое просвещение родителей.

В целях профилактики необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение, движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.

Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска – патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность. Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.

Социально – психологические факторы . К социально – психологиеским факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом). Нервно – психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания).

Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка.

Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.

Вторичная профилактика. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс, говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом (это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающим речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.

Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Читайте также:
Русский язык как иностранный для дошкольников

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.

Профилактика нарушений письменной речи у детей 5-7 лет

При переходе детей в старшую группу мы можем обнаружить следующие речевые нарушения: ОНР, ФФНР, НПОЗ, некоторые из которых могут привести к нарушениям письменной речи в младшем школьном возрасте.

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах возникла проблема буквально катастрофической неуспеваемости многих учащихся по русскому языку. Это явление совсем не случайное. Его причины уходят в дошкольный или более ранний возраст ребенка.

Как известно, еще до изучения грамматических правил ребенок должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и уметь вслушиваться в устную речь взрослых, правильно переносить ее на бумагу в том случае, когда «пишется так, как слышится». Однако, не всем детям это доступно, и у многих из них уже в первые дни обучения в школе возникают проблемы с письменной речью, которые констатируют факт возникновения у ребенка так называемой дисграфии.

Первые проявления дисграфии могут наблюдаться задолго до начала школьного обучения и вполне могут быть выявлены специалистами. Если уже в дошкольном возрасте какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма несовершенна, то это обязательно проявится на письме в виде специфических ошибок.

Таким образом, если существуют нарушения в дошкольном возрасте, способствующие возникновению дисграфии, то эти отклонения должны быть вовремя выявлены и устранены. Это дает нам полное право говорить о существовании предпосылок дисграфии, которые заранее предупреждают специалистов о ее будущем непременном появлении. Необходимо уже в ДОУ бороться с возникновением предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то не придется говорить о преодолении самой дисграфии уже у школьника, так как для ее возникновения не будет благоприятной почвы.

Необходимо выделить основные направления работы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет:

  1. устранение нарушений звукопроизношения;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие лексико-грамматического строя речи;
  4. совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  5. развитие зрительно-пространственных функций, внимания, восприятия и памяти, мелкой моторики;
  6. обучение элементам грамоты (в подготовительной группе).

Список использованной литературы:

  1. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – С. 167-186.
  2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – С. 6-46.
  3. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Конспекты занятий. – М.: Прометей, Книголюб, 2003. – 72с.
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – С. 15-23.
  5. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 458-471.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: