Мнемотехника для формирования связной речи

Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Класс: д/с

(слайд 2)

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

(слайд 3)

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы «Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

(слайд 4)

Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, наметила цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
  • Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;
  • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.

(слайд 5)

Выдвинула гипотезу: если в дошкольном образовательном учреждении систематически использовать метод мнемотехники, то это будет способствовать развитию связной, последовательной, грамматически правильной речи дошкольников.

(слайд 6)

В начале учебного года провела комлексное обследование состояния связной речи по методике В.П.Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Обследование показывает, что:

  • рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;
  • рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;
  • фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;
  • дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается его структура;
  • дети дают односложные ответы на вопросы педагога.

Для решения этих проблем в коррекционной работе с детьми я использую один из приемов новейшей технологии – мнемотехника.

(слайд 7)

Мнемотехника (с греч. – искусство запоминания) – это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

(слайд 8)

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и здесь можно начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

Особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

(слайд 9)

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Благодаря этому эффективность обучения возрастает.

И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку в развитии связной речи используя мнемотаблицы.

(слайд 10)

Они могут служить для решения следующих задач:

  • обогащение словарного запаса,
  • пересказ худ литературы,
  • обучение составлению рассказов,
  • разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок,
  • отгадывание и загадывание загадок.

(слайд 11)

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
  • 2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
  • 3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отра­ботка метода запоминания.

(слайд 12)

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры; (слайд 13)
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); (слайд 14)
  • планы и условные обозначения, используемые в них; (слайд 15)
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.

(слайд 16)

Возьмем пересказ сказки «Три поросенка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их – что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.

(слайд 17, 18)

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.

(слайд 19)

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «Зимние забавы».

Рассказывание состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Работа по мнемотаблице.

(слайд 20)

Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.

(слайд 21)

Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.

(слайд 22, 23, 24)

Для развития и обогащения речи детей эпитетами, синонимами, сравнениями использую различные упражнения и дидактические игры.

А также провожу работу с родителями.

(слайд 25, 26)

Читайте также:
Особенности работы логопеда с онкопациентами

Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

(слайд 27)

Рассмотрим стихотворение «Подарок маме»

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительно чтение стихотворения педагогом.
  2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
  3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.
  4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.
  5. Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в доступной форме.
  6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7. Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  8. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

(слайд 29)

Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Технология мнемотехники универсальна – может использоваться педагогами всех возрастных групп.

Все, что требуется для работы – это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.

(слайд 30)

Литература

  1. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей».
  2. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
  3. Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4.
  4. Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10.
  5. Малетина Н., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР».

Статья Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники. Автор: Шульга Татьяна Леонидовна

Автор: Шульга Татьяна Леонидовна
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей нельзя назвать связной. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Автор: Шульга Татьяна Леонидовна

Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста . Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей нельзя назвать связной . Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

*Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

*Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

*Бедность речи . Недостаточный словарный запас.

*Употребление нелитературных слов и выражений.

* Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ .

* Трудности в построении монолога : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

*Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т . д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно , последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим .

Главной задачей развития ребенка является совершенствование монологической речи . Э та задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей .

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память , и запоминание носит в основном непроизвольный характер : дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина , Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К. Д. Ушинский писал : « Учитеребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Поэтому свою работу я начала с поиска вспомогательных средств , облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого высказывания . Считаю, что эффективным средством , обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника .

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

С помощью мнемотехники решаем следующие задачи :

• развивать связную и диалогическую речь;

• развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице ;

• обучать детей правильному звукопроизношению, знакомить с буквами;

• развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

• содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходила к мнемодорожкам , и позже – к мнемотаблицам .

Первоначально игры с мнемопособиями были построены на 2-3 фразах. Символы подбирала таким образом, чтобы они были посильны детям для понимания и воспроизведения. Работая с детьми младшего дошкольного возраста , использую, цветные мнемопособия , т. к. в этом возрасте у детей еще идет формирование сенсорных эталонов и в памяти детей остаются отдельные образы : лиса – рыжая, мышка – серенькая и т. д Ч тобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты , с цветным изображением, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек . Например, «Водичка – водичка…» , где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Читайте также:
Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, окунулись в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением . О бучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , при этом использую приём совместного рассказа . С хему обучения пересказу сказок представляю таким образом : рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают, находят предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приё м художественного слова : читаю потешки , песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки и рассказыванию по мнемотаблице . Мы отмечаем, что дети с интересом слушают сказки, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие . Так дети работают над артикуляцией звуков, участвуют в занятиях по изодеятельности , играх, разучивают стихи. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, т. к. содержание занятий органично вносится в игровую среду . Дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т. д. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица . Мнемотаблица – это схема , в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут использоваться :

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи . Здесь совершенствуется структура речи , ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением :

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу .

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу .

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу .

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице , что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется , становится более “цепкой”, их образное мышление развивается , они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью , потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи . Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) . Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму) . Далее совместно с детьми составляем рассказ. Завершающий этап -с амостоятельный рассказ ребёнка. Опираясь на свой опыт, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, цветах. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую схемы, мнемотаблицы по темам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.

Одним из интересных приемов развития связной речи является работа с «тактильными дощечками» . Изготавливаются дощечки с разной поверхностью . Н а поверхность приклеиваются различные материалы : наждачная бумага, мягкая ткань, семена, и т. д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти , воображения, развития речи . Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладываются дощечки. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет какая она на ощупь, что она ему напоминает, гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая. Использую игры с тактильными дощечками для индивидуальной и групповой работы. Мнемотехника многофункциональна . Увидев ценность данной работы, ее результативность, мы с легкостью включаем данную технику во все виды занятий.

На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно – печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь , зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи . Дети моей группы – не исключение, уровень развития их речи детей нашего ясл и- сада также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение разработать проект по организации сотрудничества ДО и семьи в вопросах развития речи детей . Поставила задачу родителям, что развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития . Ведь семья, по – прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проекта заключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей были вовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повысить уровень речевого развития детей .

Читайте также:
Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Определены основные задачи :

1. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей ;

2. Познакомить родителей с мнемотехникой как средством развития речи детей ;

3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды .

В период реализации проекта уделяли особенное внимание вопросам развития речи детей . Составленное планирование позволяет охватить самые важные направления развития речи дошкольников . Консультации, беседы, развлечения , круглые столы и т. д. – это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Родителей приглашаю в ясл и- сад на открытые занятия и мероприятия, а также предоставляем информацию (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.

Предоставляю родителям теоретический и практический материал по развитию речи , стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении.

Для выявления уровня развития сформированности связной речи провела диагностику , используя методику О. С. Ушаковой.

В результате у воспитанников :

• наметилась положительная динамика развития связной речи ;

• большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет , выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно текст без помощи воспитателя, повысилась познавательная активность детей.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники , дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, удаётся достичь следующих результатов

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Содержимое разработки

МБДОУ Центр развития ребёнка

детский сад №7 «Солнышко»

г.о.Луховицы, Московской области

« Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила:

учитель-логопед

Красникова Аксинья Олеговна

Задачи :

  • Дать понятие мнемотехники,

раскрыть актуальность и

познакомить с этапами

  • Дать рекомендации воспитателям по использованию карточек – мнемоквадратов, мнемодорожек и
  • мнемотаблиц на занятиях.
  • Представить образцы некоторых опорных схем.
  • Познакомить с литературой по данной теме.

Проблемы речевого развития дошкольника.

  • односложная , состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическаяречь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ;
  • неспособность построитьмонолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации , регулировать громкость голоса и темп речи и т . д. ;
  • плохая дикция.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой.

Актуальность мнемотехники для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников

  • помогает упростить процесс запоминания.
  • развить ассоциативное мышление и воображение.
  • повысить внимательность

Задачи мнемотехники:

  • Формирование приёмов запоминания.
  • Развитие наблюдательности и внимания.
  • Формирование и развитие элементов творческого мышления.
  • Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами.
  • Развивать языковые способности дошкольников
  • Формирование коммуникативных умений.
  • Формирование связной речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют

  • Воробьева В. К.
  • Ткаченко Т. А. –

  • Глухов В. П. – блоками-квадратами;
  • Большева Т. В. – коллажем;
  • Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадраты – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Мнемодорожки – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения.

Мнемотаблицы – изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Читайте также:
Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. И могут использоваться:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине);
  • при пересказах художественных произведений,
  • при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихотворений.

Правила и требования мнемотехники:

  • Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.
  • Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.
  • Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
  • Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Работа по мнемотаблицам

состоит из трёх этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
  • После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, волк – серый, ёлочка – зелёная.

Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Колобок (Л, Л’)

Две руки (Р, Р’)

Заучиваем стихотворения

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет, нарядится,

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное

Светит ярко солнышко. Растут одуванчики. В небе летают бабочки, пчелы, божьи коровки. Дети купаются в реке.

Учимся отгадывать загадки

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Учимся рассказывать сказки

Описательные рассказы

по лексическим темам

Результаты проводимой работы

– у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

– появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появится интерес к заучиванию стихов;

– словарный запас выйдет на более высокий уровень;

  • дети преодолеют робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

– состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

– содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

– зрительную и слуховую память;

– зрительное и слуховое внимание;

– развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Читайте также:
Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат – Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

– Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

– Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

– Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

– Разобрать непонятные слова и определения.

– Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

– Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

– словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. – с.102 -115.

Читайте также:
Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

Мнемотаблицы – эффективный прием развития речи

Правильная и красивая речь − одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка. Заниматься ее совершенствованием нужно с ранних лет, потому что именно в дошкольный период формируются наиболее подходящие условия для ее развития. В работе с детьми дошкольного возраста используют большое количество наглядного материала и дидактических пособий, чтобы на занятии было интересно. Логопеды используют различные приемы, один из них − мнемотаблицы.

  • Что такое мнемотехника
  • Преимущества мнемотаблиц
  • Когда стоит использовать мнемотаблицы
  • Технология изготовления
  • Особенности применения мнемотаблиц
  • Правила использования мнемотаблиц на занятиях
  • Эффект от использования мнемотехники

Что такое мнемотехника

Мнемотехника направлена на формирование, улучшение навыка запоминания. Используемая в ней система методов и упражнений позволяет человеку не только быстрее и эффективнее запоминать необходимый материал, но и воспроизводить его. Мнемотехника становится все популярнее, используется при работе с людьми разных возрастов.

Она влияет не только на память, но также и на развитие связной речи. В ее основе − визуальное восприятие материала, его дальнейшее воспроизведение при помощи картинок. Суть работы с мнемотаблицей проста: у ребенка формируют ассоциативную связь между определенным словом/словосочетанием и изображением. Затем слово изображают схематически.

Учащийся внимательно изучает показанные изображения, что способствует в дальнейшем быстрому запоминанию и воспроизведению текстовой информации. А это благоприятно сказывается на его речевом развитии.

Преимущества мнемотаблиц

Применение данной таблицы значительно упрощает процесс обучения, поэтому она пользуется большой популярностью у педагогов, в том числе у логопедов. Мнемотехника существенно ускоряет развитие связной речи у дошкольников. Она содержат яркие картинки, упрощающие процесс обучения для дошкольника.

Яркие понятные схемы помогают овладеть навыком составления предложений, логических цепочек. В дальнейшем проще составлять тексты с подробным описанием, уточняющими деталями. Какие главные преимущества использования мнемотаблиц на занятиях?

  • Развитие зрительной и слуховой памяти.
  • Ребенку легче учить стихотворения, пересказывать заданные тексты (особенно художественной литературы), решать логические задачи.
  • Развитие связной речи, что влияет и на коммуникативные навыки.
  • Развитие ассоциативного мышления.

Перечисленные преимущества делают мнемотехнику все более востребованной. Мнемотаблицы являются одним из основных приемов в работе с детьми дошкольного возраста.

Когда стоит использовать мнемотаблицы

Этот дидактический материал чаще всего используют в работе с детьми, имеющими затруднения в обучении. Особенно эффективен он на занятиях с теми, у кого есть речевые проблемы. Мнемотаблицы обязательно стоит использовать, если:

  • детская речь состоит из простых предложений и фраз;
  • малышу трудно составлять логические цепочки;
  • словарный запас отстает от нормы;
  • затруднения с формулировкой вопросов и ответов;
  • нарушена дикция.

Мнемотехника позволяет устранить перечисленные затруднения. При этом малышу будет интересно на занятии, потому что он видит яркие картинки.

Технология изготовления

Можно приобрести уже готовый дидактический материал. Но мнемотаблицы легко изготовить и самостоятельно. На занятиях чаще всего используют готовые варианты, разработанные В. К. Воробьевой или Т. А. Ткаченко.

Эти мнемотаблицы берут за основу и дорабатывают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нужно выбрать слово или словосочетание и изображение, обозначающее его. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего выбирать яркие изображения − так малышам будет легче запомнить нужный материал.

Потом, когда дети изучат слово и запомнят картинку, ее можно будет заменить на графический символ. Например, белочку − на кружок коричневого цвета. С помощью таких мнемотаблиц пересказывают короткие сказки: в них можно использовать как изображения, так и сочетать их с графическими символами, или полностью использовать графические символы.

Такие модельные схемы используют для изучения признаков предмета. Поэтому главные темы занятий с использованием дидактического пособия − изучение цвета, формы, величины, текстуры предмета. Также педагог может спросить у детей, из каких частей состоит конкретный предмет, где его используют, что с ним можно делать, а чего нельзя. Прежде чем задавать вопросы, ребенок вместе со взрослым внимательно изучает мнемотаблицу.

Особенности применения мнемотаблиц

Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:

  • Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
  • Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью них малыш может составить небольшой рассказ.
  • Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.

Специалист использует в своей работе следующие приемы:

  • карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
  • мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
  • быстрое и легкое заучивание стихотворений.

Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.

Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).

Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.

Правила использования мнемотаблиц на занятиях

Прежде чем включать данную методику в работу, нужно учитывать, что детей дошкольного возраста необходимо подготовить, чтобы они смогли ее воспринимать. На начальных этапах следует использовать простые и понятные изображения. Все картинки должны быть яркими, потому что детям будет неинтересно заниматься с черно-белым изображением, его сложнее запоминать.

Читайте также:
Логопедическая неделя в начальной школе

В мнемодорожке не должно быть слишком много картинок. При их чрезмерном количестве ребятам любого возраста будет сложно воспринимать и запоминать информацию. Их максимальное число не должно превышать 8-9 штук. Также их количество должно соответствовать возрасту учащегося. Мнемотаблицы должны охватывать все лексические темы, чтобы расширить словарный запас и сформировать связную речь.

Эффект от использования мнемотехники

Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями.

Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей.

Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.

Приёмы самомассажа в логопедической работе.
статья на тему

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Скачать:

Вложение Размер
samomassazh.docx 21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы самомассажа в логопедической работе.

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком.

Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:

– это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи;

– развития межполушарных связей;

– развития мелкой моторики;

– нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Самомассаж можно включить в совместную деятельность учителя-логопеда и дошкольников.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3 – 4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо.

Дети выполняют приёмы самомассажа под руководством логопеда. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (дети могут сидеть на стульчиках или находятся в положении лёжа).

Вначале массажные приёмы дети выполняют при наличии зрительного контроля, а затем и без него.

Одним из действенных способов является использование на занятиях элементов самомассажа ушных раковин.

Самомассаж ушных раковин способствует:

нормализации кровотока во всём организме;

улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности;

это – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин:

самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук;

используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание, разминание;

должны быть учтены гигиенические основы массажа;

дозировка по времени – не более 2 минут;

частота проведения самомассажа ушных раковин 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия;

дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.

Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия.

Самомассаж рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. На занятиях детей знакомят с приемами классического массажа пальцев, ладоней, предплечий и плеч. Помимо приёмов классического самомассажа можно включить использование различных предметов (прищепки, орехи, карандаши, сухие мини-бассейны с фасолью, горохом).

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно – вертеть в руках, – щелкать по ним пальцами, – «стрелять», – направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами: – катать два ореха между ладонями, – один орех прокатывать между пальцами – удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4. Массаж шестигранными карандашами: – пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами – удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Самомассаж стоп дошкольники проводят в положении сидя, закинув одну ножку на колено другой ноги. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа. Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не перед тихим часом.

Самомассаж мышц языка это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по

рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений

дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих

ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым

пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по

краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов

верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать

от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

22. «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь зубы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые

края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать

их в таком положении 2—3 секунды.

1. Губы в трубочку и расслабить.

2. Углы рта в стороны и расслабить.

3. Выдувание воздуха из уголков рта, поочерёдно.

4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

6. Показать зубы верхней челюсти.

7. Показать зубы нижней челюсти.

8. Облизывание верхней и нижней губы.

9. Надуть щёки и расслабить.

10. Втянуть щёки и расслабить.

11. Набрать воздух под верхнюю губу.

12. Набрать воздух под нижнюю губу.

13. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.

14. Беззвучное произнесение губных звуков: м, б, п, а также о, у, я.

15. Беззвучное произнесение слов: боб, бип, бон, ком, ром, ком, Тим.

1.Шафеева А.А. Логопедический массаж. – М., 2009

2.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж в логопедической работе.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста.

ПРОЕКТ «Метод самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающая технология»

Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нар.

Обучение детей приемам самомассажа в логопедической работе.

Материалы данной статьи полезны воспитателям, учителям и родителям, которые хотят улучшить состояние произношения детей за счет использования разнобразных приемов самомассажа.

Мастер-класс. Презентация “Использование приемов самомассажа в логопедической работе”

Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя.

Обучение детей приемам самомассажа в логопедической работе

Развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. Это давно известно нашим предкам. В каждом народе есть схожие по своему назначению игры для детских пальчиков, при которых сначал.

МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе.

МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе.

Приемы самомассажа в логопедической работе

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребён.

Приемы самомассажа в логопедической практике

Сереброва Татьяна Владимировна
Приемы самомассажа в логопедической практике

Самомассаж— это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Цель логопедического самомассажа– стимуляция кинестетических ощущений мышц.

Самомассаж нормализует: мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Показания к проведению логопедического самомассажа:

задержка речевого развития, дислалия, дизартрия.

Основные приемы самомассажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Самомассаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

В логопедической работе использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку способствует формированию чувства ритма. Проводится в игровой форме.

Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

• общий (самомассаж головы, лица);

• артикуляционный (губ, языка) ;

Самомассаж общий и артикуляционный проводится по схеме: массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ и языка, ушных раковин. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Основные приемы и техники проведения самомассажа

Руки ребенка должны быть чистыми и теплыми (ладошки растираем и разогреваем)

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке. Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам. 2.«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх-ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постуки-вать по ней кончиками пальцев, затем воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам. 20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещать мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

22. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглажива-ющие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж губ и мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Пошлепывать язычок, который находится между губами, при этом слышатся звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Покусать язычок зубками, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

В стихах.

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло —

Это лето к нам пришло.

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам).

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно.

Птицам улетать пора —

Это осень к нам пришла.

(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку).

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома, –

Это к нам пришла зима.

(Круговые движения в области лба, щек, подбородка).

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Это к нам пришла весна.

(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи).

Самомассаж рук (пальчиковый) – оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, активизирует биологически активные точки. Один из приемов самомассажа рук и пальцев Су-Джок терапия. «Кисть-Стопа» – так звучит перевод. Автором метода является профессор из Южной Кореи попытавшийся собрать воедино древние восточные техники. Методика считается эффективным средством развития умственных способностей, мелкой моторики и речи детей. Поэтому, во время логопедических занятий, Суджок методику применяем как увлекательную гимнастику.

Цель: коррекция речевых нарушений с помощью использования Су- Джок терапии.

– Воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок.

– Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

– Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика, сжимание шарика между ладонями, передача из руки в руку и т. д. Каждое упражнение может сопровождается небольшим стишком.

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Наш волшебный мудрый ёжик (Прокатываем по левой руке вверх-вниз)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ежик колет нам ладошки, (Прокатываем по правой руке вверх-вниз)

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть (Катаем по кругу ладони)

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики, (Катаем по кругу ладони)

Умными — девочки и мальчики.

Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).

Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).

Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).

3. Самомассаж пальцев эластичным кольцом:

Дети поочередно надевают кольцо на каждый палец правой руки, затем левой, проговаривая стих (для малышей, названия пальцев для школьников.

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Конспект НОД по физической культуре «Песочные круги и квадратики» с элементами самомассажа Цель: Формирование у детей представлений о предметах и явлениях, о простейших связях между ними. Задачи: 1. Учить детей основным движениям;.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: