Мнемотехника для дошкольников – мнемотаблицы в работе логопеда

Методическая разработка “Использование мнемотехники в логопедической работе”
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_mnemotehniki.doc 122.5 КБ
mnemotehnika.ppt 2.51 МБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для решения всего спектра речевых задач.

Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.

Однако помимо нормального развития речи, отмечаются отклонения в развитии речи. Наиболее ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). К сожалению, количество детей, у которых отмечается это нарушение, растет год от года. Для ОНР характерно более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь детей с ОНР малопонятна. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Вопросы формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая аналогия.

Символическая аналогия включала в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта.

Символическая аналогия может быть:

Графической , т.е. обозначающей каким-либо символом реальный образ или образы, выделив в них общие признаки. Она подводит к понятию – приему «свертывание» – умение выделить в образе самое главное. Данный вид необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и связи.

Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура может означать какой-то предмет). Необходимо дать детям возможность высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут обозначаться одинаковыми геометрическими фигурами. Затем предлагается обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают, закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее с помощью различных линий необходимо показать характер, образ, т.е. научиться изображать графические характеристики-портреты героев. Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев, изобразить их действия.

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл произведения. Вместо длинного текста составить короткий, если каждое предложение или абзац обозначить словесным символом.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. И в этом помогает мнемоника или мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В XVIв. в Кембриджском университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И, главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это – известное со времен школы многократное чтение текста; откровенная зубрежка, переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие другие методы.

В XVIв. педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической. Классическая мнемотехника, без сомнения, эффективнее педагогической. Однако методы педагогической проще, понятнее, и доступнее.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.

Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.) .

Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий предлагает использовать мнемодорожки, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуру

Использование мнемотехники в логопедической работе

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 598 раз

Библиографическое описание:

Косило, Н. В. Использование мнемотехники в логопедической работе / Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4563/ (дата обращения: 18.01.2022).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело.

Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) — я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — произноси слово твердо [3.c.52–53].

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].

Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления,зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

– кодирование элементов информации в зрительные образы;

– собственно, сам процесс запоминания;

– запоминание последовательности информации;

– закрепление информации в мозге.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. [2]

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [2].

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение [2].

Мнемотаблицы используются для:

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихотворений.

Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

– при составлении рассказа;

– при заучивании стихотворения;

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

  1. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102–115
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.C.
  3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52–53.
  4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — № 10
  5. https://mydocx.ru/11–27374.html

Похожие статьи

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника.

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи.

Использование методов мнемотехники в обучении детей.

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении.

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи.

Использование методов мнемотехники в обучении детей. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных.

Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших.

Использование мнемотехники в развитии речи | Статья в журнале.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным. Ему пяти словам – он будет долго и напрасно. Мучиться, но свяжите двадцать таких слов. С картинками, он усвоит их на лету. К. Д. Ушинский.

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное.

Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К. Д. Ушинский.

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского

Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного.

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Что дает мнемотехника? Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда

Ирина Лупашку
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда

Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками.

Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми.

• Познакомить с особенностями инновационной технологии – мнемотехника, этапами работы с мнемотаблицами.

• Ознакомить с возможностью применения мнемотехники в логопедической работе.

• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость:

Мнемотехника может быть интересна педагогам, работающим с детьми.

Прогнозируемый результат:

• Получение педагогами представления о методике заучивания речевого материала с использованием мнемотаблиц.

• Внедрение педагогами в образовательной деятельности инновационных технологий.

Нарушение речи у детей достаточно распространенное явление. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения, недоразвитие лексико – грамматического строя речи и связной речи. Дети иногда не могут сформулировать вопрос или дать ответ, не могут толком рассказать о себе. Их высказывания отличаются отсутствием точности, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Как правило речевая активность у детей с ОНР снижена. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Кроме речевых особенностей у детей с ОНР недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Дошкольнику надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство – зрительный образ, символ, рисунок. Одной из эффективных коррекционных методик запоминания является — мнемотехника.

Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.

Мнемотаблицы в логопедической работе можно использовать для:

1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» – «буква».

2. Для формирования фонетической стороны речи: символы звуков, схема характеристики звука.

3. Развития мимической и артикуляционной моторики.

4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.

5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.

6. Формирования грамматического строя речи.

Например: для изменения слов по падежам.

Именительный падеж – Что это? –)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

7. Для развития связной речи: схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.

8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.

9. Самостоятельное составление мнемосхем.

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).

Приблизительные этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Вопросы по содержанию стихотворения.

3. Чтение каждой строки стихотворения с опорой на мнемотаблицу (самостоятельное составление таблицы).

4. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Практическое задание:

Составить мнемотаблицу к стихотворению. Н. Нищева «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Зайчики и свечки,

Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы

1. Белоусова Л. Е. «Выучить стихи? Это просто!»: для детей 5-7лет – СПб: Литера, 2009. – 32с. – (Серия Готовимся к школе).

2. Бардышева Т. Ю. «Скованные одной целью». Рассказы цепной структуры. Для детей 5-7 лет. Издательский дом «Карапуз», 2003 – 19с.

3. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи»: для детей 4 – 6 лет – СПБ, Литера, 2008 – 64с.

4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.

Мнемотаблицы – эффективный прием развития речи

Правильная и красивая речь − одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка. Заниматься ее совершенствованием нужно с ранних лет, потому что именно в дошкольный период формируются наиболее подходящие условия для ее развития. В работе с детьми дошкольного возраста используют большое количество наглядного материала и дидактических пособий, чтобы на занятии было интересно. Логопеды используют различные приемы, один из них − мнемотаблицы.

  • Что такое мнемотехника
  • Преимущества мнемотаблиц
  • Когда стоит использовать мнемотаблицы
  • Технология изготовления
  • Особенности применения мнемотаблиц
  • Правила использования мнемотаблиц на занятиях
  • Эффект от использования мнемотехники

Что такое мнемотехника

Мнемотехника направлена на формирование, улучшение навыка запоминания. Используемая в ней система методов и упражнений позволяет человеку не только быстрее и эффективнее запоминать необходимый материал, но и воспроизводить его. Мнемотехника становится все популярнее, используется при работе с людьми разных возрастов.

Она влияет не только на память, но также и на развитие связной речи. В ее основе − визуальное восприятие материала, его дальнейшее воспроизведение при помощи картинок. Суть работы с мнемотаблицей проста: у ребенка формируют ассоциативную связь между определенным словом/словосочетанием и изображением. Затем слово изображают схематически.

Учащийся внимательно изучает показанные изображения, что способствует в дальнейшем быстрому запоминанию и воспроизведению текстовой информации. А это благоприятно сказывается на его речевом развитии.

Преимущества мнемотаблиц

Применение данной таблицы значительно упрощает процесс обучения, поэтому она пользуется большой популярностью у педагогов, в том числе у логопедов. Мнемотехника существенно ускоряет развитие связной речи у дошкольников. Она содержат яркие картинки, упрощающие процесс обучения для дошкольника.

Яркие понятные схемы помогают овладеть навыком составления предложений, логических цепочек. В дальнейшем проще составлять тексты с подробным описанием, уточняющими деталями. Какие главные преимущества использования мнемотаблиц на занятиях?

  • Развитие зрительной и слуховой памяти.
  • Ребенку легче учить стихотворения, пересказывать заданные тексты (особенно художественной литературы), решать логические задачи.
  • Развитие связной речи, что влияет и на коммуникативные навыки.
  • Развитие ассоциативного мышления.

Перечисленные преимущества делают мнемотехнику все более востребованной. Мнемотаблицы являются одним из основных приемов в работе с детьми дошкольного возраста.

Когда стоит использовать мнемотаблицы

Этот дидактический материал чаще всего используют в работе с детьми, имеющими затруднения в обучении. Особенно эффективен он на занятиях с теми, у кого есть речевые проблемы. Мнемотаблицы обязательно стоит использовать, если:

  • детская речь состоит из простых предложений и фраз;
  • малышу трудно составлять логические цепочки;
  • словарный запас отстает от нормы;
  • затруднения с формулировкой вопросов и ответов;
  • нарушена дикция.

Мнемотехника позволяет устранить перечисленные затруднения. При этом малышу будет интересно на занятии, потому что он видит яркие картинки.

Технология изготовления

Можно приобрести уже готовый дидактический материал. Но мнемотаблицы легко изготовить и самостоятельно. На занятиях чаще всего используют готовые варианты, разработанные В. К. Воробьевой или Т. А. Ткаченко.

Эти мнемотаблицы берут за основу и дорабатывают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нужно выбрать слово или словосочетание и изображение, обозначающее его. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего выбирать яркие изображения − так малышам будет легче запомнить нужный материал.

Потом, когда дети изучат слово и запомнят картинку, ее можно будет заменить на графический символ. Например, белочку − на кружок коричневого цвета. С помощью таких мнемотаблиц пересказывают короткие сказки: в них можно использовать как изображения, так и сочетать их с графическими символами, или полностью использовать графические символы.

Такие модельные схемы используют для изучения признаков предмета. Поэтому главные темы занятий с использованием дидактического пособия − изучение цвета, формы, величины, текстуры предмета. Также педагог может спросить у детей, из каких частей состоит конкретный предмет, где его используют, что с ним можно делать, а чего нельзя. Прежде чем задавать вопросы, ребенок вместе со взрослым внимательно изучает мнемотаблицу.

Особенности применения мнемотаблиц

Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:

  • Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
  • Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью них малыш может составить небольшой рассказ.
  • Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.

Специалист использует в своей работе следующие приемы:

  • карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
  • мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
  • быстрое и легкое заучивание стихотворений.

Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.

Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).

Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.

Правила использования мнемотаблиц на занятиях

Прежде чем включать данную методику в работу, нужно учитывать, что детей дошкольного возраста необходимо подготовить, чтобы они смогли ее воспринимать. На начальных этапах следует использовать простые и понятные изображения. Все картинки должны быть яркими, потому что детям будет неинтересно заниматься с черно-белым изображением, его сложнее запоминать.

В мнемодорожке не должно быть слишком много картинок. При их чрезмерном количестве ребятам любого возраста будет сложно воспринимать и запоминать информацию. Их максимальное число не должно превышать 8-9 штук. Также их количество должно соответствовать возрасту учащегося. Мнемотаблицы должны охватывать все лексические темы, чтобы расширить словарный запас и сформировать связную речь.

Эффект от использования мнемотехники

Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями.

Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей.

Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.

Мнемотехника для дошкольников – мнемотаблицы в работе логопеда

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников

Бесплатные занятия с логопедом

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин

помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые

с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей)

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой

  • изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети

не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

  • Системный — технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; — Личностный — с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка
  • Деятельностный — развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои; — Диалогический — процесс обучения происходит в форме диалога
  • Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; — Информационный — ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных

областей. Преимущество мнемотехники — использование её в совместной и

в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

  1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
  2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
  3. Педагогическое — возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
  4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
  5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
  6. Современное (система Джордано и др)

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

Мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление
  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Связную речь
  • Мелкую моторику рук

Мнемотехника строится от простого к сложному:

  • мнемоквадраты, затем
  • мнемодорожки и

Мнемодорожки:

Что такое мнемотаблица и как с ней работать?

Мнемотаблицы для детей младшего и среднего возраста. Мнемотаблица к сказке “Теремок”

Что является опорным в мнемотаблице?

Что можно изображать в мнемотаблице?

Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»

Этапы работы с мнемотаблицей

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
  4. этап: Графическое изображение.

Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:

  1. Простота и четкость ритма.
  2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.
  3. Простота и ясность знакомых детям образов.
  4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Результат использования мнемотехники у детей:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок
  • словарный запас выходит на более высокий уровень

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Где можно использовать мнемотаблицы?

-Обогащение словарного запаса

-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок -Отгадывание загадок.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Аннотация: материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Как известно, характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь:

  • Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
  • Построить краткий или развёрнутый ответ.

Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение,
  • связную речь,
  • мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

Я их использую для:

1.​ Обогащения словарного запаса.

Игры на образование родственных слов:

“Снежная картинка” (рис.1)

  • Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная , потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.
  • Если слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Если слово длинное – снегопад.
  • Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Если слово – цветок – подснежник.
  • Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Если слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Если слово, когда листья падают – листопад.
  • Если слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

2.​ Для Формирования грамматического строя речи.

Мнемосхемы для знакомства падежей. (Рис.2)

Именительный падеж – Что это? – (?)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

3.​ Для формирования фонетической стороны речи:

Звуковые символы. (Рис.3)

Схема характеристики звука. (Рис.4)

Автоматизация звуков. (Рис.5)

4.​ Для развития связной речи:

Схемы предлогов. (Рис.6)

Описательные рассказы по лексическим темам. (Рис.7)

Обучение пересказу. (Рис.8)

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок. (Рис.9)

Самостоятельное составление мнемосхем. (Рис.10)

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень .

Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.

Амирова Василя Раисовна,
учитель-логопед,
МАДОУ ДСКВ «Югорка»,
г. Покачи, Тюменской обл., ХМАО

Использование приемов мнемотехники при обучении связной речи детей с ОНР

Использование мнемотехники в логопедической работе

Библиографическое описание:

Косило, Н. В. Использование мнемотехники в логопедической работе / Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (26). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4563/ (дата обращения: 20.07.2020).


К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело.

Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) — я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — произноси слово твердо [3.c.52–53].

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].

Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления,зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

– кодирование элементов информации в зрительные образы;

– собственно, сам процесс запоминания;

– запоминание последовательности информации;

– закрепление информации в мозге.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. [2]

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [2].

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение [2].

Мнемотаблицы используются для:

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихотворений.

Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

– при составлении рассказа;

– при заучивании стихотворения;

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

  1. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102–115
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.C.
  3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52–53.
  4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — № 10
  5. https://mydocx.ru/11–27374.html

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, слово, мнемотехника.

Использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях

Для логопедов не секрет, что у большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности её распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Вниманиевключается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Формируя речевые навыки у детей с ОНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (различных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, речи.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная мнемотехника- это мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга.

Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. Суть метода заключается в том, что с его помощью разрозненный и невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. В дальнейшем стоит лишь воспроизвести какой-либо образ, как непроизвольно и легко вспоминаются все остальные образы, объединённые в ассоциативную связь.

Очень эффективен метод ассоциаций при автоматизации звука. Из своей практики знаю, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала я отрабатываю произношение слов парами. Показываю ребенку две картинки с автоматизируемым звуком и предлагаю их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Например, картинки «гитара» и «корова» ребенок может объединить предложением «Корова играет на гитаре», что в свою очередь вызовет у ребенка положительные эмоции, и такая нелепица лучше запомнится. Когда ребенок запомнит таким образом все пары картинок, я показываю по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.

Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые небылицы, которые ребенок затем легко припоминает, называя картинки в той же последовательности. Например: на картине нарисована радуга, а под радугой растет морковь. Пришла корова, собрала морковь и пошла на рынок продавать. А на эти деньги купила гармошку.

Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать запоминать детям слова, ориентируясь на слуховой анализатор.

Развитию тактильной памяти способствуют занятия с «тактильными дощечками». Это набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей. Цель таких занятий — развитие воображения, фантазии; развития речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Логопед кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем логопед убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

Важную роль в освоении приёмов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Мнемотаблица «Штанишки для мишки»

Маша нашему малышке Сшила новые штанишки, Сшила шубку, сшила шарф Для мишутки-малыша

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.

Коллажи в виде «Веселых полянок» эффективно используются при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается отправиться на «Веселую полянку» и выполнить все артикуляционные упражнения.

«Веселая полянка» для шипящих звуков

Совместное изготовление с детьми фризов (в виде коллажа) помогает лучше запомнить изученные звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают разные картинки, в названии которых есть звук [Д].

Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

Список литературы и сайтов:

1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2001.

2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.

3. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003.

4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.

5. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

6. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

7. Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: Эйдос, 1991.

Читайте также:
Конспект занятия Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: