Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Основная цель образовательной области “Познавательное развитие” – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные процессы дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания.И в Монтессори -педагогике большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию речи и мышления. У всех наших детей имеется недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, незрелость и раскоординированность зрительно – моторной сферы. Поэтому на логопедических занятиях мы используем различные монтессори материалы для коррекции сенсомоторных нарушений:;это работа с различными крупами, бусинами, прищепками, природным материалом, прищепками и многое другое.Основная цель нашей работы – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности. Использование методики М. Монтессори в коррекционной работе воспитанников с ОВЗ способствует развитию во всех направлениях психофизической деятельности, ускоряется процесс коррекционного воздействия. Эта система помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников: – повышение качества речевого развития; – расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса; – повышение уровня коммуникативных способностей; – повышение активности и самостоятельности детей.

Скачать:

Вложение Размер
arhiv_zip_-_winrar.zip 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Костикова Надежда Владиславовна,

учитель – логопед МБДОУ

Детский сад комбинированного вида № 83

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.

(из опыта работы)

Методика Марии Монтессори отметила свой столетний юбилей. Но, несмотря на это, педагогика М. Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребёнка, в которой совмещены, казалось бы, несовместимые: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьёзная работа.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребёнка предметно-развивающей среды. И изучение Монтессори – педагогики позволило сделать вывод о том, что некоторые аспекты данного метода отвечают потребностям воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому методы Монтессори – педагогики оптимально подходят для ребёнка с любым уровнем речевого, умственного развития. Использование Монтессори-метода в работе логопеда позволяет модернизировать коррекционно-образовательный процесс.

В Монтессори – среде занятия проводятся по традиционным методикам, они не отличаются от классических занятий дошкольников. Логопедические занятия имеют свои отличия, поэтому приходится основополагающие принципы Монтессори-метода перестраивать, видоизменять. Наша работа направлена как на стимуляцию речевой функции, так и на формирование вербальных и невербальных средств общения.

Так как в нашей дошкольной организации пока нет возможности полностью внедрить этот метод, мы осуществили новый подход к организации образовательной деятельности воспитанников с использованием элементов Монтессори – педагогики.

Была поставлена цель коррекционной работы и определены направления и принцип организации деятельности.

Для своей работы я определила три важных элемента методики Монтессори:

– используется как в группе детей для введения новых понятий, длится 3-4 минуты и состоит из 3 фраз.

– так и для работы с неговорящими детьми

  1. Ознакомление с предметом.
  2. Узнавание предмета по названному имени.
  3. Называние предмета

Второй приём «КРУГ»

Этот приём используется постоянно. Мы начинаем нашу деятельность с круга. В кругу мы решаем очень много различных задач:

Выполняем артикуляционную гимнастику, самомассаж, физминутки, задания на координацию движений, развитие внимания, памяти, слухового восприятия.

Бывают круги тематические – это обогащение и активизация словаря, отработка лексико-грамматических категорий. Также в конце занятия проводятся рефлексивные круги с элементами аутотренинга. Очень активно этот приём используется и в совместных детско-родительских мероприятиях: мастер-классах, праздниках.

Использование «Круга» помогает лучше организоваться детям, повышается концентрация внимания, снимает проявления тревожности, способствует лучшему контакту между детьми.

Третий приём «Минутка тишины»

Необходимым навыком Мария Монтессори считала умение слушать. Исходя из этого, она придумала игру “Тишина”, отлично понимала эту необходимость замедлиться, прислушаться, помолчать.

Эти минутки направлены на развитие слухового восприятия. Чем же игра в «тишину» полезна детям? Она развивает слух ребенка, его лингвистический интеллект. Она успокаивает его, учит различать звуки, регулировать громкость своего голоса и, конечно, контролировать себя. Такая деятельность сближает детей и, по словам Монтессори, способствует духовному развитию детей.

Основная цель образовательной области «Познавательное развитие»- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные процессы дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания.

И в Монтессори –педагогике большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию речи и мышления. У всех наших детей имеется недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, незрелость и раскоординированность зрительно-моторной сферы. Поэтому на логопедических занятиях мы используем различные монтессори – материалы для коррекции сенсомоторных нарушений: это работа с различными крупами, бусинами, прищепками, природным материалом, прищепками и многое другое.

Так как наша группа речевая, основная цель нашей работы – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности.

В нашей группе есть Зона развития речи.

Она небольшая, но направлена на полноценное и всестороннее развитие всех речевых навыков, пополнение и активизация словарного запаса. Подготовка к обучению грамоте. там имеется необходимый материал для свободной деятельности детей:

-классификационные карточки для расширения и активизации словарного запаса,

-сюжетные картинки для составления рассказа

– материал для развития фонематического слуха;
– материалы для подготовки руки к письму,

– разнообразные материалы для чтения;

-подвижная азбука, адаптированная к нашим условиям,

– слоги, слова для составления предложений.

В свободной деятельности закрепляют знания, полученные на занятиях. Так как развитие речи процесс естественный, происходящий на основе сенсорного и социального развития, то в свободной деятельности этот процесс проходит быстрее и лучше.

Во всех упражнениях методов Монтессори присутствуют две цели: прямая и косвенная. И мы одновременно решаем две задачи, корректируем сразу несколько проблем одновременно.

Попутно с нашей работой мы рекомендуем родителям закреплять полученные знания и умения в домашней, естественной обстановке, что представляет для детей особенный интерес.

В заключение можно сказать. Что использование методики М. Монтессори в коррекционной работе воспитанников с ОВЗ способствует развитию во всех направлениях психофизической деятельности, ускоряется процесс коррекционного воздействия. Эта система помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников:

– повышение качества речевого развития;

– расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса;

– повышение уровня коммуникативных способностей;

– повышение активности и самостоятельности детей.

Что в итоге содействует становлению и гармонизации его личности.

Элементы методики М. Монтессори в логопедической работе

Злата Курманова
Элементы методики М. Монтессори в логопедической работе

Использовать методы и приемы М. Монтессори можно на логопедических занятиях. Например, на занятии по лексической теме «Фрукты».

«Ходьба на линии»

Дети выполняют различные упражнения на координацию движений, развитие фонематического слуха, памяти, внимания, выполняют инструкции различной сложности. Они носят в руках различные предметы, чашки, ложки с шариками.Используются варианты ходьбы: спиной вперед, боком, с кружениями, под звучание музыкальных инструментов.

Дети садятся по кругу и аккуратно передают зажженную свечу в закрытом подсвечнике со словами приветствия. Огонь помогает сконцентрировать внимание, настроиться на мирный лад, способствует межличностному контакту. Дети могут здороваться громко и четко, ласковыми словами или шепотом.

Данные приемы способствуют улучшению атмосферы в группе, создают положительный настрой на занятия, удовлетворяют потребность детей в движении, формируют доверие к педагогу.

Дети садятся в круг,рассматривают и ощупывают настоящие фрукты: яблоко, банан, киви, апельсин, лимон. Логопед составляет рассказ-описание каждого фрукта, характеризуя его форму, цвет, вкус. В словарь вносятся относительные прилагательные. Формируется обобщающее понятие «фрукты». Затем фрукты разрезают, пробуют на вкус, выдавливают из них сок.

В процессе данных действий пополняется глагольный словарь и разграничивается семантика различных действий (резать, выжимать, перекладывать, наливать, размешивать). Кроме того, логопед, комментируя свои действия, обучает детей префиксальному образованию глаголов (наливать, переливать, разливать, подливать, доливать). Затем дети самостоятельно комментируют свои действия.

Пробуя сок на вкус,дети учатся образовывать относительные прилагательные от существительных: сок из апельсина – апельсиновый, сок из лимона – лимонный, пюре из яблока – яблочное.

Развитие лексики неразрывно связано с развитием грамматики. Манипулируя с различными фруктами,дети усваивают родительный падеж единственного и множественного числа существительных: У Маши есть яблоко, а у Ромы нет (чего) – яблока, у Вани много (чего) – яблок.

Можно проводить дидактические игры: «Угадай по описанию», «Угадай на вкус», «Волшебный мешок», «Четвертый лишний».

«Минута тишины».

В конце занятия дети ложатся на ковер и слушают мельчайшие шорохи и шумы или лежат с закрытыми глазами и слушают спокойную музыку. Данные релаксационные упражнения обладают терапевтическим эффектом, способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, нормализуют работу нервной системы.

Таким образом, через тактильные, зрительные и вкусовые ощущения у детей формируются номинативный, глагольный словарь, словарь прилагательных, устанавливаются симантические значения слов, развиваются навыки словоизменения и словообразования.

Детям с ОНР достаточно сложно долго концентрировать внимание, а совершая различные манипуляции с натуральными продуктами и предметами, они могут гораздо дольше проявлять познавательный интерес и выступать активными участниками коррекционного процесса.

В качестве дальнейших упражнений детям предлагалось соотнести натуральные фрукты с картинками. Аналогичным способом можно проводить работу по лексической теме “Овощи”.

Затем можно провести урок-классификация для разграничения понятий “овощи” и “фрукты”. Дети классифицируют картинки и предметы на две категории, объясняя свои действия.

В дальнейшем при использовании настоящих предметовбыта у них активизируется словарь и закрепляются семантические категории по темам: продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии, мебель.

Данная методика интересна и продуктивна в работе!

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Беседа в логопедической группе «ПДД и световозвращающие элементы» Цель: Расширить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах городах. Задачи: 1. Познакомить детей с фликером.

Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Отчёт о проделанной работе за 2015–2016 учебный год воспитателей подготовительной логопедической группы Воспитатели: Бархиян В. А., Семенова Л. О. 1. Общая характеристика группы Списочный состав группы 12 детей, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процесса

К.п.н. Гребенникова И.А.

МАДОУ дс №7 «Радуга», Россия, г. Ступино, Московская область

Повышение эффективности работы учителя – логопеда

с помощью приемов Монтессори-педагогики

В современной педагогической практике система М.Монтессори, разработанная еще в начале ХХ века, является альтернативой традиционной отечественной образовательной системы и до сих пор вызывает огромный интерес у педагогов и родителей. Отдельные методы и приемы Монтессори – педагогики получили широкое распространение в специальном образовании, поскольку идея самообразования детей в специально подготовленной среде, учет сензитивных периодов развития, игровая форма обучения, индивидуальный подход, повышенное внимание к бытовой, практической деятельности являются актуальными и необходимыми для любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для детей дошкольного возраста, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи».

Дети данной категории имеют определенные особенности, такие, как несформированность навыков самообслуживания, нарушения планирования и организации собственной деятельности, регулирующей и планирующей функций речи. Находясь в коллективе, они зачастую не реагируют на словесные инструкции взрослых, не могут сосредоточиться на задании, с трудом переключаются. Многие дошкольники демонстрируют негативизм по отношению как к учебной, так и к игровой деятельности. Все вышеперечисленное затрудняет организацию фронтальных и подгрупповых занятий, заставляет специалистов искать новые способы и приемы, позволяющие повысить качество коррекционной работы.

Классическая Монтессори – педагогика требует наличия оборудованной развивающей среды, большого количества авторских учебных пособий, специально обученного персонала, поэтому ее применение в полном объеме в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида невозможно. Однако, опыт экспериментальной работы по внедрению методики М. Монтессори в образовательный процесс ДОУ на протяжении нескольких лет, показал востребованность отдельных приемов данной педагогической системы, их соответствие потребностям дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Одним из таких приемов является «Монтессори – круг», используемый нами в начале и конце фронтального занятия.

Круг отличается от традиционной образовательной деятельности, во время которой дошкольники большую часть времени проводят за столами. Практически это – организационный момент, позволяющий создать у ребят положительный эмоциональный настрой, подготовить их к началу занятия.

Продолжительность круга обычно 5-7 минут, и за это короткое время используется огромное разнообразие коррекционных методов и приемов. Это могут быть пальчиковые, логопедические, подвижные игры, гимнастика, самомассаж, упражнения на концентрацию внимания и др. На круге могут обсуждаться события, происходящие в жизни детей, отмечаться дни рождения, изучаться свойства предметов. Круг создает в группе атмосферу доверия и защищенности, позволяя детям свободно высказывать свое мнение, узнавать много интересного друг о друге.

Структура организационного «Монтессори – круга» в начале занятия состоит из четырех ступеней:

1. Приветствие. Обычно это исполнение ритуальной песенки, настраивающей детей на учебный процесс и сопровождающейся зажиганием фонарика, однако возможны различные вариации – например, дети могут здороваться друг с другом тихим или громким голосом, вспоминать хорошие, добрые слова, передавая фонарик по кругу. Все зависит от фантазии учителя – логопеда и целей занятия.

Во время приветствия проводится работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова, силы, тембра голоса, темпа речи, автоматизация поставленных звуков.

2. Логопедические задания – это выполнение артикуляционных и логоритмических упражнений, пальчиковая гимнастика, различные дидактические игры в соответствии с темой занятия.

3. Упражнения на линии, обозначенной на ковре цветным скотчем.

В авторской методике М.Монтессори это цикл упражнений, направленных на концентрацию внимания и развитие координации.

Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса, учитывая имеющиеся у дошкольников с ОНР нарушения и программные требования, мы несколько видоизменили данный классический метод, привнеся разнообразные дополнительные упражнения и отойдя от классической Монтессори – линии, одноцветной, шириной в ступню ребенка.

Линия в наших экспериментальных группах стала трехцветной – фактически это 3 круга один в другом – красный, синий и зеленый. Мы сознательно выбрали данные цвета, поскольку именно они позволили нам развивать фонетико-фонематическую систему языка и формировать навыки языкового анализа и синтеза. Например, двигаясь по линии под спокойную музыку, ребята внимательно вслушиваются в звуки, произнесенные логопедом, определяют, гласные они или согласные, а если согласные – твердые они или мягкие, и двигаются по линии соответствующего цвета.

Рекомендуемые виды упражнений на линии:

– упражнения на координацию речи с движением;

– упражнения на развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза (умение различать гласные и согласные звуки, выделять первый и последний звук в слове, закрепление представлений о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках);

– работа над слоговой структурой слова, звуконаполняемостью (повторение заданного педагогом ритмического рисунка, деление слов на слоги, определение количества слогов в слове);

– упражнения на развитие просодической стороны речи (работа над силой, тембром, высотой голоса);

– упражнения на развитие пространственной ориентировки (вправо – влево, вверх – вниз, вперед, назад, повороты);

– упражнения развитие координации движений (повторение за логопедом последовательности движений, одновременное выполнение упражнений правой и левой рукой, ходьба с предметами);

– имитационные игры, которые повышают интерес, расширяют кругозор, способствуют закреплению материала лексических тем, автоматизации в речи поставленных звуков. (Например, дети могут перевоплощаться в комара, пчелу, змею, изображая их полет и издаваемые звуки, могут имитировать движения животных – медведя, лисицы, зайца, белочки и др.);

– массажные игры и песенки, которые способствуют снятию мышечного напряжения. (Во время движения по линии дети массируют разные части тела массажными мячиками, перышками и др.);

– упражнения на релаксацию;

4. Минутка тишины – еще одна составляющая авторской методики М. Монтессори, обучающая приемам самоконтроля, развивающая слуховое внимание и восприятие. Детям предлагается в течение минуты посидеть тихо и послушать звуки за окном, в коридоре, тихие слова логопеда и т.п., а потом шепотом рассказать об услышанном.

Структура «Монтессори – круга» в конце занятия состоит из двух ступеней:

1. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

2. Ритуал прощания – совместное исполнение прощальной песенки или стихотворения, ритуальное задувание свечи.

С нашей точки зрения, основополагающими моментами, позволяющими эффективно использовать Монтессори – круги в работе учителя-логопеда, являются:

– реализация потребности ребенка в движении, поскольку дети с диагнозом ОНР часто неусидчивы, им тяжело длительное время находиться за столами.

– развитие навыков самоконтроля. Имея перед глазами постоянный зрительный ориентир – яркую цветовую полосу, ребенок может самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, что повышает его самооценку, избавляет логопеда от необходимости делать детям замечания.

– удовлетворение потребности в многократном повторении действий. Ритуальность, повторяемость совершаемых ребенком действий способствует формированию чувства безопасности, удовлетворенности, спокойствия;

– релаксация, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

– формирование доверия к педагогу, установление положительного эмоционального контакта с ним.

Таким образом, использование таких приемов Монтессори – педагогики, как «Круг», «Ходьба по линии», «Минутка тишины» позволяет существенно повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Использование материалов методики М.Монтессори в логопедической работе

Темой сегодняшнего дня стало изучение вопроса, как используется в логопедической работе методика Монтессори М. Как методика Монтессори для детей может внедряться в коррекционную работу с малышами, имеющими различные нарушения речи.

В коррекции речевых расстройств логопед в первую очередь делает акцент на тренировку артикуляционного аппарата и постановку правильного произношения звуков.

Однако с серьезными нарушениями речи намного быстрее можно справиться, если сначала нормализовать деятельность высших систем организма и побороть психические отклонения, вызывающие речевые расстройства.

Сделать это можно с помощью специальных упражнений на восстановление координации движений, улучшение памяти и внимательности, развитие моторики, чувствительности, фонематического слуха. Такие упражнения включает метод Марии Монтессори.

  1. Методика Монтессори для детей — основные принципы и идеи при работе в логопедической группе
  2. Разделения среды на зоны
  3. Правила, действующие в монтессори-группах
  4. Преимущества и недостатки методики М. Монтессори
  5. Методика Монтессори для детей — упражнения при работе с сенсомоторной алалией
  6. Практико-сенсорные упражнения
  7. Упражнение на координацию движений «Ходьба по эллипсу»
  8. Упражнения на развитие речи
  9. Фрагмент занятия по методике М. Монтессори с детьми, имеющими нарушения речи

Методика Монтессори для детей — основные принципы и идеи при работе в логопедической группе

Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом Италии. Будучи неврологом и работая с отклонениями разной сложности, Монтессори доказала сильное влияние среды на коррекцию неврологических, а следовательно, и речевых нарушений у детей.

Она разработала систему восстановления пациентов путем их активного саморазвития и лишь частичного вмешательства педагогов.

Девиз монтессори-методики: «Помоги мне сделать это самому». В этом высказывании и заключается вся суть ее теории: ребенок должен пробовать развиваться сам, без вмешательства взрослых, иметь возможность выбирать, что делать в тот или иной момент времени, иметь доступ ко всем развивающим предметам и явлениям.

А родители, педагоги и врачи могут только наблюдать и при необходимости помогать малышу в получении тех знаний и навыков, которые он выбирает.

Условия проведения занятий в логопедических монтессори-группах:

  • Помещение для занятий поделено на 5 зон: практическая, сенсорная, математическая, языковая, космическая.
  • В группе обязательно должны быть дети разных возрастов. Когда люди говорят о необходимости общения ребенка, то обычно подразумевается взаимодействие со сверстниками. Но для полноценного всестороннего развития каждого малыша не только ровесники должны участвовать в его жизни. Младшие воспитанники олицетворяют «путь развития» на глазах ребенка, а старшие – «будущее», то есть к чему важно стремиться. Кроме того, о младших нужно заботиться – это тоже важный опыт, а у старших — учиться чему-то новому.
  • Малыш сам думает, чем ему заняться. Воспитатели же помогают освоиться в том, что он предпочел. Компаньонов также выбирает сам воспитанник – это его право, преподаватели не должны предлагать и навязывать кого-то другого.

Разделения среды на зоны

Мария Монтессори считала, что помещение, в котором пребывает ребенок должно делиться на 5 основных зон с пособиями для упражнений:

  1. Практическая – там находятся пособия, которые любой человек постоянно встречает в обычной жизни. Ребенок может учиться гладить, готовить, подметать, чистить обувь, завязывать шнурки.
  2. Сенсорная – здесь имеются игры, которые развивают органы чувств и мелкую моторику – с предметами разной формы, цвета, размеров, материалов.
  3. Математическая – предполагает обучение счету с помощью деревянных дощечек, счетов, геометрических фигур (для малышей).
  4. Языковая – дает представление о составе слова – различными способами изучаются звуки, буквы, слоги, устная и письменная речь.
  5. Космическая – знакомит подопечных с окружающим миром – животными, растениями, городами, странами, природными явлениями.

Правила, действующие в монтессори-группах

Помимо прав у ребенка есть также обязанности в группе. Существуют правила, которые все подопечные должны соблюдать:

  1. В помещении по М. Монтессори должна быть тишина. Каждый занимается своим делом, но не мешает при этом другим. В такой обстановке дети учатся соблюдать дисциплину, контролировать себя и уважать других.

Это важно! Если ребенок возбужден, сильно расстроен, он может выразить свои эмоции в отдельной комнате. Должны быть выделены также зоны отдыха и релаксации, где дети могут прийти в себя, когда устали, побыть наедине с собой.

  1. Все используемые пособия после каждого упражнения должны быть аккуратно сложены и убраны. Порядок – это важная составляющая жизни каждого ребенка.
  2. Нельзя портить вещи, вредить другим ученикам.
  3. Должно соблюдаться личное пространство каждого. В конкретную игрушку или конструктор играет тот, кто первый взял.

Преимущества и недостатки методики М. Монтессори

В итоге проведения курса занятий в монтессори-группе родители получают не только психически здорового ребенка с правильно поставленной речью, но и самостоятельную, независимую личность с широким кругозором и желанием двигаться вперед, познавать мир и совершать новые открытия. Плюсы методики:

  1. Нормализует психическое развитие и речь.
  2. Улучшает память, фонематический слух.
  3. Развивает усидчивость, терпеливость, внимательность.
  4. Формирует в ребенке уверенность в себе, своих силах.
  5. Воспитывает уважение к себе и другим.
  6. Корректирует поведение воспитанника, приучает его к порядку в делах и голове.

Традиционные педагоги выделяют у метода также ряд недостатков:

  • излишняя демократичность. Существует мнение, что в монтессори-группе царит вседозволенность, таким детям сложно адаптироваться в условиях обычных садов и школ. Однако опасения слегка преувеличены – в группах нет полной вседозволенности, а устанавливаются также свои правила и порядки. Если говорить о предпочтениях, то да, в монтессори-группе ребенок привыкает делать то, что его увлекает в данный момент, а в обычных школах и садах все делают то, что сказал воспитатель или учитель. Сложность может возникнуть также из-за разницы отношения к ребенку в стандартных учреждениях и центрах М. Монтесори;
  • не подходит застенчивым и гиперактивным детям. Отчасти это правда — с такими детьми воспитателям справиться сложнее – однако гиперактивность и застенчивость также имеет свои первопричины, которые со временем можно нейтрализовать. Рано или поздно даже самый застенчивый малыш захочет подойти и посмотреть игрушки – и когда он поймет, что здесь можно все брать и пробовать, ему будет проще, а гиперактивному ребенку придется следовать общим принципам – со временем пример других детей окажет свое влияние;
  • отсутствие важных для развития ролевых игр. Да, это, действительно, так — М. Монтессори отрицала положительное влияние игр. По ее мнению, они уводят от реальности. Не стоит сразу осуждать автора теории «свободного выбора», ведь, в ее словах есть логика – дети, чрезмерно увлекающиеся творчеством, часто живут будто в другом мире – возможно, это она имела в виду. В современных монтессори-центрах детям все же дается возможность играть друг с другом в свободное время (на прогулках или в определенные часы);
  • недостаток творческой составляющей – автор метода отрицала пользу творчества, однако отмечала большое значение музыки в жизни маленького человека. Сегодня монтессори-центры включают и творческие зоны: с музыкальными инструментами, рисованием и лепкой.

Методика Монтессори для детей — упражнения при работе с сенсомоторной алалией

Метод М. Монтессори оказывает положительное влияние на детей с речевыми нарушениями, в том числе с сенсомоторной алалией. Основные признаки этого заболевания следующие:

  • несвязная речь или ее отсутствие;
  • сниженный фонематический слух;
  • проблемы с координацией;
  • сложности в самостоятельном обслуживании;
  • плохая память, нарушена концентрация внимания;
  • гипо- или гиперактивность;
  • ограниченный словарный запас.

Практико-сенсорные упражнения

Часто у детей с сенсомоторной алалией имеются пробелы в области практических навыков из-за ограничений родителей и недостатка внимания с их стороны.

Поэтому в первую очередь нужно заполнить эти пробелы, то есть дать малышу возможность получить свой опыт. Нужно давать ему больше свободы действий: позволять делать многие вещи в быту, которые доступны дома только взрослым — мыть посуду, резать продукты, готовить еду, зашивать дырки в одежде.

Существуют следующие практико-сенсорные упражнения для реабилитации сенсомоторных алаликов:

  1. Пересыпание песка или переливание воды из емкости в емкость. Сосуды лучше брать разной формы и размеров.
  2. Застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молний на пособиях или на собственной одежде.
  3. Вышивание иглой с ниткой на картоне или шнуровка на деревяшке с отверстиями.
  4. Прищепки и скрепки – прикреплять прищепки или скрепки к картону разной формы. Ребенок может сделать с помощью них ежика, львенка, человечков с ручками, ножками. Дома можно также давать малышу прикреплять прищепки к переносной сушилке или развешивать белье вместе со взрослыми и закреплять его прищепками.
  5. Катушка – разматывать-наматывать нитку или веревку на катушку. Подойдут обычные нитки или специальное пособие.
  6. Накручивание резинки – на цилиндр или скрученную бумагу надевают-снимают сначала небольшую резинку одним слоем. Потом берут резинки разных цветов, размеров и учат воспитанника надевать их двойным, тройным слоем, потом снимать.

Каждое упражнение делает сам ребенок. Если у него не получается, помогает педагог.

Также важно развивать фонематический слух: малыш с закрытыми глазами слушает звуки и определяет их источник. Например, можно сжимать бумагу, фольгу, пакет или играть на разных музыкальных инструментах.

Также используется прием определения направления звона погремушки (сверху, снизу, справа, слева, перед лицом). Глаза ребенка должны быть закрыты повязкой.

Упражнение на координацию движений «Ходьба по эллипсу»

Для нормализации координации движений полезным будет упражнение «Ходьба по эллипсу» — на полу рисуется или клеится толстой линией круг, а лучше эллипс. Задача – ходить четко по линии.

Дальше можно добавить ходьбу спиной, боком, прыжки. Когда все упражнения будут прилежно выполняться воспитанниками, можно усложнить задание: положить в руки сосуд с водой (с каждым занятием все более наполненный) или ложку с шариком.

Упражнения на развитие речи

Непосредственно языковая зона развития по Монтессори предлагает следующие упражнения для детей с сенсомоторной алалией:

  1. Штриховка – тренировать руку в письме путем штрихования или обводки какой-либо фигуры. Малыши любят, например, рисовать по точкам – на листке расставлены точки, которые воспитанник должен соединить по цифрам или самопроизвольно. Помимо моторики это упражнение развивает воображение, память и внимательность.
  2. Шершавые и подвижные буквы – запоминание звуков и букв с помощью объемных или шершавых букв. В этих упражнениях усвоение информации происходит на основе 3 составляющих восприятия: сенсорной (трогает, ощущает), визуальной (видит), слуховой (слышит – педагог проговаривает). После ознакомления с подвижными буквами проводится упражнение: «волшебный мешочек» — буквы определяют на ощупь. Следующим этапом букву прописывают и сочиняют слово, начинающееся с нее. Также буквы можно искать в контейнере с сыпучим материалом (песком).

Для расширения словарного запаса используются игры:

  • цветные коробочки — берут 3 цветных коробки, в каждой из которых игрушки на определенную тематику, например «животные», «растения», «бытовые предметы». Сначала воспитанник называет предмет, потом раскладывает игрушки по коробкам.
  • наборы карточек – по типу предыдущей игры используется 3 набора карточек с картинками на разные темы.

Фрагмент занятия по методике М. Монтессори с детьми, имеющими нарушения речи

Занятие по Монтессори в группе детей с нарушениями речи включает несколько этапов:

  1. Ходьба по эллипсу.
  2. Приветствие.
  3. Занятие в кругу.
  4. Минута тишины.
  5. Свободная работа.

Тема занятия: «Домашние животные»

Ходьба по эллипсу

Начинается урок с «Ходьбы по эллипсу» (можно по линии или кругу). На полу рисуется эллипсовидная линия толщиной 5-10 см, больший диаметр – 4-4,5 метра. Дети становятся друг за другом на расстоянии 0,5 метра и по команде «Дети, идем» идут по нарисованному эллипсу, делая 2 круга по часовой стрелке, 2 круга против часовой стрелки.

Дальше 2 круга нужно пройти спиной по часовой стрелке и против. На следующих занятиях можно добавлять прыжки на одной ноге (левой и правой поочередно). Усложнить также можно задание, положив какой-либо предмет в руки – нести кувшин с водой, ложку или поднос с шариком.

Приветствие

Воспитанники садятся в воображаемый круг и здороваются друг с другом по очереди: каждый со своим соседом. Процесс легче организовать, если при этом малыши будут передавать друг другу какой-то предмет, например мяч, стакан с водой или свечу.

На первых занятиях словами приветствия могут быть: «Здравствуй (привет), Коля», «Доброе утро (день, вечер), Катя». Затем в приветствие добавляется уменьшительно-ласкательное имя: «Здравствуй, Коленька», «Доброе утро, Катенька».

Впоследствии можно вводить приятные, добрые слова (прилагательные), характеризующие того, с кем здороваются: «Здравствуй, хороший, добрый Коленька», «Доброе утро, милая, улыбчивая Катенька». Также можно менять громкость голоса при произнесении приветственных слов (один день громко, другой – тихо, еле слышно).

Приветствие, тем более с уменьшительно-ласкательными именами и приятными словами, настраивает учеников на мирный лад, приподнимает настроение, создает дружескую атмосферу в группе.

Занятие в круге

Дальше начинается само тематическое занятие с педагогом. Все сидят по кругу в удобном положении. Для урока необходимо подготовить следующие материалы:

  • фигурки домашних животных: кошки, собаки, коровы, барана, козла, лошади, свиньи, осла;
  • пособия в виде их еды: косточка, трава (настоящая или искусственная), рыба, молоко, желуди. Лучше, чтобы это были игрушки, а не картинки;
  • картинки с жильем животных (хлев, будка, кошачий домик, нора, лес и т.д.). Хорошо, если есть возможность достать игрушки в виде их жилья;
  • коробки с невысокими краями, коричневая и зеленая;
  • фильм по теме.

Ход тематического урока:

  1. Педагог рассказывает детям сначала о каждом домашнем животном. Объясняет, почему их называют домашними. Информация должна включать: название, окрас шкуры, как разговаривает, чем питается, где живет. Здесь четко должны проговариваться все названия, учитываться оттенки и форма окраса: бело-рыжая, полосатая (кошка), бело-черная, пятнистая (корова).
  2. После рассказа о конкретном животном логопед передает фигурку животного и его еды, а также картинку с жильем по кругу. Когда пособия посмотрели, они убираются в коробки: животное в зеленую, еда – в коричневую. Картинки с жильем расставляются рядом с коробками.
  3. Дальше воспитанников по очереди просят принести то или иное животное: «Дай мне кошку», «Покажи мне корову», «Возьми собаку». Если малыш ошибся, то нужно без указания на ошибку назвать принесенное животное правильно, а затем дать ему возможность найти нужное животное.
  4. Дети по просьбе педагога приносят еду и жилье для названного животного: «Коля, принеси мне то, что кушает корова», «Катя, дай мне картинку с изображением жилья кошки». Затем они вместе с логопедом проговаривают название принесенных предметов.
  5. Когда преподаватель видит, что все освоили предыдущие задания, переходит к следующему этапу. Каждый ребенок выбирает по одному животному.
  6. Дальше все по очереди называют животное и описывают его (какого цвета, как говорит): «Это корова, домашнее животное. Корова бело-черная, пятнистая, говорит МУУУУ». Если малышу трудно описать самому, то логопед задает наводящие вопросы и при необходимости подсказывает.
  7. Затем ученики сами подбирают животным еду и жилье. Каждый должен рассказать, что животное ест, где оно живет: «Это собака, она ест косточки, живет в конуре». Если осталось время, дети могут поменяться животными и рассказать информацию о другом представителе класса. После упражнения каждый кладет пособия на место.
  8. Педагог задает различные вопросы на тему: «Оля, кто из домашних животных ест траву?», «Саша, как говорит кошка?», «Юля, кто живет в хлеву?» — а ученики отвечают на них.
  9. После обсуждения темы и выполнения заданий показывают фильм по указанной тематике. Показ видеоматериала можно перенести на следующее занятие.

Сложность урока зависит от уровня развития речи подопечных. Если речь развита слабо, то можно упростить информацию о самих животных (название, цвет, как говорит) или уменьшить количество животных.

Название следующего урока будет «Дикие животные», далее пойдет сравнительная тема «Дикие и домашние животные».

Темы занятий могут быть любыми: «Растения», «Насекомые», «Фрукты и овощи», а также различные бытовые «Посуда», «Одежда». По теме «Фрукты» берутся настоящие продукты: на уроке их разрезают, пробуют, пьют сок. При этом весь процесс подробно описывается, поясняются цветовые и вкусовые качества каждого фрукта.

Занятие пополняет словарный запас ребенка, учит выражать правильно мысли, способствует получению новых знаний.

Минута тишины

После тематического урока воспитанники ложатся на ковер и отдыхают в течение 2-3 минут. Упражнение проводится в тишине, либо с успокаивающей музыкой. Некоторым детям сложно лежать неподвижно в течение некоторого времени – к ним подходят и гладят, успокаивая.

Такое упражнение расслабляет, восстанавливает силы. Ребенок учится быть с самим собой, молчать, слушать тишину – а это умеет делать даже не каждый взрослый.

Свободная работа

В свободное время подопечные расходятся по средовым зонам. Каждый занимается тем, что ему нравится, воспитатели предоставляют дополнительный материал по выбранному ребенком занятию, при необходимости помогают и объясняют непонятное. При этом все соблюдают основные правила поведения в монтессори-группе.

«Метод Марии Монтессори в реабилитации (абилитации) детей раннего возраста с нарушениями в развитии в условиях Службы ранней помощи реабилитационного центра »

Душина Людмила Валерьевна
Учитель-дефектолог (Монтессори –педагог),
ГАУ Научно-практический центр медико-социальной реабилитации
им. Л.И.Швецовой
Россия, г. Москва
E-mail: mi_lady.08@mail.ru

На базе нашего центра уже 2,5 года функционирует экспериментальная площадка Службы ранней помощи. Работу осуществляет междисциплинарная команда состоящая из неврологов, педиатров, травматологов — ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.

Основная цель функционирования службы ранней помощи — оказание психолого-педагогической, медико — социальной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1года 5месяцев до способствование оптимальному развитию таких детей, их социальному включению и адаптации в общество. Дети, поступающие на реабилитацию в Службу ранней помощи нашего центра, имеют те или иные ограничения физических возможностей здоровья, нарушения физического и (или) психического развития.

В работе используются классические методики, современные технические средства реабилитации, инновационные технологии, одной из которых и является методика раннего развития Марии Монтессори.

Начиная свой рассказ о методе Марии Монтессори в реабилитации детей с нарушениями в развитии, хотелось бы коротко рассказать про Марию Монтессори, как создателя методики. Мария Монтессори — итальянский врач, педагог, учёный, философ. Разработала собственную всемирно известную педагогическую систему. В разные годы своей жизни успела возглавить институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей, создать школу для педагогически-запущенных детей, организовать Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая продолжает действовать. Мария Монтессори 45 лет занималась проблемами воспитания и образования детей, является автором таких книг как — «Дом ребенка, метод научной педагогики», «Мой метод», «Дети другие», «Впитывающий разум». На данный момент в мире существует более 10 000 Монтессори-школ и 50 000 детских садов. Педагогика Монтессори в России имеет столетнюю историю (1913 год — создан первый в России Монтессори детский сад в Санкт-Петербурге).

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, одно из этих имен Мария Монтессори. М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике — развитие детей первых трех лет, а помогла взрослым увидеть: «Дети — другие»

Монтессори-педагогика представляет собой соединение трех базовых основ: ребенок, педагог и подготовленная среда.

Педагогика Монтессори — это система саморазвития ребенка. В центре системы Монтессори всегда стоит ребенок, а вокруг него специально созданная развивающая, предметно-пространственная и социальная среда. Монтессори-педагогика предоставляет ребенку свободу выбора и самостоятельную деятельность.

Роль монтессори-педагога это роль, в первую очередь партнера, уважающего личность ребенка и его стремление к индивидуальности. Роль взрослого, как создателя подготовленной среды, педагога, учитывающего интересы, сенситивные периоды и индивидуальные особенности ребенка. Монтессори-педагог помогает ребенку в его работе весьма тактично и, только в случае острой необходимости, это специалист, который воздействует на ребенка косвенно, через среду и с помощью правил. Важная часть работы монтессори-педагога — это быть наблюдателем, хорошо знающим индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

Что же представляет собой Монтессори-среда, или как правильно ее называть «подготовленная среда».

Монтессори — среда включает в себя множество зон (упражнений в повседневной жизни, сенсорного развития, языковая, математическая, географическая, космического воспитания, двигательная, эстетического развития.)

Материал в Монтессори — среде расположен на уровне глаз ребенка и находится в постоянном доступе.

Пособия изготовлены преимущественно из экологически чистых натуральных материалов (дерево, стекло, фарфор, керамика и т. п),

Правильно созданная подготовленная среда стимулирует ребенка на саморазвитие, а ее материалы содержат в себе систему самоконтроля над ошибками. Особое внимание в подготовленной Монтессори-среде уделяется «продуманности» пространства, в котором находится ребенок, его логичности, доступности, атмосфере.

Исходя из опыта проведенной работы, можно сделать предварительные выводы о важности и актуальности методики М. Монтессори в условиях службы ранней помощи реабилитационного центра.

Ранее «включение» ребенка с нарушениями в развитии во все сферы повседневной жизни, развитие социально-бытовых навыков — одно из основных и самых важных направлений, успешно реализуемых в условиях службы ранней помощи нашего реабилитационного центра. К примеру, во время работы с Монтессори — материалами из области упражнений в повседневной жизни, происходит восполнение недостающего опыта ребенка, ему предоставляется возможность самостоятельно проделать интересующую работу. Во время тренировки отдельного навыка или группы умений, в специально подготовленной и адаптированной ситуации, педагог ведет ребенка к частому повторению опыта успешности, что в свою очередь, повышает его уверенность в себе, стимулирует к дальнейшему развитию, и успешной интеграции в общество.

Монтессори — материалы в подготовленной обучающей среде направлены на развитие все шести видов органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, чувство равновесия и положения тела в пространстве).

В Монтессори-среде присутствует и широко применяется, так называемая «материализованная абстракция»- материальное воплощение всех основных характеристик предметов (величина, вес, температура, форма и т.д.) что особенно важно для детей в раннем возрасте, а также детям, имеющим дефицит сведений об окружающем мире, в виду ограничений, связанных с имеющимся диагнозом.

Возможность совершения самостоятельного выбора, работа в индивидуальном темпе, позе, и месте являются одной из важных составляющих метода.

Монтессори-педагог реабилитационного центра вступает в тесную взаимосвязь с семьей ребенка, с целью дальнейшей реализации полученных ребенком умений, знаний и навыков в условиях дома, и реальной жизни. Родителям настоятельно рекомендуется присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или активного участника, соблюдая те же правила, что и работающий в группе ребенок, и педагог. Имея возможность длительно наблюдать за ребенком, его работой, делая необходимые пометки и возможно фотографии, родитель получает дополнительный педагогический опыт, новые идеи, методы и приемы, которые в дальнейшем реализует на занятиях в условиях дома.

Во время первичной консультации со специалистом, родители часто задают монтессори-педагогу вопрос: «Что, если мой ребенок, не умеет делать выбор ?!» ( «. ему даже сложно добраться до полок . » ; «. удерживать позу тела» ; «.. увидеть материал..»; «. освоить правила..» и т.п.) ввиду тех или иных тяжелых проблем, в моторном и/или интеллектуальном и психическом развитии — ответ на данный вопрос дает особое направление методики Марии Монтессори — Монтессори-терапия.

Монтессори-терапия — это лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.

Педагогические принципы Монтессори, так же как и ее знаменитые материалы, создавались для работы с детьми, имеющими особенности развития. Однако в дальнейшем Монтессори работала со здоровыми детьми. «Возвращение» ее педагогики в сферу психолого-педагогической коррекции и терапии произошло в конце годов в Германии, и связано с такими именем как — Теодор Хельбрюгге ( доктор медицины, профессор Мюнхенского университета, президент Международной Академии реабилитации и развития (Германия), основатель Мюнхенского детского Центра — организации, включающая в себя, в качестве основных компонентов раннюю диагностику, раннюю терапию и раннюю педагогическую интеграцию детей с различными образовательными возможностями. Также, нельзя не упомянуть и о таких важных персонах как — Маргарет Аурин, Лора Андерлик — монтессори-педагоги, монтессори — терапевты, обладающие большим опытом работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, эксперты Международной Монтессори ассоциации (AMI),долго время сотрудничающие с профессором Хельбрюгге. Таким образом 1967 год можно считать условной отправной точкой в трансформация метода М.Монтессори, во «врачебную педагогику».

Но сначала несколько слов об истории Монтессори-терапии. Профессор Теодор Хельбрюгге на одной из лекций рассказывал, как будучи молодым врачом, попал на занятие в Монтессори-группу и увидел там не только здоровых детей, но и детей, диагноз которых был для него очевиден. Хельбрюгге подошел к педагогу и спросил, как она решилась взять в свою группу детей с такими медицинскими проблемами. «Для меня все они просто дети», — ответила педагог. Так непринужденно и внешне просто была сломана стена между обыкновенными детьми и детьми с ограниченными возможностями в одной группе.

Монтессори-терапия представляет собой врачебную педагогику, построенную на фундаменте физиологических исследований органов чувств (Клод Бернар, Эдуард Сеген, Жан Марк Гаспар Итар).

Монтессори-терапия помогает обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, умения и навыки.

Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка.

Опираясь на выделенные для психологической коррекции И.И. Мамайчук (2003) блоки, была структурирована последовательность этапов Монтессори-терапии, таким образом, работа монтессори-терапевта включает в себя условно несколько этапов:

1. Консультирование, включающее диагностический этап и формирование терапевтических целей.

Монтессори-терапевт в первые индивидуальные сеансы работы, выполняет направляющую функцию. Благодаря очень внимательному наблюдению за ребенком, выявляет тот сензитивный период, на котором находится ребенок, и соответствующие ему базисные интересы и потребности, анализирует уровень развития общей и мелкой моторики.

Зачастую, интеллектуальный уровень развития и моторный не всегда соответствуют друг другу, пример тому, дети, с различными видами детского церебрального паралича (основной контингент нашего реабилитационного центра), в большинстве своем интеллектуально сохранные дети.

При подробном планировании целей и задач работы с конкретным ребенком, монтессори-терапевт ставит перед собой и родителями как очень узконаправленные терапевтические цели, имеющие базисное и очень важное значение в жизнедеятельности ребенка ( принятие пищи и т.п) ,так и цели, связанные с овладением умений и навыков, отвечающих за полноценную учебную деятельность.

2. Начальный терапевтический этап.

Предполагает углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствует уточнению целей и заканчивается определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок). На данном этапе Монтессори-терапевт организует соответствующую подготовленную среду, помогающую ребенку преодолеть (обойти) имеющиеся моторные ограничения, в полной мере восполнить свои потребности в познании и самостоятельности. Монтессори-терапевт, отдавая себе отчет, что не весь классический монтессори — материал одинаково подойдет для каждого ребенка, проходящего курс реабилитации в центре, адаптирует его, с четким соблюдением концептуальных закономерностей создания материалов методики М. Монтессори и консультирует родителей о возможности организации подобной среды в домашних условиях

3. Основной терапевтический этап.

Во время данного этапа монтессори-терапевтом реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:

— коррекции (негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции — нарушений внимания, мотивации и т.п.)

— оптимизации и стимуляции развития психических функций (в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым — родителем, терапевтом)

— профилактики развития вторичных симптомов и дефицитарных состояний (с опорой на «опережающую» функцию терапии, с использованием прогнозирования дальнейшего развития)

4. Контрольный (оценочный) и прогностический этап,

На данном этапе перед специалистом стоит задача оценить динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и определить необходимость длительности и вида дальнейшего продолжения терапии, и сопровождения семьи.

Монтессори-терапевт в реабилитационном центре работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами, именно комплексный характер такого терапевтического воздействия, позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром расстройств.

Помощь педагога-терапевта адресна, клиентоориентрована, направлена на развитие и преодоление проблем конкретного ребенка, улучшение качества его жизни. Монтессори-терапевт, как и монтессори -педагог, являясь именно педагогом, а не доктором, выполняет главную задачу: помочь родителям научиться жить рядом вместе с их особым ребенком, а не устранить особенности развития ребенка, так как зачастую осуществить это полной мере невозможно.

Служба ранней помощи это служба, работающая в первую очередь с целью поддержки семьи, поэтому роль родительского участия в реабилитационном процессе одна из ведущих.

Монтессори-терапевт, являясь частью команды специалистов Службы ранней помощи, ставит перед собой задачу максимального вовлечения семьи. Именно работа с семьей, одна из самых актуальных социальных составляющих работы монтессори-терапевта.

В рамках осуществления терапевтического подхода методики М.Монтессори, на данный момент существует несколько форм работы с родителями:

· Консультация, ответы на вопросы

( выяснение актуальных проблем, постановка целей, планирование создания материалов соответствующих конкретному ребенку и преследуемым целям в домашних условиях, их расположение дома, проведение экскурса по интересующим теоретическим, методическим ресурсам для домашнего ознакомления.)

-Изготовление материала (в соответствии с преследуемыми целями, индивидуальными особенностями, сензитивными периодами, моторными и интеллектуальными возможностями конкретного ребенка)

— Презентация материала ребенку (умение правильно провести презентацию материала, разложить даже самое простое, по мнению взрослого действие, на ряд этапов (поддействий), сделав тем самым более доступным и понятным, сложный двигательный акт для ребенка, при первичном занятии, речевое сопровождение во время показа, темп показа, реакция на непредвиденные обстоятельства)

· Совместная работа с родителем и ребенком, на сеансе индивидуальной работы

Совместная терапевтическая работа во время занятий дает возможность родителю взглянуть на своего ребенка немного с другой позиции. С самого первого занятия, когда ребенок заходит в кабинет он воспринимается как полноценная личность, мнением которой активно интересуются, и на которую возлагают ответственность, доверяя к примеру хрупкое стекло кувшинчиков для переливания воды, такой подход приводит к неожиданно положительным результатам, которые не могут не радовать родителей и вдохновлять к дальнейшей самостоятельной работе со своим ребенком.

Монтессори-терапевт учит родителей умению активно наблюдать за своими детьми, осуществлять анализ их движений и действий. Иногда, во время работы с родителями, монтессори — педагог может занять наблюдающую позицию, позволяя матери самостоятельно побыть в роли педагога, моделируя ту ситуацию, которая в будущем повторится в домашних условиях.

Монтессори-терапевт старается быть открытым, правдивым и одновременно тактичным в профессиональных отношениях с родителями ребенка, терпеливо объясняет им, что, если ребенок сначала не достигает результата, или у него что-то не получается — это нормально. Важно проявить терпение, любовь к своему ребенку, и дать ему время.

Завершая данную статью, хотелось бы привести к прочтению известную китайскую народную мудрость, которая дополняет известное высказывание Марии Монтессори.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» китайская мудрость

«Помоги мне сделать это самому» Мария Монтессори

Список используемой литературы:

  1. Ма майчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии- Спб.: Изд-во Речь,2010г-400 стр.
  2. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. Пер. с итал. — Гомель, 1993.
  3. Монтессори М. — Дом ребёнка: метод научной педагогики — М.: Астрель: АСТ, 2006
  4. Дети — другие. Уникальная методика раннего развития: Мария Монтессори — Санкт-Петербург, АСТ, 2014 г.- 320 с.
  5. Дети — другие: Мария Монтессори — Санкт-Петербург, АСТ, 2014 г.- 320 с
  6. Монтессори М. — Помоги мне это сделать самому — М. : Изд-во Карапуз,2006
  7. Монтессори М. — Впитывающий разум ребенка — СПб.: Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009
  8. Андерлик Л. Путь для всех. Жизнь с Монтессори. Монтессори-терапия и оздоровительная педагогика на практике. — М. Монтессори-терапия в Москве. — 2008.
  9. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия-М.: Изд-во Речь,2010г.-316с
  10. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. — изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
  11. Стэндинг Э.М. — Жизнь и творчество Марии Монтессори — СПб.:Благотоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2010
  12. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори- педагога. Кн. 1/ Ю.И. Фаусек; сост. И ред. Д.Г. Сороков — М.: ФОРУМ,2010
  13. Хилтунен Е. Дети Монтессори — Астрель, 2008
  14. Журнал для педагогов и родителей «Монтессори-Кл уб»

Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Эффективность использования музыки для решения целого комплекса коррекционных задач в области логопедии убедительно доказали многие авторы. Например, в книге чешских авторов С. Машуры и З. Матейовой дан образец детально разработанной программы музыкотерапии для заикающихся школьников. Существует необходимость разработки такого рода программ и для детей более младшего возраста с расстройствами речи.

На сегодняшний день программы обучающего музыкального воспитания, которые рассчитаны на здоровых детей, используются в специализированных детских дошкольных учреждениях речевого профиля.

К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:

3. Профилактическое (или функциональное).

Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:

  • по объему воздействий — опосредованные и неопосредованные;
  • по способу организации действий — индивидуальные и групповые;
  • по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;
  • по взаимодействию с терапевтом — директивные и недирективные;
  • по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие.

Цель использования музыки является спецификой каждого направления. Например, при использовании музыки в лечебных целях (музыкотерапия), ведущими являются недирективные методы воздействия на человека, которые помогают ему «раскрыться», осознать свои проблемы, найти способы их преодоления.

Естественно, что преобладающим в данном случае является элемент спонтанности, свободного проявления эмоций и действий.

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, психодрама, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

В отличие от музыкотерапии, использование музыки в педагогических целях опирается на директивные методы: строгая нормированность занятий, активный тренинг, навязывание определенных эмоциональных состояний и нужных форм поведения.

В педагогике разделение на пассивные и активные формы работы подчинено разным целям — музыкальному развитию и лечению. Активные формы в педагогике представлены пением, танцами, ритмическими упражнениями, играми на музыкальных инструментах. А пассивные формы заключаются в слушании музыкальных произведений.

Таким образом, очевидно, что никакое музыкальное средство не может быть универсально применяемым и обладать раз и навсегда заданным результатом. То есть сначала выстраиваются задачи и цели работы, а потом подбирают необходимые музыкальные методы и средства для их решения.

Например, для работы с аутичными детьми лучше подходит коммуникативная музыкотерапия — индивидуальные недирективные формы работы. А с детьми с ЗПР больше подходят тренинговые, групповые формы работы, включающие все виды музыкально-коррекционного обучения.

В логопедическом детском саду выбор форм и средств музыкального воздействия тоже определяется целями и задачами коррекции. Особенность логопедического детского сада состоит в том, что курс пребывания ребенка в нем ограничивается 1-2 годами в зависимости от сложности речевого дефекта. Ребенку, помимо программы по возрасту, в течение этого срока нужно овладеть всеми умениями и навыками, которые не были им усвоены вовремя. И одновременно с общеобразовательными задачами, должны решаться задачи речевой реабилитации:

  • коррекция речевых нарушений: артикуляции, просодики, речевого дыхания, ритма и темпа речи, голосовых нарушений;
  • коррекция неречевых нарушений: эмоционально-волевой сферы, психических процессов, процессов саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие общей координации, пластичности, гибкости, лицевой и пальцевой моторики, различных физических качеств.

Опыт показывает, что использование только музыкотерапевтических средств не может решить многих проблем обучения и воспитания детей с речевыми дефектами. В программу коррекционной работы с детьми должны быть включены не только техники и средства воздействий музыкотерапии, но и телесная терапия, психогимнастика, сказкотерапия, арттерапия, аутотренинг. Все это эффективно заменяет общепринятые традиционные музыкально-развивающие методики.

Средства музыкальной коррекции

Объект воздействия

Средства музыкотерапии

Педагогические средства

Все занятия объединяет единый лексический и тематический материал, который соответствует этапам логопедической работы.

Савельева Наталья Алексеевна,
музыкальный руководитель

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала приоритетное направление в своей деятельности– коррекционная работа в логопедических группах. Она подразделяется на два направления.

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

Рассмотрим каждое из направлений.

1. Логоритмические занятия.

Мною разработано перспективное планирование, тематическое планирование, занятия по возрастным группам.

Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю.

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.

Структура логоритмических занятий

  • Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
    • Танец или хоровод.
    • Четверостишье, сопровождаемое движениями.
    • Песня.
    • Артикуляционная гимнастика.
    • Мимические упражнения, психогимнастика.
    • Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.
    • Пальчиковые игры.
    • Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
    • Игра на музыкальных инструментах.
    • Релаксация.

    Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.

    Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

    Элементы, имеющие оздоровительную направленность

    Работа в тесной связи с учителем– логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал, что выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.

    2. Музыкальные занятия

    У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

    – Дети не поют, а говорят

    – Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука

    – Плохо запоминают тексты песен, их названия

    – Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания

    – Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом

    – Затрудняются в передаче ритмического рисунка

    Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.

    Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов.

    Основные принципы обучения детей.

    Принцип воспитывающего обучения
    Принцип доступности
    Принцип постепенности, последовательности, систематичности
    Принцип наглядности
    Принцип сознательности
    Принцип прочности

    Цель: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие вокально– хоровых навыков..

    При проведении занятий с детьми логоритмических групп согласовываю свою работу с учителем – логопедом.

    При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти– шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (Так у них лучше работает диафрагма)

    Голову держат прямо, без напряжения.

    Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежании крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.

    Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

    Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). На музыкальных занятиях я использую упражнения из “Артикуляционной гимнастики” Т. Буденой и разнообразные распевки.

    Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.

    Проводится два раза в день: утром и вечером. Проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято. Ежедневно дается только одно новое упражнение. Количество упражнений доводится до десяти.

    1.”Улыбка”.

    Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.

    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

    верхние и нижние зубы (и) (1-5-10).

    3. “Трубочка”.

    Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (1-5-10).

    4. “Заборчик– трубочка”.

    5. “Бублик”. “Рупор”.

    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    6. “Хоботок”.

    Вытягивание сомкнутых губ вперед.

    7. “Кролик”.

    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    8. “Птенчики”.

    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    9. “Лопаточка”.

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    10. “Чашечка”.

    Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка

    подняты, но не касаются зубов.

    11. “Иголочка”. “Стрелочка”.Жало”.

    Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

    12. “Горка”. “Киска сердится”.

    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    13. “Грибок”.

    Рот открыт. Язык присосать к небу.

    14. “Часики”. “Маятник”.

    Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.

    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    16. “Качели”.

    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    17. “Футбол”.

    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    18. “Почистить зубы”.

    Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

    19. “Лошадка”.

    Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    20. “Гармошка”.

    Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

    22. “Вкусное варенье”.

    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    24. “Наказать непослушный язычок”.

    Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

    Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.

    Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.

    Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Я использую песенки– попевки О. Боромыковой.

    Моя работа в этом разделе делится на 4 этапа.

    На музыкальных занятиях я использую те же дыхательные игры– упражнения, что и на логоритмике. А также дыхание укрепляется в процессе пения. Я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения я выбираю на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам.

    Стойкое, слитное пение у детей логопедических групп достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:

    – музыкально– дидактические игры;

    – связь песен с другими видами музыкальной деятельности;

    – пробуждение к слуховому вниманию дирижированием;

    – на одном занятии использование песен разного характера;

    Цель: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.

    Наряду с разнообразными методами и приемами для детей логопедических групп я использую следующие приемы:

    Рассмотрим каждый из приемов:

    1. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми.

    Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им захочется выразить свои эмоции в действии. Наступает момент инсценирования музыкального произведения.

    В своей работе я использую материал из сборников “Коррекция речи и движения” О. Боромыковой и “Первая встреча с музыкой” А.Артоболевской.

    Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, я опираюсь на программу О. Радыновой “Музыкальные шедевры”. Использую на музыкальных занятиях музыкально– дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания.

    Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей. Подразделение упражнений на разные виды носит довольно условный характер, так как одно и тоже упражнение способствует решению не одной, а сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной.

    Используя то или иное упражнение, не стоит подчас добиваться очень четкого его выполнения. Иногда это сопровождается муштрой или требует большого количества времени. Я даю несколько упражнений с одним и тем же заданием, чтобы сработал закон далектики: переход количества в качество. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движении он приобретает.

    Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.

    Использую на музыкальных занятиях программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”. Это музыкально– ритмические композиции, танцы. Большинство из них исполняется под знакомые детям песни, что позволяет детям подпевать и танцевать. Таким образом, они помогают совершенствованию координации речи и движения. А также развивают музыкальность, двигательные навыки и умения, умения ориентироваться в пространстве, творческие способности, нравственно– коммуникативные качества, тренируют психические процессы. Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.

    Использую на музыкальных занятиях коммуникативные игры и танцы, танцы в кругу. Более подробно о них будет сказано немного позже.

    Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.

    Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.

    Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Особое внимание я уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

    Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой, игры со словом Л. Генераловой, пальчиковые игры со словами Л. Гусевой.

    Игра на детских музыкальных инструментах.

    В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.

    Для тех, кого заинтересовала коррекционно– развивающая работа с детьми логопедических групп хочется дать несколько рекомендаций.

    • Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды.
    • С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем.
    • Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.

    Разработанное планирование, занятия, собранный музыкально– дидактический материал, я думаю, будет интересен и для тех, кто работает по темам “Развитие творческих способностей детей”, “Развитие эмоционального мира детей.

    Читайте также:
    Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: