Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

Методы и приёмы формирования мотивации ребёнка к занятиям.

Занятия с дошкольниками должны проходить в интересной и живой форме, чтобы им самим захотелось изучить что-то и запомнить.

Скачать:

Вложение Размер
Занятия должны проходить в интересной и живой форме. 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №109

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

для учителей-логопедов ДОУ

«Методы и приёмы формирования мотивации

ребёнка к занятиям»

Учитель-логопед Анучкина О. И.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначаль-

ного фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований». Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

А. В. Запорожец отмечает, что в процессе общения ребёнка со сверстниками и взрослыми происходит превращение усваиваемых способов действий, этических ценностей, нравственных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности.

П. Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.

Методы и приёмы формирования у детей познавательного интереса:

  1. Ситуация занимательности.
  2. Опыты – эксперименты (формирование понятий).
  3. Познавательные игры (головоломки).
  4. Соревнование (интеллектуальная эстафета).
  5. Программированные упражнения.

Методы и приёмы формирования чувство долга и ответственности в учении:

  1. Одобрение со стороны взрослого, сверстников.
  2. Создание ситуации новизны, актуальности, успеха в учении.
  3. Анализ проблемных ситуаций («Прими решение»).
  4. Игра «Вопрос – ответ.

В. А. Сухомлинский писал: «Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать». Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на занятии и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значимых результатов в деятельности.

Если необходимый речевой материал подаётся в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. Ведь, чтобы усвоить материал на логопедических занятиях, от ребёнка требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что даётся детям с общим недоразвитием речи с трудом, но, благодаря игре усвоение материала происходит без напряжения, а как бы произвольно.

Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:

1. Социальные. 2. Учебно-познавательные. 3. Оценочные. 4. Позиционные.

5. Внешние по отношению к школе и к учению. 6. Игровые.

Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6-7 лет и оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Основоположником психологии мотивации является Хайнц Хекхаузен.

Он отмечал, что у человека существуют по отношению к деятельности два разнообразных мотива: достижение успеха и избежание неудач. С его точки зрения «выраженный мотив достижения должен проявляться в предпочтении такой деятельности, которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая».

Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Похвала, положительная оценка является одним из наиболее эффективных стимулов активности ребёнка.

Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно меняя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний.

Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.

Для формирования учебной мотивации у детей используется метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций:

а) специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; б) «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; в) поисковая деятельность; г) свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; д) общая ответствен-

ность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонима-

ния; е) введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Задача не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, используются игровые приёмы с включением элементов соревнования («Кто быстрее», «Кто первый», соревнование по командам), стимулирующие активность и инициативу детей.

Например: узнавание предмета по описанию, графическому изображению.

Благодаря игровым ситуациям ребёнку легче избавиться от дефектов речи.

Н. А Короткова выделяет мотивацию с использованием детской художественной литературы при организации совместной деятельности взрослого с ребёнком. Персонажи художественных произведений близки и понятны детям.

Как повышение мотива – составить рассказ своему товарищу. Ребёнок говорит, о чём он хочет послушать рассказ и от кого.

Например: рассказ о книжной полке. – Что особенно понравилось? Кто дополнит рассказ-описание? В конце оценивается проявление детьми активности и качество рассказов.

В результате, дети более заинтересованно выслушивают выступления своих товарищей: ведь то, о чём они рассказывают, и самих рассказчиков они наметили и выбрали сами. Так дети учатся быть активными участниками речевого общения в условиях учебных занятий.

То, что дети обдумывали, усваивали на занятии, продолжает длительное время привлекать их внимание.

Исчерпывающие рассказы-описания и сравнения поощряются фишками,

наклейками, флажками, звёздочками, маленькими игрушками,

соответствующими значками: «за быстрый ответ», «за правильный ответ»,

«за старание», за активность» и т.д. Применяются и словесные поощрения («хорошо», «верно», «молодец»).

Для повышения мотивации при обучении детей применяют разнообразные речевые упражнения в условиях проблемной ситуации.

Например: Ситуация № 1 .

Одна девочка во дворе потеряла свою любимую куклу. Давайте поможем её найти. Нужно написать объявление так, чтобы ей не принесли чужую куклу.

У Лены был красивый пушистый котёнок. Как-то раз она пошла гулять и встретила подружек. Они заигрались и забыли о котёнке. О чём мы должны спросить Лену?

Незнайка хочет подобрать новую шляпу. Давайте поможем ему её выбрать.

Дети в Африке никогда не видели снега. Какой он бывает? Помогите рассказать им о нём.

Дети, в нашем подъезде уже месяц живёт собака. Она потерялась, а хозяин её ищет. Вот фотография собаки. Давайте подумаем, как о ней можно рассказать.

Вы были в «Детском мире» и видели чудесную игрушку. Вы звоните своему другу. Расскажите ему об этой игрушке.

Такие задания предполагают сообщения, содержание которых требует от ребёнка мобилизации воображения. Важно так сформулировать задание, чтобы оно явилось речевым стимулом, объединяющим в себе цель и задачи коммуникации.

Для повышения мотивации используется также и приём параллельного описания логопедом и ребёнком или двумя детьми двух однотипных предметов (например, двух кукол) – описание предмета по частям.

Если ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился – значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

Учебно-познавательные мотивы достигнут особого результата, если знания даются в реальной обстановке. Занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ребёнку самому захотелось изучить что-то и запомнить.

Мотивация достижения успеха – желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Эта мотивация нередко становится для ребёнка доминирующей.

Престижная мотивация – характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребёнка выделиться среди сверстников, быть первым.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избегать неудовольствия от выполненного задания педагога и родителей.

Чтобы у ребёнка не угасло положительное отношение к учению, усилия педагога должны быть направлены на формирование у него устойчивой мотивации достижения успеха с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

Эмоции тесно связаны с мотивами детей и выражают возможность реализации имеющихся у них мотивов и поставленных целей (радость, удовлетворение, уверенность, гордость).

Стимулирование повышения мотивации при обучении – это создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности, помогают и

познавательные игры, драматизации и театрализации, пробуждение

эмоциональных переживаний, развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой.

Работа у доски даёт ребёнку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую ему удовлетворение и повышающую самооценку. При этом у ребёнка появляется интерес, под-

креплённый выработанными и закреплёнными навыками.

Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации, снижению тревожности и развитию речи является релаксация на занятиях: массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-

технологий, дыхательная гимнастика.

Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе.

Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из

трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.

Для повышения мотивации при обучении детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, используется специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки – всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

На фронтальных занятиях используется следующий приём: интегрирован-

ный подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою

очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную логопедом задачу, обменяться впечатле-

ниями; личностные : потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные : желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.

Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Главное достижение дошкольников – соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном возрасте.

Известный русский педагог Е. Н. Водовозова писала более ста лет назад: « Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

Данная статья посвящена актуальной проблеме в системе образования: формированию позитивной мотивации у дошкольников, методам и приемам ее развития.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Эти методы используются в логопедической практике с помощью различных приемов:

  • Дидактические игры и игровые приемы

Еще Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы:

Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»)

  • Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
  • Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие»)
  • Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Найда, Федора, Буратино, Айболит и др.)
  • Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
  • Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот — Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
  • Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)

Создание ситуации успеха

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.

Сказкотерапия

Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная речь.

Наглядные материалы

Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.

Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.

Применение ИКТ

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции речи. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи.» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению. Программа «Домашний логопед» красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.

Программа профессора Хиггинс – это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник – тренажер, предназначенный для желающих научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.

Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.

На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера образцы речи ребенка в начале, в процессе и в конце коррекции звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Соревновательные моменты

Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».

Логоритмика и пальчиковые игры

Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.

Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)

Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов.

Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Например, мультттерапия.

Учитель – логопед Борисова Е.А. предлагает с целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Она считает, что примером мультипликационного героя, которого можно использовать на логопедических занятиях как средство повышения познавательной активности детей, является Лунтик.

«Лунтик и его друзья» — это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны — маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание — Лунтик. Он делает первые шаги по нашей планете, узнает мир и пытается найти себя в нем, находит верных друзей и хорошую семью. Добрый юмор, красивые пейзажи, забавные сюжеты и очень яркие персонажи сериала не дадут заскучать ребенку во время просмотра удивительных и таких интересных приключений лунного гостя. Образ Лунтика близок детям возрастной группы от двух до четырех лет. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.

Смешарики — это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. По своей привлекательности сериал не уступает лучшим достижениям классической российской анимации. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира, компенсируя сухость и техногенность большинства образов современности. Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев.

Педагогическое сопровождения дошкольников и младших школьников в проекте «Смешарики» имеет своей целью повышение эффективности развития и воспитания ребенка в духе толерантности и ненасилия, а также формирования у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, а также основ безопасности жизнедеятельности.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (логопед – воспитатель, муз. Руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
  • адекватная скоростная реакция на начало занятия;
  • вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
  • устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
  • интерес к занятию от его начала до конца;
  • живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
  • искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
  • поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
  • при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
  • внимание неустойчивое;
  • эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
  • попытки отсрочить время начала занятия;
  • отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
  • повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
  • пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
  • нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему

Показателями выраженности познавательной активности являются:

  • эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
  • целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
  • степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога о содержании деятельности).

Приемы и методы, позволяющие повысить мотивацию учащихся

Приемы и методы повышения мотивации к обучению

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Однажды учащийся сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому» (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у учащегося? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», – эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Работа в группах и парах.

Применение ИКТ на уроках

Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем учащимся – способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:

Метод «Дидактические игры» – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха » – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» – это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса учащихся, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Метод создания проблемной ситуации . Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учащихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование» .

Например, урок литературы. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир» На карточках раздать «кумиров по жизни».

Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр» На доске записана тема урока. – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Прием «Верные – неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Использование игровых приемов .

Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Приемы повторения пройденного на уроке.

На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю.

Прием «Повторение с расширением». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем ». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности , как работа в паре «учащийся – учащийся».

Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Учащиеся участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

Приём «Открытые задания» Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Для включения учащегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) – связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учащихся на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый учащийся имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

О свобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

В статье поговорим, как пробудить естественный интерес к обучению, самостоятельно подготовить ребенка к школе и не разочароваться в процессе.

Бесплатные занятия с логопедом

Как мотивировать ребенка учиться? Этим вопросом задаются родители дошкольников и школьников, так как сегодня детей все сложнее заинтересовать книгами и развивающими пособиями. В статье поговорим, как пробудить естественный интерес к обучению, самостоятельно подготовить ребенка к школе и не разочароваться в процессе.

Мотивация к обучению: как делать не надо

Приведем пример на близкой для нашей школы теме – обучение чтению. Мама или папа считают, что ребенку пора учиться читать. Они начинают с букв, затем предлагают составлять слоги и простые слова. У них стоит цель научить чадо читать и точка. А ребенок не понимает, зачем ему это, и просто механически выполняет просьбы родителей. Буквы и слоги для него выглядят как абстракция, а занятия вызывают скуку. Со временем начинаются отговорки и отлынивания от ненужных, неинтересных упражнений.

Догадываетесь, в чем ошибка?

Ребенок не видит настоящей цели за этими действиями. Однако взрослые полны решимости и стараются пробудить у него интерес, усугубляя ситуацию мотивацией исключительно с помощью «пряника»: «Давай позанимаемся и пойдем в игровой центр!», «Прочитаешь – дам тебе конфету, включу мультики, игру» и т.п.

Что думает ребенок?

«Сейчас я быстренько выполню, о чем меня просят, и получу награду». После таких приемов дети не хотят учиться ради того, чтобы что-то узнать.

Другие «неправильные» способы стимулирования – это принуждение и сравнение с другими. Результат в таких случаях, может, и будет, но естественного желания к учебе – нет.

Данные методы разрушают личность маленького человека и влекут серьезные последствия. В результате ребенок:

  • теряет интерес к учебе;
  • становится неуверенным в себе;
  • не хочет ходить в школу;
  • страдает неврозами.

Однако есть методы, которые помогают пробудить живой интерес к обучению и развивать личность ребенка со всех сторон.

Виды мотивации

Есть два вида стимулирования – внутренний и внешний.

К первому относится добровольное желание. Например: читаю про динозавров, потому что хочу узнать о них больше. Эта мотивация опирается на ощущения «мне приятно и интересно» и считается идеальной для детей школьного и дошкольного возраста.

Внешний стимул – когда ребенок хочет хорошо учиться, потому что видит в этом большую перспективу. Ему могут не нравиться предметы, но будет «греть» великая цель, ради которой нужно стараться. Преимущественно это работает с подростками, которые уже понимают, кем хотят стать в будущем.

Также бывает положительная и отрицательная мотивация. Сюда относится похвала и поощрения, выговоры и наказания от взрослых.

Идеальный вариант для детей 4 – 5 лет – это сочетание внутреннего и положительного видов стимулирования.

Методы мотивации школьников

Есть словесные, практические и игровые методы пробуждения у детей интереса к обучению.

1. Словесные

Сюда можно отнести разговоры, беседы, чтение вслух, рассматривание картинок, инсценировки.

Малышам можно показывать и называть предметы и игрушки, проводить переклички. Со старшими – отрабатывать произношение и объяснять значение слов, просить закончить фразу, пересказать текст, разучивать скороговорки, стихи.

2. Практические⠀

Это упражнения, совместная деятельность с родителями или педагогом, выполнение определенных поручений, действий.

3. Игровые

Сюда входят подвижные и дидактические игры, различные инсценировки. Они идеальны для дошкольного обучения и дают 100% результат.

Обучение в формате игры построено таким образом, чтобы дошкольникам и младшим школьникам было интересно. Главная роль здесь отведена положительным эмоциям. Так лучше всего развиваются качества психики и личность ребенка, а педагог становится лучшим другом.

При выборе методов мотивации ориентируйтесь на возраст и интересы ребенка, учитывайте его основные мотивы.

Руководство для родителей: как использовать основные мотивы дошкольников

Чтобы пробудить у ребенка интерес к обучению, мамам и папам нужно понимать мотивы, на которых основывается его деятельность. Выделяют 5 основных:

«Хочу быть, как взрослые»

Дети стараются во всем подражать старшим, и это желание движет ими в ролевых играх. Поэтому подавайте ребенку личный пример. Показывайте и рассказывайте, что вы тоже постоянно учитесь, читаете, вам интересно и не хочется отставать от других.

«Главное – играть»

Через игру ребенок примеряет на себя разные роли, модели поведения и учится жить. Поиграйте вместе в школу. Пусть сын или дочка побудет учителем, а вы учеником. Предложите разучить с вами буквы или цифры, такой способ тоже отлично подойдет для запоминания.

«Я – личность»

Мотивы самолюбия и самоутверждения появляются на границе 3 – 5 лет. Чтобы не встретить сопротивление, с детства проявляйте к маленькому человеку уважение, и если ему не нравится заниматься по классическому букварю, попробуйте кубики, карточки или игры на планшете, пока не услышите радостное «да!»

«Я хороший, давайте дружить»

Для ребенка важны хорошие отношения со взрослыми и детьми, поэтому он старается получить одобрение окружающих. Хотите мотивировать его к учебе, чаще хвалите за любые достижения.

«Хочу узнавать, что мне интересно»

Тяга к познанию у детей возникает, когда им интересно. В этом случае можно придумывать обучающие игры с любимыми мультипликационными героями или игрушками.

Важные условия для формирования мотивации у дошкольников

С мотивами разобрались, теперь поговорим, как правильно начинать подготовку к школе, чтобы у ребенка не пропал интерес.

  • Подбирайте задания, ориентируясь на индивидуальные особенности и возраст. Например, медленным детям требуется больше времени, чтобы усвоить материал. Активным – подавайте информацию в динамичной форме.
  • Двигайтесь от простого к сложному: сначала запоминайте буквы, затем формируйте ее образ – обводите, рисуйте, лепите, потом тренируйтесь писать. Следующий этап – пробуйте с ребенком составлять слоги и слова.
  • Подходите к образовательному процессу творчески: не зашел один метод, ищите другой.
  • В основе домашнего обучения используйте игру.

Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста.

Работа над внутренней мотивацией

Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности. Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни.

Совет психолога: Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.

Работа над внешней мотивацией

Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.

Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны.

Как поддерживать положительную мотивацию

Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.

Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение.

Как использовать отрицательную мотивацию

Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.

Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».

Резюме

Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.

Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.

Методы и приемы повышения учебной мотивации учащихся

Ключевые слова: мотивация к обучению

Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

Формирование мотивации к обучению – центральная тема сферы образования. Её важность обусловлена необходимостью выработки навыков самостоятельного приобретения знаний. Главная задача, на которую должно быть обращено внимание современного образования, – создание условий для формирования положительной учебной мотивации.

Как повысить познавательный интерес?

Образовательный процесс следует выстроить в зависимости от особенностей детей:

  • материал урока должен быть интересен детям;
  • согласовывание расписания с характеристиками возраста;
  • согласовывание темпа урока со скоростью работы обучаемых.

Для формирования мотивации детей важно обеспечить следующие условия:

  • включать в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся;
  • удовлетворять познавательные запросы ребят;
  • способствовать диалогу детей между собой;
  • вознаграждать зарешение сложных заданий;
  • содействовать ровному характеру отношений между учениками;
  • развивать активную самооценку своих возможностей;
  • способствовать саморазвитию, самосовершенствованию;
  • прививать ответственное отношение к учебе.

В педагогической практике требуется многообразие методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» – ученикам предлагаются ситуации, аналогичные реальным, из которых требуется отыскать выход.

Метод «Ситуация успеха» – совокупность условий, преодоление которых дает возможность добиться значительных результатов в деятельности.

Метод «Соревнование» – соревновательных характер заданий способствует формированию необходимых качеств. Конкуренция приводит к освоению социального опыта, развитию черт характера.

Метод проектов – большое значение имеет проектная деятельность, которая развиваетнавыки самостоятельного выстраивания своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Метод создания проблемной ситуации – предполагает создание ситуации поиска через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Приемы повышения интереса к учебному материалу

На каждом этапе уроке следует помнить о мотивации учеников. Чтобы заинтересовать ребёнка в самом начале, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого подойдет приём «Привлекательная цель». Ученикам предлагается простая и понятная цель, при достижении которой они выполняют учебные действия, запланированные учителем. Например, изучается тема: «Свойства воды». Цель урока – описать свойства воды. Ученикамставится цель – выяснить, почему морозной зимой разрываются водопроводные трубы. Часто необычная формулировка не только привлекает, но и удерживает вниманиедо самого конца урока.

При назывании темы урока может быть использован приём «Прогнозирование». Например, урок литературы. Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события.

Для любого учащегося важно осознание ситуации успеха. Для появления интереса необходимо понимание нужности и важностиданной темы. В этом могут помочь следующие приёмы:

  • Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • Прием «Автор». Представьте себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Прием «Профи». Как изучение данной темы может помочь в освоении будущей профессии?
  • Прием «Кумир». Как ваш кумир объяснил важность и нужность изучаемой темы?
  • Прием «Фантазёр». Укажите несколько областей применения знаний по теме в будущей жизни.
  • Прием «Верные – неверные утверждения». Из предложенных утверждений по будущей теме ученикам необходимонайти «верные» утверждения, используя собственный опыт. Таким образом, они настраиваются на изучение темы.
  • Прием «Лови ошибку». Учитель специально допускает неточности при изложении учебного материала. Ученики должны сигнализировать о них, что помогает сохранять концентрацию на протяжении всего урока.
  • Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Создается необычная ситуация. Например, тема: «Круговорот воды». Детям необходимо представить себя снежинкой и описать все, что с ними происходит.
  • Приём «Удивляй». На уроке ученикам приводятся интересные факты. Например, на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа, листья которых достигают 8 м в длину и 6 м в ширину.
  • Приём «Да-нетка». Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы.
  • Игровые приемы. Их применение целесообразно, если следует выполнить множество однотипных заданий.

Приемы повторения пройденного на уроке

На этапе повторения материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Какими приемами этого можно достичь?

  • Прием «Своя опора». Ученик самостоятельно разрабатывает опорную схему ответа по новому материалу.
  • Прием «Повторение с расширением». Дети формулируют ряд вопросов, дающие возможность расширить знания.
  • Прием «Свои примеры». Учащиеся создают свои примеры к новому материалу.
  • Прием «Повторение с одновременным контролем». Ребята составляют тест, кроссворд по изученной теме, а затем обмениваются ими между собой.
  • На этапе самоконтроля и самооценки применима работа в паре «ученик – ученик». Ученик отвечает на поставленный вопрос соседу по парте, после чего они меняются ролями. Затем принимается общее решение и озвучивается классу. На уроке периодически можно предлагать ученикам поменяться тетрадями, исправить ошибки в работах друг друга, участвуя таким образом во взаимопроверке.
  • Хорошей идеей является связывание домашнего задания с будничной жизнью учащихся. К примеру, приготовить доклад о домашнем животном или любимом виде спорта.

Оценка – не отметка. Необходимо во всеуслышание выделять каждый успех ученика. Детям нужен и важен успех. От этого зависит наше отношение к миру, готовностьтрудиться, узнавать новое.

Итак, лишь продуманный подбор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования дадут возможность повысить учебную мотивацию детей.

Список использованной литературы

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 16266 раз

Библиографическое описание:

Кашкарева, Л. М. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) / Л. М. Кашкарева, Л. А. Пищаева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11478/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации, дошкольный возраст, механизмы

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО)

При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО)

Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.

Мы являемся непосредственными участниками реализации данной программы. Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

− Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.

− Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.

− Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.

Система нашей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.

Вот эти шесть механизмов:

− Поощрять исследование окружающей среды

− Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

− Хвалить ребёнка за совершённые достижения

− Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

− По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

− Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация— «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
  5. Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня».

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

− Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на «День матери». Вы хотите подарить маме такую же? И мы показываем, как можно её изготовить.

Использование всех типов мотивации с использованием игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности наших воспитанников. Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей:

− нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

− обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

− обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

− действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Вот так, можно использовать игровые персонажи. Использование игровых персонажей не может существовать без игровой мотивации, они взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда ребят. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

− должны соответствовать возрасту детей;

− должны быть эстетичными;

− должны быть безопасными для здоровья ребёнка;

− должны иметь обучающую ценность;

− должны быть реалистичными;

− не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;

− игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Котёнок «Гав», Утёнок «Кряк» и Мишутка «Пух». Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает ребятам. Котенок «Гав» многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» ребят. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Идею психологического тренинга можно менять, но не слишком часто. Предлагаем вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.

Начало образовательной деятельности может быть лёгким пожатием рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе. Ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное. Предлагаем вашему вниманию варианты психологического тренинга:

Волшебный клубочек.

Ребята сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово»

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Дружба начинается с улыбки.

Сидящие в кругу ребята берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

В конце образовательной деятельности можно также использовать психологические тренинги. Ребятки наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, какие упражнения вам понравились, какие нет. А вы хотели бы встретится еще? А продолжить наше занятие? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся. Я предлагаю похлопать друг друга по плечу и сказать «Пока, до новых встреч».

В нашу работу мы внедряем информационно-компьютерные технологии это позволяет нам повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.

Использование ИКТ как средства повышения мотивации к образовательной деятельности.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в детском саду, но и в нашей группе. Наши ребята имеют разный интеллектуальный уровень развития. При организация обучения детей мы используем разные подходы, которые предусматривают эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера нам позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя минутки вхождения.

Минутки вхождения проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Приведенные нами минутки вхождения направлены:

− на формирование эмоциональной способности к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;

− снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;

− развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;

− развитие самостоятельности и сотрудничества;

− повышение саморегуляции и самоконтроля;

− повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе. Предлагаем вам несколько минуток вхождения для использования в режимных моментах. Приветствие сопровождается движениями, ребята сидят на ковре в кругу.

«Здравствуй».

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй наша большая семья (Все ребята берутся за руки и поднимаютих вверх).

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Большую роль мы отвели предметно-пространственной среде: каждую неделю, предметно-пространственная среда группы преобразовывалась, чтобы поддерживать мотивацию ребенка в зависимости от темы. Были созданы условия для проведения развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед, наблюдений, опытов, в рассматривания и чтения художественной литературы, слушания песенок, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности. Все это давало возможность детям самостоятельно, задуматься и выбрать вид деятельности. И нами были созданы центры для самостоятельной деятельности детей.

Центр познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.

Центр фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.

− Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.

− Центр экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.

− Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.

− Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.

Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

Вся наша педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами и социальными партнёрами. Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. — 375 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1972.
  3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. — М: Просвещение, 1983. — 124 с.
  4. Виноградова Е. Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6. — С. 11–14.
  5. Кравцова Е. Е. психологические новообразования дошкольного возраста // Вопр. психол. – 1996, – № 6.
  6. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология. — М., 1962.
  7. Матюшина Н. М. Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте: Канд. дис. – М., 1987. – 350 с.
  8. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. — 2007. — № 5. — С. 122–128.
  9. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1987. — 410 с.
  10. Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С. 23–34.
  11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 2002.
Читайте также:
Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: