Методика работы над слоговой структурой слова

Слоговая структура слова (из опыта работы)
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Данный материал содержит информацию из опыта работы при формировании слоговой структуры слова у детей с нарушением речи.Примеры заданий смотрите в презентации к интерактивной доске.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_slogovoy_struktury_slova_iz_opyta_raboty.docx 31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над слоговой структурой слова

(из опыта работы)

Речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

– сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

– опускание слогообразующей гласной – “пинино” = “пианино”

– увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

– перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

– сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

– вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

7. Контаминации (смешение слов)

– “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы );
  • с общим гласным ( ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

1. Двухсложные слова из открытых слогов. (_ива, дети)

2. Трехсложные слова из открытых слогов._(охота, малина)

3. Односложные слова.(дом, мак)

4. Двухсложные слова с закрытым слогом. (диван, мебель)

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.(банка, ветка)

6. Двухсложные слова из закрытых слогов. (компот, тюльпан)

7. Трехсложные слова с закрытым слогом. (бегемот, телефон)

8. Трехсложные слова со стечением согласных.(комната, ботинки)

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. (ягненок, половник)

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.(таблетка, матрешка)

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.(стол, шкаф)

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.(лифт, зонт)

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.(кнопка)

14. Многосложные слова из открытых слогов.(черепаха, пианино)

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса) ).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка. ).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

В основу положен опыт практической работы с дошкольниками, принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

– Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

– Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

– Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

– Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

– Характерной особенностью коррекционной работы является многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале. Так в зависимости от сложности слов могут повторяться упражнения по развитию слоговой структуры слова.

Исходя из опыта работы по развитию слоговой структуры слова, можно предложить следующие виды упражнений с усложнением.

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2—3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые словааномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

1) правильно произносимые слова: мама, дай;

2) слова – фрагмент: моко (малоко)‘,

3) слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию,действие: би-би;

4) абрисы слов: па-па-та (лопата);

5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.

В коррекционной работеможно выделить 2 этапа: подготовительный –цель: подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный – цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.

I. Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).

2. Работа над ритмом.Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ:

2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;

3.Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег.

1.Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции,подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

2.Упражнения на развитие реципрокной координации рук:выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т. п.

3. Упражнения на переключения (графические): • + • +; о–о–

II. Коррекционная работа на вербальном материале.

Работа проводится на разных уровнях.

1. Уровень гласных звуков. Виды работ:

1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков,чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;

2) те же задания,с выделением ударного звука: УА, АА, АУ;

3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

4)логопед отстукивает ритм:ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: аа, аа, аа.

2. Уровень слогов. Данные виды работцелесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:•

1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес;

2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со.);

4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су);

5) чтение цепочек слогов: са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;

6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы”;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

7)запомнить и повторить: са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;

8) повторение, чтение слоговсо стечением согласных:

ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;

9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;

10) придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

11) «скажинаоборот»: са-«ас», тса-«аст»;

3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структурынадо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав); г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Большаковой Е. С.

А. Фонематический и слоговой анализ слов:

1) игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру;

2) игры наделение слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;

3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;

4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове;

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;

6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;

7) «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;

8) «рассели животных по домам»: одноэтажный — кот, двухэтажный – лиса;

9)игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;

10) объяснить значение слова пароход: из каких 2 слов оно образовано;

11) исправить ошибку в словах: моталок, моколо

а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;

12) назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;

13) что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;

14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;

16) анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ — вниз, шил — сшил;

Б. Фонематический и слоговой анализ слов:

1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма., ка. .

2)ребусы: коф., лас., кос. .

3) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол);

4) логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;

5) «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове.

6) образовать слово по аналогии: дом-домик, кот-…

7) дополнить слово подходящим слогом: земляни., смороди. .

8)дописывание названий к картинкам: маши., куби. .

9) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов:

1) поменять слоги местами, составить слово: рады-дыра, сосна-насос;

2) образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник +капуста: чайка;

3) один ребенок произносит слово по слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу. го. ви. ца—пуговица.

2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики);

3) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче);

5) придумать слова, состоящие из 1,2, 3,4 слогов;

6) цепочка слов: тигры-рыба- …

7) закончить слово: ла., ла., ла.

8) придумать слова, заканчивающиеся на ЧОК;

9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»

10)разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.

4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы.

1) заучивание чистоговорок

Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;

2)придумать чистоговорку самому: са-са-са. ;

3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;

4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;

5) чтение стихов,рассказов с отстукиванием ритма:

7) пропевание распевок с четкой ритмической структуройпод музыкальное сопровождение: ко-ко-ко – исходите далеко;

8)договорить предложение: а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется?

9) составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;

10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? – это милиционер. Нет кого? – нет милиционера. Помоги кому? – милиционеру.

11) выбрать из 3 слов то,которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка);

10)придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста);

собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку);

11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом);

14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: “Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков ” с использованием дидактических игр в коррекционной.

Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией» В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Формирование слоговой структуры слова

Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.

Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).

Как проявляется нарушение слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.

Проблема может проявляться в следующем:

  1. Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
  3. Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
  4. Уподобление слогов.
  5. Устойчивое повторение.
  6. Предшествующие звуки заменяются последующими.
  7. Смешение элементов слова.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

  • уточнение артикуляции сохранных звуков;
  • проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
    гласный + гласный (ау, уа, иа)
    согласный + гласный (ба-ба-ба)
    гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
    гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
    согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
    гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
    гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)
  • проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
  3. Односложные слова (лук, кот).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
  14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).

Последовательность в работе над слоговой структурой слова

Разделы: Логопедия

Работа по формированию звуко-слогового состава слова осуществляется в единстве с общим развитием, а начинается она с развития фонематического слуха. Вся работа логопеда направлена на преодоление речевых дефектов. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

По мере овладения произношением отдельных звуков, они непременно включаются в состав слов, предложений, текстов. В то же время слова различной слоговой сложности состоят только из тех звуков, произношением которых заранее обработано и закреплено. Рассмотрим последовательность работы над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.

1. Начинается работа с развития слухового восприятия. Эта работа осуществляется в основном на фронтальных занятиях, с опорой на имеющиеся у детей произносительные навыки. Этапы развития фонематического слуха включают в себя следующие задачи:

а) дифференциация внеречевых звуков;

б) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

а) различение звукокомплексов, слов, фраз;

б)различение темпа, силы, тембра, голоса.

а) различение фонем на слух; развитие слухового анализа /умение анализировать и синтезировать фонемы на основе полноценного фонематического слуха/. (Все игры и упражнения даны у Н. Чевелевой “Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи”).

2. Развитие речевой моторики ведется параллельно. На индивидуальных занятиях идет работа над постановкой звуков. На фронтальных занятиях проводятся упражнения, направленные на выработку умения удерживать в памяти и воспроизводить ряд 3-х, 4-х, 5-ти гласных звуков: А-О-У, А-И-У-О ( т. к. у всех детей имеются в произношении гласные звуки).

В процессе обучения даются задания:

-сосчитай сколько звуков произнес логопед /А-И-О/, показать столько же палочек, сделать столько же хлопков; назвать только 2 звука /три, четыре/; повторить за логопедом ряд из 2-х, 3-х, 4-х гласных звуков; назвать столько же гласных звуков , сколько палочек и т.д.

Основная цель этих упражнений состоит в том, чтобы научить детей выделять на слух и воспроизводить нужное количество звуков. На материале гласных звуков начинается работа над темпом и плавностью речи . Дети учатся произносить ряд гласных звуков быстро и медленно, плавно и отрывисто.

От умения воспроизводить и правильно артикулировать гласные звуки во многом

зависит правильное воспроизведение нужного количества слогов в слове. Затем начинается работа над слогом (на фронтальных занятиях).

ВИДЫ СЛОГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

1. Упражнения по воспроизведению простейших ритмов путем отстукивания или отхлопывания ( та-та , та-та-та).

Такого рода упражнения могут производиться и как непосредственная подготовка к овладению плавным произнесением слов. Облегчает переход от послогового к слитному произнесению слова с открытыми слогами. Затем предлагается все более сложные сочетания (тата-та-тата). Подбираются рифмованные фразы с четким ритмом ( та-та-та, та-та-та удивили мы кота).

2. Упражнения, подготавливающие детей к быстрым и плавным переходам от произнесения одного звука к другому , что необходимо для овладения произношением слов и фраз.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ- очень отчетливое произнесением каждого звука. Поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Упражнения проводятся на материале гласных и одного согласного ( ма-мо-му-мо-ма) или с чередованием и усложняются в следующих направлениях:

  • постепенно ускоряется темп до нормального или несколько ускоренного ;
  • увеличивается количество элементов ряда от 2-x-3-х до 3-x-4-х ;
  • усложняется состав отдельных элементов ряда ( от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных: па-ап) ;
  • включаются открытые слоги со стечением согласных звуков (кпа-кпу), (ама- амо-аму) ; – изменяется последовательность элементов ряда (па-та-ка, ка-та-па) ;
  • самостоятельно придумываются слоговые ряды из 2-х, 3-х, 4-х слогов.

Чтобы научиться воспроизводить по слуху нужное количество слогов, предлагается такая игра: логопед просит послушать, как идет дождь , называя при этом слоги : кап-кап и рисовать такое же количество черточек. Затем нужно повторить данный ряд слогов, глядя на рисунок. Позже слоги повторяются не глядя на черточки. Постепенно подводят детей к повторению ряда 4-x, 5-ти слогов вслед за логопедом. На материале слогового ряда начинается работа по выделению и воспроизведению ударного слога: ТА-тата, тата-ТА. Данные упражнения развивают речевую моторику, слуховое восприятие , память, воспитывают чувство ритма.

За это время происходит переход от грубых дифференцировок к более тонким. В то же время начинается развитие звукового анализа и синтеза.

3. Звуковой анализ и синтез наиболее широко применяется при усвоении правильного произношения закрытых слогов, слогов со стечением согласных, с наличием малоконтрастных в артикуляционном отношении звуков. Анализ и синтез слогов проводится таким образом:

определить сколько в слове звуков;

какой звук 1-й, 2-й и т.д.;

какие это звуки ( гласные или согласные).

Используется игровой прием “Живые звуки” /когда дети изображают определенные звуки, из которых складывается нужный слог).

преобразовывать слог ( пат-тап-пта-атп-апт);

самостоятельно придумать слоги, состоящие из данного количества определенных звуков ( 2-х звуков: 1-й гласный, 2-й согласный).

Полученные навыки переносятся на поставленные звуки. К тренировочному материалу на закрепление произношения звуков предъявляются следующие требования: изучаемые звуки произносятся во всех постоянных сочетаниях, различных звуковых комплексов.

4. Усвоенные в изолированном произношении слоги отрабатываются в составе слов. Первоначально побираются слова, доступные по слоговому составу и не содержащие недавно поставленных звуков. Изучаемые в данный момент звуки вводятся в составе отработанных в изолированном произношении слогов в уже усвоенный контур слов. Одним из приемов в овладении произношения слов новой слоговой структуры является заучивание слов по слогам. Зрительная опора при этом значительно облегчает заучивание слов:

а) дети рассматривают артикуляцию логопеда и подражают ей, контролируя правильность своей артикуляции перед зеркалом;

б) выкладывают схемы слов, изображая слово длинной полоской, а слоги – квадратами; в) все упражнения на воспроизведение простейших ритмов – это непосредственная подготовка к овладению произношением слогов: та- та- та- панама. Овладение произношением слов осуществляется в определенной последовательности. Внимание детей привлекается к разницей произношения слов: есть слова короткие, а есть длинные. Для сравнения подбираются контрастные по количеству входящих в них слогов – слова простого слогового состава: мак-макароны, сам-самокат и т.д. Логопед произносит слова по слогам, затем отхлопывает количество слогов каждого слова. Детям предлагается прослушать произносимое слово и отхлопать количество слогов (выложить квадратами). Сначала сравниваются слова попарно, затем предлагаются из ряда называемых логопедом и отхлопываемых вместе с детьми слов выбрать слова состоящие из 1-2-х слогов. Это является подготовкой к произношении слов, состоящих из определенного количества слогов. Для произношения берут 1-3-х сложные слова без стечения согласных (кот-панама), затем 1-2-х сложные слова (сын-сани). Если наоборот , дети не чувствуют разницу. Трехсложные и четырехсложные слова очень трудны для сравнения. В дальнейшем применяются такие приемы:

нахождение на сюжетной картине предметов, содержащими заданное количество слогов;

самостоятельное называние слов, содержащих нужное число слогов (без наглядной опоры).

Произнесение слов по слогам скандированно, обеспечивает большую четкость произношения отдельных элементов. Постепенно подводит детей к слитному произношению, с выделением голосом ударного слога. Нередко переход к произношении слов нового слогового состава осуществляется на таком материале, где отдельные слоги представляют собой усвоенные ранее слова, к ко орем добавился новый слог ( сок- носок, шина-машина). В этот период дается задание:

запомнить и показать в нужной последовательности ряд названных картинок; – запомнить и повторить ряд слов, сходного звукового состава ( бусы-весы-косы-носы-осы).

Одним из самых распространенных дефектов произношения у детей является нарушение произношения слов со стечением согласных звуков. При этом чаще всего наблюдается сокращения одного из элементов стечения (стол-тол, мост-мос), может происходить сокращение всего стечения (стена- ена), замена одного из составляющих элементов (змея- темя) или своеобразное добавление в стечение одного или нескольких гласных звуков (днем-дынем).

Работа над усвоением стечений согласных начинается (с учетом пройденных звуков) со слов включающий согласные звуки, которые в произношении чаще всего распределяются между соседними слогами ( сумка- маска). Много времени уделяется отработке изолированному произношению каждого слога в словах со стечением согласных в слове ( книга, шкафы), а также трехсложных словах с закрытым слогом (валенки). Позднее изучаются трехсложные слова различного слогового состава и четырехсложные слова из открытых слогов (поехали, самолеты, самокаты).

Для тренировочных упражнений подтираются большие группы слов одного типа с каким-либо повторяющимся слогом (полка-галка-вилка-палка). Проводится игра на выделение картинок, в названии которых определенный слог со стечением согласных ( ста- стакан, старик, станок). Проводятся игры и упражнения, направленные на выработку умения различать слова по их слоговому составу, воспроизводить нужное количество слогов. Обращается внимание на то, как меняется смысл слова при опускании слога или при перестановке слогов ( песок- сок, чайка- чай, насос-сосна, банка-кабан). Постепенно дети овладевают правильным произношением слов различного слогового состава с закрытыми и открытыми слогами, со стечением согласных. Процесс овладения детьми произношения слов осуществляется в единстве с общим развитием познавательной и практической деятельности с развитием речи в целом. На занятиях по развитию речи продолжается интенсивное накопление словаря. В ходе занятий ( как индивидуальных, так и фронтальных происходит перенос полученных знаний при самостоятельном употреблении слов отработанного типа. К концу года дети готовы к восприятию и воспроизведению многосложных слов со стечением двух и более согласных: температура, парикмахерская, могут дифференцировались трудно произносимое слова со смешиваемыми звуками: часовщик, стекольщик.

Для закрепления правильного произношения слова той или иной структуры составляется большое количество предложений с этим словом. Только систематическая работа над слоговой структурой слов приводит к нужным результатам.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников. Консультация для воспитателей

Формирование слоговой структуры слова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития харак­теризуется трудностями в произношении слов сложного слого­вого состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обсле­довании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонема­тическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нару­шений широко варьируется: от незначительных трудностей про­изношения слов сложной слоговой структуры в условиях спон­танной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опо­рой на наглядность. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
1. Нарушения количества слогов (элизия и итерация):
а) Элизия – сокращение (пропуск слогов): «моток» (молоток). Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться
слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница),
слово может не договариваться до конца («капу» – капуста).
б) Итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава), («дирижабил» – дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов):
а) перестановка слогов в слове («деворе» – дерево, «моколо» – молоко);
б) перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные
искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то
время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных, вставка гласных в слог)

а) сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).
б) вставка согласных звуков в слог («лимонт» – лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан).
5. Персеверации
(от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове, циклический повтор («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения
слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации –
соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник и хлебница).

Этапы формирования слоговой структуры слова

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1г.3мес.-lг.8мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
1г.8мес.-1г.10мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож­ных словах
часто опускается один из слогов: мако (молоко), дево (дерево);
1г.10мес.-2г.1мес. в 3-сложных словах иногда все еще опус­кается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2г.1мес.-2г.3мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2г.3мес.-3г. слоговая структура нарушается редко, глав­ным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, при­обретают ярко выраженный, стойкий характер.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной
обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе с дошкольниками по преодолению нарушений слоговой структуры слова можно выделить 2 этапа:

– подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
– коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи.

2 – Возможно правильное произношение, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков.

3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность в определенных фонетических группах. Звуки не дифференцирует.

4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ СЛУХОВОСПРИЯТИЕ

1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

5 – Все фонетические процессы в норме.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов любой слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

5 – Слоговая структура в норме.

ЛЕКСИКА

1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

2 – Кроме лепета и звукоподражания есть искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях.

3 – Недостаточное развитие активного словаря. Владеет мало обобщающими понятиями. В речи нет антонимов, синонимов. Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет место положение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов.

5 – Лексика в норме.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1 – Не различает грамматические формы.

2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют.

3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных. Составляет простые, сложные предложения.

5 – Развитие грамматического строя речи в норме.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если отвечает, то односложно.

2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов.

3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.

4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексика – грамматические ошибки при построении предложений.

5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

Оценочные баллы:

1 – очень низкий

4 – выше среднего

Формулы расчета среднего балла и коэффициента развития (КОР). (Приложение.)

Читайте также:
Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: