Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

Методика Зайцева: обучение чтению

Методика Зайцева относится к методологии современного развития детей в раннем возрасте, т.к. в обучении используется системный подход. Этот метод применяется в системе дошкольного образования с 1989 года и уже успел найти как сторонников так и противников среди родителей и педагогов. Адепты обучения утверждают, что следуя программе Зайцева можно легко научить читать ребёнка с двух лет, а противники стараются придерживаться классической схемы обучения.

Чтение — один из главных навыков, который совершенствуется на протяжении всего обучения в школе. Все школьные программы рассчитаны на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать обучение ребенка еще в дошкольном возрасте. Чтение по Зайцеву призвано сократить путь от «не умею читать» до «уверенно читаю» в 2x раз. Авторская система обучения зарекомендовала себя с хорошей стороны и стабильно показывает хорошие результаты на протяжении 20 лет.

Суть методики Зайцева заключается в том, чтобы учить ребёнка чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам. Склады для чтения — это буквосочетания (минимально-произносимая речевая единица), с которых любой малыш начинает учиться говорить. Их особенность в том, что они никогда не состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов. Именно так ребёнку будет проще всего в будущем прочесть и воспроизвести слова.

Методика раннего развития

Приверженцы раннего развития детей положительно относятся к системе Зайцева, т.к. суть этой методики – это освоение всей необходимой информации в процессе игры, а дети любят играть. Помимо игры, на занятиях периодически используются стихи и песни, для улучшения запоминания информации, их называют попевками.

Система построена на многолетнем опыте обучения детей и личной практической работе с малышами. Автор программы занимался по своей методике со здоровыми детьми и малышами с отклонениями в развитии. Было выявлено, что для успешного раннего развития, наставник обязан придерживаться в программе следующих принципов:

  • Обучение можно начинать с 2 лет.
  • Скажите, нет принуждению! Дети хорошо учатся только в процессе игры. Иногда малыши даже не догадываются, что у них сейчас идет урок.
  • Столы и парты отсутствуют. Маленький человечек может лежать, прыгать, бегать или стоять в стороне в процессе предоставления материала.
  • Уроки с акцентом на развитии зрения, слуха и тактильного восприятия.
  • Системный подход к занятиям.
  • Преподаватель обязан учитывать физиологические особенности ребят.
  • Наставник – это наглядный пример для малышей. Педагог должен понимать, что он делает и четко проговаривать свои действия.
  • Обязательно на занятиях используются таблицы.
  • Педагог может использовать на уроках специальные аудиоматериалы.

Длительность урока – 20 минут.

Основная характеристика методики Зайцева – новаторская система преподнесения учебного материала педагогом детям: все пособия постоянно находятся перед глазами ребенка, игровая форма обучения, присутствует музыкальная составляющая в занятиях. При таком подходе задействуются все виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и кинестетическое. А главная особенность – весь этот процесс происходит без утомительного сидения за партой, а в веселой игре.

Методика чтения

Перед родителями стоит задача научить ребенка читать перед школой, поскольку многие учебные заведения принимают детей на основании тестирования знаний. И чтение – одно из условий приема в престижную гимназию или лицей.

Какой из способов обучения чтению приходит вам на ум в первую очередь? Скорее всего, тот, по которому учили вас. Как было раньше: берём азбуку, заучиваем буквы, а потом учимся соединять их, сливать в слоги, а затем в слова. Это в прошлом! Современному ребёнку не придётся испытывать массу трудностей в заучивании из-за непонимания того, что он вообще учит. Вот почему Зайцев отвергает стандартную методику:

  1. Заучивая буквы по иллюстрированной азбуке, ребёнок будет отождествлять написанную букву с изображённой картинкой. То есть будет запоминать, скорее, не буквы, а объекты. Из-за этого ему будет трудно связывать буквы в слова. Например, составляя слово «стул», ребёнок, вспоминая картинки из азбуки, будет прокручивать у себя в голове «совок, труба, улитка, ложка». Ситуация становится ещё хуже, когда ребёнка учат не звукам, а сразу буквам, то есть, например, не звук «л», а буква «эль».
  2. Обучать ребёнка читать по слогам — тоже не самая действенная методика. Всё потому, что слоги в нашем языке бывают разные, начиная с «об» и заканчивая «стрел» и тому подобное.

Методики Николая Зайцева, некоторые специалисты по развитию детей, относят к группе универсально-адаптивных, т.е. учитывающих индивидуальные особенности ребенка с 1 года и старше. По отзывам родителей — наиболее востребованным считается именно такой метод бережного развития. Также педагоги говорят, что огромной популярностью в детских центрах развития пользуется именно система Николая Александровича.

Основная идея

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения грамоте настаивает:

  • На необходимости использовать складовую систему.
  • Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.
  • Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
  • При работе с 2-летними малышами используются методические материалы и пособия.
  • Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
  • Родители отметили, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
  • Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
  • Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.

Принципы методики

Суть программы обучения Зайцева совпадают с традиционной системой образования в России, но необходимо четко придерживаться таких рекомендаций:

  • Малыш освоит знания, если они будут подаваться систематически.
  • Работайте только по представленному автором алгоритму.
  • Во время уроков ребята воспринимают информацию с помощью цветов, звуков и рассказа учителя.
  • Учтены особенности физиологии малыша при изучении новых данных.
  • Стимулирования аналитического ума – переход от частного (один слог) к общему (слово), что позволяет крохе самостоятельно осознавать полученные сведения.
  • Конкретно-образные пособия всегда связаны со словесным и наглядным учебным материалом.
  • Во время развивающих игр присутствуют оздоровительно-профилактические мероприятия.

Если вы планируете обучать малыша по методике Зайцева, то должны понимать, что крохе требуется не только опытный педагог, а также помощь и поддержка родителей.

Особенности методики

Многие детские сады и центры раннего развития используют только методику Николая Александровича Зайцева, поскольку после изучения материала семилетние дети готовы к учебе в 3 классе. Перечислим лишь несколько основных особенностей методики:

  • Развитие интеллектуальных способностей происходит в форме игры.
  • Все таблицы должны быть доступны, поэтому повесьте их на стенах класса или комнаты.
  • Во время занятий разрешено играть с кубиками.
  • Пользуйтесь тем, что ребенок повторяет все за взрослым. Учите его правильно произносить слова и вести себя в обществе.
  • Обучать можно с 1 года.
  • Читать ребенок без проблем начинает с 4 лет.
  • Всегда учитываются индивидуальные особенности ребят.
  • Продумывайте задания заранее.
Читайте также:
Рабочая программа 'Учимся читать, играя'

Достоинства системы обучения

  • Чтобы ребенок начал читать требуется немного времени. Малыши, достигшие 4 лет, через месяц работы самостоятельно воспроизводят слова. В 6-7 лет для изучения достаточно 7 дней.
  • Методика не привязана к возрасту. Развивать можно и шестимесячного младенца.
  • Во время игр задействована мелкая моторика, которая влияет на интеллектуальные способности.
  • Произношение складов разным тембром и громкостью, помогает развивать слух и чувство ритма.
  • Использовать такую методику можно в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотно писать, поскольку на учебном пособии отсутствуют связки «ЖЫ» или «ЧЯ».
  • Специально подобранный цвет и шрифт не раздражает зрительные рецепторы.
  • Методика позволяет избежать конфликта между педагогом и учеником.
  • Обучение самостоятельности, поскольку малыши играют сами и учатся планировать свой досуг.

Занятия по методике Зайцева

Основные примеры проведения занятий, основанных на веселой игре, в основе которых лежит складовой принцип:

  • На первом уроке просто дайте малышам поиграть с кубиками.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить их по звучанию.
  • Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки. А большие – твердые, поскольку они более крепкие.
  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
  • Алгоритм занятия – сначала пропеваем слова, а только потом их выстраиваем.
  • Демонстрация слогов на картинках позволяют деткам рассмотреть их с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
  • Поворачивая стороны, наставник четко проговаривает то, что там изображено.
  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
  • Возьмите указку и начните распевать склады. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.

Только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора чтение по методике Зайцева принесет ощутимую пользу как для детей так и для их родителей.

Уроки по методике Зайцева

На сегодняшний момент в продаже имеется огромное количество готовых пособий для развития по Николаю Александровичу Зайцеву. Вы можете проводить работу по такой программе:

  • Каждое пособие заполнено гремящим и звенящим материалом, чтобы можно было объяснить малышу, что такие глухие и звонкие склады. В наборе представлен: 61 кубик и 16 дубликатов, позволяющие создавать для чтения одинаковые последовательности – ма-ма, па-па и прочее. Во время игры педагог или родители сначала сами поют или говорят склады, которые изображены, а затем их повторяет кроха. Первый раз начинайте с чтения 2 складов. Когда маленький человек освоил материал, можно переходить к обучению письму. Педагог придумывает простое слово и дает задание малышу показать его по таблице.
  • Делаем поезд – на стол ставится кубик с буквой «О». Теперь предложите крохе присоединить к нему вагончики, в которых присутствует буква «О». Ребенок выполняет задание самостоятельно. Взрослый может помочь, только если ученик не понимает сути игры. Такая методика развивает зрительное восприятие.
  • Абракадабра. Кроха может соединять слова на свой вкус из учебного пособия. Расскажите малышу, что кубики следует ставить слева направо и обязательно рядом, затем произносите получившееся слово.
  • Давайте петь во время обучения. Спойте склады с нескольких пособий и предложите ученику выбрать самостоятельно, какой он желает услышать. Упражнение подойдет деткам, которые нечетко разговаривают. Услышав пение взрослого, малыш будет стремиться его повторить.
  • Задания для работы с таблицами. Пособие располагается перед ребенком, а педагог стоит справа. Указкой медленно ведет по таблице и поет звуки. Во время обучения смотрите на малыша и его реакцию, ему должно быть интересно.

Многие родители интересуются, а сколько длятся занятия? Продолжительность обучения составляет 25 минут. Малыши с восторгом воспринимают процесс, поскольку можно лежать, сидеть, ходить и при этом получать знания. Методика Зайцева позволяет ребятам развивать музыкальные способности, слух и реакцию.

Условия, необходимые для успешного старта

Техническое оснащение занятий:

  1. Просторное, светлое помещение.
  2. Установленная навесная доска.
  3. Магнитная доска с буквами.
  4. Кубики Зайцева.
  5. Слоговые таблицы складов.
  6. Карточки для чтения с картинками.
  7. Попевки.
  8. Игровая форма обучения.

Результаты использования методики

По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:

  • Дети 2-3 лет начинают читать спустя 6-9 месяцев
  • Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
  • В 4 года достаточно 16 занятий.
  • 5 лет – от 5 до 10 уроков.
  • 6 лет – чтение освоено за 4—6 занятий.

Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы. Также можно дополнительно ознакомиться с плюсами и минусами методики по отзывам родителей с тематических или специализированных форумов развития.

Только вам решать какая методика подойдет вам. Практически все педагогические системы имеют свои достоинства и минусы, поэтому вы можете сочетать несколько методик и добиться великолепных результатов.

Чтение по складам

Складовое чтение Зайцева – это еще один метод обучения чтению ребенка без заучивания отдельных букв русского алфавита. Такой метод опирается на формирование четкого образа склада на основе различий в цветовом оформлении, а не на привязку к конкретной фигуре буквы.

Автор методики заявляет: «Складовой метод обучения — это один из легких и быстрых способов научить ребенка читать». Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельный гласный или согласный звук. (Википедия)

Многие учились читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. Знакомимся с буквами и звуками.
  2. Формируем из них слоги.
  3. Составляем целые слова.
Читайте также:
Трудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению

А Зайцев, опирается на то, что в речи ребенка отдельные звуки почти никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что классическая методика затрудняет процесс обучения, приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Но это не единственное нововведение, которое приготовил нам Зайцев. Он, помимо самой методики, разработал множество игровых способов занятия. О них мы поговорим позже. Суть состоит в том, что, играя с ребёнком, вы часто показываете ему связки букв, тем самым он запоминает их. Со временем он научится их узнавать, а потом и самостоятельно читать, а дальше дело за малым. Стоит отметить ещё одну особенность методики — Зайцев не рекомендует изучать буквы отдельно — ребёнок выучит их сам в процессе игры.

В принципе, в обучении чтению нет ничего нового. Такой способ в сельских школах практиковал еще Лев Толстой. Современный вариант этого метода, разработанный Николаем Зайцевым, отличается лишь большей наглядностью и увлекательностью для малыша.

Жужжащее чтение

Ученики одновременно читают вполголоса текст, при этом слова сливаются в жужжащий шум. Педагог проходит по классу и останавливает у детей, которые бегло проговаривают представленный материал. Скорость чтения у всех ребят при этом разная.

Очень важно при использовании техники жужжания придерживаться систематичности. Данное занятие позволяет учителю оценить, как ребенок овладел предложенными знаниями. Ежедневное использование метода жужжания позволяет овладеть быстрым чтением и во время проверки скорости показать хороший результат.

Как дальше заниматься?

Когда ребёнок освоит чтение и научится бегло ориентироваться в тексте, не спешите прощаться с системой Зайцева. Она будет для вас отличным подспорьем на пути изучения русского языка. Например, для лучшего понимания структуры предложения по методике Зайцева можно учить части речи. Николай Зайцев предлагает выделять их не при помощи подчёркиваний, как это делается в школе, а при помощи цветов:

  • красный — подлежащее,
  • синий — сказуемое,
  • зеленый — оставшиеся части речи,
  • черный — отрицательные частицы.

Главная сложность русского языка состоит в том, что предложение может являть собой одно-единственное слово, работающее без каких-либо частиц. Именно благодаря пособиям Зайцева можно просто объяснить ребенку структуру построения и показать, как работают те или иные части речи в предложении. Работать лучше с теми предложениями, которые произносит ребёнок, то есть с самыми простыми, постепенно переходя к всё более и более сложным. Поняв структуру предложения, ребёнок будет говорить увереннее и перейдёт с буквенного чтения на слоговое или даже словесное.

Видео с занятий по чтению

Предлагаем посмотреть видеозаписи основных моментов в коротких видео о том, в чем заключается методика и как по ней обучать ребенка. Видео поможет подробно рассмотреть практические уроки по обучению дошкольников и отточить технику чтения Зайцева по представленным примерам из записи.

Методика Зайцева для обучения чтению детей раннего возраста

Методика Зайцева: основная суть и особенности

Педагог выступает против поэтапного знакомства с буквами в процессе обучения малышей, а напротив, утверждает, что ребенок должен видеть весь объем информации сразу и понимать, чем отличаются разные слоги, сколько их может быть в целом и какие действия с ними можно совершать. Для этого различные вариации слогов и отдельные буквы нанесены на стороны кубиков, с которыми можно играя учиться читать.

Методика Зайцева для детей раннего возраста помогает быстрее начать читать

Зайцев предлагает начать обучение именно со складов, а не со слогов, например, в слове «КРОТ» – один слог, но три склада – К-РО-Т. Так малышам будет проще составлять самостоятельно слова из складов, нанесенных на стороны куба.

Одна из важнейших особенностей подобной методики – это то, что ребенок запоминает не отдельные буквы, а сразу склады, поэтому во время чтения ему не нужно будет вспоминать, что за слог составляют две буквы Б и Ю, он не будет его читать как БЭ-Ю, а сразу вспомнит склад БЮ и назовет его, не вдаваясь в подробности, из каких букв он состоит.

Обучение чтению по методу Зайцева

Талантливый российский педагог настаивает на том, что для успешного раннего развития малыша нужно весь материал давать сразу и только в форме игры: дитя дошкольного возраста быстро утомляется от монотонной подачи информации и теряет интерес к обучающему процессу. Поэтому важно подобрать индивидуальную игровую форму изучения материала, которая увлечет именно вашего малыша.

Обучение чтению по методике Зайцева позволяет еще до школы научиться бегло читать

Зайцев предлагает соблюдать простые правила, которые превратят обучающие уроки в интересный и познавательный процесс:

  • дать малышу сразу все кубики и позволить с ними играть, рассматривать, определять их различие по цветам, весу, цвету;
  • не нужно ничего объяснять и долго рассказывать, что к чему: сразу покажите весь набор и называйте изображенные на них склады;
  • сразу начинайте составлять из складов простейшие слова – МАМА, ДЯДЯ;
  • весь процесс обучения вести только в игровой форме;
  • склады нужно пропевать, затем научиться петь цепочки из слогов. Настаивать на том, чтобы ребенок пропевал вместе с вами, не нужно. Когда он будет готов, малыш сам начнет подпевать;
  • добиться хороших результатов можно только при регулярных уроках.

Методика Зайцева больше похожа на игровой процесс и отличается тем, что ее можно адаптировать под запросы каждого ребенка: если малыш – любитель сказок, можно придумывать различные сюжеты о том, как один склад ходил к другому в гости или они вместе играли на лесной поляне. Если ребенок – прирожденный строитель, соорудите вместе с ним башни МА-ГА-ЗИ-Н, ДО-М, ГА-РА-Ж. Если дитя больше любит играть с машинками, составляйте паровозик или играйте со складами в гонки. В игровом процессе можно фантазировать безгранично, дети должны двигаться, танцевать, петь, прыгать, им это будет интересно. В результате они научатся быстро воспринимать на слух сразу склады, а затем и целые слова.

Читайте также:
Звук и буква С - конспект ООД в старшей логопедической группе

Технология обучения

Пошаговый процесс обучения чтению по Зайцеву базируется на определении и запоминании различных складов, поэтому ребенок должен научиться различать их. Для этого разработчик методики наглядно продемонстрировал на примере кубиков, как отличаются звонкие, глухие, приглушенные, мягкие, твердые склады.

Такое пособие для детей представляет собой следующий набор демонстративного материала:

  • 52 кубика и 7 дополнительных, на которых содержатся повторяющиеся склады для создания простейших слов – МАМА, ПАПА;
  • всего изображено 200 складов, из которых можно собрать любое слово;
  • все кубические элементы различны по размеру, материалу изготовления, цвету, весу;
  • на больших изделиях изображены склады с твердым звучанием, на маленьких – с мягким;
  • звонкие склады написаны на металлических кубиках, глухие – на деревянных;
  • золотые – гласные буквы, на железно-деревянных элементах – склады с твердым знаком, на железно-золотых – с мягким;
  • белые служат для изображения знаков препинания;
  • есть и цветовой подбор букв, который кардинально отличается от школьной формы подачи материала: гласные обозначаются голубым цветом, согласные – синим, твердый и мягкий знаки нарисованы зеленым цветом.

Для повышения эффективности уроков можно использовать дополнительные пособия – таблицы со складами, картинки, организовать игровое поле, когда демонстративный материал располагается на стене.

Для придания занятиям игровой формы используются кубики со складами, предназначенные для раннего развития ребенка

Аналогичным образом малышу преподается математика. Для этого используют четырехцветную картонную ленту, на которой сгруппированы числа от 0 до 99. Обучение счету состоит из дополнительных пособий в виде таблиц и кубических элементов, которые визуально представляют процесс сложения и вычитания чисел, образно поясняют состав числа и знакомят с многозначными числами.

Как организовать процесс обучения

Чтобы родителям и детям процесс обучения давался легко и понятно, Зайцев дает примеры проведения уроков и подсказки, как завлечь дитя в игру:

  • начинать знакомство с пособием нужно в виде непринужденной игры, когда малыш сначала сам потрогает кубические элементы, построит башню, определит их разницу. Только потом можно начинать проговаривать и пропевать склады, изображенные на них;
  • важно познакомить ребенка со звучанием железных, золотых и деревянных изделий, если с первого раза малышу будет понятна разница, можно переходить к формированию одинаковых по звучанию групп из кубиков;
  • можно раскладывать все изделия по размеру и рассказывать, что большие и крепкие – это твердые склады, а малютки – это мягкие по звучанию малыши;
  • пропевая склады, ребенку проще их воспринимать и запоминать, поэтому полезны в процессе обучения попевки, которые есть в методическом материале от разработчика;
  • можно просить ребенка найти свою любимую букву, когда знакомство со складами уже состоялось, можно переходить к поиску любимых или заданных складов или составлению простейших слов. Эффективно для улучшения восприятия просить выбирать золотые, деревянные, железные кубики: малыш должен понимать, чем одни отличаются от других;
  • желательно соблюдать алгоритм занятия: сначала пропевать склады на кубах, затем в таблицах, после переходить к составлению слов;
  • средняя продолжительность урока – 20 минут, не стоит заставлять ребенка заниматься через силу.

Методика дает результаты только при соблюдении указанных автором рекомендаций и регулярности занятий.

С какого возраста можно начинать обучение

Методика интересна тем, что практиковать ее можно начиная с рождения, но в этом возрасте малыш будет только рассматривать кубики, после сможет трогать их, знакомиться с формой, цветом, разницей в материале изготовления. После года малыш может строить из них сооружения и узнавать буквы. Ближе к двухгодовалому возрасту можно переходить к изучению складов, когда ребенку уже знакомы изделия, а родители предлагают с ними новые игры. Чем старше дитя становится, тем сложнее будут задания.

Каких результатов можно достичь

На основе отзывов практикующих методику преподавателей была составлена статистика, в которой отображено достаточное количество занятий для того, чтобы малыш определенного возраста начал читать:

  • в 3-летнем возрасте потребуется примерно полгода, чтобы малыш начал читать свои первые слова;
  • после 4 лет для этого нужно 16 уроков;
  • в 5 лет процесс пойдет быстрее – 5–10 занятий;
  • в 6 лет для получения навыков чтения будет достаточно 4–6 раз.

Уроки по методике российского педагога помогают сформировать у малыша навыки моментального восприятия складов и составления их в слова, что позволяет в игровой форме научить его бегло читать еще в детском саду. Используя дополнительные обучающие материалы, можно научить дитя и математике, при этом его знакомят сразу не с десятью числами, а с сотней или тысячей. Такой способ раннего развития требует не только усердия, регулярности и индивидуального подхода, но и специальные изделия, а также методические материалы.

▣ ПОДПИСАТЬСЯ НА ИНСТАГРАМ➥

  • О нас
  • Доставка
  • Оплата
  • Хочу сэкономить
  • ГЛАВНАЯ
  • ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

  • Шнуровка, бусы
  • Музыкальные инструменты
  • Пирамиды, сортеры, логика
    • Деревянная радуга
  • Матрешки, сувениры
  • Рамки-вкладыши, деревянные пазлы
  • Лабиринты, бродилки
  • Стучалки, горки шарики
  • Счетный материал
  • Фигурки, дергунчики
  • Кубики, домино, лото
  • Каталки
  • Конструкторы, сборные модели
  • Игровые наборы
    • Кухня, посуда, уборка
    • Оружие из дерева
  • Дома и мебель
  • Бизиборды, обучающие доски
    • Геоборды
  • Магнитные доски, мозайки
  • Головоломки
  • Эко игрушки
  • Погремушки, Прорезыватели
  • Азбука и Арифметика
  • Транспорт
  • Авторские методики
  • Игрушки ручной работы
  • Подарок новорожденному
  • Подарок ребенку на год
  • Подарок ребенку на 2 года
  • Подарок ребенку на 3 года
  • Подарок ребенку на 4 года
  • Подарок ребенку на 5 – 6 лет
  • Подарки детям в детский сад
  • Подарочные наборы
  • Необычные подарки
  • Игрушки из фетра
  • Игрушки к 9 – МАЯ
  • Методика Монтессори
  • Игрушки для детского сада
  • Речевое развитие
  • Настольные игры
  • Игрушки на новый год
  • info@umslon.ru
  • +7 (495) 924-72-54
  • +7 (905) 578-55-08
  • Режим работыПН-ВС: 9:00 – 19:30 Бесплатная доставка от 3000 руб*
  • WhatsApp
  • Telegram
  • Viber

В корзине пусто!

Методика Зайцева – основы обучения детей чтению

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Читайте также:
Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

    Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.

Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.

Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры.Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

МЕТОДИКА НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА

На сегодня существует множество педагогических методик. Родители, для которых интеллектуальное развитие собственных детей не является пустым звуком, теряются перед разнообразием систем и технологий обучения. Большое количество предложений – это неплохо, есть вероятность сделать оптимальный выбор. Но с другой стороны, сначала нужно понять, как работает та или иная методика. Сегодня мы расскажем вам о методике Николая Зайцева.

Кто такой Николай Зайцев?

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Известный педагог Николай Зайцев создал собственную учебную систему для детей 3-5 лет, по которой дети учатся читать и решать математические задачи. Действительно, благодаря этой системе множество малышей овладело и усвоило новые для себя навыки абсолютно без принуждения и привычной для школы зубрежки.

Основные принципы методики Зайцева

Методика Зайцева имеет следующие основные принципы:

  • От общего к частному и от частного к общему.
  • От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
  • Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  • Системная подача материала.
  • Алгоритмизация учебных действий.
  • Учет физиологии восприятия учебной информации.
  • Охрана здоровья учащихся.

Кубики Зайцева

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах, которые вы можете встретить в продаже, могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу, из которых изготовлены, и наполнителям. Это 52 кубика, в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например, как мама.

Склад, в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом, ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом учился выговаривать первые слова. Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Особенность кубиков:

  • Они могут быть деревянные или железные. И неспроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные голубые, согласные синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) обозначены зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Методика обучения чтению

Методика чтения Зайцева и его обучение чтению известны по всему миру. Зайцев ввел такое понятие, как слог, который представляет собой пару громкий + согласный, а также согласный с твердым знаком + согласный с мягким знаком, плюс одна отдельная буква. Многие родители знают о Зайцевских кубиках, на которые нанесены слоги.

В основе системы Зайцева лежит принцип: от простого к сложному. И этот принцип взят из самой жизни, ведь малыш, когда начинает говорить, не говорит целые слова, а произносит отдельные звуки или слоги. Это и означает – идти от простого к сложному.

Во время обучения дети работают с отдельными слогами, они поют их или в такт ритмично хлопают в ладошки. Все кубики звучат по-разному, благодаря чему дети быстро понимают разницу и различия между гласными и согласными слогами, звонкими и мягкими согласными. Николай Зайцев вывел 46 признаков, по которым его кубики различаются между собой. Например, для деревянных кубиков характерный звук постукивания, а для золотых – звонкий.

Математика за Зайцевым

Сначала дети учатся считать от 0 до 100. В этом малышам помогает разноцветная лента, на которой кружочками, квадратиками или специальной матрицей нанесены числа. Матрица наглядно демонстрирует число относительно 100. Например, 65 – это 65 закрашенных карточек, а еще оставшиеся 35 карточек не окрашены.

Следующая ступень после освоения азов сложнее. Дети учатся складывать числа, вычитать, оперировать трехзначными числами. Для этого используют кубики во время чтения, а также специальные таблицы, игровые наборы.

Для какого возраста подходит методика Николая Зайцева?

Система также не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно, можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками порой не по назначению.

Преимущества методики

    • могут учиться дети младших возрастных групп 3-5 лет;
    • игровая форма обучения интересна маленьким детям;
    • первые результаты появляются уже через несколько занятий;
    • дети быстро запоминают склады и начинают читать;
    • ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах;
    • методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании;
    • можете обучаться в своем заданном темпе;
    • довольно простой и наглядный материал.

Недостатки методики

  • отсутствует развитие творческих способностей;
  • могут возникнуть сложности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо;
  • методика больше подходит детям, у которых правое полушарие мозга развито лучше;
  • в школе вам придется переучивать ребенка, так как малыш, используя в составе слова склады, не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться;
  • методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители;
  • для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев);
  • некоторые дети проглатывают окончания в словах.

Зайцев и его методика произвели настоящий фурор в области развития интеллектуальных особенностей ребенка. Выдающийся ученый Николай

Зайцев внес неоценимый вклад в развитие педагогики. С помощью его разработок дети быстро обучаются чтению и счету, но этого мало для реализации умственного потенциала детей.

Обучение детей по методике Зайцева + кубики и книги

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

  1. Об авторе
  2. Основные принципы методики
  3. Волшебные кубики
  4. Обучающие таблицы
  5. Для какого возраста
  6. Преимущества метода
  7. Недостатки системы

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

А так же является автором многих обучающих книг, например:

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы

Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода

  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для правшей (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности. Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах»

Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

(Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах».

  • Автоматизировать звук «Л» в рассказах,
  • закрепить навыки рисования с помощью трафаретов.
  • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на мнемо-таблицу.
  • уточнить и расширить словарь по теме «Птицы»
  • закрепить графический образ буквы «Л»
  • закрепить навык работы с трафаретами.
  • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • чередовать статические и динамические задания.
  • звуковая фонограмма «Голоса природы»; картина «Весна, перелетные птицы», изображение ласточки, буква «Л», таблица: «Найди букву», мнемотаблицы к рассказу «Ласточки»- целая и разрезанная на части, пиктограмма «Части тела птицы», трафареты «ласточка», бумага, карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

– Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

– Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

II.1 Актуализация знаний.

Вводная беседа — ответы на вопросы с опорой на сюжетную картину: «Весна, перелетные птицы».

– Чьи голоса были слышны?

– Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

– Когда и где так поют птицы?

Л. предлагает послушать еще один птичий голосок и отгадать загадку:

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста,
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит
И с птенцами ласкова,
И красива … (ласточка)

II.2 Изучение нового материала.

Демонстрируется изображение ласточки.

Логопед сообщает детям, что они отправятся в гости к этим птичкам и научатся про них рассказывать. Л. предлагает вспомнить, с какого звука начинается слово «ласточка».

(Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

Игра на внимание: «Буква спряталась».

Л. сообщает, что птицы принесли из теплых стран много разных букв, попробуйте найти «букву ласточки» — Сколько раз встречается эта буква?

Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

II.3 Усвоение изученного материала.

Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

2. Почему ласточка не могла лететь?

3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

4. Как ласточки помогли подруге?

5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

(Дети дают конкретные развернутые ответы по тексту, логопед следит за чётким произношением звука «Л»).

II.4 Закрепление изученного материала.

Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

II.5 Динамическая пауза: Упражнение «Ласточки»

Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
Ласточки летали,-
Песни щебетали!

II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

Разбор пиктограммы «Части тела птицы».

Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

– Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

Рисование по трафаретам.

Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

Пальчиковая игра «Птички».

Логопед: «Пальчики отдыхают, как ласточки летают! Большие пальчики – головка, ладошки – крылышки».

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

II.7 Контроль знаний и умений.

Игра: «Расставь по порядку».

Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

III. Итог занятия.

1. Логопед выясняет, у кого сегодня мы были в гостях, с какой буквой и звуком «дружит» ласточка.

– Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

– Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

2. Домашнее задание.

– А что не хватает вашим ласточкам?

(дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

– Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

Беляева Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 13 «Теремок»,
г. Климовск

Конспект НОД для детей старшей группы на логопункте ДОУ

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
– закрепить навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;
– развивать фонематический слух;
– развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
– развивать внимание, память и мышление;
– воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.

Инвентарь и оборудование: сюжетные картинки: домик мишки, мишка купается, зимний лес; предметные картинки: шапка, шуба, шорты, рубашка, шапка-ушанка, чешки, груша, вишня, лапша; игрушки Миша и Маша; шишки, пластиковые цветочки-вертушки; схемы слов и прищепки, схемы звуков.

I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг-другу и поздороваемся!

2. Введение в тему занятия.
-А теперь на свой стульчик сядет тот, кто правильно повторит чистоговорку:

Ша – ша – ша – как погода хороша!
Шу -шу – шу – никуда я не спешу.
Ши – ши – ши – свежим воздухом дыши!
Шо – шо – шо – солнце греет хорошо!
Ше – ше – ше – как приятно на душе!

После проговаривания чистоговорки дети идут на своё место.

3. Сообщение темы и цели занятия. Мотивация к познавательной деятельности.
– Дети, кто догадался, какой звук сегодня мы будем изучать?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

(Показать картинку домика Миши).

-Кто живёт в этом домике? А кто к нему часто приходит в гости?(показать игрушечных Машу и Мишу)
– Скажите, Какие звуки повторяются в середине слов Миша и Маша?
-[Ш].
– Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Ш].
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они круглые.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
-Язык поднимается к небу, за верхние зубы.
– А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все ш-ш-ш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: он включается или молчит? Приложите все руку к шее, скажем ш-ш.
– В домике было тихо, голос не включался.

Произносят звук [ш]

2. Закрепление умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков:
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный; звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Обозначаем синим кружочком.

3. Артикуляционная гимнастика.
В красивом желтом домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красочным забором (упражнение «Забор»). У домика красивые, светлые окошечки (упр-е «Окошко»). Сегодня мама Маше печет блины (упр-е «Блинчик»).К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упр-е «Чашечка»). Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку (упр-е «Вкусное варенье»). Потом она пошла качаться на качелях (упр-е «Качели»).
(Дети встают в круг).

-Покачалась Маша и побежала в гости к Мише (показ картинки леса, дети встают полукругом перед картинкой).

В лесу хозяйничала зима. Под ногами Маши шуршал снег. Яркое солнце ослепляло глаза (прикрываем глаза). От ветра шумели деревья.
– Покажите, как шумят деревья? (ш-ш-ш – руки подняты, качаемся).
-Вдруг ей под ноги свалилась что? (показать шишку).

4. Развитие фонематического слуха.
Это фыфка?
Это сыска?
Это шиска?
-Правильно, это шишка.
-Давайте скажем: «Это шишка».

Самомассаж.
Мишка по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Маше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать! (катаем между ладоней)

5. Дидактическая игра «Собери букет».
– Маше очень понравились шишки, и она решила Мише собрать букет из шишек. Давай поможем ей.
( Дети отбирают шишки с рисунками на звук ш, ставят на магнитную доску, составляя цветок, и садятся на свое место).
– Маша собрала букет и побежала дальше.

Пальчиковая гимнастика
Нас позвали к Мишке в гости
(ладони на щеках, качаем головой),
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по столу).
Топ-топ
(ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг
(кулачки стучат по столу),
Чики-брики
(ладони хлопают поочередно по полу),
Чики-брик
В гости к Мишке мы пришли
(показать кистями рук треугольник – «крышу»),
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три
(постучать кулаком о ладонь),
Поскорей нам отвори!
(сжимаем и разжимаем кулаки).

Дыхательная гимнастика
Прибежала к Мише, а у него на подоконнике зацвел цветочек. Маша увидела цветок, полюбовалась его красотой, понюхала и говорит: «Ах, как пахнет».
-Давай и мы с вами понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

6. Автоматизация звука [ш]в словах.
-А Мишка в это время затеял уборку в шкафу. Помогите им навести порядок, Машины вещи положите к Маше, а Мишины к Мише.
– У Маши в шкафу … (шапка, чешки, шуба).
– У Мишки в шкафу … (шорты, рубашка, шапка-ушанка).

7. Игра «Где находится звук [ш] в слове?»
Слова: Миша, шапка, чешки, шуба (Дети на карточках показывают с помощью прищепок место звука [ш] в слове).

Физкультминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с ёлки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
(Движения выполнять по тексту)

8. Автоматизация звука [ш]в предложениях.
-Навели они порядок и решили кушать готовить. Достали они продукты и задумались, чтобы им приготовить. Давай им подскажем, что можно приготовить из этих продуктов:
Груша, вишня, лапша.

-Наелись они и Машенька довольная побежала домой, а Мишка решил перед сном умыться. Посмотрите на картинку и скажите:
-Что делает Мишка? Где купается Мишка? (показ картинки с купающимся мишкой).

Слушайте чистоговорки и повторяйте:

Шо-шо-шо – Мише в ванне хорошо.
Шу-шу-шу- тише, Миша, попрошу.
Ши-ши-ши-Миша, в ванне не пляши.

III. Заключительная часть.
Намылся Миша и лёг спать. Какой звук вы старались правильно произносить, помогая нашим героям?
– Правильно, звук [ш].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
– Чем мы еще занимались на уроке?
– Понравилось ли вам помогать Маше и Мише?
– Молодцы. Я думаю, что наши гости Маша и Мишка остались очень довольны вами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: