Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т] в слогах и словах»

Нурия Зайнетдинова
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т] в слогах и словах»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах».

Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т, Д.

-Закрепить знания детей о звуках т-д;

-Научить дифференцировать звуки т-д в слогах, словах;

-Обогащать словарь детей;

-развивать фонематическое восприятие

-развития логического мышления;

-развитие зрительного восприятие;

-развитие навыков звукового анализа;

-развитие зрительно-моторной координации;

-воспитывать умение слушать педагога, товарища;

-развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

-формировать умения отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями;

-воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.

Ход занятия.

Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии.Давайте повторим нашу речевку:

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Работа по картинкам.

Что означают слова удочка и уточка? Это очень похожие слова. А чем они отличаются? Какой второй звук в слове уточка? Какой второй звук в слове удочка?Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой третий звук? Назовите последний звук в слове уточка, а в слове удочка. Изменился один звук, а изменилось все слово.

Чем отличаются эти слова? Звуками Д -Т.

Сообщение темы урока.

Будем учиться различать эти звуки.

А чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.

«Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).

Упражнения для губ: «Улыбочка — трубочка», «Оскал», «Спрятали губы».

«Свеча», «Сдуем пушинку с левой руки (с правой руки)».

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

Уточнение артикуляции звуков

Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ? (одинаковое)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду.

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.

да — да — да — бежит вода;

та — та — та — хвост пушистый у кота;

ду — ду — ду — дети бегают в саду;

ту — ту — ту — дали молока коту;

ды — ды — ды — нет воды;

ты — ты — ты — во дворе цветы

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук»

– А теперь давайте проверим, как вы различаете эти звуки на слух, и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.

б) в слогах:

в) в словах:

Дифференциация звуков в слогах.

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– А что образуется из слогов? (Слова.)

– А что образуют слоги?

Задание на доске,устно:

Закончите слова, добавив слог да или та.

горо. боро. гуся.. та

бе.. бун приро. коф.

воро. порося. во.. кой

свобо. ва.. ры добро.

ро.. ют утя. полно.

Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

. ман за. мал забу.

. гой по. шил по. шка

Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де.. хо лю. бан. ки

во.. кий тетра. вой. те

уй.. хий лю. ки во. те

1, 2, 3, 4, 5, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять. (идут по столу пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект НОД для старшей группы

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Дифференциация звуков и букв в словах.

(работа по карточкам)

-Я вам раздам карточки, а вы вместо точек поставите нужную букву т или д. (погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

Повернулись влево, вправо,

Дифференциация в предложении.

-Следующее задание у нас «Докончить предложения». Нужно поставить нужное слово в место точек.

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

Летом мы жили на маленькой. .

Толя возил кирпичи на. .

В конце предложения надо поставить. .

Мама вела за руку маленькую. .

На озере плавала серенькая. .

Рыболову нужна хорошая. .

Ребята теперь вы уже знаете, чем отличаются наши звуки, и поэтому будете четко произносить чистоговорки.

(чтение чистоговорок по плакату)

Я думаю, теперь вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.

«Подобрать по смыслу слова»

К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

-Скажите мне пожалуйста, чему же мы научились на уроке?

(мы учились различать звуки и буквы Д Т)

-Что было интересного на уроке?

-Что для вас было трудное на уроке?

-Что же вы поняли на уроке?

-Чем они различаются наши звуки?

-Ребята послушайте меня внимательно, если вы хорошо работали на уроке и всё у вас получалось, и никакие трудности не встретили и не путались со звуками Т и Д, то поднимите зелёную фишку.

-А если вы прекрасно работали, но чуть-чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.

-А если было трудно и скучно на уроке и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.

-Оцените пожалуйста свою работу.

-Я ребята хочу вам сказать,что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю, что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого-нибудь какие-нибудь трудности, то у вас обязательно всё получиться.

-Спасибо за урок. Всё было замечательно, вы молодцы.

А теперь урок окончен. До свидания.

Прикреплённые файлы:
d-t_o8lna.pptx | 127,6 Кб

«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи “Собери цветок” Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: – активизация и актуализация словаря; – развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Педпроспект

Автор: Минина Наталия Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка логопедического занятия
Тема: Тема «Дифференциация звуков д–т, и букв д–т в слогах, словах, предложениях»
Раздел: начальное образование

Читайте также:
Конспект непосредственно-образовательной театрализованной деятельности с использованием логопедической ритмики

Тема «Дифференциация звуков д-т, и букв д-т в слогах, словах,

-учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки д-т в

слогах, словах, предложениях и буквы, которые их обозначают;

-закреплять умение определять место звука в слове;

-закреплять навык работы с деформированным текстом;

-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов с д-т;

-развивать у учащихся потребность к чёткой и правильной речи;

Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:

Сегодня мы будем говорить о 2-х чудесных звуках. Если в слове заменить

один из этих звуков другим, получится новое слово. Посмотрите на доску.

– Прочитайте, какие слова у меня написаны?

-Чем похожи и чем отличаются эти слова?

-Придумайте предложение со словами.

-Скажите, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Сегодня на уроке мы будем учиться различать на слух звуки т-д, и при

письме буквы, которые их обозначают, чтобы у вас в тетрадках меньше было

2. Откройте зеркала. Произнесите звук д. Обратите внимание в каком

положении у вас губы, где находится кончик языка (губы улыбаются, кончик

языка ударяется в верхние зубы).

А сейчас произнесите звук т. Опять обратите внимание, в каком положении у

вас губы, где находится язычок.

-Сделайте вывод об артикуляции звуков д-т.

-А давайте проверим, чем же отличаются эти звуки. Мы тыльную сторону

руки приложим к шее и произнесём звуки д-т.

-Что слышите при произнесении звука д? – голос звенит.

-Что слышите при произнесении звука т? – не звенит, звук слышится глухо.

-Если мы произносим звук д с голосом, то это какой звук?

-Дайте характеристику звуку д, в слове дочка.

-Если мы произносим звук т без голоса, с шумом, то это какой звук?

-Дайте характеристику звуку т, в слове точка.

Итак, чем отличаются звуки д-т?

3.Дифференциация звуков на слух среди других звуков:

– А сейчас поиграем, если вы слышите звук д-хлопните в ладоши, звук т-

А, в, д, у, г, т, к, д, т, л, ш, и, ж, т, м, д.

4. Откройте тетради. Подпишите число.

-Скажите, какой буквой обозначен звук д?

-Какой буквой обозначен звук т?

5. Играем в игру «Шифровальщики»

Вам нужно отгадать загадки, а отгадку зашифровать.

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь. (дыня)

Цветное коромысло на небе повисло. (радуга)

Знак препинания, который ставится в конце предложения? (точка)

Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся. (доска)

Я расчищу снег ,ребята, просто мне нужна …..(лопата).

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой.

Он без туч и облаков

Целый день идти готов. (душ)

6.А сейчас следующая игра, называется «Буквенный бой»

Я говорю слово, а вы называете, какой звук слышите в слове и считаете на

каком месте этот звук.

Например, ягода-слышу звук д, он на 4 месте в слове.

Утро, посуда, табун,

радио, ведро, дом, утро, ворота, одуванчик, лопата,

карандаши и последнее слово дата.

7. Следующее задание:

Послушайте слова, выпишите слоги с буквами д –т.

Дыни, духи, туман, победа, коты, пальто, тарелка, доски.

9.А, сейчас, поиграем в игру «Кто куда спрятался»

-но прежде чем играть в эту игру, давайте вспомним, где у нас правая рука, а

где левая. Поднимите правую руку. Молодцы!

Я вам буду задавать вопросы, вы будете свои ответы записывать в тетрадь.

– Кто в левом верхнем углу?

-Кто над топором?

-Что справа от кота?

-Что между стулом и карандашами?

-Что под медведем?

-Что в правом верхнем углу?

-Что здесь во множественном числе?

А сейчас, давайте проверим, что у вас получилось?

предложение, используя картинки. Запиши, обозначь звуки д-т.

Даша рисует цветными ……

Толя забежал за …..

На лугу растёт сочная……..

-А сейчас читаем предложения и устно подбираем нужное слово. Запишите

эти предложения самостоятельно.

Занятие проводилось в 3 классе по теме «Дифференциация звуков д-т, и букв

д-т в слогах, словах, предложениях». Ранее были проведены занятия по

каждому звуку, т.е. проводился предварительный этап над каждым из

На данном занятии решались задачи:

-учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки д-т в

слогах, словах, предложениях и буквы, которые их обозначают;

-закреплять умение определять место звука в слове;

-закреплять навык работы с деформированным текстом;

-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов с д-т;

-развивать у учащихся потребность к чёткой и правильной речи.

При планировании и проведении занятия учитывала требования программы,

Читайте также:
Конспект занятия 'Донецк – мой родной город'

возрастные и индивидуальные особенности. В течение урока старалась

использовать разнообразные методы и приёмы, которые располагались в

порядке нарастания сложности. В ходе занятия использовала различные виды

наглядности. Старалась построить урок так, чтобы на протяжении всей

работы дети были активны и заинтересованы.

Хочется подробнее остановиться на самом уроке:

Организационный момент. Я использовала упражнения на дифференциацию

слогов на слух, для создания положительного настроения и ввода в тему

урока. Далее детям были предложены 2 слова, где им нужно было найти чем

похожи и чем различаются эти слова, с уточнением значений слов-

способствующей уточнению и расширению словаря. Из этих слов дети

выделили звуки, с которыми будут работать на уроке. Затем уточнили

правильную артикуляцию звуков и сделали вывод, что артикуляция звуков

одинаковая, но звуки различаются с помощью тактильных ощущений

ладошкой. Ребята с помощью схемы дали характеристики каждому звуку.

Далее выделяли звук среди других звуков, играли в игру «Шифровальщики»,

где делили слова на слоги и находили нужные звуки, была использована игра

«Буквенный бой», где ребята говорили какой звук они слышат и указывали

место буквы, что способствует развитию фонематического анализа и синтеза.

Также была использована игра «Кто куда спрятался» направленная на

развитие пространственных представлений, ребята должны были определить,

где находится предмет, правильно написать слово, и обозначить букву.

Для дифференциации звуков в предложениях я использовала карточки.

Задание на карточке было: прочитать предложение и закончить его, используя

картинку. Записать эти предложения, подчеркнуть нужные буквы.

Поставленные цели были реализованы полностью, со всеми заданиями дети

Дифференциация звуков т – д

Тема занятия: «Дифференциация звуков т – д ».

Образовательные задачи:

  • сравнение звуков т, д, их дифференциация
  • закрепление правильного произношения звуков т, д.
  • учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать умение слушать и слышать учителя – логопеда;
  • развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильно – кинестетические ощущения.
  • развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать интерес к слову, к собственной речи;
  • воспитывать навыки самоконтроля.
  • картинки с буквами «Д – Т»;
  • буквы «Д – Т» из пластилина;
  • предметные картинки;
  • карточки;
  • компьютер;
  • ИКТ

Ход занятия

I. Организационный момент. У детей картинки, начинающиеся на гласные звуки. Садятся по инструкции. Сначала те, у кого в слове первый звук а, у, и, о, э.

Повторяется термин «гласный звук».

II. Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы нам легче было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи.

«Улыбка», « Трубочка», «Почистить верхние зубки», «Дятел».

III. Основная часть.

1. Постановка цели.

Логопед показывает макет дома, спрашивает, что это? (Это дом) Дети хором и по одному произносят слово дом. Определяют первый звук в слове дом – д. Далее показывает детям рисунок трактора. Дети проговаривают это слово, определяют первый звук. Логопед сообщает, что сегодня будем говорить про звуки т, д.

2. Характеристика звуков т, д.

– Ребята, чтобы четко и правильно произносить звуки нужно знать, как они образуются:

Звук Д (так стучит дятел) – губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха не сильная, голосовые связки работают.

Звук Т (так стучит молоток)- губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха не сильная, голосовые связки не работают.

– Ребята, мы теперь знаем как образуется звуки. Давайте произнесем изолированно.

Звук Д – громко д-д-д-д-д-д

Звук Т- тихо т-т-т-т-т-т-т

– Ребята, давайте дадим характеристику звуков. Звук Д – согласный, звонкий, голосовые связки работают. Звук Т – согласный, глухой, голосовые связки не работают.

– Ребята, эти звуки на письме обозначаются буквами ДЭ, ТЭ.

Письменная буква ДЭ имеет два элемента, овал и палочка с петелькой внизу.

Письменная буква ТЭ имеет три элемента, палочка, палочка с крючком вверху, палочка с крючком вверху и внизу.

– работа с буквами из пластилина.

– возьмите альбомные листы, на которых расположены ваши буквы из пластилина. Обведите пальчиками буквы в том направлении, в каком эти буквы пишутся. Затем с закрытыми глазами обведите буквы, почувствуйте их. Отложите на край стола. Молодцы!

  1. Игра с буквами «Сложи букву». Сложите целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась.
  1. «Колокольчик – барабан» .

– ребята, сейчас мы с вами будем учиться различать звуки Д-Т в ряду других звуков. Если вы услышите звук Д показываете колокольчик, а если услышите звук Т показываем барабан.

п, б, д, т, к,г,д, р,ф,п, д, к,т.

Читайте также:
Детско-взрослый проект 'Игровые тренинги'

В слогах: да-па-то-гу-лы-та-ми-ту-но-до.

В словах: дом, гараж, том, лук, дятел, дерево, мороз, Трактор…

3. Воспроизведение слоговых рядов:

Физкультминутка « Строим дом»

Молотками мы стучим,

Строить новый дом хотим.

Кто в доме будет жить?

С нами кто будет дружить?

— Девочки и мальчики,

4. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»

5. Назвать первый звук в словах:

Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.

6. Определите, какой звук в слове — Д или Т и его место:

Дом, ток, атака, катушка, подарок, садовник, борода, ворота, вода, вата.

Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7. «Дятел – молоток»

На доске картинки с изображением дятла и молотка. Дети раскладывают картинки со звуками Д-Т.

Помидор, ведро, дерево, домик, лодка, диван – д

Тарелка, трактор, матрешка, стол- т.

8. Анализ слова Дом.

Какой первый звук? (Д) Какой это звук? (согласный) Какой звук слышится в конце слова? (м) Какой это звук? (согласный) Какой звук показали мои губы? (о) Да, губки круглые при звуке о, значит второй звук о.

Сколько всего звуков? (три: гласных-1, согласных-2)

9. Логопед обращает внимание на дом и предлагает поиграть в игру «Кто больше знает частей дома»

Дети соревнуются, называя окна, стены, потолок, двери, полы…

10. Соревнование команд «Кто больше знает слов со звуками т, д».

Сначала дети по очереди придумывают слова со звуком т, затем д. Слова не повторять. За каждое слово – фант. Побеждает команда, больше назвавшая слов на оба звука.

Дифференциация звуков “Д-Т”

Содержимое разработки

Технологическая карта по дифференциации звуков «Д» – «Т» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Цель: уметь различать звуки «Д» – «Т» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Учить различать артикуляционный уклад звуков д-т

Развивать силу голоса, фонематический слух, дыхание, мелкую моторику, артикуляционную моторику

Развивать словарь по теме «Игрушки»

Воспитывать желание правильно и красиво говорить

Оборудование: зеркала, карточки со звуками д-т, картинки по теме «Игрушки», профили звуков д-т, «Лесенка успеха».

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный этап

– Здравствуй, меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня занятие проведу у тебя я. Как ты думаешь, какое у тебя сегодня занятие?

-Чему мы будем учиться на индивидуальном занятии?

– А что помогает нам правильно и красиво говорить?

– Верно, сегодня к нам в гости пришел Данил и Таня и принес с собой коробочку с заданиями. Выполнив их, ты узнаешь дежурные звуки нашего занятия.

– Сегодня у меня индивидуальное занятие

– Будем учиться говорить правильно и красиво

Словесный: Беседа, Вопросы

2. Подготовительный этап

2.1. Мимические упражнения

2.2. Упражнения на развитие дыхания

2.3. Упражнения на развитие силы голоса

2.4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук

2.5. Артикуляционная гимнастика

– Сейчас мы будем с тобой выполнять мимические упражнения, будем учиться выражать разные эмоции с помощью мимики.

В коробочке наших гостей есть эмоции. Посмотри внимательно, какую эмоцию ты видишь?

– Когда ты (радуешься, грустишь, удивляешься, злишься)? Хорошо, покажи как ты (радуешься, грустишь, удивляешься, злишься).

Какое упражнение мы сейчас с тобой выполняли?

Чему мы учились, выполняя его?

– Сейчас мы с тобой будем с тобой учиться правильно дышать. Посмотри, что нам принёс Данил и Таня. Что растет на полянке?

– Верно, когда дует ветер, трава колышется. Давай покажем, как дует ветер. Но, смотри, вдыхаем мы через нос, выдыхаем через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

– Чему учились, выполняя это упражнение?

– Сейчас мы будем учиться говорить громко, тихо. На нашей полянке есть бабочка. Когда она будет взлетать, мы будем громче говорить звук «А», а когда опускаться – тише звук «У».

Чему учились, выполняя это упражнение?

– Сейчас мы выполним упражнения для наших пальчиков. Посмотри, чего не хватает на полянке?

Давай их с тобой прикрепим. На полянке в некоторых местах есть пуговицы. Присоедини на них цветы.

– Что мы сейчас выполняли с тобой?

– Теперь выполним артикуляционную гимнастику. Возьми зеркало и выполни упражнение:

1. «Заборчик – трубочка»

2. «Почистим зубки» (верхние)

5. «Вкусное варенье»

– Какое упражнение выполняли?

– радость, грусть, удивление, злость

Выполняет мимические упражнения

– Мы выполняли мимические упражнения и учились выражать разные эмоции с помощью мимики.

Выполняют упражнение на развитие дыхания

– Учились правильно дышать

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Выполняют упражнение на развитие силы голоса.

– Учились говорить громко, тихо

– На полянке не хватает цветов

Выполняют упражнение на развитие мелкой моторики рук.

– Упражнения для пальчиков.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

1. «Заборчик – трубочка»

2. «Почистим зубки» (верхние)

5. «Вкусное варенье»

3. Основной этап

3.1. Работа с профилем

3.2. Развитие фонематического слуха

3.3. Чтение слогов

3.4. Работа с картинками

3.5. Звуковой анализ слова

3.6. Работа со словосочетаниями

3.7. Работа с предложениями

– Сегодня на занятии мы будем работать над звуками, а вот над какими именно, ты узнаешь, прослушав стихотворения.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Давненько в дудочку играл дударь

– Какой звук я выделяла голосом?

– Какой звук будет дежурным сегодня на занятии?

– Прослушай ещё одно стихотворение и узнаешь 2 дежурный звук.

Топали, да топали,
Дотопали до поля.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

– Какой звук я выделяла голосом?

– Какой ещё звук будет дежурным сегодня на занятии?

Посмотри на профиль звука «д». Скажи мне, как располагаются органы артикуляции?

Как расположен язык?
Как расположены зубы?

Что напоминает форма языка?

– Возьми зеркало и покажи артикуляцию звука «д».

– Давай попробуем дать характеристику нашему дежурному звуку. Звук «Д» какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Каким сигналом обозначим звук «Д»?

– Теперь посмотри на профиль звука «т». Скажи мне, как располагаются органы артикуляции?

Как расположен язык?
Как расположены зубы?

Что напоминает форма языка?

– Возьми зеркало и покажи артикуляцию звука «т».

– Давай попробуем дать характеристику нашему дежурному звуку. Звук «Т» какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Каким сигналом обозначим звук «Т»?

В чем сходство этих звуков? В чем их различие?

– Давай поиграем ещё в одну игру, которую нам подготовили гости. Она называется «Поймай звук». Я буду произносить звуки, и как только ты услышишь один из дежурных звуков «д» или «т», покажи карточку со звуком.

– Среди чего мы выделяли дежурные звуки?

– Теперь я буду произносить тебе слоги. Когда ты услышишь один из дежурных звуков «д» или «т», покажи карточку с этим звуком.

– Среди чего мы выделяли дежурные звуки?

– Верно, сейчас мы будем учиться выделять звук «д» в словах. Когда ты услышишь один из дежурных звуков «д» или «т», покажи карточку со звуком.

– Среди чего мы выделяли дежурные?

– Сейчас мы с тобой будем учиться читать слоги с дежурными звуками. Посмотри на доску. Давай прочитаем с тобой слоги с дежурным звуком «д».

– Теперь давай прочитаем наоборот

– Теперь прочитаем слоги с дежурным звуком «т».

– Теперь прочитай наоборот

– Чему учились, выполняя это упражнение?

– Верно, сейчас мы будем учиться называть слова с дежурными звуками.

Посмотри, что нам сегодня принёс Данил и Таня (игрушки: пирамида, дом, светофор, крот, цветок, медуза).

– Назови картинки. Что общего у этих картинок?

– Давай слова определим в домики и назовем положение звуков «Д», «Т» в каждом слове.

– Назови слова в 1 столбике, во 2 столбике.

– Чему учились, выполняя это задание?

– Давай поиграем с тобой в игру «Назови ласково».

– Сейчас мы будем учиться называть слова ласково. Давай назовем картинки ласково.

– Чему учились, выполняя это задание?

– Сейчас мы с тобой немного отдохнем, повторяй за мной.

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град
Все под крышами сидят. (Хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте)

Сейчас мы выполним звуковой анализ слова «доктор».

– Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

– Какой первый звук в первом слоге? во втором слоге?

– Чему учились, выполняя задание?

– Сейчас мы будем учиться составлять словосочетания с картинками из домика.

– Чему учились, выполняя задание?

– Сейчас мы будем учиться составлять предложения по схеме.

Посмотри на доску. По этой схеме мы будем составлять предложения по нашим картинкам.

– Чему учились, выполняя задание?

– Звук «Д» выделяли голосом

– Звук «Д» будет дежурным звуком на занятии

– Звук «Т» будет дежурным звуком на занятии

Работают с профилем

Читайте также:
Дифференциация букв 'в-д' - конспект подгруппового занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе

– Губы немного растянуты. Зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. При произношении звука горло дрожит, то есть голос.

– Звук «Д» – согласный, звонкий, твёрдый

– Синим цветом со звоночком

Работают с профилем

Губы немного растянуты. Зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. При произношении звука горло не дрожит, то есть нет голоса.

– Звук «Т» – согласный, глухой, твердый

– Синим цветом без звоночка

– Звуки похожи своим артикуляционным укладом, они оба согласные, твердые. А различие в том, что д – звук звонкий, а т – глухой.

Постановка и автоматизация звуков “Т Д”

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка – клекта; стакан – скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка – птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Чтит – учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця – Петя, цвецет – цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка – дочка, тучка – дачка, уточка – дудочка, прудик – прутик, домик – томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та – та – та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» – язычок быстро движется влево – вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок – лопаточка» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам – чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень – автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх – вниз, влево – вправо).
  • Споем игрушкам песенку: “тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота”;
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Читайте также:
Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)
Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та – то – ты – ту – та – то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та: тапочки, тачка, тарелка; малыш продолжает: танк, табурет, танец, такси. Затем переходит к другой позиции Т Д: котик, петушок, каток, листок; салат, играет, собирает, лает, помогает. Или дудочка, дай, день, подарки, солдат (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды: тыква, дырка, ты, дым; то до: топор, торт, толстый, добрый, точка, дочка; ту ду: тучка, тулуп, радуга, дуга. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д:

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та – та – та, та – та – та, (в море видели кита).
  • Ту – ту – ту, ту – ту – ту, (молока нальем коту).
  • Да – да – да, да – да- да, (расплескалась вся вода).
  • Ды – ды – ды, ды – ды – ды, (в стакане нет воды).
  • Да – да – да, да – да – да, (не ходите вы туда).
  • Ду – ду – ду, ду – ду – ду, (все равно туда пойду).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача – автоматизация звука Т (Д), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д – звонкий, голосовой; Т – глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное – дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (тыква).

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тюлень).

Читайте также:
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель – научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ.

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День – деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис – телефон (Денису подарили телефон);
Дом – кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня – дыня (Таня любит дыню);
Тёма – дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся – картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т

1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

2. Развивать динамический праксис рук.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т’] — [Д’] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка слоговому синтезу слов.

5. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).

Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрослый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.

Задание 2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамического праксиса рук).

По заданию взрослого (по образцу, устной инструкции) ребенок выполняет следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимает руку в кулак, показывает ладошку и т. д.

Задание 3. Дифференциация звуков [Т] — [Д]. Назвать первый звук в именах детей:

Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.

Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

т, д, д, т, т. ; та, да, ду, ту, ты. ; Таня, Даня, туфли, вода, молоток.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-да, то-. ; да-та, ду-.

Повторить за взрослым серию слогов:

та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.

Дидактическое упражнение «Составь слово»: взрослый по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.

Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на.

Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):

туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.

Задание 4. Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).

Вспомнить загадки на звуки [Т] и [Д] (см. темы № 7, 10).

Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:

том — дом, точка — . тачка — .

Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

Задание 5. Дифференциация звуков [Т’] — [Д’]. Назвать первый звук в словах Тима, Дима.

Сравнить артикуляцию звуков [Т’], [Д’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д’]»:

ть, дь, дь, ть. ; тя, дя, ди, ти. ; Тимур, Денис, девочка, тигр.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

тя-дя, те-. ди-ти, ти-. дю-.

Повторить за взрослым серию слогов:

тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.

Дидактическое упражнение «Составь слово»:

те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля.

Задание 6. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т’] и [Д’]), взрослый при этом картинки не называет:

телевизор, диван, тигр, телефон.

Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т’] и [Д’]).

Заменить звук [Т’] на звук [Д’] в словах. Какие слова получатся? Придумать предложения с этими словами:

тело — дело, тень. Тима. тина.

Задание 7. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т’] — [Д’].

Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т’], [Д’]). Выучить скороговорки:

Сидит тетерев на дереве,

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

А тетерка с тетеревятами.

На траве — дрова.

Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т], [Д’]), а ребенок поднимает соответствующую букву.

Упражнение для развития координации речи с движениями:

— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду!

А я дудочку нашла,

(Ребенок имитирует игру на дудочке.)

Задание 8. Звуковой анализ и сравнение слов.

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Методика работы над слоговой структурой слова

Раскрывается методика работы над слоговой структурой слова.

Способность «удержать» количество, последовательность, ударность и безударность гласных (слоговую структуру слова) зависит от:

  1. Уровня развития фонематического слуха (фонематического восприятия; фонематических процессов; фонематической системы – это всё тождественные понятия).
  2. Важен развитый артикуляционный аппарат, переключаемость его движений.
  3. Третья сторона нормального слогообразования – дыхание, так как слог – это толчок воздуха.

Из вышесказанного следует, что коррекционная работа над слоговой структурой слова должна вестись по этим трём направлениям, параллельно, с одинаковой затратой сил и времени.

Направления работы над слоговой структурой слова

I. Работа с гласными звуками включает:

а) формирование фонематических представлений о гласных звуках. Результат работы: умение подобрать слова или отобрать картинки на заданный гласный звук.

б) фонематический анализ.

  • Выделение первого ударного гласного.
  • Анализ слияния СГ (согласный плюс гласный).
  • Узнавание гласных на фоне слова.

Примерная последовательность слов для анализа:

мак, усы, козы, домик, малина, потом слова любой слоговой структуры.

Звуконаполняемость не важна, главное, чтобы гласные (фонемы) слышались хорошо ([э] [о] только под ударением).

Каждое занятие начинаю с игры «Назови гласные звуки» с мячом.

Игра «Слоговое домино».

Играем, когда дети уже отличают гласные звуки от согласных. Надо найти два слова с одинаковым количеством слогов (гласных звуков). Можно отхлопать, можно загибать пальцы на каждый гласный звук. На слоги можно разделить только произнесённое слово.

Ребёнок: «В словах «ведро» и «медведь» по два гласных звука (по два слога). Я кладу ведро к медведю».

Я использую домино из пособия Третьяковой и большие карточки из любого лото, где на них по две картинки.

в) Составление схемы слова с выделением ударного гласного («позови слово издалека») и делением на слоги («говори и хлопай на гласный звук»). Ребёнок, способный назвать по порядку все звуки в слове, удерживает слоговую структуру.

г) Обучение грамоте закономерно вытекает из работы по развитию фонематического слуха. Формирование фонематического анализа заканчивается в букварный период. Детям, не удерживающим слоговую структуру слова (вём – возьмём, бакачок – кабачок, либлюд – верблюд, ашеник – волшебник, тоды – твёрдый и т.д.) гораздо легче повторить прочитанное самостоятельно слово, чем повторить много раз услышанное.

II. Работа по развитию артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика обязательно под счёт.

Проговаривание «цепочек» слогов для улучшения слухо-речевой памяти и переключаемости движений артикуляционного аппарата.

Например, если затруднена переключаемость от переднеязычных к заднеязычным звукам (и наоборот)

Затем увеличиваем цепочку до трёх слогов. Аналогично – со всеми группами звуков. Заключительный этап: «цепочки» типа кта вля бда (на все группы звуков).

III. Работа по развитию дыхания.

Упражнения на развитие силы, направленности выдоха, дифференциацию ротового и носового выдоха, хорошо описаны в литературе. Однако, речевое дыхание формируется только во время речи, а здесь лучше заучивания стихотворений ничего не придумано.

Дети с нарушением слоговой структуры слова, плохо запоминают стихи. Наоборот, регулярное заучивание способствует улучшению слоговой структуры слова и ритмичности речи.

Начинать надо с двустиший. Можно даже самим придумать (все глаголы «складные»). Ничего, что сначала заучивание занимает несколько дней, ребёнок пропускает предлоги, не договаривает слова, главное, чтобы строчки получались «складными».

Потом очень хороши стихи А. Барто «Игрушки». Обычно дети слышали их раньше и содержание понятно.

Постепенно объём заучиваемого увеличивается, время запоминания сокращается, качество речи улучшается. Дети с удовольствием декламируют выученные стихи, особенно если раньше не получалось.

Наряду с картинным лото, домино, «парочками», стихи – это хороший способ без устали повторять одни и те же слова. В детском саду заученное стихотворение – это связная речь (Короткова, Тихеева), следовательно, методика работы по заучиванию та же, что и по развитию связной речи. Это языковой и грамматический разбор, мнемотехника, игры.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт Петербург

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: