Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

В работе «Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму» рассматривается вопрос об определении ведущей руки и даны методические рекомендации по обучению письму леворуких школьников.

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

В последние годы среди учащихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По нашим данным их может быть до 20% в классе.

Когда ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризами ребёнка, а особой организацией работы мозга. Поэтому очень важно определить ведущую руку ещё до школы или в первые дни обучения.

Определение ведущей руки не так уж просто. Во-первых, потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребёнок и бытовые, и графические движения ( письмо, рисование ) будет выполнять только левой рукой.

Считается, что к 5 годам уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности и в этом возрасте, а тем более в 5,5-6 лет (когда начинается подготовка к письму ) можно определить ведущую руку.

Мы рекомендуем использовать для определения ведущей руки систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Эта система включает игровые задания, отобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет определение ведущей руки. Поэтому некоторые задания даются в двух вариантах.

Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, необходимо выполнять следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки, лучше, если коробочки, мяч, ножницы и т.п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

1 задание – рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: « я не умею, у меня не получится». Надо успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать рисунок другой рукой, но ты постарайся.» В этом задании учитывается не только какой рукой ребёнок работает, но и качество работы правой и левой рукой.

На это задание следует обратить особое внимание. Если трудно выделить какой рукой графические движения выполняются лучше, обратите внимание в каком случае ребёнок работает более ловко, более легко, без напряжения, в каком случае штрихи более ровные, чёткие.

2 задание – открывание небольшой коробочки, например, коробка. Ребёнку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек.» Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает ).

3 задание – вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть рука, которая держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек. Все карточки ребёнок должен взять в одну руку, а раскладывать другой. Ведущая — та рука, которой раскладываются карточки.

4 задание – « игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить мяч ему несколько раз.

5 задание – соединить 5-6 скрепок в цепочку. Ведущая та рука, которая действует более активно.

6 задание – нанизывание бисера на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребёнок держит иголку.

7 задание – выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагается открыть несколько флаконов, баночек с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребёнок может держать флакон за крышку, а крутить сам пузырёк.

8 задание – развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

9 задание – «Построй из кубиков дом, ограду и т.п.» Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

10 задание – нарисовать 10 крестиков и стереть их ластиком. Ведущая – более активная рука.

Результаты выполнения заданий удобно занести в таблицу (рис. 6):

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак +в графу “Левая рука”, при предпочтении правой – в графу “ Правая рука “. Если при выполнении теста ребёнок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак + ставится в графу “Обе руки “.

Леворуким считается ребёнок, получивший более 6 плюсов в графе “ Левая рука “. Если такой ребёнок берёт ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять его писать правой рукой.

Но даже если ребёнок получил больше плюсов в графе “Правая рука “, но рисует левой рукой и качество рисунка лучше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой ( в том случае, если он сам пытается писать левой ).

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой? Нередко он начинает писать и левой, и правой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. В этом случае лучше учить ребёнка писать правой рукой.

Читайте также:
Оборудование логопедического кабинета

При выборе руки для письма достаточно часто встречаются сложные случаи. Вот два возможных варианта:

1. Дети, ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Как правило, это дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, поощряли при рисовании работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идёт легче, если они будут писать левой рукой.

2. Дети, ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки, но может быть и переучивание в дошкольном возрасте. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

В ходе проведённого нами анализа специфических ошибок письма учащихся 2-3 классов было установлено, что леворукие дети, в отличии от праворуких, допустили ошибки оптического характера на зеркальное изображение букв и зеркальное изображение части слова. Это объясняется несформированностью зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. Для предупреждения появления ошибок данного типа мы предлагаем использовать ряд упражнений для развития оптико-пространственных представлений и зрительно-моторной координации. Эти упражнения могут использоваться как в старшем дошкольном возрасте во время подготовки детей к обучению письму, так и в младшем школьном возрасте на начальном этапе овладения письмом учащимися.

1. Раскрась или заштрихуй фигуры ( см. рис. 1):

синим цветом – в правом верхнем углу;

красным – в левом нижнем углу;

зелёным – в правом нижнем углу;

оранжевым – в левом верхнем углу.

2. Объясни, где расположены треугольники и круги ( см. рис. 2 ).

Нарисуй любую фигуру в квадрате и объясни, где она находится.

3. Дорисуй правую или левую половину на каждом рисунке (см. приложение).

4. Срисуй фигуры, заштрихуй левые части этих фигур (см. приложение ).

5.Срисуй фигуры, заштрихуй правые части этих фигур (см. приложение ).

6. Дорисуй и заштрихуй цепочку фигур. (См. приложение ).

7. Найди и раскрась одинаковые рисунки. (См. приложение ).

8. Найди и раскрась одинаковые фигуры. (См. приложение ).

9. Найди созвездия: Большая Медведица, Лев, Лебедь. Соедини звёзды по образцу. (См. приложение ).

10. Дорисуй фигуры по образцу. (См. приложение ).

11. Закрась или заштрихуй красным цветом квадраты на правой половине листа, а зелёным – звёздочки на левой. (См. приложение ).

12. Закрась или заштрихуй синим цветом треугольники справа, а жёлтым – ромбики слева. (См. приложение ).

13. Составь по образцу фигурки зверей из геометрических фигур. Определи куда смотрят звери. (См. приложение ).

14. Внимательно рассмотри все буквы и обведи красным те буквы, которые “смотрят “ вправо, а зелёным – те, которые “смотрят” влево. (См. приложение ).

Начиная обучение леворукого ребёнка письму, надо помнить, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв.

Итак, правильная поза при письме:

-​ опираться спиной на спинку стула;

-​ не опираться грудью на стол;

-​ ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке;

-​ туловище, голову, плечи держать ровно;

-​ обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Тетрадь располагается под наклоном примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела; правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости; свет при письме падает справа.

Одно из главных правил письма – свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно прежде всего тем, как человек держит ручку. Леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий – на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня. Ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для ребёнка, т.к. при письме рабочей рукой он будет загораживать себе линию письма. Более целесообразно если ребёнок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки.

При изучении каждой буквы необходимо:

1. Зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов;

2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо);

3. Необходимо специально объяснить детям, как соединяются буквы при помощи соединительного штриха и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких – нет (ли, ул, ша).

4. Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения и точки его начала. При изучении каждого элемента и каждой буквы нельзя заставлять ребёнка самому искать траекторию движения. Следует не только объяснить, где начинать, куда вести, где закончить, но и не раз повторить эту инструкцию – так, чтобы ребёнок смог сам себе продиктовать алгоритм того, что он будет делать: обозначить точки начала движения; разобрать, из каких частей состоит буква, увидеть каждую часть, определить точку начала движения и траекторию. Для изучения каждой буквы можно использовать карточки (рис. 3).

Рис. 3

С учётом психофизиологических особенностей леворуких детей были разработаны прописи. Важной особенностью этих прописей является то, что образец буквы на строке дан справа. Это сделано для того, чтобы во время письма леворукий ребёнок мог всегда видеть образец буквы, не загораживая её рукой. Также на строке указано направление письма специальным значком –стрелкой ( ). Даны задания на нахождение неверно написанных букв, тем самым проводится работа по предупреждению появления зеркального написания букв.

Необходимо подчеркнуть, что формирование “чисто технического навыка” во время обучению письму можно выделить только условно, т.к. одновременно идёт формирование других довольно сложных задач: построение системы знаков, соотнесённой с системой звуков, усвоение способов обозначения фонем буквами и в конечном итоге – представление буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой. То есть ребёнок на первых порах формирования навыка проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма.

Читайте также:
Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Методическая разработка: “Обучение письму леворуких детей”

Содержимое публикации

Ременец Елена Анатольевна

Обучение письму леворуких детей.

Обучение письму леворуких детей.

1.Методика определения леворукости у младших школьников.

2. Гигиенические требования для леворуких школьников.

3. Примерные подготовительные упражнения в начальный период обучения письму.

4. Гимнастика для левой руки.

5. Требования к письму леворукого ребенка.

6. Предупреждение ошибок в написании букв.

7. Охрана здоровья леворуких детей.

I . Задача родителей и педагогов – не только подготовить ребенка к «взрослой» жизни, обучив его определенной сумме знаний и навыков, но и выявить его неповторимую индивидуальность, помочь развитию его сильных свойств, способностей и преодолению слабых.

Одним из свойств, сформировавшихся в ходе эволюции и определяющих важные индивидуальные особенности человека, является функциональная асимметрия рук.

Около 90% всех людей имеют правую ведущую руку. У подавляющего большинства праворуких людей области коры головного мозга, управляющие движениями ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии.

Оставшиеся 10% – это леворукие и амбидекстры («обоерукие»). У значительной их части распределение функций между полушариями головного мозга иное: симметричное или с правым речевым полушарием. Как правило, леворукость является природным признаком, однако, в редких случаях, она может быть следствием незначительных поражений отдельных участков головного мозга. Эти поражения практически невозможно диагностировать, так как они не влияют на нормальное развитие ребенка.

Леворукий ребенок попадает в праворукий мир…Многое в нем трудно и неудобно. Мама заставляет держать ложку правой рукой, а удобнее – левой… На занятиях в детском саду надо вырезать ножницами салфеточку, но, даже если делать это левой рукой, не получается так быстро и красиво, как у других ребят, ведь ножницы приспособлены для правой руки…

II . Начало занятий в школе приносит маленькому левше новые трудности. Надо осваивать письмо. Давление «праворукого» окружения прослеживается во всех сферах жизни дошкольника и младшего школьника. Оно велико даже в тех случаях, когда родители и педагоги не предпринимают специальных попыток переучить ребенка. В целом леворукие дети более возбудимы, в ряде случаев у них отмечаются трудности обучения не только письму, но и чтению. Поэтому леворукий ребенок требует к себе особого внимания со стороны учителя и родителей. Необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, не выделяя при этом его особенность, не переучивая.

1. Самой острой обычно бывает проблема обучения детей письму. В последние годы появились методические рекомендации по обучению письму леворуких детей. Однако такие методические рекомендации помогут в процессе обучения, но не могут помочь решить вопрос о том, кого учить писать левой рукой, как определить леворукость. А именно этот вопрос должен решить учитель в первые дни обучения.

Может ли сам учитель определить леворукость? Да, может. В возрастной физиологии наиболее последовательной и адекватной является количественная оценка рукости по сумме баллов, полученных ребенком во время экспериментального тестирования.

Для определения предпочитаемой руки ребенка во время деятельности предлагается упрощенный вариант тестов, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН. Эти ТЕСТЫ содержат игровые задания, подобранные с учетом разных способов манипулирования, а также удобства для тестирования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наблюдая за выполнением теста, учитель может определить руку, предпочитаемую ребенком при выполнении большинства действий.

Первый тест – рисование. Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет (может). Как и во всех последующих тестах, бумагу, карандаш нужно положить прямо перед ребенком, а не под одну из рук. После того, как рисунок закончен, учитель просит повторить тот же рисунок другой рукой. В первом задании учитывается не только, какой рукой ребенок предпочел воспользоваться сам, но и сравнительное качество рисунков.

Второй тест – открывание небольшой коробочки, например, из – под спичек. Ребенку предлагается несколько разных коробочек (можно окрасить их в разные цвета), чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третий тест – «Построй колодец» из палочек (спичек).

Четвертый тест – «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и учитель просит бросить ему мяч несколько раз.

Пятый тест – вырезание ножницами по контуру рисунка любой открытки (вырезать цветок, зайчика и т.п.)

Шестой тест – нанизывание бисера (или пуговиц для младших школьников ) на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

Седьмой тест – выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками.

Восьмой тест – развязывание узелков. Учитель заранее неплотно завязывает несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая – держит узел).

Девятый тест – «Построй из кубиков дом (ограду и т.п.)». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение следующих правил: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

По мере выполнения заданий удобно заполнить следующий протокол:

Фамилия, имя ___________________________________________

Дата тестирования ____________ Возраст ________________________

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латерализацией

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 13.04.2016 2016-04-13

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Феденкова, Е. В. Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латерализацией / Е. В. Феденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1058-1060. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28427/ (дата обращения: 18.01.2022).

Читайте также:
Фрукты- фронтальное логопедическое занятие

Раньше наше общество достаточно критично относилось к каким-либо отклонениям от нормы. Вследствие этого вплоть до конца прошлого века в детских коллективах наблюдалось переучивание левшей, в результате которого ребёнку наносился несомненный вред, так как при насильственной смене ведущей руки происходило грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Упорное и настойчивое переучивание влекло за собой огромный стресс, приводящий к неврозам.

Учёный-клиницист А. П. Чуприков указывает на то, что у леворуких детей неврозы встречались чаще, чем у праворуких сверстников, например, клинические формы неврозов встречались у леворуких детей в 32 % случаев, а у других школьников, не подвергшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12 % случаев. [2, 94 с.]Вследствие неврозов у левшей наблюдалась повышенная усталость, резкое снижение работоспособности, высокая истощаемость, пониженное качество познавательных процессов. Данные явления оказывали негативное влияние на качество обучения. [2, 98 с.]

К счастью, сейчас наше общество достаточно терпимо к различным проявлениям индивидуальности, и в современной системе общего образования педагоги отказались от практики переучивания леворуких детей, и левши пишут удобной для них рукой.Тем не менее, проблема обучения левшей не решена, так как в образовательных учреждениях ещё в недостаточной степени учитывается специфика обучения письму леворуких детей.

Процесс письма можно рассматривать с разных позиций: письмо как навык и письмо как психический процесс. Чтобы сформировать навык письма, следует учитывать множество факторов.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, потому что при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. [1, 58 с.]

Тетрадь должна быть с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по- прежнему направлен к середине груди ребенка. Исходя из того, что леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке, левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом. [5, 34 с.]

Особое внимание стоит уделять правильному «держанию» ручки левшой.

  1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
  2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. Для успешного овладения леворукими детьми навыком письма можно использовать специальные прописи для левшей. Авторами наиболее популярных прописей являются С. Ф. Дубнова, И. А. Паншина [3], Т. В. Шклярова [6], Е. Н. Маслова. [4] Материалы, представленные в прописях Е. Н. Масловой, кроме основной направленности, содержат систему координационных движений рук и ручной ловкости в целом у левшей. Формирование моторной области имеет такое большое значение именно в детстве, пока идет наиболее интенсивное развитие ребенка. Поэтому использование данного пособия в работе с детьми будет особенно актуально.

В вопросе расположения леворуких детей в классе стоит учитывать, что рекомендуется сажать левшей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. [5, 30 с.]

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена так, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

В заключение требований стоит обратить внимание на наиболее правильную и оптимальную позу для письма. Для такой позы ребёнку необходимо:

 опираться спиной на спинку стула;

 не касаться грудью стола;

 ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

 туловище, голову, плечи держать ровно;

 обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Кроме вышеуказанных требований, существует ряд аспектов, которые необходимо учитывать педагогу для успешного обучения леворукого ребёнка, в том числе и в овладении письмом. Во-первых, педагогу нужно помнить о такой особенности левшей, как медлительность. Леворуких детей не стоит торопить, «подгонять» в процессе письма. В работе с таким ребёнком требуется повышенное терпении и выдержка; во-вторых, педагогу важно создать благожелательную обстановку, которая улучшит эмоциональный фон леворукого ребёнка, успокоит и ободрит его; в-третьих, необходимо использовать пошаговую подачу материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения; в- четвёртых, нужно поддерживать постоянную обратную связь с леворуким ребенком: левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения.

Читайте также:
Конспект занятия 'Звуки и буквы Ш-Ж'

Рассматривая письмо со второй позиции, следует указать на то, что у детей с левосторонней латерализацией наиболее часто присутствуют трудности формирования зрительного образа букв (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв), копирования, а также неустойчивый почерк и медленный темп письма. Основная ошибка — «зеркальное» написание графических элементов. Чтобы устранить зеркальность, следует использовать систематизированный и последовательный комплекс упражнений, направленный на устранение причин этой проблемы, в число которых входит:

  1. недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений;
  2. недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  3. недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Комплекс примерных упражнений для устранения «зеркальности» на письме представляет собой трёхблочную систему. В первый блок входят задания на:

  1. дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку);
  2. развитие ориентировки в собственном теле (ребёнку предлагается показать левый глаз, левое ухо, правую щёку и т. п.);
  3. развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. В данной части ребёнку предлагается перечень вопросов и заданий, таких как: «Покажи, какой предмет находится справа / слева от тебя?», «Положи книгу слева от себя, а тетрадь справа от себя», «Скажи, книга находится справа от тетради или слева?», «Положи карандаш слева от книги», «Положи ручку справа от тетради», «Карандаш находится справа или слева от тетради?», «Ручка находится справа или слева от книги?», «Положи книгу перед собой. Слева от неё положи карандаш, справа ручку»;
  4. Формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «центр».

Здесь можно использовать игру «Жук». В этой игре ребёнку предлагается лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «жук» — фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта — середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх — вправо — вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «жук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2–3 до 8–10.

Во второй блок входят задания на развитие зрительно анализа и синтеза. В этом блоке дети лепят буквы из пластилина, выкладывают их из спичек либо счётных палочек, определяют правильно и зеркально написанные буквы, определяют картонные буквы на ощупь, обводят контуры букв, дописывают элементы букв; определяют буквы, «написанные» на ладони.

В третьем блоке широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом, так и за способом написания каждой буквы. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем — слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений. Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что отказ от переучивания леворуких детей, бесспорно, является огромным плюсом в образовании, но всё равно наблюдается множество трудностей при обучении детей с левосторонней латерализацией письму. Педагогам обязательно следует учитывать не только требования для успешного овладения навыком письма, но и специфические особенности психических процессов у таких детей.

  1. Безруких М. М. Если ваш ребёнок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева. — Тула: Арктоус,1996. — 79 с.
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  3. Дубнова С. Ф. Пропись для леворуких детей / С. Ф. Дубнова, И. А. Паншина. — Ульяновск: Печатный двор, 2001 год. — 74 с.
  4. Маслова Е. Н. Прописи для левшей. — Волгоград: Корифей, 2011. — 80 с.
  5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
  6. Шклярова Т. В. Прописи для левшей. — М: Грамотей, 2015. — 56 с.

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.
статья (1 класс) по теме

Рекомендации по обучению леворуких детей письму.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendacii_po_obucheniyu_pismu_levorukih_detey.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.

  1. необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Не стоит подчеркивать особенности леворукости ребенка, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

  1. сидеть прямо;
  2. опираться спиной на спинку стула;
  3. не касаться грудью стола;
  4. ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  5. туловище, голову, плечи держать ровно;
  6. обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Ребенок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно, держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого – развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Ребенка, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, чтение, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении “зеркального” написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет собой ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. Восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят. А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие – леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, – а это значит, человечество становится мудрее.

Обучение письму леворуких детей

При обучении леворукого ребенка письму необходимо знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет на формирование у него навыка письма.
Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена вправо.

Положение рук, кисти и приемы держания ручки.
Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти рук: кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Приемы держания ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5—2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).

Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, пугает направление. И это не случайно.
У шестилетнего леворукого ребенка слабо развиты рука, пальцы кисти рук, отсутствует координация движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и т.п.
Здесь же можно предложить гимнастику для левой руки;
-выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
-выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному;
-руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
-пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз;
сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.

Самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении
Так, первая группа букв имеет ориентацию при их изображении слева направо и справа налево, а также симметричное строение: Е, 3; С, Э; к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки «зеркального письма». Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Эту работу лучше проводить в альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве обозначено начало стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелкой черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

Вторая группа букв имеет такую форму, где верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, и; в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление и сравнение, а также накладывание одной буквы на другую. При письме в тетради надо ввести для них специальные указатели и опоры (точки). После письма букв их необходимо сравнить с образцом путем зрительного сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.
К другому роду ошибок относятся ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв:
Ч, ч: X, х; Ф, ф. Для более прочного запоминания конфигурации данных букв следует ввести образное изображение этих букв- Например, букву х можно увидеть в шагающем человеке, ч— в носике чайника, Ф— в очках и т,д.
Предложенная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, по подготовке руки к траектории движений и ориентации в строке помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких шестилетних детей.
Остановлюсь на общих положениях условий письма (посадка, положение тетради, способ держания ручки).

1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным

2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.
Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму – процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв.
Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.
Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур
нарисуй квадрат;
поставь точку посередине сверху над квадратом;
поставь точку посередине снизу под квадратом;
поставь точку справа посередине;
поставь точку слева посередине.
Если все выполнено правильно, усложняем задание:
соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
соедини точки справа и слева прямой линией.
Все правильно? Тогда попросим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники. А теперь попробуем посчитать:
сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);
сколько получилось квадратов.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу “Как писать буквы”. Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

Трудности при обучении чтению
Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
– перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
– могут быть замены букв близкими по конфигурации,
– “перескок” через строку и тому подобные нарушения.

Проявления ошибок или нарушений пространственного различия могут быть разными, например, дети часто путают расположение предметов на парте, и просьбы положить тетрадь слева или книгу правее выполняют наоборот.

Родители, обратите особое внимание!
Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить,
если плохо произносил или дифференцировал звуки,
если его речь бедна и невыразительна –
все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого для вас обязательны.

Хочу порекомендовать литературу, которая поможет Вам в самостоятельных занятиях с ребенком.

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. “Прописи для левшей”, издательство ГУП “Печатный двор”.
Полезный совет: дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки, при подвижных играх предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем). Попробуйте еще такое упражнение: вращать руку справа налево и одновременно ногу в другую сторону. Начинать следует медленно. Добившись успеха, попробовать сделать то же обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой – по животу справа налево. Левой рукой “забивать гвоздь молотком”, а правой – “гладить что-то утюгом”. Помните, что каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.
Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с “видят”!) то, что расположено слева от них. Показывая ребенку книжку с картинками, разместите ее так, чтобы она находилась немного правее от него.

Есть еще ряд требований, которые должны соблюдаться при работе леворукого ребенка в школе и дома. Прежде всего это особые требования к освещению рабочего места. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.

Составлено на основе статей Гоглева С. «Какой рукой вращается колесо прогресса» // Школьный психолог №5 2008 и Николаевой Е. «Леворукий ребенок: обучение и воспитание» // Школьный психолог №5


С уважением,
директор СОШ
Сидорова Наталья Юрьевна

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

Как мама двух левшей (конечно же, самых талантливых, внимательных, открытых, творческих, да и что там мелочиться – самых лучших детей в мире ) я хочу поделиться опытом «вгрызания в гранит науки», так как первый класс для нас оказался не самым лёгким. И не смотря на лояльное отношение современных учителей к левшам, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Например, постоянная грязь в тетрадях, буквы в зеркальном отображении и пропуск казалось бы самых явных букв в словах. Методом проб и ошибок, консультаций с психологами и многоопытными преподавателями, мы немного улучшили ситуацию, но на это у нас ушёл год. Поэтому, чтобы предостеречь Вас и Вашего одарённейшего ребёнка-левшу от возможных ошибок, расскажу, как вообще пишут левши и на что нужно обращать внимание, чтобы научить левшу писать красиво и грамотно.

О том, что левши считаются более творческими личностями, которые больше живут эмоциями и чувствами, которых сложно заставить что-то делать, только лишь потому, что «так нужно» или «так принято», я уже рассказывала. Конечно, сложно говорить абсолютно про всех левшей (и я уверена, что мамы правшей могут со мной поспорить о чувствительности и обидчивости каждого ребёнка конкретно, не зависимо от активности его полушарий), но это — особенности левшей, которые нужно учитывать и при воспитании, и при обучении.

И самым трудным (нудным и противным) предметом, который требовал моего повышенного внимания и терпения сына, стало письмо. Очень медленно, без требуемого наклона, постоянно размазанные буквы – это только минимум, который я прощала. А вот за пропущенные буквы и «зеркальное написание» я заставляла всё переписывать, к огромному недовольствию сына. При этом мы долго не могли правильно положить тетрадь, чтобы не мялись уголки, угадать с углом наклона тетради, чтобы буквы были согласно косым линеечкам, держать ровно спину. Мне казалось, что сын даже ручку держит неудобно, поэтому, такой ужасный почерк.

Но оказывается, эти проблемы есть у всех левшей (или их родителей ). Главное — родителям понимать причину таких трудностей и корректно реагировать (проявляя огромное терпение, не подгоняя и ни в коем случае не травмируя нелестными эпитетами своё леворукое обидчивое чадо).

Важные моменты «левописания»

Вряд ли какая мама витает в облаках и верит, что ребенок, как только возьмёт ручку, сразу будет выводить ровненькие и аккуратненькие буквы. Поэтому, развитием мелкой моторики малыша нужно заниматься активно и регулярно, начиная буквально с рождения. Это укрепит пальчики, кисть, руку, ну и непременно скажется на общем развитии ребёнка.

Следующим подготовительным этапом к письму является

Создание грамотного и удобного рабочего места для левши

Важно организовать правильное освещение и наполнить рабочее пространство первоклашки, как элементами мебели, так и предметами, ориентированными на левшу.

Что касается освещения, то, хоть и рекомендуют его делать преимущественного с правой стороны и ставить дополнительный светильник с левой, я упростила задачу. И настольная лампа у нас стоит почти посередине стола, чуть сдвинувшись влево. Таким образом, сын видит и что пишет, и как пишет, и тень не падает на рабочую строчку.

Место за партой – тоже играет большую роль при обучении левши. Приведу наш собственный пример: весь сентябрь я удивлялась, почему он пишет-пишет, а потом – рраз и куда-то уехала ручка… После непродолжительной беседы я поняла, что сын сидит с правой стороны парты, поэтому при письме он мешает праворукому соседу, а тот, соответственно, подталкивает локтем моего левшу. И как результат – у обоих в тетрадях ужас. После того, как учительница поменяла их местами, каждый почувствовал себя более комфортно за партой и тетради стали чище.

Правильная поза

Ровная спинка должна быть у каждого ребёнка, хоть правши, хоть левши. А правильная поза за партой или рабочим столом зависит от освещения и от высоты стола и стула. Ребёнок должен доставать ножками до пола (либо до специальной подставки), спина должна опираться на спинку стула или кресла, а стол должен быть примерно на уровне солнечного сплетения ребёнка.

На первый взгляд, всё предельно просто и понятно. Но на практике мой сын демонстрировал чудеса гибкости, и его поза была шокирующей: чуть приподнято и выдвинуто вперёд левое плечо, весь корпус наклонён немного вправо и голова тоже склонялась к правому плечу. Таким образом, левая рабочая рука лежала на столе, правая – почти прижата к корпусу, поддерживала тетрадь, а наклоняясь, он пытался увидеть буквы, «выходящие из-под пера». Методом проб и ошибок мы нашли удобную и правильную позу, и я постоянно контролировала её, пока он сам не привык.

Поэтому, не ждите, что ребёнок сам сядет ровно. Оказывается, это достаточно серьёзный труд. Зато, полгода совместных стараний и спина ребёнка «запоминает» ровное положение уже надолго, не зависимо от того, правша он или левша.

Как правильно располагать тетрадь?

Тетрадь у левши должна (хотя, логичнее сказать – может) располагаться таким образом, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча ребёнка. Обратите внимание, угол не всей тетради, а именно страницы, которую, по мере заполнения, передвигает правая рука.

Благодаря такому наклону, левая рука ребёнка будет меньше уставать и он сможет видеть, что именно написал.

Но часто встречается и вариант письма, когда лист развёрнут на 90º, а движения ручки направлены снизу вверх (а не стандартно слева на право), что тоже вполне приемлемо.

Как левша может держать ручку?

Конечно, скорость письма и сам почерк зависит от того, как левша держит ручку. В основном, учитель в школе не компетентен в данном вопросе, поэтому, ребёнок сам ищет удобный для себя вариант. И ему нужно приспособиться таким образом, чтобы и буквы уже написанные не размазывались, и было видно, что пишешь.

Существует несколько вариантов письма левшей:

  • Шариковая ручка легко зажимается тремя пальцами под углом 50-60º («смотрит» на противоположное плечо). Большой и средний пальцы удерживают орудие письма, а указательный – контролирует его сверху. При этом не нужно слишком зажимать ручку и прогибать указательный палец. Кисть опирается на согнутый мизинец и нижнюю часть ладони. А расстояние от указательного пальца до пишущего шарика – от 2 до 4 сантиметров. Такой способ называется «зеркальным» отражением «праворукого» варианта письма и именно его чаще всего выбирают маленькие левши. Но он вызывает определённые трудности. Например, левой рукой ребёнок закрывает образцы букв, которые располагаются в обычных прописях слева.
  • Ручка зажимается пальцами аналогичным предыдущему способу образом, но кисть располагается над строкой, а противоположный конец ручки направлен от пишущего человека. К такому варианту письма ребёнок обычно «приходит» самостоятельно, ведь при таком изгибе кисти можно видеть написанное ранее и даже образцы в стандартных прописях.
  • Кисть, опираясь только лишь на ногтевую фалангу мизинца, находится под рабочей строкой и, что называется, на весу. При этом способе письма хорошо виден расположенный слева образец и ребёнку не нужно выгибать кисть, чтобы не размазать написанное. Правда, соблюдать требуемый наклон букв вправо совершенно невозможно.

Наклон букв при «левописании»

Одна из распространённых ошибок, допускаемых как учителями, так и родителями при обучении левши письму – это соблюдать требуемых наклон букв, потому как правонаклонное письмо для левши – крайне сложно и неудобно. Мало того, если учитель снижает оценки ребёнку-левше только лишь за почерк – его действия неправомерны.

Ведь, согласно методическим рекомендациям министерства здравоохранения (правда, еще 1985 года, но никем до сегодняшнего дня не отменённым), запрещается переучивать и снижать оценку за каллиграфию леворуким детям. В этом же документе говорится и о том, что левшам допускается как вертикально ровное написание букв, так и левонаклонное письмо.

И современные требования безотрывного письма к ребёнку-левше совершенно не относятся.

Еще некоторые особенности обучения левшей письму

Несколько другое, чем у правшей, развитие зрительно-пространственного восприятия приводит к зеркальному феномену, знакомому многим родителям левшей в различных вариантах проявлений. Это может быть зеркальное чтение, зеркальное рисование, но чаще всего – зеркальное письмо, когда ребёнок может «зеркалить» целые слова (написание с последней буквы, например, вместо «мама» — «амам») или отдельные буквы.

В общем, ничего сверх существенного в этом для левши нет, но уделять внимание такому проявлению лекорукости нужно. Ребёнку можно помогать фиксировать начало строки, проводить фонетический разбор слова, произносить вслух каждую букву и всегда располагать справа образец букв и текста.

Приспособления для левшей

Помочь научить левшу писать могут специальные прописи, а также ручки и различные приспособления для формирования правильного захвата «орудия письма».

В отличие от традиционных прописей, рабочая тетрадь для левши помогает освоить направление письма по стрелкам, не имеет правостороннего наклона букв, все образцы располагаются справа, а вспомогательные знаки (звёздочки, флажки, точки и другие) используются для определения начала и конца строки.

В качестве подготовки ручки неординарного малыша к письму можно использовать специальные тренажёры для правильного писания. Выполненные в форме игрушки, они представляют собой насадку на любую шариковую ручку, помогая ребёнку правильно расположить пальчики при захвате ручки.

Для левшей существуют и специальные ручки, которые в большинстве своём имеют специальные углубления для пальцев, и наполнены быстросохнущими чернилами, предотвращая размазывание букв. Но, кроме этого, ручки для левши имеют и специальный стержень с наконечником, благодаря которому ручка (которую левша при письме толкает вперёд, а не тянет за собой, как правша) не протыкает бумагу и обеспечивает лёгкий выход чернил.

Отдавая ребёнка-левшу в школу, каждый родитель в большей или меньшей степени сталкивается с определёнными трудностями в нелёгком учебном процессе чистописания. Ведь праворукая мама попросту не может взять кисть малыша и показать, как выводится эта закорючка, которая скоро станет буквой. Но «Искусство быть Мамой» — наука, наверное, самая крупномасштабная, и родителю просто необходимо знать, как научить левшу писать. К счастью, не всё так сложно, но и отпускать на самотёк не нужно. Главное, не «перегибать палку» в погоне за красивым почерком и чистыми тетрадками, ведь, вряд ли хоть один родитель скажет, что он любит своё леворукое чудо исключительно за красивые буквы. Поэтому, любое обучение, как левшей, так и правшей, должно приносить только позитивные эмоции!

Роль игры в развитии речи детей

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 26.03.2020 2020-03-26

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Е. С. Роль игры в развитии речи детей / Е. С. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68361/ (дата обращения: 18.01.2022).

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» всегда ассоциируется с чем-то радостным, непредсказуемым. Но игра — это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее огромную массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра — это еще и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и сверстниками, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить…

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все они имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, т. к. абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Так, одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно- ролевая игра. В процессе сюжетно-ролевой игры детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом, к комментированию своих действий. А это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что в игре ребенок воплощает свои представления, свой взгляд, свое отношение к событию, которое развивается.

Сюжет игры — это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся:

– бытовые (игры в семью);

– производственные, отображающие бытовой труд (больница, парикмахерская и т. п.);

– театрализованные игры. Играя в театр, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтных ситуаций до выхода ребенка из игры. Театрализованные игры обогащают деятельность детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Часто, для закрепления и лучшего усвоения материала тематической недели используют хороводные игры. Например, хороводная игра «Зайка», развивает координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями, способствует работе над темпом и ритмом речи; обогащает двигательный опыт детей; воспитывает желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

– содействует развитию игровой деятельности, выполнению действий в определённой последовательности:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Надо лапочки погреть!

поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Надо зайке поскакать!

подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Например, в подвижной игре, которая проводится на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего:

Кто пойдет со мной играть?

В прятки, жмурки, догонялки…

Будем бегать и скакать –

Силу, ловкость развивать!

Большую роль в становлении речи детей имеют и дидактические игры. При помощи дидактических игр развивается речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В процессе дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Некоторые словесные игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом», «Дикие животные», «Угадай по описанию» и т. д.

Помогают развивать речь детей хорошо знакомые воспитателю игры: «Чего не стало», «Чего не хватает Кате для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Вы хотите — мы хотим» (на спряжение глаголов) и многие другие.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, придумывать рассказы и многое другое.

Все эти игры проводятся в детском саду, начиная со второй младшей группы. Однако языковой материал игр меняется в зависимости от возраста детей.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся:

Играя в эти игры, ребенок тренирует моторику рук и пальцев, что оказывает положительное влияние на развитие активной речи.

Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми, педагогом. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка.

Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: