Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

В статье говорится о трудностях овладения связной речью детей с ЗПР и возможности использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию, предлагаются формы работы с мнемотаблицами и мнемосхемами.

Актуальность проблемы

Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении учебного материала по школьным предметам. Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей ЗПР. Трудности объясняются особенностями развития. При относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

У младших школьников с ЗПР ограничены представления об окружающем мире, отмечаются бедный словарный запас, грамматически неправильное оформление речи.

Школьники отличаются недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Ребенок испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает задействование контроля за процессом речевой деятельности с опорой на слуховое, зрительное восприятие.

Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к учебному процессу в школе.

Каждый учитель знает, как трудно научить детей грамотно составлять рассказы и пересказывать. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний.

Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к обучению в среднем и старшем звене школы.

Обоснование использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения дошкольников.

Я успешно использую этот метод при работе с младшими школьниками с ЗПР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Мнемотаблицы и схемы-модели способствуют лучшему запоминанию материала.

Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям зарисовывать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель использует и Т. Б. Полянская со старшей группы.

Так как я работаю с детьми младшего школьного звена, я использую готовые мнемотаблицы и схемы-модели.

Схемы-модели и мнемотаблицы учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Но при заполнении схемы-модели дети более активно включены в работу. Они предлагают сами, каким значком-символом или картинкой они заменят ключевое слово в предложении, выбирают цвета для рисунка. У школьников появляется интерес к данному виду деятельности. Дети проявляют активность при составлении рассказов и пересказе.

Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. Картинки у детей перед глазами — и это помогает удержать в памяти программу внутренней речи.

Использование мнемосхем, таблиц помогает установить последовательность излагаемого материала, проследить логические связи между предложениями в тексте. Также рисование и закрашивание на занятиях способствует развитию мелкой моторики детей.

При использовании мнемотехники, также как и при других методах работы с текстом активизируется словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развивается грамматический строй речи.

С помощью мнемотехники можно пересказывать, составлять рассказы-описания, творческие рассказы.

Цели метода: научить детей пересказывать, составлять рассказы

Задачи метода:

  1. Упражнять детей в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы.
  2. Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности.
  3. Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст.
  4. Расширить круг знаний об окружающем мире.
  5. Активизировать словарный запас.
  6. Совершенствовать грамматический строй речи.
  7. Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни.
  8. Помочь преодолеть робость, застенчивость; научить свободно держаться перед аудиторией.
Читайте также:
Домашние и дикие животные - план-конспект фронтального занятия

Формирование универсальных учебных действий:

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;
  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • научить правильно задавать вопросы;
  • побудить детей к активному сотрудничеству на занятии.

Познавательные:

  • научить использовать мнемосхему для составления рассказа;
  • научить составлять рассказы в устной и письменной форме.

Личностные:

  • помочь преодолеть в себе робость, застенчивость;, научить свободно держаться перед аудиторией;
  • пробудить интерес детей к работе над составлением рассказа;
  • сформировать мотивацию для коррекции собственной речи.

Регулятивные:

  • научить принимать и сохранять поставленную задачу;
  • научить планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ожидаемый результат: при условии систематического использования на логопедических занятиях разных типов мнемотаблиц и схем при обучении детей пересказу и составлению рассказов, должны улучшиться показатели связной речи детей.

Предлагаемая система работы не требует выделения в курсе логопедических занятий по дисграфии специальных часов, т. к. она соотносится с разделом программы «Связная речь».

Контингент детей, участвующих в апробировании данного метода в условиях школьного логопункта: учащиеся 3 класса КРО:

Р. А. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. С. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. А. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. Д. ЗПР цереброорганического генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.

Содержание работы с использованием метода мнемотехники

Перед проведением занятия рекомендуется провести предварительную работу:

  • предложить детям найти познавательный материал на интересующую тему — статьи, книги, картинки (привлекаются к работе учителя, родители);
  • уточнить в беседе с детьми о уже сформированных представлениях об обсуждаемом предмете или явлении;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала логопедом;
  • выбор логопедом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В занятия я включаю подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов.

На занятиях идёт работа по увеличению словарного запаса. Подбираются глаголы, прилагательные, слова-синонимы в контексте данного рассказа. Эти слова записываются рядом с мнемотаблицей или схемой-моделью на доске, чтобы учащиеся их использовали в своём рассказе. Отвечая на вопросы логопеда по тексту, учащиеся совершенствуют грамматический строй речи.

Формы работы

Пересказ, составление рассказа по картинке с опорой на мнемотаблицу.

Я провожу работу по мнемотаблице в несколько этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Если дети затрудняются, я оказываю помощь в виде наводящих вопросов или повтора предложений. Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. У детей с ЗПР ограничены представления об окружающем мире, они путают и не запоминают последовательность времён года, поэтому через тексты я знакомлю детей с сезонными явлениями природы . С этой целью использую мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна».

Школьники затрудняются в выражении логической последовательности действий, поэтому я использую тексты, где чётко и последовательно отражается смена действий — «Как Люба варила компот». На занятии выслушивается рассказ каждого ребёнка.

Составление рассказа по картинке, рассказа-описания с опорой на схемы-модели

Этапы работы по схеме-модели:

  1. Замена ключевых слов в предложениях значками-символами, зарисовывание предметов и явлений действительности не только символами, но и картинками, буквами или словами.
  2. Использование схемы-модели как план пересказа.
  3. Закрепление навыков рассказывания путём неоднократного повторения текста с опорой на схему-модель

Составляем рассказы по картинке («Подарок маме», «Уборка урожая»), где последовательность предложений в рассказе отражаем в схеме-модели. Через составление рассказа-описания я знакомлю детей с характерными особенностями животных и птиц: «Белочка», «Снегири», «Кот Васька», «Баран Богдан».

Детям раздаются альбомные листы с заготовками для схем-моделей, например, в виде окружностей, расположенных по кругу.

Та окружность, с которой будет начинаться рассказ, отмечается красным цветом. В процессе составления рассказа окружности детьми заполняются рисунками, схематичным изображением предметов или буквами. В процессе обсуждения логопед предлагает вариант изображения, но окончательный выбор остаётся за учеником. Модели-схемы одновременно заполняются логопедом на доске и учениками на листах. Затем после рассказа логопеда выслушиваются рассказы детей.

Творческие рассказы с опорой на мнемотаблицы или схемы-модели

Эту форму работы можно использовать на заключительных этапах работы над связной речью.

Предлагаются мнемотаблицы, в которых некоторые квадраты не заполнены. Дети должны придумать своё развитие событий, но чтобы оно вписывалось в общий план содержания текста. Если используются модели-схемы, то начало рассказа учащиеся составляют вместе с логопедом, а конец придумывают самостоятельно. Затем выслушивается рассказ каждого ребёнка.

Вывод:

По итогам работы можно сделать вывод, что показатели связной речи улучшились. Дети лучше стали пересказывать, составлять рассказы по картинкам, используя мнемотаблицы и мнемосхемы. Тексты стали более связные, выстроенные в логической последовательности. Используя метод мнемотехники, можно повысить и мотивацию учащихся к обучению.

Кухоренко Анна Александровна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Самара

Мнемотехника как средство познавательной активности детей с ЗПР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Ушинский К. Д.

Скачать:

Вложение Размер
mnemotablitsy.docx 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство познавательной активности детей с ЗПР

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Ушинский К. Д.

Слово «мнемотехника» – в переводе с греческого это «искусство запоминания». Оно происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

(6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов.

Актуальность использования мнемотехники.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие ассоциативного мышления, воображения;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

Мнемотехнику в детском саду называют по разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику – Сенсор-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. – блоками – квадратами; Большева Т. В. – коллажем; Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

Актуально применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР, так как:

– у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

– нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта;

– наблюдается низкий уровень развития восприятия;

– нарушено логическое мышление;

– наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

– наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;

– заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;

– характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.

Этапы работы над стихотворением:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок. Применение мнемотехники для заучивания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗПР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•стимуляция умственной активности;

•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

При использовании мнемотехники можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое.

презентация ” Экспериментальная деятельность как средство познавательной активности детей”

В презентации рассказывается о формах экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Презентация для воспитателей.

Проектная деятельность как средство познавательной активности детей и развития художественно-творческих способностей.

Работа по самообразованию в средней группе.

План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Музей-это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, котораяпосылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». .

Методические рекомендации на тему «Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР»

Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету.

К.Д. Ушинский

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в 60-е гг. XX столетия и понятие психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.

С целью коррекции имеющихся недостатков необходимо прикладывать максимум усилий для развития познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления, навыков анализа и синтеза), так как развитие данных процессов у детей с ЗПР, будут способствовать дальнейшему успешному обучению в школе.

Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления. Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного приёма при обучении детей в ЗПР является наиболее эффективной.

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а тем более у детей с ЗПР, познавательная активность которых снижена и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать …

зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание,

воображение связную речь,

мелкую моторику рук.

Более того приемы мнемотехники приводят к …

обогащению словарного запаса,

формированию связной речи.

(Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанное нарушение речи).

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.

(В качестве иллюстрации представлены авторские примеры использования мнемоники для изучения лексической темы «Посуда»)

Мнемотаблицы на слова

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений

Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала воспитатель подбирает стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

3. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Вот большой стеклянный чайник

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Мы посуду с братом мыли

Мы посуду с братом мыли,

На пол миску уронили,

И накрыла миска та

сверху нашего кота!

Мыть посуду – не пустяк

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят,

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

Чисто вымыта посуда:

Миска, сахарница, блюдо.

Вилка, блюдце, чашка, ложка,

Нож, кастрюля, кружка, плошка.

Т. А. Куликовская

Для чего нужна посуда?

Посмотри-ка, вот посуда:

Чайник, нож, кастрюля, блюдо,

Чашка, блюдце, ложка, вилка,

Сковородка и бутылка.

Для чего, скажи, она

Нам с тобою так нужна?

Чтобы жарить и варить,

Чтобы кушать, чтобы пить!

Л. Смирнова, С. Овчинников

Сахарница

Мы за эту сахарницу

Жалко, что у сахарницы

Но зато из сахарницы

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот (ложка).

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её … (кастрюля).

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё … (сковорода).

По моей тарелке

Отправляю в рот (ложка).

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

– знак вопроса – название предмета или объекта;

– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

– величина – рисуют два предмета контрастной величины;

– цвет – дети рисуют цветовые пятна;

– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет).

Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.

3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице воспитателем.

4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.

Мнемотаблицы для пересказа

На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста воспитатель с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Разбитая чашка

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использованные источники:

Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников. М.: Учитель, 2015.

Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

Тихомирова Л.Ф. ”Познавательные способности детей 5-7 лет”. М. 2005

Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники

Ольга Арсентьева
Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники

Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

У детей с задержкой психического развития отмечается нарушение связной речи. У них недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал в. И. Лубовский (1978). Исследования Н. Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает четкого замысла высказывания.

Известны факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехникив образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ЗПР,так как:

– для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

– применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Перед началом работы с использованием мнемотехники целесообразно провести ряд дидактических игр, целью которых – упражнение детей в умении соотносить условные наглядные обозначения с реальными компонентами объектов.

Работу по мнемотехнике начинаем с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Начинаем работу с цветных мнемотаблиц, так как в памяти у детейбыстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный, а затем переходим на чёрно-белые мнемотаблицы.

Приемы мнемотехники я использую не только при составлении рассказов и пересказов,но и при:

• при отгадывании и загадывании загадок

• при заучивании стихов

• развитии фонетико-фонематических представлений

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС,2001.

Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М. :Просвещение, 1994.

Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология – 1994 – № 4 – с. 34 – 46

Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых научных представлений у дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2006 (июль – август).

Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982. – 202 с.

Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопедия. – 2005 г. – №1 – с. 17 – 26

Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. – №10.

Ткаченко Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)

Система логопедической работы по формированию коммуникативной компетентности у детей с нарушением речевого развития Речь – это одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку он входит в наш мир, получают широкие возможности общения с.

Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной.

Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

Кондратьева Людмила Васильевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка», г.Тамбов

Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей с ЗПР эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей данной категории служат приёмы мнемотехники.

Известны факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. , и принадлежат Цицерону и Квинтилиану, «История мнемотехники».

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Можно привести еще определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современное понятие мнемотехники:

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В Большева – коллажем, Л. Н Ефименкова – схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

– развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

– освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

– развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

– развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

– развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ), и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему – ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ЗПР, так как:

– для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

– применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Рассказ «Кошка и еж»

Пришли дети из леса. Принесли домой ежа, побежал еж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иголки.

Список литературы

  1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  3. Борякова Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. 2004. № 1. С. 15-20.
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003. 32 с.

Слово педагога

Автор: Хайдаршина Нелли Тальгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №11”
Населённый пункт: г. Дегтярск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
Раздел: дошкольное образование

Методические рекомендации по использованию метода

мнемотехники в обучении рассказыванию детей
Актуальность проблемы. Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении учебного материала по школьным предметам. Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка. Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей с ОНР. Трудности объясняются особенностями развития. Дошкольники отличаются недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Ребенок испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи. Реализация связного развернутого высказывания предполагает задействование контроля за процессом речевой деятельности с опорой на слуховое, зрительное восприятие. Успешность обучения воспитанников в школе зависит от уровня овладения связной речью в детском саду. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного
развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к образовательному процессу в детском саду. Каждый воспитатель знает, как трудно научить детей грамотно составлять рассказы и пересказывать. Старший дошкольныйвозраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний. Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим ихк обучению в первом классе. Обоснование использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Я успешно использую этот метод при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Так как я работаю с детьми
старшего дошкольного возраста,
я использую готовыемнемотаблицы. Мнемотаблицы учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Но при заполнении схемы-модели дети более активно включены в работу. Они предлагают сами, каким значком-символом или картинкой они заменят ключевое слово в предложении, выбирают цвета для рисунка. У дошкольниковпоявляется интерес к данному виду деятельности. Дети проявляют активность при составлении рассказов и пересказе. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. Картинки у детей перед глазами — и это помогает удержать в памяти программу внутренней речи. Использование мнемосхем,
таблиц помогает установить последовательность излагаемого материала, проследить логические связи между предложениями в тексте. Также рисование и закрашивание на занятиях способствует развитию мелкой моторики детей. При использовании мнемотехники, также как и при других методах работы с текстом активизируется словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развивается грамматический строй речи. С помощью мнемотехники можно пересказывать, составлять рассказы-описания, творческие рассказы. Цели метода: научить детей пересказывать, составлять рассказы Задачи метода: Упражнять детей в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы. – Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности. -Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст. Расширить круг знаний об окружающем мире. – Активизировать словарный запас. – Совершенствовать грамматический строй речи. – Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни. – Помочь преодолеть робость, застенчивость; научить свободно держаться перед аудиторией.
Перед

проведением

рекомендуется

п р ов е с т и

предварительную

работу:
– предложить детям найти познавательный материал на интересующую тему статьи, книги, картинки (привлекаются к работе родители); – уточнить в беседе с детьми о уже сформированных представлениях об обсуждаемом предмете или явлении; подготовка оборудования и раздаточного материала;


выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. В занятия я включаю подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов. На занятиях идёт работа по увеличению словарного запаса. Подбираются глаголы, прилагательные, слова-синонимы в контексте данного рассказа. Эти слова записываются рядом с мнемотаблицей или схемой-моделью на доске, чтобы учащиеся их использовали в своём рассказе. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для начальной работы, используем цветные эйдетические таблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняем или заменяем другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде, в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Стихотворения.
Эйдетические таблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут эйдотаблицы
Пересказ
Ему принадлежит особая роль в формировании речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью эйдотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу

эйдетическим

начинать строить в три этапа.

1 этап
: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап:
Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3

этап:
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Используя таблицы, например при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую эйдетические таблицы.
Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
В работе с эйдетическими
таблицами, необходимо не злоупотреблять во время занятий их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время занятия и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 таблицы.
Повторное

рассматривание
эйдетической таблицы использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к таблицам. После развивающей деятельности с использованием эйдетических таблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования эйдетических таблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы. В данной работе мы затронули только определённую деятельность детей по развитию речи.
Эйдетику можно использовать
практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований: 1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета 2. Раскрыть сущность в объекте. 3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Использование мнемотехники в развитии мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР

Одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ЗПР – это особая проблема.

В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ЗПР – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из факторов является наглядность – рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания. В нем отмечается важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники (в переводе означает – «искусство запоминания»).

Особенно большое значение использование мнемотехники имеет в работе с детьми с задержкой психического развития. У таких детей повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Основные задачи мнемотехники:

– развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения,

– осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,

– обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.

Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков.

· обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний.

· развитие инициативы, самостоятельности.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Я начала работу с применения мнемоквадратов. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал, носом чувствуем запах, ушами-слышим звуки, речь. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Далее идет описание слов-предметов. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте.

Детям с ЗПР трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки.

Дальнейшая работа была с мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы

наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Следующий этап – работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Я их использую для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов,

• при знакомстве с буквами.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из

абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Описательные рассказы составляются детьми в начале за­нятия или в его конце.

Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1.добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2.формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: