Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

«Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте в ДОУ»

автор: Харужева Ирина Александровна

Воспитатель ФГБДОУ «Детский сад № 782»

«Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте в ДОУ»

Федеральное государственное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 782»

Доклад

На тему: «Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте»

Выполнила: воспитатель 3гр.

Харужева Ирина Александровна

Москва, 2019

Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс.Он осуществляется в различных видах деятельности детей: — это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.

В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Основа звукобуквенного анализа — четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.

Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяет и полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.

При несформированности фонематических представлении готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

  • различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,
  • выделять любые звуки из состава слова;
  • членить слова на слоги, а слоги на звуки;
  • объединять звуки и слоги в слова;
  • определять последовательность звуков в слове;
  • членить предложения на слова.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией». (Д. Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников — М., 1962.)

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте по Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. И. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д. Очень важно объяснить детям различия между звуком (то, что мы произносим и слышим) и буквой (тем, что мы читаем и пишем). Это лучше сделать в виде игры, ведь в начальной школе очень важна мотивация к занятиям.

Читайте также:
Опыт работы с детьми раннего возраста, имеющих ЗРР в условиях ППМС-центров

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные — синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко — буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Ребенок-дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, сссон, сооон, соннн).
Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму. Чувствительность ребенка к звуковой оболочке слова, умение услышать и особым способом произнести отдельные звуки в словах можно проверить и отработать, играя в логопеда или доктора Звукова. (Логопед или доктор Звуков исправляет неправильное произношение у кукол или зверюшек. Негритенок или австралийский кенгуру имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит: «У слона ффобот». Какой звук неправильно произнес кенгуру?)

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

  1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка . На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу ).
  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
  4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).

Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

Дети узнают основные признаки гласных — они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков — произносятся несвободно, встречая преграды.

О звуках они должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.

Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной букв

Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стр ижи, стр ойка.

Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

Читайте также:
Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д

1.Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду». -2005. — №5, 6, 7, 8.

2.Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» — М.: «Просвеш 2008г.

3.Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.

4.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2005.

5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 2002.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

7.Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г.

8.Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента», 2001г. — с. 18 6.

9.Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе детей необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно в еще дошкольном возрасте развивать фонетический слух, т.е. умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на какой букве ударение и т.д.

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе детей необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно в еще дошкольном возрасте развивать фонетический слух, т.е. умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на какой букве ударение и т.д. Будет неплохо, если ребенок, придет в школу, зная звуки, буквы или умея читать. Потому, что:

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольный период является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.). Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;

выделять любые звуки из состава слова;

членить слова на слоги, а слоги на звуки;

объединять звуки и слоги в слова; определять последовательность звуков в слове;

членить предложения на слова.

Главная задача состоит в том, чтобы слово, которое, ребенок воспринимает, как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. Необходимо уделять серьезное внимание:

Развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата;

Следить: за выразительностью интонаций и правильностью ударения;

Учить: различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

Учить: делить двусложные и трехсложные слова на слоги;

Определять последовательное звучание слогов в слове;

В предложении находить слова с определенным звуком;

Составлять схемы слов и предложений;

Различать гласные и согласные звуки и т.п.

Для решения всех этих задач необходимо как можно больше использовать в своей работе разнообразных методов и приемов. Это чтение художественных произведений, наглядный материал и большое количество разнообразных и занимательных игр.
Занятия я стараюсь построить так, чтобы в доступной форме познакомить ребенка с основами обучения грамоте, закрепить пройденную группу звуков и букв, развивать фонематический слух, умение читать и писать слоги, слова, проводить звуко-буквенный анализ, составлять схемы слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, развивать логическое мышление, память. В рабочих тетрадях по программе «Предшкольная пора» очень хорошо подобран материал для формирования у детей всего вышеперечисленного.
Считаю, что особое внимание должно уделяться играм и игровым упражнениям таким как:
Игра «эхо».

Читайте также:
Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе

Взрослый называет слово, выделяя в нем нужный звук, бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч, произнося слово так же.

Игра «Кто больше».

Дети соревнуются в том, кто больше назовет слов с заданным звуком.

Игра «Звуковой мячик

Взрослый называет твёрдый согласный звук, а ребенок назовёт его мягкий вариант, т. е. найдёте пару (наоборот).

Игра «Поймай звук»

Взрослый говорит сначала звуки (а, у, м, а, слоги (ам, ут, та, слова (альбом, стол, кукла) ребенок должен хлопнуть или подпрыгнуть т. е. поймать звук А.

Игра «Живые модели» ( например со словом рак) .

Раздайте карточки с обозначением звуков.

Подзовите детей по звукам вразбивку [к ], [а ], [р ].

Дети ставят фишки на схему по звукам по порядку.

Игра «Определи позицию звука в слове»

Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Задание. Соедини картинки с моделями, соответствующими их названиям.
Угадайка.
Раставь буквы по порядку номеров.

Игра «Угадай слово»

Такие занятия обеспечивают познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дают возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий. Благодаря заданиям, построенным в такой форме, дети развивают умение последовательно вычленять звуки, определять место звука в слове, буквы в словах, упражняются в различении гласных, согласных, мягких и твердых, звонких и глухих звуков и букв, учатся составлять слоги и читать их, проводить анализ слов и составлять схемы к ним, читать простые слова, формируют графические навыки, подготавливают руку к письму.

Звуковой анализ слова. (Фрагмент занятия).

Все описанные здесь занятия и игры дают возможность развивать внимание, память, воображение, речь, мышление, вырабатывают такие качества как самостоятельность и исполнительность, инициативность и умение точно исполнять инструкцию. И если все эти качества развиты у ребенка еще не достаточно, то это не значит, что он не овладел грамотой и не готов к школе. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.
Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией».

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Надия Ахмедьянова
Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава»

647000, г. Дудинка, ул. Островского д. 3,тел/факс (39191) 5–05–10, e-mail: zabawa00@mail.ru

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ»

(ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУП

Ахмедьянова Н. М.

Дата проведения: 09.11.2017г.

Практикум для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов о методике проведения занятий по обучению детей грамоте.

План:

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

2. Компоненты процесса обучения грамоте.

3. Блиц – опрос по обучению грамоте.

4. Задачи по обучению грамоте. Показ презентации.

5. Основные термины по обучению грамоте.

6. Звуковой анализ слов.

7. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

8. Викторина «Знатоки по грамоте»

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты,

излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является

подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

2. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова.

3. Блиц-опрос по обучению грамоте.

Вопросы для обсуждения:

А) Что включает в себя речевое развитие по ФГОС ДО.

1. Овладенью речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

– развивать речевое дыхание и речевое внимание;

– формировать правильное звукопроизношение;

– побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

– познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

– развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

– познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

– развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

– упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения, в правильной постановке ударения при произнесении слов.)

В)Перечислите упражнения по обучению грамоте.

-Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).

-Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).

-Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.

-Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.

-Познакомить с ударением.

-Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты. Индивидуальная работа:

-учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

-учить подбирать картинки на заданный звук;

-учить различать на слух гласные и согласные звуки;

учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

-учить находить место звука в слове;

-учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов

-обучать печатанию букв, слогов, слов

Д) Основные направления работы по развитию речи детей в ДУЗ.

-Воспитание звуковой культуры речи

-Формирование грамматического строя языка

-Развитие связной речи:

а) Диалогическая речь (разговорная)

б) Монологическая речь (рассказывание)

-Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)

-Воспитание любви и интереса к художественному слову

4. Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:

• знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

• знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

• знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

• научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

• научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;

• научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

• научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих. Среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

5. Основные термины по обучению грамоте и их характеристика. Демонстрация презентации.

– Чем отличается звук от буквы?

– Какие звуки называются гласными?

– Сколько гласных звуков? Назовите их.

– Какие звуки называются согласными?

– Что такое слог? (правило)

– Что такое предложение? (правило)

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках (фасоль)

Мой первый слог — на дереве,

Второй мой слог — союз.

А в целом я — материя

И на костюм гожусь.

Читайте также:
Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия

Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Мой первый слог – предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

Начало – голос птицы.

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.

Мой первый слог – бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом – дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

6. Звуковой анализ слова.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

– с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

– в речевом плане (проговаривание);

– по представлению – в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

– сколько всего звуков в слове?

7. Мини викторина.

– Чем отличается согласный звук от гласного?

– Чем отличается звук от буквы?

– Изобразите руками буквы С, Х, У, Р

– Поделите слово парикмахерская на слоги.

– Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

– Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

– Выполнить звуковой анализ слова чашка и подобрать другие слова по данной схеме.

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: – согласные и гласные звуки; – деление слов на слоги;.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «роза» Конспект интегрированной НОД в старшей группе по обучению грамоте. Звуковой анализ слова «Роза». Рисование нетрадиционным методом. Цели:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ и словоизменение» в подготовительной группе АВТОР: Козлова Н. В. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, давать полную характеристику каждому звуку.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуко-буквенный анализ и синтез слова Подготовила: учитель-логопед.

Конспект НООД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «слон» Цель: Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты. Задачи: Закрепить умение производить З. А. С., различать гласные, твердые.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: – продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, – учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект игровой деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «кит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» пгт. Мостовской муниципального образования Мостовский.

Семинар-практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников» Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого развития подчёркивают.

Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Звуковой анализ слов. Рекомендации для родителей Уважаемые родители! Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить,.

Основы грамоты “Звуковой анализ слова”

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Основы грамоты.

Тема: «Звуковой анализ слова».

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

учить выполнять звуковой анализ слова «дом» по схеме с использованием

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Воспроизводят: звуковой анализ слова «дом».

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия во второй младшей логопедической группе

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Оборудование и материалы: карта-схема слова «дом», рабочая тетрадь.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Основы грамоты.

Тема: «Звуковой анализ слова».

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

учить выполнять звуковой анализ слова «дом» по схеме с использованием

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Воспроизводят: звуковой анализ слова «дом».

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Оборудование и материалы: карта-схема слова «дом», рабочая тетрадь.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Просмотр содержимого документа
«Основы грамоты “Звуковой анализ слова”»

Школа – лицей № 5

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Основы грамоты.

Тема: «Звуковой анализ слова».

Воспитатель: Амантаева Л.Г.

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Основы грамоты.

Тема: «Звуковой анализ слова».

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

учить выполнять звуковой анализ слова «дом» по схеме с использованием

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Воспроизводят: звуковой анализ слова «дом».

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Оборудование и материалы: карта-схема слова «дом», рабочая тетрадь.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам.

Мы друзей всех уважаем

И друг другу помогаем.

2. Основная часть

Педагог предлагает повторить правила: – Все слова состоят из звуков,

звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Если в слове много

звуков – слово длинное, если в слове мало звуков – то слово короткое. Звуки

бывают гласные и согласные.

– Какие бывают звуки?

– Какие бывают согласные звуки?

– Все звуки мы отмечаем фишкой.

– Какой фишкой отмечаем гласные звуки?

– Какой фишкой отмечаем твердые согласные звуки?

– Какой фишкой отмечаем мягкие согласные звуки?

– Звук в слове может находиться в начале слова, в середине слова, в конце

слова (показывает ладошками).

Работа со звуками

Дидактическая игра «Не ошибись»

– Возьмите три фишки: красную, синюю и зеленую. Положите перед

собой. Если я назову гласный звук, то вы поднимите красную фишку, если я

назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову

мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку. Примерные звуки: а,

б, ль, д, у, мь и т.д.

Работа в тетради

Педагог совместно с детьми обсуждают выполнение задания.

Работа со схемой

Педагог: – Сегодня, к нам в гости пришел Алдаркосе (кукла). Он принес

картинку, рассмотрим, что на ней изображено. Сколько клеток вы видите?

Правильно – три клетки. Открою вам секрет. Это не простые клетки, а

– Сегодня мы будем учиться выполнять звуковой анализ слова. Звуковой

анализ слова – это разбор слова на звуки и обозначение этих звуков фишкой.

Запомните: чтобы определить звук в слове, его надо выделить голосом громче,

назвать его и обозначить соответствующей фишкой

Звуковой анализ слова – «дом» (вывешивает схему на доску).

У детей карта-схема на столе.

– В слове «дом» три звука. (Педагог и дети читают слово, ведя указкой под

– Я произнесу слово «дом» и выделю голосом первый звук – дддом.

– Какой первый звук в слове?

– Правильно, это звук «-д-».

– Звук «-д-» гласный звук или согласный звук?

– А как вы думаете это большой или маленький «братец»?

– Скажите, какая клетка обозначает звук «-д-»?

– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук «-д-»?

– Положите на первую клетку синюю фишку.

Читайте также:
Проект Страна красивой речи

– Послушайте и назовите в слове «дом» второй звук – его я выделю

– Какой второй звук в слове «дом»?

– Правильно, это звук «-о».

– Звук «-о-» гласный звук или согласный звук?

– Какой фишкой его обозначим?

– Положите красную фишку на вторую клетку.

– Остался еще один звук, послушайте и назовите его. Я произнесу его и

выделю голосом «доммм».

– Назовите этот звук.

– Правильно, это звук «-м-».

– Звук «-м-» гласный звук или согласный звук?

– Звук «-м-» твердый согласный звук или мягкий согласный звук?

– Какую фишку надо положить на клетку?

– Положите на третью клетку – синюю фишку.

– Все клетки заполнили?

– Сколько всего звуков в слове «дом»?

– Правильно! Три звука – «-д-», «-о-», «-м-».

Сегодня мы отлично справились с заданиями Алдаркосе. Научились

разбирать слово «дом» на звуки. Попрощаемся с Алдаркосе.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

Физминутка: У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошел домой,

И попрыгал заинька.

Выполняют по сигналу воспитателя.

Работа в тетради (графическая работа)

Педагог напоминает о правилах посадки за столом при письме.

Перед выполнением графической работы педагог показывает движения

Как обучать детей звуковому анализу слов

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: “апельсиновый, яблочный. “

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, “живое” слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный. (Снег, зима, лыжи и др.)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

– Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука.)

– Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [К].)

– Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, глухой, твёрдый.)

– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком.)

– Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О].)

– Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный.)

– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком.)

– Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т].)

– Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой.)

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком.)

– Звуки подружились. Что получилось? (КОТ.)

– Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К.)

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О.)

Читайте также:
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т.)

– Буквы подружились. Что получилось? (КОТ.)

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

– «На что похожа буква?»

– В ряду букв обвести в круг заданную букву.

– Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

– Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, – но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,

предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

«Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове.

«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.

Звуковой анализ слов для дошкольников

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.

Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Обучение звуковому анализу слова как основная задача этапа подготовки к обучению грамоте

Обучение звуковому анализу слова как основная задача этапа подготовки к обучению грамоте

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Обучение звуковому анализу слова
как основная задача этапа подготовки
к обучению грамоте

Антонова Татьяна Анатольевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№12
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения определять количество и последовательность звуков в слове, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. В добуквенный период обучения дети открывают «саму звуковую материю слова». Формирование у дошкольников умения выделять звук в слове начинается с особого приёма – произнесения слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов. Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Читайте также:
Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с “песенками” комара – ззз, струйки воды – ссс. В музыкальных играх дети часто подражают жужжанию жука, кваканью лягушек, рычанию медведя, звуку летящего самолёта, крику чаек, пению птичек и т.д.

Также на данном этапе используются обучающие песенки, типа:

В словах на “с” – повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно;
“Собака”, “сумка”, “сахар”, “лист”…
Теперь тебе все ясно?

В словах на “ш” – совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
“Шалаш”, “подушка”, “решето”,
“Шуршим”, “решаем”, “пишем”…

Чтоб “с” услышать в слове “лист”,
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке “с” – один лишь свист,
А в “ш” – шипенье, шорох, шум!

Эти забавные стихи, положенные на музыку, помогают осознать различия в звучании оппозиционных звуков, произвести слуховую дифференциацию, научиться выделять заданный звук в любой позиции (начале, середине или конце слова). Музыка усиливаетвосприятие звука, предаёт ему своеобразную окраску и легко запоминается детьми. Также используются песенки такие как «пропой своё имя». Дети учатся определять с какого звука начинается его имя, а также длинное оно или короткое, делят его на слоги, прохлопывая ритм. После этого дети учатся определять, с какого звука начинаются имена их друзей, короткие они или длинные. Интонационное выделение звука в слове — это средство для проведения звукового анализа, способ действия с формой слова. Введение интонационного выделения звуков впервые дает возможность ребенку отчленить форму слова как нечто отличное от содержания и выделить единицы в форме слова — звуки.

Первостепенная задача – это обучение воспроизведению звукоподражаний, а затем обучение отчетливому и внятному произнесению слов. Однако, чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно употреблять интонационные средства выразительности), необходимо прежде всего научить их внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Эта работа является важной предпосылкой для формирования звуковой (произносительной) стороны речи. Еще И. М. Сеченов в своей книге “Рефлексы головного мозга” указывал на то, что функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой и не менее важной задачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детой слухового восприятия. Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

Таким образом, особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Отличительная черта сольного и хорового пения: совершенствование вокальных навыков (дыхание, дикция, артикуляция, звукообразование и звуковедение). Формирование вокально-слуховой координации. Развитие активности слухового внимания. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Умения в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др. Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. Развитие вокальных навыков способствует развитию фонематического слуха и помогает в дальнейшем ребёнку правильно и быстро научиться читать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: