Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
учебно-методическое пособие по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методическое сопроводительное пособие | 67 КБ |
Дидактическая игра “Что это?” | 829.23 КБ |
Дидактическая игра “Что делает?” | 1.52 МБ |
Дидактическая игра “Скажи, какой,какая?” | 1.11 МБ |
Дидактические игры по развитию связной речи | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря и развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.
Слова-предметы (существительные): мобильный телефон, тостер, микроволновая печь, посудомоечная машина, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, принтер, обогреватель, пылесос, электроплита, газовая плита, ноутбук, компьютер, кофемолка, блендер, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина, электрочайник, утюг, радиоприемник, морозильная камера, блендер, вентилятор, электробритва, соковыжималка, электромясорубка, телевизор, фен, электроприборы, розетка, вилка.
Слова-действия (глаголы): пылесосит, гладит, открывает, распечатывает, отключили, моет, сушит, шьет, фотографирует, снимает, ремонтирует, греет, готовит, смотрят, отжимает, взбивает, перемешивает, разогревает, печет, варит.
Слова-признаки (прилагательные): мобильный, стационарный, двухкамерный, однокамерный, цветной, черно-белый, электрическая, ручная, газовая, моющая, посудомоечная, стиральная, профессиональный, бытовой, швейная, настольная.
Дидактические игры по активизации словаря:
«Что это?», «Что делает?», «Скажи, какой, какая?»
Дидактические игры по развитию связной речи:
«Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет), «Расскажи-ка» (для детей 5-7 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет), «Составь предложение».
Дидактические игры по активизации словаря
Дидактическая игра «Что это?»
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать предметный словарь.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: что это?
4. Формировать соотнесенность слова с предметом.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: мобильный телефон, тостер, микроволновая печь, посудомоечная машина, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, принтер, обогреватель, пылесос, электроплита, газовая плита, ноутбук, компьютер, кофемолка, блендер, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина, электрочайник, утюг, радиоприемник, морозильная камера, блендер, вентилятор, электробритва, соковыжималка, электромясорубка, телевизор, фен, электроприборы, розетка, вилка.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать что это?
– Что это? (Это телефон.)
– Что это? (Это тостер.)
– Что это? (Это микроволновая печь.)
– Что это? (Это посудомоечная машина.)
– Что это? (Это стиральная машина.)
– Что это? (Это холодильник)
– Что это? (Это музыкальный центр.)
– Что это? (Это принтер.)
– Что это? (Это обогреватель.)
– Что это? (Это электроплита.)
– Что это? (Это газовая плита.)
– Что это? (Это ноутбук.)
– Что это? (Это компьютер.)
– Что это? (Это кофемолка.)
– Что это? (Это блендер.)
– Что это? (Это фотоаппарат.)
– Что это? (Это видеокамера.)
– Что это? (Это швейная машина.)
– Что это? (Это электрочайник.)
– Что это? (Это утюг.)
– Что это? (Это радиоприемник.)
– Что это? (Это морозильная камера.)
– Что это? (Это миксер.)
– Что это? (Это вентилятор.)
– Что это? (Это электробритва.)
– Что это? (Это соковыжималка.)
– Что это? (Это электромясорубка.)
– Что это? (Это телевизор.)
– Что это? (Это фен.)
– Что это? (Это бытовая техника.)
– Что это? (Это розетка.)
– Что это? (Это вилка?)
Дидактическая игра «Что делает?»
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать глагольный словарь.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: что делает? что делают?
4. Формировать соотнесенность слова с действием.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: пылесосит, гладит, открывает, распечатывает, отключили, моет, сушит, шьет, фотографирует, снимает, ремонтирует, греет, готовит, смотрят, отжимает, взбивает, перемешивает, разогревает, печет, варит.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать, кто что делает.
– Что делает девочка? (Девочка пылесосит.)
– Что делает тетя? (Тетя гладит.)
– Что делает холодильник? (Холодильник размораживается.)
– Что делает принтер? (Принтер распечатывает.)
– Что делает мясорубка? (Мясорубка перекручивает.)
– Что делает фен? (Фен сушит.)
– Что делает тетя? (Тетя звонит.)
– Что делает тостер? (Тостер подсушивает.)
– Что делает электромиксер? (Электромиксер взбивает.)
– Что делает блендер? (Блендер перемешивает.)
– Что делает кофемолка? (Кофемолка перемалывает.)
Дидактическая игра «Скажи, какой, какая?»
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать словарь признаков.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: какой? какая?
4. Формировать соотнесенность слова с признаком.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: мобильный, стационарный, двухкамерный, однокамерный, цветной, черно-белый, электрическая, ручная, газовая, моющая, посудомоечная, стиральная, профессиональный, бытовой, швейная, настольная.
– Какой это телефон? (Это мобильный телефон.)
– Какой это телефон? (Это стационарный телефон.)
– Какой это холодильник? (Это двухкамерный холодильник.)
– Какой это холодильник? (Это однокамерный холодильник.)
– Какой это телевизор? (Это цветной телевизор.)
– Какой это телевизор? (Это черно-белый телевизор.)
– Какая это мясорубка? (Это электрическая мясорубка.)
– Какая это мясорубка? (Это ручная мясорубка.)
– Какая это плита? (Это электрическая плита.)
– Какая это плита? (Это газовая плита.)
– Какой это чайник? (Это электрический чайник)
– Какой это пылесос? (Это моющий пылесос.)
– Какая это машина? (Это посудомоечная машина.)
– Какая это машина? (Эти стиральная машина.)
– Какой это фен? (Это профессиональный фен.)
– Какой это фен? (Это бытовой фен.)
– Какая это машина? (Это швейная машина.)
– Какой это блендер? (Это ручной блендер?)
– Какой это блендер? (Это настольный блендер?)
– Какой это миксер? (Это ручной миксер.)
– Какой это миксер? (Это стационарный миксер.)
Дидактические игры по развитию связной речи
Рассказ воспитателя по картинке «Уборка комнаты»
1.Научить детей рассматривать картинку, формировать умение замечать на ней главное.
2. Обогатить словарь.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказывает, что на ней изображено. Мама с сыном убираются. Мама чистит палас пылесосом. Мальчик вытирает подоконник влажной тряпкой. Мама с сыном трудолюбивые, они любят чистоту и порядок.
Дидактическая игра «Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет)
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Оборудование: Microsoft Power Point
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы полным ответом.
(Картинка с изображением утюга.)
-Что это? (Это утюг.)
-Какого цвета утюг? (Утюг белого цвета.)
– Какой формы утюг (Утюг треугольной формы.)
– Из чего сделан утюг? (Утюг сделан из металла и пластмассы.)
– Назови основные детали утюга (Основные детали утюга шнур, подошва, переключатель)
– Для чего нужен утюг? (Утюг нужен для глажения одежды.)
(Картинка с изображением холодильник.)
– Что это? (Это холодильник.)
– Какого цвета холодильник? (Холодильник белого цвета.)
– Какой формы холодильник? (Холодильник прямоугольной формы.)
– Из чего сделан холодильник? (Корпус утюга сделан из металла, полки из стекла).
– Назови основные детали холодильника? (Основные детали холодильника дверь, ручка, полки.)
– Для чего нужен холодильник? (Холодильник нужен для хранения продуктов.)
(Картинка с изображением газовой плиты.)
– Что это? (Это газовая плита.)
– Какого цвета газовая плита? (Газовая плита белого цвета.)
– Какой формы газовая плита (Газовая плита прямоугольной формы.)
– Из чего сделана газовая плита? (Газовая плита сделана из металла.)
– Назови основные детали газовой плиты (Основные детали газовой литы дверь, ручка, духовка.)
– Для чего нужна газовая плита? (Газовая плита нужна для приготовления пищи.)
Дидактическая игра «Расскажи-ка» (для детей 5-7 лет)
1. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Учить (по мнематаблице) рассказывать о предмете.
Оборудование: Microsoft Power Point
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и с помощью мнемотаблицы составить рассказ.
(Картинка с изображением холодильника.)
Это холодильник. Он белого цвета, большой, прямоугольной формы, металлический. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри полки, пластмассовые ящики. Работает он от электричества. Используется для хранения продуктов.
(Картинка с изображением газовой плиты.)
Это газовая плита. Она белого цвета, большая, металлическая, прямоугольной формы. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри решетка, противень. Работает она от газа. Используется для приготовления пищи. (Картинка с изображением утюга.)
Это утюг. Он белого цвета, маленький, металлический, треугольной формы. У него есть ручка, шнур. Работает он от электричества. Используется для глажения одежды.
(Картинка с изображением стиральной машины.)
Это стиральная машина. Она белого цвета, большая, металлическая, прямоугольной формы. У нее есть ручка, барабан. Работает она от электричества. Используется для стирки белья.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет)
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам.
Оборудование: Microsoft Power Point
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы воспитателя.
– Что делает бабушка? ( Бабушка месит тесто.)
– С чем делает пирожки бабушка? (Бабушка делает пирожки с повидлом.)
– Куда бабушка положила пирожки? (Бабушка поставила пирожки в духовку.)
– Кого угостила бабушка пирожками?
(Бабушка угостила мальчика пирожками.)
Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.
Бабушка замесила тесто. Из теста она сделала пирожки с повидлом. Поставила в духовку печь. Потом она позвала мальчика и угостила его пирожками.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет)
1. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4. Развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам с последовательно развивающимся действием.
Оборудование: Microsoft Power Point
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы воспитателя.
– Что делает девочка с ножницами и тканью? (Девочка вырезает ткань, кроит.)
– Что делает девочка? (Девочка шьет на швейной машинке.)
– Что сшила девочка? (Девочка сшила шорты для медведя.)
– Медведь какой? (Медведь довольный, веселый.)
Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.
Девочка вырезает ткань ножницами. Шьет на швейной машине. Девочка сшила шорты для медведя. Он довольный и веселый.
Дидактическая игра «Составь предложение»
1.Развивать связную речь.
2. Упражнять детей в умении составлять предложение по опорным картинкам.
Оборудование: Microsoft Power Point
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и составить предложение.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе “Бытовые электроприборы”
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: электроприборы.
Цель: развитие связной речи.
– дать знания детям о бытовых электроприборах (названия, внешний вид, выполняемый функции),
– обогащать и активизировать словарь всех частей речи по теме,
– учить согласовывать словапо типу управления;
– учить составлять рассказ-описание, пользуясь картинно-графическим планом;
– учить подбирать соответствующие понятия;
– развивать связную речь;
– развивать зрительное восприятие;
– развивать внимание и память;
– развивать координацию движений и речи;
– воспитывать произвольность поведения и сосредоточенность на деятельности.
Оборудование:предметные картинки с изображениями различных электроприборов, картинки с изображениями кухни, ванной комнаты, гостиной, мяч, наложенные картинки.
Ход занятия.
1 часть. Вводная.
Организационный момент.
– пусть сядет тот, кто назовет бытовые электроприборы, которые освещают помещения. (лампы, люстры).
– помогают хозяйке на кухне (холодильник, плита, миксер, микроволновая печь, кухонный комбайн и т. п.)
– помогает сохранять и поддерживать чистоту в квартире (пылесос).
– делают нашу одежду чистой и аккуратной (стиральная машина, утюг).
2 часть. Основная.
– мы сегодня с вами будем говорить об бытовых электроприборах.
Бытовыми они называются, потому что используются в быту, т. е. в повседневной жизни, а электрическими их называют потому, что все эти приборы работают от электричества.
– электроприборы помогают нам во многих делах.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Мама стирает бельё в … (стиральной машине).
Папа чистит ковер … (пылесосом).
Маша гладит бельё … (утюгом).
Бабушка на кухне достаёт продукты из … (холодильника).
Даша готовит обед на … (плите).
Дети смотрят мультфильмы по … (телевизору).
Вера делает уроки под настольной … (лампой).
Мама взбивает крем … (миксером).
– электроприборы мы используем в различных ситуациях и в разных местах нашей квартиры: одни помогают нам на кухне, другие в ванной или гостиной.
Задание «Помоги маме быстро выполнить работу».
Перед детьми лежат картинки с изображениями различных электроприборов. Детям нужно сгруппировать их по месту использования и объяснить , почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в гостиной, или в кабинете.
Динамическая пауза. Фонетическая ритмика.
Пылесос мы в руки взяли, дети имитируют уборку пылесосом.
У-у-у-у-у-у-у растягивают руками»пружину»
Стали гладить утюгом, имитируют движения глажения
Побежал по ткани он. утюгом.
Ф-ф-ф-ф-ф- медленно поднимают руки вверх.
Игра с мячом «Продолжи предложение».
Педагог начинает предложение, бросая мяч каждому ребенку. Дети ловят мяч и заканчивают предложения.
– холодильник сохраняет продукты, а пылесос … (чистит ковер).
– стиральная машина стирает вещи, а плита … (готовит).
– миксер взбивает крем, а утюг … (гладит белье).
– лампа освещает комнату, а электрический чайник … (кипятит воду).
– а сейчас я приглашаю вас в магазин, где продаются различные электроприборы.
Дидактическая игра «Магазин электроприборов».
Педагог играет роль продавца, а дети – покупатели.
Чтобы сделать покупку, нужно её назвать, рассказать, как она выглядит и для чего используется, чем отличается от других сходных.
(используется картинно-графический план).
Упражнение на развитие зрительного восприятия «Что спрятано на картинке».
– на складе нашего магазина беспорядок, там очень трудно что-либо найти. Посмотрите внимательно, какие электроприборы есть на нашем складе.
Дети рассматривают наложенные картинки и определяют, что на них изображено.
3 часть. Заключение.
Игра с мячом «Назови не повторись».
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч. Педагог подает сигнал. Тот ребенок, у которого в момент сигнала был в руках мяч, называет любой электроприбор.
Методическая разработка
Лексическая тема ” Бытовые приборы”
Дидактические игры, стихи, загадки.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
СЛОВАРЬ: тема недели: «БЫТОВАЯ ТЕХНИКА »
Существительные: слова – предметы:
электроприборы, телефон, телевизор, холодильник,
видеомагнитофон, радио, магнитофон, обогреватель,
электроплита, тостер, компьютер, мультиварка
электромясорубка, пылесос, овощерезка, морозильник,
электрочайник, утюг, кофемолка, вентилятор,
электричество, торшер, миксер, люстра,
электростанция, ночник, фен, техника,
гидростанция, провод, розетка, вилка,
атомная станция; кофемолка пароварка электрощипцы
микроволновая печь, кухонный комбайн, стиральная машина, настольная лампа, посудомоечная машина швейная машинка
корпус, ножки, стенки,
камера, дверца, польза,
Прилагательные: слова – признаки:
цветной, черно-белый, большой, маленький,
мощный, сверкающая, современный, холодный,
паровой, стеклянная, напольная, настольная,
настенная, высокий, блестящий, двухкамерный,
горячий, стиральная, моющий, электрический,
бытовой, микроволновая, опасный, низкий,
мятый-поглаженый, чистый-грязный, сырой-вареный, горячий-холодный,
Глаголы: слова – действия:
помогают, освобождают, показывает, включается, выключается, записывает, светит, освещает,
играет, греет, морозит, замораживает, взбивает, режет, месит, поджаривает, перемешивает, гладит, отпаривает, подогревает, размораживает, жарит, печет, перемалывает,
ополаскивает, моет, стирает, пользоваться,
пылесосить, сушит, смотреть, слушать,
танцевать, чистить, печатать, играть,
смотреть, веселиться, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, разогревать, согревать, готовить, доставать, ухаживать,
починили, отремонтировали, стирает, отжимает,
пользовались, сломали, кипятит, звонит,
Рубит (мясо), хранит, собирает (пыль), мелет (кофе), шьет, ходят (часы), купили.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
Вводная беседа на тему « Бытовая техника»
Цели: настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основные этапы дня, недели.
Оборудование квартиры для Электроника
Цели: знать о размещении разных электроприборов в квартире в зависимости от их назначения; уметь зонировать помещение групповой комнаты, как квартиры; размещать в разных зонах электроприборы удобно для пользования, используя оборудование игрового уголка, мебель, полки, картинки — заместители розеток; объяснять свои действия3.
Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи
Какие вы знаете электроприборы?
Для чего нужен каждый из них?
Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале?
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.)
Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.)
Почему нельзя трогать розетки?
Для чего нужен провод?
На какой предмет мебели похож холодильник?
Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)
Дети должны знать:
– назначение основных электроприборов в доме;
– почему они так называются;
– как с ними обращаться.
1. Дидактическая игра «Составь предложение »
Цель: упражнять в составлении предложений с помощью опорных слов.
Купить, мы, новый , пылесос ( Мы купили новый пылесос)
Нас, у, электрочайник, сломаться ( У нас сломался электрочайник)
Холодильник, кухня, стоит, в. ( В кухне стоит холодильник)
Сшить, мама, швейная машинка, на , платье. ( На швейной машинке мама сшила платье)
2. Дидактическая упражнение « Подбери признак»
Цель: Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
—Люстра ( какая?) — блестящая , красивая , большая, маленькая , хрустальная хрупкая .
– Утюг ( какой?) – новый, горячий, опасный, паровой, мощный..
– Пылесос ( какой?)- большой, красивый, надежный, мощный…
– холодильник ( какой?) – высокий, двухкамерный, большой, холодный.
3. Дидактическая упражнение «Назови ласково»
Цель: Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.
Пылесос – пылесосик; телефон – телефончик;
Утюг – утюжок ; мультиварка – мультиварочка;
Плита – плиточка; кофемолка – кофемолочка;
пароварка – пароварочка; торшер – торшерчик;
Лампа – лампочка; розетка – розеточка;
Холодильник – холодильничек, магнитофон – магнитофончик
4. Дидактическая игра «Один, два, пять»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах .
Одна кофемолка – две кофемолки- пять кофемолок .
Одна стиральная машина – две стиральные машинки – пять стиральных машинок.
Одна новая кофемолка – две новых кофемолки – пять новых кофемолок.
Один двухкамерный холодильник – два двухкамерных холодильника –
пять двухкамерных холодильников.
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,
одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,
один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников .
Компьютер, холодильник, радио, вентилятор, миксер, пылесос, магнитофон, фен, обогреватель, утюг, пароварка, люстра, телефон.
5. Дидактическая упражнение « Жадина»
Цель: Упражнять в согласовании предметов посуды со словами «Мой», «моя»
А) Утюг – мой утюг, электроплита – моя электроплита, радио – мое радио
тостер – мой тостер, мультиварка- моя мультиварка,
телевизор – мой телевизор, люстра- моя люстра ,
телефон- мой телефон,
фен – мой фен.
Б) Про какой предмет можно сказать «это мой…»(моя, мое, мои)?
Это моя…кофемолка, стиральная машина, мясорубка и т.д.
Это мой … торшер, телевизор, вентилятор, ночник, миксер, блендер.
6. Дидактическая игра «Один – много»
Цель: Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах .
Телевизор — телевизоры — телевизоров,
магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,
пылесос — пылесосы — пылесосов,
люстра — люстры — люстр,
телефон — телефоны — телефонов,
радио — радио — радио,
торшер — торшеры — торшеров,
лампа — лампы — ламп,
компьютер — компьютеры — компьютеров,
холодильник — холодильники — холодильников,
утюг — утюги — утюгов,
машина — машины — машин,
плита — плиты — плит,
техника — техника — много техники,
провод — провода — проводов,
розетка — розетки — розеток,
печь — печи — печей.
7 . Дидактическое упражнение «Есть – нет»
Цель: упражнять в образовании существительных в Р.п. ед.ч. и мн.ч.
Магнитофон – нет магнитофона – нет магнитофонов;
Плита – нет плиты – нет плит;
Пылесос — нет пылесоса – нет пылесосов ;
Люстра – нет люстры – нет люстр ;
Телефон — нет телефона – нет телефонов;
Радио — нет радио – нет радио;
Торшер — нет торшера – нет торшеров;
Вентилятор – нет вентилятора – нет вентиляторов.
лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, микроволновая печь, электроплита, тостер, фен, морозильник.
8. Дидактическая игра «Магазин электротоваров»
Цели: знать разновидности электротоваров; уметь рассказывать об отличительных особенностях и функциях разных видов электротоваров.
Правила. Педагог играет роль продавца, а дети изображают покупателей. Чтобы сделать покупку, надо ее назвать, рассказать, для чего она используется, чем отличается от других сходных. Эту игру можно объединить с сюжетно-ролевой игрой «Семья».
9. Дидактическое упражнение «Что будет, если. »
Цели: знать правила обращения с электроприборами; уметь вербально выстраивать цепь событий по речевой схеме «если. то».
Дети отвечают на вопросы по выбору педагога.
Что будет, если во всем доме отключат электричество?
Что будет, если не выключить утюг?
Что будет, если электроприборы не выключать?
Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?
Что будет, если включить неисправный электроприбор?
Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд? “
10. Дидактическое упражнение «Исправь предложения»
Цель:развивать слуховое внимание, умение составлять предложения с союзом потому что …
Белье было грязное потому, что его постирали.
Скатерть мятая потому, что ее погладили.
Яичница поджарилась, и после этого ее поставили на плиту.
Компьютер работает потому, что его выключили.
11. Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»
Цель: Упражнять в умении обобщать. Развивать логическое мышление,
слуховое внимание, память.
Телефон , солонка, посудомоечная машина, вентилятор.
Утюг, велосипед, пылесос, мясорубка.
Миксер, фен, тостер, кастрюля.
Обогреватель, автомобиль, микроволновка, телевизор.
12. Дидактическая игра «Чем отличаются слова?»
Цель: Развивать слуховое внимание, память, связную речь.
13. Дидактическая игра «Разговор про телевизор» (миксер, тостер)
Цель: упражнять в изменении слова « телевизор» ( миксер, тостер) в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Воспитатель задает вопросы:
В комнате есть . телевизор миксер тостер
На кухне нет …. телевизора миксер тостер
Я поставила . телевизор миксер тостер
Я мечтаю о новом . телевизоре миксер тостер
Тумбочка стоит под … телевизором миксер тостер
14. Дидактическая упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
Цель: Упражнять в подборе слов – действий.
Воспитатель предлагает ребёнку закончить предложения (подобрать и назвать как можно больше слов-действий).
-Покупая бытовую технику в магазине покупатель (что делает?)… выбирает, рассматривает, проверяет, любуется, упаковывает и т.д.
– Дома люди с бытовой техникой (что делают?) … распаковывают, ставят и т.д.
-Ухаживая за техникой человек (что делает?)… обтирает, чистит ит.д.
Подбор родственных слов
-по каким проводам идет ток? (По электрическим проводам).
Какая лампочка над вами? (Электрическая).
Знаете, кто устраняет поломки, когда гаснет свет? (Электрик).
Что может случится, если не соблюдать осторожность? (Рассуждения детей)
Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого еще нет»
Цели: уметь проявлять творческое мышление, соединять несколько приборов в один, придумывать новые функции имеющимся приборам, изображать придуманное в схематичном рисунке, рассказывать об этом.
Дидактические игры с мячом.
а) «Закончи мое предложение»
Цели: уметь правильно называть электроприборы; внимательно слушать педагога, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди.
Мама стирает белье в. (стиральной машине).
Папа чистит ковер. (пылесосом).
Дочь гладит одежду. (утюгом).
Бабушка поджаривает хлеб в. (тостере).
Мама взбивает крем. (миксером).
Дедушка достает на кухне молоко из. (холодильника).
Даша варит щи на. (электроплите).
Аня смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по. (телевизору).
Юра вечером читает книгу под настенной. (лампой).
Мама сушит мокрые волосы. (феном).
б) «Назови ласково» утюг – утюжок, лампа – лампочка, плита – плиточка и т.д.
в) «Раздели на слоги»
Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.
Телефон телевизор
Утюг миксер
г) « Выполнить звуковой анализ слов» ( лампа, плита, радио )
Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Бытовая техника».
Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.
Утренняя гимнастика «Мы — электроприборы»
Цели: знать об особенностях работы разных домашних электроприборов; уметь представлять их в воображении; выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво.
Бег — ток бежит по проводам;
бег цепочкой — длинные провода от одной опоры до другой;
ходьба на носочках с высоко поднятыми руками — опора ЛЭП,
вращение руками — вентилятор;
попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу —овощерезка,
сидя, наклоны туловища вперед — соковыжималка,
лежа, «велосипед» —стиральная машина;
лежа —электротренажер,
наклоны вперед —пылесос,
мелкие движения пальцами —печатание на компьютере или электрической пишущей машинке,
прыжки — из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба;
прыжки с кружением — тестомешалка,
лежа расслабление — расплавленный сыр в микроволновой печи,
бег — зарядка сотового телефона;
бег по спирали — миксер,
ходьба скользящим шагом — утюг.
Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.
Задания «Помоги маме быстро выполнить работу»
Дети получают картинки с изображением ручного труда и разных электроприборов. Они должны быстро подобрать к картинке с изображением ручного труда картинку с соответствующим электроприбором и рассказать, как он действует.
Сгруппировать электроприборы по месту использования и объяснить, почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в зале, или в кабинете.
Дорисовать недостающие детали электроприбора.
К конкретному электроприбору подобрать предметы, на которые направлено его действие (стиральная машина — грязное белье, утюг — мятое белье, кофемолка — зерна кофе, пылесос — мусор и т.п.), назвать действие.
Через пантомимику изобразить какой-то электроприбор, рассказать о себе (как называюсь, что с помощью меня делают, из каких частей состою, из какого материала сделан, как мной управлять).
Дидактическая игра «Назови нарисованные приборы»
Цели: уметь быстро находить изображение прибора в зашумленном рисунке (когда один эскиз наложен на другой), называть его.
Правила. Педагог предлагает детям рисунки, на которых контуры разных электроприборов (4—5) наложены друг на друга. Примеры зашумленных рисунков можно найти в литературе по диагностике восприятия дошкольников. Дети должны назвать все электроприборы, которые спрятаны на картинках, обводя их контур. Затем педагог раздает готовые контуры приборов и предлагает детям самим сделать подобные рисунки, поменяться ими и отгадать, у кого что получилось.
Какая БЫТОВАЯ ТЕХНИКА спряталась на картинке?
Учитель-логопед Бранчукова Анастасия Сергеевна
Речь – это визитная карточка человека!
четверг, 25 февраля 2021 г.
Лексическая тема “Электрические приборы и техника”
1. Д/и «Один – много»
Цель: формирование умения образовывать существ. в мн.числе Р.п.
Холодильник – холодильники, плита – плиты, фен – фены,
Чайник – чайники, кофеварка – кофеварки, пылесос – пылесосы и т.д.
2. Д/и «Расскажи для чего?»
Цель: развитие связной речи
– Расскажи, для чего нужен холодильник?
Стиральная машина, утюг, кофеварка, плита? и пр.
3. Д/и «Подбери признак»
Цель: формирование умения называть слова – признаки (относительные прилаг.)
– Утюг (какой) – тяжелый, металлический, новый, легкий, пластмассовый, электрический, горячий, опасный, удобный (чайник, пылесос, телевизор)
4. Д/и «Большой – маленький – еще меньше»
Утюжище – утюг – утюжок
Пылесосище – пылесос – пылесосик
Фенище – фен – фенчик
Самоварище – самовар – самоварчик
Мясорубище – мясорубка – мясорубочка
Соковыжималище – соковыжималка – соковыжималочка
Фотоаппаратище – фотоаппарат – фотоаппаратик.
5. Д/и «Ты – мне, я – тебе»
Цель: формировать умение называть слова-действия
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электроприбор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.
Пылесос – убирает пыль,
Холодильник – сохраняет продукты,
Стиральная машина – стирает бельё,
Утюг – гладит бельё и т. д.
6. Д/и «Кто больше назовет слов, что умеет делать прибор?»
Цель: формирование умения называть слова – действия
– Я буду вам показывать картинку, а вы, будите мне говорить, что делает этот прибор.
Пылесос – гудит, сосёт, глотает, дрожит, катится, стоит, втягивает.
Телевизор – показывает, включается.
Фен – дует, греет, сушит, гудит.
Плита – нагревается, варит, кипятит и.т.д. и т.п.
7. Д/и «Сколько их?»
Цель: согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
Один фен, два фена, три фена, четыре фена, пять фенов
(утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка)
8. Д/и «Назови ласково»
Цель: образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)
Чайник – чайничек (фен, пылесос, мясорубка, телефон, плита, утюг, холодильник, кофемолка, магнитофон)
9. Д/и «Четвертый лишний»
Цель: формирование умения классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его
Холодильник, мясорубка, утюг, чайник.
Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.
Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.
10. Д/и «Что будет?»
Цель: развитие связной речи, мышления
– А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем – нибудь заменить?
– Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.
– Вместо стиральной машины постирать руками.
– Вместо пылесоса подмести веником.
– Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать и т. д.
11. Д/и «Продолжи предложение»
Цель: формирование умения составлять простые предложения, пополнять словарный запас по теме бытовая техника, развивать речь.
Я буду кидать вам мяч, и начинать предложение, а вы будете его заканчивать.
• Пылесос нужен для того, чтобы…
• Мясорубка нужна для того, чтобы…
12. Д/и «Веник и пылесос – это хорошо или плохо?
Цель: развитие умения выявлять положительные и отрицательные стороны приборов
– А теперь вы должны доказать – что:
-не нужно электричество
-ты работаешь сам, двигаешься (физическая нагрузка полезна)
-может делать каждый (ребёнок без взрослого)
-можно убирать везде (на улице, в помещении)
-не требует ухода (не надо вытряхивать)
-чисто убирает (всасывает пыль)
-труднодоступные места (батарея)
-не требует усилий
-по скорости быстрее убирает, чем веник и тряпка
-убирает, как с твёрдых (пол, так и с мягких (мягкая мебель) поверхностей.
-не так чисто убирает, как пылесос
-сам может отламываться и оставлять от себя мусор
-не во всех местах может забраться (где пылесос может высосать грязь)
-приходится долго работать в наклонку (в одном положении)
-поднимает пыль в воздух.
-зависит от электричества
-требует ремонта мастера
-зависит от длины шнура
-нельзя пользоваться без взрослого
-занимает много места по сравнению с веником
Давайте сделаем вывод: нам нужен и веник и пылесос. В одном случае хорошо пользоваться пылесосом, а в другом случае веником.
13. Д/и «Составь рассказ об электроприборе»
Цель: развитие связной речи
Составление рассказа по плану:
– Название бытового прибора.
– Для чего он нужен?
– Какой формы этот прибор?
– Где он хранится у тебя дома?
– Как нужно обращаться с ним?
14. Д/и «Отгадай-ка»
Цель: формирование умения у детей описывать прибор, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Материал: предметы или предметные картинки с изображением хорошо знакомых детям электроприборов.
Ход игры: давайте поиграем, пусть предметы сами расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Каждый из вас будет исполнять роль какого-то прибора.
15. Д/и «Закончи фразу»
– Я чищу ковёр. (пылесосом).
-Я стираю бельё в. (стиральной машинке)
-Я глажу бельё. (утюгом)
-Я смотрю фильм по…. (телевизору)
-Я храню продукты в. (холодильнике)
-Я разговариваю с другом по…(телефону).
16. Д/и «Отгадайте»
Цель: формирование умения по описанию узнавать электроприбор; развивать память, речь.
– Летом папа нам привез в белом ящике мороз,
И теперь мороз седой дома летом и зимой.
Бережет продукты : мясо, рыбу, фрукты (холодильник)
– Из горячего колодца через нос водица льется (электрочайник)
– Гладит все чего касается, а дотронешься – кусается (утюг)
– Чудо ящик – в нем окно. В том оконце есть кино (телевизор)
– Что за чудо эта вещь, разогреет вмиг поесть
За минуты горячи каша, пирожки и щи (микроволновая печь).
– Он не ест и не пьет,
Чужим голосом поет.
Только вот обидно,
Кто поет – не видно! (Магнитофон)
– Из ковра чистюля-робот
Тянет пыль и грязь в свой хобот (Пылесос)
Нам стирает всё подряд (Стиральная машина)
– Сжал кулак свой исполин,
Сделал соком апельсин (соковыжималка)
– Застрочит, как пулемёт,
Платье новое сошьёт (электрическая швейная машинка)
– Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей (фен)
– На столе в колпаке да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок – развеселый огонек (Настольная лампа).
– Висит груша – нельзя скушать (лампочка)
– «Электрическое чудо, разное готовит блюдо.
Борщ или рассольник сварит, и яичницу пожарит.
Мясо, курицу потушит
И сухарики посушит.. . (Электрическая плита)
17. Д/и Назови одним словом»
Цель: формирование умения объяснять образование сложных слов
Пылесос – сосет пыль, соковыжималка – выжимает сок, самовар – сам варит,
Мясорубка – рубит мясо.
Игры на развитие связной речи
18. Д/и «Спор электроприборов».
Педагог предлагает каждому ребенку взять на себя роль одного из электроприборов и доказать, что он самый нужный в доме. Например: «Я — пылесос, я самый необходимый электроприбор, без меня чисто не убрать в квартире», «А я – стиральная машина, как трудно пришлось бы маме, не будь меня, она бы все белье стирала руками!»
19. Д/и «Идем в гости».
Педагог говорит детям, что им всей семьей надо идти в гости. Но, к сожалению, нарядное платье запачкалось, брюки порвались, рубашка помялась. Мама должна сделать прическу, папа – побриться. Какими электроприборами в этом случае можно воспользоваться? (Стиральная машина, швейная машина, утюг, фен, электрощипцы, электробритва. )
20. Д/и «Ждем гостей».
Педагог сообщает детям, что у девочки Маши день рождения. До прихода гостей Маше нужно убрать квартиру, постирать белье, погладить скатерть и салфетки, приготовить угощение. (Для приготовления еды можно использовать множество электроприборов: миксер, тостер, микроволновую печь, кухонный комбайн, соковыжималку, электромясорубку и т.д.) Дети должны подсказать Маше, какой электроприбор ей нужно выбрать для данной работы.
Дидактический материал к лексической теме: » Домашние электроприборы»
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ».
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: Назначение основных электроприборов в доме. Почему они так называются. Как с ними обращаться. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, торшер, лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество; ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: цветной, черно-белый, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая; ГЛАГОЛЫ: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать. НАЗОВИ ЛАСКОВО (детям от 5 лет) : Телефон — телефончик. Пылесос— пылесосик. Торшер — торшерчик. Лампа — лампочка. Холодильник — холодильничек. Утюг — утюжок. Магнитофон — магнитофончик. Плита — плитка (плиточка). ОДИН — МНОГО. Телевизор — телевизоры — телевизоров. Магнитофон — магнитофоны — магнитофонов. Пылесос — пылесосы — пылесосов. Люстра — люстры — люстр. Телефон — телефоны — телефонов. Радио — радио — радио. Торшер — торшеры — торшеров. Лампа — лампы — ламп. Компьютер — компьютеры — компьютеров. Холодильник — холодильники — холодильников. Утюг — утюги — утюгов. Машина — машины — машин. Плита — плиты — плит. Техника — техника — много техники. Провод — провода — проводов. Розетка — розетки — розеток. Печь — печи — печей. ПОСЧИТАЙ: Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров. Щдна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр. Один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д. СКАЖИ СО СЛОВОМ «НЕТ». Телевизор — нет телевизора. Магнитофон — нет магнитофона. Плита — нет плиты. Пылесос — нет пылесоса. Люстра — нет люстры. Телефон — нет телефона. Радио — нет радио. Торшер — нет торшера. Лампа — нет лампы. Компьютер — нет компьютера. Обогреватель — нет обогревателя. Холодильник — нет холодильника. Миксер — нет миксера. Утюг — нет утюга. Стиральная машина — нет стиральной машины. Микроволновая печь — нет микроволновой печи. Электроплита — нет электроплиты. Тостер — нет тостера. Фен — нет фена. Вентилятор — нет вентилятора. Морозильник — нет морозильника. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Мама стирает белье в … (стиральная машина). Папа чистит ковер … (пылесос). Дочь гладит одежду … (утюг). Коля поджаривает хлеб в … (тостер). Бабушка на кухне достает продукты из … (холодильник). Даша готовит обед на … (плита). Антон разговаривает с другом по … (телефон). Фильмы и мультфильмы показывают по … (телевизор). Вера читает книгу под настенной … (лампа). БЕСЕДА ПО ТЕМЕ: Какие вы знаете электроприборы? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)
МИНУТКА ОТДЫХА Полюбуйся, посмотри — Полюс северный внутри! Там сверкают снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина. (Холодильник.) Есть у нас в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Пылесос.) Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые — Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг, Электрический … (утюг). Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам — Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
Беседа на тему: «Домашние опасности-электроприборы»
Занятие на тему «Домашние опасности — электробытовые приборы»
способствовать закреплению у учащихся навыков безопасной работы с электробытовыми приборами.
расширять и закреплять знания правил осторожности с электробытовыми приборами; развивать речь в процессе составления полных ответов на вопросы во время беседы; воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о домашних опасностях.
3. Основная часть.
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о такой домашней опасности как электробытовые приборы, выясним, что такое электричество, какие мы знаем электробытовые приборы, и почему они могут приносить не только пользу, но и ущерб для здоровья человека, вспомним и закрепим знания о правилах осторожности с этими приборами. На занятии будьте очень внимательны т.к эти знания пригодятся вам на всю жизнь, помня о них вы избежите несчастные случаи. — Ребята, вы наверное слышали такую пословицу «Мой дом- моя крепость». — Как вы, её понимаете?
( Дом – это то, место на земле, где мы чувствуем себя в полной безопасности). Ребята дом это не просто стены и крыша. На самом деле дом устроен очень сложно. В нём проходят трубы с горячей и холодной водой, ещё в каждом доме есть много проводов для электрического тока, телефона. В доме шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, телевизор и т.д. и эти приборы называются….? (электробытовые приборы)
— Подумайте и скажите, почему они называются бытовые приборы? (Потому, что используются в быту и повседневной жизни) — Почему электроприборы? (Потому, что работают от электрического тока)
— Без электричества не сможет работать ни один электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электробытовой прибор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться. (Электрический ток)
— Ребята, как вы думаете, что такое электрический ток? (Электрический ток – это маленькие электроны, которые движутся внутри по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда будите учиться в старших классах.)
— Ребята, а в нашей группе есть электричество? (Ответы детей) — Ребята, по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество. ( Розетки, лампочки, выключатели) — Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электробытовые приборы. — Ребята, как вы думаете, раньше было электричество? — Действительно, раньше электричества не было, но люди и в то время стирались, готовили себе еду, убирались. — Ребята, я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Соотнеси предметы».
Это задание будем выполнять по группам. На карточках изображена бытовая техника, которая помогает нам сейчас и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Ваша задача найти пару. (стиральная машина- корыто, пылесос- веник, электроплита- русская печь, электролампа- свеча)
-Давайте с вами по очереди назовём предмет, которым пользовались раньше и предмет которым пользуются в современном мире. — Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Все эти вещи человек создал для своего удобства, чтобы они ему помогали. Но они могут стать и опасными для человека. — Как вы думаете когда? (Если с ними неправильно или не аккуратно обращаться)
— Ребята, подумайте и скажите, а какие у нас с вами дома есть электрические приборы. (телевизор, стиральная машина, электрический чайник, электрическая плита, утюг, пылесос) — Я вам открою один секрет, чтобы вы никогда не попадали в опасные ситуации? — Домашние электроприборы бывают нагревательные — это те приборы которые во время работы нагреваются, становятся горячими, можно получить ожёг, они самые опасные, ими нельзя детям самим пользоваться, только со взрослыми. — А телевизор, холодильник, магнитофон, компьютер, телефон – это не нагревательные приборы, и детям вашего возраста уже можно ими пользоваться, аккуратно с осторожностью, но с разрешения родителей.
На карточке нарисованы различные электробытовые приборы. Вам нужно закрасить красным цветом изображающие нагревательные и синим цветом не нагревательные электроприборы.
Проверим правильность выполнения. электрическая плитка (можно обжечь руки о конфорку, или обжечься об горячую кастрюлю); утюг (поверхность нагревается, становится горячей, можно обжечь руки) ; электрочайник ( можно получить ожёг паром); электрообогреватель (можно обжечь руки, если положить на него сушиться одежду она загорится и случится пожар); электрическая лампа (нельзя дотрагиваться до неё руками она горячая.). — Что можно получить при работе с этими приборами. (ожог) А если вдруг случился пожар куда вы будите звонить и по какому номеру? (пожарную часть 01) — А если получили сильный ожог, куда вы обратитесь за помощью? (в больницу) — По какому номеру будите звонить?(03) — Правильно. Чтобы вам не пришлось пользоваться этими номерами, без взрослых не пользуйтесь электроприборами. Как мальчик Миша, который прислал вам письмо.
Послушайте, что он вам пишет. — Здравствуйте дети! Я лежу больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Остался я как то дома один, сначала я читал книжки, рисовал, а потом мне стало скучно и я решил погладить себе платочек. И что самое обидное, всё правильно сделал: вилку в розетку вставил, положил платочек на стол, поставил на него утюг. Тут телефон зазвонил, я отошёл всего лишь на пять минуточек с другом поболтать и вдруг дым, огонь, пожар. Я закричал: Караул. Помчался на кухню, налил в кружку воды и вылил на утюг. Дальше я ничего не помню, очнулся только в больнице. Сейчас мне очень плохо, меня лечат врачи. Просто чудом остался жив. Хорошо, что соседи по телефону 01 вызвали пожарную команду. И кто только придумал эти странные электроприборы! Дорогие ребята прошу у вас помощи, подскажите мне, что я сделал неправильно.
Вопросы к детям: — Ребята, а почему Миша оказался в больнице? (ответы детей) — Какие ошибки он допустил при обращении с утюгом? (Включил утюг без разрешения взрослых, поставил, его на стол, оставил утюг без присмотра, залил его водой). Что ещё Миша забыл сделать, когда начался пожар? (вызвать пожарную команду). Что он крикнул? (Караул), а надо было кричать пожар, тогда бы соседи услышали и пришли на помощь. Вот что может случиться если не слушать взрослых.
Как мы с вами сегодня говорили, что ни один электробытовой прибор не может работать без электричества, поэтому при пользовании электроприборами нужно выполнять ряд общих правил.
— А вот какие это правила, вы можете узнать посмотрев на экран.
1.Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.
2.Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.
3.Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
4.Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и т.д.
Эти правила вам необходимо помнить всю свою жизнь, чтобы не получить ни какую травму и избежать неприятностей.
-Ребята, о каких домашних опасностях мы сегодня с вами говорили на занятии? ( электроприборы) -Какие приборы относятся к нагревательным? — Какие приборы относятся к не нагревательным? — Какие вы запомнили правила при пользовании электроприборами? — Ребята, вы сегодня очень активно работали на занятии. Вижу, что вы знаете правила техники безопасности с электробытовыми приборами.
Портал педагога
Автор: Борисова Марина Борисовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 Детский сад “Почемучка”
Населённый пункт: п.Новый, Елизовский р-он, Камчатский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: “Сказка о пылесосике” (лексическая тема “Электроприборы”)
Раздел: дошкольное образование
В нашей старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня каждая
неделя начинается с изучения новой лексической темы. А в век компьютер-
ных технологий и многообразия различной домашней техники появилась
необходимость в теме «Электроприборы и бытовая техника». Зачем? Дети с
общим недоразвитием речи часто путают лексические значения предметов.
При активизации словаря на тему «Дом, части дома» слова дверь, стены и
т.п. у детей ассоциируются с мебелью. Тоже происходит и с крупной бытовой
На первых логопедических занятиях по любой теме мы уточняем и обогаща-
ем словарь, развиваем лексико – грамматические категории. Вторые занятия
обычно направлены на развитие связной речи.
Данная лексическая тема была сложна и для меня, т.к. очень мало материала,
на который можно было бы опереться. А 5-6 лет – апогей сказочного мышле-
ния! Стремление приписать неодушевленным предметам или животным че-
ловеческие черты. И я решила это использовать – придумать совместную
сказку! Дети не любят наставлений, а сказка научит всему исподволь.
Представляю вашему вниманию фронтальное логопедическое занятие, запла-
нированное на второй период (конец февраля).
«Сказка о пылесосике»
Образовательные задачи. Актуализация и активизация словаря по теме «До-
машние электроприборы и бытовая техника». Совершенствование навыка
словообразования, словотворчества. Совершенствование грамматического
строя. Совершенствования навыка ориентировки на плоскости.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческих и мыслительных
процессов, зрительного внимания, воображения, памяти, общей и мелкой мо-
торики, пространственного восприятия.
Воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к окружающим
предметам. Воспитание уважения к мнению других.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме,
пылесос, влажная салфетка, картинки с наложенными изображениями пред-
метов для индивидуальной работы (Прилож.1), альбомы, карандаши, мяч, ли-
сты в крупную клетку для графического диктанта, заламинированные листы
для самооценки (Прилож.2)
Ход занятия.
Оргмомент. «Снежный ком». Активизация словаря по теме «Домаш-
ние электроприборы и бытовая техника».
Дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям вспомнить тему про-
шлого занятия и поиграть в игру «Снежный ком». Затем передает
мяч и называет предмет по теме, ребенок повторяет это слово, назы-
вает свой предмет и передаёт мяч следующему и т.д. Последний ребе-
нок должен назвать все слова и добавить своё.
«Почему так назвали?» Совершенствование навыка словообразова-
Логопед показывает предметные картинки и спрашивает, почему этот
предмет так назван.
Самовар, кофемолка, хлеборезка, холодильник, вафельница, пылесос.
– Как с ними необходимо обращаться? (Аккуратно, выключать после ис-
пользования, чистить от грязи, протирать пыль, под присмотром взрослых
Игра «Верю – не верю» (с мячом). Развитие творческих и мыслитель-
Логопед предлагает детям поиграть в небылицы.
– Вы можете сочинять небылицы? А что это такое? Я буду каждому
бросать мяч и говорить предложение, а вы будите возвращать мяч и го-
ворить «Верю» или «Не верю». А если не верите, то объясните – поче-
Ваш холодильник родился на северном полюсе.
В холодильнике лежит колбаса.
На печке приготовили обед.
Пока вы спали, печка приготовила завтрак.
По телефону можно говорить.
Ночью ваш телефон общается с другими телефонами.
Лампочка дружит с выключателем.
Пылесос нужен для мытья посуды.
-А теперь ваша очередь.
Дети предлагают свои предложения, а логопед говорит «Верю» или «Не
Сказка о пылесосе. Развитие связной речи, воображения. Воспитание
бережного отношения к окружающим предметам.
Выставляется настоящий пылесос, тряпочка (протирать «пыль»)
–Про любой предмет можно сочинить сказку. Вот наш герой – пылесос. С
Жил – был в нашем детском саду… в старшей группе … пылесос.
Когда – то он был новенький. Все его любили, протирали с него пыль.
А он за это… хорошо пылесосил в группе.
Однажды дети играли с маленькими, мелкими игрушками. Какими. А
потом не убрали их на место, и они закатились под шкаф, под …
А пылесос этого не знал. И когда он начал пылесосить везде, везде,
под …, под…, под…, то засосал эти игрушки в шланг и …сломался.
Поставили пылесос в угол и забыли про него. Никто на него внимания
не обращает, никто в розетку не включает, пыль с него не протирает…
Стали дети искать свои игрушки. Нет их нигде. А пылесос? Знает, а
сказать не может. Он только по ночам разговаривает.
И вот собрались пылесос выбросить и решили посмотреть, что там
Обрадовались дети. А пылесос тоже рад. Ведь его не выкинули, а про-
сто почистили внутри.
Конец? А вот и нет! Теперь дети знают, что нельзя мелкие предметы ки-
дать под …, а то пылесос сломается!
Физминутка. «Я – пылесос» Координация речи и движения
Дети встают в круг и представляют, что они – пылесосы.
Батюшки, сколько пыли!
Где же вы раньше были?
Меня вы совсем забыли…
Ладно, ладно, не страшно, все
Изумительно грязно! Просто пре-
Да, кстати, загляну еще под крова-
Потом пройдусь по ковру.
И снова в углу замру
Руки в стороны, затем «метёлоч-
ка» перед грудью
Поднять плечи, руки в стороны
Кулачок на кулачок, хлопок, кула-
чок на кулачок, хлопок
Скакать по кругу
Остановиться и замереть
Пересказ сказки. Развитие связной речи, памяти.
Пересказ осуществляется по цепочке, с дополнениями. Если группа
сильная, то можно предложить пересказ от лица пылесоса, но тогда
на голову надеть шапочку с его изображением.
«Найди пылесос». Профилактика дисграфии.
Найти в картинке с наложенными изображениями предметов пылесос и об-
вести его по контуру.
– Ребята, наш пылесос передал вам черно-белые фотографии, где он изобра-
жен в компании своих друзей… Странно, но я его не вижу! Попробуйте вы
найти пылесос и обвести по контуру красным карандашом.
Игра «Добавь правильное словечко». Расширение и уточнение словаря
— Пылесосу понравилось с вами играть, и он предлагает вам новую игру «До-
бавь правильное словечко».
Логопед описывает пылесос, производит с ним действия.
Наш помощник … пылесос,
У него длиннющий … нос? Хобот? Правильно – шланг!
Вместо ног …правильно, колесики!
В животе… волосики? Насосики? Правильно – мотор!
Ложку? Правильно – вилку в …конфетку? В котлетку? Правильно – в розетку!
Нажмем на кнопочку под названием …«читатель»? «Испытатель»? Правиль-
Теперь за работу!
Графический диктант «Дружная команда»
Раздать детям листочки в крупную клетку, в середине каждого листа сто-
ит точка – пылесос.
– Вот листочки, это план группы. В центре точка, это пылесос. Поможем пы-
лесосу убраться в группе. Поставьте карандаши в точки и слушайте команду.
Наш пылесос продвигается вверх на 3 клетки, вправо на 4 клетки, по диаго-
нали влево вниз на 1 клетку, …а сейчас вы будите давать команды по цепочке,
но с условием, чтобы линии не пересекались. Зачем нам пылесосить на одном
– Молодцы, у нас была дружная команда, и мы помогли навести уборку в
10.Итог занятия. Самооценка работы детей (обвести шарик).
Логопед предлагает дома нарисовать пылесос, а внутри те мелкие предме-
ты, которые потерялись в группе.
Приложение 1.
Приложение 2.
Шарик надут, поднят высоко в небо – поработал отлично
Шарик надут наполовину, находится на середине листа – старался, но не все
Сдувшийся шарик не взлетел, находится на земле – в другой раз получится
Ребенок с умственной отсталостью в общеобразовательной школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 “Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
В связи с участившимися обращениями по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации образовательной деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение обучающихся указанной категории, Минобрнауки России направляет разъяснения.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
В.Ш. Каганов |
Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.
Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью), утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1599.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью вступает в законную силу с 1 сентября 2016 г.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью может быть реализован при организации обучения обучающихся с умственной отсталостью совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома – интернаты системы социальной защиты), или вне их – в форме семейного образования, а также на дому.
На основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.
В программе прописан примерный учебный план, на основе которого образовательная организация разрабатывает свой учебный план.
Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен. между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее – СанПиН ОВЗ), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
СанПиН ОВЗ вводятся в действие с 1 сентября 2016 г. и распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.
Образование согласно СанПиН ОВЗ для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.
Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона).
Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.
Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (часть 4 статьи 91 Закона). Сведения о конкретных образовательных программам в приложении к лицензии не указываются.
Вместе с тем, в настоящее время Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – законопроект), которым предусматривается проводить лицензирование образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта), что влечет изменения статьи 91 Закона об образовании и нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру лицензирования образовательной деятельности.
Законопроект размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ссылка доступa: http://regulation.gov.ru/p/50981.
В дополнение к письму Минобрнауки России от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 сообщаем, что законопроектом аккредитация образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью не предполагается.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей |
И.О. Терехина |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации деятельности.
Так, указано, что содержание образования данных лиц определяется адаптированной программой. Учитываются положения специального ФГОС, который вступает в силу с 1 сентября 2016 г.
Стандарт может быть реализован при организации обучения лиц совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах, в специализированных организациях или в форме семейного образования, а также на дому.
На основе ФГОС разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная программа. Она реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
В стандарте для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и “Коррекционно-развивающей области”, являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.
Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется СанПиН 2.4.2.3286-15.
Планируется внести изменения в Закон об образовании в части лицензирования образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта).
При этом не предусматривается аккредитация деятельности по адаптированным программам.