Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

Методическая разработка на тему: «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР»

Цель: формировать базу для развития всех компонентов речи:

  • формирование познавательной деятельности;
  • систематизация представлений об окружающем мире;
  • развитие творческой личности ребёнка, стремящейся к исследованию окружающего мира.

I этап. Работу c детьми, имеющими ОНР, начинаю с конструирования, выкладывания танграмов.

II этап. На следующем этапе учу детей дифференцировать геометрические фигуры (плоские) и геометрические тела (объёмные), затем – соотносить их с предметами и с изображениями предметов.

III этап. В дальнейшем провожу работу по формированию временных представлений:

1. Смена времён года.

– Наглядно показываю, как вертится Земля (глобус) вокруг Солнца (мячик). Объясню, что когда Земля наклоняется вперёд, то та её часть, где располагаемся сейчас мы (наша область, наша страна), лучше прогревается Солнцем, — вот и наступает в этой части Земли лето. Затем постепенно Земля начинает отклоняться от Солнца (показываю, как отклоняется), становится всё прохладнее, наступает осень. Когда сильно отклонится – у нас будет зима. Затем Земля медленно начинает наклоняться к Солнцу, поэтому становится всё теплее; на Земле начинает таять снег – вот и весна наступила!

– После усвоения данного материала, наглядные представления о движении Земли вокруг Солнца переносятся на плоскость.

Круг d = 45 см – это схема, изображающая времена года в пространстве. В центре круга располагается «Солнце», вокруг него движется «Земля» — маленький голубой шарик на острой ножке (при необходимости его можно воткнуть в край схемы и показать, где сейчас находится «Земля»). Солнце «движется» по часовой стрелке, значит, «Земля» движется против часовой стрелки. Наша схема наглядно это движение показывает: (рисунок 1).

Круг разбит на 12 секторов – это месяцы года. Каждые три сектора обозначают время года.Три верхних сектора обозначают зиму (они белого цвета);

Три нижних сектора обозначают лето:

  • июнь – сектор тёмно-зелёного цвета (т.к. листья на деревьях уже большие, а трава высокая);
  • июль – сектор красного цвета (стоит на дворе жара, «щёки от жары красные»);
  • август – сектор бледно-красного цвета (уже нет сильной жары, просто тепло);

Три сектора справа обозначают осень:

  • сентябрь – сектор жёлтого цвета (трава, листья на деревьях начинают желтеть);
  • октябрь — сектор оранжевого цвета (уже все листья изменили окраску, больше листьев оранжевых и багряных);
  • ноябрь — сектор серого цвета (деревья стоят голые, «серые», тучи тоже серые, идут дожди).

Три сектора слева обозначают весну:

  • март — сектор бледно-голубого цвета (тает снег, бегут маленькие ручейки);
  • апрель — сектор синего цвета (снег весь растаял, бегут широкие ручьи, на реке ледоход);
  • май — сектор бледно-зелёного цвета (появляется травка, а на деревьях — маленькие листики).

2. Смена дней недели. Каждый прожитый день обозначаем прямоугольником и закрашиваем его в цвет, «соответствующий» дню недели. Для определения дней недели используется цветовой спектр солнечного луча (красный — понедельник, оранжевый – вторник, жёлтый – среда и т.д.). (Рисунок 2).

Прожили семь дней (цикл закончился) – прошла неделя. Начинается другая неделя, а мы продолжаем выкладывать ряд с закрашенными прямоугольниками (дети видят, что между неделями нет разрыва).

3. Теперь можно отработать понятие – «Время суток». На прямоугольнике делаю обозначения: начало полоски – это утро, середина – полдень, далее – вечер и ночь; полоска закончилась – закончились сутки.

И, конечно же, показываю движение Земли (глобуса) вокруг своей оси относительно Солнца (дети не просто запоминают названия времени суток, а наглядно «видят», как происходит смена времени суток – Земля, поворачиваясь, «отворачивается» от Солнца, поэтому на ней становится всё темнее и темнее).

4. Усвоив это понятие, дети начинают отрезать полоски (прожитые сутки) на внешнем крае нашего круга (теперь вглубь, к центру на 1,5 см.) и, соответственно, закрашивать их в необходимый цвет.

Используя эту схему (круг), дети могут:

  • посчитать, сколько уже прожили дней в данном месяце, а сколько осталось прожить дней до конца месяца;
  • определить, какой сегодня день недели, какой был перед ним, а какой день будет за ним.
  • посчитать, сколько недель уже прожили в данном месяце, и сколько недель осталось ещё прожить;
  • определить, какой будет следующий месяц, а какой месяц уже закончился;
  • какое время года на дворе и пр. Всё видно наглядно.

IV этап. Формирование пространственных представлений по:

  • вертикальной оси;
  • по горизонтальным осям.

V этап. Знакомство детей со схематическим обозначением предлогов и постепенное введение всех предлогов в предложения. (Рисунок 3,4).

Дети выстраивают схемы предложений, используя счётные палочки и предметные картинки. (Рисунок 5).

Конспект занятия

Тема. Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Грамматическая тема: «Формирование грамматического оформления связных высказываний».

Лексическая тема: «Дикие животные Крайнего Севера».

  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • учить выполнять заданные действия по инструкции;
  • формировать навыки самоконтроля за речью.
  • развивать оптико-пространственные представления;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • формировать речемыслительную деятельность;
  • формировать навыки диалогической речи;
  • развивать навыки синтаксического конструирования.
  • прививать любовь к природе;
  • развивать положительную мотивацию к занятиям;
  • развивать навыки речевой коммуникации, умение слушать товарища.

Оборудование: Круг d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве. Картинки по теме: олень, песец, бурый медведь, белый медведь, нерпа, морж, лиса, волк, заяц, морской котик, тюлень.

Схемы-символы, обозначающие предлоги, счётные палочки, обозначающие слова.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. А вы рады встрече со мной? Тогда отобразите это на своём лице (дети улыбаются).

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите на нашу схему, которая изображает времена года. Она нам поможет поиграть в игру: «Самый внимательный». Кто выиграет, тот быстрее других сядет:

– Какое теперь время года? (Осень).
– Как называется весенний месяц? (Октябрь).
– Кто знает, какое сегодня число? (Девятое).
– А как вы догадались? (Наша схема нам всё показала).

2. Ориентировка во времени.

Читайте также:
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика

Логопед: Ребята, чтобы не «потерять» дни, недели и месяцы, что нужно уметь делать? (нужно уметь считать прожитые дни, недели и месяцы).

– Сколько же дней мы уже прожили в октябре? (Мы прожили девять дней).
– А как вы догадались? (На схеме отрезано восемь полосочек, последняя полоска закрашена оранжевым карандашом, значит, был вторник).
– Которую по счёту полоску отрежем на схеме сегодня? (Девятую, потому что сегодня девятое октября).
– Карандашом, какого цвета раскрасим полоску? (Жёлтым карандашом, потому что сегодня среда).

Логопед: Молодцы! Предлагаю вам поиграть в игру: «Что за чем, что перед чем».

– Ребята, кто догадался, где на нашей схеме располагается среда? Не забывайте отвечать полным ответом. (Среда стоит за вторником, но перед четвергом; среда находится между вторником и четвергом).

– А как на схеме располагается месяц октябрь? (Октябрь стоит перед ноябрём, но за сентябрём; октябрь находится между сентябрём и ноябрём).

– Где же осень на нашей схеме? (Осень располагается за летом, но перед зимой; она находится между летом и зимой).

3. Дидактическая игра «Найди лишнее слово».

Логопед: Ребята, послушайте внимательно. Как вы думаете, какое среди этих слов лишнее? Почему?

– сентябрь, октябрь, осень, ноябрь.

Дети: Лишнее слово осень, — это время года, а остальные слова обозначают осенние месяцы.

– дождь, листопад, ручеёк, лужа.

Дети: Лишнее слово листопад.

4. Работа над предложением.

Логопед: Ребята, вы очень хорошо выполнили задания, отгадали все слова и не сделали ни одной ошибки. Теперь я попрошу вас составить предложения, используя слова, с которыми мы работали. Кто готов назвать своё предложение?

1. Осенью мы можем наблюдать листопад.

2. Осенних дней прожили много, а дождей ещё не было.

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь подведём итоги. Кто как работал? Вы сами должны оценить свою деятельность, выбирайте призы (за хорошую работу синие квадратики, за отличную – красные многоугольники).

5. Работа над грамматическими категориями.

– Сейчас мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам. Все готовы?

Игра «Кто на чём?»

– Я поеду на велосипеде.
– А я сяду на лошадь, и она умчит меня.
– Я хочу поехать на мотоцикле .

Игра «Кто быстрее? Кто за кем?»

– Мчусь на мотоцикле, а за мной Миша на лошади.
– Я на лошади, а за мной Саша на велосипеде.
– А я на своём самокате за Сашей…

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали, мы, ехали, до горы доехали,
В гору мы въехали, с горы съехали,
Дальше поехали.
К дому подъехали, вот и приехали.

Логопед: Я вижу, что у всех хорошее настроение! Рассказывайте, что было самым трудным в путешествии? Кто повстречался в пути? И отгадайте, кого видела я?

В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

(на доске выставляются хвосты животных).

Логопед: Верно, лису. А чей у лисы хвост? (лисий).

Игра «Кого видели?» «Чей хвост?»

– Я видел бурого медведя. Хвостик у него медвежий.

– А я видел волка и стадо оленей. У волка хвост волчий, у оленя олений.

– Мне пришлось увидеть двух зайцев и ворону. У зайца заячий хвост, у вороны вороний.

Логопед: Совершенно верно, а как одним словом скажем, кто это был?

Дети: Это были дикие животные.

Логопед: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились! Нам положен сюрприз. (Дети подходят к вазе с сюрпризом)

Логопед: Ребята, посмотрите, вместо сюрприза в вазе какие-то картинки лежат, что бы это значило? Я догадалась! Эти картинки обозначают животных. Но что я вижу! Здесь есть «лишний» предмет. Кто быстрее найдёт его, получит приз!

– Ребёнок: Ворона – предмет лишний. Это дикая птица (берёт приз).

– Ребята, вам встретились только взрослые животные? А их детёныши вам в пути не попадались?

Игра «Где, чья мама?»

– Я встретил бельчонка – это детёныш белки.

– Я повстречал медвежонка – это детёныш медведицы.

– Я видел волчат – это детёныши волчицы.

Логопед: Ребята, возьмите себе ту картинку, которая обозначает животное, увиденное вами в пути. Как можно обыграть картинку?

Дети: Можно поделить слово на слоги.

Логопед: Верно! А что ещё?

Дети: Можно назвать в слове звуки по порядку.

Логопед: Правильно! А можно…

Дети: Можно придумать со словом предложение!

1. Дети делят слова, обозначающие животных на слоги (называют слоги: ударный и безударные).

2. Дети придумывают предложения, используя предметные картинки.

Я качусь на самокате. За зайцем гнался волк.
В лесу живут медведи. У меня из-под ног выскочил заяц.

Дети оценивают свою работу (берут призы).

6. Закрепление навыка работы над предложением.

Дети слушают инструкцию, по очереди подходят к магнитной доске и выполняют задание (картинки, счётные палочки на магнитах):

1. Нужно выложить схему предложения из счётных палочек, обозначив маленькое слово (предлог) короткой палочкой.
2. Над маленьким словом (предлогом) поставить схему-символ, обозначающую предлог;
3. Над схемой поставьте карточку с написанным маленьким словом;
4. Теперь нужно «прочитать» предложение, двигая пальчиком вдоль счётных палочек.
5. Объяснить, сколько всего слов в предложении, где стоит в предложении маленькое слово.

Дети выполняют задание и объясняют свои действия:

За зайцем гнался волк.

Ребёнок: В предложении четыре слова. Слово ЗА стоит в начале предложения, перед словом ЗАЙЦЕМ.

Логопед: Поставьте, пожалуйста, слово ЗА на третье место. Измените, таким образом, предложение.
Волк гнался за ЗАЙЦЕМ.
Ребёнок: Слово ЗА стоит за словом ГНАЛСЯ и перед словом ЗАЙЦЕМ; слово ЗА стоит между словами ГНАЛСЯ и ЗАЙЦЕМ.

Логопед: Замечательно все справились с заданием. А что это за картинки? Они остались лежать на столе и не приняли участия в нашей игре?

Дети: Это животные, которых мы не видели, путешествуя по лесу.

Читайте также:
Формирование навыка правильного произношения звука Л

Логопед: Почему же вы их не встретили?

Дети: Потому, что белый медведь, нерпа, морж, морской котик и тюлень не живут в лесу, они живут в Арктике.

7. Итоги. Молодцы, ребята! На этом наше занятие подошло к концу, пришла пора прощаться. Вам осталось оценить свою деятельность и подсчитать свои призы (после каждого задания дети оценивали свои ответы, отбирая фишки, обозначающие хороший или отличный ответ).

Кайгородова Нина Егоровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Солнышко»,
п. Тазовский, ЯНАО

Формирование временных представлений у детей с ОНР

«Что такое время? Покажите его!», – но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различия, которых формируется на основе личного опыта.

Начинаем работу с анализа временного распорядка дня ребенка. Анализируем, что ребенок делает ПОСЛЕ того как проснулся. Далее схематичным образом прописывается распорядок дня, дается четкое направление хода времени:

Со зрительной опорой на схему (Рисунок 1, Рисунок 2) у ребенка формируются понятия

РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ – соответственно ДО и ПОСЛЕ на конкретном материале распорядка дня. Таким образом дети разделили сутки на части по разнообразной деятельности.

Закрепить знания в играх:

  • «День – ночь» (днем дети «гуляют», ночью спят в доме – образе, ввели зрительные сигналы: ночь – черный флажок, день – желтый);
  • «Кто работает ночью?»
  • «Назови пропущенное слово» (ночью мы спим, а в детский сад идем …) и др.

Позднее перешли к объективным показателям: степени освещенности и положению солнца:

  • «Утром мы встаем – встает и солнце. Все вокруг становится голубым, веселым…». Таким образом подвели к цветовым обозначениям: утро – голубое, день – желтый, вечер – серый, ночь – черная.

На модели четко видно: сколько частей в сутках, название, последовательность смены, повторяемость, что РАНЬШЕ, МЕЖДУ, ПОЗЖЕ. Закрепляем знания в дидактических играх: «Когда это бывает?» (1 – ребенок слушает отрывок из стихотворения, определяет, какая часть суток упоминается, поднимает картинку, 2 – ребенок слушает стихотворение, угадывает, о чем говорится, поднимает цветовую карточку).

К формированию понятий о неделе приступаем, когда дети знакомы с цифрами до 7, определяют и называют цвета. По аналогичной схеме прописывается последовательность дней недели.

В своей группе для детей с особенностями в развитии мы используем ширму. Каждый день недели имеет свой цвет, обозначен цифрой, имеет определенное количество кружков, показывает, какие занятия бывают в этот день, выставляются флажки. Ширма показывает: сколько дней в неделе, их название, повторяемость, какой день недели был ДО, какой ПОСЛЕ, какой МЕЖДУ.

Представление о днях недели закрепляем в играх:

  • «Цепочка»
  • «Лови-бросай, день недели называй»
  • «Угадай, какой день недели спрятался?»
  • «Назови соседей»
  • «Лежебока», пальчиковые игры и др.

Со сменой времени года знакомили, опираясь на модель Венгера. Каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – зима белая, лето красивое – красное и т.д.

Анализируется, какое время года было ДО, какое МЕЖДУ, какое ПОСЛЕ.

Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций:

  • ПОСЛЕ какого времени года наступает ….
  • ПЕРЕД каким временем года бывает …

Для того, чтобы уточнить знания детей о том, какие конкретно изменения происходят в природе в каждом сезоне, используем игры:

  • «Лото».
  • «Когда это бывает?» (1 – взрослый показывает ребенку картинку – ребенок поднимает цветовую карточку, 2 –взрослый читает отрывок стихотворения, ребенок угадывает и поднимает цветовую карточку)
  • «Собери картинку». (Рисунок 6)
  • «К какому времени года подходит?». (Рисунок 7)
  • «Что сначала, что потом?»
  • «Угадай, картинку – отгадку поднимай» и др.

Для детей дошкольного возраста последовательность «месяцы года» не анализируются. Мы изготовили пособие (на основе сказки «Старик-годовик», Рисунок 8), с помощью которого показали, что в каждом сезоне 3 месяца – птицы, разные по цвету: 3 красных, 3 желтых, 3 белых и 3 зеленых, а всего – 12.

Следующий этап – часы. Какие бывают?

  • солнечные;
  • биологические;
  • песочные;
  • часы-свечки;
  • настенные;
  • кремлевские;
  • наручные и т.д.

Формируем навыки ориентировки и анализа времени на циферблате часов без стрелок. (Рисунок 9)

С помощью схемы анализируется представления: что было РАНЬШЕ, что ПОЗЖЕ, что ДО, что ПОСЛЕ, т.е., что ВНАЧАЛЕ, что ПОТОМ. В последнюю очередь, после сформирования представления по этим позициям, отрабатывается навык узнавания времени на всем циферблате.

Завершающей частью работы является серия заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование ребенком сложных речевых конструкций.

Это задания типа «Закончи предложение» перед тем, как идти гулять, я …

Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий, первым стоял …

И вопросы типа:

  • Что длиннее (час или сутки, ночь или сутки)?
  • Что короче: день или неделя?
  • Какое время года бывает перед осенью?
  • Какой день недели бывает перед средой?
  • Какой наступает после пятницы? и т.д.

«Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно, не следует преувеличивать их недоступность», – указывал психолог С.Л.Рубинштейн. Мы их формируем, опираясь на наглядность, на личный опыт ребенка, занимаясь формированием этих понятий систематически, целенаправленно, циклично (периодически возвращаясь), используя произведения народного творчества (потешки, песенки, сказки, загадки, поговорки, игры).

  1. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста – Москва «Просвещение» 1991 г.
  2. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – Москва изд-во «Аркти» 2000 г.
  4. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.

Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве. Трудно переоценить исключительную роль освоения предметного и социального пространства в построении ребёнком умственной картины мира, осознании своего места в нём. Дифференцировка пространственных и временных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциях и структурах, причинно-следственных связях между явлениями. Развитие пространственно-временной ориентировки можно рассматривать как необходимую предпосылку формирования личности, эффективности её деятельности в различных сферах жизни. Познание ребёнком пространства и ориентировка в нём – процесс сложный и длительный. Усвоение данных понятий даётся нелегко, так как они носят условный и относительный характер и требуют специального обучения. Овладение же пространственной ориентировкой и временными представлениями, умение отражать их в речи являются важными показателями готовности к обучению в школе.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

Исследования учёных Н.Я.Семаго, Т.Д.Рихтерман, Л.А.Венгера показали, что, если пространственные и временные представления сформированы у ребёнка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребёнку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что ребёнку трудно различать, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении. При письме нарушаются высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве и скорости письма. Кроме того, впоследствии у ребёнка нередко возникают трудности при овладении чтением и счётом.

Проблема освоения окружающего пространства приобретает особую актуальность в обучении детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи формирование пространственно-временных представлений имеет свои особенности.

Несформированность пространственных представлений выражается в трудностях ориентировки и вербализации представлений о строении собственного тела, тела человека, стоящего напротив, ориентировки на листе бумаги, стойких ошибках понимания и употребления предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения предметов. Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над», затруднена дифференциация предлогов «к»-«у», «в»-«на». Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед»-«после»-«за», что является следствием несформированности и пространственных, и временных отношений. Например: «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Дошкольники не могут назвать последовательность дней недели, путают части суток, не соотносят месяцы с сезонами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времён года. У детей часто возникают трудности при оценивании временных интервалов в 1, 5, 10 минут без часов на основе чувства времени. Старшие дошкольники сталкиваются с большим разнообразием существующей пространственно-временной терминологии (до, после, затем, вскоре, вчера, долго, медленно, быстро, раньше…) и некоторой абстрактностью при её употреблении в речи. При составлении рассказов по картинке при объяснении пространственного расположения героев и предметов, им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между словами или короткими фразами. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер.

Наиболее эффективным средством коррекции таких проблем оказываются дидактические игры и упражнения. Играя, ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность.

Дети дошкольного возраста с ОНР часто испытывают трудности в применении предлогов. В осмыслении дошкольниками с речевыми нарушениями пространственных отношений большое значение имеет наглядная основа. Это подтверждает учение И.М.Сеченова, так как анализ пространственных отношений происходит в элементарной форме благодаря деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

Исходя из этого, при уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

– обучение в связи с предметной деятельностью, при которой представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;

– выяснение отношений между предметами, помещенными на картинках;

– построение предложений по данному образцу с использованием графических схем предлогов;

– усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Мы предлагаем серию дидактических игр, подобранных в соответствии с основными приёмами.

  • «Путешествие по городу»; «Спрячь игрушку»; «Оглянись вокруг»; «Прогулка детей»; «Угадай, что где?»; «Маленькие слова»; «Составь предложение»; «Паучок»; «Бабочка и цветок»; «Рассказываем сказку» и др.
  • «Прогулка детей»

Игровой материал: панно с изображением дома, дерева, цветов, грибов, солнышка, изображения детей. Часть деталей панно, с помощью липучек, может крепиться в разных местах, в частности, над, под и рядом с домом, деревом, между ними.

Задания для детей:

Детям предлагается составить предложения без предлогов; с предлогами. Детям предлагается придумать сказку «Прогулка детей» и рассказать ее, используя подвижные детали панно. При составлении предложений педагог обращает внимание на правильное использование предлогов.

  • «Составь предложение»

Игровой материал: фишки с нарисованными на них предметными картинками, фишки с нарисованными на них схемами предлогов, имеющих пространственное значение.

Задания для детей:

Педагог произносит предложение, например: «Собака в конуре» — и предлагает ребенку подобрать и разложить фишки с картинками так, чтобы они отражали это предложение. Затем проводится анализ предложения. Акцентируется внимание на использовании предлога.

Ребенок самостоятельно придумывает предложение и «выкладывает» его с помощью фишек, а потом проводит анализ предложения.

С целью предупреждения нарушений чтения и письма используются карточки с написанными предлогами, служащие опорой при составлении детьми предложений. Это необходимо для осознания предлога как отдельной важной речевой единицы (2 вариант игры – вставь пропущенный предлог).

  • «Бабочка и цветок»

Игровой материал: круг, разделенный на четыре сегмента (в каждом сегменте схема предлога, имеющего пространственное значение); изображения бабочки, цветка; прищепка.

Задания для детей:

Ребенку предлагается прикрепить прищепку к той части круга, где бабочка летит над цветком (под цветком, к цветку и т.п.).

Ребенку предлагается рассмотреть схемы-символы предлогов на круге, назвать их и проверить правильность своего ответа.

  • «Паучок»

Игровой материал: наборное полотно, разделённое на девять квадратов, предметные картинки по темам, схемы предлогов, паучок.

Задания для детей:

По инструкции педагога ребёнок перемещает паучка на нужный квадрат, а затем словесно обозначает его местоположение. Например: «Паучок сидит на кресле». В данной игре закрепляются понятия «вверх», «вниз», «налево», «направо», счёт.

Формирование временных представлений, в отличие от пространственных, начинается позднее и имеет свою специфику. Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. Знакомство со временем сопровождается усвоением принятых обозначений и мер. Основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности. Специально организованное обучение, систематическое использование дидактических игр способствует развитию умения детей с ОНР определять, измерять, чувствовать длительность интервалов времени, регулировать и планировать свою деятельность.

Читайте также:
Дифференциация согласных букв п – т по кинетическому сходству

Серия игр, направленных на развитие временных представлений.

  • «Когда это бывает?»; «Мой день»; «Братья месяцы»; «Назови соседей»; «Вчера, сегодня, завтра»; «Постройся по порядку»; «Весёлая неделька»; «Который час» и др.

Использование круговых схем, объёмных моделей, игрового поля, наглядного моделирования формирует у детей представление о непрерывности и цикличности времени.

При ознакомлении с частями суток эффективно использовать игровое пособие «Вращение Земли вокруг Солнца».

Игровой материал: глобус, плоскостное изображение солнца и неба.

Задания для детей: опытным путём установить зависимость смены частей суток и времён года от положения солнца, установить причины их чередования (с использованием фишек разного цвета).

Игровое пособие «Река времени»

Цель: формировать у детей представления о свойствах времени (текучесть, необратимость), о единицах исчисления времени.

Игровой материал: изображение реки на листах бумаги, фломастеры, карандаши.

Задания для детей: нарисовать на необычной реке плывущие дни-недельки-месяцы разными способами: цифрами, числовыми фигурами, римскими цифрами, кубиками.

«Назови, сколько понадобится времени»

Цель: определение длительности времени.

Игровой материал: сюжетные картинки (девочка моет руки, мальчик читает книгу, мальчики ловят рыбу и т.д.).

Задания для детей: рассмотри картинки, назови, что делают дети. Сколько времени у них уйдёт на каждое дело? Покажи картинки с действиями, которые дети могут выполнить за 1минуту, за 5минут. На какое действие у них уйдёт целый час? Составь по картинкам предложения, используя слова «за одну минуту» или «за целый час». Например: «Девочка полила цветок за одну минуту, дети играли в футбол целый час». (2 вариант игры – без использования сюжетных картинок).

Дидактические игры и упражнения, разнообразные схемы, модели помогают наглядно воспринять абстрактные пространственно-временные понятия, легче их запомнить и впоследствии воспроизвести. Условные малопонятные для дошкольников с нарушениями речи пространственно-временные представления облекаются в доступную для восприятия форму. Играя, ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность. Необходимо помнить, что сформированность данных понятий обеспечивает целостное, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, от которого во многом зависит в дальнейшем успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004 с. – 224с.
  2. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 – 80с.
  3. Кожевников А.Ю. Книга про время / А.Ю.Кожевников, Т.Тихонова, О.Жукова. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2008. – 32с.
  4. Кондратьева С.Ю., Щербакова Н. Развитие пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольная педагогика. – 2009. – №6. – стр.26-30.
  5. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982. – 47с.
  6. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с.
  7. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 48с.

Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Нина Кайгородова
Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Я Кайгородова Нина Егоровна, учитель-логопед первой квалификационной категории.

Работаю в МБДОУ детский сад «Солнышко», п. Тазовский, ЯНАО с 2000 года.

В основе каждого моего занятия лежит формирование пространственно-временных представлений.

Цель: формироватьбазу для развития всех компонентов речи:

формирование познавательной деятельности;

– систематизация представлений об окружающем мире;

– развитие творческой личности ребёнка, стремящейся к исследованию окружающего мира;

I. Работу c детьми, имеющими ОНР, начинаю с конструирования, выкладывания танграмов. Для формирования у детей схемы тела и представлений об отношении предметов в пространстве, использую методику М. М. Семаго (удостоверение о повышения квалификации).

II. На следующем этапе учу детей дифференцировать геометрические фигуры – плоские и объёмные, затем – соотносить фигуры с предметами.

Затем – соотносить фигуры изображениями предметов.

III. Далее провожу работу по формированию временных представлений:

1. Смена времён года.

– Наглядно показываю, как вертится Земля (глобус) вокруг Солнца (мячик). Объясню, что когда Земля наклоняется вперёд, то та её часть, где располагаемся сейчас мы (наша страна, лучше прогревается Солнцем, вот и наступает в этой части Земли лето. Затем постепенно Земля начинает отклоняться от Солнца (показываю, как отклоняется, становится всё прохладнее, наступает осень. Когда сильно отклонится – у нас будет зима. Затем Земля медленно начинает наклоняться к Солнцу, становится всё теплее, на Земле начинает таять снег – вот и весна наступила!

– После усвоения данного материала, наглядные представления о движении Земли вокруг Солнца переносятся на плоскость.

Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве. В центре круга располагается «Солнце», вокруг него движется «Земля» – маленький голубой шарик на острой ножке (при необходимости его можно воткнуть в край схемы и показать, где сейчас находится «Земля»). «Земля»на нашей схеме движется против часовой стрелки и наглядно показывает:

– своё движение в пространстве вокруг «Солнца»;

– как «течёт время» (оно «утекает» в противоположную сторону по часовой стрелке).

Круг разбит на 12 секторов – это месяцы года.

Каждые три сектора обозначают время года.

Три верхних сектора обозначают зиму (они белого цвета);

Три нижних сектора обозначают лето:

• июнь – сектор тёмно-зелёного цвета (т. к. листья на деревьях уже большие, а трава высокая);

• июль – сектор красного цвета (стоит на дворе жара, «щёки от жары красные»);

Читайте также:
Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ

• август – сектор бледно-красного цвета (уже нет сильной жары, просто тепло);

Три сектора справа обозначают осень:

• сентябрь – сектор жёлтого цвета (трава, листья на деревьях начинают желтеть);

• октябрь – сектор оранжевого цвета (уже все листья изменили окраску, больше листьев оранжевых и багряных);

• ноябрь – сектор серого цвета (деревья стоят голые, «серые», тучи тоже серые, идут дожди).

Три сектора слева обозначают весну:

• март – сектор бледно-голубого цвета (тает снег, бегут маленькие ручейки);

• апрель – сектор синего цвета (снег весь растаял, бегут широкие ручьи, на реке ледоход);

• май – сектор бледно-зелёного цвета (появляется травка, а на деревьях – маленькие листики).

2. Смена дней недели. Каждый прожитый день обозначаем прямоугольником и закрашиваем его в цвет, «соответствующий» дню недели. Для определения дней недели используется цветовой спектр солнечного луча (красный – понедельник, оранжевый – вторник, жёлтый – среда и т. д.).

Прожили семь дней (цикл закончился) – прошла неделя. Начинается другая неделя, а мы продолжаем выкладывать ряд с закрашенными прямоугольниками (дети видят, что между неделями нет разрыва).

3. Теперь можно отработать понятие – «Время суток».

На прямоугольнике делаю обозначения: начало полоски – это утро, середина – полдень, далее – вечер и ночь; полоска закончилась – закончились сутки.

И, конечно же, показываю движение Земли (глобуса) вокруг своей оси относительно Солнца (дети не просто запоминают названия времени суток, а наглядно «видят», как происходит смена времени суток – Земля, поворачиваясь, «отворачивается» от Солнца, поэтому на ней становится всё темнее и темнее).

4. Усвоив это понятие, дети начинают отрезать полоски (прожитые сутки) на внешнем краенашего круга (теперь вглубь, к центру на 1,5 см.) и, соответственно, закрашивать их в необходимый цвет.

Используя эту схему (круг,дети могут:

– посчитать, сколько уже прожили дней в данном месяце, а сколько осталось прожить дней до конца месяца;

определить, какой сегодня день недели, какой был перед ним, а какой день будет за ним.

– посчитать, сколько недель уже прожили в данном месяце, и сколько недель осталось ещё прожить;

определить, какой будет следующий месяц, а какой месяц уже закончился;

– какое время года на дворе и пр. Всё видно наглядно.

IV. Знакомлю детей со схематическим обозначением предлогов и постепенно ввожу все предлоги в предложения.

Дети выстраивают схемы предложений, используя счётные палочки и предметные картинки.

Работа с предлогами – сквозная тема. На каждом занятии вводится упражнение, хотя бы с одним предлогом (можно и устно выделить «маленькое слово» в предложении). Вырабатываем динамический стереотип (привычку) «слышать» и голосом выделять предлог в предложении.

Проведенная таким образом предварительная работа, благоприятно влияет на дальнейшее развитие речи у детей с ОНР.

Тема. Формирование пространственно-временных

представлений у старших дошкольников с ОНР.

Лексическая тема «Дикие животные Крайнего Севера».

формировать навыки учебно-практической деятельности;

– учить выполнять заданные действия по инструкции.

– развивать зрительно-пространственное восприятие;

– развивать слуховое и зрительное внимание, память;

формировать навыки диалогической речи;

– развивать навыки синтаксического конструирования.

– развивать навыки речевой коммуникации;

– умение слушать товарища.

Круг с d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве.

Картинки по теме: олень, песец, бурый медведь, белый медведь, нерпа, морж, лиса, волк, заяц, морской котик, тюлень.

Схемы-символы, обозначающие предлоги, счётные палочки, обозначающие слова.

Сядет тот,кто скажет:

– Какое теперь время года? (Весна).

– Как называется весенний месяц? (Апрель).

– Кто знает, какое сегодня число? (Десятое).

1. Ориентировка во времени.

– Сколько дней мы уже прожили в апреле? (Мы прожили десять дней).

– Которую по счёту полоску отрежем на схеме? (Десятую, потому что сегодня 10 апреля).

– Карандашом какого цвета раскрасим полоску? (Жёлтым, потому что сегодня среда).

– Где на нашей схеме располагается среда? (Среда стоит за вторником, но перед четвергом; среда находится между вторником и четвергом).

– А как на схеме располагается месяц апрель? (Апрель стоит перед маем, но за мартом; апрель находится между мартом и маем).

– Где же весна на нашей схеме? (Весна располагается за зимой, но перед летом; она находится между зимой и летом).

2. Игра «Четвёртый лишний».

Логопед называет слова:

«Март, апрель, весна, май». «Капель, подснежник, ручеёк, лужа».

– Какое слово лишнее? Почему? (дети выполняют задание).

– Из лишних слов составьте предложения.

1. Весной распускаются подснежники.

2. На дворе весна, но подснежники ещё не распустились.

– Молодцы, ребята! Кто как работал? Подводим итоги.

Дети оценивают свою деятельность сами (выбирают призы).

– Действительно, подснежники у нас распустятся не скоро, ведь вчера ещё была сильная метель, сколько снегу намело, а почему? (Мы живём на Севере, к нам весна придёт попозже).

– Сегодня погода лучше, чем была вчера, давайте отправимся в путешествие. Куда поедем? (на Северный полюс! В Африку)

– Может, просто по тундре покатаемся?

3. Игра «Кто на чём?»

– Я покачусь на лыжах.

– А я сяду на нарты, и собаки умчат меня.

– Собачья упряжка хорошо, а на оленях лучше! Я поеду на оленях.

– Тоже мне, олени. У моего папы есть «Буран», я на нём поеду.

4. Игра «Кто быстрее? Кто за кем?»

– Мчусь на «Буране», а за мной Миша на оленьей упряжке.

– Я на оленях, а за мной Саша на собаках. Э-гей!

– А я плетусь за Сашей на своих лыжах.

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору мы въехали, с горы съехали,

К дому подъехали, вот и приехали.

Читайте также:
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

6. Игра «Кого видели?»

– Я видел бурого медведя и лису.

– А я видел волка, стадо оленей и белого песца.

– Мне пришлось увидеть куропатку и двух зайцев.

– Встретились ли в пути детёныши животных?

7. Игра «Где, чья мама?»

– Я встретил оленёнка – это детёныш оленухи.

– Я повстречал медвежонка – это детёныш медведицы.

– Я видел волчонка – это детёныш волчицы.

– Кого сегодня видели в тундре, как одним словом скажем, кто это?

(Это дикие животные Заполярья, или Крайнего Севера).

– Кто из перечисленных предметов «лишний»? (Куропатка. Это дикая птица).

– А кого из животных Крайнего Севера вы не видели? Почему?

(Мы не видели белого медведя, нерпу, тюленя и моржа; они живут ещё севернее, у моря).

Из банка картинок отбираются картинки, обозначающие животных.

1. Делим слова, обозначающие животных на слоги (дети называют слоги: ударный и безударные).

2. Дети придумывают предложения, используя предметные картинки.

Я бежал на лыжах. За зайцем гнался волк.

В тундре живут медведи. У меня из-под ног выскочил заяц.

8. Работа над предложением.

Каждый ребёнок выкладывает схему своего предложения, обозначая предлоги схемами-символами (над схемой ставит карточку с написанным маленьким словом – предлогом, затем «читает» предложение (двигая пальчиком вдоль счётных палочек, объясняет, сколько всего слов в предложении, где стоит в предложении маленькое слово.

За зайцем гнался волк.

(Слово ЗА стоит в начале предложения, перед словом ЗАЙЦЕМ).

– Поставь, пожалуйста, слово ЗА на третье место. Измени предложение.

Волк гнался за ЗАЙЦЕМ.

(Слово ЗА стоит за словом гнался и перед словом ЗАЙЦЕМ;

слово ЗА стоит между словами гнался и ЗАЙЦЕМ).

9. Итоги. Дети оценивают свою работу (после каждого задания отбирают фишки, обозначающие хороший или отличный ответ).

Гусеница и семицветик .

Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение) Развивающие игры и упражнения по изоразительной деятельности (цвет:продолжение) “Превращения капелек”-демонстрационный и раздаточный материал.

Развитие пространственных представлений у детей с ОНР

«Каждая сознательная работа требует

серьёзного понимания значения пространства

и умения справляться с этими соотношениями».

Пространственные представления у детей появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий полноценного интеллектуального развития личности дошкольника.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем.

Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.

При ОНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих детей нарушено восприятие целостного образа предмета: не складывают разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.

Дошкольники с общим недоразвитием речи плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме. Практический опыт большинства испытуемых ещё недостаточно обобщён и осмыслен. Это не создаёт полноценных условий для установления пространственных взаимосвязей между объектами на основе имеющихся представлений.

Нередко дошкольники с недостатками речи имеют остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы или же функциональную незрелость отдельных областей коры головного мозга, что не может не сказаться на особенности формирования пространственно-аналитической деятельности данной категории детей.

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

Особые затруднения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники, в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к – у, в – на (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности и пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький.

Например: широкая река – большая река, тонкий стебелёк – маленький стебелёк. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». В последствии это найдет своё проявление в затруднениях при ориентировки в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два – три столбика», равномерного заполнения тетрадного листа текстом.

Читайте также:
Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

Итак, при ОНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией:

– нарушение восприятия собственной схемы тела;

– затруднения в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения;

– нарушение восприятия целостного образа предмета;

– плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме;

– трудности в ориентации на ограниченной плоскости;

– затруднения вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия;

– дети с ОНР не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над;

– нередко дети с ОНР смешивают предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности пространственных отношений;

– испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий;

– нарушения письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела»;

– затруднения при ориентировке в схеме тетрадного листа.

1. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

а) определение «точки стояния»;

б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга.

При передвижении человека пространственная ориентация происходит постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор маршрута движения (выбор направления); сохранение направления движения и достижение цели.

2. Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается. С ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства. Ведущую роль в познании пространственных отношений в раннем и младшем дошкольном возрасте играет непосредственный жизненный опыт. По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово. Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве.

Таким образом, дошкольный возраст — период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

3. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела, целостного образа предмета. Дошкольники с общим недоразвитием речи плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме. Также у них существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости.

Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

Особые затруднения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия.

Список использованных источников.

1. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 – 6 лет в подвижных играх и упражнениях.

3. Сунцова, А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство.

4. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1998.

6. Юрок, Т.Н. Учим познавать пространство.

7. Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Формирование временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Формирование временных представлений
у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений и понятий о времени в дошкольной педагогике рассматривается как составная часть всестороннего гармонического, и прежде всего интеллектуального развития ребенка. Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека.
Восприятие детьми текучести времени, его необратимости, периодичности, сменяемости весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Для детей сложно понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера, не понятны еще значения слов «вчера – сегодня – завтра». После дневного сна утренний промежуток времени могут называть «вчера». Это все говорит о том, что у детей не сформировано «чувство времени».
Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться ориентироваться во времени: определять его, изменять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
К сожалению, в настоящее время увеличилось количество детей с речевой патологией. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют достаточно многочисленную группу детей с нарушениями развития. Среди речевых нарушений довольно распространённым является общее недоразвитие речи.
Освоение временных понятий у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) происходит медленнее в силу низкой активности припоминания, сужения объема внимания, слабой памяти, отсутствия познавательного интереса, быстрой утомляемости.
У детей с ОНР наблюдается стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового материала; происходит затруднение в способности высказаться; часто проявляется неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания.
Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях, (через непрерывную образовательную деятельность педагога и детей и дидактические игры) и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом.
Многие педагоги рекомендуют опираться в обучении детей временным понятиям на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служат ребенку надежной опорой в различении частей суток, а в течение недели – в различении дней недели. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров педагоги рекомендуют использовать примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов, дней недели. При этом обязательно нужно учитывать семейные обстоятельства и местные условия: работа в ночное время родителей (не все люди ночью спят), географическое расположение места (белые ночи в городе Санкт – Петербург) и т.д.
Как показал результат исследования педагогической литературы, освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда педагог специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Точный распорядок дня, строго установленное время и распорядок занятий в недельном календаре, календарные праздники создают реальные условия для формирования представления, о частях суток, днях неделях, сезонных изменениях.
В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, то у ребенка с нарушениями речи при отсутствии коррекционных развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в логических операциях, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия.
I. Формирование представлений о частях суток

  1. Для закрепления, уточнения, расширения представлений детей о частях суток сначала ведутся беседы о личной деятельности детей в определенное время суток, что делают близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Читайте также:
Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые

Для закрепления представлений о частях суток проводятся дидактические игры
Дидактическая игра «Назови пропущенное слово».
Педагог катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:
– Мы завтракаем утром, а обедаем…
– Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….
-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…
– Солнце светит днем, а луна …
-утром ты играешь с детьми в детском саду, а вечером…
Дидактическая игра «А что потом?»
Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли немного в группе. А что было потом?» Передает мячик кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» – «А потом?» Передает мячик другому ребенку. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Дидактическая игра «Когда это бывает»
Педагог называет любую временную единицу (например, «утро»), ребенок должен назвать, что можно увидеть только утром; ребенок должен выбрать из картинок все те, на которых изображено то, что характерно для утра.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Педагог называет три названия (утро, вечер, осень), ребенок должен сказать, какое слово здесь лишнее.
Дидактическая игра «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем».
Дети делятся на 2 команды. Одна команда показывает, изображает какое-нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивают: «Когда ты это делаешь?», вторая подгруппа отвечает. Потом меняются ролями.
2) Наблюдение за природными явлениями проводится на каждой прогулке: наблюдение за расположением солнца в разное время суток, различную силу освещенности земли и неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток, наблюдение за растениями и живыми существами. Логопед проводит беседы об изменениях в природе в утренние часы, дневные, вечерние.
3) Уточнение знаний о последовательности частей суток и раскрытию значения слова «сутки» как обобщение.
Педагог выкладывает картинки с изображением одного и того же сюжета в разное время суток и спрашивает детей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можно назвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?». Педагог уточняет, что все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки». Затем закрепляет, сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования.
Дидактическая игра «Назови соседей».
Дети стоят в кругу. Педагог просит назвать детей соседей утра, ночи, дня, вечера.
Дидактическая игра “Сутки”
– разложить картинки с изображением природы так, чтобы получились сутки
– необходимо построиться в порядке следования временных единиц (дети играют роль частей суток. Обязательно дети должны сделать словесный отсчет: «Я – ночь, иду за вечером.
Дидактическая игра «Продолжай».
Все стоят в кругу. Ведущий называет временную единицу и передает мяч ребенку, тот, в свою очередь, называет – следующую за ней, Например: взрослый начинает – день. Следующий ребенок продолжает – вечер. И так передают по кругу, пока не пройдет полный круг. Все называют по порядку остальные части, чтобы получилось целое – сутки.
4) Для определения возрастных периодов, детям предлагается рассмотреть картинки людей (девочка, девушка, женщина, старушка; мальчик, юноша, мужчина, старик) в разные возрастные периоды.
«Посмотрите внимательно на картинки и разложите их по возрасту, выделяя существенные признаки (морщинки возле глаз, на руках) и несущественные – полнота, рост, очки и т.д.
II. Формирование представлений о днях недели
Для запоминания последовательности дней недели мы предлагаем детям календарь недели – листочки разного цвета с цифрами от 1 до 7, на которых изображена деятельность, присущая этому дню недели. Детям показывается связь между названием дней недели и порядковыми числительными (1-й понедельник, 2-й вторник и т.д.). Листочки по цвету соответствуют цветам радуги.
Дидактическая игра «Живая неделя»
Дети делятся на команды по семь человек. У каждой команды свой стол. На каждом столе лежат карточки с цифрами изображением вниз. Комплект карточек на каждом столе – определенного цвета.
Дети ходят по комнате, по сигналу бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой в своей команде.
Те ребята, которым не хватило карточек, дают задания участникам игры. Например: «вторник» топнет ногой три раза, четвертый день недели назовет своих «соседей», «воскресенье» споет песенку и т.д.
Дидактическая игра «Продолжай».
Все стоят в кругу. Ведущий называет временную единицу и передает мяч ребенку, тот, в свою очередь, называет – следующую за ней, Например: взрослый начинает слово – вторник, а ребенок продолжает – среда. И так передают по кругу, пока не пройдет полный круг.
III. Формирование представлений о временах года, понятие «год»
Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)
Педагог произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)
Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)
Дидактическая игра «Третий лишний» (времена года)
Педагог называет 3 названия (лето, осень, ночь). Дети называют лишнее слово.
Дидактическая игра “Подбери одежду”
Педагог предлагает детям рисованных кукол и наборы одежды к ним для прогулок в разное время года. Он называет время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу.
Дидактическая игра «Подбери обувь»
Педагог предлагает детям разложить обувь на цветовые круги времен год (валенки, резиновые сапоги, ботинки, сандали, сланцы, кеды).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Читайте также:
Специфика работы логопеда в 1 классе

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. – (Коррекционная педагогика)
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974. – 368с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.; 1993.
4. Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно-методическое пособие. – Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. – 99.

“Развитие временных представлений у детей с ОНР”

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности ребёнка.

Ведущим познавательным процессом этого возраста выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Если восприятие уже стало внутренним процессом, создало условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями, то можно говорить, что ребёнок готов к обучению в школе. К моменту поступления в школу необходимо сформировать у него представления о времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Для детей с общим недоразвитием речи проблема времени очень сложная задача. Это связанно с тем, что как развитие речи влияет на развитие психических процессов, так и развитие восприятия, мышления, и памяти человека неизбежно отражается на состоянии его речи. Этот факт делает необходимым более детальное и всестороннее изучение особенностей восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Развитие восприятия времени служит основой психических процессов, знакомит детей с окружающим миром, вырабатывает у них элементарные представления о смене явлений природы, представлений о сегодняшнем дне, планах на завтра.

Важно воспитать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе, возможно, научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков.

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников

Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

– Мы завтракаем утром, а обедаем (дети называют пропущенное слово)

– Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой

– Днём ты обедаешь, а ужинаешь

Игра «Когда это бывает» Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают.

Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

Игра «Что ты сейчас делаешь?» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Читайте также:
Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Игра «Что за чем?» Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: – Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него день, и бросает мяч воспитателю. т.д. Игра «Когда это бывает» Цель игры: Закрепить представление о временах суток. Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: – Что дети делают ночью дома? – Что делают днём? – Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.

Игра «Назови все части суток» Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

Игра «Что наступило» Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.

Игра «Разложи по порядку» Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки.

Игра «Что мы делаем?» Цель: Закреплять название частей суток утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток. Усложнение Отгадывает не взрослый, а один из детей.

Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом) Цель: Закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра. Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч.» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был.(вчера); и т.д.

Игра «Дни недели по порядку». Цель: Закреплять название дней недели.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Игра «Живая неделя» Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?» И т.д. Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), поразному расположенными. Правила игры те же.

Игра «Отгадай-ка» Цель: Закрепить название дней недели.

Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка – по вторникам, зайчик по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка. – Сколько раз в неделю готовила лисичка? – Назови эти дни? Игру можно проводить и на других сказках.

Игра «Назови скорей» Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.

Игра «Неделька, стройся» Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т.е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.

Игра «Продолжай!». Цель: Закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра. (с мячом)

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили. » «. вчера», заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было. » «. сегодня».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: