Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса

Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса

«Дифференциация оптически сходных букв п-т»

Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные: учить детей различать оптически схожие строчные буквы п-т ; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.

Коррекционно-развивающие: развитие координации речи с движением; развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления; внимание, памяти, воображения и мышления; мелкую моторику; развитие фонематического восприятия; навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях; воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.

Здоровьесберегающая: активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.

Оборудование: печатные и прописные буквы П-Т, п-т, геометрические фигуры разного цвета, формы,

размера, листы картона, элементы букв, лесенка рефлексии, человечки, карточки с

буквами, тетради, ручки, мел, слова-загадки, мнемонические карточки, маркер,

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Логопед: Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка.

• Но прежде чем приступить к выполнению заданий, выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

• Психологический настрой детей на занятие.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

2. Тренировка оптических стимулов.

Дидактическое упражнение «Геометрический диктант»

А) Перед детьми листы белого картона, а в тарелочках – геометрические фигуры разного цвета, размера, формы.

Найти красный большой круг и положить его в центре листа.

Найти синий маленький квадрат и положить его в правый верхний угол.

Найти желтый большой треугольник и положить его в левый нижний угол.

Найти зеленый большой квадрат и положить его в левый верхний угол.

Найти черный маленький треугольник и положить его в правый нижний угол.

Б) Самопроверка по образцу на доске.

3. Введение в тему занятия.

Логопед: Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. (Дети записывают в тетради)

Логопед: Ваши глазки готовы к работе, они умеют внимательно смотреть и запоминать. А для чего нужно уметь внимательно смотреть и запоминать? (чтобы запомнить буквы, правильно читать и писать.)

Логопед: Сегодня у нас в гостях две буквы. Угадайте, какие?

Эту букву мы найдем,

Заглянув в дверной проем. (Буквы П)

Логопед: Найдите букву П и покажите. (печатные)

Молоток стучит: тук, тук.

Букве этой я старый друг. (Буква Т)

Логопед: Найдите букву Т и покажите. (печатные)

Логопед: Правильно, ребята. Вы угадали. Это печатные буквы П и Т, мы их можем встретить в книгах.

А как пишутся письменные буквы п – т. (Следующий ученик выходит к доске,записывает письменные буквы: п-т).

Я принесла вам большие письменные буквы п-т. Посмотрите на них, они почему-то грустные. (На буквах нарисованы грустные мордашки). Хотите узнать, почему? Они принесли письмо. Давайте прочитаем его.

Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не можем! Помогите нам!

4. Сообщение темы занятия.

Читайте также:
Дидактические игры в коррекционной педагогике

Логопед: Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, вы не должны их путать. Сегодня я научу вас различать буквы п-т.

5. Обучающий этап.

• Рассматривание и сравнение строчных букв п-т.

Логопед: Давайте внимательно посмотрим на эти буквы.

– Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

– Чем они отличаются? (у буквы п – два элемента, а у буквы т – три).

• Применение мнемонического приема, облегчающего запоминания букв.

Логопед: А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны!

У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т-3».)

У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п-2»)

Конструирование букв из элементов.

У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку.

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву,услышав соответствующий звук в словах:

ТУМАН ПИЛА ПАРУС ТАРЕЛКА ПЕНАЛ

Дети с закрытыми глазами рисуют в воздухе рукой строчные буквы п и т.

6. Дифференциация букв п-т в слогах.

• Чтение слоговой таблицы.

• Игра «Волшебный ластик»

Логопед: Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек у букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пот, та, тет, пё.

• Дидактическое упражнение «Найди буквы среди других»

и н т к р п г ш т н к п ш и л н т р ш п

Логопед: Найдите буквы т и п среди других букв. Букву т подчеркнуть, букву п обвести в кружок.

7. Динамическая пауза.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки.

Мы попрыгаем, как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули,

Логопед: А теперь я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах пространства.

Возьмите правой рукой за левое ухо.

Левой рукой за правый локоть.

Правой рукой закрыть правый глаз.

Левой рукой дотронуться до правой коленки.

Нужно поднять руки вверх, если услышите звук П в словах, если услышите звук Т – присесть.Слова: ПУШКА, ТАНЕЦ, ТИР, ПАВЛИН, КРУПА, ТАНК. ТИГР, ПАРТА, СТУЛ, ЛАМПА, ДЕТИ.

8. Работа с карточками.

• Игра «Разведчики»

Логопед: Вам надо расшифровать слова.

С///УЛ //ОЛКА ША//КА БУФЕ/// С///ОЛ

Логопед: Определить, какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово – шапка. Шапка – это головной убор, а все остальное – предметы мебели.)

• Игра «Путаница»

Логопед: Прочитать слова. Переставить местами буквы п-т. Записать получившиеся новые слова.

Тальто, тополок, паточки, тепух, таркеп, пулут, тяпница.

• Игра «Секретные агенты»

Логопед: Прочитайте слова на карточках и расшифруйте их.

3А2КИ 2 АЛЬ3О 2УХОВИК СА2ОГИ ША2КА БО3ИНКИ 3УФЛИ 2ЛА3ЬЕ

9. Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В. Ф. Базарному.

Логопед: Наши глазки устали? Давайте немного отдохнем.

На счет «раз» – квадрат.

На счет «два» – круг.

На счет «три» – треугольник.

На счет «четыре» – прямоугольник.

В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки (геометрические фигуры). Логопед просит детей на счет «раз» быстро повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т. д. Продолжительность гимнастики – 1,5 -2 минуты.

10. Работа с предложением.

Логопед: Запишите предложения, вставляя буквы п или т.

У Наташи ///ё//лые ///а//ки.

Де///и иду/// на ка///ок.

Логопед: Вот и подошел к концу наш урок.

1. Какие буквы вы учились сегодня различать?

2. Сколько элементов у буквы т? Как вы это запомнили? (т – три элемента)

3. Сколько элементов у буквы п? Как вы это запомнили? (п – два элемента)

Логопед: Посмотрите, наши буквы сразу повеселели. Как вы думаете, почему?

Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.

«Дифференциация букв Ш и Щ». Конспект группового занятия с учащимися вторых классов с дисграфией Дифференциация букв Ш и Щ (2-е занятие по теме) [/b]Конспект группового логопедического занятия с учащимися 2-х классов с дисграфией Цель:.

Читайте также:
Звук и Буква О - конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: • различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; • уточнение.

Конспект логопедического занятия по предупреждению аграмматической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста (6 г. ж) Тема: Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии. Цели: 1. Учить детей различать предлоги.

Конспект внеурочного занятия по ритмике для 1 класса Конспект открытого урока по ритмике в 1классе. Учитель начальных классов: Фокина О. Е. Тема: «Танец. Движение. Здоровье. «Морская прогулка».

Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у дошкольников Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников. Профилактика.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Занятие с учащимися шестого класса «Живопись натюрморта с орнаментальной драпировкой» Формирование интереса обучающихся декоративно- прикладного отделения на занятиях рисунка и живописи становится актуальным направлением в.

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии для 3 класса

В данной работе представлен конспект логопедического занятия по корекции арамматической дисграфии для группы учащихся 3 класса. Логопедическая тема: согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия

по коррекции аграмматической дисграфии

Логопедическая тема: согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

развитие логического мышления.

развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.

закрепление умений словообразования прилагательных.

воспитание интереса к учебному процессу.

формирование чувства уверенности в своих возможностях.

воспитание усидчивости и внимания.

Ход занятия:

– Будьте внимательны, сейчас я буду называть слова, а вы подумайте и скажите, что будет лишнее.

Стеклянный, Твердый, Песочный, Бумажный.

– Правильно. А почему?

Сообщение темы занятия

– Сегодня к нам в гости приехали три друга. Они живут в разных странах и вот решили встретиться и заглянуть к нам. Один гость весь из стекла, второй – из бумаги, а третий – из песка.

– В каких странах они живут?

– Правильно, в Стеклянной, Бумажной и Песочной.

– Наши гости научат нас правильно согласовывать существительные и прилагательные, а для этого каждый из них привёз из своей страны интересные задания.

Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме занятия.

Закрепление знания об имени прилагательном.

– Чтобы на занятии у нас всё получилось, гости хотят проверить, много ли вы знаете о такой части речи как имя прилагательное.

– Скажите, что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?

Как может изменяться имя прилагательное? С какими словами в предложении дружат имена прилагательные? (ответы детей).

Развитие логического мышления.

– Теперь наши гости уверены, что вы знаете многое об имени прилагательном, поэтому можно начать выполнять их задания.

– Стеклянный человечек привёз с собой кроссворд. Сейчас мы будем отгадывать слова кроссворда, а затем по очереди записывать ответы на доске. Из отгаданных слов у нас получится ключевое слово кроссворда.

+Она грызла золотые орешки в сказке.

+Дерево с белым стволом.

+В мультипликационном фильме его звали Геной.

+Городская маленькая птичка с серо-коричневым оперением.

– Какой получился цвет?(белый)

– А теперь постарайтесь устно подобрать к ключевому слову слова – предметы.

БЕЛЫЙ- БЕЛАЯ-. (береза) БЕЛОЕ-. (покрывало) БЕЛЫЕ – . (снежинки)

Белый снег – это словосочетание ( это два слова, связанные между собой по смыслу, в словосочетании есть главное и зависимое слово)

(Снег какой? Задаем вопрос от существительного к прилагательному, выделяем главное слово ставим над ним – x – это СНЕГ, от него можно задать вопрос, подчеркиваем окончание у прилагательного)

Читайте также:
Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Составление словосочетаний (работа по карточкам).

– У Бумажного человека на карточках в одном столбике написаны слова-предметы, а в другом слова-признаки. Нужно составить правильные словосочетания.

Подбор нужного прилагательного в предложении

– У Песочного человечка потерялись слова в предложении. Давайте запишем предложения в тетради и попробуем найти нужные слова.

На огороде зрела (какая?) капуста. (большая)

Маша съела . сливу.

Через овраг вёл. мостик.

На грядки было много. морковки.

На тарелке лежали. фрукты.

На берёзах набухли. почки.

В огород ходить привык. (идем)

Он по грядкам прыгать стал, (прыгают по кругу)

Всю капусту потоптал.(высоко поднимая ноги, топают на месте)

Мы за ним – он скок-поскок

С огорода наутёк! (прыгают на свои места)

Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

-Наши гости немного устали и очень хотели бы выпить сока. Посмотри на доску и скажи, как будут называться сок и варенье из данных овощей и фруктов.

Слова на доске: кукуруза, лимон, капуста, яблоки, абрикосы, сливы, груша.

– Из чего не готовят сок или варенье, почему?

Работа по словообразованию.

-Однажды, когда Песочный человечек ещё был в школе, его учил один волшебник. Он мог делать чудеса – превращать одни слова в другие. Например, слова, обозначающие предметы, он мог превращать в признаки предметов. Давай сейчас попробуем стать тем же волшебником.

Слова: море, врач, звезда, театр, автобус, окно, город, дом.

– У Бумажного человечка есть любимые загадки, но они непростые. В них есть много слов – признаков. Отгадай загадки, а потом назови те слова – признаки, которые услышал.

Сито большое, Сито голубое.

Сеет-веет белый пух

На леса, дома и луг. (облако и снег)

Рукастая, зубастая, Идёт – бредёт по улице,

Идёт, и снег сгребается, А дворник улыбается. (снегоуборочная машина)

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь – и под комод. (клубок)

Игра “ Один- Много”.

– Бумажный человечек тоже решил показать всем свои знания по математике. Он для тебя на карточках написал словосочетания в единственном и во множественном числе. Сам он знает, какой будет пара множественного числа для единственного и наоборот. А вы знаете?

Запишите получившиеся ответы в тетрадь.

Солнечный луч – Доброе сердце –

Верные товарищи – Колючий ёрш –

Берёзовый пень – Деревянный стул –

Летучая мышь – Звёздные ночи –

Хороший врач – Пятнистые олени –

Вкусные помидоры – Чистое окно –

– Какие части речи помогают язык делать красивым?

– Что обозначает имя прилагательное?

– С какой частью речи связано в предложении имя прилагательное?

– Сегодня вы хорошо поработали. Наши гости вами очень довольны. Но сейчас им пора домой, и они с тобой прощаются. До свидания!

Конспект логопедического занятия по преодолению аграмматической формы дисграфии

Вниманию специалистов, предлагается методическая разработка, предназначенная для работы с детьми при аграмматической форме дисграфии. Все задания составлленыы с учетом методических требований.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по преодолению аграмматической формы дисграфии»

Конспект логопедического занятия

по преодолению аграмматической формы дисграфии

Тема: Слово. Однокоренные слова.

Цели и задачи: познакомить детей с родственными и однокоренными словами; закрепить знания детей о правописании родственных слов путем проведения тренировочных упражнений в выделении корня слова; учить детей работе со словарными словами; обогатить словарь детей развивать навыки словообразования.

Оборудование: силуэтное изображение дерева; карточки со словами ; карточки для индивидуальной работы; демонстрационная карточка с изображением корня слова; карточки с заданиями для развития зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия.

Игры: «Найти отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?».

Основная часть

Знакомство детей с темой занятия .

Логопед: Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные листочки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные –около них записаны части слова.

Как –то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым, был он просто словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями.

Давайте запишем корень каждого слова, а затем – те слова-листочки, которые на нем выросли.

Дети записывают слова, отмечают в них корень: САД- садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка. Дети записывают слова, указывают общий корень.

Читайте также:
Составление детьми описательного рассказа по портретам

Соотнесение корня слова со схемой для обозначения на письме.

Логопед: Вспомните, как мы обозначаем корень во всех однокоренных словах? Нарисуйте в пустом квадрате его обозначение.

3. Закрепление знаний детей об однокоренных и родственных словах

Игра «Собери группы слов». Логопед выставляет на доску 12 карточек с записанными на них словами (учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное) и предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Дифференциация слов с одинаковым корнем и родственных слов.

Логопед: Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем, с какого дерева улетел каждый листочек?

Выставляются карточки со словами в виде листочков: горе, горка, гора, горюшка, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный. Логопед вместе с детьми припоминает значение слова, отмеченного звездочкой.

Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя род существительного. Можно играть наоборот.

Слова: школа, окно, дерево, подсказка, подставка, запись, учебник, пенал, стул, мел.

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте текс. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в этих словах корень.

На огонь летит маленький… . Солнце, луна, звезды –небесные … . В комнате стало… от огня. Вдалеке я увидел тусклый… .зимой солнце…. Но не греет. Скоро наступит …и станет совсем… .

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

III. Итог занятия

Логопед: Посмотрите на картинку. Назовите однокоренные слова, их главную неизменяемую часть-корень. Почему эти слова нельзя назвать родственными? Запишите названные слова и дополните эту группу своими словами.

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2-м классе

Разделы: Логопедия

Цели:

  • закрепить навыки звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
  • сформировать навык дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
  • закрепить знания о гласных и согласных звуках.
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • создание ситуации успеха.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением инопланетянина Альфа (Рисунок); карточка для каждого ученика (Приложение).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Развитие логического мышления.

Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.

Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно начинаться следующее слово.

Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)

Пчелам – на работу,
Маме – на заботу,
Хворым на леченье,
Всем – на угощенье. (Мед)

Это старый наш приятель:
Он живет на крыше дома.
Острый клюв, ходули – ноги,
Строит сам себе жилье. (Аист)

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.

2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с героями занятия.

Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.

Сколько букв и сколько звуков в имени Альф?

Ответ: Альф – 4 буквы, 3 звука.

Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?

Ответ: в имени есть мягкий знак, который звуком не является.

2. Закрепление знания о гласных звуках.

Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки. Помогите Альфу выделить гласную букву слова в квадратик.

Ответ: у, у, и, о, а.

3. Закрепление знания о согласных звуках.

Логопед: Альфу очень нравятся согласные звуки. Помогите Альфу выделить согласную букву в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой.

4. Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

Ответ: снег – 4 буквы, 4 звука, белка – 5 букв, 5 звуков, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, осень – 5 букв, 4 звука.

5. Работа со словами-перевертышами.

Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.

ШАЛАШ– . МИР– . КОТ– .

Ответ: лаз–зал, нос–сон, год–дог, шалаш–шалаш, мир–Рим, кот–ток.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали

И ничуть мы не устали!

хлопают в ладоши,

поднимают и опускают плечи.

Держат руки на поясе, поворачивают туловище вправо и влево,

поворачиваются вокруг себя,

приседают, возвращаются в и.п.

Поднимают руки вверх, опускают на пояс,

приседают (повторяют два раза).

Разводят руки в стороны.

7. Развитие буквенного синтеза.

Логопед: Альфу нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы так, чтобы получились слова.

Р, К, У, А________

З, Б, А, О, Р______

С, У, Т, Л________

Слова: бак, рука, забор, дом, стул, комар.

8. Работа по преобразованию слов.

Альф так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.

Ответ: кот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова кот одной буквой Р, и т.д.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными, внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою работу и поставить себе оценку за урок.

Логопедия “Дисграфия”

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической формы дисграфии с учащимися 3 класса

Конспект логопедического занятия

по коррекции аграмматической формы дисграфии

с учащимися 3 класса

Тема: В ГОСТЯХ У ЦАРИЦЫ ГРАММАТИКИ (итоговое занятие по теме: «Слова-предметы» – имя существительное)

1. Закреплять у учащихся знания об имени существительном;

2. Совершенствовать навык дифференциации живых и неживых предметов; тренировать в правильной постановке вопросов к словам;

3. Продолжать учить подбору слов-предметов к словам-действиям;

4. Закрепить навык дифференциации имен существительных в форме единственного и множественного числа;

5. Упражнять учащихся в подборе слов-антонимов и синонимов;

6. Закреплять у детей представления о роде имен существительных;

7. Продолжать профилактику и устранение аграмматизма в устной речи учащихся;

8. Развивать общую моторику, логическое мышление; закреплять навык правильного речевого дыхания; повышать интерес к процессу обучения.

Оборудование: карточки с деформированным текстом для индивидуальной работы (по количеству учащихся), презентация к уроку; технические средства: проектор, компьютер.

Прозвенел звонок, начался наш урок.

На уроке будь внимательным, дружок.

II) Развитие слухового восприятия

– Послушайте и определите части речи:

Слова : кошка, стол, диван, карандаш, ночь, весна.

Формулировка темы занятия. Запись числа и темы на доске.

III) Основная часть

1 Сообщение плана занятия

– Мы уже много знаем о словах, обозначающих предметы. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы посетим царство Грамматики.

2 Развитие умения правильно задавать вопросы к именам существительным в форме косвенных падежей. Подбор слов к данным вопросам.

– Вот мы перед воротами королевства. Слайд 2.

На воротах дворца висят замки-вопросы. На которые могут отвечать имена существительные.

Подберите слова, которые могут отвечать на вопросы косвенных падежей. Тогда ворота откроются, и мы пройдем во дворец.

3 Закрепление знания о живых и неживых предметах.

– Перед нами дворец великой царицы Грамматики. Слайд 3.

– Во дворец ведет длинная дорога. По пути нам будут встречаться Жители-слова. Они забыли, что должны обозначать. Если царица узнает об этом, она очень рассердится. Слова просят вашей помощи, ребята. Поможем?

Чтобы помочь словам, нужно распределить жителей королевства на две группы – слова, обозначающие неживые предметы и слова, обозначающие живые предметы, и правильно задать к ним вопросы.

– Послушайте слова и запишите их в два столбика (запись на доске и в тетрадях).

Слова : самолет, дельтаплан, птицы, шар, лист, снежинка, комар, гусеница, кровать, ботинки.

4 Дифференциация имен существительных в форме единственного и множественного числа.

– Разложите на два подноса подарки для царицы Грамматики, что прибыли вместе с нами. Слайд 4.

Картинки : яблоки, бусы, ананас, шуба, варежки, карандаши, компьютер, магнитофон, кольцо, виноград, шкатулка.

5 Работа со словами-антонимами и со словами-синонимами.

– Во дворец Царицы прибыли веселые артисты: клоуны, жонглеры и фокусники. Мы решили к ним присоединиться и показать свои фокусы.

– Прочитайте слова (запись на карточках) и превратите их сначала в слово с противоположным значением, а потом в слово с похожим значением. Например: друг-враг-товарищ. Запись в тетради. Слайд 5.

Слова : макушка (верхушка, корень), село (деревня, город), суша (земля, небо или море), врач (доктор, больной), ученик (школьник, товарищ).

6 Физминутка( Новикова С.В.)

(Дети выполняют движения по команде и совместно с логопедом).

В царстве наступила тишина… мы этим воспользуемся и немножко отдохнем!

Пол урока уж прошло,

Время отдохнуть пришло.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Руки вверх и потянитесь.

На пояс руки, раз и два,

Влево, вправо голова.

Ну-ка, плечи, распрямляйтесь!

Ну-ка, спинки, прогибайтесь!

Снова дети ровно встали

И немного подышали:

Носом вдох – живот надулся,

Выдох ртом – наш шарик сдулся.

Дышим – раз, дышим – два,

Будет ясной голова.

И к уроку мы вернулись.

На соседа поглядели

И на место тихо сели.

7 Развитие мышления, работа с кроссвордом. Слайд 6.

Попасть на прием к Царице Грамматике не так просто, ребята. Для этого нам нужно разгадать кроссворд, составленный ею лично.

Разгадайте весь кроссворд и прочитайте главное слово по вертикали.

8 Закрепление знания о косвенных падежах имен существительных. Закрепление умения правильно употреблять и писать существительные в косвенных падежах с предлогами.

Царица Грамматика обращается к вам, ребята, за помощью! Ей пришло очень важное письмо, но прочесть его не смог никто. Ни царица, ни ее придворные помощники.

Детям раздаются карточки для индивидуальной работы.

– Прочитайте текст письма (на карточке и на доске). Слайд 7. Вставьте пропущенные слова – предлоги. Измените окончания существительных в скобках.

Радостно светит …. весенний (день) солнышко. Быстро тает … широких (поле) снег. Побежали … (дорога) весёлые, говорливые ручейки. Лёд … (река) посинел. Надулись … деревьях пахучие клейкие (почка). Уже прилетели … тёплых (край) грачи. Важные, чёрные, ходят они … (дорога). Поставили ребята … (дерево) скворечники. Спешат … (школа) посмотреть, нет ли весенних гостей — скворцов. Широко разлилась наша (река). Затопила луга, залила … (берега) кусты и деревья. Только кое-где виднеются … разливе заросшие (кустарник), островки. Длинной (вереница) летят … рекой дикие утки. А … высоком безоблачном (небо), тихо курлыкая, летят … свою (родина) журавли. Тёплый ветер и ласковое солнце сушат влажную (земля).

– Прочитайте получившийся текст. (2-3 учащихся, с места)

– Молодцы! Царица Грамматика хвалит вас и очень вами довольна! Она награждает каждого из вас самым почетным званием в своем царстве – «Самый грамотный», и желает вам дальнейших успехов!

IV) Итог занятия

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Вспомните, о каких словах мы говорили на занятии? Что понравилось больше всего? Что было самым трудным? (выслушиваются ответы учащихся)

Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

Методическая разработка

«Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников»

Для предупреждения и профилактики дисграфии у детей, необходимо использовать специальные упражнения для устранения специфических ошибок при письме.

1.Филворд.

а. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали)

Слова филворда : стриж, грач, чайка, воробей, сорока, ворона, иволга, синичка, сыч, сойка

б. Найди и выдели названия цветов

Слова филворда :алый, бежевый, белый, бирюзовый, ванильный, васильковый, голубой, жѐлтый, зелѐный, золотой, индиговый, коралловый, коричневый, красный, лимонный, малиновый, оранжевый, розовый, салатный, серебряный, серый, синий, сиреневый, фиолетовый, чѐрный

в. Найди названия 12 месяцев

2. Морской бой.

Прочитай шифр и напиши слова.

А1Г3 – Г2А4Д3 – Д1Б2 – Б3Д2 – Г4Д4 – Б4А2 –

А1Г3 – фартук Г2А4Д3 – ракушка Д1Б2 – сундук Б3Д2 – утюг Г4Д4 – обруч Б4А2 – свитер

3. Буквы-прилипалы.

Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.

Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

4.Сбежавшие гласные.

Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа

Смь рз тмрь –дн рз тржь. е а о е о и а о е

Бз трд н втщшь _ pбк прд. е уа е ыаи и ыу и уа

Н мй ст рблй, _ мй ст дрзй. е ие о уе а ие о уе

Нвх дрзй нжвй,_ стрх н трй. Оы уе аиа а аы е аыа

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время – потехе час.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

5.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности.

Вставь гласные. Запиши

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_.

_й з_м_й т_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.

_ М_ш_ ж_л к_т. Зв_л_ к_т_ Р_ж_к. Хв_ст _ Р_ж_к_ п_ш_ст_й. М_льч_к ч_ст_ _гр_л с к_т_м. _н_ б_л_ др_зь_.

Д_д_ _р_ пр_н_с кн_г_. Т_м з_йк_ _ м_шк_, Т_н_ _ м_ч_к, сл_н _ к_нь. М_ л_б_м ст_х_.

Пр _бл _ж_ _тс _ _с _нь.

Ч_щ _ ст_л _ в _п_д_ть д _жд _. З _мл _ в с_д _ _ж _ _с _п_н_ ж _лт _м _ л _сть _м _. Р _ж _ сл _шн _ г _л _с_ п _вч _х пт _ц. _н _ г _т _в _тс _ к п _р _л _т _ в т _пл _ _ кр_ _.

_ д _м_ р _с кл _н. Н_ в _тк _ кл _н_ с _л _ пт _ц _. _т _ г_лк _. С _р _ж_ д_л _м кр _шк _ хл _б_ _ з _р _н.

Л _б _м_ _ _гр _шк_.

Шл _ дн _. Пл _ш _в _й м _шк_ п _ст_р _л. Н _с _ _ш _ ст_л _ т _мн _м _ _ гр _зн _м _. Н _тк _ т _рч_т н_ ж _в _т _. Н _ М _т _ л _б _л _гр_ть с н _м. М_льч _к бр_л _гр _шк _ в кр _в_ть.

Ст _ _т д _к_брь н_ дв _р _. Тр _щ_т л _т _ _ м _р _з _. Д _ _т х _л _дн _ _ с _льн _ _ в _тр _. Б _р _зк _ _ л _п_ ст _ _т б _з л _сть _в, г _л _ _. Т _льк _ с _сн_ д_ _ль в з _л _н _м н_р _д _. М _дв _дь з_л _з в св _ _ б _рл _г _ _ сп _т. Б _лк_ в д _пл _ _ст гр _бк _ _ _р _шк _. В _лк _ п _ н _ч_м в _ _т _т г _л _д_.

З _м _й в л _с _.

Н_ст _п_ _т р_нн _ _ з _мн _ _ _тр _. М _гк _ хр _ст _т п _д н _г_м _ сн _г. В _т _чк _ б _р _з _кр_ш _н _ п _ш _ст _м _н _ _м. Ц _п _чк_ сл _д _в вь _тс _ п _ л _сн _й _п _шк _. П _ с_м _м _ кр_ _ п _л _нк _ пр _б _ж_л з_йк_. В _с _л_ _ ст_йк_ пт _ц пр _н _сл_сь н_д _п _шк _й л _с_. _н_ р_зм _ст _л_сь н_ в _рх _шк _ ст_р _г _ д _р _в_. Х _р _ш _ п_хн _т в л _с _ см _л _й _ хв _ _й.

Вставь только гласные а, о

Был_ зим_. Был_ х_л_дн_. Ир_ ,_лин_ п_шли н_ г_рку. _ни весел_ к_т_лись с горки. Т_м был_ мн_г_ ребят. Юр_ и Свет_ бег_ли с с_б_к_чк_й Жучк_й. _н_ л_ял_ и вилял_ хв_ст_м. Ск_р_ стемнел_. Ребят_ р_з_шлись п_ д_м_м.

6.Подружи слова

Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

И Аллы зацвел роза.

Учитель пишет в доске.

Паша рисует за альбомом.

Анна вяжет теплое шарф.

В небе светила яркая солнце.

На клену распустились разноцветные листва.

Мама поднимается вниз по ступеням.

По улице шел сильная дождь.

И детей красивые машинка.

Света надевает теплое шубку и длинная шарф.

Ваня бежал лесу по.

Руслан над первым классе.

У зоопарка живут редкие животные.

Кот гулял за крыше.

Шишки падают по землю.

Собака Жучка лает в кота.

Игорь катается с велосипедом.

Инна с папой катаются на лодке в реке.

На телевизоре сегодня показывают интересные фильмы.

Кошка вошла из дома.

Белые снег лежит на полях и деревьях.

7. Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи мубелкижиливлесу.

8.Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

под густой зелѐной ѐлочкой заяц строит свой дом переменила белка шубку на зиму чинит гнездо лиса бегает по полям роет мышиные норки забрался под низкий пень хорѐк у него там просторные хоромы ѐжик укрылся опавшими листьями и уснул на всю зиму ушѐл глубоко в землю крот лесные мыши попрятались в мох скрылись и лягушки забрались в ил

стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тѐмная туча она не спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в каждой капельке-дождинке играл солнечный луч перестал дождь посмотрите на небо кто-то выстроил разноцветный мост от заречных лугов до деревни идѐт легкий парок от земли воздух наполняет запахи полевых цветов

маленькая девочка аня потерялась ее бабушка льѐт слѐзы взрослые позвали на помощь собаку роя он обнюхал детские тапочки и потянул за собой ребят на улице рой быстро взял след а вот и потеряшка у входа в парк стояла малышка аня радостно побежала к бабушке

высоко в небе светило весеннее солнце ребята вывели козлят на свежую сочную травку откуда-то доносился запах гари и дыма это горела сухая трава огонь уже лизал нижние ветки юных деревьев ребята срубили еловые веткилапы и начали тушить пожар из муравейника тонкой струйкой шѐл дымок муравьи пережили трудную и долгую зиму не довелось им встретить весну и тѐплое лето поникли сосны и ели не поют уже птицы на кочках видны горстки пепла

9.Восстанови предложение и рассказ.

Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

жалобно, лесу, в, стонут, деревья

мчится, голы , по , ветер, ветвям, холодный

настоящая, зима, пришла, уже

верхушки, деревьев, качает ,он

дни, мягкие, серые, стояли

легким, завалила, город, зима, снежком

стоят, деревья, снегу, все

узкую, утром, беседке, к, расчистили, мы, дорожку

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит , ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покормить

резкий, часто, ветер, дует

с, листья, деревьев, опадают, жѐлтые

и, частый, днем, дождь, ночью, моросит

журавлей, небе, крик, грустный, в, раздался

снег, деревья, накрыл, пушистый

следов, на, много, снегу, видно

проскакал, ночью, хорек, вот

ведут, следы, к, берлоге, медвежьи

заячьи, на, полянке, следы, оставлены

вьюги, удивительным, стал, после, лес,

хвойной, ель, в, стояла, кольчуге

шапка, макушке, на, снежная, сосны,

сугроб, полянке, на, у, возвышался, тропинки

10. Отличаем похожие буквы

а. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки п-3 , т-2

3о2и3ь ко23и3ь с2 е3ь 3олс3е3ь 3о23а3ь ки2я3и3ь 2омни3ь 2о2и3ь.

Расшифруй и запиши предложения.

О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3

3о2ор и 2ила-инструмен3ы

До 2оры ос3ры 3о2оры.

б.Расшифруй слова, где буква « д» – ↓.

↓очка, у↓о↓, ↓е↓ушка, ↓орога, чу↓ак, ↓ела. ↓, ра↓ость, ↓у↓ит, ро↓ня. о↓наж↓ы, ↓Ом, у↓очка, ↓ое↓ает О↓елал, ↓еньги ↓о↓елать, ↓ога↓аться

Расшифруй слова,где буква «б» – ↑.

↑а↑очка, ↑а↑ушка, ↑у↑нить, ↑у↑енцы,↑очка, у↑рал,↑умага,↑о↑ы, за↑ота, ↑илет, за↑ыл, о↑ратно,↑ар↑арис,↑у↑ен,↑усы, у↑ежал, ↑а↑ушка,↑уквы.

Расшифруй словосочетания и запиши «б» – ↑,« д» – ↓.

Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б,д

1) На, _ыло, _ятла, _упло, _у_е.

2) _а_ушка, гри_ы, _етям, и, _руснику, со_ирала.

3) У, _е_а, _оро_а, Мороза, _елоснежная, _линная.

4) На, _ыло, _лю_це, я_локо, _льшое.

5) Около,_ереза, _ыла, _ома, старая, _елая, _ольшая.

Использование массажного шарика в коррекции дефектов речи

Автор: Сергеева Лариса Владимировна

Организация: Администрация г. Томска ДО МАДОУ Детский Сад №45

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие? Тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги. Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.

Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.

И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Следовательно, актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель работы – коррекция речевых нарушений с помощью массажера су – джок у дошкольников.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения Су – джок терапии.
  2. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
  3. Повысить уровень компетентности воспитателей в вопросах коррекции речевых нарушений у дошкольников.

В своей практике я применяю су-джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Приемы работы Су – Джок массажером:

  1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
  2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.

Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Формы работы с использованием массажера Су-джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико – грамматических категорий, развития памяти и внимания.

  1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. 1

  1. Автоматизация поставленных звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

  1. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
  2. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
  3. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Следовательно, применение су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: