Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи по автоматизации звуков [Л] и [ЛЬ]

На данном занятии мы автоматизируем звуки Л, Ль в слогах, словах, в предложениях и в спонтанной речи. Предлагаемый материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.

Тема: «У нас в гостях Лунтик»

  • Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
  • Закрепить знания детей о звуках «Л» и «Ль»;
  • Продолжать учить дифференцировать звуки «Л» и «Ль» в словах;
  • Продолжать учить составлять предложения;
  • Закрепить умения подбирать прилагательные к существительным.
  • Развивать фонематический слух,
  • артикуляционную и общую моторику,
  • словесно-логическое мышление,
  • внимание, глазомер, аккуратность, фантазию, образное мышление, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук.
  • воспитывать самоконтроль за речью через оральный,
  • тактильно-вибрационный и акустический контроль.
  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • презентация, компьютер, проектор; картинки с изображением ягод и фруктов; предметные картинки, в названии которых присутствует звуки Ли ЛЬ;, схема акустико-артикуляционного образа звуков,
  • знакомство со звуками Л и Ль, чтение стихов, загадывание загадок; разучивание д/д, словесных и пальчиковых игр.

Ход занятия

Организационный момент.

– Сегодня к нам прилетел необычный гость. Угадайте, кто это:

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
Кто же это? (Лунтик) .

Лунтик: — Здравствуйте, ребята!

Лунтик: — Я родился на луне, а вышло так, что я попал на землю. Где я, куда я попал, не знаю?

Логопед: — Ребята, куда попал Лунтик?

Дети:- (республика Башкортостан, город Учалы, детский сад № 12 «Золотой петушок»).

Логопед: — Лунтик, как хорошо, что ты прилетел к нам в гости. Мы очень рады тебе. Сегодня у нас интересное занятие, на которым мы познакомим тебя со звуками которые, кстати, есть в твоем имени.

Лунтик: — В моем имени? Как интересно!

Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед:- А вы, ребята догадались? Скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? (звук «Л») Расскажем Лунтику, какой это звук.(Дети дают характеристику звукам Л и Ль по схеме).

  • губы улыбаются;
  • кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорчикам;
  • воздушная струя проходит по бокам языка.

Л — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

ЛЬ — согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед: — Скажите чем они похожи? Молодцы.

Логопед: — Ребята, а какое сейчас время года? (весна) Чтобы быть весной здоровым, позаботимся о своём здоровье. А помогут нам в этом веселые персонажи, которые тоже пришли к нам в гости. Они хотят поиграть с вашими язычками.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед:- Первое упражнение — Лягушка.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам,
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.(3-5 р)

Логопед: — Второе упражнение «Хоботок».

Подражаю я слону
Губы хоботком я тяну.
А теперь их отпускаю
И на место отпускаю.(3-5 р)

Логопед: Третье упражнение «Вкусное варенье».

Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.(3-5р)

Логопед: — Четвертое упражнение «Лошадка».

Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.(3-5р)

Дидактическое упражнение «Вкусное варенье».

Логопед:- Ребята, у Лунтика есть друзья Мила и Пчеленок. Лунтик собрал ягоды и фрукты и сварил вкусное варенье и хочет угостить их. Вам нужно правильно соединить картинки с изображениями ягод и фруктов с банкой, в который, Лунтик налил вкусное варенье. Вам нужно назвать правильное название варенья.

Логопед: — Например: малиновое варенье.

Дети: — лимонное варенье, апельсиновое варенье, клубничное варенье, сливовое варенье, яблочное варенье.

Дидактическая игра «Необычные ромашки».

Логопед: — Однажды Лунтик гулял и попал на необычную поляну там росли ромашки У всех ромашек были синие и зелёные сердцевинки, захотелось ему собрать букет ромашек и подарить Бабе Капе. Да вот беда, он дотронулся до них и лепестки рассыпались. Давайте мы ему поможем. Вот у нас есть сердцевинки- кружочки зеленого и синего цвета. Что они обозначают, давайте вспомним. (Ответы детей)

Читайте также:
Логопедическая игра 'Бусы для ёлочки'

Логопед: Вам нужно по одному выйти и взять лепесток с изображением картинок со звуком и определить мягкость или твердость этого звука. Картинки (ёлка, яблоко, клоун, белка, солнце, велосипед, лягушка, лимон, лиса, листок, лейка, лев).

Логопед: — Молодцы! Посмотрите, какие красивые получились ромашки.

Физкультминутка.

Логопед:- Лунтик нас приглашает на зарядку.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед:- Ребятки, Лунтик так любит играть со словами, и он хочет, чтобы мы поиграли в игру «Доскажи словечко». Я начну, а вы продолжайте и дружно хором отвечайте. Все слова подбирайте на звук «Л» или «ЛЬ».

1. Ну, давай играть футбол!
Забивай скорее…(гол).

2. Нам темно,
Мы просим маму
Нам включить по ярче …(лампу).

3. Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось ….(мыло).

Молодчина эта Лина,
Лепит все из …(пластилина).

4. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…(лейки).

5. Сшил себе котёнок тапки
Чтоб зимой не мерзли….(лапки).

Дидактическая игра «Письмо Вупсена и Пупсена» .

Логопед: — Лунтику пришло письмо от Вупсена и Пупсена .Но вот беда они все перепутали. Помогите Лунтику, внимательно послушайте предложения, исправьте ошибки, скажите правильно.

Елка сидела на белке. (Белка сидела на елке)

Пол вымыла Нину. (Нина вымыла пол)

Я футбол на ходил. (Я ходил на футбол)

У лапки белые лайки. ( У лайки белые лапки)

Бантик завязал котику белый. ( Котик завязал белый бантик)

На папа уехал вокзал. (Папа уехал на вокзал)

Лунтик: — Ребята, я многому научился у вас, вы стали мне друзьями, но мне пора возвращаться домой. Мне у вас очень понравилось ведь у вас весело и радостно, тепло и светло, а на луне темно нет такого яркого солнышка.

Логопед: — Давайте Лунтику подарим солнце, и у них на луне тоже станет светло и тепло. А солнце мы с вами сделаем из цветных нитей. ( Коллективная работа ниткопись на бархатной бумаге).

Лунтик: — Ребята, как здорово! Спасибо вам большое за подарок теперь и у меня на луне будет тепло и светло. Я тоже вам приготовил подарки свои лунные фотографии. Я полетел домой. До свиданья!

Итог занятия.

– Кто к нам в гости приходил?

– С какими звуками мы играли?

– Что вам больше понравилось на занятии?

– А фотографию Лунтика вы раскрасите в группе.

Загирова Альбина Шавкатовна,
учитель-логопед,
МАДОУ Детский сад №12,
республика Башкортостан г. Учалы

“Звуки Л и Ль. Автоматизация.”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового занятия “Звуки Л и Ль. Автоматизация.”

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_podgr_nod_zv.ll_.docx 24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Автоматизация звуков [л] и [л’].

– Способствовать коррекции произношения (автоматизации чёткого произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях, звука [л’] в слогах и в словах); способствовать коррекции речевого дыхания;

– Способствовать развитию фонематического слуха и слухово го восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления.

– Учить грамматически правильно строить предложение, изменять существительные по числам;

– Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

– Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

– Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: сюжетные иллюстрации к сказке «Ёжик», су-джок шарики (по количеству детей +1), музыкальная заставка из мультфильма «Смешарики», логопедическая песенка «Журавли» (аудио), мягкие игрушки Крош и Нюша, «вертушки» для дыхательных упражнений (по количеству детей +1), мяч, предметные картинки со звуком [л], иллюстрация к стихотворению «Белый цвет», опорные схемы для разучивания скороговорок.

Ход образовательной деятельности

– Расскажу вам сказку про Ёжика (упражнение с шариком-массажёром су-джок).

В одной сказочной стране на полянке в своём домике жил да был Ёжик (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей (катаем шарик по кругу ладони). Выбежал Ёжик на тропинку и побежал к Крошу, так как его домик был совсем близко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он у Лосяша» – подумал Ёжик и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Бежит Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик встрече, спрашивает Копатыча: «Привет, Копатыч, куда ты идёшь?». «В лес за грибами, – отвечает Копатыч. – Пойдём со мной».

Согласился Ёжик и пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка-квакушка, поздоровался Ёжик и спрашивает её: «Ты куда скачешь?». «Скачу, куда глаза глядят, – отвечает лягушка. – Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика оказался, не захотел он больше гулять, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

  1. Сообщение темы.

– Вы узнали Ёжика из моей сказки? (да, это Ёжик из мультфильма «Смешарики»)

– Я хочу вам рассказать историю, которая произошла совсем недавно со Смешариками. Жили – были в сказочной стране Смешарики. Очень они были весёлые, дружные. Любили они петь, рассказывать стихи и разные истории.

Но однажды, с ними случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые, например звуки [л] и [л’], просто пропали.

Испугались Смешарики и не знают, что делать…

  1. Артикуляционная гимнастика.

За дверью звучит музыкальная заставка из мультфильма.

– Что это, дети? Кто мешает нам заниматься? (логопед выходит за дверь и заносит игрушки-Смешарики.)

– Посмотрите, дети, какие гости к нам пожаловали. Знаем мы про вашу беду и сейчас все вместе постараемся вам помочь. Правда, дети? Поможем? (да.)

– Что мы посоветуем делать Смешарикам, чтобы вернуть пропавшие звуки? (необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно)

– Какие упражнения необходимо выполнять? Давайте покажем.

«Наказать непослушный язычок», «Блинчик»

Язык лепешкой положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык нужно расслаблять!

Лепешку ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

На качелях я качаюсь.

Я все выше поднимаюсь,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

  1. Дыхательное упражнение

– Чтобы правильно произносить звуки, очень важно научиться правильно дышать. Покажем упражнение с «вертушками» – вдох через нос короткий, выдох через рот длинный.

  1. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

– «Толстый» колокольчик песенку запел

И басисто, очень громко зазвенел – ла-ла-ла

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и дети им свободно двигают в ту и в другую сторону «часики»);

– «Тонкий» колокольчик высоко звенел

И тихонько песенку он свою пропел – ля-ля-ля

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Средний палец правой руки опущен вниз, словно язычок колокольчика, двигается из стороны в сторону (язычок ударяется о корпус колокольчика), при этом дети подражают звонку «тонкого» колокольчика: ля-ля-ля…)

– А еще, Нюша и Крош, очень полезно петь логопедические песенки. Логопедическая песенка «Журавли»

  1. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

– Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»

(Л, М, А, Л, ЛА, АН, АЛ, БАЛ, ЛОДКА, ЗОНА, САНКИ, БЕЛКА, ЛАМПА).

– Нюша, Крош, мы с детьми играем в различные речевые игры, чтобы закрепить правильное произношение звука в словах. Сейчас мы вам покажем.

Речевые игры с мячом.

  1. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игрока, стоящего первым, большой мяч (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Постройтесь в колонну.

Я передаю вам мяч вместе со словом. Подумайте, какой первый звук в моем слове

Ваша задача – вспомнить слово на этот звук и передать мяч над головой следующему игроку.

Задание понятно? Приступаем: мое слово – ЛАБИРИНТ

2) Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы добавляете вторую часть и произносите слово целиком: ла – ма, лы – жи, ло – шадь, лу – жа, лод – ка, лу – на. Можно перебрасывать мяч об пол.

3) Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: лы -пчё, ка -улыб, дец-коло, ка-ласточ, ши-малы, би-голу. Дети: пчелы, улыбка, колодец, ласточка, малыши, голуби.

4) Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

лужайка, лоб, лукошко, ласты, палуба, зло.

клад, глазки, глобус, кладовка, слог, флажок.

  1. Работа над предложением

– Послушайте внимательно, какие предложения я для вас составила:

Салат ел Милану. – исправьте ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Кирилла.

– А сейчас я предлагаю вам попробовать самим составить предложения (каждый ребенок получает предметную картинку и составляет предложение)

  1. Произношение звука в связной речи

– Вспомним стихотворение которое мы с вами разучили на прошлом занятии.

Белый цвет, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

  1. Итог занятия

– Молодцы! Как вы думаете, получилось у нас рассказать и показать Смешарикам Крошу и Нюше, как вернуть в речь четкие и правильные звуки?

Какие игры, задания и упражнения вам понравились, и вы хотели бы повторить их на следующем занятии?

А какие были трудными для вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [ы]. Постановка и автоматизация

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион.

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С – З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

ЗВУК [А] (постановка и автоматизация)

Занятие по автоматизации звука схоже занятию по его постановке.В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.Артикуляционная гимнастика1. Для нижней челюсти: имитировать ж.

Интегринрованное занятие по развитию речи. “Звуки “Ч” и “Щ”. Автоматизация и дифференциация ” Тема: ” Знакомство с насекомыми”

Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа,развивать тактиль.

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.&raquo.

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация&raquo.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

«Автоматизация звука [л]». Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Нажия Момогид
«Автоматизация звука [л]». Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

ГБОУ СОШ №16 СПДС №21 «Красная Шапочка»

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия с ребенком

для детей с ОНР.

Тема: «Автоматизации звука л».

Разработала: учитель – логопед Момогид Н. А.

Февраль 2014 года

Цели: Закрепить правильное произношение звука «л» в чистоговорках,

словах, предложениях. Учить делить слова на слоги. Пополнять

глагольный словарь. Упражнять в образовании антонимов.

Развивать фонематический слух.

Предварительная работа: Проведение логопедического массажа; дыхательные и артикуляционные упражнения; звуковая гимнастика; упражнения для постановки звука «л»; звуковой анализ слов; физминутки на развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие фразовой речи и обогащение ее антонимами.

Оборудование и материал: Зеркало большое, предметные картинки, счетные палочки.

Ход занятия:

Входит ребенок, логопедпредлагает ему выполнить словесные инструкции:

«Ну-ка, руки покажи!

(Руки вперед, ладони вверх)

Их на плечи положи.

(Руки к плечам)

(Кружится на носочках)

И на стульчик – садись».

(Ребенок садится на стульчик).

1. Упражнение «Песенки».

Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Белочкой. Постарайся не ошибаться.

Произнесение слоговых рядов.

2. Произнесение звука «л» в словах.

Проговаривание слов по картинкам.

Дупло, акула, юла, весло, пчела, пила, седло, кукла, метла

3. Упражнение «Угадай».

Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе.

Кружится. (юла).

Летит (пчела)

Плывет (акула)

Спит …. (кукла)

Метет….(метла)

4. Упражнение «Половинки».

Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком.

пи. —ла, пила. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

5. Упражнение «Фотограф».

С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. (Ребенок называет картинки)

6. Проговаривание чистоговорки.

– А теперь повтори чистоговорки:

Ло-ло-ло- в углу стоит весло

Лу-лу-лу- куклу я беру.

Ла-ла-ла- летит ко мне пчела (Ребенок повторяет)

6.Игра: «Скажи наоборот». (Подбор антонимов).

Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.

Заяц трусливый, а лев —. (смелый)

Суп горячий, а эскимо —. (холодное)

Собака сытая, а волк —. (голодный)

Воздушный шар лёгкий, а гиря —. (тяжёлая)

Великан сильный, а Дюймовочка —. (слабая)

Марфушка грубая, а Настенька —. (ласковая)

7. Упражнение «Сложи картинку».

Послушай загадку. Отгадай ее. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Повтори стихотворение.

Принялась она за дело —

Завизжала и запела!

Ела, ела дуб, дуб —

Поломала зуб, зуб.

Ребенок выкладывает изображение пилы. Проговаривает загадку.

8. Итог занятия.

Логопед: Скажи, какой звук мы выделяли в словах?

Ребенок: Мы выделяли звук «л».

Логопед: Что делает язычок, когда ты произносишь этот звук?

Ребенок: Поднимается за зубы. Он широкий.

Логопед: Ты сегодня, молодец. Старался правильно произносить звук «л».

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду “Ягодка” г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему “Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Домбровская Наталья Дмитриевна

“Автоматизация звука “Ль”

ЦЕЛЬ: автоматизация звука «Ль».

ЗАДАЧИ:

  • закрепление правильного произношения звука “Ль” в слогах, словах и предложениях;
  • развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу;
  • словобразование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • согласование числительных с существительными;
  • активизация словаря по л/т «Продукты»,
  • развитие общей и мелкой моторики.
  • воспитание внимания к обращённой речи, умения слышать друг друга;
  • воспитание правильного поведения на занятии;
  • воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Волшебное окошко» (зеркало в «Замке знаний»), кукла Лена, магнитофон, картинки, схемы для звукового анализа, счётные палочки, схема предлога «В», наклейки, раскраска (слова со звуком «Ль»).

1. Сюрпризный момент. Приглашение на день рождения.

2. Уточнение артикуляции звука. Характеристика звука. «Волшебное окошко». Упр. “Иголочка”, “Змейка” -язычок какой?

Для произнесения какого звука нам нужен острый язычок?

Посмотрите на нашу Лену? Какая она у нас нарядная? Лена не может произнести первый звук своего имени, и просит помощи.

Дети объясняют Лене, как правильно произносить звук «Ль», дают его характеристику.

Произнесение звука “Ль”.

3. Слоговые упражнения. Животные и птицы пришли поздравить Лену? Дети выбирают животных и произносят цепочки слогов

· с разным ударением:

· с разным ритмическим рисунком:

ля-ля – ля-ля-ля (лягушка)

ле-ле – ле-ле-ле (лев)

ли-ли-ли – ли-ли( лиса)

ле-ле-ле – ле-ле (леший).

· с разной интонацией:

4. Игра «Слышу «Ль» (в слогах, словах). Научим Лену слышать этот звук.

(ля, ло, ле, оль, окл, акль, лимон, малина, конфета, пальма, лес).

5. Слоговой анализ(схемы): «Живые звуки» – аль, ля, ли, иль.

6. Определение места звука в слове по схеме:лимоны, фасоль, апельсины, малина, соль.

Лена хочет приготовить для гостей разные блюда, давайте поможем составить список продуктов для праздничного стола. (Дети раскладывают картинки к схемам)

7. Физминутка. (Песенка Крокодила Гены – с движениями)

8. Грамматические упражнения:

· Работа с предлогом«В» (В какие блюда мы кладем соль?)

Летом папа наш принес

в белом ящике мороз,

и теперь мороз седой у нас и летом и зимой

мясо, рыбу, фрукты.

Что может быть у Лены в холодильнике? (словосочетание с предлогом)

Что может быть в хлебнице?

· Словообразование(слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Для нас Лена приготовит котлеты, а для Лилипуточки –котлетки, Поиграем: вермишель, карамель, малина, лимон, бульон, …

· Словообразование (относительные прилагательные)

Лена будет готовить коктейль. (малина, калина, лимон, апельсин, слива, облепиха, земляника).

· Согласование числительных с существительными:

Лена будет украшать свой дом цветами. Игра «1, 2,5» (тюльпан, лютик, лилия, колокольчик) Давайте назовём части цветка со звуком «Ль» (стебелек, лепесток, листочки).

Отгадайте, букет каких цветов очень понравится Лене? Может быть это букет…?(интонация вопроса).

9. Развитие мелкой моторики.

Что вы подарите Лене (слова со звуком «Ль») и для чего? (выкладывание из палочек предметов со звуком “Ль”)

13. Итог. Сюрприз от Лены – наклейки (дети приклеивают их на карту успехов), раскраска (слова со звуком «ЛЬ» -раскрашивают после занятия).

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»

Азова Е.А. Чернова О.О. «Учим звуки» домашняя тетрадь.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Тип занятия:

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: