Методическая разработка Будем весело играть, свои мысли развивать!

Мастер-класс «Играя – развиваем речь»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:
– Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение.
– Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление не литературных слов и выражений.
– Нарушение звукопроизношения.
– Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
– Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
– Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Поэтому встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему – то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры. С помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

Тема мастер-класса: «Играя развиваем речь ребенка»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Игра «Нет» или «Да»
Сейчас я попрошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.

Игра «Скажи наоборот»
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.
– Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Игра “Почему? Да потому что…”
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому, что»:,также можно проводить игру с мячом.
– Почему улетают птицы?
– Почему нельзя купаться зимой?
– Почему снег тает?
– Почему люди берут зонты?
– Почему вызывают врача?
– Почему засыхают цветы?
– Почему мяч катится?
– Почему летом не носят шубы.

Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое – нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Су-Джок терапия сказка «Ежик»
Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (в идеале шарики для Су-Джок)
Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное он убежал Лосяша навестить» – подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:
– «Куда ты идешь?»
– «В лес за грибами» – отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»
– «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикосаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект занятия

Также для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом, которые у нас всегда имеются под рукой (лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.
Спасибо за внимание.

Мастер-класс «Играя развиваем речь»

Цель: повышение – педагогической компетенции родителей по теме.

Задачи:

– обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;

– заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;

– представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер- класс, посвященный играм по развитию речи.

Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений.

Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша.

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:

– приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

– осваивает опыт человеческой деятельности;

– развивает творчество и фантазию;

– развивает мыслительную деятельность;

– развивает навыки общения.

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

Сегодня я предлагаю вам сыграть в словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусная конфета», «Блин да пирог», «Лошадка скачет», «Колокольчик», «Чистим зубки», «Губочки – дудочки», «Индюк болбочет» и другие.

Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

Сидит белка на тележке,

Раздает друзьям орешки.

А медведю в лапище.

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собака с помелом,

А лошадка с фонарем,

Серый заинька с листом.

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мышки вон

Далее я предлагаю игры по нарастающей, т.е. от более легких к сложным.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия во 2 классе на тему: Слово и Слог

1. «Эхо или попугайчик» – «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.

Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.

Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.

Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.

«Ты – мне, я – тебе» поочередно загадывайте друг другу такие загадки.

3. «Подскажи словечко»

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

Наша Таня громко …

Уронила в речку .

4. «Так бывает или нет?»

Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем.

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т.д.)

Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

Кар-р-р-тошка или капуста?

Сыр-р-р или колбаса?

Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный

из фруктов – фруктовый

из овощей – овощной.

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.

Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.

7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.

Что будет, если я пролью чай на стол?

Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?

Что будет, если я не помою посуду?

8. «Что можно делать …»

Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)

Или: Залезать можно на шкаф, залезать можно на кровать, а еще…

Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще.

Или: Чай пьют, а печенье… едят.

На кровати лежат, а на стуле .

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и т. д.

9. «Кто что делает?»

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

Машина едет, а еще … гудит, светит

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик … прыгают.

И птица, и муха . летают.

И снег, и лед … тают.

Или много предметов на одно действие:

Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

Едет – машина, поезд, велосипед, …

Тает – мороженое, лед, …

Коротать вечера и засыпать можно, читая сказку или играя лежа на кровати.

10. «От норы до горы».

Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.

В квартире живут…

11. «Двойной противник».

К каждой паре слов подбери по два слова – противника.

Крутой подъем –…пологий спуск.

Слабый мороз -…сильная жара.

Радостная встреча-…грустное расставание.

Вспомнить радость-…забыть горе.

Отдать много – …получить мало.

Темное прошлое -…светлое будущее.

12. «Каждый знает».

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

13. «Забавные превращения».

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

На собственных именинах –

14. «Мир животных».

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

15. «Вот так магазин».

Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

16. «Законченное предложение».

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

В корзине лежит…

В цирке выступает…

17. «Шагай-ка – называй-ка».

На каждый шаг называть слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю головные уборы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю профессии…

Да-да-да – в огороде лебеда.

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду.

Ша-ша-ша- принесли домой ерша.

Жа-жа-жа- -есть иголки у ежа.

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

Белые бараны били в барабаны.

Проворонила ворона вороненка.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Читайте также:
Звук и буква Ш - план-конспект НОД

Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо вам, до новых встреч.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся»

Татьяна Титова
Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся»

Актуальность.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу. Этому способствуют дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками в соответствии с ФГОС. Предлагаю вашему вниманию подборку развивающих самодельных игр.

Назначение: данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ, родителям.

Цель разработки: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи разработки:

-Формировать у детей стремление к самосовершенствованию;

-Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков;

-Закреплять в игре приобретенные знания и навыки.

Содержание методической разработки:

Настольная дидактическая игра «Мозаика» своими руками из бросового материала

Актуальность. Игры с мозаикой улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память.

Цель: развитие мелкой моторики.

Задачи: учить выкладывать простые схематичные изображения предметов; закреплять умение считать в пределах 20; закреплять названия цветов и оттенков; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость.

Материал: коробка из-под конфет, пластиковые крышки белого цвета от бутылок, клей ПВА, разноцветные стеклянные шарики.

Дидактическое пособие по ФЭМП в форме игрового макета «Озорные обезьянки на пальме»

Актуальность. Игровой макет «Озорные обезьянки на пальме» позволяет разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений, способствует активизации умственной деятельности.

Назначение. Дидактическое пособие предназначено для образовательной деятельности в игровой форме для детей от 3-х до 7 лет. Данное пособие можно использовать в различных вариантах игр и упражнений.

Самодельный развивающий конструктор с использованием резиночек

Предлагаю вашему вниманию самодельный развивающий конструктор с использованием резиночек. Конструктор предназначен для математического развития детей, формирования элементарных навыков конструирования у детей разного дошкольного возраста.

Настольная дидактическая игра «Попади в лунку»

Разноцветные стеклянные шарики выглядят очень привлекательно, с ними можно придумать много разных игр. Предлагаю вашему вниманию авторскую игру, изготовленную своими руками по принципу игры в бильярд.

Дидактическое пособие для проведения зрительной гимнастики «Тренируем глазки вместе с Чебурашкой»

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие в форме игрового тренажера для проведения зрительной гимнастики. Актуальность данного дидактического пособия заключается в том, что оно способствует выполнению задач по развитию зрительного восприятия в игровой форме.

Дидактическое пособие по ФЭМП «Покорми акулу»

Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они вызывают у детей живой интерес и помогают усвоить учебный материал, учат наблюдать, сравнивать, делать обобщение.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения

Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Многофункциональный тренажер «Божья коровка»

Актуальность. В современный век развитых информационных технологий и компьютеров, человеческий организм подвергается большим нагрузкам, что в свою очередь сказывается на зрении. В зоне повышенного риска находятся именно маленькие дети, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза. Зрительная гимнастика укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз.

Назначение. Данное дидактическое пособие будет полезно педагогам ДОУ для проведения зрительной гимнастики с детьми, упражнений на ориентировку в пространстве.

Развивающая игра «Кот-птицелов»

Предлагаю вашему вниманию самодельную развивающую игру

соревновательного характера на проверку координации движений и меткости.

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

Материал:

проволока, трубочка от воздушного шара, шарики для пинг-понга, трубочка, скотч, синельная проволока, глазки, шило, ножницы, клей.

Благодарю за внимание!

Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий (из опыта работы) Выступление на районном методическом объединении воспитателя 1 кв. категории Фадеевой И. Е. на тему: «Мотивация детей к трудовой деятельности.

Доклад из опыта работы «Использование дидактических игр в работе с детьми» Продолжаю накапливать опыт работы с детьми по использованию различных дидактических игр. На этот раз я акцентировала внимание на играх –.

Из опыта работы семейного клуба «Играем с мамой, играем с папой, играем вместе!» в младшем дошкольном возрасте Тема встречи «Игры дома изготовляем, с ними в садике играем» (игровая деятельность – дидактические игры, сделанные родителями.

Методическая разработка дидактических игр для индивидуальной работы во второй младшей группе по ФГОС Дидактические игры во второй младшей группе по ФГОС Игры для социально-коммуникативного развития Игры, направленные на социально-коммуникативное.

Методическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтики Актуальность. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное,.

Читайте также:
Тренинговое занятие 'Путешествие в Страну Семейную'

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры с использованием бросового материала.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.

Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре Данная методическая разработка будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов ДОУ. Все родители.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

«Весело играем – свою речь развиваем…»

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.
Время идет, речь постепенно исправляется.
Но всегда ли? К сожалению, нет.
Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.
Что больше всего любит делать ваш малыш?
Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Просмотр содержимого документа
««Весело играем – свою речь развиваем…»»

Консультация для родителей

«Весело играем – свою речь развиваем…»

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.

Время идет, речь постепенно исправляется.

Но всегда ли? К сожалению, нет.

Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Что больше всего любит делать ваш малыш?

Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен.

В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:

Сорока – белобока дрова собирала,
Печку топила, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала.
А этому не дала:
Он дрова не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил.

Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.

Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.

Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.

Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.

Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)

Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.

Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.

Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.

Рисунки на песке

Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.

Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие игры и развивайте его речь!

Развиваем, играя: развитие речи дошкольника

Составитель: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д. Ушинский

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.

Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома или на прогулке. Они помогут малышу тренировать разговорный навык, увеличить словарный запас и учиться выражать свои мысли.

Предложенные ниже игры не только содействуют совершенствованию речи дошкольника, но и расширяют его знания об окружающем мире.

    Игра «Кто больше знает?»
    Цель: развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
    Вариант 1. Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
    Вариант 2. Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) со стечением согласных - конспект

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.)

Игра «День рождения»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Взрослый сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей он знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.

Игра «Найди связь или что общего?»
Цель: развитие памяти, речи.
Вариант 1. Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
Вариант 2. Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.

Игра «Кому что нужно?»
Цель: развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.
Взрослый сообщает, что в гости к малышу пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Ребенок подбирает инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.

Игра «Звук заблудился»
Цель: развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).

Игра «Словесное дерево»
Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
«Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.

Игра «Угадай, кто ты?»
Цель: тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
– Я живое существо или нет? – Да
– Я большое или маленькое? – Маленькое
– Я живу в лесу или дома? – В лесу
– У меня перья или мех? – Мех
– Я зимой сплю? – Нет
– Я линяю? – Да
– У меня уши, какие? – Длинные
– Чем я питаюсь? – Корой, травой
– Я – Заяц? – Да.
Затем педагог меняется ролями с ребёнком.

Игра в рифмы.
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, словотворчества.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
На берегу лежала гайка,
Рыбешку утащила -…(чайка).
Дымиться в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом -…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский -…(жук).
Темная настала ночка,
Засыпает моя -…(дочка).
Было мишке меду мало,
Пчелка показала -…(жало).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен -…(мир).

Игра «Определения»
Цель игры: расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Вариант 1. Придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
Вариант 2. Обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная — . (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — . (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая — . (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие — . (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая — . (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий — . (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — . (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая — . (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее — . (солнце).

Читайте также:
Родительское собрание о пользе сказок

Игра «Путаница»
Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
Взрослый говорит, что из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд. (Билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (Сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (Труба)
Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (Стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (Песке)

Игра «Найди маму малышу»
Цель: учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей с помощью суффиксов – онок, – енок, -ат, – ят; способствовать запоминанию названий животных и их детенышей.
Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п., – и отдельно картинки с изображением котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п. Детям предлагается найти маму малышу.

Игра «Назови одним словом»
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации.
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

Игра «Кто где живет?»
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
Карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый задаёт вопрос: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?». Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

Игра «Назови ласково»
Цель: учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пример: большое яблоко – маленькое яблочко…

Игра «Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число существительных
Пример: груша–груши…

Игра «Весёлый счёт»
Цель: учить детей согласованию существительного с количественными числительными.
Пример: одно яблоко – два яблока – …- пять яблок…

Игра: «Подбери признак»
Цель: учить образовывать прилагательные.
Пример: яблоко (какое?) – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка» – яблочная….

Игра «Подбери действие»
Цель: учить образовывать глаголы разного времени.
Пример: яблоко (что делает?) – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко (что делало?) – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать…

  • Игра «Я знаю пять названий»
    Цель: развитие памяти, быстроты реакции.
    Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)
  • Игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей, мышления и воображения

    • Цикл дистанционных занятий “Занимайся, развивайся и почаще улыбайся!” (10)
    • Терапевтические сказки (4)
    • Психологическая диагностика (17)
    • Картотека игр и упражнений (19)

    Игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей, мышления и воображения

    Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
    Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств, среди которых:
    – замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);
    – за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
    – без труда ассоциировать отдаленные понятия;
    – стремление познавать;
    – применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
    – целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;
    – самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
    – образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
    Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное (творческое) мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей.
    Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами.
    Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда ребенок полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

    Чудесный лес
    Цель: развитие творческих способностей.
    Возраст: 3-4 года.
    Количество играющих: один и более.
    Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.
    Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.
    Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.
    Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.
    Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов.
    Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.

    Читайте также:
    Логопедическая помощь ребенку-аутисту

    На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников)
    Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: любое.
    Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.
    Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.
    Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.
    Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, Закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик.
    Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.
    Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения.
    Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.
    В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.

    Волшебные кляксы
    Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.
    Возраст: 4-5 лет.
    Количество играющих: любое.
    Необходимые приспособления: изображения клякс.
    Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.
    Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.
    Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.
    Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.
    При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.

    Сочиним историю
    Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.
    Возраст: старше 5-ти лет.
    Количество играющих: группа детей.
    Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были. » – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.
    Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу). », «За тридевять морей. » и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.
    В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.

    Подарки
    Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: группа детей.
    Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.
    Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.
    Пользоваться словами может только взрослый.
    Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.

    Угадай-ка
    Цель: развитие воображения.
    Возраст: 4-5 лет.
    Количество играющих: один или больше.
    Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги.
    Описание игры: 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.
    Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.
    На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше.

    Читайте также:
    Конспект НОД: Звуки (Г) и (Г’)

    Что бывает?
    Цель: развитие речи и мышления.
    Возраст: любой.
    Количество играющих: два или больше.
    Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.
    Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.
    Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.
    Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.

    Что потом?
    Цель: развитие творческого мышления.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: один или больше.
    Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как.
    Папа поймал большую рыбу.
    После этого:
    — Пруд стал мелкой лужей.
    — Рыба перекусила леску и уплыла.
    — Семья целый год ела рыбу.
    — Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.
    Белоснежка кормила голубей.
    Папа Карло стругал полено.
    Аннушка пролила масло.
    Воробьишка выпал из гнезда.
    Бабушка испекла пирожки.
    Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.

    Пуговичная поляна
    Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.
    Возраст: 3-9 лет.
    Количество играющих: один или более.
    Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
    Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».
    Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.
    Игра может стать основой для придумывания сказок.
    Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения.

    Вопросы
    Цель: развитие творческого мышления, воображения.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: один или больше.
    Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.
    Например: писатель – сорока.
    Почему писатель пишет о сороке?
    Что делает сорока на окне у писателя?
    Какие новости принесла писателю сорока?
    Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?
    1. Озеро – мысль.
    2. Лампа – компьютер.
    3. Шофер – тропинка.
    4. Магнитофон – травинка.
    5. Улица – пылесос.
    Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.

    Найди причину
    Цель: развитие творческого мышления.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: один и более.
    Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.
    Например:
    Одна рыбка гонялась за другой. – Маша спала.
    Возможные причины:
    – Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.
    – Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.
    – Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.
    Оля пошла в подвал за картошкой. – Мама уколола палец.
    Школа была закрыта. – У Васи закончилась красная краска.
    Гоша разбил чашку. – В зоопарке родились тигрята.
    Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.

    Дополни фигуру
    Цель: развитие творческих способностей, воображения.
    Возраст: 4-5 лет.
    Количество играющих: один и более.
    Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.
    Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.
    Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.

    Два предмета
    Цель: развитие мышления, воображения.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: один и более.
    Необходимые приспособления: карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
    Описание игры: детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой – небо, хрусталь.
    1. Сладкий, легкий, приятный.
    2. Сильный, добрый, умный.
    3. Звонкий, радостный, громкий.
    4. Светлый, блестящий, ранний.
    5. Бодрый, веселый, энергичный.
    Комментарий: групповая игра развивает у детей умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения.

    Читайте также:
    Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР

    Три предмета
    Цель: развитие мышления, воображения.
    Возраст: 5-6 лет.
    Количество играющих: один и более.
    Необходимые приспособления: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
    Описание игры: детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь.
    1. Теплый, пушистый.
    2. Сладкий, мягкий.
    3. Зеленый, ароматный.
    4. Звонкий, веселый.
    5. Черный, мрачный.
    Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам.

    Дом из зерна
    Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.
    Возраст: 3-9 лет.
    Количество играющих: один или более.
    Необходимые приспособления: различные зерна и семена.
    Описание игры: ребенок должен из семян выложить:
    – дом, солнце, цветы;
    – украсить полянку перед домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д.;
    – выложить из зерна дорожку домой.
    Комментарий: если в игре участвуют несколько детей, процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины.

    Дорисуй фигурку (И. Томашпольская)
    Цель: развитие фантазии, мелкой моторики.
    Количество играющих: любое.
    Необходимые приспособления: бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.).
    Описание игры: детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку.
    Комментарий: заготовки могут быть сделаны на каждого ребенка. Но можно предложить участникам один большой лист для всех игроков. Это будет интересно, а также поставит детей перед необходимостью рисовать вместе и договариваться между собой.

    Сложи сказку (И. Климина)
    Цель: развитие воображения, мышления.
    Возраст: 4-5 лет.
    Количество играющих: 6-7 человек.
    Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.
    Описание игры:
    1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.
    2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.
    Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

    Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

    Методическая разработка игровой образовательной ситуации для детей 3-4 лет на тему: “Будем весело играть, с радостью гостей встречать!”

    Автор: Зазирная Галина Александровна

    воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар “Детский сад №196”

    Методическая разработка игровой образовательной ситуации для детей 3-4 лет на тему: “Будем весело играть, с радостью гостей встречать!”

    КОНСПЕКТ

    игровой образовательной ситуации педагога с детьми 3-4 лет на тему:

    «БУДЕМ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ, С РАДОСТЬЮ ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАТЬ!»

    Возраст воспитанников : 3-4 лет, группа общеразвивающей направленности

    Виды детской деятельности : (п.2.7.ФГОС ДО) игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.

    Образовательные области : (п.2.6. ФГОС ДО) «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

    Цель : (п.4.6.ФГОС ДО) Обогащать игровой опыт детей новыми впечатлениями, пробуждать интерес детей к окружающему миру

    Задачи : (п.2.6. ФГОС ДО)

    • познакомить с понятием: тяжелый и лёгкий, тяжёлые камешки стучат громко, а маленькие — тихо.
    • учить рисовать, развивать чувство цвета, учить ставить отпечатки печатками и скрутками, используя разные сочетания цветов (красный и синий).
    • создать благоприятную дружескую атмосферу, увлекать и радовать детей музыкой, учить выполнять задания под музыку, развивать основные движения.
    • Развивать внимание, мелкую моторику рук.

    Создание игрового образовательного пространства:

    Игрушки: ёжик, сорока, зайка, кошка, пальчиковая гуашь, силуэты рукавиц, вырезанных из белого картона для рисования, музыкальное сопровождение, платочки, камешки, песочница, ведерко, массажные мячи.

    1 Этап игровой ситуации «Введение в ситуацию»

    На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую цель»). Для этого педагог включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

    Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (показывает игрушку ёжика). Это же Ёжик. Фы-фы-фы, как я рад вас видеть, вы подросли, такие большее стали!

    Давайте, с вами поиграем. Посмотрите, какие у меня колючие мячики есть красивые, яркие.

    (Педагог предлагает ребятам взять мячи, проводится игровой самомассаж. Воспитатель помогает малышам катать между ладошками мячик, катать по руке, сначала левой, затем правой рукой)

    Игровой самомассаж сопровождается текстом.

    «Повстречал ежонка еж:

    «Здравствуй, братец, как живешь? (упражнение проводиться сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками)

    — Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу,

    И колючками своими колется,

    А я ежику — ежу, ту тропинку покажу,

    Где катают мышки, маленькие шишки.

    (Несколько раз проговаривают слова и катают массажные мячи)

    — Ёжик, а почему ты грустный?

    Читайте также:
    Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе

    — У меня есть друг зайка, у его зайчат потерялись рукавички, и у них теперь мёрзнут лапки, не знаю, как им помочь?

    Кто из вас ребята желает помочь ёжику и зайке? Пойдете вместе к зайке в гости по дорожке.

    2 этап игровой ситуации «Актуализация»

    Деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог

    ведет их к новым открытиям.

    Дети идут по ребристым дорожкам и самодельным коррекционным дорожкам Упражнение «Ребристая дорожка»

    Педагог предлагает повторять слова и движения за ним

    Научились мы ходить, ножки поднимая,

    Вот как наши малыши весело шагают

    Топотушки, топ, топ, топ, весело шагают….

    Мы шли, шли и вот мы пришли

    3 этап игровой ситуации «Затруднение в ситуации»

    Данный этап является очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

    Воспитатель: А пришли мы к зайке.

    Здравствуй, зайка, как живешь?

    Мои зайчики потеряли рукавицы, и у них теперь мерзнут лапки.

    Мы тебе с малышами поможем. У нас есть рукавички. Только их надо раскрасить. Мы раскрасим наши рукавицы и у зайчат появятся новые рукавицы.

    У нас вырезанные силуэты, мы с вами с помощью печаток и скруток украшаем рукавицу. Ставим отпечаток сначала скрутками одним цветом (красным), потом печаткой другим цветом (синим), называем малышу название цвета, проговариваем наши действия ставим отпечаток, убираем, ставим, убираем.

    (Во время работы звучит музыка)

    Обязательно надо похвалить малыша, полюбоваться его работой. Всегда должна звучать музыка, она успокаивает, развивает слух, а если вы будете часто включать детские песенки, то будет развиваться внимание, пополняться словарь ребенка, развиваться память.

    Воспитатель: После рисования ручки надо помыть.

    Закатаем рукава, открываем кран — вода!

    Моем мы ладошки,

    Посмотрите крошки, на свои ладошки

    — Ах, какие ладошки! Чистые ладошки

    Молодцы, наши малыши!

    4 этап игровой ситуации «Открытие детьми нового знания»

    На данном этапе педагог вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. Дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, открытия нового знания

    Воспитатель: Рисовать мы научились, а в ладошки мы умеем хлопать, давайте похлопаем, а потопаем, маленькие ножки шагают по дорожке, а теперь большие ножки шагают по дорожке, шли мы шли и пришли, ой кто это?

    (Звучит музыка, педагог показывает игрушку-сороку) Да это же сорока!

    Упражнение «Поиграем в камешки»

    Каркуша: Я летала за морями, за высокими горами, набрала там камушки для маленьких детишек, девчонок и мальчишек!

    Посмотрите, что я вам принесла, сколько камушков в ведерке!

    (высыпает из ведерка на стол) Педагог предлагает взять камешки, сожмите камешек в ладошке. Далее педагог предлагает сравнить камешки по величине.

    А теперь, послушаем как стучат камушки. (Давайте, послушаем как стучат

    большие камушки? Громко? Вот как громко!

    А теперь, послушаем, как стучат маленькие камешки. Тихо? Вот как тихо.

    Что —то Каркуша у нас заскучала. Давайте выложим Каркуше дорожку из камешков в песочнице.

    Вот какая дорожка у нас получилась! Пройди, Каркуша, по нашей дорожке.

    — Молодцы, наши малыши, мамы, все постарались. Вымоем ручки, вытрем насухо. А сейчас летим за сорокой.

    5 этап игровой ситуации «Включение нового знания способа, действия в систему знаний ребенка»

    На данном этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность

    Воспитатель: Нас встречает кошка

    Кошка в гости к нам пришла

    Посмотрите, это кошка

    Смотрит на ребят она.

    Давайте познакомимся с кошкой и позовем её: кис-кис-кис!

    Кошка, как тебя зовут

    Стережёшь ты мышку тут

    Кошка, хочешь молока?

    А в товарищи щенка?

    Кошка не хочет дружить с щенком, а мы подружимся с кошкой?

    Поиграем с нашей кошкой

    Игра «Прятки с платком»

    Воспитатель прячет малыша под платочком, педагог ходит и ищет

    Я по группе хожу,….(называет имя ребёнка) я не нахожу.

    Где же….(имя ребенка)?

    Где искать, куда пойти?

    Где же…(имя) мне найти?

    Открывает платочек, а вот и…(имя ребенка), гладят кошечку

    Игра повторяется по желанию детей

    6 этап игровой ситуации «Осмысление»

    Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки Дети приобретают опыт выполнения и достижения цели.

    Воспитатель: Как кошечке понравилось играть с вами. С кем вы подружились? Предлагаю всем поиграть с мыльными пузырями, давайте поиграем. Произвольные игры, во время игры звучит бодрая и веселая мелодия.

    Авторское право © 2022 ЯПедагог.рф

    Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502,
    Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
    Роскомнадзор – МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 – 75452.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: