Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Статья Наглядное моделирование в развитии связной речи у дошкольников с ТНР в инклюзии. Автор: Пивкина Наталья Геннадьевна

Автор: Пивкина Наталья Геннадьевна
В статье рассматриваются способы использования средств наглядного моделирования для создания специальных коррекционно-развивающих потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Пивкина Наталья Геннадьевна

Наглядное моделирование в развитии связной речи у дошкольников с ТНР в инклюзии

Аннотация. В статье рассматриваются способы использования средств наглядного моделирования для создания специальных коррекционно-развивающих потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова : модель, моделирование, наглядные модели, инклюзия, наглядность.

“Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету”.

В контексте либерально-демократических реформ в Российской Федерации все большее значение в обществе придается правам человека, в том числе правам ребёнка, правам детей с ОВЗ. И главная ценность в жизни каждого человека- это наши дети. Какими мы их воспитаем, как они приспособятся к жизни в современном обществе – вот главная задача родителей, педагогов. Сегодня считается, что общество и несовершенная модель образования создает проблемы стереотипы и барьеры для их социализации. Поэтому ребенка необходимо направить в русло современной жизни, где он поставлен в ситуацию беспорядочного потока информации без логических связей (компьютерные игры, телефоны, планшеты).

Современные дошкольники в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами здоровья многие имеют задержку психического и речевого развития, говорят много, но отсутствует связность, последовательность, логичность высказывания. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса, ребенка необходимо развивать. В современной мировой психолого- педагогической теории и практике в течение нескольких десятилетий вопросы инклюзивного образования остаются по-настоящему актуальными.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и “особых”. Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это совместное обучение и воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений.

Основные положения, принципы, цели, задачи получения образования детьми с ОВЗ отражены в “Конвенции о правах ребенка” Организации объединенных наций, в Протоколе №1 “Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод”. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН “О правах инвалидов”. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства – участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека [ 1 ] .

В действующем Федеральном законе “Об образовании” закреплён принцип государственной политики ” адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” [ п.3 ст.2 Закона ] . Закон установил государственные гарантии прав граждан с ограниченными возможностями здоровья в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” [ п.6 ст.5 Закона ] .

Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ТНР и разработки эффективных методик её развития в условиях инклюзии. Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать её. Перспективным направлением совершенствования речевого развития детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования.

Протекание и успешность словесного интерпретирования с использованием средств моделирования зависят от особенностей восприятия и осмысления наглядно представленной ситуации.

Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П.

К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Связи с этим К.Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.

Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Несмотря на значительное число исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему обучения наглядного моделирования и развития связной речи у старших дошкольников с ТНР в условиях инклюзии. До настоящего времени не сложилось комплексного подхода к развитию связной речи с использованием моделирования, основанного на понимании значения овладения знаковой культурой через единство образно-двигательного, образно-графического и вербального знака в системе общей социализации ребёнка. Учитывая, что современный подход к развитию связной речи основан на изучении текстовой компетенции дошкольников, представляется значимой проблема обучения дошкольников с ТНР средствами наглядного моделирования.

Таким образом, довольно много исследований посвящены изучению развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР и разработке методик. Несмотря на это, вопрос о развитии и формировании у дошкольников навыков построения наглядного моделирования, мало изучен.

Следует отметить, занятия по развитию связной речи средствами наглядного моделирования оказывают влияние на формирование и развитие психических и познавательных функций, активизирует зрительные, речеслуховые познавательные процессы, а также способствуют развитию связности речи, умения пользоваться точными и образными словами.

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи- научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Педагогу нужно научить ребёнка широко воспринимать действительность, восполнить нехватку речевых средств, преодолеть трудности планирования монолога, составлять развёрнутые, произвольные, логические высказывания.

Читайте также:
Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б. Эльконин , Л.А. Венгер ). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера , который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Дети дошкольного возраста не могут написать, сделать таблицу, отметить что-либо. Во время занятий бывает в основном задействован только один вид памяти- вербальный. Использование опорных схем – это заместителя и работа с ним. Дети дошкольного возраста не могут написать, сделать таблицу, отметить что-либо. Во время занятий бывает в основном задействован только один вид памяти- вербальный. Использование опорных схем – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, ассоциативную и двигательную память. Это позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) и научиться работать с ними.

Всевозможные приемы моделирования позволяют комплексно решить задачи развития связной речи детей с ТНР, способствуют реализации индивидуального подхода и более быстрому, эффективному устранению недоразвития речи, помогают формировать у детей с ТНР и “языковое чутье”, учить связно излагать мысли и чувства, обогащать словарь, так как у детей с ТНР помимо дефектного произношения речи редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки, связная речь развита недостаточно, пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам – это, в основном, называние предметов, их перечисление; описательные рассказы отсутствуют.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста с ТНР для развития связной речи в условиях инклюзии, а использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

В педагогической практике систематически используется наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, проводятся разные игры на развитие речи детей.

Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно их дополнять и уточнять вместе с детьми.

Использование метода наглядного моделирования способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование средств наглядного моделирования у старших дошкольников с ТНР, дает эффективный процесс развития речевой деятельности в условиях инклюзивного образования, а значит создает предпосылки для формирования учебных компетенций будущих школьников.

1. Полянская , Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: у чеб -метод. пособие. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”,2009. – 64с.

2. Ланникова , А. Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста ( Электронный ресурс) А.Б. Ланникова .

3 . Агранович , З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. А гранович . – СПб.: Детство-Пресс.- 2004. – 355 с.

4. Нищеева , Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева . – М.: Детство – Прес с.- 2009. – 288 с.

5. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10. с. 16 – 19

6 . Омельченко, Л.В. И спользование приемов мнемотехники в развитии св язной речи. Логопед № 4, 2008 – с.102 – 105

7. Воробьёва, В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва. – М.: Астрель , – 2007. – 158 с .

8 . Миронова , М.Н. Развиваем фонематическое восприятие у дете й старшей логопедической группы , – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 – 32 с.

9. Ушакова,О.С ., Смирнова Е. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. №2. с. 17-22.

10. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 1993. №9. с. 58-6 5.

Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Автор: Борщенко Лариса Анатольевна

Организация: МКДОУ д/с № 110

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Автор: Лопатина Елена Сергеевна

Организация: МКДОУ д/с № 110

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Практика логопедической работы показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Работая в ДОУ компенсирующего вида, которое посещают воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи 1 различной этиологии, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к звуковой и смысловой стороне, мы видим, что у данной категории детей наблюдается недостаточная сформированность неречевых функций, таких как, слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Это приводит к быстрой утомляемости детей, снижению продуктивности и темпа в процессе деятельности. Вследствие чего, мы находимся в постоянном поиске новых идей и возможностей, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.

Изучая и анализируя теоретические материалы, мы пришли к выводу, что метод наглядного моделирования содержит такие возможности.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина и др. ) Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализева и др.)

Читайте также:
Использование монофонов при восстановлении речи

Применяя метод наглядного моделирования в логопедической практике, мы пришли к выводу, что он является одним из эффективных средств коррекционного воздействия, так как опора на зрительные образы, по принципу «обходного пути», помогает детям с речевой патологией воспринимать , понимать, анализировать сложную информацию и абстрактные понятия более успешно. Этот метод исключает формальную передачу знаний: изучение новой информации происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, что способствует развитию высших психических функций и творческих способностей детей.

Моделирование предоставляет нам возможность не навязывать ребенку готовые знания, а стимулировать его к самостоятельному поиску способа познания, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

1 Дети с общим недоразвитием речи различного генеза по клинико-педагогической классификации относятся к группе детей с тяжелыми нарушениями речи. (Постановление Росстата от 03.05.2005 № 26)

Включая метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательный процесс, мы хотели добиться наибольшей эффективности в решении следующих задач: формирование произносительной стороны речи; расширение объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию и передаче информации.

Формирование навыков наглядного моделирования мы осуществляем в определенной последовательности: знакомим детей с графическим способом представления информации, развиваем у них умение дешифровки модели, формируем навык самостоятельного моделирования. При этом постепенно увеличиваем долю самостоятельного участия воспитанников, что соответствует принципу “от простого к сложному”. Вместе с тем, у каждого ребенка есть возможность осваивать материал в собственном темпе, что отвечает принципу «индивидуально-дифференцированного подхода» коррекционной педагогики.

Включение метода наглядного моделирования в процесс коррекционной работы мы осуществляем в три этапа: усвоение и анализ сенсорного материала, перевод его на знаково-символический язык, работа с моделью.

Учитывая то, что у детей с ОНР нарушено формирование всей системы языка, метод наглядного моделирования, целесообразно использовать в процессе работы над каждым структурным компонентом речевой системы на всех этапах коррекционной работы. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Схема использования метода наглядного моделирования в системе коррекционно-логопедической работы (См прикрепленный файл)

Применяя метод наглядного моделирования в системе коррекционно-логопедической работы, мы пользуемся методическими материалами Т.М. Бондаренко, В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко и других авторов. Но не всегда готовые модели устраивают по содержанию, поэтому мы дополняем их и разрабатываем свои.

Развивая подвижность органов артикуляционного аппарата до уровня минимальной достаточности для постановки звуков, мы придерживаемся практики образного называния упражнений и соотнесения их с картинками-символами. Это помогает детям лучше запоминать комплексы упражнений и вносит игровой момент в проведение артикуляционной гимнастики (В.Н. Костыгина и др.). Контурные картинки-символы, которые можно раскрасить становятся еще и средством развития графо-моторных навыков.

В работе над просодическим компонентом речи такие модели, как «Тихо-громко», «Лесенка», «Телеграмма» и др., помогают детям наглядно представить сложные для восприятия понятия высоты, силы голоса, темпо-ритмических характеристик речи, интонации, дифференциации носового и ротового выдоха, формирования целенаправленной воздушной струи, выработки сильного и длительного речевого выдоха (Е.А. Дьякова, И.А. Поварова и т.д.).

На этапе постановки звуков специальные профили М.Ф. Фомичевой и разработанные нами схемы помогают нашим воспитанникам запомнить положение и степень участия органов речевого аппарата, характерное для определенного вида артикуляционного уклада: дорсального, кокуменального, альвеолярного, небного.

Картинки-символы звуков Н.П. Кочуровой, М.Ф. Фомичевой, З.Е. Агранович мы дополнили схемами артикуляционных укладов и используем их для автоматизации и дифференциации «трудных» звуков, начиная с изолированного произнесения и до уровня текста. «Звуковые дорожки» Н.В. Гальской, Е.А. Азовой, И.В. Баскакиной, М.И. Лынской, мнемотаблицы с зашифрованными «чистоговорками» Е.А. Кодолбенко помогают нам разнообразить коррекционные задания, что существенно повышает степень заинтересованности детей.

Формируя слоговую структуру слова у дошкольников с ОНР, мы опираемся на схемы символов звуков и звукоподражаний по методическим пособиям Т.А.Ткаченко, Н.В. Курдвановской, Т.Н. Новиковой-Иванцовой, Н.П. Кочуговой, которые помогают нам в работе с детьми I уровня речевого развития (по классификации Р.Е. Левиной).

Обогащаем и активизируем словарь существительных, прилагательных и глаголов, формируем семантические поля у данной группы детей используя пиктограммы Л.В. Баряевой, схемы И.В. Сковорцовой, Е.Ю. Ершовой и О.А. Малкиной и т.д.

В процессе формирования грамматической стороны речи у детей с ОНР, II и III уровня речевого развития, мы закрепляем навыки словоизменения и словообразования, работаем над предлогами пространственного значения и предложно-падежными конструкциями, включая в работу пособия Е.М. Косиновой, Н.С. Руслановой,

И. И Кашириной, Т.М. Парамоновой, Э.М. Курицыной, Л.А Тараевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.П. Берлибо, В.Ф. Петренко и др. Отрабатывая способы образования приставочных глаголов, мы используем видоизмененные схемы Т.А.Ткаченко.

Пособия Е.А. Брежневой, С.А. Васильевой, Н. Э. Теремковой, являются опорой для подбора материала по каждой лексической теме. Овладеть приемами описательного и сравнительного рассказа детям помогают модели Т.А. Ткаченко, «круги Эйлера» и т.д.

На этапе формирования навыка связного высказывания, при пересказе и рассказе текстов, составления описательных рассказов и загадок мы опираемся на мнемотаблицы Л.Н. Ефименковой, Т.В. Большевой, М. В Земляченко,

Т.В. Кутергиной, Г.И. Посоховой, Т.Б. Полянской, в которых серии пиктограмм помогают детям грамматически верно строить предложения и воспроизводить текст, не нарушая причинно-следственных связей. Схемы В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Т.Ю. Бардышевой. Е.А. Бойко, лежат в основе составления описательных рассказов. Сенсорно-графические и цепные модели В. К. Воробьёвой оригинальны тем, что построены не линейному, а вертикальному принципу.

Одновременно развиваем у детей навык самостоятельного изображения пиктограмм и составления из них загадок, стихов, рассказов.

При формировании звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте, моделирование играет очень важную роль в процессе понимания и усвоения таких понятий, как «звук», «слог», «слово», «предложение». Схемы и модели наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.

Читайте также:
Русский язык как иностранный для дошкольников

Для обозначения гласных и согласных звуков, мы используем общепринятые символы Д.Б. Эльконина, которые помогают характеризовать и дифференцировать звуки по акустико-артикуляционным признакам и выполнять звуковой анализ, как «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности» [13] . Таким образом модели помогают осознать семантическую роль звука в слове.

Модели слогового состава слова «Веселый поезд», «Многоэтажный дом» и т.д. вносят разнообразие и игровой момент в образовательный процесс, а «Волшебный молоточек» помогает детям найти ударный гласный звук в графической схеме слова.

Формируя навык графического изображения слов, мы обозначаем слово-предмет прямой линией, слово-действие стрелкой, слово-признак волнистой линией, слово – «помощник» (предлог) короткой цветной линией. Схема предложения представляет собой длинную линию, с «уголком» вначале и точкой в конце, которая демонстрирует понятия границы предложения.

Навыки по подготовке к обучению грамоте мы закрепляем по методическим пособиям Н.Ю. Костылевой, О.И. Крупенчук, Н.Н. Нянковской и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с детьми с ТНР, дает стойкую положительную динамику в преодолении речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта, а значит создает предпосылки для формирования учебных компетенций будущих школьников.

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Венгер, Л. А., Пилюгина, Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина; Под ред. Л. А. Венгера, – М.: Просвещение, 1988.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., АСТ: Астрель, 2009.
  4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. 9.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи – М.: Просвещение, 1981.
  6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М.р Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Посохова Г. И. Формирование связной речи с помощью мнемотехники [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 125-128.
  8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб: Союз, 1999.
  9. Леон Лоренсо С., Хализеева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М.,1979.
  10. Машкова Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов. – Логопед. 2010. № 1.
  11. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.
  12. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном – Пресс, 2004.
  13. Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности школьников. – М., 1962.

Тема: « Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

ГБОУ школа № 1150

Учитель-логопед 1 категории

Учитель-логопед 1 категории

Соловьева ЮА.

Тема:«Использованиеметода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение всех компонентов языковой (речевой) системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматический строй.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ФФНР и ОНР можно использовать метод наглядного моделирования (мнемотехника). Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).

Наглядное моделирование (мнемотехника) – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

Следовательно,актуальностьиспользования наглядного моделирования в работе с детьми с ФФНР и ОНР состоит в том, что:

– во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

Читайте также:
Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Методологическая основа.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Моделирование состоит из следующих этапов:

усвоение и анализ сенсорного материала;

перевод его на знаково-символический язык;

работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

– знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки модели;

– формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Метод наглядного моделирования в коррекции ФФНР и ОНР направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

– развитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение.Для их обозначения используются геометрические фигуры.

В коррекционной работе широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

– участие или неучастие губ;

– вибрация голосовых складок;

– свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.

А для моделей согласных звуков:

– наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

– наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

При работе на уровне слова широко используются звуковые линейки. С их помощью можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове.

При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов.

Многообразны способы графического изображения предлогов.

Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.

Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.

Условные значки находят широкое применение при выполнении заданий на словообразование и словоизменение.

Назови предмет огромным

Одним из самых сложных заданий для детей с ФФНР и ОНР является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели.

Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

– при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;

– при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания.

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:

– цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого);

– параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);

– лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.

Разновидностью схематических моделей являетсямнемотаблица.

Мнемотаблицы – служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используются логопедом :

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Читайте также:
Презентация Игры с Лунтиком - для детей с ОНР

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекции ФФНР и ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

– добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

– формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

– использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е. Е.

Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц эффективно при обучении пересказу детей с ОНР. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е. Е.

Текст научной работы на тему «Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Егорьевск Детский сад № 21 «Солнышко», г. Егорьевск

Использование картинно-графического плана и мнемотаблиц эффективно при обучении пересказу детей с ОНР.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитии речи является – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи -наиболее сложный раздел коррекционного обучения. По этой проблеме существуют авторские методики Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов и др. особенно интересная и очень эффективная авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой.

* Старший преподаватель ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, учитель-логопед д/с N° 21 «Солнышко».

Воробьева В.К. отмечает, что: «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового».

Она отмечала, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Читайте также:
Культура речи - конспект занятия

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому, на занятиях в детском саду, где задействован только один вид памяти – вербальный, используются опорные схемы, которые помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

– Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

– В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводим по многим направлениям, комплексно:

– формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово -предложение – текст);

– формирование лексико-грамматических категорий;

– формирование связной речи;

– профилактика дисграфии и дислексии.

И везде применяется метод наглядного моделирования, особенно при коррекции общего недоразвития речи.

Рассмотрим использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи на конкретных примерах по формированию связной речи. Начинали эту работу с методики предложенный Т.А. Ткаченко. Она предложила опорные схемы для составления описательных рассказов.

Затем использовали в работе методику использования графических схем, предложенную А.В. Лагутиной в работе «Логопедическая работа с детьми четырех лет, имеющих ОНР 1-2 уровня, в условиях детского сада». По ее методике логопед составляет линейную «запись» высказывания с использованием графических символов. С их помощью можно составить или пересказать небольшой рассказ.

Метод наглядного моделирования для составления описательных рассказов очень хорошо представлен в пособии Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». В нем по каждой лексической теме применяется картинно-графический план для составления рассказа-описания, который обобщает знания детей по данной теме и с помощью картинок и графических обозначений – стрелок помогает детям составить связный рассказ о конкретных предметах и о животных.

Замечательные конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем предложенные Центром педагогического образования, авторами: Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной, Т.В. Кулаковой и др. не для детей с ОНР. Но это пособие без сомнений можно использовать при работе с детьми с ОНР. Они конкретно, взяли раздел – обучение детей пересказу.

Пересказ – более легкий вид монологической речи т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи в норме и в кор-рекционной педагогике.

Картинно-графический план, используемый для помощи при пересказе, выступает как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – сис-

тема различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д. разработанная ими система охватывает 27 специально подготовленных занятий по трем возрастным группам детей (средняя, старшая, подготовительная). В основу был положен единый алгоритм по обучению детей пересказу. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.

Рассказы для пересказа тщательно отбирались – это произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина и других авторов. Кроме художественной ценности учитывался и объем произведения, четко выраженные начало, середина, конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомая лексика, простой синтаксис. Тексты специально адаптируются для детей. Для примера приведу конспект нескольких занятии:

Пример 1. Пересказ рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину).

Соблюдается весь алгоритм, занятия. Педагог сам выставляет картинки-схемы.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. Убирается картина ежа.

Пример 2. Педагог раскладывает вместе с детьми, схемы необходимые для составления алгоритма рассказа.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка».

– Посмотрите на эти схемы. Давайте вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку.

Используя в работе перечисленные методики, можно сделать вывод, что использование приемов наглядного моделирования при обучении связной речи дошкольников с ОНР облегчает детям процесс овладения содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ работы по данному разделу речевого развития в конце обучения показал: большинство детей самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, различные предметы, пересказывали тексты. Дети получают удовольствие от работы с мнемотаблицами. У них совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Читайте также:
Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия

Рисунки на фланелеграфе

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

Ставится схема леса. Появляются два мальчика затем ежик.

Замена ежа другим, свернутым в клубок. Появляется крыша над ребятами,

блюдце перед ежиком. Замена ежа.

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитие речи у детей: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: ООО «Кни-гоМир», 2011. – 320 с.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном-Пресс, 2006. – 80 с.

3. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу: учеб.-метод. пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 80 с.

4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.

5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: метод. пособие. – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1997. – 80 с.

6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Т.Д. Широких // Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 59-62.

7. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе / Т.А. Шорыгина. -М., 2005.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей

Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей»

использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей

Воспитатель 1 категории Вишневская Л.Н.

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений – символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • – усвоение и анализ сенсорного материала;
  • – перевод его на знаково-символический язык;
  • – работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи : – знакомство с графическим способом представления информации; – развитие умения дешифровки модели; – формирование навыка самостоятельного моделирования .

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования .

Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : – фонетическую; – лексическую; – грамматическую; – развитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.

Ш ироко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

Зрительные символы согласных звуков

Зрительные символы согласных звуков

Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

– участие или неучастие губ; – вибрация голосовых складок; – свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель. А для моделей согласных звуков: – наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; – способ артикуляции; – место артикуляции; – наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; – место резонирования.

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка . Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.

Читайте также:
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Старшие дошкольники учатся составлять фразы различных конструкций с опорой на предложенные символы.

Многообразны способы графического изображения предлогов .

Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.

С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.

Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ГРАФИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений . Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :

  • при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
  • при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».

Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз: цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого); параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.

Лучевая структура рассказа

Составление описательных рассказов о животных, используя при этом план-схему

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица .

Её назначение – с помощью

условных значков закодировать

в виде схемы содержание текста,

чтобы в дальнейшем ребёнок

мог с опорой на такой вид

вспомнить и воспроизвести

сказку, рассказ, стихотворение.

В мнемотаблице графически

изображается информация о

окружающего мира, явлениях

На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Дидактическое пособие для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия

Пособия выполненные по принципу наглядного моделирования, идеально подходят для классификации предметов, формирования обобщающих понятий.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: – добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; – формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; – использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с педагогом, а затем и к собственному моделированию.

В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. С психологической точки зрения наглядное моделирование является ещё одной формой «опосредствования» окружающей действительности, которой овладевают дошкольники к 5-7 годам, и рассматривается в качестве основы общих умственных способностей.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ

Самостоятельного анализа ситуации или объекта.

Читайте также:
Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

Развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной).

Развития замыслов-идей будущего продукта.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ

Усвоение и анализ сенсорного материала.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Перевод его на знаково-символический язык.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Работа с моделью.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

В целях формирования моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.
Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем.

ЗАДАЧИ

Целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику.

Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ.

Использовать модели звука в ходе звукового анализа (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец).

Закреплять понимание значений частей речи и грамматических категорий через наглядное моделирование.

Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, использовать различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МОДЕЛИ

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, контрастная рамка.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

НАПРАВЛЕНИЯ, ПО КОТОРЫМ ВЕДЁТСЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

  • Коррекция звукопроизношения.
  • Формирование связей между акустическим и артикуляторным произношением звука.
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст).
  • Формирование лексико-грамматических категорий.
  • Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии.

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н.Леонтьев,1981).
Использование моделей на логопедических занятиях ставит своей целью формирование представлений об основных признаках и структуре изучаемых объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работа с моделью предполагает определенный уровень сформированности умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), что должен учитывать логопед при выборе моделей. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.

Читайте также:
Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

Знакомство с графическим способом представления информации.

Развитие умения дешифровки модели.

Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Формирование фонематического восприятия – одно из наиболее сложных направлений работы, требующее поиска новых методических путей.

Коррекционная задача состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания.

Опираясь на опыт работы В.М. Акименко по применению моделей артикуляции звуков, мы используем на занятиях знаки – символы артикуляции звуков. Это помогает нам обучить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить и соотносить позицию звука в слове, знакомятся с гласными и согласными звуками при помощи графических символов, различают твердость и мягкость звука, выделяют ударный гласный.

При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Моделирование звуковой структуры слова происходит с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, то есть установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

С помощью моделей звуков ребенок дает характеристики разных звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твердый и мягкий, учатся самостоятельно находить общее и различное в артикуляции и характеристиках звуков.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА И ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе учителя-дефектолога

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование метода наглядного моделирования. Моделирование – представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов.

В коррекционной работе с детьми мы используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Первое, где мы начинаем использовать модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в домиках: красном, синем, зеленом. Но сначала мы используем картинные символы, а затем цветовые.

Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

В процессе коррекционной работы большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций.

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.

Знакомя детей с приставками и предлогами, так же используем карточки-схемы, карточки-символы. Детям показываются карточки-символы предлога, они должны найти картинку, соответствующую данной карточке. Или, на доске вывешивается модель, а детям раздаются картинки-карточки и они должны составить предложение, используя нужный предлог. Еще мы формируем умение составлять рассказы по графическим схемам, используя предлоги и приставки по какой-либо теме, например “Как я гулял”, “Путешествие на машине” и т.д.

Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, мы так же используем модели, так как монологическая речь детей, имеющих нарушения речи характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построение предложений.

В процессе работы над умением детей составлять рассказы по опорной сюжетной линии можно использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых “ключевых” словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: