Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

Формирование фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования

Применяя метод наглядного моделирования в своей работе с детьми имеющими различные речевые нарушения я убедилась в его эффективности, т.к. схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Своими красочными символами и образами предметов, они вызывают желание и интерес у детей, что значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Ребенок овладевает операциями фонематического анализа на наглядно представленном материале.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов.

Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования.

Перед началом работы по формированию фонематического анализа, я провожу с детьми работу по ознакомлению с акустическими характеристиками звуков, и их схематичном изображении. На обработку каждого звука отводится по два занятия. Согласные звуки обозначаются синим цветом, гласные красным. Звонкие звуки – колокольчиком, глухие – перечеркнутым колокольчиком. Мягкие звуки обозначались пером, твердые – кирпичом. Каждый пройденный звук сравнивается с новым изучаемым звуком и обозначался соответствующей буквой. После того, когда все звуки, буквы были изучены детьми, перед ними ставятся задачи:

  • определить гласный звук в начале слова в позиции под ударением;
  • определять наличие без ударного гласного звука в слове;
  • определить первый и последний гласный звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова);
  • выделение согласного звука на фоне прямого и обратного слога;
  • выделять согласный звук в слогах со стечением согласных;
  • выделить начальный согласный звук в односложных словах;
  • выделить последний согласный звук в односложных словах;
  • определить последовательность, количество и место звуков по отношению к другим звукам.
  • «Определи пропущенный звук». Логопед называет ряд звуков, и делает паузу показывая карточку, на которой нарисованы акустические характеристики звука, проанализировав которую ребенок должен определить какого звука не хватает. Это же задание используется для определения пропущенной буквы. Для этого перед детьми выкладывается ряд букв, среди которого есть карточка с характеристикой буквы.
  • «Какого звука не хватает?». Педагог произносит ряд слогов, но один звук без пары, дети по признакам нарисованным на карточке должны определить какой звук нужно добавить, чтобы получился слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Дом с закрытыми окнами». На магнитную доску вывешивается дом, в окнах которого располагаются слоги, но есть и закрытые окна, на которых изображены признаки букв. Перед детьми ставиться задача – определить нужный слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Найди звук». Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы. Это же задание проводится и для определения согласных звуков, букв.
  • «Есть ли звук?». Педагог произносит слово, а к доске прикреплены мнемотаблицы звуков. Дети должны определить, есть ли в произнесенном слове звук, характеристики, которого изображены в мнемотаблице прикрепленной к доске.
  • «Нарисуй слово». Детям педагог предлагает нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
  • «Шифровальщик». Детям предлагается заменить определенный звук в слове, на его акустические характеристики.
  • «Какой звук пропустил Незнайка?». Педагог четко, сохраняя ударение, произносит сочетания звуков (например: – тка, – голка, – рбуз, – втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
  • «Куда перелетела бабочка?». Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке – схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Педагог называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
  • «Замени звук». Педагог пишет или выкладывает из букв односложное слово на доске, рядом расположены мнемотаблицы звуков. Задача детей, заменить один из звуков на звук из мнемотаблицы и прочитать какое слово получилось.
  • «Подбери схему». Детям предлагается подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
  • «Сосчитай звуки». Дети должны сосчитать количество звуков в произнесенном логопедом слове и выложить это слово фишками.

Список использованных источников:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.-103 с.

Читайте также:
Тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1-2 классов с НВОНР

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию фонематического анализа и синтеза

Метод наглядного моделирования я активно использую в процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза. Мне помогают зрительные символы звуков.

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Поэтому в процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую метод наглядного моделирования — зрительные символы звуков.

В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты).

Технология наглядного моделирования

В начале коррекционной работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков ( [А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] – горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы] – нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).

Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая нота – согласный, так как его нельзя петь.

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов.

Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам («Паровозик из Ромашково»).

Также на занятиях часто использую изображения травы и льда :

  • Трава – мягкий согласный звук,
  • Лёд – твёрдый.

Аналогично можно сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для обозначения глухих и звонких звуков использую изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые гусеницы», «звуковые грузовики», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».

Использование метода наглядного моделирования — применение различных символов, моделей и схем — повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний.

Поэтому советую и родителям детей изготовить из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки, карточки для определения места заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели.

Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов наглядного моделирования в детском саду помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов:

  1. Зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом),
  2. Слухового (восприятие звука на слух),
  3. Тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука).

Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далёких и близких звуков.

Дидактические игры и упражнения, дополняющие метод наглядного моделирования

Затем в работу по развитию фонематического анализа и синтеза подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:

  1. На определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
  2. Отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;
  3. Придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
  4. Узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
  5. Нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
  6. Раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;
  7. Рисование предметов, в которых есть определённый звук;
  8. Отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
  9. Выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;
  10. Выделение из предложения слова с заданным звуком;
  11. Игры «Следопыты», «Сыщики» — нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п],[п’]. Сказать, где слышится заданный звук.
  12. Игра «Фантазёры» — придумывание слов со звуком;
  13. Игра «Кто внимательней» — угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);
  14. Игра «Узнай, кто придёт в гости?», «Узнай, какое слово задумано?» по первым звукам нарисованных картинок;
  15. Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);
  16. Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);
  17. Игра «Звуковые часы» (найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук, выделить первый и последний звук, назвать самое длинное и короткое слово);
  18. Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);
  19. Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);
  20. Игра «Путешествие с паровозиком из Ромашково» (определение места звука в слове, дифференциация звуков, выделение первого звука и т.д.).
Читайте также:
Автоматизация звука С' - конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Вальдман Нина Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №49 Калининского района
Санкт-Петербурга

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

татьяна алексеева
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Диагностика речевого развития детей с ФФНр показывает, что из всех компонентов речи, в большей степени страдают фонематические процессы.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование наглядного моделирования. Моделирование – представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов).

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность

быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса обучения грамоте – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним Использование моделирования в процессекоррекции речи имеет два аспекта:

– служит определенным методом познания; – является программой для анализа новых явлений. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделированиярешают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

Система работы по использованию методов наглядного моделирования была опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением фонетико-фонематическое нарушение.

Основными целями моей работы явились следующие: – диагностика состояния уровня подготовленности детей к обучению грамоте;

– создание системы коррекционной работы; – анализ полученных результатов.

В результате диагностики были выявлены следующие особенности уровня сформированности фонематических процессов: – дети неправильно произносят группы свистящих, шипящих, сонорных звуков;

– не различают на слух близкие по звучанию звуки; – недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой;

– не выделяют первый, последний звуки в слове; – не определяют количества и последовательности звуков; – отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. – дети испытывают трудности в употреблении сложных грамматических конструкций, в речи наблюдаются неточности согласования слов в предложениях, пропуски или замены предлогов;

Читайте также:
Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно,поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решались следующие задачи:

– завершить работу по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;

– учить подбирать слова к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

– учить детей отгадывать заданные слова, представленные моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

– учить работать со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

– закрепить умение членить предложения на слова, учить составлять предложения из букв разрезной азбуки, придумывать предложения по предложенной схеме.

В коррекционно-развивающем обучении с детьми мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Первое, где мы начинаем использовать модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов коррекционно-

образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые)три цвета: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным.

Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять

и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, обучению пересказу, рассказывание сказок (но необходимо помнить, что не к любому художественному произведению можно составить схему). Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими, по очереди появляющимися, персонажами.

Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Альманах педагога

Автор: Вахрушина Зимфира Рифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 34 “Радуга”
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Статья
Тема: “Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста ”
Раздел: дошкольное образование

«Использование метода наглядного моделирования

в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей

дошкольного возраста »

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде

всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,

навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных

учреждений общего типа. Правильная речь – один из показателей готовности

ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения:

Читайте также:
Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие

общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются

потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями

письма и чтения).

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно

растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный

слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать

звуки. Фонематический слух и речевой слух – это по сути одно и то же.

Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить

звуки. Фонематический слух нужен для того, что бы можно было соотнести

звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень

осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со

слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной

акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от

другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление

одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это

приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к

неправильному произношению(например: дом-“том”, рак-“лак”, лук-“люк”,

жук-“щук”) Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как

самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров

теряется и меняется смысл высказывания. Часто вместе с понятием

“фонематический слух” специалисты употребляют и понятия

“фонематическое восприятие” и “фонематический анализ и синтез”.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по

дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то

конкретное слово( например, возьмём слово”кот”-оно состоит из звуков:”к”,

“о”,”т”).Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают

трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и

артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.) Фонематический анализ и синтез

умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При

недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении:

побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (которые

проявляются в пропусках согласных при стечении: паста -“паса”,

марка-“мара”, куртка-“курка”; во вставках гласных между согласными при их

стечении: паста-“пасАта”; в перестановках звуков: утка-“тука”; в пропуске и

вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках,

перестановках слогов: лопата -“лата”,”лотапа”.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь

внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют

произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного

воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать

звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких

ошибок при овладении письменной речью.

Одно из направлений работы образовательной области «Речевое развитие» –

овладение звуковой культурой речи, являющееся обязательным условием

успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Занятия по

звуковой культуре речи включают воспитание её произносительной стороны

(произношение, речевое дыхание, дикция и т. д., воспитание интонационной

выразительности, воспитание речевого слуха и фонематического восприятия)

и, наконец, подготовку к обучению грамоте, предполагающей обучение

навыкам языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.

Разделение процесса овладения звуковой культурой речи на разные виды

работы достаточно условно. Так, например, обучение звуковому анализу

невозможно без достаточной сформированности фонематического

восприятия. Более того, звуковой анализ и есть его высшая ступень. Другими

словами, не развив у детей способность, воспринимать и различать звуки

речи, мы не сможем научить их расчленять слова на составляющие их звуки.

Развитию фонематического восприятия в Программе уделено достаточно

много времени. Начиная со средней группы, детей учат дифференцировать

наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие,

В Программе реализуется добукварный период звукового аналитико-

синтетического метода обучения грамоте. Исходный принцип метода состоит

в том, что знакомству и работе ребенка с буквами (букварному периоду)

должен предшествовать чисто звуковой период обучения. Прежде, чем дети

начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать

между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом,

в основе метода лежит звук. На протяжении всей работы сочетаются

приемы анализа и синтеза. Дети учатся:

• делить предложение на слова;

• составлять предложение по опорным словам;

• делить слова на слоги;

• объединять слоги в слова;

• дополнять слог до слова;

• выделять звуки из слогов и слов;

• объединять звуки и слоги в слова;

• последовательно выделять все звуки в слове.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,

побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие

потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками.

Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и

деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Работая с

детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их

обучении, логопеду приходится искать вспомогательные

средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс

усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является

наглядное моделирование, который дает возможность ребенку зрительно

Читайте также:
Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

представить абстрактные понятия: звук, слово, текст, научиться

практическим действиям с ними. В настоящее время в связи с введением

ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как

одно из универсальных учебных действий. Это особенно важно для

дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование

моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

– служит определенным методом познания;

– является программой для анализа новых явлений.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в

определенной последовательности с повышением доли самостоятельного

участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Метод наглядного моделирования особенно эффективен для дошкольников,

так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит

непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается

лучше вербального. Дети учатся давать характеристику любому звуку,

развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей

формируется ассоциация между звучанием звука и термином. Система

работы по использованию методов наглядного моделирования была

опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением

фонетико – фонематическое нарушение. Первое, где мы начинаем

использовать модели – это артикуляционная гимнастика. Знакомство со

звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов

артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения

собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых

профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука,

отбирая необходимые символы. При знакомстве с названиями упражнений

сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному

упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать

при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня

работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает

Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения

звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их

запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов

коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие

трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие

какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить

последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков мы

используем (общепринятые) три цвета:

красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких

согласных. Сказочные герои Гномики – звуковички, помогают не только

заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что

звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие. Сначала ведется

работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают

гласные, переходим к согласным. Помимо общепринятых обозначений звуков

цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно

использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а]

обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] –

кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.

На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой

полости. Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а

абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение.

Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы

облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы.

Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет

речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя

графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят,

чем один звук отличается от другого. Модели артикуляции звуков облегчают

усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой

для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на

высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания,

заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если

осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания,

которые можно взять сразу, модели требуют различных операций

теоретического мышления. Использование данного наглядного материала

целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это – и

изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов,

и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к

“зашифрованным” словам. Предлагая данный вид работы, мы идем от

простого к сложному.

Вот несколько примеров использования наглядного моделирования

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное

моделирование является актуальным современным эффективным методом

коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на

отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную

деятельность и личность воспитанника в целом. Использование наглядных

методов моделирования помогает сделать материал более доступным,

разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует

формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою

деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни

дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки.

Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного

Читайте также:
Многофункциональные пособия в работе логопеда

моделирования появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

Автор: Грошева Наталья Ивановна, учитель – логопед, МБДОУ “Детский сад №16”, город Новокузнейк, Кемеровская область

Тема: « Метод наглядного моделирования как средство формирования

навыков звукового анализа и синтеза слов»
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно различать слова и звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встаёт. Её необходимо решать только в связи с обучением грамоте. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается ещё в младших и средних группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи, в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слово, звук. Всё это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определённым звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх. Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических
противопоставлений свойственных данному языку (Д.Б.Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твёрдый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребёнком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определённой последовательности». Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут , опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки – схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано. Под картинкой даётся графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серый, белый), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинки и схемы позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребёнку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заменителями (символами) звуков. Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове. Таким образом, звуковой анализ проходит в своём формировании следующие стадии:  интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку – схему и фишки;  дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;  Дифференциация согласных фонем по твёрдости и мягкости (в дальнейшем-по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове.  Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане). На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ. Например: определить место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом). Это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы. Варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры; компьютерные игры на звуковой анализ. В качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные
понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование состоит из следующих этапов;  Усвоение и анализ сенсорного материала;  Перевод его на знаково – символический язык;  Работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:  Зн а комство с графическим способом представления информации;  Развитие умения дешифровки модели;  Формирование навыка самостоятельного моделирования. В логопедической работе моделирование выступает ка определённый метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Зимующие птицы»

Применение метода наглядного моделирования в развитии фонематического восприятия

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Они считают, что при нарушении артикуляции без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.

По мере фонематического развития ребёнка появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на восприятии слова со всеми его признаками, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, одномоментном их сопоставлении.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

В словаре терминов и понятий логопедии представлено следующее определение: фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.

Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Читайте также:
Проведение логоритмических занятий в Доме ребенка

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование, в том числе наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это использование детьми разного рода условных заместителей и работа с ними. Его можно использовать в разных направлениях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в развитии фонематического восприятия. Например, для лучшего усвоения понятия «гласный и согласный звук», гласные звуки можно представить в виде таких знаков: звук [а] – большой красный круг, звук [у] – маленький красный круг, звук [о] – красный овал, звук [и] – красный прямоугольник. Знаки согласных звуков могут быть такими, все согласные твердые звонкие обозначаются синим кругом с колокольчиком, согласные твердые глухие – синий круг без колокольчика, согласные мягкие звонкие – зеленый круг с колокольчиком, согласные глухие твердые – зеленый круг без колокольчика. Значение моделирования велико: оно облегчает процесс становления речи в целом; совершенствует логическое мышление, память, внимание; обеспечивает усвоение содержания.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.

Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки по порядку и моделировать слова.

Прежде чем начать работу в данном направлении я провела обследование детей. Обследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все диагностические методики предлагались в игровой форме. При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предположенные Л.Г. Парамоновой:

  • создание доброжелательной обстановки;
  • установление контакта с ребенком;
  • выяснение понимания ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов;
  • применение четких инструкций по выполнению заданий;

В ходе обследования применялись следующие задания:

— умения выделять звук на фоне слогов и слов.

Инструкция: Давай поиграем в «ловишки», слушай меня внимательно. Ребенку предлагалось прослушать слова и хлопнуть в ладоши, если услышишь названный звук в словах.

— задания на умение определять место звука в слове (начало, конец).

Инструкция: предлагала ребёнку слова и давала следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [c] в слове «санки» в начале или в конце?»

— задания на определение умения анализировать звуковой состав слова;

Ребёнку предлагается картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. Первоначально для анализа даются односложные слова типа: «дом», «лак».

— задания на умение различать слова со сходным звуковым составом.

Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов-квазиомонимов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (почка – бочка, трава – дрова, крыса – крыша и т. д.).

Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они меняли их местами, либо произносили неправильно.

Большую трудность представляло определение местоположения звука со слов и чуть легче и точнее дети определяли место звука в слове, имея наглядный материал, т.к. при этом детям не нужно удерживать в памяти слово, посмотрев на картинку они его легко вспоминали. Сложность здесь представлял непосредственно сам фонематический анализ данного слова: вычленение заданного звука из слова, определение его места в слове. Максимальную сложность для выполнения представил анализ слов т.е. определение последовательности и количества звуков. Причем большинство ошибок имело место при определении последовательности звуков в словах. Характерной ошибкой явилось пропуск гласных звуков Дети выполняли предложенные задания без интереса, часто отвлекались, с появлением сложностей при выполнении задания замолкали или повторяли названный ими звук, т.е. дети не владели способами звукового анализа и столкнувшись с трудностям становились беспомощны, не внимательно слушали педагога, что в свою очередь обусловливало низкие результаты при выполнении многих заданий.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в слогах, словах - конспект в 1 классе

Анализ результатов обследования показывает, что дети с общим недоразвитием речи испытывают более значительные трудности в усвоении материала: они не могут определить место звука в слове, путают мягкие и твердые согласные звуки, согласные и гласные звуки, не могут отраженно повторить слоговые цепочки, имеет место нечеткое различение на слух фонем как в собственной, так и в чужой речи.

Поэтому необходимо в коррекционной работе применять различные игры, приемы и методы. В данном случае метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить эти понятия (звук, слог, слово). Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, кроме того идет опора как на зрительный образ, так и на слуховое восприятие данных. Для этого был разработан план коррекционной работы . В процессе обследования были выявлены трудности, для последующей коррекционной работы были поставлены следующие задачи:

1. На основе полученных данных составить план работы.

2. Работать над развитием фонематического восприятия.

3. Организовать работу с педагогическим коллективом и родителями.

Для решения поставленных задач был составлен план работы.

Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

Необходимо признать, не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро и легко формируются навыки чтения и письма. Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется в условиях целенаправленного обучения. Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное.

Грамотное письмо, чётко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Нередко абитуриенты, поступая в институт и сдав на положительные оценки физику, химию, математику, но, получив за сочинение по русскому языку «неудовлетворительно», вынуждены были изменить первоначальный выбор своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.

Чем раньше начать формирование правильной письменной речи, тем успешнее будет проходить социальная адаптация ребенка.

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушение письма, как правило, сопровождается нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Почему это происходит? Причин может быть много, но одна из важнейших – это недостаточное развитие фонематического восприятия. Учащихся с такими проблемами встречается много. Для успешной работы важно педагогам и родителям действовать последовательно, целеустремлённо, совместно ещё до школы.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.И. Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин).

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым. Термином «фонематический слух» в логопедии принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается ещё в раннем дошкольном возрасте с привлечения внимания ребёнка к звукам окружающего мира: машина проехала, собака лает, дождь капает и т.д. Ребёнок учится по голосу определять, кто его позвал. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже дифференцирует речевые звуки: сначала гласные звуки, далее – более сложные согласные звуки: сначала резко отличные друг от друга звуки (например [П] и [Д]). Затем, постепенно усложняя работу, переходят к более близким по звучанию звукам ( [С] и [С`], [З] и [Ж]). Таким образом, ребёнок учится воспринимать звуки, постигает строение слова: определяет местоположение звука в слове, считает звуки в слове. Дети должны осознать, что слова не только называют предметы, действия, качества, но и состоят из элементов – звуков речи.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при подготовке к обучению грамоте (у старших дошкольников), при обучении грамоте (в подготовительной группе) необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Читайте также:
Конспект открытого занятия по теме: Звуки М, Мь, Н, Нь

Одним из эффективных способов формирования фонематического восприятия, а также подготовки к успешному овладению письменной речью является использованием моделирования при анализе и синтезе языковых элементов.

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

– усвоение и анализ сенсорного материала;

– перевод его на знаково-символический язык;

– работа с моделью.

Ещё до школы, в детском саду, в частности, в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ведётся работа по подготовке детей к усвоению грамоты. Дети знакомятся с элементами языка, со структурой звучащего слова. Схемы и модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребёнка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками бумаги, схемы слогов (обозначаются закруглёнными скобочками), моделей звуков, в виде квадратиков разного цвета (гласные – красные, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные, глухие и звонкие согласные звуки обозначаются колокольчиками – чистым и зачёркнутым), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращённую к ним речь, но и видеть её элементы. На более ранних этапах изучения состава слова, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [А] обозначается большим кружочком красного цвета, потому что при произнесении этого звука рот открывается широко; звук [У] обозначается маленьким красным кружочком, потому что в момент произнесения этого звука губы вытягиваются в трубочку; звуку [О] необходим красный значок овальной формы. Важно, что необходимую звуковую модель дети выбирают самостоятельно (из предложенного набора фигур красного цвета), подробно проанализировав предварительно заданный звук по акустическому и артикуляционному признакам.

Использование наглядного материала в виде схем – моделей целесообразно на всех этапах по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове.

Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слогов; закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Работа по развитию фонематического восприятия тесно связана с ознакомлением с символами, которыми обозначаются звуки на письме – буквами. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим и говорим, а буквы – видим и пишем. Детям бывает трудно запомнить облик той или иной буквы. Чтобы усвоить новую букву, полезно её лепить из пластилина, строить из спичек, счётных палочек, бус, цепочек, писать буквы на доске мокрым пальцем. Дети с удовольствием моделируют буквы с помощью крупы, бобовых.

Создание проблемных ситуаций также способствует усвоению детьми облика букв: например, детям предлагается выбрать, какой материал подойдёт для написания буквы О – спички или шнурок. Выбирая подходящий материал, дети обосновывают свой выбор, тем самым, усваивая очертания заданной буквы. Большой интерес вызывает у детей проблемная ситуация по моделированию буквы с помощью сразу двух материалов (например, с помощью шнурка и карандаша нужно «написать» буквы Б или Ы). На занятиях дети воспроизводят недописанные буквы, узнают «зашумлённые» буквы и т.д. Эти приёмы помогают избежать в школе проблем при овладении письменной речью, делают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

Использование знаково-символической деятельности на занятиях с детьми помогает им овладеть звуко – буквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, что является профилактикой трудностей будущего школьника в овладении письменной речью.

1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов.// Журнал «Логопедия». – 2003. – № 1-2. – С.28-30.

2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи.// Журнал «Логопед в детском саду». – 2007. – № 4 (19). – С.51-54.

3. Стужук Ю.О., Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.// Научно-методический журнал «Логопед». – 2008. – № 1. – С.79-84.

4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Сборник материалов «Логопед» для ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2005.-80с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).- С.7-12.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: