Медиатека, ИКТ в логопедической работе с детьми

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи .

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»

О.Н. ДВУРЕЧЕНСКАЯ, старший преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: penjksha@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерные технологии, дети с нарушениями речи.

In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

Keywords: information and communication technologies, computer technologies, children with speech fouls.

Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей и применения компьютерных средств обучения в специальной педагогике показал актуальность данной проблемы как в аспекте теоретического анализа, так и в аспекте рассмотрения практических приемов использование данных средств в логопедической практике. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение специализированных компьютерных технологий, учитывающих общие закономерности и особенности развития дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи [4, 5, 18].

Можно выделить два типа компьютерного обучения. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Он определяет то задание, которое предъявляется педагогом. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает педагогу в управлении учебно-коррекционным процессом, например выдает результаты выполнения тестовых заданий (введение электронной «речевой карты»); такие данные могут позволить отследить динамику речевого развития у детей с речевыми нарушениями [6, 9].

Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной

деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность [7, 10, 15, 16, 17].

Развитие науки и техники в середине двадцатого столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития [1, 2, 12, 13, 19].

Внедрение компьютерных технологий сегодня является еще одним важным направлением работы в коррекционно-образовательном процессе. Современные информационные технологии облегчают работу логопеда (составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации; позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям) и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребенка [3, 8, 11].

Основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи:

• системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

• игровая форма обучения, интересная для детей;

• интерактивное решение задач, поставленных в процессе коррекционного воздействия;

• полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

• дифференцированный подход к обучению, возможность выбора по сложности или объему варианты заданий и игр.

Работа со всеми интерактивными играми проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [3, 21].

На сегодняшний день разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Игры для Тигры», «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Видимая речь», «Дельфа -142», «Речевой калейдоскоп», «Алик. Скоро в школу», «Планета чисел для малышей», «Забавные картинки», «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь», «Флора и фауна», «Пятачок и разные звери», «Дракоша и занимательная география», «Винни-Пух учится читать», «Винни-Пух в волшебном лесу»; «Гарфилд – малышам. Развиваем мышление», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь», «Пятачок в волшебном лесу», «Дракончик Гоша спасает черепах», «Баба -Яга учится читать», «Игры для Тигры» и т.д. Данные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Читайте также:
Презентация (Упражнения для профилактики акустической дисграфии - Звуки С-Ш)

Целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении любой темы и на любом этапе логопедических занятий. При объяснении (введении) нового материала, при закреплении, при повторении, при обобщении, при обследовании, в коррекционной работе по формированию фонематического анализа и

восприятия, в коррекционной работе на лексическом уровне, в коррекционной работе на синтаксическом уровне, в коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников [3, 20, 21].

Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной сред, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

Таким образом, цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 125 с.

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. – 352 с.

3. Вальчук, Н.П., Шамшур, Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) //Дефектология. – 2000. – № 3. — С. 55-65.

4. Гаркуша, Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 34-36.

5. Гергей, Т., Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 41-48.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / JI. В.Лопатина, Н. В.Серебрякова, Л.С.Соломаха. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 240 с.

7. Жукова, П.С., Мастюкова, Р.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.

8. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения //Дефектология. – 1997. – №5. – С. 25-27.

9. Комарова, Т.С., Комарова, И.И., Туликов, А.В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 168 с.

10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. -СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

11. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1. – С.47-55.

12. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. -231 с.

13. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 45-48.

14. Лизунова, Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. – М., 2007. – 86 с.

15. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов /под ред. Р.И.Лалаевой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 368 с.

16. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

17. Лопатина, Л.В., Серебрякова, П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Л.И. Герцена, 2001. – 191 с.

18. Лынская, М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»// «Логопед». -2011. – № 3. – С. 13-15.

19. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.

20. Репина, З.А., Лизунова, Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5 (14). – С. 285-287.

21. Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 1997. – №2. -С.41-49.

ИКТ в работе логопеда

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.

Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.

В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Читайте также:
Использование ИКТ в практике логопеда

Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
  • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

В чем преимущества использования ИКТ?

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

Какие требования есть при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

  • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
  • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
  • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Основные направления деятельности при использовании ИКТ

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

Работа с детьми предполагает:

  • Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.), использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.
  • Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
  • Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

  • сохранение необходимой информации;
  • построение графиков и диаграмм;
  • оформление документации и стендовой информации;
  • с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
  • полноценный обмен информации с коллегами;
  • участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.

Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.

Медиатека, как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в логопедическую работу с детьми

Мне бы хотелось поделиться опытом использования ИКТ в логопедической работе и собственными авторскими разработками. Данная статья рассказывает об использовании различных компьютерных технологий и авторских мультимедийных пособий в логопедической работе с детьми.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, способствующее коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием информационно-коммуникационных технологии позволяет значительно повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

С использованием компьютерных технологий на коррекционных занятиях и учётом мультимедийных возможностей этой «игрушки», у меня появилась идея создать в логопедическом кабинете мини-медиатеку.

Информация постоянно обновляется, ею могут пользоваться не только педагоги, но и родители, что позволяет расширить сферу использования представленного материала.

Но основными пользователями, зрителями и слушателями медиатеки являются воспитанники ДОУ.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и учебной направленности.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: В гостях у куклы Маши

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр.

Мною были изучены и апробированы в учебном процессе игры и программы, имеющие коррекционную направленность. Они и являются основной составляющей медиатеки моего кабинета.

Это программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно», мультимедийный диск «Домашний логопед. Практический курс», компьютерные игры «Весёлые игры для развития речи и слуха», «Азбука. Как мышонок буквы ловил».

Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного возраста. Ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Применение компьютерных программ позволило максимально использовать мною принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, сделало коррекционные занятия более эмоционально насыщенными.

Как известно, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд — фильмов и компьютерных презентаций, разработанных учителем-логопедом с учётом особенностей развития их воспитанников.

Технология создания презентаций в программе Microsoft Point не требует углубленных знаний и навыков программирования.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

При просматривании слайдов задействуются различные каналы восприятия.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Таким образом, следующей составляющей медиатеки логопедического кабинета являются самостоятельно созданные мультимедийные проекты.

Мною разработаны презентации по различным лексическим темам, но наибольший интерес для детей представляет мультимедийное пособие «Жил весёлый Язычок…».

С позиции отечественной логопедии я предлагаю известные артикуляционные упражнения, но в более интересном и современном варианте. Данное мультимедийное пособие – ещё одна уникальная возможность познакомить ребёнка со строением артикуляционного аппарата и основными упражнениями для языка, губ, щёк, нижней челюсти в увлекательной форме. В интересной стихотворной форме можно узнать о строении ротовой полости, научиться основным артикуляционным упражнениям.

Логопеды могут использовать его в качестве наглядного материала на своих занятиях, родители с удовольствием смогут смотреть и изучать представленный материал с детьми дома. Озвученные слайды, сменяющиеся на экране, дополненные фотографиями и видео, делают воспринимаемый материал более естественным, увлекательным. А для ребят история «Жил весёлый Язычок …» превращается в интересную игру.

Кроме этого в медиатеке представлены и аудиозаписи, помогающие на логопедических занятиях развивать фонематический слух и автоматизировать трудные звуки («Весёлая логоритмика» Е.Железнова, «Трудные звуки» Скворцова И.А.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

  1. Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
  2. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
  3. В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы — это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Я в полной мере использую такие возможности Интернета. Поэтому следующей составляющей медиатеки логопедического кабинета является электронная библиотека, которую я создала с целью самообразования. Она постоянно пополняется логопедической литературой и научными статьями из электронных версий журналов «Логопед в детском саду», «Дефектология» и др.

На основе своего практического опыта была издана под редакцией ГОУВПО Таганрогского государственного педагогического института учебную тетрадь для детей 5-7 лет «Слушаем, читаем, пишем».

Пособие состоит из двух частей. Первая часть — альбом упражнений для дошкольников, предназначен для занятий с детьми. Он содержит авторские игры, рифмовки, кроссворды, загадки, сопровождаемые иллюстрациями. Материал систематизирован по темам. К каждой из них в интересной форме предлагается пять заданий, способствующих развитию фонематического восприятия, графических навыков, формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза.

Во второй части представлены перспективно- тематический план и методические рекомендации для педагогов и родителей по выполнению заданий. Имея электронную версию этого издания, я использую этот материал на сайте нашего ДОУ с целью включения родителей в совместную работу по речевому развитию воспитанников.

Своеобразным продолжением книги стал ещё один авторское мультимедийное пособие «Играя, развиваем речь» для детей 5-7 лет. Оно охватывает весь спектр логопедической работы с детьми в течение всего учебного года, в соответствии с представленным перспективно-тематическим планом. Материал систематизирован по 16 лексическим темам. Работать по каждой их них предлагается в течение всего учебного года по 5 направлениям:

  1. Развитие правильного звукопроизношения (на материале скороговорок);
  2. Развитие фонематического восприятия;
  3. Развитие лексико-грамматических категорий;
  4. Развитие связной речи;
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  • Первый раздел каждой лексической темы – скороговорки. Маленькие, коротенькие, рифмованные фразы – великолепный своеобразный тренажёр для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Они не только поднимают настроение, но и помогают в понимании некоторых слов и фраз.
  • Второй раздел – развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Здесь предлагается ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей слухового внимания, коррекцию недостатков восприятия фонем родного языка, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
  • Третий раздел лексической темы – развитие лексико-грамматических категорий. Здесь предлагаются игры и упражнения на формирование разных способов словообразования и словоизменения, умения правильно употреблять и согласовывать различные части речи в роде, числе, падеже.
  • В четвёртом разделе представлены игры и задания на развитие связной речи. Они учат ребёнка описывать предмет, составлять сюжетный рассказ по опорным схемам, рассуждать, объяснять, пересказывать небольшие тексты, передавать последовательность событий.
  • Пятый раздел – пальчиковая гимнастика. Это короткие стихотворения, воспроизводимые движениями пальцев. Такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Читайте также:
День Народного Единства - конкурс чтецов (сценарий)

В каждом из этих направлений имеется три задания. Взрослый может выбрать любое из них, подходящее на данном этапе работы, в зависимости от речевого нарушения, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.

Для быстрого доступа к нужному материалу в начале проекта предлагается оглавление. Система гиперссылок позволяет быстро находить нужный материал. Достаточно выбрать необходимое задание и щёлкнуть «мышкой», чтобы познакомиться с содержанием игры или упражнения и приступить к ним.

Большинство заданий продумано так, что выполнять их можно полностью или частично, в зависимости от уровня речевого развития ребёнка. Анимированные, озвученные, динамичные игры вызывают большой интерес. Удобный интерфейс позволяет дошкольнику самостоятельно выполнять задания. Он становится не только зрителем иллюстративного материала, но и активным участником всех заданий.

Цель данного пособия – эффективная и своевременная коррекция нарушений и речевого развития ребёнка с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предусматривает решение следующих задач:

  • корректировать звуковую сторону речи;
  • формировать умения воспринимать и дифференцировать звуки речи, навык звукового анализа и синтеза слов;
  • обучать лексически и грамматически правильно оформлять речевое высказывание;
  • формировать умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового или самостоятельно составленного текста;
  • тренировать движения пальцев и кистей рук.

Более подробно цели игр и упражнений раскрыты в методических рекомендациях, которые необходимо внимательно изучить, прежде чем приступить к выполнению заданий.

Материал, предложенный в пособии «Играя, развиваем речь» позволяет устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, расширит знания и кругозор, что несомненно послужит хорошей основой для успешного обучения в школе.

Таким образом, составляющими медиатеки являются: компьютерные игры и программы, аудиозаписи, самостоятельно созданные мультимедийные проекты: презентации, авторские мультимедийные пособия, электронная библиотека, электронная версия учебной тетради.

Создание медиатеки позволяет систематизировать и пополнять материал, полученный из различных источников и в полной мере использовать разнообразные информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми.

Брындикова Наталья Адамовна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад первой категории № 93»,
г.Таганрог

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • Читайте также:
    Понятие Воля в современной психологии

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Читайте также:
    Звук и буква У - занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

    Татьяна Петрова
    Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

    Анализ работы «Использование информационно – коммуникационных

    технологий в логокоррекционной работе»

    В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа – технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются, любимы герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитываю современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации

    Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

    Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

    Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

    Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

    1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

    2. Подбор дополнительного познавательного материала.

    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

    4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

    5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

    При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

    В результате работыпо внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

    1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

    2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

    3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

    4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

    5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

    6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

    7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    Читайте также:
    Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

    ИКТ могут быть использованына любом этапе совместной организованной деятельности:

    1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

    2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

    3. Как информационно-обучающее пособие

    4. Для контроля усвоения материала детьми

    В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ,решаются следующие задачи:

    1. Повышение качества образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

    2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

    3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

    4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

    Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно – образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

    Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

    Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

    Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

    • Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

    • Формирование лексико-грамматических средств языка.

    • Развитие связной речи.

    • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

    Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

    Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

    – полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

    – дифференцированный подход к обучению – содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

    – объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

    В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, нотбуком для проведения мультимедийных презентаций.

    Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

    За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

    1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекциипсихических процессов:

    Компьютерные логопедические программы

    № п/п Наименование программы

    1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

    2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»

    3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

    4 Компьютерная обучающая программа “Баба-Яга учится читать”

    5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

    6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro

    7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно

    8 Мультимедийная игра “Развитие речи. Учимся говорить правильно”

    9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д – Учимся читать

    10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца

    13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»

    2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

    Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

    Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

    Презентационные материалы применяются для:

    развития речевого дыхания;

    гимнастики для глаз;

    автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

    дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

    развития фонематического восприятия,

    развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

    усвоения лексических тем;

    развития навыков словообразования и словоизменения;

    развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Читайте также:
    Задания логопеда по теме (Осень)

    С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

    Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

    3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

    4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

    5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

    6. Использую аудиапрограммы:

    1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

    2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

    3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

    4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

    5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

    6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

    7. «Детские песенки».

    8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

    Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

    7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

    8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на http://www.maam.ru/users/050180 . и сайт на http://nsportal.ru/petrova-tatyana-yurevna”

    9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

    10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

    В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны

    Дидактическая игра «Чьи следы?» Дидактическая игра “Чьи следы?” направлена на формирование у младших дошкольников элементарных представлений об окружающем мире. Правильно.

    Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

    Методическая разработка “Использование ИКТ в логопедической работе с дошкольниками”

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на современном этапе – это условие повышения качества и результативности учебно-воспитательной работы, способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

    Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Если открыть интернет ресурсы, то можно увидеть, что география распространения применения ИКТ в педагогической деятельности обширна как среди учителей школ, так и среди воспитателей ДОУ.

    Термин “информационные технологии” намного шире и включает в себя “компьютерные технологии” в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин “Современные информационные технологии”

    Компьютерные технологии – основным инструментарием является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. В последние годы термин “информационные технологии” часто выступает синонимом термина “компьютерные технологии”.

    Мультимедиа-технологии – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

    Интерактивные технологии – это те обучающие и развивающие личность технологии, в т.ч. игровые, которые построены на целенаправленной социально организованной групповой и межгрупповой деятельности, “обратной связи” между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа.

    Преимущества использования ИКТ в работе с дошкольниками

    • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
    • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
    • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
    • Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
    • Создание презентаций в программе Microsoft Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    Преимущества занятия с использованием презентаций в программе MS Power Point

    • Расширение возможностей применения наглядного материала
    • Максимальное развитие анализаторских способностей, психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления.
    • Увеличение объема информации в пределах допустимых норм (не перегружаем)
    • Возможность заинтересовать детей, благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
    • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
    • Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Список логопедических компьютерных ресурсов в логопедической работе с дошкольниками

    1. Обследование речемыслительной деятельности. (Приложение к речевой карте)
    2. Буквы и звуки. (Пособие по коррекции произношения и дидактический материал по обучению грамоте)
    3. Составление рассказов по картинкам.
    4. Грамматика для малышей.
    5. Предлоги.
    6. Организация коррекционно-развивающей среды для детей с нарушениями речи (консультации для педагогов и родителей).
    7. Мир вокруг нас.
    8. Самопрезентация.
    Читайте также:
    Интегрированное занятие по теме Весна

    Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно.

    Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя- логопеда при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

    При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

    Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»

    Людмила Макарова
    Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»

    Уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова не могут служить для полноценного общения.

    Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ранним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

    Необходимо создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный материал.

    Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности. Выявляется степень владения практическими навыками самообслуживание бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

    В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции. На наш взгляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения.

    Определённые условия:

    • единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,

    • представление планируемых результатов коррекционного воздействия.

    • наблюдение за текущим состоянием, уточнение речевого диагноза и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка

    В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т. е. занятия носят интегративный характер.

    Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.

    На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, нарядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения. Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

    Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

    • Развитие слухового восприятия

    • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

    • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

    • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

    Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

    • Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

    • Развитие функции голоса и дыхания.

    • Развитие чувства ритма.

    • Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

    Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

    1. Развитие слухового восприятия.

    Задачи:

    1. Расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.

    2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

    Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого) – побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

    3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

    Задачи: развитие манипуляторной деятельности и мелкой моторики рук

    * глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений

    * чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

    * развитие подвижности речевой мускулатуры – произвольности и дифференцированности мимических движений;

    * восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

    Приёмы:

    • прослеживание по направлениям сверху вниз – снизу-вверх – справа налево- слева направо;

    • прослеживание прямых – ломаных – извилистых линий;

    • массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;

    • проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);

    • двигательные упражнения с погремушкой-мячом – платочкам – флажком;

    • «рисование» в воздухе рукой;

    • различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

    • активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

    • упражнения с пластилином;

    • артикуляционная и мимическая гимнастика;

    • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

    • выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

    4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

    Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти.

    Приёмы:

    • нахождение игрушек в пространстве комнаты.

    • соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

    • определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,

    • выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

    • определение недостающих частей у предметов по картинкам;

    • узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:

    • запоминание изображений предметов;

    • выделение из множества предметов;

    • запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т. д.);

    Читайте также:
    Положение о родительском клубе

    • определение различий в предметах и картинках;

    • сравнение сходных по зрительному образу предметов;

    • выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

    Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

    5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности

    Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

    восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;

    Приёмы:

    • выработка умения ориентации в окружающем;

    • работа с тактильными таблицами; выделение цвета:

    • знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);

    • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

    • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

    • конструирование целого из частей;

    • классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;

    • идентификация предметов и геометрических фигур:

    • работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

    6. Развитие функций голоса и дыхания

    Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация ритма; развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; активизация целенаправленного ротового выдоха, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

    Приёмы:

    • упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

    • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:

    • тренировка носового выдоха;

    • развитие произвольного речевого вдоха.

    • выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:

    • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:

    • выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

    7. Развитие чувства ритма

    Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:

    Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

    Приёмы:

    • воспроизведение ритма в движениях и играх;

    • ходьба и маршировка под музыку;

    • двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

    • воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

    • знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;

    • знакомство со схемой ритма;

    • соотнесение ритма со схематическим изображением;

    • произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

    • ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

    8. Развитие импрессивной и экспресснвной речи

    Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на Звукоподражанием и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,

    слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,

    Приемы:

    • узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные,

    • показ предметов по их признакам

    • показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям

    • выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

    • выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний

    • побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного

    • различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих

    • выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами

    • побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов

    • автоматизация в диалогической речи слов «хочу, буду»

    • автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)

    • узнавание предмета по словесному описанию

    • смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты

    • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений

    Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах со сложными диагнозами Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию опыт своей работы. Тема моего выступления: 1 слайд Тема: «Организация индивидуальной.

    Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми Пересыпкина Светлана тьютор дошкольной группы. ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа – интернат» Статья: “Система.

    Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет Формирование речи у детей с нарушением слуха происходит в условиях разнообразной продуктивной деятельности, наблюдений за окружающим, в.

    Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза» Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. [/b].

    Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе» Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе” Скажи мне, и я забуду, Покажи мне,.

    Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

    Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи «Правильное произношение каждого звука.

    План-конспект индивидуально-коррекционной работы с детьми нарушением интеллекта «Продукты питания» План – конспект индивидуально – коррекционной работы с детьми нарушением интеллекта по теме: «Продукты питания». Категория нарушения: дети.

    Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция» Страх – интенсивно выраженная эмоция, испуг, боязнь. Страх – эмоционально заостренное отражение сознанием конкретной угрозы для благополучия.

    Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми Неотъемлемой частью работы по формированию правильной речи детей является совместная работа учителя-логопеда и родителей. Это можно объяснить.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: